К вопросу об оценке качества художественного образования | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 337.

К вопросу об оценке качества художественного образования

Рассматриваются вопросы оценки качества художественного образования. Выделены индикаторы развития образовательной среды художественной школы. Определены индикаторы результатов, или непосредственные результаты. Представлена система индикаторов развития образовательной среды художественной школы. Выделены направления развития среды. По каждому направлению определены индикаторы деятельности (затрат), индикаторы непосредственных результатов, а также индикаторы эффекта, характеризующие достижение поставленной задачи.

On estimation of art education quality.pdf Для оценки качества образования, реализуемого вАнализ взглядов современных исследователей наконкретном образовательном учреждении, важно опре-проблему разработки показателей качества образова-делить и сформулировать индикаторы качества образо-ния выявил следующее.вания. Разработка системы индикаторов качества обра-М.Л. Агранович, подчеркивая важную роль показа-зования должна быть основана на понимании целейтелей (индикаторов) как инструмента анализа образо-образования, а также обозначении взгляда на понятиевательных систем, отмечает их значение как эффек-качества образования. Если рассматривать качество об-тивного средства управления образованием. Индикато-разования как соответствие результата образования по-ры могут решать следующие задачи управления:ставленной цели, важно определить цели образования.- анализ ситуации и оценка тенденций;Традиционный «знаниевый», подход предполагает- оценка деятельности;под качеством образования уровень усвоения содержа-- планирование и контроль, т.е. задание ориентировния образования. Индикаторами качества образованияи направлений движения и мониторинг их достиженияв этом случае будут наличие у обучающихся знаний,[3. С. 120-121].сформированность умений и навыков.Важное значение имеет разработка системы показа-Современные представления о качестве образова-телей (индикаторов), способов диагностики, методовния не ограничиваются знаниями, умениями и навыка-анализа индикаторов. М.Л. Агранович в системе инди-ми, но включают личностное развитие. Ориентациякаторов выделяет три группы:образования на интересы личности - это создание ус-1. Индикаторы, характеризующие затраты, т.е.,ловий не только для социализации личности, предпола-фиксирующие сам факт управленческих действий, вгающей подготовку к жизни в обществе (адаптивнаятом числе издание приказов.модель поведения), но и самореализацию личности,2. Непосредственные результаты этих управлен-предполагающую активное преобразование действи-ческих действий.тельности.3. Эффекты от этих действий [3. С. 123].Задачами образования как института социализацииНапример: разработка системы индикаторов дляличности являются: приобщение нового поколения к ве-управления одним из направлений инновационной дея-дущим ценностям отечественной и мировой культуры;тельности школы - «введение предмета по выбору».овладение универсальными способами принятия решенийПроцесс введения предмета по выбору можно оха-в различных социальных и жизненных ситуациях;рактеризовать следующими индикаторами:уменьшение вероятности рисков социальной дезадапта-- разработка и утверждение программ реализацииции и нарушений здоровья подрастающего поколения [1.предмета по выбору;С. 17]. По мнению Б.С. Гершунского, жизненная само-- количество преподавателей, прошедших перепод-реализации личности может быть рассмотрена в настоя-готовку для реализации программ предмета по выбору.щее время в качестве цели образования. При этом само-Эти индикаторы характеризуют затраты и сам фактреализация возможна при условии, если человек:проведения определенных мероприятий.- осознанно и глубоко верит в эту жизненную цель,Индикаторы, характеризующие непосредственныйверит в свое индивидуально неповторимое предназна-результат деятельности: коэффициент охвата детейчение, видит в нем высший смысл жизни;программами предмета по выбору.- осознает свои способности, интересы, жизненныеКоэффициент охвата и тем более показатели первойпредпочтения и мотивы поведения и руководствуетсягруппы никак не характеризуют степень решения по-ими;ставленной задачи.- ощущает себя частью природы, человеческого со-Индикаторы эффекта от проведенной работы:общества, способен к дружественному взаимодействию- динамика сохранения контингента;с другими людьми;- динамика поступления в профильные вузы.- обладает знаниями, умениями, навыками и твор-Наиболее предпочтительными являются индикато-ческими способностями, позволяющими ему наиболееры третьей группы, которые характеризуют степеньполно реализовать себя в профессиональной деятель-решения поставленной задачи, конечный результат, аности и общественных отношениях;не просто факт деятельности предмета по выбору- способен к целенаправленным и эффективным во-С.И. Вострокнутов, рассматривая основы построе-левым усилиям, необходимым для полноценной само-ния воспитательной работы со студентами, подчерки-165реализации на всех этапах жизненного пути [2. С. 6].вает, что отличительной особенностью воспитательнойработы является отсутствие ориентированности на- обеспечение мотивации к познанию и творчеству,прямое достижение цели, т.к. она недостижима в огра-способности и стремления к саморазвитию;ниченные временные сроки. Автор предлагает выде-- обеспечение возможности быть самим собой, са-лять не результативные (определяющие уровень вос-мостоятельно ставить цели;питанности), а процессуальные критерии успешности- развитие волевых качеств, необходимых для пол-воспитательной работы. К ним относятся:ноценной самореализации;- целенаправленность, которая демонстрирует уро-- создание ситуации успеха, переживания радостивень реализации педагогической концепции, идей,познания и творчества;принципов, лежащих в основе системы;- со-творчество, сотрудничество всех участников- целостность, отражающая степень интеграцииобразовательно-воспитательного процесса;воспитательных воздействий, представленности на-Важно отметить, что на формирование ценностныхправлений воспитания;ориентаций обучающихся оказывают влияние не только- гуманистичность, позвляющая оценить общийсодержание образования, формы и методы обучения, но ипсихологический климат, стиль отношений в воспиты-личностные качества преподавателя, в частности:вающей общности, учет индивидуальных особенностей- профессионально-педагогическая культура, вклю-участников при построении воспитательного процесса;чающая в себя духовную, нравственную, этическую,- субъективный критерий, показывающий самочув-культуру общения, поведения, деятельности;ствие, удовлетворенность процессом и складывающи-- неординарность, индивидуальность личности пе-мися отношениями субъектов воспитания [4. С. 24-25].дагога;И.М. Осмоловская анализирует понятие качества об-- наличие позитивного опыта творческой самореа-разования и его показателей на примере конкретной шко-лизации в качестве художника;лы. Гуманистическая ориентация образовательно-воспи-- сформированность ценностей и ценностных ори-тательного процесса школы, его направленность на лич-ентаций (пустой сосуд чаши не наполнит). Лишь в томность ученика, его потребности, интересы, особенностислучае, когда педагог пропустит ценности через своипредполагает разработку соответствующих показателей.чувства, он сможет привить их детям [6. С. 62];Определение качества образования только по уровню- педагогическая направленность: позитивная уста-знаний, умений и навыков учащихся противоречит кон-новка на педагогическую профессию, желание зани-цептуальным основам школы, ее основным педагогиче-маться ею.ским ценностям. Образовательная программа школы обо-Рассмотрим процесс выделения показателей качествазначает целью поэтапное преобразование школы в обра-образования на примере художественной школы. Мето-зовательное учреждение с высоким уровнем образования,дологическими основаниями развития школы являются:развитой дифференциацией обучения, набором разнооб-1) теоретические основы гуманистической педаго-разных образовательных услуг, широкой сферой жизне-гики, в основе которой лежит целостное представлениедеятельности учащихся, максимально удовлетворяющейо педагогической действительности как культурообра-запросы и потребности детей. Определяя качество обра-зующей среде, где главная ценность - личность ребен-зования как соответствие результатов поставленной целика (М.В. Богуславский, Е.В. Бондаревская, А.П. Валиц-автор выделяет следующие показатели:кая, А.А. Вербицкий, И.А. Колесникова, В.А. Петров-- высокий уровень образования;ский, З.И. Равкин, В.И. Слободчиков, И.С. Якиманская- развитая дифференциация обучения;и др.);- наличие разнообразных образовательных услуг;2) представление об образовательной среде как це-- широкая сфера жизнедеятельности, удовлетво-ленаправленно создаваемом социокультурном окруже-ряющая потребности детей [5. С. 25-26].нии ученика, включающее различные виды средств иТаким образом, можно сделать вывод, что уровень раз-содержания образования, способы обеспечения еговития личности не всегда можно определить через резуль-продуктивной деятельности (А.В. Хуторской, А.В. Зе-тативные показатели (т.к. результат может быть отложенленцова, В.И. Слободчиков, А.В. Щапов, В.А. Пет-по времени, кроме того, не всегда можно соотнести резуль-ровский и др.);таты развития личности с выбранными критериями. По-3) культурологическая концепция в построенииэтому возникает необходимость выделения не только ре-содержания образования (В.В. Краевский, И.Я. Лер-зультативных, но и процессуальных показателей.нер и др.).При разработке системы индикаторов важно учиты-Содержание образования рассматривается как педа-вать ценностные ориентации школы, цели, задачи раз-гогически адаптированный опыт человечества, изо-вития образовательного учреждения.морфный, тождественный по структуре (не по объему)Анализ теоретических источников позволил намчеловеческой культуре, и включает:выявить ценности современного образования:- опыт познавательной деятельности, фиксирован-- обеспечение развития целостности человека, ори-ной в форме ее результатов - знаний;ентация на культуру, духовность;- опыт осуществления известных способов деятель-- обеспечение свободы выбора;ности - в форме умений действовать по образцу;- формирование потребности и способности в ак-- опыт творческой деятельности - в форме уменийтивном созидании;принимать нестандартные решения в проблемных си-- развитие творческих способностей, творческоготуациях;воображения, мышления;- опыт осуществления эмоционально-ценностных- развитие рефлексии, оценочных критериев;отношений - в форме личностных ориентаций;1664) компетентностный подход в определении качества- вовлечение обучающихся в анализ ситуации, раз-художественного образования. Качество художественноговитие рефлексии, творческого мышления;образования определяется знаниями, умениями и навыка-- использование методов, активизирующих способ-ми, а также показателями личностного развития. Компе-ность задавать вопросы;тентностная модель обучающегося включает совокупность- увлеченность преподавателя своим предметом,компетенций: ключевых, межпредметных и предметныхосознание возможностей личностного развития обу-(А.В. Хуторской, И.А. Зимняя, В. Шершнева и др.).чаемого средствами данной дисциплины [7].В качестве основных ценностей педагогическогоНа основании анализа теоретических источников,коллектива школы нами выделены следующие.опыта и анализа практической деятельности образова-Личность участников образовательного процессательных учреждений художественного образования на-(учащегося и педагога). Ориентация образования нами были определены задачи, решение которых, на нашинтересы личности как образования, способствующего:взгляд, приведет к созданию среды, обеспечивающейсоциализации личности; самореализации личности наразвитие участников образовательного процесса.основе гармоничного развития духовного и интеллек-1. Создание условий для возможности выбора кактуально-творческого потенциала.предпосылки для перехода от мотивов учебного долгаСвободное ценностное самоопределение. Актуали-к ценностным мотивам, основанным на пониманиизация потребности и развитие способности к свобод-личностной значимости образования, за счет обогаще-ному и ответственному выбору на основе ценностныхния и дифференциации содержания образования:ориентаций личности.- вариативности (разработки различных программКультура как среда, растящая и питающая личностьхудожественного образования в рамках подготови-(П.А. Флоренский). Организация культурно-образова-тельного, основного и вечернего отделений);тельной среды, включающей различные виды средств и- профильности (разработки и апробации профиль-содержания образования, обеспечивающих формированиеной подготовки учащихся с целью расширения и уг-у школьника личностного содержания образования.лубления содержания художественного образования,Творчество как способ развития человека в культу-обеспечения специализации учащихся и персонифика-ре (Е.В. Бондаревская). Обеспечение мотивации кции образования);творчеству, развитие творческих способностей, твор-- реализации индивидуального подхода через пред-ческого воображения, мышления. Формирование по-мет по выбору;требности к активному созиданию.- реализации регионального компонента на всехГуманизм как основа образовательного процесса. Со-этапах реализации программы развития (организациятворчество, сотрудничество всех участников образова-содержания образования через художественно-краевед-тельно-воспитательного процесса. Создание ситуациическую составляющую будет являться основной систе-успеха, переживания радости познания и творчества.матизирующей идеей учебного процесса, способст-Компетентность. Профессиональная компетент-вующей формированию эстетического отношения кность преподавателя как условие развития школы.действительности, любви к родному краю, уважения кКомпетентностная модель обучающегося.его истории и современности.В работе школы ценности являются системообра-2. Разработка и апробация организационно-зующими критериями, ориентированными на осмысле-педагогических условий, обеспечивающих развитие твор-ние подходов и принципов в разработке содержания ических способностей личности, творческой самореализа-организационно-методического осуществления образо-ции учащихся и педагогов; эмоционального благополучиявательного процесса.участников образовательно-воспитательного процесса.Целями развития школы определены: выявлениеСоздание условий для обеспечения благоприятного мик-сущностных характеристик культурно-образовательнойроклимата, сотрудничества, сотворчества всех участниковсреды художественной школы, позитивно влияющей наобразовательно-воспитательного процесса, переживанияличность участников образовательного процесса; соз-радости познания и творчества, ситуации успеха.дание организационно-педагогических условий, обес-3. Разработка и апробация компетентностной моде-печивающих успешное развитие и саморазвитие уча-ли выпускника художественной школыщихся, педагогов, родителей.4. Разработка и апробация особенности предметно-В педагогических исследованиях выделены факто-пространственного компонента среды школы, обеспечи-ры, способствующие интеграции когнитивной и лично-вающего развитие личности (эстетика помещения, обору-стной составляющих, гармоничному развитию эмоцио-дование, постояннодействующие выставки).нальной, интеллектуальной, мотивационной сфер лич-5. Создание условий для повышения мотивацион-ности обучающихся:ной, когнитивной и технологической готовности педа-- стимулирование самостоятельного перевода обу-гогического коллектива к работе с развитием личности,чающимися эмпирически полученных знаний на уро-в том числе через научно-методическое сопровожде-вень более глубоких обобщений, концептуальных вы-ние.водов;6. Реализация стратегии управления, нацеленной на- внедрение в образовательную практику методоворганизацию работы школы как саморазвивающегосямежличностного взаимодействия на учебном занятии,организма: культурного пространства, обеспечивающе-обеспечивающего обмен личностными смыслами;го становление личности.- использование возможности выбора индивиду-Исходя из поставленных задач, определяя качествоальной траектории освоения учебного материала;образования как соответствие результатов заявленной167цели, можно выделить следующие процессуальные ин-- непрерывное повышение мотивационной, когни-дикаторы (таблица):тивной и технологической готовности педагогического- наличие условий для возможности выбора через:коллектива к работе с развитием личности, в том числерасширение направлений деятельности, вариатив-через научно-методическое сопровождение.ность программ, введение профильного обучения,Следующей задачей в разработке системы индика-реализацию индивидуального подхода через предметторов является определение способов сбора данных ипо выбору;методов анализа индикаторов. Но прежде всего, необ-- обеспечение личностного содержания образова-ходимо выделить критерии, по которым можно оце-ния, перехода от мотивов учебного долга к ценност-нить тот или иной индикатор. Система индикаторовным мотивам, основанным на понимании и принятиивключает индикаторы деятельности, отражающие на-личностной значимости образования;личие действий, затраты ресурсов на решение задач.- обеспечения благоприятного микроклимата, соз-Чтобы определить действенность затраченных ресур-дание условий для сотрудничества, со-творчества восов, важно определить индикаторы, дающие возмож-время образовательного процесса, развитие творческо-ность идентифицировать изменения в образовательнойго мышления, рефлексии;системе - это индикаторы результатов, или непосред-- обеспечение благоприятного предметно-простран-ственные результаты. Следующий уровень индикато-ственного компонента среды школы (эстетика помеще-ров - индикаторы, характеризующие решение постав-ния, оборудование, постояннодействующие выставки);ленной задачи, эффект от реализации программы.Индикаторы развития образовательной среды художественной школыНаправление Индикаторы деятельности Индикаторы результатов Индикаторы эффектаОбеспечение возможности выбораРазработка новых направлений деятельности. Разработка новых вариативных программ для разного уровня обучающихся. Разработка новых программ профильного обучения. Разработка новых программ для предмета по выбору. Укомплектованность педагоги-ческими кадрами, имеющими соответствующую квалифика-цию, по каждому из предметовДинамика количества обучаю-щихся по программам новых направлений деятельности. Динамика количества обучаю-щихся по вариативным про-граммам. Динамика количества обучаю-щихся по программам профиль-ного обучения. Динамика количества обучаю-щихся по программам предметов по выборуДинамика сохранения контин-гента. Динамика поступления выпуск-ников в профильные вузыОбеспечение личностного содержания образованияОбогащение содержания образо-вания через художественно-краеведческую составляющуюЗнание истории своей семьи, своего края, интерес и любовь к родному краю, уважение к его истории и современностиПереход от мотивов учебного долга к личностным мотивамОбеспечение благоприятного микроклиматаОрганизация образовательного процесса, обеспечивающая ак-тивную самостоятельную работу обучающихся. Проведение анализов просмот-ров с участием учащихсяСубъект-субъектные отношения, сотрудничество. Развитие рефлексииРазвитие творческих способно-стей личности, творческая само-реализация учащихся и педагогов. Эмоциональное благополучие участников образовательно-воспитательного процессаОбеспечение благоприятного предметно-пространственного компонентаОбновление учебно-методической базы кабинетов. Приобретение специальной (по профилям) и психолого-педагогической литературы для школьной библиотеки. Приобретение фото-, видео- и др. методических материалов для методического кабинета; Организация постоянно обнов-ляющихся методических выста-вок в помещениях школыНаличие оборудования, мебели, технических средств обучения. Динамика количества и качества методического фонда. Эстетика помещений, пришко-льного участка. Культурно развивающая выста-вочная средаЭстетическое отношение к дей- ствительности. Наличие художественного вкуса и навыков анализа и оценки произведений изобразительного искусстваНепрерывное повышение мо-тивационной, когнитивной и технологической готовности педагогического коллективаРазработка положения о матери-альном стимулировании иннова-ционной деятельности. Организация педагогического лектория. Разработка индивидуальных карт самообразования педагогов. Научно-методическое консуль-тирование. Внешняя экспертиза образова-тельной практикиРезультативность участия в конкурсах профессионального мастерства. Доля педагогов, имеющих выс-шую категорию. Формирование информационно-методического фонда разработок педагоговСтабильность кадрового соста- ва. Приток и закрепление молодых специалистов. Удовлетворенность педагогов и обучающихся деятельностью ОУВ целом результатом деятельности предполагается непрерывно обогащающаяся и развивающаяся куль-турно-образовательная среда школы как пространство168специальных условий, обеспечивающих успешное раз-витие и саморазвитие личности учащихся, педагогов, родителей за счет совершенствования организационнойструктуры детской художественной школы, обогаще-4. Адекватная заданным функциям развития струк-ние и дифференциацию содержания образования в це-тура управления школой, педагогическим коллективом.лях реализации ведущего принципа гуманистической5. Создание модели мониторинга, отражающей раз-педагогики - свободы выбора, а также за счет про-витие культурно-образовательной среды школы.странственно-предметного компонента: эстетики по-6. Развитие культуры обобщения и распространениямещения, оборудования, постоянно действующих вы-педагогического опыта в разных формах: оформлениеставок.авторских программ, научно-исследовательских тек-1..Обеспечение высокого уровня профессиональнойстов, печатных материалов для публикации. компетентности, непрерывного профессионального7. Повышение имиджа школы, укрепление взаимо-развития педагогов за счет различных форм (внешних,действия школы с учебными, научными, научно-внутренних) повышения квалификации, организацииметодическими и другими учреждениями. Укрепление исследовательской работы в школе, сотрудничество сресурсности школы, увеличение позитивного влияния вузами г. Томска.школы на социокультурную жизнь города.2.Развитые формы совместной деятельности педа-8. Разработка системы индикаторов в процессе гогов, учащихся и их родителей, направленные на соз-управления развитием школы является процессом так-дание эмоционально комфортной жизнедеятельности вже развивающимся, требующим уточнения и совер-образовательном учреждении.шенствования. Определение индикаторов важно дляПовышение качества художественного образова-анализа деятельности образовательного учреждения: ния благодаря гуманистической направленности обра-как процесса, так и результатов. Но еще более важная зования: возможности выбора образовательной траек-функция индикаторов качества образования - опреде-тории, а также продуктивного взаимодействия, со-ление вектора развития, путей и способов совершенст-творчества учащихся и педагогов.вования культурно-образовательной среды школы.

Ключевые слова

качество художественного образования, индикаторы качества образования, индикаторы деятельности, индикаторы результатов, индикаторы эффекта, культурно-образовательная среда, quality of art education, indicators of education quality, indicators of activity, indicators of results, indicators of effect, cultural-educational environment

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Долгих Надежда НиколаевнаТомский государственный университеткандидат педагогических наук, доцент кафедры изобразительного искусства Института искусств и культурыkulturtsu@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. и др. Художественная одаренность детей, ее выявление и развитие: Метод. пособие. Дубна.: Феникс, 2006. 112 с.
Гавриловец К.В., Титовец Т.Е. Целостность человека как педагогическая категория // Педагогика. 2007. № 10.
Осмоловская И.М. Качество образования: критерии и показатели конкретной школы // Директор школы. 2005. № 3.
Вострокнутов С.И. Методологические основы построения системы воспитательной работы со студентами в высших учебных заведениях России // Гуманизация образования. 2008. № 3.
Агранович М.Л. Индикаторы в управлении образованием: что показывают и куда ведут? // Вопросы образования. 2008. № 1.
Гершунский Б.С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования // Педагогика. 2003. № 10.
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования // Вопросы психологии. 2007. № 4.
 К вопросу об оценке качества художественного образования | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 337.

К вопросу об оценке качества художественного образования | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 337.

Полнотекстовая версия