Развитие транспорта, путей сообщения и торговли в Горном Алтае во второй половине XIX -первой половине XX в.: историография вопроса
Предпринята попытка анализа исторической литературы, затрагивающей вопросы развития транспорта, путей сообщения и торговли в Горном и Предгорном Алтае во второй половине XIX - первой половине ХХ в
Development of transport, communication lines and trade in Gorny Altai in 1850s-1950s: historiography of the problem.pdf История возникновения и развития транспорта, пу-ственник Н.М. Ядринцев в труде «Сибирь как колония»тей сообщения и торговли в Горном Алтае во второйуделил большое внимание инородческому вопросу. Наполовине XIX - первой половине ХХ в. не являласьоснове анализа имевшихся в его распоряжении мате-объектом целостного и комплексного рассмотрения,риалов он пришел к выводу, что в связи с усиливаю-хотя отдельные аспекты темы не раз затрагивались вщимся с каждым годом переселенческим движениемработах как дореволюционных, так и современных ис-происходит значительное обнищание населения на-ториков. В целом историографию вопроса можно под-циональных окраин Сибири. И это притом, что онаразделить на три традиционных хронологических пе-располагала огромными пространствами и колоссаль-риода: дореволюционный, советский и современныйными природными богатствами. Значительный интерес(российский). На первом этапе шло накопление и ос-в плане нашего исследования представляет его капи-мысление исторического материала исследователями итальный труд «Сибирские инородцы» [5]. Сделав ос-путешественниками по Горному Алтаю. В круг интере-новной акцент на общих вопросах социально-сующих их вопросов попали различные стороны жизниэкономической и культурно-бытовой жизни алтайцев,и жизнеобеспечения коренного и пришлого населения.он коснулся и изучаемой нами темы, но отрывочно,Не остались без внимания и вопросы торговли, путейвскользь.сообщения и транспорта.Вопросами изучения жизни, быта, духовной куль-Заслуга в изучении истории Алтая принадлежиттуры сибирских инородцев занимался и алтайскийвыпускнику Берлинского университета В.В. Радлову.миссионер В.И. Вербицкий [6]. Параллельно с собира-С этой целью им был предпринят целый ряд путешест-нием лексикологического материала для создания сло-вий по Алтаю (1860, 1861, 1863, 1865, 1870 гг.), во вре-варя он всесторонне изучил хозяйственно-бытовуюмя которых он интересовался жизнью и бытом алтай-сторону жизни алтайских инородцев. Собранный имцев, их языком, обычаями, религиозными верованиями,материал был опубликован в различных изданияхзаписывал алтайские легенды, сказания, песни и т.д.(«Вестник Императорского Русского ГеографическогоНашли отражение в его работах и интересующие насОбщества», «Православное обозрение», «Томские Гу-сюжеты. Так, в его труде «Aus Sibirien» («Из Сибири»)бернские ведомости», «Памятные книжки Томской[1], который вышел на немецком языке в 1884 г. (нагубернии» и др.). В его трудах мы находим описаниерусском - лишь в 1989 г.), содержатся сведения о жиз-вопросов товарообмена аборигенов с соседями, в томни алтайского населения и его занятиях, в том числе ичисле и русскими.о торговых операциях русских купцов с алтайцами.Исследованием разных сторон жизни алтайскихКасаясь вопросов русско-монгольской торговли, винородцев в дореволюционный период занимался и«Путешествии по Монголии» М. Певцов [2] остановил-главный статистик Алтайского горного округася не только на её общей характеристике, но и выявил,С.П. Швецов. В своей работе «Горный Алтай и его на-какие товары вывозились бийскими купцами в Монго-селение» [7] он обращается к переселенческому движе-лию, какие ввозились оттуда в Россию и на какую сум-нию в крае. Располагая объемным и достоверным фак-му. Проанализировав все полученные во время экспе-тическим материалом, он пришел к выводу, что в Гор-диции данные, он пришел к заключению, что по мереном Алтае необходимость землеустройства являласьулучшения путей сообщения, устройства заводов в Си-первейшей задачей. В подтверждение этого он привелбири, а точнее усовершенствования отечественныхмножество доводов, главным из которых считал не-производств, будут появляться новые стимулы к ус-санкционированный захват переселенцами и старожи-пешному развитию русско-монгольской торговли.лами земель, ранее принадлежавших инородцам.Определённый интерес в изучении развития русско-В другой своей работе «Сибирь. Кто в ней живет и какмонгольских торговых отношений представляют дляживет» [8], вышедшей из печати спустя девять лет, оннас и «Очерки Северо-Западной Монголии» Г.Н. Пота-вновь касается вопросов социально-экономическойнина [3]. В разделе «Город Кобдо и русская торговля вжизни алтайцев. Автор констатирует, что в регионенём» он даёт анализ торговой деятельности бийскогомало что изменилось за прошедшие годы. Материалыкупечества в Монголии в 70-е гг. XIX в. Своё вниманиеС.П. Швецова позволяют воссоздать историю традици-он заострил на обоюдной экономической важностионных связей, в том числе и торговых, коренного насе-торгового сотрудничества двух стран. Недостатки еёления Горного Алтая.развития автор видел, прежде всего, в плохом состоя-Изучая социально-экономическое развитие Горногонии Чуйского тракта, в слабом развитии промыслов иАлтая, С.П. Швецов, конечно же, не мог не затронуть70промышленности в регионе. Исследователь и путеше-вопросы развития транспорта, путей сообщения и тор-говли. В своей работе «Чуйский торговый путь в Мон-голию и его значение для Горного Алтая» [9] он осве-тил широкий комплекс проблем, касающихся развития русско-монгольских торговых отношений, строитель-ства Чуйского тракта, имевшего в этом плане важное государственное значение. Рассматривает он в связи с этим и другие аспекты, такие как: колонизация Чуй-ской долины, характеристика второстепенных колес-ных и вьючных путей, калмыцких стойбищ и т.д. На основании изученного С.П. Швецов делает вполне справедливый вывод о том, что строительство и уст-ройство дорог в Горном Алтае - это одна из главных задач, от разрешения которой будет во многом зависеть и решение других жизненно важных проблем, в том числе развитие русско-монгольской и русско-китайской торговли.Путевые «Очерки русско-монгольской торговли» [10] М.И. Боголепова и М.Н. Соболева содержат цен-ный материал, касающийся грузоперевозок по Чуйско-му тракту, состояния и перспектив развития русско-монгольской торговли. Коснулся этой проблемы и А.М. Позднеев, посетивший Монголию в 1892-1893 гг. Его отчет содержит краткие сведения о русских куп-цах, торговавших в то время в Монголии, и о «препят-ствиях», чинимых китайскими властями «лицам, спо-собствующим налаживанию русско-монгольских тор-говых связей» [11].Чуйскому тракту и торговле в Китайской империи посвящены исследования Н. Чмелёва [12]. Проанали-зировав сложившуюся ситуацию, он пришёл к выводу, что не смотря на затруднения, связанные с плохим со-стоянием путей сообщения и притеснением китайских властей, а также конкуренцию иностранных фирм, рус-ское купечество не отказалась от продолжения торго-вых операций с Северо-Западной Монголией и Китаем.В связи с анализом обозначенной тематики нельзя не сказать несколько слов о работе «Торговля в Сиби-ри» [13], в которой (равно как и других) М.И. Боголе-пов последовательно раскрывал общие закономерности развития торговли в Сибири с момента появления в ней русских людей и до начала ХХ в. При этом лейтмоти-вом в них неизменно звучит тезис: «Сибирь - колония, вот основной мотив всей экономической и обществен-ной истории русской окраины». Отсюда и его осново-полагающая мысль, красной нитью пронизывающая все работы исследователя: на протяжении всей русской истории Сибирь являлась колониальной окраиной Рос-сии, её сырьевым придатком и рынком сбыта промыш-ленной продукции. Главная черта её экономики - тор-говля, в которой роль товарораспределителя играли Ирбитская и Нижегородская ярмарки, а на местах -купцы-монополисты, скупщики и перекупщики. Ана-логичное состояние торговли, по его мнению, было характерно как для всей Сибири в целом, так и для Бийска в частности.Немалую роль в изучении истории Алтая сыграло образованное в 1891 г. в Барнауле «Общество любите-лей исследования Алтая». Целью его деятельности бы-ли сбор, обработка и распространение материалов по переселенческому делу, «сельскохозяйственному быту и занятиям местного инородческого населения». Начи-ная с 1894 г. общество систематически издавало «Ал-тайские сборники», проводило разного рода статистиче-ские исследования, переписи и т.д. По своему значению материалы Общества с полным основанием могут быть приравнены к данным земской статистики Европейской России. Они тщательно анализировались авторами при подготовке работ по тому или иному направлению иссле-дования. К сожалению, интересующие нас сюжеты редко попадали в поле зрения исследователей, а следовательно, и на страницы печатного органа Общества.Состояние и развитие торговли зависело, как из-вестно, от многих причин. Важное место в этом плане имела стационарная торговля г. Бийска. Являясь адми-нистративным центром уезда, он «вобрал» в себя нема-лое количество как местных, так и приезжих торговцев. Те и другие занимались скупкой и продажей товаров. Поэтому изучение городской торговли представляет немалый интерес. С одной стороны, изучение истории г. Бийска в пореформенный период, - несмотря на свою локальность, - позволяет проследить, каким об-разом в «стесняющих условиях кабинетского земле-владения» происходило развитие торговых отношений. С другой стороны, важность изучения городской тор-говли заключена в том, что Бийск в исследуемое время являл собой своеобразный экономический и социаль-ный центр, где в концентрированном виде наиболее ярко проявились черты капиталистического развития такого огромного по территории - Бийского уезда.Таким образом, несмотря на определенный интерес путешественников, ученых к проблемам, составившим предмет нашего изучения, они до революции исследо-вались слабо. Их больше интересовали общие вопросы хозяйственно-экономической, культурно-бытовой, ду-ховной жизни коренного населения края, археологиче-ские, исторические и другие памятники, нежели сюже-ты, составившие предмет нашего изучения.Новые подходы в изучении истории Алтая намети-лись после Октября 1917 г.: оно приобрело характер государственной политики, всецело отвечая концепту-альным установкам правящей партии относительно всестороннего исследования ранее «отсталых наро-дов», вступивших в советскую стадию, минуя капита-листический путь развития. Говоря о начавшемся в 20-30-е гг. ХХ в. многоплановом изучении народов Сиби-ри, в том числе алтайцев, следует отметить, что акцент при этом был в первую очередь сделан на роль трудя-щихся масс в историческом процессе, на характерные черты колонизаторской политики Русского государства в регионе. Хотя вопросы транспорта и торговли, их роли в социально-экономическом развитии региона все же попали в поле зрения исследователей.Истории Чуйского тракта, особенностям движения по нему грузового транспорта, а также мерам, необхо-димым для улучшения использования дороги государ-ственного значения, посвящена работа В. Злобина [14]. Автор, обеспокоенный будущим Чуйского тракта, предлагал претворить в жизнь ряд мер, направленных на его улучшение. К числу таковых он относил в пер-вую очередь заселение местности вдоль тракта, кото-рое приведёт к оживлению экономической жизни всего региона. В работах Л.П. Мамета [15] и П.Я. Гордиенко [16] достаточно подробно освещены различные поли-тические вопросы в Горном Алтае, особенности Граж-71данской войны, но никоим образом не затронуты про-блемы торгово-экономических отношений. То же самое можно сказать и о труде С.А. Токарева [17], посвящен-ном социально-экономической жизни коренного насе-ления края, правда, с одной существенной оговоркой: автор сразу же подчеркнул, что вопросы о путях сооб-щения, транспорте и торговле им сознательно не рас-сматриваются. Однако эти публикации интересны в плане общего понимания тенденций развития региона.Начало комплексному, пристальному изучению ре-гиона, бесспорно, положил Л.П. Потапов [18], с успе-хом занимавшийся исследованием вопросов этногене-за, этнографии, хозяйственно-экономической и обще-ственной жизни, культуры, религиозных верований народов Сибири. В его «Очерках…» нашлось место широкому комплексу проблем, которые освещены уче-ным с присущей ему скрупулезностью. Хотя работа в соответствии с содержанием материала выполнена в строго хронологическом порядке, тем не менее, многие моменты освещены фрагментарно. Рассматривая хо-зяйственную жизнь коренного населения края, автор подробно описал отрасли экономики, преобладавшие в его хозяйстве. В контексте этого автор уделил внима-ние и вопросам торговли, но, к сожалению, опять-таки в общем, плане, т.е. как это делали его предшественни-ки. А потому вопросы транспорта, путей сообщения, торговли, в частности ярмарочной, её влияния на хо-зяйственно-экономическую жизнь алтайцев, Горного Алтая в целом остались вне поля зрения Леонида Пав-ловича.В 1950-е гг. немаловажный вклад в изучение исто-рии дорожного строительства внес А.С. Кудрявцев. [19]. Автор в своей работе прослеживает процесс вос-становления, реорганизации и строительства дорожно-го дела в СССР. Хотя исследование не лишено опреде-лённой идеологической нагрузки того времени, но оно представляет большой интерес в плане изучения нашей темы. Не смотря на то что автор анализирует развитие дорожной отрасли в СССР в целом, можно утверждать, что тождественные процессы имели место и в иссле-дуемом регионе. Отрывочный материал по интере-сующей нас теме нашёл отражение в сборнике мате-риалов «40 лет Советскому Горному Алтаю» [20]. В частности, приводятся данные о том, что в середине XX в. протяжённость автогужевых дорог с твёрдым покрытием в области увеличилась в 18 раз. Таким об-разом, к середине ХХ в. в изучении темы были накоп-лены некоторые сведения и материал, способствующий её дальнейшему развитию и исследованию.Определенным дополнением к теме, особенно что касается её внешних связей, служат и научные изыска-ния 1970-х гг. Так, по мнению В.Н. Третьякова, и с этим можно вполне согласиться, заграничная торговля, осуществлявшаяся по Чуйскому тракту, имела две сто-роны, как положительную, так и отрицательную. С од-ной стороны, она способствовала развитию товарно-денежных отношений в интересующем нас регионе, а с другой - имела грабительский характер, что отрица-тельно сказывалось на материальном положении, осо-бенно аборигенов края.Проблеме, непосредственно касающейся развития транспорта и путей сообщения в регионе, специально72посвящённых работ нет до настоящего времени. Суще-ствуют лишь незначительные «наработки» о дорогах Алтая, но они касаются главным образом основной транспортной артерии края - Чуйского тракта. О дру-гих же дорогах региона речь в них совсем не ведётся. Попытку осветить историю строительства Чуйского тракта предпринял в своё время Д.И. Табаев [21, 22]. На основе имеющегося в его распоряжении архивного материала он рассмотрел вопросы его строительства, начиная с конца XIX в. и до начала 70-х гг. ХХ в.Всплеск внимания к теме произошел в 1980-1990-е гг. Для нас при изучении вопросов развития торговых отношений, а точнее степени их влияния на экономику региона, представляют интерес научные ра-боты, посвященные проблемам хозяйственного развития Алтая. В этой связи следует остановиться, в первую оче-редь, на публикациях Н.В. Иванченко [22-25], в которых достаточно подробно освещены вопросы развития эко-номики интересующего нас региона.Вопросам социальной структуры населения Бийска конца XIX - начала ХХ в. посвящено исследование Н.М. Дмитриенко [26], в котором автор приводит мно-жество фактов, служащих стимулом развития бийской экономики. Существенную роль среди них, по мнению автора, играют расположение города на судоходной реке и относительная близость к нему монгольской границы. Появление же в Бийске новых социальных групп и слоёв населения он также связывает с развити-ем в нем торговли и промышленности и усилением вследствие этого административно-финансовой и куль-турной значимости Бийска в губернии.Работы А.В. Скубневского «Промышленность Ал-тая в период империализма», «Промышленность горо-дов Алтая в пореформенное время», «Маслоделие и маслоторговля на Алтае в конце XIX в. - начале ХХ в.» и другие [27-30] содержат данные сравнительно-обобщающего характера. Занимаясь изучением разви-тия предпринимательства в крае, автор последователь-но проследил процесс поэтапного становления алтай-ской промышленности, не преминув подчеркнуть при этом специфику Горного Алтая. Хотя работы учёного были направлены на изучение экономического разви-тия Алтайского края, тем не менее в них присутствуют и некоторые материалы, свидетельствующие о разви-тии торговых заведений Бийска. Специализируясь в этом плане на изучении истории Барнаула в идентич-ный период, автор в качестве сравнений касался и бий-ских «сюжетов», справедливо заявив, что в истории развития двух городов весьма много общего. Говоря о Бийске, его роли в социально-экономическом развитии Алтайского региона, следует упомянуть о совместной работе Г.Х. Рабиновича и В.А. Скубневского [31], по-священной генезису городской буржуазии. При этом от внимания исследователей не ускользнула и торговая инфраструктура сибирских городов. Она же, как отме-чает А.В. Скубневский [32], состояла из огромного ко-личества торговых заведений, которые обслуживали потребности не только горожан, но и населения близ-лежащих территорий.Существенную помощь в процессе изучения хозяй-ственного развития Бийского уезда оказали работы А.Н. Садового [33]. Решая поставленные перед собойзадачи, автор затронул и некоторые фрагменты, соста-вившие предмет нашего исследования. В частности, освещая вопросы развития скотоводства и земледелия, исследователь не обошел вниманием проблему воздей-ствия торгового капитала на характер становления и развития социально-экономической структуры населе-ния Горного Алтая в рассматриваемое время.На общем фоне исследований, посвященных исто-рии развития русско-монгольских торговых отноше-ний, заметно выделяются работы А.В. Старцева. На основе тщательного анализа документального материа-ла автор аргументированно обосновывает причины зарождения данной торговли, а также обстоятельства, стимулировавшие в дальнейшем её развитие. Важное место в его исследованиях занимают вопросы пушной торговли. Но освещая главным образом внешние тор-говые связи, автор не оставил без внимания и проблему изучения личностей самих предпринимателей, их жиз-ни, занятий и т.д. Занимался исследователь и изучени-ем вопросов проектирования и строительства Чуйского тракта во второй половине XIX - начале XX в. В про-цессе исследования данного вопроса автор пришёл к выводу о том, что хотя «О строительстве Чуйского тракта было немало написано и до революции и в со-ветское время, однако обобщающего труда по истории тракта и его роли в развитии торгово-экономических связей с Монголией и Китаем не имеется…» [34]. Итак, советская историография по исследуемой теме внесла существенный вклад в разработку темы по основным аспектам. Центральное место занимали проблемы со-циально-экономического развития региона, правитель-ственной политики в транспортной и торговой сферах. Однако вопросы становления единой транспортной системы в регионе и её влияния на социально-экономическое развитие страны не нашли в достаточ-ной мере отражения на страницах статей и монографий этого периода.Российский этап историографии характеризуется расширением тематики исследований, хотя многие ав-торы продолжили свой научный поиск в этот период. Более близки к теме нашего исследования работы А.М. Мариупольского [35, 36], касающиеся вопросов виноторговли в Алтайском горном округе. В них аргу-ментирована и обоснована мысль о том, что появление и развитие винокуренных промышленно-торговых ком-плексов с достаточно высоким уровнем внутренней организации создали благоприятные условия для вхо-ждения Сибири, в том числе и Алтая, в единый обще-российский рынок.Несмотря на внимание историков предшествующих периодов к вопросам социально-экономического ха-рактера, интерес к ним сохранился и по сей день. Их разработкой занимались и занимаются Н.В. Екеев, Н.С. Модоров и другие историки Горного Алтая. При этом следует отметить, что каждый автор, освещая эти вопросы акцентирует внимание только на одном мо-менте исследуемой нами темы. Весьма интересна в этом плане концепция Н.В. Екеева относительно втяги-вания края в процесс развития капиталистических от-ношений. В известной мере она созвучна с точкой зре-ния А.Н. Садового. Разница их взглядов состоит лишь в том, что степень развития капитализма на националь-ных окраинах страны наш земляк считает крайне не-значительной, в отличие от его коллеги из Кемерова. Не обошел указанный круг проблем и Н.С. Модоров. В его монографии «Россия и Горный Алтай: политиче-ские, социально-экономические и культурные отноше-ния (XVII-XIX вв.)» [37] комплексно рассмотрены во-просы хозяйственного развития горного края на протя-жении нескольких веков. Вторая половина XIX в., по свидетельству автора, - и это вполне справедливо -внесла много нового в жизнь коренного населения края. Все эти новшества он увязал с переселением рус-ских крестьян на территорию Алтайского округа, в том числе в его горную часть. Вторая половина XIX в., по его мнению, внесла свои коррективы и в развитие тор-говых отношений, что в известной мере проявилось в ежегодном увеличении в крае количества ярмарок. Не-которые из них были названы Н.В. Екеевым, Н.С. Мо-доровым, Н.А. Майдуровой в своих работах, правда, принципы и характер их деятельности вновь остались вне поля зрения данных историков.Более близкими к теме нашего исследования являют-ся работы Т.К. Щегловой, М.П. Шпагиной, Т.М. Зару-биной. В частности, исследования Т.К. Щегловой всеце-ло посвящены развитию ярмарочного движения на Ал-тае в XIX в. [38-41]. На основе внушительного количе-ства источников автором показан процесс становления этого своеобразного явления экономической жизни в Алтайском горном округе. Основные положения и вы-воды, сформулированные в работе, приемлемы в качест-ве отправной точки при изучении истории ярмарочного движения интересующего нас региона. Ярмаркам юга Западной Сибири посвящены и две монографии Т.К. Щегловой. В них автор рассматривает проблемы образования и развития ярмарок, при этом особый ак-цент делается на анализе правовых аспектов ярмарочной политики. Отдельное внимание уделяется вопросам то-варообмена на ведущих российских и региональных ярмарках. Как уже отмечалось выше, аналогичные во-просы были затронуты и М.П. Шпагиной [42]. Правда, её исследование территориально касалось всей Томской губернии, а хронологически - первой половины XIX в. В силу этого интересующие нас моменты были полностью обойдены вниманием исследователя. Развитие ярмароч-ной торговли в Томской губернии было предметом изу-чения и Т.М. Зарубиной [43], но ярмарки Бийского уезда тоже остались вне поля зрения историка.Определённый интерес в плане изучаемой нами те-мы вызывают работы В.К. Андрющенко [43]. Однако они посвящены общей сибирской тематике, а главное, как подчеркивает сам автор, правовым аспектам сибир-ской торговли. Проблема изучения истории внешних торговых отношений по Чуйскому тракту заставила обратить внимание историков на отдельные стороны в её изучении. Исследователь В. Шипилов [45] на про-тяжении достаточно долгого времени пытается выяс-нить «цену» строительства Чуйского тракта, утвер-ждая, что тракт построен «на костях». Автор приводит многочисленные доказательства. На основе имеющих-ся данных он показывает тяжёлую жизнь заключенных, участвовавших в строительстве дороги.Завершая историографический обзор литературы исследуемой нами темы, можно констатировать: про-73блема развития транспорта, путей сообщения, торго-ХХ в. до настоящего времени комплексно не изуча-вых отношений в интересующем нас регионе, степеньлись, несмотря на интерес современных исследовате-их влияния на социально-экономическое развитиелей к истории изучения отдельных сибирских и рос-края во второй половине ХIХ - первой половинесийских регионов.
Ключевые слова
Chuisky Tract,
trade fair,
roads,
Чуйский тракт,
дороги,
ярмарочная торговляАвторы
Пустогачева Татьяна Станиславовна | Горно-Алтайский государственный университет | кандидат исторических наук | hf@gasu.ru |
Всего: 1
Ссылки
Шипилов В. Века и вёрсты // Алтай. 2007. № 6/16. С. 39-54.
Зарубина Т.М. Сибирская ярмарочная торговля 80-90 гг. XIX в. (на примере Томской губернии) // Из истории юга Западной Сибири. Кемерово, 1993.
Андрющенко Б.К. Правовые аспекты развития ярмарочной торговли Сибири (60-90-е гг. XIX в.) // Исторический опыт хозяйственного освоения Сибири. Томск, 1994.
Шпагина М.П. Некоторые особенности развития ярмарочной торговли Томской губернии в первой половине XIX в. // Актуальные вопросы истории Сибири. Барнаул, 1998.
Щеглова Т.К. Ярмарки западной Сибири и Степных областей во второй половине XIX века. Барнаул: Изд-во Барнаул. гос. пед. ун-та, 2002. 236 с.
Щеглова Т.К. Ярмарки юга Западной Сибири в XIX - начале ХХ века. Из истории формирования и развития всероссийского рынка. Барнаул: Изд-во Алтай. гос. ун-та, 2001. 504 с.
Щеглова Т.К. Влияние политики Кабинета на развитие ярмарочной торговли в XIX - начале XX в. // Актуальные вопросы истории Сибири. Барнаул, 1998.
Щеглова Т.К. Ярмарочная торговля Алтайского округа в конце XIX - начале XX в. // Предприниматели и предпринимательство в Сибири. Барнаул, 1997.
Модоров Н.С. Россия и Горный Алтай: политические, социально-экономические и культурные отношения (XVII-XIX вв.). Горно-Алтайск, 1996. 400 с.
Мариупольский А.М. Оптовая торговля вином в Западной Сибири (60-80 гг. XIX в.). Барнаул, 1995.
Мариупольский А.М. Винокурение и виноторговля на Алтае во второй половине XIX в. // Предпринимательство на Алтае. Барнаул, 1993. 192 с.
Старцев А.В. Проектирование и строительство Чуйского тракта во второй половине XIX начале XX века // Хозяйственное освоение Сибири: история, историография, источники. 1991. С. 177-187.
Садовой А.Н. Территориальная община Горного Алтая и Шории (конец XIX - начало ХХ в.). Кемерово: Кузбассвузиздат, 1992. 198 с.
Скубневский В.А. Торговая инфраструктура сибирского города в начале ХХ в. // Предприниматели и предпринимательство в Сибири (XVIII - начало ХХ вв.). Барнаул: Изд-во Алтай. гос. ун-та, 1995.
Рабинович Г.Х., Скубневский В.А. Буржуазия города Барнаула 1861 - сер. 90-х годов XIX в. // Из истории Сибири. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1970. Вып. 1.
Скубневский В.А. Маслоделие и маслоторговля на Алтае в конце XIX - начале XX вв. // Предпринимательство на Алтае. Барнаул, 1993.
Скубневский В.А. Первый содовый завод России // Алтайский сборник. Барнаул, 1992. Вып. 15.
Скубневский В.А. Промышленность городов Алтая в пореформенное время // Социально-экономическое развитие Алтая в XVII - XIX вв. Барнаул, 1984.
Скубневский В.А. Промышленность Алтая в период империализма / В.А. Скубневский // Вопросы истории дореволюционной Сибири. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1983. 180 с.
Иванченко Н.В. Кедровый промысел на Алтае // Алтайский сборник. Барнаул, 1992. Вып. 15.
Дмитриенко Н.М. Социальная структура населения Бийска в конце XIX - начале ХХ вв. // Вопросы социально-экономического развития Сибири в период капитализма. Барнаул: Изд-во Алтай. гос. ун-та, 1984. 220 с.
Иванченко Н.В. Скотоводство Алтайского горного округа в пореформенный период // Вопросы социально-экономического развития Сибири в период капитализма. Барнаул, 1984.
Табаев Д.И. Из истории строительства Чуйского тракта // Учёные записки. Барнаул, 1969. Вып. 8. 131 с.
Табаев Д.И. Чуйский тракт. Горно-Алтайск, 1975. 78
Иванченко Н.В. Земледелие в Алтайском горном округе 80-90-х гг. XIX вв. (1880-1895 гг.) // Актуальные вопросы истории Алтая. Барнаул: Изд-во Алтай. гос. ун-та, 1989. 209 с.
40 лет Советскому Горному Алтаю. Горно-Алтайск, 1957. 110 с.
Кудрявцев А.С. Очерки истории дорожного строительства в СССР (послеоктябрьский период). М., 1957. 366 с.
Гордиенко П.Я. Десять лет Ойротии. Улала, 1931.
Токарев С.А. Докапиталистические пережитки в Ойротии. Л., 1936.
Потапов Л.П. Очерки по истории алтайцев. М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1953. 444 с.
Мамет Л.П. Ойротия. М., 1930. 180 с.
Злобин В. Чуйский тракт и его история (1900-1911 гг. Западная Сибирь) // Жизнь Сибири. 1925. № 3. С. 60-70.
Боголепов М.И. Торговля в Сибири // Сибирь. Её современное состояние и нужды. СПб., 1908. 498 с.
Чмелёв Н. Чуйский тракт и наша торговля в Китайской империи // Сибирский наблюдатель. Томск, 1902. Кн. 5-8.
Позднеев А.М. Монголия и монголы. Результаты поездки в Монголию, исполненной в 1892-1893 гг. СПб., 1896. 216 с. Т. 1.
Боголепов М.И. Очерки русско-монгольской торговли. Томск, 1911.
Швецов С.П. Сибирь: Кто в ней живет и как живет. СПб., 1909.
Швецов С.П. Чуйский торговый путь в Монголию и его значение для Горного Алтая. Барнаул, 1896. 76 с.
Вербицкий В.И. Алтайские инородцы. М., 1893. 272 с.
Швецов С.П. Горный Алтай и его население. Барнаул, 1900. Т. 3, вып. 1.
Ядринцев Н.М. Сибирские инородцы. СПб.: Изд-во И.М. Сибирякова, 1891. 308 с.
Ядринцев Н.М. Сибирь как колония. СПб.: Изд-во И.М. Сибирякова, 1892. 470с.
Потанин Г.Н. Очерки Северо-Западной Монголии. СПб., 1883.
Радлов В.В. Из Сибири. М., 1989. 749 с.
Певцов М. Путешествие по Монголии. Омск, 1883.