Классификация неналоговых доходов местных бюджетов и их роль на современном этапе бюджетной реформы
Предложена классификация неналоговых доходов муниципальных образований Российской Федерации, позволяющая выявить специфику формирования и использования неналоговых доходов, определить наиболее эффективные, с фискальной и экономической точек зрения, направления мобилизации денежных средств в распоряжение муниципальных образований, а также обоснована немаловажная роль неналоговых доходов в пополнении доходной части бюджетов
Classification of local budgets non-tax income and its role at the modern stage of the budgetary reform.pdf Как известно, решающее значение в доходах бюдже-К налоговым доходам бюджетов относятся:та имеют налоги. Исторически их возникновение можно- доходы от предусмотренных законодательствомотнести к периоду разделения общества на социальныеРоссийской Федерации о налогах и сборах федераль-группы и появления государства. Государство без нало-ных налогов и сборов, в том числе от налогов, преду-гов существовать не может, поскольку они - главныйсмотренных специальными налоговыми режимами;метод мобилизации доходов в условиях господства ча-- региональные налоги;стной собственности и рыночных отношений.- местные налоги;Налоги, участвуя в перераспределении новой стои-- а также пени и штрафы по ним.мости - национального дохода, выступают частью еди-Бюджетный кодекс Российской Федерации к нена-ного процесса воспроизводства, специфической фор-логовым доходам бюджетов относит:мой производственных отношений, которые формиру-- доходы от использования имущества, находящего-ют их общественное содержание. Общественное со-ся в государственной или муниципальной собственно-держание налогов дает возможность проникнуть в ихсти, после уплаты налогов и сборов, предусмотренныхглубинную сущность, раскрыть внутреннюю природу изаконодательством о налогах и сборах, за исключениемэволюцию, важнейшие признаки и особенности, а так-имущества автономных учреждений, а также имуществаже механизм воздействия налогов на производствен-государственных и муниципальных унитарных пред-ные отношения в обществе. Налоги как часть распре-приятий, в том числе казенных;делительных отношений общества отражают законо-- доходы от продажи имущества (кроме акций имерности производства.иных форм участия в капитале, государственных запа-Кроме общественного содержания, налоги имеютсов драгоценных металлов и драгоценных камней),материальную основу, т.е. представляют собой реаль-находящегося в государственной или муниципальнойную сумму денежных средств общества, мобилизуе-собственности, после уплаты налогов и сборов, преду-мую государством. При перераспределении нацио-смотренных законодательством о налогах и сборах, занального дохода налоги обеспечивают органы государ-исключением имущества автономных учреждений, аственной власти частью новой стоимости в денежнойтакже имущества государственных и муниципальныхформе. Эта часть национального дохода, присвоеннаяунитарных предприятий, в том числе казенных;принудительно в форме налогов со всего населения- доходы от платных услуг, оказываемых бюджетны-страны, превращается в централизованный фонд фи-ми учреждениями, после уплаты налогов и сборов, преду-нансовых ресурсов государства.смотренных законодательством о налогах и сборах;Налоговая система в Российской Федерации по-- средства, полученные в результате применения мерстроена в соответствии с Налоговым кодексом Россий-гражданско-правовой, административной и уголовнойской Федерации от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ, дейст-ответственности, в том числе штрафы, конфискации,вующими ещё некоторыми положениями Законов РФкомпенсации, а также средства, полученные в возмеще-«Об основах налоговой системы в Российской Федера-ние вреда, причиненного Российской Федерации, субъек-ции» (принят 27 декабря 1991 г.), «О государственнойтам Российской Федерации, муниципальным образовани-налоговой службе РСФСР» от 21 марта 1991 г. и рядомям, и иные суммы принудительного изъятия;законов о порядке исчисления и уплаты отдельных на-- средства самообложения граждан;логов. В них определены принципы построения нало-- иные неналоговые доходы.говой системы, её структура и состав, права, обязанно-Устанавливая норму «иные неналоговые доходы»,сти и ответственность плательщиков и налоговых ор-Бюджетный кодекс оставляет открытым перечень не-ганов, вопросы организации сбора налогов и контроляналоговых доходов, предполагая тем самым новые ви-за их уплатой.ды неналоговых доходов.Доходы бюджетов разных уровней формируютсяВ доходах федерального бюджета, помимо пере-за счет налоговых и неналоговых доходов, а такжечисленных, также учитываются:доходов государственных внебюджетных фондов в1) прибыль Банка России, остающаяся после уплатысоответствии с бюджетным законодательством Рос-налогов и иных обязательных платежей, по нормати-сийской Федерации, законодательством о налогах ивам, установленным федеральными законами;сборах и законодательством об иных обязательных2) доходы от внешнеэкономической деятельности.платежах.Распределение неналоговых доходов по федеральному,Доходы бюджетов состоят из налоговых, неналого-региональному и местному бюджетам в разрезе нормати-вых доходов и безвозмездных поступлений.вов отчислений определено Бюджетным кодексом РФ.131В настоящее время проблемы формирования иСостав неналоговых доходов сложно назвать ста-управления в целом неналоговыми доходами в России,бильным, их перечень носит открытый характер. Раз-к сожалению, отошли на второй план на фоне прово-личить налоговые и неналоговые сборы с достаточнойдимых бюджетной и налоговой реформ. В Российскойстепенью определенности возможно по формальномуФедерации неналоговые доходы уступают по удельно-признаку: включение или невключение их в переченьму весу налоговым доходам, поскольку связаны с об-взимаемых на территории Российской Федерации на-ладанием определенным имуществом и не могут уве-логов и сборов. Аппараты извлечения неналоговыхличиваться как налоговые доходы. Однако для боль-доходов различны и по своему техническому совер-шей активизации всех имеющихся у муниципальныхшенству уступают налоговому аппарату.образований ресурсов особое внимание должно бытьНеналоговые доходы бюджетов разных уровнейуделено именно управлению собственными источни-имеют существенные отличия от налоговых поступле-ками доходов муниципальных образований, которыминий. Разграничение необходимо для решения проблем,являются неналоговые доходы бюджета.возникающих в рамках налоговых отношений, по-Большинство неналоговых доходов существуют, кро-скольку отнесение сбора к налоговому платежу означа-ме финансовых, по экономическим и политическим сооб-ет распространение на него общего режима налогооб-ражениям. Неналоговые доходы чрезвычайно разнооб-ложения. В бюджетной сфере разграничение необхо-разны и по своей природе имеют между собой мало об-димо для правильного учета доходов в рамках бюджет-щего. Косвенным подтверждением этому может служитьной классификации.распределение неналоговых доходов по разным статьямПо мнению автора, можно выделить основные при-бюджетной классификации, в то время как налоговыезнаки неналоговых доходов и их отличие от налоговыхдоходы имеют единую классификацию операций секторадоходов и представить в виде следующей классифика-Отсутствие чёткого планированияюсШ1>О!□