Развитие регуляции поведения в подростковом возрасте: соотношение стратегий совладания, контроля поведенияи психологических защит
Представлены результаты исследования методом лонгитюда процесса становления стилей совладания в подростковом возрасте. Копинг-поведение рассматривается как механизм саморегуляции наряду с контролем поведения и психологической защитой. Выявлена динамика становления стилей совладания во взаимосвязи с контролем поведения и психологическими защитами. Показаны половые различия в стилях совладания и динамике стиля совладания
Development of behaviour regulation in adolescence: the correlation between behaviour coping, control and defence mechanisms.pdf Проблема совладающего поведения и его ресурсовКопинг-поведение - осознаваемое, целенаправленноеимеет в зарубежной психологии более чем сорокалет-поведение, направленное на преодоление стрессовыхнюю историю активных разработок [1-3]. В отечест-состояний. Попытка связать разные формы регулятивно-венной психологии тема совладающего поведения раз-го поведения предполагает анализ их становления и со-рабатывается с 90-х гг. ХХ в. [4-11].отношения в развитии человека.Копинг-поведением, или совладающим поведени-Становление стилей совладающего поведения при-ем, принято называть целенаправленное социальноеходится на подростковый возраст, когда контроль по-поведение, позволяющее субъекту справиться соведения, гипотетически, сформирован в большей сте-стрессом или трудной жизненной ситуацией, исполь-пени, чем стили совладающего поведение. Вопрос озуя осознанные стратегии действий. Это сознательноесоотношении разных типов регулятивного поведенияповедение, направленное на активное взаимодействиенаиболее адекватно может быть решен лонгитюднымсубъекта с ситуацией - изменение ситуации (поддаю-методом. Большой интерес для нас также представляютщейся контролю) или приспособление к ней (если си-возрастные и половые различия при использованиитуация не поддается контролю) [8]. Копинг-поведениесовладающего поведения. Исследование Э. Фрайден-реализуется на базе копинг-ресурсов при помощи ко-берг [3], показало, что пик использования непродук-пинг-стратегий. Копинг-ресурсы - это набор характе-тивных стратегий совладания у девочек приходится наристик личности и социальной среды, позволяющих12-14 лет, а у мальчиков - на 14-16.осуществлять оптимальную адаптацию к стрессовымСоотношение совладающего поведения и психологи-ситуациям. Копинг-стратегии (стили совладающегоческой защиты - не менее актуальная тема ввиду суще-поведения) - актуальные ответы личности на воспри-ствования определенной дихотомии в понимании ко-нимаемую угрозу.пинг-стратегий и психологических защит. ИзначальноСтиль совладающего поведения является устойчи-понятие копинг-поведение в психоаналитической прак-вой личностной характеристикой (подобной когнитив-тике в контексте проблемы тревоги рассматривалось какному стилю), активное становление которой прихо-часть психологических защит. Сейчас ряд авторов отно-дится на подростковый возраст. Как выявлено в иссле-сит психологическую защиту к одному из видов совла-довании С.А. Хазовой, развитие стиля совладающегодающего поведения [1, 2]. Р.М. Грановская и И.М. Ни-поведения происходит в подростковом и юношескомкольская [6], исследовавшие копинг-стратегии детейвозрасте в условиях активного взаимодействия с роди-младшего школьного возраста, обозначили соотношениетелями и сверстниками [11].стратегий совладания и механизмов психологическойНам представляется интересной и перспективной за-защиты. Эти понятия достаточно тесно связаны, однакодача изучить процесс становления стиля совладания вимеют разный характер. Ключевым отличием являетсяподростковом возрасте как одного из механизмов само-осознанность и контролируемость поведения самим ин-регуляции, вписанного в единую более широкую струк-дивидом в ситуации копинг-поведения. Кроме того, су-туру регулятивного поведения, наряду с контролем по-ществует принципиальная возможность обучения совла-ведения и психологической защитой [10, 12]. Психоло-данию и применению осознанных копинг-стратегий.гическую защиту относят к наименее осознаваемомуТаким образом, в качестве гипотезы мы предлагаем рас-уровню регуляции. Контроль поведения - конструкт,сматривать механизмы психологической защиты и сов-выделенный как основа в становлении саморегуляцииладающее поведение в единстве их функций и оцениватьчеловека, охватывающий индивидуальные ресурсыих как связанные, но разные и равноценные механизмыадаптивного поведения, включая когнитивный контроль,саморегуляции наряду с контролем поведения, являю-эмоциональную регуляцию и произвольный/волевойщимся их индивидуальным ресурсом.контроль. Контроль поведения имеет многоуровневоеЦель исследования: изучение соотношения совла-строение и предполагает участие как неосознаваемых,дающего поведения, контроля поведения и психологиче-135так и осознаваемых звеньев психической регуляции [13].ских защит в подростковом возрасте методом лонгитюда.Приоритетными задачами было выявление динами-ки совладающего поведения, половых различий, изуче-ние динамики соотношения копинг-поведения с кон-тролем поведения и психологическими защитами.В нашем лонгитюдном исследовании приняли уча-стие 43 подростка (24 мальчика и 19 девочек). Данные собраны по 5 точкам исследования с шагом в 1 год. Средний возраст участников на момент первого обсле-дования 14,3 года, на момент последнего - 18,5 лет.Были использованы следующие методики:- для изучения копинг-поведения подростков: ЮКШ - «Юношеская копинг-шкала» Фрайденберг и Льюис в адаптации Т.Л. Крюковой [8];- для оценки уровня когнитивной составляющей контроля поведения: «Стилевые особенности саморе-гуляции поведения» (ССП-98) В.И. Моросановой [14];- для оценки уровня эмоциональной составляющей контроля поведения методика Self Report Emotional Intelligence Test (SREIT), сконструированная на базе ранней мо-дели Дж. Мэйера и П. Сэловея Н. Шутте с коллегами [15];- для оценки контроля действий как компонента контроля поведения «Шкала контроля за действием» Ю. Куля в адаптации С.А. Шапкина [16];- для изучения психологических защит подростков использовалась методика «Индекс жизненного стиля» Келлермана - Плутчика [17]. Эта методика была введе-на в исследование с 3-го года лонгитюда.Полученные данные ежегодно сравнивались с дан-ными прошлого года, а также между собой по полово-му признаку и уровню развития выделенных состав-ляющих регуляции поведения. Использовались стати-стические критерии: 1) коэффициент ранговой корре-ляции Спирмана rs для определения связи между от-дельными шкалами; 2) критерий U Манна - Уитни для определения достоверности различий по группам; 3) критерий Т Вилкоксона для выявления сдвига в зна-чениях исследуемых признаков.На рис. 1 представлена динамика копинг-стиля у подростков за 5 лет. Можно отметить, что в целом стиль остается достаточно стабильным. Наиболее часто используемыми являются продуктивные и социальные стратегии, такие как «решение проблем» (частота ис-пользования колеблется в пределах 72-84 баллов), «ра-бота, достижение» (72-80), «социальная поддержка» (68-72), «друзья» (72-76), «позитивный фокус» (70-75), «отвлечение» (70-77) и «активный отдых» (70-77). В числе наименее используемых стратегий находятся преимущественно непродуктивные стратегии, такие как «несовладание» (36-48), «разрядка» (32-36), «об-щие действия» (35-40). Также в число наименее ис-пользуемых стратегий попадает «профессиональная помощь» (40-45). Мы предполагаем, что это связано с труднодоступностью такой помощи и низкой инфор-мационной поддержкой.Копинг-стратегииРис. 1. Динамика копинг-стиля у подростков за 5 лет (c 14 до 18 лет)Рис. 2. Динамика копинг-стиля у мальчиков (рисунок слева) и девочек (рисунок справа) за 5 лет (с 14 до 18 лет)При сравнении копинг-стилей мальчиков и девочекр
Ключевые слова
defence mechanisms,
control of behaviour,
coping behaviour,
coping styles,
психологическая защита,
контроль поведения,
стиль совладания,
копинг-поведениеАвторы
Ветрова Ирина Игоревна | Институт психологии Российской академии наук | | stranavetra@gmail.com |
Всего: 1
Ссылки
Диагностика типологий психологической защиты (Р. Плутчик в адаптации Л.И. Вассермана, О.Ф. Ерышева, Е.Б. Клубовой и др.) // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. C. 444-452.
Шапкин С.А. Экспериментальное изучение волевых процессов. Сер. Практикум по экспериментальной психологии. М.: Смысл, 1997.
Schutte N.S., Malouff J.M., Hall L.E. et al. Development and validation of a measure of emotional intelligence // Personality and Individual Differences. 1998. Vol. 25. P. 167-177.
Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции. М.: Наука, 2001.
Сергиенко Е.А. Контроль поведения как развитие представлений об индивидуальности с позиций субъектно-системного подхода // ХХ Мерлинские чтения «В.С. Мерлин и системные исследования индивидуальности человека»: Материалы межрегион. юбилейной науч.-практ. конф. Пермь, 2005. Ч. 1. С. 34-48.
Хазова С.А. Совладающее поведение одаренных старшеклассников // Психологический журнал. 2004. № 5. Т. 25. С. 59-69.
Сергиенко Е.А., Ветрова И.И. Соотношение и взаимосвязь контроля поведения и стратегий совладания развивающейся личности // Научный поиск: Сб. науч. работ студентов, аспирантов и преподавателей. Ярославль: Ярослав. гос. ун-т, 2004. Вып. 5.
Совладающее поведение: современное состояние и перспективы / Под ред. А.Л. Журавлева, Т.Л. Крюковой, Е.А. Сергиенко. М.: Институт психологии РАН, 2008.
Психология совладающего поведения: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. / Отв. ред. Е.А. Сергиенко, Т.Л. Крюкова. Кострома: КГУим. Н.А. Некрасова, 2007.
Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения. Кострома: Авантитул, 2004.
Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2001.
Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. М.: Ин-т психологии РАН, 1995.
Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Копинг-поведение и психопрофилактика психосоциальных расстройств у подростков // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 1993. № 1. С. 53-59.
Frydenberg E. Coping competencies: what to teach and when // Theory Into Practice. Wntr 2004. P. 43-66.
Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование жизненных ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1996. № 1. С. 3-18.
Lazarus R.S., Folkman S. Stress, appraisal and coping. N.Y.: Springer Publishing House, 1984.
Haan N. Coping and defense mechanisms related to personality inventories // Journal of Consulting Psychology. 1965. Vol. 29. P. 373-378.