Реализация права военнослужащих на жилище
Основное внимание уделено вопросам специального правового статуса военнослужащих и реализации ими права на жилище. Высказано мнение о необходимости возврата к практике советского законодательства о правах военнослужащих и членов их семей
Realisation of military personnel habitation right.pdf В Российской Федерации наряду с реформировани-ства РФ, воинским уставами, наставлениями и другимием ряда сфер общественной жизни продолжается воен-нормативно-правовыми актами.ная реформа, важнейшим направлением которой наря-Статус военнослужащих есть совокупность прав,ду с оптимизацией структуры Вооруженных сил РФсвобод гарантированных государством, а также обя-является совершенствование правовых отношений,занностей и ответственности военнослужащих, уста-складывающихся в процессе организации и прохожде-новленных законодательством [3], т.е. объем и реаль-ния гражданами военной службы. Проблемы совер-ное содержание специального правового статуса воен-шенствования правового регулирования этих отноше-нослужащего зависит от многих факторов, среди кото-ний имеют особое значение, т.к. военнослужащим при-рых можно выделить два главных:надлежит важнейшая роль в решении задач обороны и1) обладание военнослужащим общим правовымбезопасности государства.статусом личности, включающим в себя основные сво-В соответствии с действующим законодательствомбоды, права и обязанности, принадлежащие всем граж-РФ к военнослужащим относятся офицеры, прапорщи-данам и соответственно общей правоспособностью;ки и мичманы, курсанты военных образовательных2) выполнение военнослужащим обязанностей вучреждений профессионального образования, сержан-сфере обороны и безопасности государства, имеющихты и старшины, проходящие военную службу как поряд особенностей, обусловливающих наличие специ-контракту, так и по призыву [1]. Правое положениеальной правоспособности - общих военнослужебных,указанных категорий военнослужащих в области реа-должностных и специальных прав и обязанностей во-лизации общих прав граждан РФ в условиях Воору-еннослужащих, конкретизирующих, дополняющих, а вженных сил РФ дифференцировано.случаях, предусмотренных действующим законода-В отечественной науке предложены различные кон-тельством, ограничивающих общие права и обязанно-струкции правового статуса личности как сложногости гражданина РФ.многовидового образования с выделением таких егоСпециальная правоспособность военнослужащегоразновидностей, как общий, специальный и индивиду-возникает с момента поступления на военную службу.альный правовые статусы.Общая и специальная правоспособность взаимосвяза-Общий правовой статус личности включает в себяны: специальная правоспособность предполагает нали-общие права и обязанности, принадлежащие всем гра-чие общей и является от нее производной.жданам Российской Федерации.Содержание общей правоспособности граждан об-Специальные правовые статусы личности - права иразуют те имущественные и личные неимущественныеобязанности, конкретизирующие и дополняющие об-права и обязанности, которыми может обладать граж-щие права и обязанности с учетом специфики социаль-данин в соответствии с гражданским законодательст-ного, служебного и иного положения личности.вом. Нормам гражданского права принадлежит особаяПонятие «специальный правовой статус» являетсяроль в правовом регулировании и защите имуществен-сравнительно новым. Учеными было предложено дляных и личных неимущественных прав граждан. Наибо-обозначения особого правового состояния личностилее значимые гражданские права, которыми могут об-понятие правового модуса как самостоятельного явле-ладать российские граждане, закреплены в 18 ГК РФ.ния, позволяющего определить специальный правовойДанные права, являющиеся составной частью общегостатус таких субъектов, которым посвящены нормыправового статуса личности, распространяются на во-нескольких отраслей права, например статус военно-еннослужащих Российской армии с учетом возможно-служащего [2. C. 10]. Данные категории, базируясь настей их реализации в условиях Вооруженных сил, чтообщем статусе гражданина, могут иметь свою специ-влечет за собой их некоторые ограничения, и в основ-фику, дополнительные права, обязанности, социальныеном носят разрешительный характер, а в некоторыхгарантии, предусмотренные действующим законода-случаях и прямой запрет. Возможность реализациительством, т.е. содержание общего правового статусагражданских прав военнослужащими необходимо про-гражданина конкретизируется в особенном правовомизводить на основе признания двухсоставной структу-статусе отдельных категорий граждан, объединенныхры статуса военнослужащих. Такая структура правово-не только принадлежностью к гражданству, но и дру-го статуса военнослужащих заключается в том, чтогими специальными признаками.военнослужащий, с одной стороны, как гражданин РФСтатус военнослужащего определяется Конститу-имеет общегражданский статус и наделяется правами,цией РФ, Федеральным законом «О статусе военно-несет обязанности и ответственность, которые распро-служащего», Федеральным законом «О воинской обя-страняются на всех граждан РФ. С другой стороны,занности и военной службе», другими федеральнымипоскольку военнослужащий выполняет обязанности поконституционными и федеральными законами, а такжевооруженной защите государства, связанные с необхо-Указами Президента РФ, постановлениями Правитель-димостью беспрекословного выполнения задач в лю-106бых условиях, в том числе и с риском для жизни, воз-никают некоторые объективные противоречия между конкретным содержанием, порядком реализации обще-гражданских прав и интересами военной службы. Гра-жданские права военнослужащих отграничиваются от должностных и специальных прав, предусмотренных нормами военного законодательства исключительно в служебных целях.Одним из основополагающих социально-экономи-ческих прав гражданина является право на жилище, которое имеет многоаспектный характер и может быть сведено к нескольким основным юридическим воз-можностям: 1) возможность стабильного пользования занимаемым жилым помещением независимо от вида жилищного фонда; 2) возможность улучшения жилищ-ных условий, получения другого жилого помещения разными способами: малоимущими лицами, иными, указанными в законе гражданами, нуждающимися в жилище, - путем получения жилья бесплатно или за доступную плату из государственного, муниципально-го или иного жилищного фонда в соответствии с уста-новленными законом нормами; другими лицами - пу-тем строительства или приобретения жилых помеще-ний за счет собственных денежных средств с привле-чением денежных субсидий государства; 3) возмож-ность использования жилого помещения не только для проживания гражданина и членов его семьи, но и пу-тем передачи жилого помещения для проживания дру-гим гражданам на основании договора (поднайма, коммерческого найма и др.) [4. C. 22].В советское время действовала система правового регулирования социальной защиты и социального обеспечения военнослужащих и членов их семей, по-зволяющая успешно решать проблему обеспечения жильем военнослужащих, лиц, подлежащих увольне-нию и уволенных с военной службы. Правовой основой этой системы являлось «Положение о льготах для во-еннослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей», утвержден-ное Постановлением Совета Министров СССР от 17 февраля 1981 г. № 193 [5]. Вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей решались в приоритетном порядке, с использованием жилищного фонда всех министерств и ведомств СССР.Реализация права военнослужащих и членов их се-мей на жилище в период прохождения действительной военной службы осуществлялась в основном в форме предоставления жилья по месту службы военнослужа-щего из специально формируемого ведомственного жилищного фонда (жилого фонда Министерства обо-роны) или из жилищного фонда местных Советов на-родных депутатов. При увольнении в запас или отстав-ку реализация права военнослужащих и членов их се-мей на жилище осуществлялась в форме предоставле-ния жилья из жилищного фонда местных Советов на-родных депутатов, военнослужащие имели право на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства и на кредитование индиви-дуального жилищного строительства. Существовала система жилищных льгот для военнослужащих и чле-нов их семей (сохранение права на жилую площадь, занимаемую до поступления на военную службу, бро-нирование жилья, право на дополнительную комнату или на дополнительную жилую площадь в размерах, устанавливаемых действующим законодательством, оплата занимаемой жилой площади по льготным став-кам и т.д.).Гарантии государства на обеспечение военнослу-жащих, проходящих военную службу по контракту, жилыми помещениями как возможность иметь жили-ще, пользоваться и распоряжаться им на установлен-ных законом условиях, случаях и порядке, закреплены в ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужа-щих», что относит военнослужащих к категории лиц, имеющих право на бесплатное или за доступную цену получение жилья по нормам и в порядке, установлен-ном действующим законодательством и выделяет во-еннослужащих как специальных субъектов права в жи-лищных правоотношениях.К членам семьи военнослужащего, на которых рас-пространяются жилищные гарантии, Федеральный за-кон «О статусе военнослужащих» относит супруга (супругу), несовершеннолетних детей, детей-инвалидов старше 18 лет, ставшими инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, обучающихся в обра-зовательных учреждениях по очной форме обучения, детей в возрасте до 23 лет, находящихся на иждивении военнослужащего лица, записанных в качестве таковых в личное дело военнослужащего.До 1997 г. реализация права военнослужащих и членов их семей на жилище осуществлялась в рамках государственных программ строительства государст-венного и муниципального жилья за счет средств феде-рального бюджета, путем предоставления государст-венного и муниципального жилья по договору соци-ального найма, а также предоставлением безвозмезд-ных субсидий на строительство или приобретение жи-лья в собственность. Однако эта форма реализации права военнослужащих на жилище не получила разви-тия из-за недостаточного бюджетного финансирования и неэффективности использования выделяемых бюд-жетных средств, в связи с чем появилась обладающая более высокой эффективностью форма обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей путем вы-дачи им государственных жилищных сертификатов, выпускаемых и погашаемых за счет федерального бюджета.Действующая система обеспечения военнослужа-щих, проходящих военную службу по контракту, жи-лыми помещениями включает в себя следующие спо-собы и порядок реализации права военнослужащих на жилище:- для всех категорий военнослужащих в период про-хождения службы предоставляются только служебные помещения в населенных пунктах, в которых располага-ются воинские части, а при отсутствии такой возможно-сти в других близлежащих населенных пунктах по дого-вору найма служебного жилого помещения. В случае не-представления служебного жилого помещения военно-служащим могут компенсироваться денежные расходы за наем (поднаем) жилых помещений [6];- военнослужащие, уволенные с военной службы до 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем за счет феде-рального бюджета путем выдачи им государственных107жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов РФ по месту постановки на учет ну-ждающихся в улучшении жилищных условий. Госу-дарственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина -участника Подпрограммы «Государственные жилищ-ные сертификаты» на получение субсидии за счет фе-дерального бюджета для приобретения жилого поме-щения. Право на улучшение жилищных условий с ис-пользованием субсидии, удостоверяемой сертифика-том, предоставляется только один раз. Участие в Под-программе является добровольным. Право на получе-ние безвозмездных субсидий имеют признанные в ус-тановленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий отдельные категории военнослу-жащих и членов их семей. Военнослужащие, подлежа-щие увольнению или увольняемые с военной службы для участия в Подпрограмме, подают в соответствую-щие воинские части рапорт по определенной форме на участие в Подпрограмме с приложением к нему уста-новленного законом комплекта документов. Предос-тавленные документы и содержащиеся в них сведения подлежат проверке. Решение о включении либо об от-казе во включение заявителя в число участников Под-программы, принятое по результатам проверки, сооб-щается заявителю.Участники Подпрограммы могут приобретать жилье на первичном или вторичном рынках за счет средств безвозмездной субсидии или дополнительно привлекать собственные или кредитные ресурсы. Субсидия предос-тавляется владельцу сертификата в безналичном поряд-ке, с этой целью открывается банковский счет на имя владельца сертификата в кредитной организации, участ-вующей в Подпрограмме. Приобретаемое жилье должно соответствовать установленным санитарным и техниче-ским требованиям к жилым помещениям для постоянно-го проживания, их благоустройству и требованиям к размеру приобретаемого жилого помещения в зависимо-сти от количества членов семьи владельца сертификата и социальной нормы жилья. Военнослужащим, подле-жащим увольнению после 1 января 2005 г., предостав-ляются жилые помещения по договору социального найма или предоставляется жилье в собственность за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти;- обязательное или добровольное участие военно-служащих с 1 января 2005 г. в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих [7].Накопительно-ипотечная система (НИС) жилищно-го обеспечения военнослужащих при наличии недос-татков является новой, более прогрессивной формой реализации права военнослужащих на жилище, позво-ляющей приобретать жилье в собственность по истече-нии трех лет участия в НИС, а также выбирать место-расположения, качество и размер жилья.Главными особенностями НИС является то, что го-сударство свои обязательства перед военнослужащими в жилищной сфере из формы непосредственного пре-доставления квартиры перевело в денежную форму, и впервые проблема обеспечения военнослужащих жиль-ем решается без учета интересов членов их семей. Субъектами НИС являются военнослужащие как от-108дельная категория лиц, подлежащих защите в жилищ-ной сфере. НИС жилищного обеспечения военнослу-жащих представляет собой совокупность правовых, экономических и организационных отношений, на-правленных на реализацию прав военнослужащих на жилищное обеспечение.Жилищное обеспечение военнослужащих - участ-ников НИС предусматривается за счет постепенного накопления выделяемых из бюджета на приобретение жилья средств на именном счете военнослужащего. Реализация права на жилище военнослужащими участ-никами НИС может осуществляться посредством фор-мирования накоплений на именных накопительных счетах и последующего использования этих накопле-ний для приобретения жилья:- предоставление целевого жилищного займа на возвратной и в установленных законом о НИС случаях безвозмездной (беспроцентной) или возмездной основе при заключении договора целевого жилищного займа;- предоставление целевого жилищного займа для участия в долевом строительстве в случае представле-ния участником НИС договора участия в долевом строительстве, а в случае использования кредитных средств - также кредитного договора [8];- выплата за счет средств федерального бюджета в установленном размере и порядке денежных средств, дополняющих накопления на именном накопительном счете участника НИС до расчетного размера денежных средств, которые он мог бы накопить в период от даты предоставления таких средств до даты, когда общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении могла бы составить 20 лет.Основанием возникновения права на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника НИС, является: общая продолжительность службы 20 лет и более; общая продолжительность воен-ной службы увольняемого военнослужащего 10 лет и более; исключение участника НИС из списков личного состава воинской части в связи с его гибелью или смер-тью, признанием его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим. Право на получение целевого жилищного кредита воз-никает по истечении трех лет после включения военно-служащего в реестр участников НИС жилищного обес-печения военнослужащих и только на период прохожде-ния участником НИС военной службы.Для участия в НИС военнослужащий, проходящий службу по контракту, должен быть включен в реестр участников НИС, формируемый федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена во-енная служба. Категории военнослужащих, которые могут быть участниками НИС, и основания для их включения в реестр участников НИС определены зако-ном о НИС.Право на жилище военнослужащих, проходящих во-енную службу по контракту, в настоящее время может быть реализовано в форме государственных жилищных сертификатов, учитывающих интересы семьи военнослу-жащего или накопительно-ипотечного обеспечения воен-нослужащих без учета интересов его семьи.Пунктом 3 ст. 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих» определено, что социальная защитавоеннослужащих и членов их семей является функциейальных функций в жилищной сфере, перекладывая ихгосударства, включающей в себя реализацию их прав,на плечи военнослужащих. В связи с этим необходимасоциальных гарантий и компенсаций, совершенствова-дальнейшая разработка жилищно-правового статуса нение механизмов и институтов социальной защиты этихтолько военнослужащих, проходящих военную службулиц, иные меры, направленные на создание условийпо контракту, но и жилищно-правового статуса членовжизни и деятельности, соответствующие характеруих семей, совершенствование механизмов и институтоввоенной службы и ее роли в обществе.их социальной защиты и социального обеспечения, вВ случае реализации права военнослужащих, про-том числе разработка и принятие кодифицированногоходящих военную службу по контракту, в форме нако-законодательного акта о социальном обеспечении во-пительно-ипотечного обеспечения военнослужащих,еннослужащих и членов их семей, возврата к практикегосударство, не учитывая интересы членов семей этихположений советского законодательства о правах во-военнослужащих, отказывается от части своих соци-еннослужащих и членов их семей.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 312
Ключевые слова
right to habitation (housing), special legal capacity, status, право на жилище, специальная правоспособность, статусАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Тишкин Павел Иванович | Межрегиональный центр экспертизы и права (г. Томск) | TPI09@mail.ru |
Ссылки
Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16.07.1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 29. Ст. 3400.
Федеральный закон «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» от 20.08.2004 г. // СЗ РФ. 2004. № 26. Ст. 3400.
Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 г. № 909 «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим-гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту, гражданам РФ, уволенным с военной службы, и членам их семей» // СЗ РФ. 2005. № 2. Ст. 165.
СП СССР. 1981. № 11. Ст. 64.
Кудашкин А.В., Фатеев К.В. Жилищные права военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. 2-е изд., доп. и перераб. М.: За права военнослужащих, 2000. 231 с.
Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 06.03.1998 г. // СЗ РФ. № 22. Ст. 2331.
Мананкова Р.П. Правовой статус члена семьи по советскому законодательству. Томск, 1991. 232 с.
Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 06.03.1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 53. Ст. 1475.
