Социально-психологические проявления личностной беспомощности на различныхвозрастных этапах | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 339.

Социально-психологические проявления личностной беспомощности на различныхвозрастных этапах

Рассматривается феномен личностной беспомощности как системное качество субъекта. Изучаются особенности ее проявлений в сфере взаимоотношений субъекта в детском, подростковом и юношеском возрасте. Приводятся результаты эмпирического исследования социально-психологических особенностей испытуемых с личностной беспомощностью, подтверждающие, что субъект с личностной беспомощностью отличается не только сниженной привлекательностью общения для себя, но и меньшими способностями для реализации потребности в общении

Social and psychological manifestations of personal helplessness at various ages.pdf Государственные инновационные программы, про-в системе взаимоотношений субъекта с личностнойцессы внедрения новых подходов в различных сферахбеспомощностью в детском, подростковом и юноше-деятельности требуют не только значительных финан-ском возрасте. Эти особенности выявлены с помощьюсовых инвестиций, но и психологической готовностиряда показателей опросника Кеттелла (факторы A, F, H,людей к изменениям, к включенности в инновацион-E, Q2, G, N, L), теста Розенцвейга, методики «Q-ный процесс. Проблемы психологии инновационногосортировка» В. Стефансона, социометрического иссле-поведения сегодня привлекают серьезное вниманиедования.ученых [1]. Практика последних лет показывает, чтоПо опроснику Кеттелла можно выделить два соци-зачастую самые многообещающие проекты теряютально-психологических аспекта (по А.Н. Капустинойсвою эффективность по психологическим причинам:[6]): экстраверсия-интроверсия и коммуникативныеесть категория людей, которые предпочитают оста-свойства. Первый из указанных аспектов диагностиру-ваться пассивными, избегают любых рисков, пасуютется по сочетанию показателей факторов A, F, H.при возникновении трудностей, проявляют равноду-У детей, подростков и юношей выявляются значимошие вместо инициативы, легко впадают в уныние иболее низкие показатели по фактору А опросника Кет-даже депрессию. Пессимистические ожидания людейтелла (замкнутость - открытость) (U = 3935 при p =относительно любых нововведений оказываются серь-= 0,000; U = 268,00 при p = 0,001; U = 1159,00 при p =езным препятствием для развития в экономической,= 0,028 соответственно). Это свидетельствует о болеесоциальной, политической сферах, тогда как оптимизмнизкой общительности субъекта с личностной беспо-является важнейшей психологической составляющеймощностью в малых группах. Он склонен к работе винновационной деятельности. Личностная беспомощ-одиночестве, изолированно от группы, не проявляетность является одним из факторов, препятствующихлидерских качеств, меньше интересуется жизнью ок-формированию инновационного поведения, а само-ружающих его людей, чаще испытывает трудности встоятельность - фактором, способствующим этомуустановлении межличностных, непосредственных кон-процессу.тактов. Дети и подростки с беспомощностью отлича-Личностная беспомощность - это системное каче-ются значимо более низкими показателями по факторуство субъекта, обусловленное симптомокомплексомF (сдержанность-экспрессивность) (U = 3271 при p =определенных личностных особенностей, возникаю-= 0,018; U = 328,50 при p = 0,013 соответственно), чтощих в результате взаимодействия внутренних условийпозволяет говорить о благоразумии, осторожности,с внешними (системой семейных взаимоотношений [2],рассудительности в выборе партнера по общению, фак-опытом неконтролируемых травмирующих событийтор F ориентирован на измерение эмоциональной ок-[3]), определяющее низкий уровень субъектности, т.е.рашенности и динамичности в процессах общения, по-низкую способность человека преобразовывать дейст-этому можно говорить о менее экспрессивной и менеевительность, управлять событиями собственной жизни,динамичной манере общения беспомощных испытуе-ставить и достигать целей, преодолевая различногомых. Что касается юношеского возраста, у этих испы-рода трудности [4]. Личностная беспомощность прояв-туемых не выявлено различий между беспомощными иляется в деятельности, обусловливая снижение ее ус-самостоятельными. Известно, что с годами проявлениепешности. Одним из видов деятельности, в которыхимпульсивности и беспечности постепенно снижается,проявляется беспомощность, является общение [5].и это можно рассматривать как свидетельство опреде-Личностная беспомощность лежит на одном из по-ленной эмоциональной зрелости [6], поэтому можнолюсов континуума, противоположным полюсом кото-предположить, что отсутствие различий по фактору F врого является системное качество субъекта, обозначен-юношеском возрасте связано со снижением экспрес-ное как самостоятельность. Самостоятельность харак-сивности, соответствующем возрастным особенностям,теризуется высоким уровнем субъектности и обуслов-у самостоятельных испытуемых. Во всех трех возрас-ливает более высокую успешность деятельности.тных категориях у беспомощных испытуемых диагно-Наличие личностной беспомощности как сложнойстируются более низкие показатели по фактору Н оп-системной характеристики имеет специфические про-росника Кеттелла (робость - смелость) (U = 3582 приявления в сфере взаимоотношений субъекта, в том чис-p = 0,000; U = 132,50 при p = 0,000; U = 1126,00 при p =ле взаимоотношений со сверстниками. Результаты ис-0,017 соответственно), что позволяет говорить о более139следований подтверждают наличия ряда особенностейнизкой степени активности беспомощных в социаль-ных контактах, их застенчивости, робости, более низкойном индивидуализме беспомощных подростков, ихсоциабельности. Необходимо учитывать, что этот фак-самодостаточности и независимости от группы, они нетор, как указывает А.Н. Капустина, имеет генетическоенуждаются в «чувстве локтя», в одобрении и поддерж-происхождение и отражает активность организма и осо-ке со стороны (что согласуется с повышенными пока-бенности темперамента [6], поэтому можно предполо-зателями по фактору J (фактор Гамлета)). У испытуе-жить, что в данном случае имеют место некоторые гене-мых юношеского возраста значимых различий по фак-тические предпосылки к личностной беспомощности.тору Q2 не выявлено. Можно предположить, что обна-Фактор А задает степень привлекательности, жела-руженные различия связаны с некоторыми особенно-тельности общения, а факторы F и H являются показате-стями протекания данного возрастного периода у бес-лями способности реализовать потребность в общении.помощных подростков, они отличаются большим ин-Таким образом, субъект с личностной беспомощностьюдивидуализмом, отстраненностью от группы, большейдемонстрирует не только сниженную привлекательностьсосредоточенностью на себе, неуверенностью, большейобщения для себя, но и меньшие способности для реали-чувствительностью и в то же время сдержанностью изации потребности в общении. Сочетание низких показа-фрустрированностью, т.е. сложностью эмоциональныхтелей по факторам A, F, H свидетельствует о сдержанно-переживаний и в то же время неспособностью разде-сти субъекта с личностной беспомощностью в межлично-лить свои эмоциональные проблемы со своими сверст-стных контактах, трудностях в непосредственном и соци-никами. Об этом же свидетельствует и склонность бес-альном общении, склонности к индивидуальной работе,помощных испытуемых к обидам и ссорам, более вы-замкнутости, направленности на свой внутренний мир и всокие показатели косвенной агрессии. Диагностируют-целом является основанием для диагностирования интро-ся более низкие показатели по фактору G (норматив-версии [6], т.е. субъект с личностной беспомощностью вность поведения) у детей и юношей (U = 3327 при p =большей степени направлен на внутренние переживания,= 0,027; U = 1058,50 при p = 0,005 соответственно), чтоа не внешние события.позволяет говорить о том, что беспомощные испытуе-Коммуникативные свойства личности определяютсямые делают меньше усилий по выполнению групповыхпо сочетанию показателей факторов E, Q2, G, N, L [6].требований и норм, склонны игнорировать общеприня-По фактору Е не обнаружено значимых различий меж-тые моральные правила и стандарты, проявлять гиб-ду выборками беспомощных и самостоятельных испы-кость, а иногда беспринципность по отношению к со-туемых ни в одной из исследованных возрастных кате-циальным нормам. В целом по коммуникативнымгорий. Факторы N, L присутствуют только в опросни-свойствам у беспомощных испытуемых обнаруженоке, использованном для диагностики юношеского воз-меньше особенностей, чем по показателям интровер-раста, и значимых различий по ним также не было вы-сии - экстраверсии.явлено, т.е. беспомощные юноши и девушки не отли-При сравнении результатов изучения привычныхчаются от самостоятельных в том, что касается склон-реакций в ситуации фрустрации с помощью проектив-ности к зависти, доверчивости, прямолинейности илиной методики Розенцвейга у детей с личностной бес-дипломатичности. По фактору Q2 выявлены значимыепомощностью и у самостоятельных детей были обна-различия только в подростковом возрасте (U = 292,00ружены значимые различия по восьми показателямпри p = 0,003), что свидетельствует о более выражен-(табл. 1).Т а б л и ц а 1ПоказательСамостоятельныеБеспомощныеtp среднееσсреднееσ Мۥ4,332,413,822,200,82- М0,851,290,930,860,27- m1,220,851,070,860,63- Еۥ2,371,623,021,651,44- Е2,961,575,753,14,230,001 е3,562,614,452,261,35- Iۥ1,111,090,500,582,650,05 I4,321,233,001,743,220,01 i3,281,891,361,14,570,001 ΣМ6,412,395,822,760,86- ΣЕ8,812,8813,103,155,230,001 ΣI8,702,314,862,126,400,001 ОD7,812,667,342,290,70- ЕD8,102,009,682,642,510,05 NP8,062,496,882,471,76-КГА35,099,1430,438,392,100,05Сравнение беспомощных и самостоятельных детей по показателям привычных реакций в ситуации фрустрацииДетям с личностной беспомощностью больше свой-подтверждается повышенными показателями косвен-ственны экстрапунитивные реакции с фиксацией наной агрессии и так называемой агрессии типа А), онисамозащите, что выражается через агрессивность пореже проявляют интрапунитивные реакции с фиксаци-отношению к другим и чрезмерную защиту своего «Я»ей на препятствии (низкие значения по показателю I',(высокие значения по показателю Е, p ≤ 0,001) (этоp ≤ 0,05), с фиксацией на самозащите (низкие значения140по показателю I, p ≤ 0,01) и с фиксацией на удовлетво-стоятельностью. Эмоциональный (p = 0,01) и деловойрении потребностей (низкие значения по показателю i,(р = 0,02) статус подростков с личностной беспомощ-p ≤ 0,001), что выражается через интерпретацию фру-ностью значимо ниже, чем у их самостоятельных одно-стрирующей ситуации как своего рода блага, принятиеклассников.вины на себя или принятие на себя ответственности заПо результатам исследования, проведенного с по-исправление ситуации. По суммарным показателяммощью социометрической методики, было также выяв-выявлены значимые различия по количеству экстрапу-лено, что подростки с личностной беспомощностьюнитивных реакций в целом (у детей с личностной бес-оказываются, как правило, в группе отвергаемых илипомощностью они проявляются гораздо чаще, чем уигнорируемых. Доля игнорируемых испытуемых средидетей без признаков беспомощности, что свидетельст-них составляет 28,6%, доля пренебрегаемых - 60,7%,вует о повышенных требованиях, предъявляемых деть-доля предпочитаемых из этой группы испытуемыхми из первой группы к окружающим, p ≤ 0,001), поравна 7,1%, процент лидеров 3,6%. Таким образом,количеству интрапунитивных реакций в целом (у детейблагополучный социометрический статус имеют толь-с личностной беспомощностью они проявляются го-ко 10,7% таких подростков.раздо реже, чем у самостоятельных детей, p ≤ 0,001), поСреди самостоятельных подростков изолирован-количеству реакций с фиксацией на самозащите в це-ных - 0%, пренебрегаемых - 26,5%, предпочитаемыхлом (у детей с личностной беспомощностью они про-55,9%, лидеров 17,6%, т.е. благополучный социомет-являются чаще, чем у самостоятельных детей, что сви-рический статус имеют 73,5% подростков. С помощьюдетельствует о низкой толерантности к фрустрацион-критерия хи-квадрат Пирсона выявлена статистическаяным воздействиям у первой выборки, взаимодействие сзначимость различий количества беспомощных и само-окружающими у них осложнено наличием защитных истоятельных подростков в группах с указанными ста-компенсационных процессов, p ≤ 0,05). Значимые раз-тусами (χ² = 28,310, р = 0,000).личия между двумя выборками обнаружено и по коэф-Таким образом, можно сделать вывод, что подрост-фициенту групповой адаптации (КГА). Дети с призна-ки с личностной беспомощностью оказываются чаще,ками беспомощности являются менее адаптированны-чем самостоятельные подростки, в числе пренебрегае-ми к социальному окружению. Низкий показатель КГАмых или отвергаемых членов классного коллектива и,является также показателем невротизации, он свиде-как правило, не являются лидерами. Удовлетворен-тельствует о нарушениях нормальных взаимоотноше-ность взаимоотношениями с одноклассниками у подро-ний с окружающими (p ≤ 0,05).стков с личностной беспомощностью существенно ни-В подростковом возрасте общение со сверстникамиже, чем у самостоятельных (U = 104,00, р = 0,000). Та-приобретает особую значимость, занимает достаточноким образом, их взаимоотношения реже характеризу-много времени и выполняет важную жизненную роль.ются взаимностью выбора, что обусловлено особенно-Неблагополучные личные взаимоотношения со своимистями поведения, описанными выше.ровесниками воспринимаются и переживаются подро-На этой же выборке подростков было проведено ис-стками очень тяжело. Для подростка важно не толькоследование основных тенденций поведения в реальнойбыть вместе со сверстниками, но и, главное, заниматьгруппе с помощью методики «Q-сортировка» В. Сте-среди них удовлетворяющее его положение.фансона. Были выявлены значимые различия междуДля изучения проявлений личностной беспомощно-беспомощными и самостоятельными подростками пости у подростков в социальной сфере было проведеновсем шести диагностированным тенденциям: зависи-социометрическое исследование, в котором участвова-мость, независимость, общительность, необщитель-ло 166 подростков, среди которых было 28 человек сность, принятие «борьбы», избегание «борьбы»личностной беспомощностью и 34 человека с само-(р ≤ 0,001) (табл. 2).Т а б л и ц а 2Сравнение беспомощных и самостоятельных подростков по основным тенденциям поведения в реальной группеТенденцияСредний рангUp беспомощные N = 28самостоятельные N = 34 Зависимость45,6819,8279,000,000Независимость19,2941,56134,000,000Общительность20,6340,46171,500,000Необщительность43,1421,91150,000,000Избегание борьбы44,3820,90115,500,000Принятие борьбы18,4842,22111,500,000(по методике «Q-сортировка» В. Стефансона)Подростки с личностной беспомощностью прояв-кого статуса в системе межличностных взаимоотноше-ляют большую тенденцию к зависимости, необщитель-ний проявляют высокую зависимость от группы, ееность и избегание «борьбы», т.е. они при выраженнойстандартов и ценностей.склонности избегать взаимодействия и установленияПри проведении корреляционного анализа диагно-эмоциональных связей, стремлении сохранять нейтра-стических показателей личностной беспомощности илитет в спорах, отсутствии активного стремления уча-показателей основных тенденций поведения в реаль-ствовать в групповой жизни и добиваться более высо-ной группе обнаружено, что выявленные тенденции в141наибольшей степени определяются такими состав- меньшей степени - депрессивностью. Уровень само-ляющими личностной беспомощности, как атрибу- оценки не связан ни с одной из шести тенденций по-тивный стиль, уровень надежды и тревожность, в ведения (табл. 3).Т а б л и ц а 3Результаты корреляционного анализа диагностических показателей личностной беспомощности и показателей основных тенденцийповедения в реальной группе у подростков (N = 166)ТенденцияТревожностьДепрессияСамооценкаАтрибутивный стильПоказатель надеждыЗависимость0,258**0,270**-0,013-0,251**0,288**Независимость-0,235**-0,250**0,0110,171*-0,252**Общительность-0,136-0,171*0,0120,296**-0,147Необщительность0,187*0,189*-0,040-0,312**0,173*Избегание борьбы0,241**0,1340,092-0,309**0,208**Принятие борьбы-0,243**-0,120-0,0410,297**-0,196** р ≤ 0,05. ** р ≤ 0,01.Личностная беспомощность проявляется в сферескладываются отношения со сверстниками, они менеемежличностных отношений на всех изученных возрас-адаптированы к социальному окружению, чаще обла-тных этапах: субъект с личностной беспомощностьюдают неблагоприятным социометрическим статусом,отличается не только сниженной привлекательностьюиспытывают меньшую удовлетворенность взаимоот-общения для себя, но и меньшими способностями дляношениями, проявляют большую зависимость от груп-реализации потребности в общении. Он характеризует-пы. Все это оказывается социально-психологическимися сдержанностью в межличностных контактах, испы-проявлениями личностной беспомощности, с однойтывает трудности в непосредственном и социальномстороны, и закрепляет наличие симптомокомплексаобщении, интровертирован, у беспомощных хужеличностной беспомощности, с другой.ЛИТЕРАТУРА

Ключевые слова

youth, juvenile age, childhood, social and psychological properties, subjectiveness, self-dependence, personal helplessness, детский, подростковый, юношеский возраст, социально-психологические особенности, субъектность, самостоятельность, личностная беспомощность

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Галажинский Эдуард ВладимировичТомский государственный университетдоктор психологических наук, профессорomega@psy.tsu.ru
Циринг Диана АлександровнаЧелябинский государственный университеткандидат психологических наукL-di@yandex.ru
Всего: 2

Ссылки

Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла: Учеб.-метод. пособие. СПб.: Речь, 2006. 104 с.
Циринг Д.А., Веденеева Е.В. Исследование успешности ведущей деятельности у испытуемых с личностной беспомощностью на разных возрастных этапах // Сибирский психологический журнал. 2009. № 31. С. 81-84.
Циринг Д.А. Психология личностной беспомощности: исследование уровней субъектности. М.: Академия, 2010. 410 с.
Циринг Д.А. Травмирующие события как фактор, детерминирующий формирование личностной беспомощности у детей // Образование и наука: Известия Уральского отделения Российской Академии Образования. 2008. № 5 (53). С. 85-92.
Циринг Д.А. Семья как фактор формирования личностной беспомощности у детей // Вопросы психологии. 2009. № 1. С. 22-31.
Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Психология инновационного поведения. Томск: ТГУ, 2009. 240 с.
 Социально-психологические проявления личностной беспомощности на различныхвозрастных этапах | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 339.

Социально-психологические проявления личностной беспомощности на различныхвозрастных этапах | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 339.

Полнотекстовая версия