Обсуждаются существующие стратегии операционализации новых для науки понятий: элементаристская стратегия, концептуалистская стратегия, комплексная стратегия, методологически ориентированная стратегия. Рассматриваются методологические основания процедуры операционализации понятия «инновационный потенциал личности». Обсуждаются концептуальные основания системной антропологической психологии, позволяющие рассматривать инновационный потенциал личности в контексте понимания механизмов саморазвития человека как открытой самоорганизующейся системы. В контексте данного подхода инновационный потенциал человека понимается как личностный ресурс, который при соответствующих условиях может проявить себя в качестве базального основания для инициации инновационного поведения.
Peculiarities of "innovative potential of personality operational definition.pdf Если возникает необходимость операционализиро-туальным отражением феномена инновационной дея-вать понятие, то прежде всего встает вопрос о том, по-тельности» [1]. Аналитики много пишут о том, что тре-чему операционализация его до сих пор не произведе-буются коренные преобразования в образовании и воспи-на. Пытаясь ответить на этот вопрос, можно обнару-тании школьников, студентов, специалистов, указываяжить интересный (с эпистемологической точки зрения)при этом на отсутствие адекватных методик оценки ифакт. В процессуально-динамическом срезе движенияразвития инновационного потенциала личности. Посте-научного познания операционализация чаще выступаетпенно университетское, последипломное, непрерывноекак переоперационализация, обусловленная развитиемобразование обретает в качестве одной из основных целейконцептуального аппарата, каковое и продуцирует по-воспитание инновационно активной личности [2].требность пересмотра его связи с методическим инст-В то же время понятие «инновационный потенциал»рументарием. Безусловно, здесь есть прямые и обрат-широко используется как оценочная категория, приме-ные связи, когда новый (обновленный) методическийняемая к стране, обществу, отрасли, предприятию, орга-ход приводит к данным, способным вызвать сущест-низации, отдельной личности. Полидисциплинарный ха-венные сдвиги в концептуальном аппарате, что, в своюрактер понятия провоцирует необоснованные межпред-очередь, вновь вызовет потребность в дальнейшей опе-метные переносы не только содержания, вкладываемого врационализации. Исследование, заметил в свое времяпонятие, но и методологии, в которой оно получило своюА.Н. Леонтьев, может «перевернуть исследователя».конкретизацию. Безусловно, есть некий общий радикал,Однако иногда наука сталкивается с необходимо-который как бы оправдывает возможность указанныхстью осуществления «двойной» операционализации,межпредметных переносов. Заключается он в том, что закогда одновременно приходится осуществлять две на-отсутствием людей, обладающих развитым инновацион-учных процедуры: операционализацию понятия в ходеным потенциалом, теряют смысл рассуждения об иннова-процесса преобразования абстрактного понятия в кон-ционным потенциале предприятия, организации, отрасликретный научный термин и параллельно осуществлятьи т.д. Здесь уже не обойтись привычными рассуждениямипроцедуру установления связи концептуального аппа-о «человеческих ресурсах» и «человеческом капитале».рата, изменяющегося в силу принятия в себя новогоОказывается, человек представляет такое начало, котороетермина, с адекватным ему методическим инструмен-нельзя редуцировать к простой функциональности илитарием. Такое чаще бывает, когда наука получает кон-напрямую встроить в экономические, производственныекретный социальный заказ и при этом оказывается неи тому подобные системы.совсем готовой к его принятию. Безусловно, это серь-При всей осознанности значимости психологическо-езно усложняет задачу: приходится операционализиро-го аспекта инновационного потенциала прямой переносвать понятие, находящееся в состоянии, котороеэтого понятия в психологию невозможен. Условием,Л.С. Выготский характеризовал как «смутное знание».предваряющим создание и апробацию диагностическихЗдесь уже исследователь обречен на неизбежное «пет-и развивающих программ, является «двойная» опера-леобразное» движение от теоретического исследованияционализация исходного понятия. Вовсе не случайнок инструментальному и обратно, конкретизируя поня-указывается на то, что «в настоящее время данное поня-тие в процессе становления операциональных индика-тие недостаточно разработано: не определена структураторов. Примером этому может служить принятие нау-инновационного потенциала, нет столь необходимыхкой понятия «инновационный потенциал личности» всегодня программ оценки инновационного потенциала»качестве психологического феномена.[3. С. 6]. Можно полагать, что при операционализацииВ настоящее время социальная значимость пробле-любого психологического феномена необходимо учиты-мы развития инновационного потенциала россиянвать стратегический аспект операционализации, аосознана достаточно хорошо, причем на всех уровняхименно основную схему или план, придерживаясь кото-власти, различных общественных институтов, включаярых можно осуществить искомую процедуру.систему общего и профессионального образования.Анализом можно выделить, по крайней мере, три151Понятие «инновационный потенциал» стало «концеп-стратегических линии, которые реализуют исследова-тели при встрече с новым для науки понятием. НазовемНапример, как понять следующее утверждение:их условно «элементаристская», «концептуалистская»«можно говорить об инновационном потенциале лич-и «комплексная» стратегии.ности как о специфическом процессуальном феноменеЭлементаристская стратегия, на наш взгляд, яв-психики» [5]? Сразу же возникает вопрос, к какомуляется самой простой (самоочевидной), поскольку непространству необходимо отнести «феномен иннова-требует особых теоретических усилий. Начинается ееционный потенциал личности». К пространству «лич-воплощение с выделения параметров инновационногоность», поскольку речь идет о инновационном потен-потенциала путем выделения его «составляющих»,циале личности как ее существенной характеристике?элементов, которые представляют собой набор психи-Или пространству «психика», поскольку утверждается,ческих или личностных функций, качеств или свойств,что инновационный потенциал личности есть ничтодостаточно произвольно включаемых в систему пара-иное, как «специфический процессуальный феноменметров инновационного потенциала. Например, «на-психики»? К обоим эти пространствам, т.е. выходя набор», который предлагает Э.В. Иванова, включает сле-многомерность феномена? Но тогда предварительнодующие параметры: технологический, креативный,необходимо прояснить методологические основаниямотивационный, эмоциональный, когнитивный, регу-такого совмещения. Это тем более необходимо сделатьлятивный [3]. Можно ли, ознакомившись с этой сово-в связи с тем, что «современная психология личностикупностью понятий, догадаться, что данными парамет-представляет собой весьма эклектичную область, спе-рами определяется не что-нибудь, а именно инноваци-цифическое предметное содержание и границы кото-онный потенциал человека? Думается, что вряд ли.рой весьма нечетко определены... в отличие от психи-Большинству из этих «параметров» соответствуют од-ческих процессов, состояний и других составных час-ноименные «психические сферы», традиционно выде-тей предмета психологии», что и составляет, по мне-ляемые со времен классического этапа развития нашейнию А.Д. Леонтьева, основной барьер для развитиянауки. Каждой такой «сфере» приписывается особаяпсихологии личности, которая «движется сейчас оченьфункциональная роль и способность «взаимодейство-быстрыми темпами, но направление этого движения невать» с другими «сферами». Типичный пример: «Ис-совсем понятно» [6. С. 56].следуя динамику развития креативности у младшихКак приходит к своему выводу об «инновационномшкольников… мы выявили некоторые изменения впотенциале личности как о специфическом процессу-познавательной, личностной, мотивационной, эмоцио-альном феномене психики» Ю.А. Власенко? Она начи-нальной сферах детей» [4. С. 14]. Однако это вряд линает с теории психического как процесса в качествеозначает, что когнитивные, мотивационные, эмоцио-идейной базы всего исследования и далее ее ведет то,нальные показатели можно рассматривать в качествекак она понимает эту теорию. Опираясь на тезис общейсоставляющих креативного потенциала ребенка. Подтеории психического как процесса, систематическитакие «параметры» можно подвести практически лю-разработанной С.Л. Рубинштейном и его последовате-бой психологический феномен. Можно полагать, чтолями, о том, что психика - прежде всего отражениеначинать операционализацию феномена с прямых по-наиболее изменчивых (динамических) существенныхпыток выделения его составляющих вряд ли продук-свойств и отношений внешнего мира, автор пытаетсятивно, хотя на первых порах такой ход может оказатьсярешить проблему того, каким образом и почему психи-единственно возможным. Например, есть феномен,ка, являясь эффектом отражения «изменчивых свойствкоторый мы замечаем по некоторым внешним прояв-мира», вдруг становится «специфическим феноменом»лениям, которые ему же и приписываем, затем мы хо-инновационного изменения мира и самой личности.тим их оценить (измерить) и вынуждены двигаться отПервая трудность заключается в том, чтобы психику ипроявлений к их операциональным индикаторам, сово-личность взять в одной системе собственно психологи-купность которых позволяет идентифицировать самческих координат, но следом всплывает вторая труд-феномен в его специфическом качестве, обозначаемомность: в эту же систему координат необходимо уло-понятием (термином). Затем исследователь столкнетсяжить еще одно пространство, что сделать уже практи-с проблемой отсутствия этих индикаторов, а для тогочески невозможно, ибо оно исходной аксиоматикойчтобы их обрести, будет вынужден выйти в многомер-теории выведено за пределы психического. Это замеча-ное пространство, в котором искомый феномен суще-ет и автор: «Одна из главных трудностей при описанииствует, т.е. выйти к сущности, которая и заявляет о се-инновационного потенциала личности заключается вбе совокупностью внешних проявлений.том, чтобы внутреннюю логику развития инновацион-Концептуалистская стратегия формируется в томного потенциала личности раскрыть в единстве с сис-случае, когда особенности мышления ученого определяеттемой внешних условий и отношений» [5]. Ограничен-теория, которой он придерживается и которую он разви-ность такой стратегии понятна.вает собственными исследованиями. Она его направляет,Комплексная стратегия. Д.А. Леонтьев, опера-но она же его и ограничивает. Если теория построена национализируя феномен толерантности/интолерант-одномерных или бинарных конструкциях с четким разде-ности, придерживался следующей стратегии. Сначалалением оппозиций (внешнее - внутреннее, объективнаяследует попытка «комплексного» рассмотрения фено-реальность - субъективная реальность, психическое -мена толерантности с различных точек зрения: инди-физическое и т.д.), то мышление, которое этой логикойвидуального и общественного сознания, личности,определяется, будет явно «буксовать» при работе с мно-межличностного взаимодействия и макросоциальныхгомерными феноменами. А именно таким феноменомпроцессов. В каждом из этих аспектов рассмотрениявыступает инновационный потенциал человека.выделяются операциональные индикаторы, позволяю-152щие оценивать проявления феномена, затем на основе теории, которой придерживается автор (в данном слу-чае - культурно-исторической неклассической психо-логии), строится рабочая модель, связывающая между собой различные аспекты толерантности [7]. Как мы видим, теория здесь подсоединяется на позднем этапе -с нее автор не начинает, но использует как средство интеграции различных аспектов, в которых существует явление. Самым сложным здесь оказывается вопрос об основаниях выделения многомерного пространства, в котором предстоит выделить некие линии, грани или аспекты, способные выступить в качестве операцио-нальных индикаторов феномена. Сложность здесь за-ключается в средствах, опираясь на которые можно хотя бы наметить контуры многомерного пространства реального бытия феномена. Здесь требуется мышление, опирающееся на многомерную логику.Получается, что движение по линии операционали-зации феномена необходимо начинать, отталкиваясь от методологии, а не от конкретной теории, которая способна не только проявить свой объяснительный потенциал, но и ограничить мышление исследователя своей исходной аксиоматикой. Причем такой методо-логии, которая способна вскрыть движение психологи-ческой мысли, выявить трансспективу ее движения, объективировать направление, в котором движется психология, поскольку в ином случае это движение так и останется «не совсем понятным».Методологически ориентированная стратегия. Вне привязки к конкретной сфере потенциал можно рас-сматривать как способность материи переходить от воз-можности к реальности, от одного состояния к другому (например, от старого к новому). Если методология не позволяет понять жизнь человека как становление, т.е. как переход возможности в действительность, следовательно, как саморазвитие, то никого серьезного исследования сущности, проявлений и операциональных индикаторов инновационного потенциала не получится.Системная антропология отличается от всех других антропологических ходов, известных в психологии, которая все более активно осваивает анропометриче-ское измерение, тем, что позволяет объяснить природу расширения хронотопических ценностно-смысловых контекстов: она объясняет причину указанного расши-рения через понимание природы закономерного ус-ложнения открытых саморазвивающихся человекораз-мерных систем и самого механизма выхода человека за пределы его наличного бытия.В отличие от других теорий, системная антрополо-гия не признает никаких абстрактных «сфер смысла», «системы смыслов». Для нее главным является человек и его составная часть - многомерный мир человека, порядок в котором обеспечивается смыслами и ценно-стями. Они же обеспечивают переживание человеком своего мира как реальности: мир для человека высту-пает не просто как отражаемый человеком фрагмент «вещи в себе», но это всегда такой фрагмент, который одухотворен человеком фактом присутствия в нем смысловых и ценностных его измерений, благодаря которым «вещи в себе» превращаются в «вещи для че-ловека». Через смыслы «вещь в себе» присваивается человеком, встраивается в его реальность, дополняет ирасширяет ее, делая ее при этом «объемной», многомерной. В его, человека, действительность, в которой можно действовать, понимая смысл и ценность своих действий. Системная антропологическая психология строится на представлениях о неподкожной психике, о непрерывности психического, которое в этой своей непрерывности обеспечивает человеку дальнодействие при отборе из среды того, что ему соответствует его актуальным потребностям и напряженным возможностям в настоящий момент, играя самую непосредственную роль в превращении «объективной реальности» в органическую (неотрывную) составляющую целого, охватываемого понятием «человек». Логика системной антропологической психологии подводит к выводу, что свобода человека, его воля, сам выбор путей жизне-осуществления (как признак свободы) могут осуществляться только в узком пространстве альтернатив, в пространстве свободного движения (К. Левин), в пространстве, размеченном ценностно-смысловыми маркерами, в той части (секторе, сегменте), в котором конституирует себя психологическая ситуация здесь и теперь осуществляющегося выхода за пределы, в которой возможности человека теряют признак простой потенциальности и превращаются в потенции, обретая силы на свое осуществление. Здесь возникает инновационная активность, обретающая направленность, превращающаяся в силу, выводящую человека за пределы себя, уже осуществленного, но удерживающего свою целостность своим невыходом из режима самоосуществления, саморазвития [8].Инновационная активность, если ее представить как динамический фактор жизнеосуществления человека, открывается в новом качестве, а именно как стратегический ресурс жизнеосуществления, характеризующий его интенсивность, энергетику, способ жизни, ее стилевые особенности. Сегодня формируется глобальная гуманитарная проблема инновационной активности человека, которая пока не вполне осознанна психологией в качестве непосредственно к ней обращенного социального заказа, хотя с каждым днем становится все яснее, что без участия психологии вряд ли будет найдено ее адекватное решение. Для выполнения этого заказа необходимо предварительно решить задачу более общую, но стратегически весьма значимую. Необходимо хотя бы в первом приближении решить задачу по выявлении функции, роли, миссии психического в обеспечении жизнеосуществления человека - как существа, представляющего высший уровень развития живой материи. Такой уровень, на который невозможно экстраполировать то, что мы знаем о жизни и жиз-неосуществлении других существ. В связи с этим необходимо отметить преимущество системной антропологической психологии. Она формируется в ориентации на тенденции развития науки, а общую тенденцию ее развития уже давно отметил А.Н. Леонтьев: психология стремится стать наукой о «высшей - психической - форме жизни».Понятие «потенциал» происходит от латинского слова «potentia», которое означает силу, мощь, возможность, способность, существующую в скрытом виде и способную проявиться при определенных условиях. В специальном смысле - это степень возможного153проявления какого-либо действия, какой-либо функ-усилие стать другим. Это инициативно предпринятоеции. В более широком смысле потенциал - это сово-человеком расширение собственного пространствакупность факторов, имеющихся в наличии, которыежизни, оборачивающееся расширением горизонтовмогут быть использованы и приведены в действие длясвоего сознания, своего бытия в мире. Потенциал - этодостижения определенной цели, результата. По отно-мера единства достигнутого, которое может быть ис-шению к человеку можно сказать, что потенциал отра-пользовано с определенной целью, и возможного, т.е.жает ресурсную часть (возможности) и степень готов-достижимого при определенных условиях.ности человека реализовать эти возможности.Под инновационным потенциалом мы понимаемИными словами, инновационный потенциал вбира-интегральную системную характеристику человека,ет в себя ресурсную часть (возможности) и то, чтоопределяющую его способность: 1) генерировать новыеможно было бы назвать «инновационный тонус», сво-формы поведения и деятельности, используя теего рода готовность, характеризующую устойчивостьвозможности, которые открываются ему в сложнойпревращения потенциала (как резерва) в потенцию.динамике ценностно-смысловых измерениях егоПотенция и есть возможность, обретающая силу нажизненного пространства; 2) обеспечивать режимсвое осуществление (М. Мамардашвили). Это своегосаморазвития как стратегический фактор жизнеосущест-рода переход возможности с виртуального уровня еевления.существования на уровень активного инновационногоИнновационный потенциал, таким образом, свойст-действия. На виртуальном уровне это эмоционально-вен природе человека в такой мере, в какой «вообщеустановочные комплексы, на актуальном - рождениечеловеку свойственно расширение контекста осмысле-инновационного акта, акта сверхадаптивного, свобод-ния себя и собственных действий. И в антропогенезе, иного, инициативного, трансцендентального. И одно-в индивидуальном развитии мы наблюдаем неуклонноевременно это акт самостроительства, саморазвития,расширение хронотопического и смыслового контекстаутверждение своей суверенности. Этим актом человекот узкой ситуации здесь и теперь во все более широ-не только признает факт несовпадения с собой, но икие контексты, включающие в себя и отдаленные свя-утверждение себя в новом качестве через собственноези, и прошлое и будущее» [9. С. 74].ЛИТЕРАТУРА
Леонтьев Д.А Человечность как проблема // Человек - наука - гуманизм: К 80-летию со дня рождения академика И.Т. Фролова / Отв. ред.А.А. Гусейнов. М.: Наука, 2009. С. 69-85.
Клочко В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ). Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. 189 с.
Леонтьев Д.А. К операционализации понятия «толерантность» // Вопросы психологии. 2009. № 5. С. 3-16.
Леонтьев Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова / Под ред. Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. Вып. 1. С. 56-65.
Власенко Ю.А. Психологический анализ инновационного потенциала личности. Режим доступа: <http://www3.crimea.edu/tnu/magazine/> scientist/edition12/tom2/n01212.htm
Барышникова Е.Л. Особенности эмоциональных состояний креативных детей: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1999.
Иванова Э.В. Влияние психологических особенностей профессионльной деятельности менеджера дошкольного образования на инновационный потенциал сотрудников: Дис. ... канд. психол. наук. Тверь, 2000.
Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. М.: Экзамен, 2001.
Макагон Б. Социально мобильная личность. По матеріалам: Освіта-ua 20.02.2007. Режим доступа: <http://pld.org.ua/index.php?go=Pages&file=print&id=962>