Работа посвящена выявлению и оценке профессионально значимых двигательных и личностных качеств студентов геолого-географического профиля на основе применения метода анкетного опроса. Рассматриваются вопросы профессиональной подготовленности будущего специалиста, обеспечивающей достаточный уровень знаний, умений и навыков в сфере физической культуры и спорта и способствующей активному их использованию. Обоснована необходимость целенаправленного формирования у специалистов навыков в области профессионально-прикладной физической культуры.
Estimation of professionally significant motion and personal qualities of students majoring in geologyand geography.pdf Важными компонентами профессиональной подго-готовленности и уровня здоровья требованиям профес-товленности студентов вузов, несомненно, являютсясиональной деятельности.профессиональное самосознание будущего специали-Было обнаружено, что на первом курсе 80% сту-ста, уровень его физического развития и здоровья [4].дентов оценивают уровень своей физической подго-Профессионально-прикладная физическая подготовкатовленности как высокий, 20% - как средний. В то жедолжна формировать прикладные знания, физические ивремя все специалисты-геологи оценили степень сво-специальные качества, умения и навыки, способствую-ей физической подготовленности как полностью со-щие достижению готовности человека к успешной про-ответствующую профессиональным требованиям.фессиональной деятельности [1-4]. Для этого прежде все-Аналогичная картина получена и в ответах на вопросго необходимы выявление и оценка профессиональнооб уровне здоровья - 86% студентов, 100% работаю-значимых двигательных и личностных качеств.щих оценили его как высокий и соответствующийЦель настоящей работы - определить профессио-требованиям профессии и лишь 14% студентов - какнально значимые двигательные и личностные качествасредний и не полностью соответствующий профес-студентов геолого-географического профиля.сиональным требованиям.Исследование проводилось методом анкетного оп-Для определения профессионально значимых качествроса студентов ТГУ и работников геологических пред-и их оценки у студентов полевых специальностей в анке-приятий. Было выделено 2 группы испытуемых. Пер-ту были включены вопросы о том, какие из перечислен-вую группу составили студенты 1-го курса ГГФ ТГУных двигательных и личностных качеств, по их мнению,(n = 15; 18-20 лет; 11 юношей, 4 девушки), занимаю-необходимы в профессиональной деятельности.щиеся на специализации «лыжный спорт» в основнойПодавляющее большинство студентов первого кур-медицинской группе. Вторая группа сформирована изса как наиболее важное качество назвали выносли-сотрудников ГГФ ТГУ и ИГНД ТПУ, имеющих опытвость, на второе место они поставили скоростно-полевых и экспедиционных работ (n = 10; 21-35 лет;силовые качества, на третье - силу. Наименее важными7 мужчин, 3 женщины).в профессиональной деятельности были признаны бы-Для определения уровня физического развития ис-строта, ловкость и гибкость (табл. 1). В группе специа-пытуемых мы включили в анкету два вопроса, отвечаялистов оценка двигательных качеств отличалась незна-на которые респонденты должны были дать субъектив-чительно, порядок ранжирования был следующим: си-ную самооценку степени соответствия физической под-ла, ловкость, скоростно-силовые качества.Т а б л и ц а 1КачествоРанг СтудентыСпециалистыВыносливость1,91Сила2,72,3Ловкость4,23,0Скоростно-силовые качества2,34,3Быстрота4,24,9Гибкость5,75,5Ранжирование двигательных качеств, профессионально значимых для специалистов геолого-географического профиляТретий блок вопросов анкеты имел целью вы-воля к победе, были оценены студентами как мало-явить личностные качества, наиболее значимые взначимые (табл. 2).профессиональной деятельности специалистов гео-У работающих специалистов приоритеты распреде-лого-географического профиля. В ответах студентовлились в другом порядке: дисциплинированность, ко-порядок их значимости был следующим: целеуст-торая весьма необходима в условиях экспедиционнойремленность; дисциплинированность и чувство кол-работы; чувство коллективизма; целеустремленность;лективизма, необходимые для «полевиков» в уда-трудолюбие и решительность. Как и студенты, втораяленных экспедициях; трудолюбие и решительность.группа анкетируемых смелость и волю к победе поста-Остальные категории качеств, такие как смелость ивили на последнее место.176Т а б л и ц а 2Ранжирование личностных качеств, профессионально значимых для специалистов геолого-географического профиляКачествоРанг СтудентыСпециалистыДисциплинированность3,41,7Чувство коллективизма3,42,9Целеустремленность3,23,7Трудолюбие4,04,0Решительность4,44,0Смелость4,75,6Воля к победе5,36,1По мнению специалистов геолого-географическогоэто признание целеустремленности наиболее важнымпрофиля, наиболее значимыми в профессии двигатель-личностным качеством для геолога. Специалисты оп-ными качествами являются выносливость и сила, наровергли данную оценку, отдав предпочтение дисцип-втором месте - ловкость и скоростно-силовые качества.линированности и коллективизму, т.к. длительное пре-Быстрота и гибкость не являются значимыми в профес-бывание в экспедиции требует строгой дисциплины,сиональной деятельности. Среди личностных качествподдержания дружеских отношений в коллективе,как приоритетные определены дисциплинированностьвзаимопомощи.и коллективизм, на втором месте - целеустремлен-Результаты социологического опроса показали, что уность, трудолюбие и решительность; наименее значи-студентов геолого-географического профиля наиболеемыми признаны смелость и воля к победе.значимыми двигательными качествами являются вынос-У студентов первого курса имеет место ошибочнаяливость, сила и ловкость. Из личностных качеств веду-оценка значимости некоторых физических и личност-щее место занимают дисциплинированность, коллекти-ных качеств. Так, скоростно-силовым качествам перво-визм, которые весьма необходимы в условиях экспеди-курсники присудили второе место, обойдя силу и лов-ционной работы, затем - целеустремленность и трудо-кость. Это неразумно, т.к. сила и ловкость для «поле-любие. Перечисленные качества наиболее полно форми-виков» очень важны на трудных маршрутах: сила -руются у студентов, занимающихся лыжным спортом,чтобы нести на себе тяжелый груз, ловкость - чтобыпоэтому одним из вариантов формирования данныхвовремя среагировать в экстремальных ситуациях.профессионально-значимых качеств можно рассматри-Вторая ошибочная оценка студентов младших курсов -вать занятия на специализации «лыжный спорт
Соловьёва Анастасия Леонидовна | Томский государственный университет | старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта факультета физической культуры | solmv@sibmail.com |
Осокина Ольга Сергеевна | Томский государственный университет | аспирант | osokinac@mail.ru |
Гончаров В.Д., Романов Б.Ф., Юкиш В.Ф. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов: реальность и перспективы // Теория и практика физической культуры. 1993. № 7. С. 12-13.
Ильинич В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов: Науч.-метод. и организац. основы. М.: Высш. шк., 1978. 144 с.
Полиевский С.А., Старцева И.Д. Физкультура и профессия. М.: ФиС, 1988. 159 с.
Раевский Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов: Учебное пособие. М.: Высш. шк., 1985. 136 с.