Эмоциональное ожидание в структуре эмоциональной сферы
На основе диалектического анализа эмоциональной сферы выделяются различные формы эмоциональности. Показано соотношение эмоционального ожидания как одной из форм эмоциональности с потенциальными и актуально переживаемыми содержаниями души. Это соотношение позволяет эмоционально переживать и символически выражать по природе невыразимую потенциальную сторону реальности.
Emotional expectation in the emotional sphere structure.pdf Психологическое понимание эмоции ограниченомодусами времени: в модусе прошлого - вспоминае-выявлением условий ее возникновения и описаниеммое, в модусе настоящего - непосредственно ощущае-ситуации, в которой она проявляется. Однако это ещемое, и в модусе будущего - представляемое в вообра-не приближает нас к пониманию того, что есть эмоцияжении.как переживаемое содержание сознания. В философ-Усилие как деятельная потенция должно вопло-ской традиции эмоция наиболее часто понималась какщаться в чем-то ином по отношению к себе. Это иноеособое переживание, которое является данностью дляявляется иным по отношению к усилию подобно тому,познающего субъекта. В частности, Э. Гуссерль пони-как меон - «не-сущее» - является иным по отношениюмает эмоцию как неинтенциональное переживание,к сущности, поэтому в дальнейшем будем его называтьподобное неинтенциональным гилетическим данным,психическим меоном. Понятие меона использовалось внапример белизне в структуре восприятия белой бума-античной философии для характеристики материи какги [1. С. 81]. Н.Н. Карпицкий, напротив, понимает эмо-чистой потенциальности, лишенной любых качеств ицию не просто как данность сознанию, а как инерцион-любой оформленности. А.Ф. Лосев пишет по этомуную силу самой интенции [2. С. 84]. Таким образом,поводу: «Поэтому то иное, о котором говорит Платон,эмоция может характеризовать и данности сознанию, ивовсе не есть какое-нибудь положительное свойство. Всами акты сознания. Чтобы соотнести между собой этисущности говоря, это есть только вечная возможностьразличные понимания эмоции, недостаточно ограничи-какого-нибудь свойства. Но такая возможность нис-ваться только феноменологическим описанием эмоции,колько не страшна для определения материи у Плато-необходимо раскрыть соотнесенность различных формна, поскольку всякая возможность есть только ещеэмоциональности в соответствии с диалектикой эмо-возможность, а не действительность. С этой точки зре-циональной сферы.ния весьма интересен платоновский термин to me on,Эмоция дана не как вещь, но как событие, она имееткоторый он отличает от «to oyc on». Это последнееначало и завершение, т.е. раскрывается в длительности«укон» есть просто отсутствие чего-нибудь в абсолют-и вне длительности не существует. Можно сказать, чтоном смысле слова; «мэон» же не есть просто отсутст-эмоция - это переживание какого-либо содержания ввие, но отсутствие с возможностью присутствия» [3.длительности. Благодаря этому эмоция, как и время,С. 573]. Вслед за А.Ф. Лосевым будем понимать меонвсегда имеет определенное направление в длительно-как абсолютную инаковость любого смысла или акта,сти, в силу чего все действия человека в большей илит.е. чистую возможность воплощения смыслов и вос-меньшей степени испытывают влияние эмоциональнойприятия актов - «пассивную» потенциальность. В со-направленности. Изменение эмоционального пережи-ответствии с этим психический меон - не просто что-тования, например при восприятии музыки или в ритуаледругое по отношению к усилию, но его, т.е. усилия,праздника, всегда связано с изменением содержатель-принципиальная инаковость. Если усилие - это сила,ности растянутых в длительности процессов. Поэтомукоторая актуализирует потенцию, то принципиальнодать понимание эмоции можно только в структуре дли-иное по отношению к нему представляет собой психи-тельности.ческую меональность - пассивную потенциальностьДлительность обнаруживается в сознании как фор-психической сферы, которая актуализируется лишьма протекания событий. Длительность не является аб-благодаря этому усилию.страктным принципом, но переживается и осознаетсяУсилия порождают новые события психическойкак способ существования становящихся процессов.жизни именно благодаря своему воплощению в психи-Однако процессом является не только раскрывающеесяческом меоне. В этом воплощении усилие обретаетв переживании длительности содержание жизни. Самосвою конкретную содержательность в форме эмоции,осознание длительности также является процессом,которая также становится формой переживания другихкоторый конституируется двумя факторами сознания -событий, порожденных данным усилием. Например,усилием и переживанием.когда человек стремится увидеть что-то красивое, то онУсилие представляет собой деятельную потенцию,переживает свое стремление эмоционально, а затем этакоторая актуализируется в том или ином содержанииэмоциональность наполняет данность красивого пред-сознания и при этом раскрывается как длительность вмета в созерцании. Эмоциональность стремления - этоформе потока событий. К усилиям относится все, чтоодно, а эмоциональность данности феномена в воспри-полагает и направляет поток сознания: внимание, ожи-ятии - это уже другое. Таким образом, можно выделитьдание, сосредоточение на воспоминании и т.д. В ре-эмоцию как форму переживания, воплощенного в пси-зультате усилий актуализируются конкретные пережи-хическом меоне усилия, и эмоцию как форму пережи-вания, которые распределяются в соответствии с тремявания данных восприятию событий и явлений. В пер-178вом случае эмоция становится характеристикой на-правленного акта (интенциональная эмоциональность) сознания, во втором случае она является характеристи-кой данности феноменов сознания (эмоциональность психогилетической данности). Под психогилетической данностью здесь имеется в виду психическая и чувст-венно данная текучая действительность, содержатель-ная сторона восприятия и его психического пережива-ния или выражение психических переживаний в телес-ном образе.Сама по себе психическая меональность также со-держит потенцию эмоциональных переживаний, благо-даря чему наряду с этими двумя формами эмоции мож-но выделить еще и неопределенную эмоциональную потенциальность, являющуюся предваряющим услови-ем актуальной эмоции. Так как эмоциональная потен-циальность есть иное усилию, то воплощение в ней усилия актуализирует такое эмоциональное пережива-ние, которое никогда полностью не соответствует на-мерению этого усилия. Несовпадение деятельной по-тенции усилия и эмоциональной потенциальности, в которой это усилие воплощается, наделяет эмоции спонтанным неконтролируемым характером. Напри-мер, человек стремится проявить внимательность и участие к судьбе другого человека, но вдруг его охва-тывают раздражение, гнев или зависть, или, напротив, он желает проявлять лишь дружеские чувства, но не-ожиданно для себя оказывается в плену любовной страсти. В силу этого несовпадения всякое усилие предваряется эмоциональным ожиданием спонтанной актуализации этим усилием такого эмоционального переживания, которое в чем-то будет не соответство-вать намерению этого усилия. Это эмоциональное ожидание предваряет спонтанный, непредсказуемый и неподконтрольный характер возникновения и протека-ния эмоции. Но поскольку этот характер является след-ствием эмоциональной потенциальности, то эмоцио-нальное ожидание, направленное на инаковость уси-лия, соотносится с эмоциональной потенциальностью.Наиболее близким к понятию эмоционального ожи-дания является введенное Н.Н. Карпицким понятие эстетического ожидания: «Намерение постичь эстети-ческое основывается на осознании потенциальной воз-можности преодоления ограниченности восприятия. Эта потенциальная возможность нового пространства восприятия переживается как эстетическое ожидание, которое и обеспечивает переход к эстетическому син-тезу. Так как эстетическое ожидание предшествует данности эстетического содержания, оно направлено не на что-то конкретное, а на новое в самом широком смысле» [3. С. 176]. Эстетическое ожидание проявляет-ся в направленности на потенциальное, то, что еще ак-туально не дано. Однако любое эстетическое пережи-вание всегда выражается эмоционально, поэтому и эс-тетическое ожидание можно истолковать как разно-видность эмоционального ожидания.Потенциальность сама по себе не может быть по-стигнута содержательно уже в силу того, что не явля-ется актуальным переживанием, однако вполне можно содержательно постичь соотнесенность потенциально-сти с чем-либо актуально переживаемым. Поэтому в эмоциональном ожидании содержательно раскрываетсясоотнесенность волевого усилия и его инаковости как эмоциональной потенциальности. Эта соотнесенность есть выражение эмоциональной потенциальности в ожидаемой форме, и именно благодаря этому ее можно описывать как третью форму эмоциональности наряду с интенциональной эмоциональностью и эмоциональ-ностью психогилетической данности. Например, в об-щении с человеком можно выделить эмоциональность собственного намерения общаться и связанных с ним действий, эмоциональное восприятие другого человека как такового и еще неясное эмоциональное предчувст-вие чего-то, что может принести с собой это общение и что указывает на некую тайну в этом человеке. Благо-даря этому эмоциональное ожидание содержательно указывает на потенциальное, которое не может быть выражено в какой-либо смысловой определенности. Поскольку потенциальность дана не сама по себе, но в соотнесенности с актуальным, то можно найти и соот-ветствующую символическую форму для этой соотне-сенности, которая выражала бы то, что актуально еще не дано. Такую символическую форму, указывающую на неопределенное потенциальное содержание, будем называть меональным символом.Здесь будет нелишним посвятить несколько строк разграничению понятий эмоции и чувства, поскольку в обыденном словоупотреблении эти два понятия часто смешиваются. Эмоция - это всегда какое-либо кон-кретное темпоральное переживание: либо переживание данности, либо направленного усилия, либо ожидания. Чувства возникают на основе эмоциональных пережи-ваний, но не сводятся к ним. Например, чувство любви включает в себя и эмоциональное переживание присут-ствия любимого, и эмоциональную направленность на него, и эмоциональное ожидание того, что раскрывает-ся в общении, но при этом чувство не тождественно ни одной из этих эмоциональных форм, ни их сумме. Чув-ство возникает из эмоций как новое по отношению к ним явление.Чувство - это такое отношение к комплексу эмо-циональных переживаний, связанное с их принятием или неприятием, самоотдачей им или, напротив, борь-бой с ними, благодаря которому эмоциональные пере-живания удерживаются и распространяются за пределы данной ситуации. Благодаря этому чувства становятся независимыми от сложившейся ситуации и связанных с ней переживаний. Например, человек может пережи-вать обиду или раздражение по отношению к другому человеку, но при этом сохранять чувство любви к нему, которое в сложившейся ситуации непосредственно эмоционально не выражается, но сохраняется безотно-сительно к данному моменту времени. И хотя чувства проявляются во времени, они не зависят от определен-ного положения на временной линии, что позволяет, к примеру, вести разговоры о вечной любви, над которой время не властно. Сами же эмоциональные пережива-ния могут рассматриваться как в контексте других чувств, так и сами по себе. Например, эмоциональное ожидание может быть связанным с чувством любви, а может и не быть.Соотнесенность в эмоциональном ожидании акту-ального переживания с потенциальной эмоционально-стью позволяет диалектически раскрыть специфику179меонального символа. Восприятие символа всегда при-ном сопереживании. Хотя человеческое тело как сим-носит с собой нечто новое, иногда неожиданное, бла-вол открывает чувственному восприятию и умозрениюгодаря чему символы способны постоянно притягиватьвнутреннюю жизнь другого человека, однако ее скры-к себе внимание. Восприятие и познание символа пред-тая потенция, составляющая неактуализированный иставляет собой такой акт, усилие которого предваряет-невыраженный пласт человеческого бытия, соотносит-ся ожиданием этого акта, указывающим на потенци-ся только с эмоциональным ожиданием.альность того, что может быть раскрыто в символе.Было бы неправильным утверждать, что эмоция яв-Поскольку потенциальность в символе - это нечтоляется третьим видом познания наряду с эмпирическиминое, нежели направленный на символ познавательныйи умственным. Например, простые эмоциональные пе-акт сознания, то указывающее на эту инаковость ожи-реживания - страх, радость, грусть и т.д., сами по себедание выявляет спонтанный и непредсказуемый харак-не сообщают ничего нового о предмете познания, явля-тер восприятия символа. Поскольку содержание ожи-ясь лишь реакцией человека на познаваемую действи-дания еще не актуализировано, оно не может бытьтельность. Однако на основе эмоции вполне может вы-представлено в наглядном для умозрения актуальномстроиться познавательная конструкция: эмоциональноесмысле, и поэтому схватывается именно в эмоциональ-ожидание - символ - потенциальное содержание, т.е.ном ожидании. Благодаря эмоциональному ожиданиюскрытый неактуализированный пласт человеческогоудается постигать меональную глубину символа.бытия. В этом случае эмоция становится составнымМеональная глубина символа включает потенци-элементом познавательного процесса.альность как самого символа, так и символизируемого.Эмоциональное ожидание может соотноситьсяБлагодаря этому нераскрытая потенциальность внут-как с потенциальным, так и с актуальным содержа-ренней жизни человека может соотноситься с эмоцио-нием. Если оно соотносится с сущностью, то эмо-нальным ожиданием, связанным с постижением симво-циональное переживание носит сопутствующий эм-лической явленности этого человека. В этом случаепирическому восприятию или умозрению характер,символ может не только выражать внутреннее содер-принципиально не влияя на познаваемый предмет.жание человека, но и соотносить с тем, что еще не ак-Совсем другое дело, когда эмоциональное ожиданиетуализировано в становлении внутренней жизни и яв-соотносится с эмоциональной потенциальностью.ляется пока лишь потенцией. В силу этой соотнесенно-В этом случае оно определяет становление психиче-сти нераскрытая потенция также представляется со-ской жизни, а в сновидческом мире еще и способнодержательной, и эта содержательность присутствует непереводить эту эмоциональную соотнесенность вво внешнем выражении символа, а в его внутреннемнаглядные чувственные образы, которые и состав-измерении, которое схватывается лишь в эмоциональ-ляют содержание сновидения.ЛИТЕРАТУРА
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 265
Ключевые слова
эмоция, эмоциональное ожидание, чувство, потенциальность, emotion, emotional expectation, feeling, potentialityАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Тарнапольская Галина Михайловна | Томский государственный университет | кандидат философских наук, докторант кафедры онтологии, теории познания и социальной философии философского факультета | tagami@vtomske.ru |
Ссылки
Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. Т. 1. 336 с.
Карпицкий Н.Н. Присутствие и трансцендентальное предчувствие. Томск: Изд-во Том. унт-та, 2003. 192 с.
Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. М.: Ладомир, 1994. 716 с.
Карпицкий Н.Н. Феноменология восприятия и опыт искусства // Человек.RU: гуманитарный альманах. Новосибирск: НГУЭУ, 2008. № 4. С. 174-183.
