Предлагаемая вниманию статья посвящена изучению роли исламского фактора в сохранении этничности в эмигрантской среде на примере тюрко-татарской диаспоры в США. Эмигрируя в другие страны, тюрко-татары строили традиционные религиозные общины, в которых продолжали сохранять религиозные обряды, ритуалы и нормы, в которых были зафиксированы традиционные ценности тюрко-татарского общества
The Islamic factor in keeping ethnicity in йmigrй (the Turco-Tatar Diaspora in the USA).pdf Изучение факторов сохранения этничности в эмиг-рок» или, позже, «тюрко-татар Идель-Урала», привер-рации - сегодня это одно из самых развивающихся на-женные исламу как основе религиозной идентичности.правлений в исторической науке. Обращение к даннойВот уже многие века ислам занимает значительноетеме актуально потому, что вопрос сохранения этнично-место в жизни тюркских народов. Религиозные обрядысти в эмиграции тюрко-татарской диаспорой в США вявляются неотъемлемым компонентом быта, семейныхсилу разных причин до сих пор остается неисследован-традиций тюрко-татар. Ислам был образом жизни дляным пластом истории татарского, башкирского и другихтюрко-татар. Прочно утвердившийся в этом качестветюркских народов. Отдельные обращения советскихислам вошел в систему общественных и политическихисследователей к фрагментам истории тюрко-татарскойвзглядов тюрко-татарской интеллигенции, националь-эмиграции в прежние годы обусловливались, чаще все-ных политических лидеров. Итак, исламский факторго, интересами политической надстройки. В настоящееприсутствует практически во всех аспектах жизни му-время это требует существенной коррекции в соответст-сульманского общества. Религиозные установки тюр-вии с современным историческим видением.ко-татар были тесно связаны с их образом жизни иСейчас историки получили возможность изучатьвнутриполитической ситуацией в государстве. Эмигри-многие запретные темы. Одним из первых к проблемеруя в другие страны, тюрко-татары создавали традици-татарской эмиграции обратился И.А. Гилязов, опубли-онные религиозные общины, в которых продолжаликовав ряд статей о деятельности Общества «Идель-сохранять свои религиозные обряды, ритуалы и нормы,Урал», Лиги «Прометей» и о политике военных круговфиксирующие традиционные ценности тюрко-Германии в отношении тюрко-татарских народовтатарского общества.СССР [1]. Политическая активность татарской эмигра-Процесс эмиграции и образования тюрко-татарскойции, ее связи с другими тюркскими народами рассмот-диаспоры в США был очень длинным и сложным.рены в монографии Р.Б. Гайнетдинова [2]. БашкирскаяСначала тюрко-татары бежали от российских больше-эмиграция, осевшая в Турции, Германии, Венгрии, ста-виков во время гражданской войны и поселились в Ки-ла объектом исследований ученых Башкортостана [3].тае, Корее и Японии. Позже бежали от китайских ком-Изучением истории тюрко-татарской эмиграции в Се-мунистов в Австралию, Турцию и Японию. Многие изверо-Восточную Азию в начале XX в. занимаетсяних переселились в США.Л. Усманова [4].Вторая мировая война стала следующей волнойВ зарубежной англо-американской историографииэмиграции из России. После фашистского плена мно-тюркские народы по традиции называли тюрко-гие наши земляки не захотели возвращаться в СССР итатарами, и это название до сих пор используется. Со-переселились в США. Но и вдали от родины, во всехбирательное название тюркоязычных эмигрантов в ря-странах, куда раскидала их судьба, изгнанники береж-де исторических и архивных документов, в том числено хранили память о своей истории. Среди них былииз архива ФСБ России, используется термин «тюрко-выходцы из Поволжья, Урала, Оренбургской, Казан-татарская эмиграция». Башкирские исследователи на-ской, Уфимской губерний - татары, мишари, башкиры,зывают ее «татаро-башкирской» или «тюрко-другие тюркоязычные народности, исповедовавшиемусульманской», полагая, что, если в Токио диаспораислам. Все эти народы объединяли единая мусульман-была преимущественно башкирской, ссылаясь на то,ская вера, национально-культурные традиции и язык.что лидером ее был этнический башкир М.-Г. Кубанга-Одна из важнейших проблем - это рассмотрениелиев, и в названии должно присутствовать указание навопросов веры, религии в эмигрантской среде. Извест-«башкирскую» составляющую. Татарские исследовате-но, что религиозным деятелям удалось после револю-ли пишут о «тюрко-татарской эмиграции», подчерки-ции выехать за границу и избежать тем самым сталин-вая, тем не менее, единство татар и башкир. Более при-ских репрессий. Гонения большевиков на исламскуюемлемым будет термин тюрко-татарская эмиграция, т.к.религию и мусульманских религиозных деятелей вофициальным языком общения внутри общин, а также1920-1930-е гг. увеличили поток эмигрантов из Совет-языком печатных изданий был и есть татарский язык.ской России. В эти годы в Финляндию, Китай, Мань-Необходимо уточнить, что термин тюрко-татарскаячжурию дополнительно выехали несколько сотен му-диаспора не означает принадлежность эмигрантовсульман. Волна эмигрантов из России в 1919-1930-е гг.именно к татарской нации. Таким образом, под тюрко-послужила мощным импульсом для конфессиональнойтатарской диаспорой мы будем иметь в виду тюркоя-консолидации разрозненного мусульманского социума,зычные народы из России, идентифицировавшие себя всостоящего из разбросанных небольших групп после-качестве «российских мусульман», «российских тю-дователей ислама в Китае, Японии, Корее. Главной для82всех мусульманских эмигрантов из России была про-блема выживания и социальной адаптации. Не будем забывать, что в эмиграции оказались, прежде всего, белые офицеры, монархисты, представители буржуа-зии, состоятельных слоев общества. Из губерний Вол-го-Уральского региона вместе с отступающей армией Колчака в Сибирь, а затем с ее остатками в Маньчжу-рию и Японию ушли те, кто имел в России достаточно высокий социальный статус - муллы, представители мусульманской интеллигенции, торговцы.Все выходцы из России столкнулись в эмиграции с большой психологической проблемой беженца, не имеющего своего угла, заработка, социальных пер-спектив для себя и своей семьи в целом. И без того не-простые психологические процессы, происходящие в эмигрантской среде, осложнялись тем, что мусульма-не - татары, башкиры - занимали довольно обособлен-ное положение и среди российских эмигрантов. Языко-вой, этнокультурный, религиозный барьеры разъеди-няли русскоязычную и тюркоязычную эмиграции.Анализируя факторы социально-психологической адаптации эмигрантов, психологи к числу важнейших относят наличие поддерживающих структур. Важную роль играют светские и религиозные общины, земляче-ства, союзы, группы поддержки, издаваемые на родном языке газеты и журналы, совместные праздники, воз-можность контактов с родной культурой [5]. Кроме того, субъективными факторами адаптации являются такие личностные свойства, как высокая коммуника-тивность, ответственность, дисциплинированность, высокий уровень трудоспособности и жизнеспособно-сти. Эти качества личности формируются, как правило, в среде с высоким уровнем приверженности к традици-онной нравственности и религиозной морали. Поэтому религиозные и национально-культурные (а часто они составляли единое целое) объединения были именно той, практически единственной нишей, в которой было возможно существование эмигрантов на раннем этапе эмиграции.Ислам и мусульманское единство на раннем этапе эмиграции оказались важнейшими условиями выжива-ния тюрко-татар в иноязычной, иноконфессиональной среде. Поиск средств к существованию, жилья стал успешным для большинства эмигрантов благодаря мо-ральной, а часто и финансовой поддержке единоверцев. Мусульмане первой волны стали опорой для вновь прибывших. Последние, в свою очередь, стремились селиться сообща, поддерживая друг друга. В адаптации эмигрантов большую роль играли мусульманские эко-номические принципы перераспределения материаль-ных благ, традиционные для ислама социальные гаран-тии членов общины. Большинство эмигрантов были заняты в сфере мелкой торговли. Закят и садака, доб-ровольные пожертвования на нужды всей общины, ис-ламские нравственные традиции взаимной помощи и поддержки были залогом социальной адаптации эмиг-рантов, интеграции их в социально-экономическую реальность [6. С. 79].Несмотря на все испытания и лишения, посланные им судьбой, всех тюрко-татарских эмигрантов объеди-няла единая вера и традиции народов. Анализ форми-рования тюрко-татарских общин в различных регионахземного шара позволяет сделать вывод, что практиче-ски повсюду тюрко-татары образовывали диаспоры, стремились создать собственные ассоциации и религи-озные организации. Особого внимания заслуживает исследование тюрко-татарской диаспоры в США. Она сложилась постепенно, в результате двух этапов массо-вой эмиграции граждан из Российской империи и СССР. Тюрко-татары в дальнем зарубежье живут дос-таточно компактно и объединены в различные ассо-циации, общества и землячества. Основными центрами компактного проживания тюрко-татар в Соединенных Штатах Америке сегодня являются Нью-Йорк и Кали-форния. Существуют уже продолжительное время в США две тюрко-татарские диаспоры - Ассоциация американских татар (American-Tatar Association) в Нью-Йорке и Американская тюрко-татарская ассоциа-ция (American Turco-Tatar Association) в Сан-Франциско, местечке Бурлингейм (Калифорния). По имеющимся весьма приблизительно данным, общая численность тюрко-татар в США 1 тысяча человек [2. С. 148], в основном это представители послереволюци-онной эмиграции. Некоторые из них переселились из Турции после Второй мировой войны, многие из Китая, Японии, Финляндии. Другая часть - это бойцы Крас-ной армии, которые в годы Отечественной войны ока-зались в немецком плену и не вернулись в СССР.В Нью-Йорк татары прибыли в основном из Китая и позже из Европы. Членами татарской ассоциации в Нью-Йорке является 81 семья. Кроме того, есть семьи татар в Нью-Йорке, которые не являются членами Ас-социации американских татар, их количество неизвест-но [7]. Здание в Нью-Йорке в 1960-х гг. приобрел Айса Мажитов, выходец из Татарстана. Несколько лет лиде-ром ассоциации был инженер Ильдар Агиш (член правления), в настоящее время президентом Ассоциа-ций американских татар является Сайда Нажи (Saide Haci) с 2004 г. [8]. «Ассоциация Американских Татар» в Нью-Йорке была создана на базе «Мусульманского единства». «Мусульманское единство» («Moselman Berlege») было создано в Нью-Йорке 15 марта 1927 г. Основателями ее являются Нияз Максудов из Уфы, Абдулла Атлас, Загидулла Агишев, еще один Загидул-ла Агишев (тезка) татарин из Оренбурга, царский пол-ковник Рашид Хусаинов, Ахтям Сулейманов, Али Уил-сон (Welsh) пензенский татарин [7]. Это была первая мусульманская ассоциация в Нью-Йорке, в то время большую часть в руководстве составляли татары. Кро-ме татар в «Мусульманское единство» входили другие тюркские народы - туркмены, азербайджанцы, казахи, киргизы, кабардинцы, чеченцы, адыгейцы, карачаевцы, крымские татары. В 1963 г. «Мусульманское единство» меняет название на «Amerika Islam Gemqiet» (что мож-но перевести с татарского языка как Исламское обще-ство Америки). Приверженцы разных направлений в исламе начинают входить в это общество и создавать религиозную организацию. Через некоторое время вхо-дившие в «Мусульманское единство» близкие по веро-исповеданию и культуре народы стали отделяться и строить свои национальные ассоциации. Сегодня уже существуют много разных тюркских ассоциаций -крымских татар, туркмен, азербайджанцев, карачаев-цев, черкесов. Татары объединились под своим именем83в «Ассоциацию Американских татар» («Amerika Tatarции в Бурлингейме (штат Калифорния). С 1968 г. уGemqiete») [9]. Ассоциация занимается только куль-этой организации есть своя мечеть и общественныйтурной работой, проводит литературно-худо-центр. Она субсидирует женский вспомогательныйжественные тематические вечера, праздники и концер-центр и молодежную секцию, издает новости на анг-ты. Татары на праздничные торжества приезжают излийском языке. Татары остались приверженными кразных штатов и даже из Канады [7]. Основные цели исвоей национальной кухне, поддерживают контакты изадачи Ассоциаций американских татар - это культур-переписку со своими соотечественниками, живущими вная, образовательная и благотворительная деятель-Турции и Финляндии [2. С. 154].ность. Таким образом, американские татары обеспечи-Потомки эмигрантов продолжают почитать тради-вают сохранение языка и культуры в среде татар. Тата-ции предков. Религиозные праздники, являясь обяза-ры, где бы ни жили, всегда уделяют особое вниманиетельными, массовыми, ввиду специфики исламскогообразованию будущего поколения, стремятся сохра-календаря не имели постоянной даты (по лунному ка-нить родной язык и культуру предков.лендарю ежегодно дата проведения смещается на 11-Довольно активную работу ведет тюрко-татарская12 дней вперед). Наиболее значительными из них былидиаспора, расположенная в пригороде Сан-Франциско,посвященные окончанию 30-дневного поста - Уразаместечке Бурлингейм. Президент Американской тюрко-гаете, жертвоприношению - Корбан гаете, дню рож-татарской ассоциации в Бурлингейме - Рукия Сафадения пророка Мухаммеда - Мавлид. Их обрядовая(Rukiye Safa) [10]. В каждой ассоциации по 150-сторона канонизирована исламом и заключалась в кол-200 семей. Отдельные семьи проживают в Лос-лективном утреннем богослужении в мечети с участи-Анджелесе, Флориде, Вашингтоне. Цифры по диаспорамем мужского населения. В домах устраивались семей-дальнего зарубежья могут изменяться из-за того, что воные торжества в кругу родственников. Тюрко-татарымногих местах тюрко-татары собираются для проведе-США отмечают эти праздники в кругу семьи и в ассо-ния вечеров, концертов, однако не везде им удается при-циации.обрести здание и зарегистрировать диаспору.Следует подчеркнуть, что религия, язык и нацио-Тюркские народы в США объединяют крепкие ре-нально-культурные традиции сыграли очень большуюлигиозные и культурные связи. Татары используют вроль в деле образования и сохранения тюрко-татарскойобщении как современный татарский язык, так и ту-диаспоры в США. Тюрко-татарские диаспоры сталирецкую устную и письменную речь. В 1950-х - началецентрами не только религиозной, культурной, но всей1960-х гг. в Нью-Йорке существовала школа изучениясоциальной жизни переселенцев. Большое вниманиеволжско-татарского языка и литературы на основеуделялось вопросу воспитания детей. Ведь именно ис-арабской графики. С 1960 г. издается «Бюллетень Ас-лам определял жизнь эмигрантского социума, а имамысоциации американских татар» на латинском шрифте.и мударисы были хранителями национальной культурыКультурную и религиозную деятельность среди татари главными носителями знаний, передававшихся изосуществляют две организации. У «Ассоциации амери-поколения в поколение. Ислам был и по-прежнему ос-канских татар» (American Tatar Jemiyete) есть собст-тается главной объединяющей силой, благодаря чемувенное здание в Колледж-Пойнте (штат Нью-Йорк),тюрко-татарская диаспора сохранила свою этничностьиспользуемый как общественный центр и мечеть. Еже-в условиях эмиграции. Исламский фактор способство-годно в апреле здесь отмечается день рождения вели-вал быстрой адаптации переселенцев и сохранениюкого поэта XX в. и героя татарского культурного воз-этничности тюркских народов, оказавшихся далеко зарождения Габдуллы Тукая (дается концерт из народ-пределами родины. Сейчас в США потомки тюрков изных песен и танцев). Активная деятельность характер-России до сих пор сохраняют свою религию, язык ина также для Американской тюрко-татарской ассоциа-национально-культурные традиции.
American Tatar Association. April 19, 1975. № 1. P. 1-3.
Личный архив автора. Письмо М. Гали от 30 августа 2003.
Личный архив автора. Письмо М. Гали от 20 ноября 2005.
Юнусова А.Б. Татаро-башкирская эмиграция на Дальнем Востоке: мусульманский фактор социальной адаптации и сохранения этнокультурной идентичности // Modern history. Уфа, 2003. С. 73-83.
Хрусталева Н. Адаптация выходцев из бывшего СССР. Взгляд психолога // Диаспоры. 1999. № 2-3. С. 281-298.
Усманова Л. Тюрко-татарская эмиграция в Северо-Восточной Азии начала XX в. // Эхо веков. 2005. № 1(39). С. 92-100.
Гайнетдинов Р.Б. Тюрко-татарская политическая эмиграция: начало XX века - 30-е годы. Исторический очерк. Набережные Челны, 1997.
Валеев Д., Мадьяри А., Ураксин З., Юлдашбаев А. Судьба и наследие башкирских ученных-эмигрантов. Уфа, 1995.
Гилязов И.А. Пантюркизм, пантуранизм в Германии // Татарстан. 1995. № 5-6. С. 29-39.