Природные и социально-культурные предпосылки развития экологического туризма в Притомье
На территории Томской области экологический туризм относится к наиболее значимым видам туризма, на которые сделан основной акцент в части создания условий для развития и привлечения инвестиций, а также оказания государственной поддержки. В свою очередь, богатая история и уникальная природа Притомья представляют собой значительные ресурсы для развития экологического туризма в пределах данной территории.
Natural, social and cultural background for ecotourism development in the trans-Tom' region.pdf Одной из характерных особенностей современногоского туризма. Примером данного утверждения мо-этапа развития общества является нарастание угрозыжет служить исследуемая территория (Притомье),глобального экологического кризиса. Обострение эко-охватывающая долину р. Томи и расположенная в пре-логической ситуации в мире давно вышло за рамкиделах Томской и Кемеровской областей, входящая в еепроблем отдельных стран и регионов. Пути решенияпределы правобережная часть долины реки Томи отэкологической проблемы весьма сложны и многооб-с. Саломатово Кемеровской области до с. Колароворазны и требуют усилий всех стран мира. В связи сТомской области. Эта территория располагается наэтим большое развитие в последнее время получилстыке северных отрогов Кузнецкого Алатау и Западно-экологический туризм как один из способов решенияСибирской равнины, что обусловливает разнообразиеэкологических проблем и сохранения природных ре-горных пород, рельефа и ландшафтов. Описываемыйсурсов, поскольку бережное отношение к природе ирайон относится к складчатому обрамлению Западно-окружающей среде является одним из привлекатель-Сибирской плиты, но в то же время носит признакиных элементов туризма и путешествий. Туристскиетипичной платформенной области. Рельеф местностигостиницы, кемпинги, курорты, которые расположенывозвышенный (абсолютные высоты достигают 270-среди нетронутой природы и где уделяется должное300 м), расчленен многочисленными притоками Томи ивнимание вопросам экологии, сохранению природногоОби, местами вскрывающими палеозойский фундаментландшафта и культурного наследия, становятся всеЗападно-Сибирской плиты почти на всем протяженииболее популярными и привлекают новых, экологическиот с. Коларово (Спасское) до г. Томска.сознательных и подготовленных туристов.Таким образом, на береговом склоне нередки кру-Проблемы экологического туризма рассматривают-тые участки и отвесные скальные обнажения - утесы,ся в работах Н.В. Дроздова, Н.С. Мироненко, И.Н. Па-которые интересны не только в визуально-эстети-нова и др. В этих работах анализируется понятие «эко-ческом отношении и с точки зрения формирования не-логический туризм», освещаются его различные аспек-характерных для данных условий экотопов, но и пред-ты. Наибольшее внимание уделяется проблемам разви-ставляют собой исследовательский материал для изу-тия экологического туризма за рубежом, проблемы жечения геологической истории района (классическиеразвития экологического туризма в России освещены вгеологические обнажения). Так, вблизи с. Коларовоменьшей степени.(Спасское) на дневную поверхность выходят породыСогласно Закону Российской Федерации «О туриз-коренного фундамента нижнекаменноугольного воз-ме» [1] под экологическим туризмом понимаются пу-раста, представленные отложениями басандайской сви-тешествия, совершаемые с целью экологического вос-ты. Это обнажение - Синий утес, объявленное в 1986 г.питания и образования туристов. Роль экологическогогеологическим памятником природы. Обнажение рас-туризма трудно переоценить, поскольку в последниеположено на крутом береговом склоне р. Томи в 700 мдесятилетия наблюдаются:ниже западной границы с. Коларово (Спасское). Его- значительный рост масштабов туризма в совре-протяженность составляет 800 м, высота 20-25 м, пло-менном мире;щадь более 100 га.- прямой экономический эффект туризма на все клю-Помимо обнажения Синий утес, выше по течениючевые секторы экономики, все стороны жизни общества;р. Томи находятся еще два официальных памятника при-- большая социальная значимость туризма. На со-роды - Аникин камень и Бойцов камень. Первый нахо-временном этапе своего развития туризм направлен,дится у устья р. Шумихи в 8 км выше с. Ярское, в 37,5 кмглавным образом, на решение социальных задач;к югу от Томска. Здесь правый берег реки Томь образует- исключительная устойчивость туризма к воздей-высокий, скалистый, резко вдающийся в реку мыс высо-ствию неблагоприятных экономических факторов натой 30-35 м. У самой воды он имеет большую каменнуюпротяжении своего исторического развития.площадку, вступающую в реку. Этот выступ получилРоссия, и в частности Томская область, обладаетназвание Аникин камень по имени крестьянина, имевше-значительными ресурсами для развития экологиче-го здесь фамильный надел земли. У Аникина камня рас-181положен шумихинский курганный могильник. Курганы (всего их 31) [2] отделены друг от друга оврагом. Ранний могильник находится на месте шумихинского селища. Следы селища обнаружены также у обрыва берега (фраг-менты керамики, пережженные кости животных и рыб). В 1986 г. Аникин камень объявлен памятником природы, имеющим научно-познавательное значение, а местность в районе памятника представляет историческую и эстети-ческую ценность.В 1986 г. был объявлен геологическим памятником природы местного значения Бойцов камень. Он распо-ложен на правом берегу р. Томи на 2 км выше Ярского. Бойцов этот камень называли потому, что во время весеннего половодья глыбы льда разбиваются о скалу, как неприятель разбивается о грудь бойца. На месте, где расположен Бойцов камень, река делает поворот и водами омывает высокий скалистый яр, обнажая тем-но-серые известковые песчаники, которые представля-ют собой скалистый мыс, вдающийся в реку на 25-30 м. Ширина мыса у основания 10-12 м. Над скали-стым мысом обнажаются рыхлые породы, представ-ленные великолепно крупными окатанными валунами. Поблизости от геологического памятника (500-800 м ниже по течению Томи) выявлено 9 небольших мо-гильников древних захоронений [2]. Таким образом, местность имеет, кроме всего прочего, и историческое значение.Климат территории континентальный, характеризу-ется умеренно теплым летом и умеренно суровой снежной зимой, что определяется, в свою очередь, гео-графическим положением области исследования к вос-току от Уральских гор, на юго-востоке Западно-Сибирской равнины и севере Кузнецкого Алатау. Тер-ритория хорошо увлажнена и имеет развитую речную сеть, изобилует озерами и старицами. В систему гидро-сети также включаются родники и болота, которые расположены в основном в районах высокого стояния грунтовых вод. Кроме того, отмечаются выходы под-земных вод из палеозойского фундамента, формирую-щие травертиновые (известковые) образования, такие как Таловские чаши и др. Формы травертиновых по-строек могут быть различными, главными факторами которых являются характер поверхности и режим вод-ного стока. Вокруг родников обычно образуются тра-вертиновые буфы или чаши, размеры которых могут быть самыми разными, от нескольких сантиметров до десятков метров. Образование чаш начинается с фор-мирования по краям источника жесткого травертиново-го бортика, на котором отлагается кальцит из воды, перетекающий через кромку. Там, где вода стекает по склону, появляются травертиновые конусы, веера, кас-кады. Вертикально ориентированные каскадные тра-вертины образуются в случае вертикального падения воды. Первые описания томских травертинов были сделаны в 1895 г. профессором Томского университета A.M. Зайцевым. Возвращаясь весной 1983 г. из геоло-гической экскурсии на р. Куербак, он подробно изучил теперь известные травертиновые «Таловские чаши». Свое название Таловские чаши получили от бывшей некогда неподалеку д. Таловки. В результате излияния воды на поверхности земли образуется известковый туф (травертин), который представляет собой полу-182твердое, ячеистое образование бело-серого цвета. Во-да, постоянно переливаясь через края чаш, наращивает их все выше и выше. В настоящее время известны 3 чаши. Главная из них - «Большая чаша», имеющая значительные размеры, поднимается над землей более чем на 1 м, имеет в длину около 4 м и ширину до 3 м. Стенки в верхней части имеют толщину 30 см и утол-щаются к основанию. Туфовые стенки окрашены в черно-земельный цвет. Такую окраску им придает минерал бернессит. Вода источников слабоминерали-зованная, магнезиально-кальцевая, гидрокарбонатная. Температура воды постоянно около 5-6°С, благодаря чему она не замерзает [3. С. 7].Очень красив также гидрогеологический памятник природы Иткаринский источник. Вертикальный (водо-падный) каскад образует травертиновую стенку высо-той 4 м, с которой водопадом льется вода из подземно-го источника. На стенке густые заросли мха, длина стеблей которого достигает 10 см. Травертин Иткарин-ского источника называется «моховым». Он образуется в результате осаждения кристалликов кальцита на мох с последующим ростом на стебельках и листьях в виде тончайшей корочки размером от нескольких микрон до миллиметров. Он серого цвета с желтым кремовым оттенком, с крупно пористой сетчатой структурой. Здесь встречаются участки так называемого «окамене-лого мха», на котором ясно видны стебельки и листоч-ки растений.Для растительного покрова характерно чередование массивов лиственного (береза, осина), хвойного леса (кедр, сосна, ель) и обширных злаково-разнотравных лугов, как правило, используемых под поля и выпас немногочисленного скота. Такое разнообразие на отно-сительно небольшой площади создает иллюзию искус-ственно созданной парковой зоны, чем и привлекает внимание туристов.Помимо этого, интересна история заселения и хо-зяйственного освоения территории. Кузнецкая котло-вина и примыкающие к ней горные системы, в про-шлом редко заселенные шорцами, телеутами, чулым-скими татарами и другими народами, начали осваи-ваться русскими с начала XVII в., продвигаясь от Том-ска вверх по Томи, русские отряды основали на ней Кузнецкий острог. Под защитой этих укреплений и происходило постепенной заселение «пашенными кре-стьянами» речных долин и водоразделов.Хотя современное население Сибири в большинстве своем имеет славянское происхождение, в пределах исследуемой территории до сих пор проживают потом-ки бывших алтайских кочевников-телеутов, которые появились в этом районе гораздо раньше русских. Взаимодействие различных народов привело к форми-рованию своеобразной культуры и совершенно новых этносов, не имеющих своих аналогов.На этой территории выявлено огромное количество археологических памятников различных категорий: могильники, поселения, городища, стоянки. В них представлено большинство археологических эпох: не-олит, бронза, эпоха раннего железа, эпоха Средневеко-вья, период освоения Сибири русскими. В связи с этим в пределах исследуемой территории сосредоточено огромное количество памятников природы, истории,археологии и культуры, которые представляют нема-лый интерес. Например, национально-культурный центр «Калмаки», существующий с 1990 г. В него вхо-дят жители аула Юрт Константиновых и пос. Яшкино. Этот центр создан для того, чтобы сохранять и восстанав-ливать обычаи, традиции калмаков, знать язык и националь-ную культуру. Кроме калмаков, коренного малочисленного народа, в состав национально-культурного центра входят татары и башкиры, чьи предки привезли с собой в эти края мусульманскую религию. В помещении национально-культурного центра открыты: музей старинных вещей, национальная библиотека, Воскресная мусульманская школа.Территория всего экомузея «Калмаки» простирается по правому коренному берегу р. Томи, включаемому биологами в Инско-Томский лесостепной район. Исто-рическая часть поселка, представленная комплексом архитектурно-этнографических памятников и остат-ками средневекового поселения, составляет ядро экомузея «Калмаки». Название экомузей получил по аналогии с немногочисленным тюркоязычным наро-дом - калмаками - восточной этнографической груп-пой сибирских татар, родственных по происхожде-нию тюркоязычным телеутам. Основная часть музея -главная улица с двухэтажной застройкой и площадью, в центре которой возвышается мечеть, срубленная одновременно со школой-медресе в середине XIX в. В охранной зоне экомузея находится Нижнетомский заказник с великолепными заливными лугами и озерами, полными рыбы и водоплавающей птицы. Заказник комплексный, создан в 1964 г. для охраны флоры и фауны - животных: лося, косули, норки, ко-лонка, глухаря, тетерева, серой куропатки; рыб - леща, налима, щуки. Общая площадь заказника 34,2 тыс. га, часть его левобережной территории выходит за гра-ницы охранных зон экомузея [4]. На территории ох-ранных зон экомузея находятся многочисленные археологические памятники, наиболее исследованный из которых - курганный могильник Усть-Сосновка, описанный томскими археологами в 50-е гг. XX в. и состоящий из шести нераскопанных каменных курга-нов. Датируется памятник (предварительно) тюркской эпохой (VIII-X вв.).В непосредственной близости от мечети на терри-тории экомузея кемеровскими археологами обнаруже-но поселение Юрты Константиновы и выявлены мно-гочисленные фрагменты средневековой глиняной по-суды в виде плоскодонных горшков с гребенчатым штампом и пальцевыми защипами на венчиках и гор-лышках сосудов. Кроме того, кемеровскими археоло-гами произведены раскопки памятника XVII в. - Со-сновского острога, связанного с эпохой освоения рус-скими Притомья. Первые исследования на территории Сосновского острога провел томский археолог Н.А. Чернышев 28 июля 1940 г., ошибочно назвавший в своем отчете село Сосновским. На крутом берегу р. Томи с напольной и прибрежной стороны им были отмечены рвы и валы в форме прямоугольника. С севе-ро-западной стороны за вал ошибочно был принят край дороги, что привело к неточному определению разме-ров острога (50×60 м) [5], хотя на самом деле, как пока-зали наши исследования, площадь острога составлялане менее 80×80 м. На территории бывшего острога то-гда стояло здание бывшей церкви, перестроенное под клуб, который вскоре после войны разобрали. Вокруг церкви сохранялись остатки кладбища, от которого сейчас осталось только одно надгробие - железный обелиск на могиле комсомолки Бурыхиной, участвую-щей в закрытии церкви и раскулачивании многих се-мей потомков сосновских казаков. Часть безымянных погребений кладбища в северо-восточной стороне сей-час разрушена силосной канавой. С северо-запада ост-рог ограничен ложбиной молодого оврага, за которым начинается современная застройка села. Это наиболее старая часть села, где селяне часто находят монеты XVIII-XIX вв. Одну из таких монет - медную «денгу» 1749 г. - случайно обнаружили студенты экспедиции Кемеровского университета. В ходе съемки плана тер-ритории Сосновского Острога на склоне террасы в районе тригонометрического пункта были собраны мелкие неорнаментированные фрагменты тонкостен-ной лепной керамики. На южном углу площадки остро-га, на склоне, обращенном к оврагу, были найдены кос-ти разрушенного детского погребения в деревянной сгнившей колоде. В обнажении юго-западного борта силосной траншеи, прорезавшей кладбище, были обна-ружены многочисленные разрушенные захоронения русских казаков и жителей села других сословий. Куль-турный слой наиболее насыщен там, где к яме «башни» примыкала северо-западная стена. Здесь при разборке культурного слоя были сделаны многочисленные наход-ки как с внешней стороны от стены острога, так и с внутренней. Собрано большое количество костей жи-вотных (свинья, корова, овца, лось), птиц, крупной рыбы (в том числе осетров). Керамика представлена разнооб-разными вариантами гончарной кухонной и столовой посуды, в том числе и чернолощеной. Среди керамики выделяется находка венчика лепного сосуда с выверну-тым наружу краем, орнаментированным по срезу и из-нутри оттисками крупнозубого гребенчатого штампа. Эта керамика могла принадлежать мастерам из абориге-нов - притомским калмакам, проживающим и в остроге, и в улусах вниз по Томи. Памятник Сосновский Острог оказался многослойным. Ранний слой относится к пер-вой половине I тысячелетия [5]. Возможно, с заселением площадки Сосновского острога в Средневековье связа-ны находки фрагментов лепной керамики на южном углу, возле южного оврага.Очень интересен историко-культурный и природ-ный музей-заповедник «Томская писаница», основан-ный в 1988-1995 гг. Музей располагается на площади 140 га лесопарковой зоны на правом берегу р. Томи в Яшкинском районе Кемеровской области [6]. Основу музея составляет древнее святилище «Томская писани-ца». В составе музея несколько комплексных зон под открытым небом: Томская писаница, архитектурно-этнографическая территория шорский улус «Кезек», зона мифологии эпоса и календарей народов Сибири, археодром с древними жилищами и погребениями, му-зей наскального искусства Азии, природа музея-заповедника, музей естественной истории (историче-ская геология, минералогия, палеонтология).Томская писаница - уникальный памятник наскаль-ного искусства, культуры и истории народов Сибири.183Первые сведения о рисунках на р. Томь появились виконы и положить копию поверх самого образа. Дере-начале XVII в. С тех пор интерес к Писанице не осла-вянная церковь обветшала, и в конце XVIII в. была на-бевал. На памятнике около 280 рисунков. Это лоси,чата постройка новой Спасской каменной церкви, ос-медведи, антропоморфные изображения, личины, со-вящение которой состоялось 11 июня 1799 г. [7. С. 3].лярные знаки, хищники, птицы и лодки. Самые ранниеХрам был построен в стиле барокко на новом месте нарисунки относятся к концу неолита - IV-III тысячеле-берегу Томи, у Синего утеса. Весной, когда Томь раз-тием до н.э. Территория музея-заповедника включаетливалась, переправа была в Ярском, и проезжавшие поредкие для Кемеровской области сосновые боры, кото-Московскому тракту любовались белостенной злато-рые занимают 90% территории заповедника. Музейныйглавой красавицей, ставшей украшением села. Чудеснокомплекс «Археодром» включает натуральные рекон-обретенный нерукотворный лик Спасителя с почестямиструкции древних жилищ народов Сибири эпохи брон-был перенесен из старой деревянной церкви в новыйзы, раннего железного века и Средневековья, павиль-каменный Спасский храм. В начале XVIII в. на томскихонный показ натуральных погребений от эпохи неолитажителей обрушилась холера. В Томск из Спасского сдо Средневековья, раскопки на территории Кемеров-подобающей честью был перенесен образ Спаса. Егоской области. Этнографический комплекс музея состо-поставили посреди города. Священники отслужилиит из четырех секторов: шорский улус «Кезек», орехо-молебен с водосвятием. Жители коленопреклоненново-промысловый стан, кладбище и шаманская поляна.молились об утолении болезни. Затем образ перенеслиПервым в России является и музей наскального искус-в Благовещенский собор, где он находился 8 дней, поства Азии. В его экспозиции показаны наиболее харак-прошествии которых болезнь в городе исчезла. С техтерные комплексы наскального искусства Сибири,пор икона ежегодно до 1923 г. вносилась в Томск сМонголии, Кореи, Китая, Индии и Пакистана.крестным ходом 29 июня (по старому стилю), в деньНеподалеку от геологического памятника Синийсвятых апостолов Петра и Павла. Начиная с 1924 г.утес расположена Свято-Спасская церковь, располо-колокольный звон и крестные ходы отменили. В сере-женная в низине, на берегу Томи. Первая деревяннаядине 1930-х гг. церковь была закрыта до серединыцерковь была построена в 1644 г. [7. С. 3]. В 1666 г.1990-х гг. Сейчас местонахождение чудотворного об-священник церкви, бывший московский стрелец Ипатраза неизвестно.Попов, заказал томскому иконописцу Герасиму Ивано-В настоящее время наблюдается активное развитиеву написать икону Святителя Николая Чудотворца,экологического туризма, поскольку насущной задачей«скорого помощника православным христианам». Востановится сохранение благоприятной окружающейвремя написания иконы на жителей села был наложенсреды. Помимо этого, многие люди по причинам урба-пост. Трижды иконописец наносил на икону рисунокнизации, индустриализации стали испытывать возрас-Святителя Николая, и трижды он менялся на Образтающую потребность в общении с природой. Вместе сСпаса Нерукотворного, который и был написан. Втем экологический туризм должен способствовать вос-1788 г. была предпринята попытка обновить потем-становлению и сохранению традиционного образаневший от времени образ. Однако иконописец, начавжизни местного населения, его культуры и этнографи-работу, отказался ее продолжать, заявив, что ему былоческих особенностей. В силу своего огромного турист-некое духовное указание не касаться чудотворного об-ско-рекреационного потенциала, а также по причинераза. Лишь в середине XIX в. томский епископ Парфе-того, что спрос на экологические туры неизменно рас-ний распорядился написать на стекле точную копиютет, данный вид туризма имеет особую перспективу.ЛИТЕРАТУРА
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 285
Ключевые слова
экологический туризм, памятники природы, памятники истории и культуры, физико-географическая характеристика, Притомье, ecotourism, natural memorials, historical and cultural memorials, physical-geographical characteristic, the trans-Tom' regionАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Зарубина Елизавета Павловна | Томский государственный университет | аспирант кафедры краеведения и туризма геолого-географического факультета | zarubal@rambler.ru |
Ссылки
Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 24.11.1996 № 132-ФЗ (ред. от 05.02.2007).
Ожередов Ю.И., Яковлев Я.А. Археологическая карта Томкой области. Томск: Томский государственный университет, 1993. Т. 2.
Уткин Ю. Травертиновые памятники природы Томской области // Экобандероль. 2002. № 22-23.
Садыкова-Еремейкина Н.С. Притомские калмаки: Историко-этнографические очерки. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998.
Скрябина Л.А. Русские Притомья. Историко-этнографические очерки (XVII - начало ХХ вв.). Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997.
Мартынов А.И. Писаница на Томи. Кемерово: Кемер. кн. изд-во, 1988.
Винарская Т.А. Самый древний сельский храм // Томский вестник. 1997. № 138.
