Налоговое стимулирование малого бизнеса в России: оценка результатов
Статья содержит анализ и оценку результатов налогового стимулирования малого бизнеса в Российской Федерации. Делается вывод о существенных налоговых преференциях, предоставленных малому бизнесу и незначительном результирующем социально-экономическом эффекте, получаемом российской экономикой от функционирования малых предприятий и предпринимательства
Tax incentives for small business in Russia: assessment of results.pdf Одним из приоритетных направлений налоговой- бюджетный эффект - поступление налогов и пла-политики Российской Федерации является обеспече- тежей в бюджетную систему, обеспечение собственной ние баланса интересов между государством и налого- доходной базой субфедеральных и местных бюджетов;- экономико-стимулирующий эффект - увеличениеплательщиками. Со стороны государства ожидаетсярациональное и эффективное использование финансо- числа собственников, конкурентный отбор эффектив-вых ресурсов, сокращение процессно-функциональных расходов в организации работы фискальных органов, формирование налоговой системы, позволяющей увя-зать стратегические цели развития страны с имеющи-мися механизмами налогового воздействия. С другой стороны, предоставляя налогоплательщикам налоговые преференции, снижая общий уровень налоговой на-ных собственников, для которых малый бизнес стано-вится отправной точкой для дальнейшего развития; создание конкурентной среды для других форм бизне-са;- инновационно-инвестиционный эффект - разра-ботка и внедрение технологических, технических иорганизационных нововведений и инноваций; косвен-грузки, государство вправе рассчитывать на цивилизо- ная стимуляция эффективности производства крупныхванное поведение субъектов предпринимательства - компаний посредством освоения новых рынков.легализацию бизнеса, использование высвободившихсяПри этом понятно, что налоговое стимулированиеза счёт снижения налоговой нагрузки ресурсов на со- является только одной из форм государственной под-циально-инвестиционное развитие.держки малого бизнеса.Налоговое стимулирование и поддержка малогоИтак, снижение уровня налоговой нагрузки на лю-бизнеса должны сопровождаться комплексом резуль- бой вид деятельности должно сопровождаться прирос-тирующих эффектов:том инвестиций в основной капитал и нематериальные- социальный эффект - обеспечение занятости час- активы, увеличением количества предприятий и пред-ти населения; создание новых рабочих мест; рост доли принимательства, количества работников, занятых в экономически активного населения, улучшение усло- этом бизнесе, значительным ростом поступлений в вий жизни за счет предпринимательских доходов, бюджетную систему.сглаживание диспропорций развития в благосостоянииПроанализируем долю налоговых поступлений отразличных социальных групп населения;специальных налоговых режимов по видам экономиче-- финансовый эффект - финансовое самообеспече- ской деятельности (ОКВЭД) по Российской Федерацииние предпринимательства и членов их семей, оплата в период с 2006 по 2009 г. и динамику её измененийтруда наёмных работников;(табл. 1-2, рис. 1-3).Т а б л и ц а 1 Доля налоговых поступлений по специальным налоговым режимам в общем объёме налоговых платежей консолидированного бюджета России в период с 2006 по 2009 г. по основным видам экономической деятельности [1], %Основные виды деятельности2006200720082009Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство6,158,1112,0911,17Рыболовство, рыбоводство1,232,033,633,55Добыча полезных ископаемых0,180,130,171.18Обрабатывающие производства0,910,921,101.21Производство и распределение электроэнергии, газа и воды0,300,370,470,42Строительство2,432,743,122,93Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий, предметов личного пользования5,7610,659,1010,83Гостиницы и рестораны11,011,339,5211,35Транспорт и связь1,091,271,641,56Финансовая деятельность0,290,470,540,56Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг4,726,736,356,35Всего (с учётом поступлений по прочим видам деятельности)2,092,282,623,071142,00% 1,80% 1,60% 1,40% 1,20% 1,00% 0,80% 0,60% 0,40% 0,20% 0,00% 2006 2007 2008 2009 УСН ЕНВД ЕСХН Рис. 1. Доля налоговых поступлений от специальных налоговых режимов в общем объёме налоговых поступлений в целом по Российской Федерации в период с 2006 по 2009 г. (рис. 1-3 составлены на основе данных ФНС РФ, форма № 1-НМ)2,50% 2,00% 2006 1,50%2007 2008 1,00% 0,50%2009 0,00%УСНЕНВДЕСХНРис. 2. Доля налоговых поступлений от специальных налоговых режимов в общем объёме налоговых поступлений в консолидированном бюджете субъектов Российской Федерации в период с 2006 по 2009 г.10,00% 8,00% 2006 6,00%2007 2008 4,00% 2,00%2009 0,00% УСН ЕНВД ЕСХНРис. 3. Доля налоговых поступлений от специальных налоговых режимов в общем объёме налоговых поступлений местных бюджетов Российской Федерации в период с 2006 по 2009 г.115Из результатов анализа доли налоговых поступленийчительный прирост поступлений по виду экономиче-по специальным налоговым режимам в общем объёмеской деятельности: сельское хозяйство, охота и лесноеналоговых платежей консолидированного бюджета Рос-хозяйство - около 50% ежегодно, а в 2009 г. произошелсии в период с 2006 по 2009 г. по видам экономическойспад; также существенный прирост поступлений имелсядеятельности хорошо видно, что наибольшая доля нало-по операциям с недвижимым имуществом, арендой иговых поступлений приходится на такие виды экономи-предоставлением услуг, транспорту и связи, строитель-ческой деятельности, как: оптовая и розничная торговля;ству, предоставлению прочих коммунальных, социаль-ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий,ных и персональных услуг и даже в добыче полезныхпредметов личного пользования - 10,83% в 2009 г.; гос-ископаемых. Активизация малого бизнеса в промыш-тиницы и рестораны - 11,35% в 2009 г.; операции с не-ленных и добывающих отраслях могла происходитьдвижимым имуществом, аренда и предоставление ус-вследствие разукрупнения бизнеса. Хорошо прослежи-луг - 6,35% в 2008 и 2009 гг. Сельское хозяйство, охотавается резкое снижение поступлений в 2009 г. послеи лесное хозяйство также дают существенную долю на-кризисного 2008 г. - по всем видам деятельности снизи-логовых поступлений в разрезе видов экономическойлись темпы прироста поступлений, а по многим наблю-деятельности, что объясняется большим охватом ЕСХНдается отрицательный результат, например: обрабаты-малого бизнеса в этой сфере.вающие производства - 15,5%, строительство - 14,5%,Анализ динамики изменения доли налоговых по-операции с недвижимым имуществом, арендой и пре-ступлений по специальным налоговым режимам подоставлением услуг - 25,66%, сельское хозяйство, охотавидам экономической деятельности в общем объёмеи лесное хозяйство - 15,78%.налоговых поступлений консолидированного бюджетаРассмотрим далее показатели деятельности малыхРоссии в период с 2006 по 2009 г. даёт неоднозначнуюпредприятий в целом по Российской Федерации и ихТ а б л и ц а 2Показатели деятельности малых предприятий в целом по Российской Федерации с 2005 по 2008 г.и их вклад в экономику страны [2]картину. Так, в период 2007-2008 гг. наблюдается зна-вклада в экономику страны.Показатель2005200620072008Количество малых предприятий, ед.979 2671 032 8091 137 3781 335 019Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), тыс. чел.8 0458 5839 23910 366Среднесписочная численность работников малых предприятий (общая), тыс. чел.8 9349 46910 15711 342Оборот малых предприятий, млрд руб.9 61312 09915 46918 685Инвестиции в основной капитал на малых предприятиях в фактических ценах, млн руб.120 469171 322259 074472 299Фонд начисленной заработной платы работников (включая совмес-тителей), млн руб.563 795727 4421 095 819-Отгружено товаров, выполнено работ и услуг в фактических ценах, млрд руб.2 533,53 326,84 845,8-Доля общей численности работников микро- и малых предприятий в численности занятых в экономике, %13,414,115,016,6Доля списочной численности работников (без совместителей) микро- и малых предприятий в списочной численности работников всех предприятий, %16,717,818,921,0Доля отгруженных товаров, выполненных работ и услуг микро-и малых предприятий в ВВП, %11,712,414,7-Доля фонда начисленной заработной платы работников малых предприятий в фонде начисленной заработной платы всех предприятий, %11,411,913,7-Доля инвестиций в основной капитал малых предприятий в инвестициях в основной капитал за счет всех источников финансирования на всех предприятиях, %3,33,63,95,4Как видно из табл. 2, доля общей численности работни-ков микро- и малых предприятий по отношению к общей численности работников, занятых в экономике страны, возросла с 13,4% в 2005 г. до 16,6% в 2008 г. Увеличилась и доля фонда начисленной заработной платы работников микро- и малых предприятий в общем фонде начисленной заработной платы всех предприятий России с 11,4% в 2005 г. до 13,7% в 2007 г. Существенный прирост доли инвестиций в основной капитал от предприятий малого бизнеса в общем объёме инвестиций в стране наблюдался в 2008 г. - 5,4% (для сравнения в 2005 г. - 3,3%).По количеству малых предприятий, действующих в России в 2008 г., наибольшая доля представленаоптовой и розничной торговлей, ремонтом автотранс-портных средств, бытовых изделий, предметов лично-го пользования - 42,4%, далее следуют операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 17,5%, строительство - 11,9%, обрабатываю-щие производства - 10,7%. При этом в динамике доля количества предприятий торговли и ремонта снизи-лась с 45,8% в 2005 г. до 42,4% в 2008 г., хотя абсо-лютное их количество возросло с 42448,8 тыс. ед. до 571,9 тыс. ед., также уменьшилась доля обрабаты-вающих производств с 12,3% в 2005 г. до 10,7% в 2008 г. Количественная доля строительных малых предприятий, предприятий, занятых в сельском, лес-116ном хозяйстве, практически не изменилась в анализи-недвижимым имуществом, арендой и предоставлениемруемый период.услуг - 6,6%, обрабатывающих производств - 9,8%. ИзАнализ оборота малых предприятий России по видамсуммарного оборота обрабатывающих производств вэкономической деятельности показывает, что значения2008 г. - 1831,1 млрд руб., производство пищевых про-показателей наибольшего оборота находятся в теснойдуктов составило 316,7 млрд. руб., металлургическоекорреляции со значениями показателей по числу малыхпроизводство и производство готовых металлическихпредприятий России. Так, в 2008 г. доля предприятийизделий - 184,9 млрд руб., производство машин и обору-оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспорт-дования - 184,1 млрд руб., производство электрооборудо-ных средств, бытовых изделий, предметов личного поль-вания, оптического оборудования - 157,8 млрд руб., цел-зования составила 67,4% от всего оборота предприятийлюлозно-бумажное производство, издательская и поли-малого бизнеса, доля строительства - 9,1%, операций сграфическая деятельность - 157,7 млрд руб.Т а б л и ц а 3Налоговая нагрузка на малые предприятия России в период с 2006 по 2008 г. по видам экономической деятельности,% к ВВП [1, 3]Основные виды деятельности200620072008Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство0,160,220,26Рыболовство, рыбоводство0,170,260,37Добыча полезных ископаемых0,090,080,09Обрабатывающие производства0,150,160,18Производство и распределение электроэнергии, газа и воды0,060,070,08Строительство0,380,460,48Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования0,740,810,76Гостиницы и рестораны0,981,181,23Транспорт и связь0,170,200,23Финансовая деятельность0,280,510,61Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг0,651,201,34Т а б л и ц а 4Налоговая нагрузка на экономику России в период с 2006 по 2008 г. по видам экономической деятельности, % к ВВП [1, 3]Основные виды деятельности200620072008Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство2,652,712,19Рыболовство, рыбоводство14,2512,8710,06Добыча полезных ископаемых52,7263,0254,83Обрабатывающие производства16,9417,7816,25Производство и распределение электроэнергии, газа и воды18,8619,3916,90Строительство15,8516,6415,31Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования12,787,648,35Гостиницы и рестораны8,8710,4512,93Транспорт и связь15,5815,5613,88Финансовая деятельность98,39107,33113,08Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг13,8717,8120,48Сравнительный анализ данных, представленных в табл. 3 и 4, показывает, что налоговая нагрузка на ма-лый бизнес существенно ниже налоговой нагрузки на средние и крупные предприятия. Например, такие ви-ды, как оптовая и розничная торговля, ремонт авто-транспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования при уплате налогов на основе специальных налоговых режимов имели нало-говую нагрузку в 2008 г. 0,76%, а при общем - 8,35%; вид деятельности «гостиницы и рестораны» соответст-венно 1,23 и 12,93%.Можно сделать вывод в существенном налоговом послаблении, предоставленном Правительством Рос-сийской Федерации малому бизнесу. Однако ожидае-мых существенных эффектов от малого бизнеса эконо-мика страны не получила. Хотя и наблюдаются при-рост доли инвестиций в основной капитал, увеличение количества занятых в малом бизнесе, имеется прирост регистрации малых предприятий, эти показатели не сопоставимы с вкладом малых предприятий в развитых зарубежных странах.Доля поступлений от специальных налоговых режи-мов также крайне мала. Так, доля поступлений по упро-щенной системе налогообложения в 2009 г. в общем объ-ёме налоговых поступлений (без учета поступлений по единому социальному налогу) консолидированного бюд-жета РФ составила всего 1,74%, по единому налогу на вменённый доход - 1,02%. И хотя наблюдается прирост поступлений с 1,03% в 2006 г. по УСН и с 0,98% в 2006 г. по единому налогу на вменённый доход, этот прирост не существенен. Значение долей налоговых поступлений по упрощенной системе налогообложения и единому налогу на вменённый доход в консолидированных бюджетах РФ более значительно. В 2009 г. доля поступлений по упро-щенной системе налогообложения в общем объёме нало-говых поступлений (без учета поступлений по единому социальному налогу) консолидированного бюджета субъ-екта РФ составила 2,43%, по единому налогу на вменён-ный доход - 1,52%. Те же показатели в общем объёме налоговых поступлений (без учета ЕСН) местных бюдже-тов РФ в 2009 г. составляли по УСН - 2,04%, по единому налогу на вменённый доход - 7,87%.117Таким образом, в целях повышения эффективно-рым следует предоставлять налоговые преференции.сти налогового стимулирования малого бизнеса вАкцент должен быть сделан на приоритетные сферыРоссии требуется реформирование существующейэкономики: строительство, ЖКХ, промышленность.системы налогообложения малого бизнеса. По на-При этом особое внимание и особо льготное налого-шему мнению, следует пересмотреть и упорядочитьобложение должно предоставляться малому иннова-состав видов экономической деятельности, по кото-ционному бизнесу.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 295
Ключевые слова
small businesses, tax charging, tax proceeds, tax incentives, малые предприятия, налоговая нагрузка, налоговые поступления, налоговое стимулированиеАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Дорошенков Андрей Сергеевич | Томский государственный университет | аспирант | andi-707@yandex.ru |
Ссылки
Федеральная служба государственной статистики. Раздел ВВП. URL: http://www.gks.ru
http://www.nalog.ru
Статистический сборник. Сравнительный анализ деятельности малых предприятий г. Москвы, Московской области, г. Санкт-Петербурга, Центрального Федерального округа и России в целом по данным официальной статистики (2005-2009 гг.). URL: http://www.giac.ru
Федеральная налоговая служба Российской Федерации: официальный сайт. Форма № 1-НОМ. Электрон. дан. М., 2009.
