Рассматриваются вопросы, связанные с защитой черносотенными организациями первенствующего положения Русской православной церкви в дореволюционной России (1905-1917гг.). Противодействие крайне правых попыткам либерально-революционного лагеря ввести в стране режим свободы совести обусловливалось консервативной сущностью черносотеннойидеологии, стоявшей на защите христианской и национальной традиции. Приводится система аргументации правомонархистов по сохранению незыблемого положения РПЦ и их предложения по реформированию РПЦ.
Defence of Christian tradition as primary function of the Black Hundred.pdf Название «черная сотня» стало собирательным длябазисного положения русского консерватизма о право-нескольких десятков союзов и организаций, действо-славном характере российского государства и его исто-вавших на политическом поле России с начала XX в. ирическом союзе с РПЦ. Определяя необходимый статусдо 1917 г. включительно. Наиболее заметными средицеркви, черносотенцы употребляли термин «первенст-них были Союз русского народа, Русское Собрание,во», реже - «господство». В контексте консервативныхРусская монархическая партия, Союз им. Михаила Ар-взглядов черной сотни первенствующее положениехангела и Союз русских людей, объединившие много-православия обеспечивало духовно-идеологическуюмиллионные массы в защите традиционных устоев,цельность государства, одновременно являясь религи-выраженных в формуле «Православие, самодержавие,ей, во-первых, «национальной» («хранительница рус-народность». В послереволюционное время крайнеских национально-государственных начал») и, во-правое движение проявило себя единственной полити-вторых, «державной» (как гарант единого духовногоческой силой, открыто вставшей на защиту первенст-пространства многонациональной империи). Причемвующего положения РПЦ, противопоставив секуляр-оба качества взаимно друг друга дополняли. Исходя изному вызову национальные духовные принципы. Про-концепций органицизма и самобытного развития обще-веденный черносотенными идеологами анализ причинства, государственные прерогативы Русской право-революции показывал, что устои самодержавия былиславной церкви (монополия на публичную проповедь ипоколеблены растущим безверием населения и образо-миссионерство) обосновывались черносотеннымиванной его части. Благодатной почвой для распростра-идеологами как религиозными аргументами, так и по-нения революционных и либеральных учений стал от-литическими. К ним, в частности, относились:ход от православия, которое захватило, по выражению1. Единство русского государства и РПЦ базирова-монархической прессы, «столь громадное число обра-лось на иррациональном утверждении, являвшемсязованных русских людей, да и не только образован-предметом веры о том, что Православие есть истина.ных…» [1].Русский народ связан не просто с христианством, а сИсходя из черносотенного определения русского на-православием, которое есть «вселенская, божественнаярода по принадлежности к православной вере, вопрос егои единая непреложная истина Христова над всеми ре-сохранения напрямую был связан с укреплением религи-лигиозными лжеучениями» [3].озности. Крайне правые исходили из убеждения, что ау-2. Первенство в силу принадлежности к ней созда-тентичность русского народа будет сохраняться до техтеля государства - всего русского народа во главе спор, пока в обществе доминирует православие, с ослабле-Государем Императором. В программе Союза Михаиланием которого наступит неизбежный конец самодержа-Архангела исключительное положение православиявию, а затем и духовная деградация народа. Вне сильноймотивировалось тем, что «народ русский, в подавляю-авторитарно-монархической системы перспектива рус-щем большинстве, православный…» [4. Л. 678].ского духовного самосохранения казалась, по меньшей3. Православие должно иметь преимущества немере, проблематичной. В связи с этим черносотенцытолько потому, что оно есть «религия державной рус-предлагали реализовать следующую систему мер: восста-ской нации», но, главным образом, потому, что являет-новление первенства РПЦ и нейтрализация любых попы-ся религией «существа русской нации, почему, как ре-ток подрыва ее доминирующего статуса. Защита право-лигия национальная, она и должна являться религиейславия была внесена в программы всех без исключениягосударственной» [3]. Привилегированный статус РПЦправомонархических организаций. В утвержденной в ап-в государстве объяснялся его особой ролью в форми-реле 1907 г. программе Союза русских рабочих людей вровании, воспитании и сохранении русского народа,концентрированном виде была выражена разделяемаястав его духовным стержнем. Крайне правые подчер-всем крайне правым лагерем позиция: «...неуклонно под-кивали, что православие выражает «дух народа, это егодерживать искреннюю веру и церковь Православную;святыня, перед чем он преклоняется, что он кладет взащищать церковь и все ей принадлежащее от посяга-основу своей политической, общественной и семейнойтельств ее врагов» [2]. В многочисленных решениях съез-жизни» [5]. Особо эта роль возрастала в тяжелые длядов подробно прописывался комплекс мер по усилениюстраны времена. В-четвертых, православие являетсявлияния РПЦ в обществе, созданию православныхфундаментом самодержавно-государственных начал ибратств, учреждению издательств, выпуску историко-обеспечивает духовно-идеологическую цельность го-религиозной литературы.сударства. Крайне правые выдвинули тезис о нераз-Требование первенства православия и недопусти-рывной связи православия с русской государственно-75мость отделения церкви от государства проистекали изстью как важнейшем условии ее существования [6.С. 153]. Для сохранения самодержавной монархии не-обходимо было главное историческое условие - право-славность социума и господство христианского (право-славного) мировоззрения. Для черносотенцев монархия не являлась внешне навязанной формой правления, а возникла как результат христианского воспитания на-рода. Являя венец усилий нации в утверждении рели-гиозно-нравственного идеала народа, православие сформировало его духовный мир, неотделимый от вла-стипонимания, где ключевую роль играл не столько сам царь, сколько идея царя, раскрывавшаяся в народ-ном сознании понятием «царя-батюшки». Это положе-ние не являлось тайной за семью печатями и для левого лагеря, который в попытках разрушения монархии сде-лал упор на подрыв православного сознания народа.Требование первенства РПЦ подразумевало восста-новление утраченных церковью в результате петров-ских реформ позиций и усиление ее влияния в государ-ственных делах: «…голос ее должен быть выслушива-ем законодательною властью, как было встарь, в вели-чайших государственных вопросах», - говорилось в обращении Русского Собрания, датированном ноябрем 1905 г. [7]. Данное положение было неоднократно под-тверждено в других документах, в частности в объеди-ненной избирательной программе на выборах в I и II Думу Союза русского народа [8. Л. 7, 8]. С одной сто-роны, задача максимум состояла в восстановлении су-ществовавшей до петровских реформ «русской право-славной монархии» и возвращении к естественным и самобытным формам русской жизни. С другой - задача минимум сводилась к восстановлению охранительно-защитительной функции церкви, преодолению пагуб-ности западного духовного влияния и созданию надеж-ного идеологического заслона на пути внедрения в со-циальную структуру общества чуждых идей и концеп-ций. Черносотенцы утверждали, что явление космопо-литической бюрократии и революционных партий бы-ло бы невозможно при наличии сильной церковной организации РПЦ во главе с патриархом, игравших роль предохранительного клапана от вредных идеоло-гических воздействий. Петровский абсолютизм, зада-вивший общественную инициативу (от местного само-управления до Земского Собора) и низведший церковь до одного из правительственных министерств, подор-вал иммунную систему государства и открыл пути для инфицирования общества болезнетворными идеями: «В XVIII в. государственная власть в лице Петра I зна-чительно ослабила церковное влияние на государст-венную жизнь… не к своей пользе. Правда, министер-ство духовных дел удобнее сильного своим нравствен-ным авторитетом патриарха. Но в трудную минуту от стоящих во главе такого управления лиц, хотя бы и духовного сана, едва ли можно было ожидать чего-либо большего обычной чиновничьей угодливости и исполнительности», - заявляли крайне правые публи-цисты [9].Необходимость восстановления охранительной функции православия актуализировалась в начале XX в. в контексте модернизации и психологической ломки сознания, когда происходящие изменения поро-ждали в людях неуверенность и сомнения. Исходя из консервативных представлений о социальной роли го-76сударства, власть должна была провести подданных подобно «детям» через все идеологические соблазны. Отказ от исполнения патерналистской роли со стороны государства и отдача народа на произвол свободы при-вела бы к подрыву традиционных ценностей: «Свобода слова и печати привела к тому, что все наше родное, дорогое уничтожается, все русское безнаказанно ос-корбляется. Свобода союзов вылилась в свободу сою-зов злонамеренных людей, ведущих свою разруши-тельную против государства и общества работу под видом разных обществ. Благодаря свободе личности, эгоизм и самолюбие возросли до небывалых размеров. А свобода действий, как логическое последствие всех предыдущих свобод, превратилась в свободу насилия над жизнью и имуществом ближних. Свобода обрати-лась в рабство греху!» - возмущалась черносотенная газета «Земщина» [10]. В этих условиях возрастала па-терналистская роль государства и церкви. Лишенный патриархальной опеки государства и церкви, остав-шись один на один с ловкими сектантскими и католи-ческими миссионерами, народ подвергнется агрессив-ной пропаганде: «И вот их станут совращать… Что же: ужели не жаль этих погибающих?» [Там же].Восстановлениезащитительно-охранительнойфункции церкви предусматривалось реализовать по-средством трех мер. Во-первых, восстановление патри-аршества и созыв для этих целей Поместного собора [11. С. 779]. Во-вторых, нейтрализация и всемерное ослабление влияние на церковь государственной бюро-кратии. В-третьих, усиление влияния церкви во внут-риполитической жизни государства. Многочисленные съезды крайне правых организаций принимали широ-кий пакет постановлений, касавшихся конкретизации места и роли РПЦ в структуре государства, оптимиза-ции ее внутреннего устройства и управления. Предла-галось реализовать систему мер по усилению активно-сти РПЦ, в частности по противодействию сектантству и беспрепятственной миссионерской деятельности и публичной проповеди на всей территории Российской империи [3]. Практическая реализация первенства РПЦ включала не только сохранение «установленных пре-имуществ православной церкви», но их фиксацию (за-крепление и всемерное развитие). Черносотенцы счи-тали, что базовые положения российского законода-тельства должны остаться неизменными: «До сего вре-мени, по нашим законам, только православная церковь имеет право в России распространять свободно свое вероучение; другим же вероисповеданиям сего права не предоставлено» [12]. Необходимость защиты РПЦ признавалась государством, что было юридически за-креплено в Ст. 64 Основных законов Российской Им-перии: «Император яко христианский Государь есть Верховный защитник и хранитель догматов господ-ствующей веры и блюститель правоверия и всякого церкви святой благочиния...» [13. Л. 68-85]. Противо-действуя либерально-революционному лагерю, черно-сотенцы жестко выступали против двух обсуждаемых в обществе идей: отделения церкви от государства и сво-боды вероисповедания, воплощение которых привело бы к потере Россией статуса православной державы, гибели идеократического государства, окончательному умалению положения православной церкви и перерож-дение русского народа в безнациональную этническующих от православия гражданских прав, строгом нака-массу. Принцип первенства и государственных преиму-зании за пропаганду сектантства и «совращение изществ РПЦ не мог органично сочетаться с либеральнойправославия», запрете сектантских собраний с присут-альтернативой «свободы веры», в противовес которойствием на них православных, установлении строгогочерносотенцы предлагали идею веротерпимости, согласо-надзора за сектантской печатью [15]. Жесткость мервывавшуюся с концепцией христианского государства.обосновывалась не только угрозой существования го-Под веротерпимостью понималось право каждого под-сударства, но души человека: «Простительно и нам,данного империи исповедовать любую религию без правагрешным, иногда прибегнуть к власти полицейских,религиозной пропаганды или переманивания в свою веручтоб оберечь простых сердцем овечек Христовых отпредставителей других исповеданий [14].волков хищных» [12]. Насилие по отношению к разру-Законодательство Российской империи о РПЦ какшителям души человека должно было быть поддержа-государственной религии, имевшей первенствующеено всем православным сообществом.значение, должно было неукоснительно соблюдаться.Как видим, в рамках присущей консерватизмуВ первую очередь, самими властными структурами.функции защиты христианских традиций черносотен-Черносотенцы настаивали на использовании всей мощицы активно продвигали идею восстановления первен-карательного аппарата самодержавия против конкури-ствующих позиций РПЦ, укрепления христианскогорующих конфессий: «Либералы нам скажут: вы хотите(православного) мировоззрения подданных, преодоле-полицейскими мерами охранять православие? - Да,ния влияния «еретических» социальных учений пере-хотя бы и полицейскими - в том смысле, что вот этихустройства мира, которые предлагали реализовать по-совратителей привлекать к строгой судебной ответст-средством жестких антилиберальных мер. На протяже-венности, не взирая на их вопли о свободе совести»нии всего периода существования черной сотни ее по-[16]. Крайне правые настаивали на лишении отпадаю-зиции по данному вопросу оставались неизменными.
ГАРФ. Ф. 116. Оп. 2. Д. 1.
Русское знамя. 1911. 1 мая.
Вестник Союза Русского народа. СПб., 1912. № 104.
Прямой путь. СПб., 1912. Вып. V (май).
Русское знамя. 1916. 25 февраля.
Сборник программ политических партий в России / Под ред. В.В. Водовозова. СПб., 1906. Вып. VI.
ГАРФ. Ф. 116. Оп. 1. Д. 7.
Русское знамя. 1907. 11 марта.
Земщина. СПб. 1911. 26 апреля.
Вече. 1909. 18 октября.
Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 116. Оп. 2. Д. 1.
Русское знамя. 1907. 29 июня.
Прямой путь. СПб., 1913. Вып. III (март).
Русское знамя. 1913. 16 марта.
Государственная общественно-политическая библиотека. Отдел редких книг. (ГОПБ ОРК). Кор. 46/2. № 381/33.