Классификация неналоговых доходов местных бюджетов и их роль на современном этапе бюджетной реформы | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 339.

Классификация неналоговых доходов местных бюджетов и их роль на современном этапе бюджетной реформы

Предложена классификация неналоговых доходов муниципальных образований Российской Федерации, позволяющая выявить специфику формирования и использования неналоговых доходов, определить наиболее эффективные, с фискальной и экономической точек зрения, направления мобилизации денежных средств в распоряжение муниципальных образований, а также обоснована немаловажная роль неналоговых доходов в пополнении доходной части бюджетов

Classification of local budgets non-tax income and its role at the modern stage of the budgetary reform.pdf Как известно, решающее значение в доходах бюдже-К налоговым доходам бюджетов относятся:та имеют налоги. Исторически их возникновение можно- доходы от предусмотренных законодательствомотнести к периоду разделения общества на социальныеРоссийской Федерации о налогах и сборах федераль-группы и появления государства. Государство без нало-ных налогов и сборов, в том числе от налогов, преду-гов существовать не может, поскольку они - главныйсмотренных специальными налоговыми режимами;метод мобилизации доходов в условиях господства ча-- региональные налоги;стной собственности и рыночных отношений.- местные налоги;Налоги, участвуя в перераспределении новой стои-- а также пени и штрафы по ним.мости - национального дохода, выступают частью еди-Бюджетный кодекс Российской Федерации к нена-ного процесса воспроизводства, специфической фор-логовым доходам бюджетов относит:мой производственных отношений, которые формиру-- доходы от использования имущества, находящего-ют их общественное содержание. Общественное со-ся в государственной или муниципальной собственно-держание налогов дает возможность проникнуть в ихсти, после уплаты налогов и сборов, предусмотренныхглубинную сущность, раскрыть внутреннюю природу изаконодательством о налогах и сборах, за исключениемэволюцию, важнейшие признаки и особенности, а так-имущества автономных учреждений, а также имуществаже механизм воздействия налогов на производствен-государственных и муниципальных унитарных пред-ные отношения в обществе. Налоги как часть распре-приятий, в том числе казенных;делительных отношений общества отражают законо-- доходы от продажи имущества (кроме акций имерности производства.иных форм участия в капитале, государственных запа-Кроме общественного содержания, налоги имеютсов драгоценных металлов и драгоценных камней),материальную основу, т.е. представляют собой реаль-находящегося в государственной или муниципальнойную сумму денежных средств общества, мобилизуе-собственности, после уплаты налогов и сборов, преду-мую государством. При перераспределении нацио-смотренных законодательством о налогах и сборах, занального дохода налоги обеспечивают органы государ-исключением имущества автономных учреждений, аственной власти частью новой стоимости в денежнойтакже имущества государственных и муниципальныхформе. Эта часть национального дохода, присвоеннаяунитарных предприятий, в том числе казенных;принудительно в форме налогов со всего населения- доходы от платных услуг, оказываемых бюджетны-страны, превращается в централизованный фонд фи-ми учреждениями, после уплаты налогов и сборов, преду-нансовых ресурсов государства.смотренных законодательством о налогах и сборах;Налоговая система в Российской Федерации по-- средства, полученные в результате применения мерстроена в соответствии с Налоговым кодексом Россий-гражданско-правовой, административной и уголовнойской Федерации от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ, дейст-ответственности, в том числе штрафы, конфискации,вующими ещё некоторыми положениями Законов РФкомпенсации, а также средства, полученные в возмеще-«Об основах налоговой системы в Российской Федера-ние вреда, причиненного Российской Федерации, субъек-ции» (принят 27 декабря 1991 г.), «О государственнойтам Российской Федерации, муниципальным образовани-налоговой службе РСФСР» от 21 марта 1991 г. и рядомям, и иные суммы принудительного изъятия;законов о порядке исчисления и уплаты отдельных на-- средства самообложения граждан;логов. В них определены принципы построения нало-- иные неналоговые доходы.говой системы, её структура и состав, права, обязанно-Устанавливая норму «иные неналоговые доходы»,сти и ответственность плательщиков и налоговых ор-Бюджетный кодекс оставляет открытым перечень не-ганов, вопросы организации сбора налогов и контроляналоговых доходов, предполагая тем самым новые ви-за их уплатой.ды неналоговых доходов.Доходы бюджетов разных уровней формируютсяВ доходах федерального бюджета, помимо пере-за счет налоговых и неналоговых доходов, а такжечисленных, также учитываются:доходов государственных внебюджетных фондов в1) прибыль Банка России, остающаяся после уплатысоответствии с бюджетным законодательством Рос-налогов и иных обязательных платежей, по нормати-сийской Федерации, законодательством о налогах ивам, установленным федеральными законами;сборах и законодательством об иных обязательных2) доходы от внешнеэкономической деятельности.платежах.Распределение неналоговых доходов по федеральному,Доходы бюджетов состоят из налоговых, неналого-региональному и местному бюджетам в разрезе нормати-вых доходов и безвозмездных поступлений.вов отчислений определено Бюджетным кодексом РФ.131В настоящее время проблемы формирования иСостав неналоговых доходов сложно назвать ста-управления в целом неналоговыми доходами в России,бильным, их перечень носит открытый характер. Раз-к сожалению, отошли на второй план на фоне прово-личить налоговые и неналоговые сборы с достаточнойдимых бюджетной и налоговой реформ. В Российскойстепенью определенности возможно по формальномуФедерации неналоговые доходы уступают по удельно-признаку: включение или невключение их в переченьму весу налоговым доходам, поскольку связаны с об-взимаемых на территории Российской Федерации на-ладанием определенным имуществом и не могут уве-логов и сборов. Аппараты извлечения неналоговыхличиваться как налоговые доходы. Однако для боль-доходов различны и по своему техническому совер-шей активизации всех имеющихся у муниципальныхшенству уступают налоговому аппарату.образований ресурсов особое внимание должно бытьНеналоговые доходы бюджетов разных уровнейуделено именно управлению собственными источни-имеют существенные отличия от налоговых поступле-ками доходов муниципальных образований, которыминий. Разграничение необходимо для решения проблем,являются неналоговые доходы бюджета.возникающих в рамках налоговых отношений, по-Большинство неналоговых доходов существуют, кро-скольку отнесение сбора к налоговому платежу означа-ме финансовых, по экономическим и политическим сооб-ет распространение на него общего режима налогооб-ражениям. Неналоговые доходы чрезвычайно разнооб-ложения. В бюджетной сфере разграничение необхо-разны и по своей природе имеют между собой мало об-димо для правильного учета доходов в рамках бюджет-щего. Косвенным подтверждением этому может служитьной классификации.распределение неналоговых доходов по разным статьямПо мнению автора, можно выделить основные при-бюджетной классификации, в то время как налоговыезнаки неналоговых доходов и их отличие от налоговыхдоходы имеют единую классификацию операций секторадоходов и представить в виде следующей классифика-Отсутствие чёткого планированияюсШ1>О!□![>ГВозмездностьДобровольность поступленияИП[Мобильность101>Отсутствие методологииИП[государственного управления.ции (рис. 1).Рис. 1. Классификация неналоговых доходов бюджетов по различным признакамНеналоговые доходы бюджетов существенно отли-сов РФ от 30 декабря 2009 г. № 150н «Об утверждениичаются от налоговых по характеру правового регули-Указаний о порядке применения бюджетной классифи-рования.кации Российской Федерации». Конкретные виды, раз-Правовое регулирование неналоговых доходовмеры, состав неналоговых доходов, за счет которыхбюджетов всех уровней Российской Федерации осуще-формируется доходная часть федерального бюджета наствляется целым комплексом нормативных правовыхсоответствующий год, традиционно закреплялись иактов. Естественно, они представляют различные от-продолжают закрепляться в федеральном законе о фе-расли права, разные уровни и иерархические схемы.деральном бюджете на соответствующий финансовыйПравовой режим уплаты неналоговых доходов в феде-год (соответствующий финансовый год и плановыйральный бюджет по большей части определен на зако-период).нодательном уровне. На федеральном уровне составВ соответствии с п. 2 ст. 41 Бюджетного кодекса РФненалоговых доходов определен в Бюджетном кодексеналоговые доходы предусматриваются налоговым за-РФ, конкретизирован в приказе Министерства финан-конодательством, в то время как порядок установления,132исчисления и взимания неналоговых доходов регла-нормативных правовых актах указывается возможностьментируется широким кругом нормативных правовыхпринудительного взыскания определенных платежей вактов различного характера.случае их неуплаты. Примером принудительных по-К числу нормативных правовых актов, регулирую-ступлений могут являться штрафные санкции с юриди-щих данные отношения, относится и Гражданский ко-ческих и физических лиц, которые могут взиматься какдекс РФ, который устанавливает основные правила пов судебном порядке, так и носить обязательный харак-вопросам аренды, доверительного управления, залога,тер.купли-продажи, а также Кодекс об административныхЕще одним существенным отличием неналоговыхправонарушениях РФ, Уголовный кодекс РФ и Уго-доходов можно определить отсутствие методологииловно-процессуальный кодекс РФ, которыми регули-расчета конкретных ставок, сроков уплаты, льгот ируются административные наказания и штрафныедругих налоговых элементов. Большинство неналого-санкции при уголовном наказании. Источники право-вых доходов бюджета не имеют постоянного фискаль-вого регулирования неналоговых доходов подзаконно-ного характера и твердоустановленной ставки. По не-го характера представлены указами Президента РФ,налоговым доходам предоставление различных видовпостановлениями Правительства РФ и иными норма-льгот и ставок может устанавливаться тремя уровнямитивными правовыми актами.органов власти.Например, порядок перечисления средств, получае-Все налоговые доходы носят систематический ха-мых в порядке приватизации государственного илирактер и, следовательно, четко планируются в доход-муниципального имущества, определяется законода-ной части бюджета. Поступления некоторых неналого-тельством Российской Федерации о приватизации, авых доходов сложно спрогнозировать в связи с тем, чтовзимание отдельных санкций - Гражданским и Уго-они носят разовый, сезонный и систематический харак-ловным кодексами Российской Федерации.тер поступлений. Иными словами, данную особенностьНормы о неналоговых доходах рассредоточены по ши-неналоговых доходов можно определить как регуляр-рокому кругу нормативных правовых актов различнойность поступлений в бюджет. Примером разовых по-юридической силы вследствие разнообразия самих ненало-ступлений неналоговых поступлений в бюджет могутговых доходов, а также администраторов по их взиманию.быть доходы от продажи государственного или муни-На региональном уровне неналоговые доходы рег-ципального имущества.ламентируются в законах субъектов Российской Феде-Близким по содержанию к вышеназванному при-рации о бюджетном устройстве и бюджетном процессе,знаку можно обозначить стабильность поступленияо бюджете на соответствующий финансовый год (соот-неналоговых доходов. По признаку стабильности раз-ветствующий финансовый год и плановый период). Вличают стабильные и нестабильные доходы. К первымзаконах ряда субъектов Российской Федерации ненало-относятся доходы, которые поступают в бюджет по-говые доходы урегулированы достаточно подробно, встоянно, без каких-либо колебаний и изменений (на-законах других субъектов Российской Федерации со-пример, поступления от налога на доходы физическихдержатся отсылочные нормы к федеральному бюджет-лиц). Примером нестабильных доходов можно назватьному законодательству. Таким образом, законодатель-поступления, полученные в результате применения мерство субъектов Российской Федерации во многом явля-гражданско-правовой, административной и уголовнойется несовершенным: в субъектах Российской Федера-ответственности, в том числе штрафы и иные суммыции, где реализованы законотворческие права регио-принудительного изъятия.нов, нередки противоречия с БК РФ, а также междуС учетом двух предыдущих отличий неналоговыхразличными статьями одного и того же законодатель-доходов от налоговых следующее отличие можно оп-ного акта. Наиболее подробно неналоговые доходыределить как отсутствие четкого планирования не-урегулированы в законах субъектов Российской Феде-налоговых доходов. На практике их планированиерации о бюджете на соответствующий год.осуществляется исходя из фактических поступлений заНа муниципальном уровне неналоговые доходы ус-предыдущие периоды с учетом динамики, темпов ин-танавливаются решениями органов местного само-фляции и изменений в законодательстве.управления, в том числе решением о бюджете на соот-Кроме того, неналоговые платежи отличаются ответствующий финансовый год (соответствующий фи-налоговых определенной возмездностью, т.к. их взи-нансовый год и плановый период).мание обусловливается предоставлением плательщикуСледующим отличием неналоговых доходов явля-права на занятие определенной деятельностью, полу-ется добровольность поступления, т.е. они могут но-чением услуг со стороны государства (муниципальногосить обязательный и необязательный характер, взи-образования), имеющих юридическое значение, поль-маться на добровольной и принудительной основах.зованием государственным (муниципальным) имуще-Основания уплаты обязательных неналоговых и нало-ством.говых платежей неодинаковы: налоги уплачиваются сНеналоговые доходы также можно классифициро-налогооблагаемого объекта, а основанием уплаты обя-вать по признаку мобильности, в соответствии с кото-зательного неналогового платежа является совершениерым неналоговые доходы можно разделить на мобиль-компетентными органами в пользу юридических и фи-ные и немобильные. Первым свойственна возможностьзических лиц определенных действий (предоставлениеперемещения базы между регионами, а вторым - нет.тех или иных прав, работ, оказания услуг).Следующим отличием неналоговых доходов от на-К добровольной основе относятся доходы, связан-логовых является администрирование неналоговыхные с различными налогами, сборами и платежами. Вдоходов. Как правило, за одним налоговым доходом133закреплен один администратор доходов. Круг адми-отчета не все неналоговые доходы могут быть учтены внистраторов неналоговых доходов достаточно широк.связи с тем, что их поступления произошли в следую-С одной стороны, одни и те же неналоговые доходыщем финансовом году.закреплены за рядом администраторов, с другой -Приведенная классификация показывает, насколькосуществует обширная группа неналоговых доходов,глубока сущность категории «неналоговые доходызакрепленных за всеми администраторами доходовбюджета», а разнообразность подходов к ней позволяетбюджета, относящихся к различным ведомственнымвыявить специфику формирования и использованияструктурам.неналоговых доходов, определить наиболее эффектив-И, наконец, последний, но не менее важный при-ные, с фискальной и экономической точек зрения, на-знак классификации - период учета. В связи с оконча-правления мобилизации денежных средств в распоря-нием финансового года 31 декабря, на момент годовогожение муниципальных образований.

Ключевые слова

budgetary reform, budget, non-tax income, бюджетная реформа, бюджет, неналоговые доходы

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Ярцева Ирина Юрьевнаадминистрация города Томскаyarceva@fin.admin. tomsk.ru
Всего: 1

Ссылки

Приказ Министерства финансов РФ от 30 декабря 2009 г. № 150н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».
Бюджетный кодекс Российской Федерации: принят Государственной Думой 17 июля 1998 г. М.: ТК Велби; Проспект, 2007. 248 с.
Закон РФ «О государственной налоговой службе РСФСР» от 21 марта 1991 г.
Закон РФ от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».
Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая): приняты Государственной Думой 16 июля 1998 г. и 19 июля 2000 г.
 Классификация неналоговых доходов местных бюджетов и их роль на современном этапе бюджетной реформы | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 339.

Классификация неналоговых доходов местных бюджетов и их роль на современном этапе бюджетной реформы | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 339.

Полнотекстовая версия