Состояние функций приема, переработки и хранения информации у людей юношеского, взрослого и зрелого возраста | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 339.

Состояние функций приема, переработки и хранения информации у людей юношеского, взрослого и зрелого возраста

Анализируются особенности функций II блока мозга, отвечающего за прием, переработку и хранение информации. Сравниваются показатели кинестетических, слухоречевых, зрительно-пространственных, зрительных функций у людей юношеского, взрослого, зрелого возраста (по периодизации В.В. Бунака).

The state of information receiving, processing and storage functions of young, adult and mature people.pdf Представления о психологическом строении мозго-менения в психическом функционировании происходятвых механизмов высших психических функций (ВПФ)гетерохронно, гетеротопно и гетеродинамично. Насскладывались в нейропсихологии прежде всего на ос-интересует, каким образом происходят изменения пси-нове анализа нарушений этих функций у взрослыххических функций в юношеском, взрослом и зреломбольных (диффузные церебральные сосудистые рас-возрасте. Высшие психические функции исследовалисьстройства, паркинсонизм, черепно-мозговая травма,у взрослых людей с локальной мозговой патологией.воспалительные процессы и т.п.).Данных о состоянии ВПФ у здоровых взрослых людейСовременная нейропсихология переживает этап ин-в рамках нейропсихологического подхода недостаточ-тенсивного развития, появляются новые направления, кно. Изменения психических процессов в онтогенезечислу таких направлений относится нейропсихологияизучались в возрастной, общей психологии и возрас-нормы, которая занимается изучением мозговой орга-тной психофизиологии.низации психических процессов на различных контин-По данным Б.Г. Ананьева [4], психическое развитиегентах здоровых лиц. Методологической основой это-продолжается и изменяется в течение всего жизненногого направления нейропсихологии, являются представ-цикла; наибольшие изменения в интеллектуальныхления о системной локализации ВПФ А.Р. Лурия [1].функциях происходят в 18-25 лет. В 26-29 лет проис-ВПФ человека - это сложные саморегулирующиесяходит снижение функций памяти и мышления. В 30-процессы, социальные по своему происхождению, опо-33 года вновь наблюдается высокий уровень развитиясредованные по своему строению и сознательные, про-всех интеллектуальных функций, который затем сни-извольные по способу своего функционирования.жается к 40 годам.Высшие психические функции формируются в процес-Учениками и сотрудниками Б.Г. Ананьева парал-се онтогенеза, на последовательных этапах своего раз-лельно велись исследования на студенческих выборкахвития не сохраняют единой структуры, но осуществ-и других возрастных группах. Е.И. Степановой [5] про-ляют одну и ту же задачу с помощью различных зако-веден анализ возрастных изменений мыслительныхномерно сменяющих друг друга систем связей. Всефункций. Наблюдается неравномерное развитие пси-системы ВПФ в процессе возрастного развития изме-хических функций. Наиболее выраженные колебания вняются и усовершенствуются. Формируясь прижиз-величинах уровневых показателей обнаруживаются отненно под влиянием социальных воздействий, ВПФ18 до 25 лет, что свидетельствует о подверженностименяют свою мозговую организацию [1].изменениям мыслительных функций в эти годы. ДоПодчеркивая значимость представлений Л.С. Вы-30 лет происходит параллельное повышение уровняготского об изменении структуры ВПФ в онтогенеземышления и памяти, память начинает достигать опти-человека, А.Р. Лурия писал: «Свою основную задачумальной точки своего развития в 30 лет, поднимается итеперь мы видим в том, чтобы тщательно проанализи-уровень мышления, который достигает своего оптиму-ровать совместно работающие зоны мозга, обеспечи-ма в 32 года. Мышление значительно превосходит па-вающие выполнение сложных форм психической дея-мять, этапы снижения памяти наступают раньше мыш-тельности, выяснить место каждой из этих зон в функ-ления. Таким образом, динамика изменчивости мыш-циональной системе и то, как меняется соотношениеления на всем протяжении зрелости не одинакова.этих совместно работающих отделов мозга при осуще-Экспериментальные данные Л.Н. Борисовой [6] по-ствлении психической деятельности на разных этапахказывают, что более высокие показатели психическогоразвития» [2].развития интеллекта приходятся на период 30-40 лет,Состояние ВПФ на ранних этапах онтогенеза ис-что расходится с мнением большинства авторов оследовались Э.Г. Симерницкой, Т.В. Ахутиной,юношеском оптимуме функционального развития ин-Т.А. Фотековой, Ю.В. Микадзе, А.В. Семенович,теллекта. В первый период - 18-30 лет - происходитН.Г. Манелис и др. Как известно, структурно-наибольшая изменчивость показателей развития интел-функциональная организация мозга новорожденноголекта, во второй - от 31-49 - наблюдается общий подъ-является незрелой и претерпевает значительные изме-ем уровня развития интеллекта. Третий - 40-50 лет -нения до 20-летнего возраста. К этому возрасту окон-по сравнению со вторым дает снижение, но остается начательно формируются основные принципы функцио-уровне развития первого периода.нирования мозга. Системы ВПФ изменяются и в даль-Таким образом, исследования, в том числе лонги-нейшем, это подтверждается данными исследованийтюдные, показали, что когнитивное развитие у взрос-старческого возраста, проведенными Н.К. Корсаковойлых носит неравномерный характер. Развитие высших[3]. Было показано, что при нормальном старении из-психических процессов или интеллектуальных харак-147теристик продолжается на протяжении всей взросло-сти. Многие психофизиологические функции достига-ют своего максимального развития к 23-25 годам и сохраняются на достигнутом уровне до 40 лет. Данные возрастной психофизиологии представляют интерес для детального нейропсихологического исследования.-пробы на узнавание наложенных изображений;- пробы на узнавание недорисованных изображе-ний.3. Методы оценки слухоречевой информации:- проба на запоминание двух групп по три слова, позволяющие оценить особенности обработки слухо-Целью нашего исследования является сравнитель-речевой информации: фонематического восприятия иный анализ состояния функций приема, переработки ипамяти этой модальности;хранения информации в юношеском, взрослом, зрелом- пробы на понимание близких по звучанию назва-возрасте в рамках нейропсихологического подхода.ний предметов и действий;Функции приема, переработки и хранения инфор-- пробы на понимание близких по значению назва-мации, в соответствии с Луриевской теорией о трехний предметов и действий;функциональных блоках мозга [2], связаны со вторым- пробы на называние предметов и действий, позво-блоком мозга. Его части приспособлены к тому, чтобыляющие исследовать номинативную функцию речи.принимать зрительную, слуховую, вестибулярную или4. Методы исследования зрительно-простран-общечувствительную информацию. Этот блок распо-ственных функций:ложен в наружных отделах новой коры и занимает ее- пробы на конструирование из кубиков Кооса, ис-задние отделы, включая аппараты зрительной (заты-следующие особенности пространственного мышле-лочной), слуховой (височной) и общечувствительнойния, способность к анализу и синтезу пространствен-(теменной) областей. По своим функциональным осо-ных структур;бенностям эти аппараты приспособлены к приему экс-- проба на изображение трехмерного объекта, ис-тероцептивных раздражений, приходящих в головнойследующие сформированность зрительно-простран-мозг от периферических рецепторов, к дроблению ихственных представлений и зрительно-моторной коор-на компоненты и к комбинированию их в нужные ди-динации;намические функциональные структуры.- пробы на запоминание невербализуемых фигур,Для выявления состояния функций II блока мозгапозволяющие оценить особенности зрительно-про-нами было проведено исследование, в котором прини-странственной памяти;мали участие три группы людей по 30 человек соответ-- пробы на понимание сложных логико-граммати-ственно возрастной периодизации индивидуальногоческих конструкций.развития В.В. Бунака: первая группа - юношеский воз-Статистическая обработка данных осуществляласьраст (17-20 лет); вторая группа - взрослый возраст (25-на основе пакета программ SPSS for Windows c исполь-35 лет); третья группа - зрелый возраст (40-50 лет).зованием описательной статистики и однофакторногоПервую группу составили студенты, получающиедисперсионного анализа ANOVA.средне-специальное и высшее образование. Во вторуюВ целях обобщенного анализа полученных данныхи третью возрастные группы входят испытуемые уженами была использована специальная процедура вы-имеющие средне-специальное и высшее образование.числения нейропсихологических индексов [9]. Индек-Для выявления особенностей состояния II блокасы представляют собой комплексные величины, кото-мозга были использованы методы нейропсихологиче-рые в совокупности более надежны, чем в отдельности.ской диагностики, разработанные А.Р. Лурия [1] иСистема подсчета индексов помогает в исследованииснабженные количественной оценкой коллективом ав-конкретных высших психических функций и представ-торов во главе с Т.В. Ахутиной [7, 8].ляет собой значения, в которые входят параметры, от-1.Методы исследования кинестетических функций:вечающие за конкретный фактор. Результаты пред-- пробы на праксис позы пальцев, исследующие кине-ставлены в таблице. Полученные нами индексы даютстетическую организацию движений в правой и левой руках;возможность сравнить функции приема, переработки- пробы на оральный праксис.информации между группами, а также характеризуют2.Методы исследования зрительного гнозиса, вы-возможности лево- и правополушарных мозговыхявляющие особенности зрительного восприятия пер-структур.цептивно сложных изображений:Сопоставление значений индексов функцийИндексЮношиВзрослыеЗрелыекинестетических функций0,180,16-0,38~зрительного гнозиса-0,270,55*-0,30*слухоречевых функций-0,040,49~-0,43**зрительно-пространственных функций0,350,23-0,57*левополушарных функций-0,0070,59*-0,52**правополушарных функций0,320,34-0,66**- пробы на узнавание перечеркнутых изображений;* различия на уровне р < 0,05; ** различия на уровне р < 0,001;символом «~» обозначена тенденция.В результате сравнительного анализа выяснилось, формации лучше у юношей, показатели испытуемых что способность к переработке кинестетической ин- взрослого и зрелого возраста незначительно ниже.148Зрительный гнозис оптимален у взрослых, они бо-лее продуктивны при узнавании перечеркнутых (p = 0,000), недорисованных, наложенных изображе-ний, по сравнению с юношами им меньше свойственны вербально-перцептивные (p=0,005), перцептивно-близкие ошибки (0,09).В группе испытуемых юношеского возраста чаще встречаются вербально-перцептивные ошибки, кото-рые, вероятно, обусловлены трудностями соотнесения зрительного образца со словом.В третьей возрастной группе продуктивность зри-тельного гнозиса ниже по всем показателям на значи-мом уровне. Трудности вызвали недорисованные изо-бражения. Из шести предложенных изображений они назвали правильно только 3,83 (p=0,001). Испытуемые зрелого возраста допускают больше ошибок, особенно перцептивно-близкие (p=0,09), фрагментарности вос-приятия (p=0,06). Наибольшие трудности во всех воз-растных группах вызывали недорисованные изображе-ния, эта особенность проявляется и в более младших возрастных группах [9].Таким образом, к зрелости характеристики зритель-ного гнозиса снижаются, узнавание становится менее точным.Представляет интерес состояние слухоречевых функций. Результаты исследования показали, что слу-хоречевые функции оптимальны у испытуемых взрос-лого возраста (см. таблицу).Слухоречевая память во второй возрастной группе характеризуется хорошим объемом, так объем непро-извольного и отсроченного запоминания больше, чем в первой возрастной группе. В группе испытуемых взрослого возраста реже встречаются вертикальные повторы (p = 0,078). У испытуемых зрелого возраста заметно хуже непроизвольное запоминание (p = 0,001), выше подверженность интерференции, что препятству-ет сохранению следов. Им свойственно нарушение по-рядка следования (p = 0,005) и пропуски слов (p = 0,034). Чаще встречаются вертикальные повторы, переход слов в другую группу, но меньше число вер-бальных замен на основе семантической близости (p = 0,078) и искажений стимульных слов. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что испытуе-мые зрелого возраста хуже справляются с переработ-кой слухоречевой информации.Импрессивная речь хуже функционирует в группе людей зрелого возраста. Испытуемые взрослого воз-раста превосходят испытуемых юношеского и зрелого возраста в понимании близких по звучанию и значению названия предметов и действий. У испытуемых зрелого возраста характеристики импрессивной речи значи-тельно ниже.Также в зрелом возрасте ниже показатели номина-тивной функции речи, они менее точно называют предметы (0,089) и действия (0,004), чем испытуемые юношеского и взрослого возраста.Конструктивное мышление и проекционные пред-ставления хуже у людей зрелого возраста. В пробах на конструирование из кубиков Кооса испытуемые зрело-го возраста больше нуждаются в помощи. Также боль-ше затрачивают времени для складывания первой (p = 0,07) и второй фигур (p = 0,005), результаты согла-суются с данными Л.Н. Борисовой [6]. В пробах на изображение трехмерного объекта испытуемые третьей возрастной группы часто прибегают к неточному сте-реометрическому изображению с метрическими и про-екционными ошибками. Самостоятельный рисунок и копирование стола сопровождаются несоблюдением координатных отношений (p = 0,009).Продуктивность воспроизведения невербализуемых фигур у испытуемых взрослого возраста ниже, чем у испытуемых юношеского возраста. Для них типичны ошибки по типу несоблюдения координат (p = 0,030) и зеркальные ошибки (p = 0,052).У испытуемых зрелого возраста при сохранении объ-ема существенно хуже избирательность следов. Харак-терно большее количество изменений фигур по право-полушарному типу (p = 0,000), также средний показа-тель правополушарных ошибок выше, чем левополу-шарных. Им свойственны пропуски фигур (p = 0,013), трансформация стимульной фигуры в знак (p = 0,1). На-блюдаются трудности удержания порядка элементов (p = 0,085). В данной группе меньше встречается несо-блюдение координат (p = 0,001). В общем суммарный показатель ошибок очень высокий (p = 0,005).Таким образом, зрительно-пространственная память в зрелом возрасте характеризуется неточностью вос-произведения с преобладанием ошибок правополушар-ного типа.В понимании сложных логико-грамматических конструкций в большей степени успешны испытуе-мые второй возрастной группы, они превосходят ис-пытуемых юношеского возраста (p = 0,000), из деся-ти предложенных конструкций называют 9,55. По-нимание предложенных сложных логико-грамматических конструкций вызывает затруднения больше в группе испытуемых зрелого возраста, из десяти предложенных конструкций зрелые люди на-зывают 7,68 (p = 0,000).Обобщая данные, можно отметить, что зрительно-пространственные функции ослабевают к зрелому воз-расту.Процедура подсчета нейропсихологических индек-сов позволяет оценить функциональные характеристи-ки левого и правого полушарий мозга в осуществлении приема, переработки и хранения информации (таблица, рис. 1).Сравнивая левополушарные характеристики испы-туемых юношеского и взрослого возраста, мы обнаружи-ли, что показатели «левого» индекса выше у испытуемых второй группы (p = 0,016). Так, например испытуемые взрослого возраста успешнее в понимании сложных логи-ко-грамматических конструкций (p = 0,000), близких по звучанию названий предметов (p = 0,000) и действий (p = 0,028), близких значению названий предметов (p = = 0,011) и действий (p = 0,073). Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что левополушарные функции II блока мозга продолжают свое развитие от юности к взрослости, но уже к зрелости наблюдается зна-чительный спад (p = 0,001).В функционировании правого полушария значи-тельных различий между испытуемыми юношеского и взрослого возраста не обнаружено. У зрелых людей показатели «правого» индекса ниже (p = 0,001).149Рис. 1. Возрастные изменения индексов лево- и правополушарных функцийНа рис. 1 представлены графики, которые отобра-- слухоречевые функции (непроизвольное и отсро-жают возрастные изменения индексов лево- и правопо-ченное воспроизведение достигает оптимума).лушарных функций.В зрелом возрасте функции II блока мозга значи-Мы пришли к выводу, что функциональные воз-тельно ниже по всем компонентам. Испытуемые зрело-можности левого полушария в большей степени под-го возраста испытывают трудности в обработке:вержены возрастным изменениям, видны явные разли-- кинестетической информации (ниже показателичия между всеми возрастными группами. Так от юно-орального и кинестетического праксиса);сти к взрослости наблюдается подъем, возможно, это- зрительной информации (снижается продуктив-происходит за счет высоких показателей слухоречевыхность по всем показателям, увеличивается частотностьфункций. К зрелости наблюдается значительный спадразного рода ошибок;функциональных возможностей левого полушария.- слухоречевой информации (хуже непроизвольноеПоказатели «правого» индекса достаточно стабильны,запоминание, выше подверженность интерференции,они находятся на одном уровне в юношеском, взросломчто препятствует сохранению следов, допускаютвозрасте, но уже после 40 лет происходит значительноебольше ошибок, ниже показатели импрессивной речи иснижение.показатели номинативной функции речи);Таким образом, функциональные возможности как- зрительно-пространственной информации (приправого, так и левого полушария к зрелому возрастусохранении объема существенно хуже избирательностьухудшаются.следов, суммарный показатель ошибок очень высокий).Анализ полученных нами результатов позволяетЛевополушарные функции оптимальны в группесделать следующие выводы:испытуемых взрослого возраста, но к зрелости явноФункции приема, переработки и хранения инфор-снижаются. Характеристики правого полушария ста-мации подвержены возрастным изменениям в юноше-бильны в юношеском и взрослом возрасте, но послеском, взрослом, зрелом возрасте.40 лет наблюдается значительное снижение.В возрасте от 25 до 35 лет оптимальны следующиеИзменения функций II блока мозга носят неравномер-функции:ный характер. Испытуемые взрослого возраста имеют- зрительный гнозис (испытуемые взрослого воз-преимущества в показателях зрительных и слухоречевыхраста продуктивнее в узнавании перечеркнутых, недо-функций по отношению к испытуемым юношеского воз-рисованных, наложенных изображений, меньше допус-раста. В зрелом возрасте все характеристики существеннокали ошибок);ниже, чем в предыдущих возрастных группах.ЛИТЕРАТУРА

Ключевые слова

высшие психические функции, II блок мозга, зрительный гнозис, кинестетические, слухоречевые, зрительно-пространственные функции, нейропсихологический индекс, higher mental functions, 2 block of the brain, visual gnosis, kinaesthetic, oral-aural, visual-spatial functions, neuropsychological index

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Кичеева Анастасия ОлеговнаХакасский государственный университет им. Н.Ф. Катановааспирантamina_aimova@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Фотекова Т.А. Развитие высших психических функций в школьном возрасте. Абакан: Изд-во ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2004. 164 с.
Ахутина Т.В., Игнатьева С.Ю., Максименко М.Ю. и др. Нейропсихологические методы диагностики развития высших психических функций. Ч. III: Методы исследования обработки зрительной информации. М., 1992.
Ахутина Т.В., Игнатьева С.Ю., Максименко М.Ю. и др. Нейропсихологические методы диагностики развития высших психических функций. Ч. II: Методы исследования процессов обработки слуховой информации. М., 1991.
Борисова Л.Н. Динамика интеллектуального развития взрослых и ее зависимость от уровня образования: Дис. … канд. психол. наук. Л., 1990.
Степанова Е.И. Возрастная изменчивость мыслительных функций в период зрелости: Дис. … канд. психол. наук. Л., 1971.
Ананьев Б.Г. Психология и проблема человекознания / Под ред. А.А. Бодалева. Москва; Воронеж, 1996.
Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология. М.: Академия, 2003. 144 с.
Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: МГУ, 1973. 374 с.
Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. СПб.: Питер, 2008. 624 с.
 Состояние функций приема, переработки и хранения информации у людей юношеского, взрослого и зрелого возраста | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 339.

Состояние функций приема, переработки и хранения информации у людей юношеского, взрослого и зрелого возраста | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 339.

Полнотекстовая версия