Автором рассматривается специфика прокурорского надзораза исполнением законов в уголовно-исполнительной системе,особенности функционирования Федеральной службы исполнения наказаний, структурно-функциональное строение уголовно-исполнительной системы
Public prosecutor's control of law observance when executing non-custodial sentences.pdf Согласно ст. 1 Федерального закона «О прокурату-ной деятельности, содержащимися в ст. 22 и 27 Законаре Российской Федерации» надзор за исполнением за-о прокуратуре РФ.конов в деятельности учреждений и органов, испол-Согласно ст. 32 Федерального закона «О прокуратуреняющих уголовное наказание, является одним из на-Российской Федерации» предметом прокурорского над-правлений прокурорской деятельности. В соответствиизора является законность исполнения наказаний, не свя-с этим положением прокурор вправе участвовать в су-занных с лишением свободы. Каким образом прокурордебном заседании при рассмотрении и разрешении во-осуществляет свои функции в данном направлении и ка-просов, связанных с исполнением приговора [1].кова методика проверок органов, исполняющих наказа-Такое участие, с одной стороны, является формойние, не связанное с лишением свободы?прокурорского надзора за исполнением законов на-Наказания и меры уголовно-правового характера, незванными учреждениями и органами, а с другой - оносвязанные с лишением свободы, занимают значитель-хотя и не непосредственно, но все же связано с проку-ное место в системе мер уголовных наказаний. Из годарорской функцией уголовного преследования винов-в год доля осужденных с назначением таких видов на-ных в совершении преступления, поскольку речь идетказания растет.об уголовном судопроизводстве в одной из его стадий.Исполнение наказаний в виде ограничения свободы,ФСИН России является федеральным органом ис-исправительных работ, обязательных работ, лишенияполнительной власти, осуществляющим правоприме-права занимать определенные должности или зани-нительные функции, а также действия по контролю иматься определенной деятельностью, а также осущест-надзору в сфере исполнения уголовных наказаний ввление контроля за условно осужденными и осужден-отношении осужденных, функции по содержанию лиц,ными, которым отсрочено отбывание наказания, в со-подозреваемых либо обвиняемых в совершении пре-ответствии со ст. 16, 177 и 187 УИК РФ возложено наступлений, подсудимых, находящихся под стражей, ихуголовно-исполнительные инспекции [2].охране и конвоированию, контролю за поведением ус-Учреждениями уголовно-исполнительной системы,ловно осужденных и осужденных, которым судом пре-выполняющими функции по обеспечению исполнениядоставлена отсрочка отбывания наказания.наказаний без изоляции от общества, являются госу-Прокурорский надзор за соблюдением законов ад-дарственные учреждения - межрайонные уголовно-министрацией учреждений и органов, исполняющихисполнительные инспекции и их филиалы.наказания, осуществляется Генеральным прокуроромПрокурору, осуществляющему данный надзор, сле-РФ и подчиненными ему прокурорами в строгом соот-дует систематически анализировать статистическиеветствии с Федеральным законом «О прокуратуре Рос-данные и другие материалы, относящиеся к деятельно-сийской Федерации» и УИК РФ. Для осуществлениясти уголовно-исполнительных инспекций, оцениватьданного вида надзорной деятельности прокуроры наде-состояние законности и, в зависимости от результатов,лены соответствующими полномочиями.планировать проведение проверок как наиболее дейст-Необходимо отметить, что для выполнения задач,венной формы осуществления прокурорского надзора.стоящих перед органами прокуратуры при осуществ-Согласно приказу Генерального прокурора РФ отлении надзора за соблюдением законов, администра-30.01.2007 № 19 «Об организации надзора за исполне-циями органов и учреждений, исполняющих наказаниением законов администрациями органов и учреждений,и применяющих назначенные судом меры принуди-исполняющих уголовные наказания, следственныхтельного характера, администрациями мест содержа-изоляторов при содержании под стражей подозревае-ния задержанных и заключенных под стражу для пре-мых и обвиняемых в совершении преступлений» про-дупреждения, выявления и устранения нарушений за-верки исполнения законов в уголовно-исполнительныхконов органы прокуратуры наделены широкими пол-инспекциях следует проводить ежеквартально.номочиями, которые условно можно подразделить наПри наличии сведений о нарушениях законности вспециальные полномочия, характерные лишь для дан-случае чрезвычайного происшествия, прокурор обязанного направления надзорной деятельности, и общиепроизвести проверку, не ожидая наступления планово-полномочия, характерные для других направлений него срока. При этом проверка может быть как комплекс-только специальными полномочиями, предусмотрен-ной, с охватом большого числа вопросов, так и целе-ными ст. 33 Федерального закона «О прокуратуре РФ»,вой, по одному-двум направлениям.предоставленными для надзора за исполнением зако-При подготовке к проверке прокурор должен тща-нов в этом же направлении деятельности, но с учетомтельно изучить действующее законодательство, прика-специфики указанного надзорного направления полно-зы и указания Генерального прокурора РФ, а такжемочиями, предусмотренными другими видами надзор-ведомственные правовые нормативные акты, регламен-95тирующие деятельность уголовно-исполнительных инспекций, ознакомиться с жалобами и заявлениями лиц, состоящих на учете в уголовно-исполнительной инспекции, с предложениями, поступившими по ре-зультатам предыдущей проверки, выполнение которых надлежит проконтролировать.В соответствии с поставленной задачей прокурор подготавливает план проведения проверки в уголовно-исполнительной инспекции с перечнем вопросов, под-лежащих выяснению. В плане предусматриваются сро-ки проведения проверки, привлекаемые специалисты и проверяемые ими конкретные вопросы. Намечаются задания должностным лицам инспекции по подготовке и предоставлению требующихся сведений, материалов, документов.При подготовке к проверке следует исходить из то-го, что исполнение наказаний и иных мер уголовно-правовой ответственности, не связанных с изоляцией от общества, включает в себя:- ведение учета осужденных;- разъяснение осужденным порядка и условий от-бывания наказания;- привлечение осужденных к отбыванию наказания согласно приговору (определению, постановлению) суда;- осуществление контроля за соблюдением осуж-денными условий отбывания наказания, их поведени-ем, исполнением возложенных на них судом обязанно-стей и запретов;- осуществление контроля за исполнением требова-ний приговора администрацией организаций, в кото-рых работают осужденные, а также органами, право-мочными аннулировать разрешение на занятие опреде-ленной деятельностью, запрещенной для осужденных;- проведение воспитательной и профилактической работы;- применение к осужденным мер поощрения и взы-скания, установление для них обязанностей и запретов, предусмотренных УК РФ и УИК РФ;- проведение первоначальных мероприятий по ро-зыску осужденных;- привлечение к ответственности осужденных, ук-лоняющихся от отбывания наказания или исполнения обязанностей, возложенных судом [3].По выявленным фактам нарушений законности прокурор принимает исчерпывающие меры к их устра-нению, как правило, непосредственно на месте, в ходе проверки.В иных случаях, когда для устранения нарушений установленных законом порядка и условий исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера, не свя-занных с лишением свободы, требуется время, предло-жения прокурора могут быть облечены в форму пред-ставлений.В случаях неисполнения представлений и требова-ний прокурор ставит вопрос о принятии мер реагиро-вания в отношении должностных лиц уголовно-исполнительной инспекции перед территориальным органом ФСИН РФ соответствующего субъекта.Получив в ходе проверки сведения о готовящихся противоправных действиях, прокурор в целях преду-преждения совершения правонарушения может объя-96вить должностным лицам уголовно-исполнительной системы предостережение в письменной форме о недо-пустимости нарушения закона.Обнаруженные в ходе проверки не соответствую-щие закону приказы, распоряжения и постановления начальника уголовно-исполнительной инспекции опро-тестовываются. Протест приносится начальнику уго-ловно-исполнительной инспекции. До рассмотрения протеста, в соответствии с требованиями ст. 33 Феде-рального закона «О прокуратуре Российской Федера-ции», действие опротестованных актов приостанавли-вается.При выявлении нарушений осужденными порядка отбывания наказания прокурор ставит перед начальни-ком уголовно-исполнительной инспекции вопрос о привлечении осужденного к ответственности.В случае постановки вопроса о возбуждении произ-водства об административном правонарушении или уголовного дела прокурор должен истребовать объяс-нения от работников уголовно-исполнительной ин-спекции.Установив, что нарушение закона образует состав уголовно наказуемого деяния, прокурор принимает решение о возбуждении уголовного дела.Выявление конкретных лиц, допустивших наруше-ния закона, и принятие мер к привлечению их к ответ-ственности являются непременным условием преду-преждения нарушений законности, важнейшей обязан-ностью прокурора.По материалам проверки, показавшей, что в дея-тельности уголовно-исполнительной инспекции выяв-лены серьезные нарушения законности, прокурор вно-сит соответствующее представление начальнику терри-ториального органа ФСИН соответствующего субъек-та. Представление вносится в тех случаях, когда наряду с выявленными нарушениями закона необходимо уст-ранить причины и условия, способствующие их допу-щению. Оно основывается на данных о состоянии за-конности в поднадзорных учреждениях и органах, ис-полняющих уголовные наказания, анализе практики прокурорского надзора, материалах проверки, ведомст-венного и судебного контроля, жалоб и заявлений, по-ступающих в прокуратуру.Представление подлежит безотлагательному рас-смотрению. Не позднее чем в месячный срок по нему должны быть приняты меры, направленные на устра-нение нарушений, и о результатах извещена прокура-тура.Меры прокурорского реагирования на установлен-ные в ходе проверки нарушения определяются проку-рором в зависимости от характера и вида нарушений законности в соответствии с положениями Федераль-ного закона «О прокуратуре Российской Федерации».По итогам проверки прокурор имеет право:- потребовать от работников уголовно-исполни-тельной инспекции обеспечения установленного по-рядка и условий исполнения наказаний и мер уголов-но-правового характера, не связанных с лишением свободы;- объявить предостережение о недопустимости на-рушения закона;- приносить протесты и вносить представления;- возбуждать производства об административныхменять предусмотренные законом и доступные иным ли-правонарушениях.цам средства для защиты своих конституционных прав иВо всех случаях внесения актов прокурорского реа-интересов, в связи с чем органы прокуратуры, осуществ-гирования необходимо контролировать устранениеляя надзорную деятельность, являются гарантом охраныработниками уголовно-исполнительной инспекции на-прав и законных интересов указанных субъектов.рушений законов.Кроме того, широта надзорных полномочий прокура-Следует сделать вывод о том, что применение в дан-туры является необходимым условием, инструментом дляном надзорном направлении органов прокуратуры стольобеспечения соблюдения законности при реализации су-широких полномочий обусловлено важностью обеспече-дебных актов о назначении судом мер принудительногония прав и свобод граждан, отбывающих наказание ввидухарактера, а также надлежащего исполнения определен-того, что эти граждане ограничены в возможности при-ного приговором наказания.
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. М.: Проспект, 2010.
Прокурорский надзор за законностью исполнения уголовных наказаний: Методическое пособие. М., 2008. 132 с.
Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 8. Ст. 366.