Скука и время | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 340.

Скука и время

Отношение между фундаментальной скукой и временем можно рассмотреть с двух позиций: время внутри скуки и историчность феномена скуки. Скука на общекультурном уровне имеет свою историю, а как экзистенциальное состояние вневременно и присуще каждому человеку. Как возможно одновременное существование этих двух позиций?

Boredom and time.pdf Любой обыденный опыт подсказывает, что отноше-ную им разновидность скуки «меланхолией». То былания между скукой и временем совсем непростое. Какуже не вина души, а болезнь тела; как таковую ее сле-можно говорить о скуке в категориях времени?довало лечить. Но, по сути дела, все было куда слож-Скуку можно рассмотреть в двух ракурсах: времянее: тогда же слово «меланхолия» стало насыщаться ивнутри скуки и историчность самой скуки. Следуетсмыслами мудрости - более глубокого, чем у человека соговориться, что скука бывает ситуативной и фунда-незамутненной душой, чувствованием мира с его тще-ментальной. В данной статье интерес находится в об-той, суетой, обреченностью, горькой мудростью.ласти фундаментальной.«Невыносимее всего для человека, - писал в началеИстория скуки. Может ли у фундаментального экзи-Нового времени Блез Паскаль, - полный покой, безстенциального настроения быть своя история? Ведь онострасти, без дела, без развлечения. То гд а он чувствуетвневременно. Но первые известные нам устойчивые чер-свое ничтожество, свое одиночество, свое несовершен-ты культурной формы скука приобрела в поздней Ан-ство, свою зависимость, немощь, пустоту. Немедленнотичности и существовала в этом качестве на протяжениииз глубины души поднимается скука, мрак, горесть,всего Средневековья, будучи известной под именемпечаль, досада, отчаяние» [1. С. 53].acedia или accidia: латиняне именовали так «лень» илиТак Паскаль описывал осознание, переживание че-«вялость». У родоначальников нашей культуры - древ-ловеком того, что все дела, развлечения и удовольствия,них греков, если верить словарям, специального словаза которыми не устает гоняться человек, - бесконечноедля «скуки» не было, хотя были и «праздность», и «не-бегство от того, чтобы взглянуть в глаза реальности.возмутимость», и «равнодушие». Таким образом, как«Единственным средством, утешающим нас в нашихустойчивая общекультурная форма скука древним гре-горестях, - говорил он, - служит развлечение, но в токам, по-видимому, была не свойственна.же время в нем и величайшая беда наша, потому чтоПонятием скуки, хоть сколько-нибудь сопоставимым соно, главным образом, и мешает нам думать о себе. Неныне действующим (и самим явлением), мы обязаны хри-будь его, мы жили бы в скуке, а эта скука побудила быстианству. Впервые слово acedia получило смысл, отлич-нас искать более верных средств от нее избавиться. Ноный от античного и куда более интенсивный, в IV в. в ус-развлечение услаждает нас, и с ним мы нечувствитель-тах отшельников, обитавших близ Александрии. Одоле-но доживаем до смерти» [1. С. 123].вавшая их в полдень будто бы беспричинная невыносимаяНо европейская мысль и европейское чувство дви-тоска была осознана как состояние демонической одер-нулись в другом направлении, чем то, которое предла-жимости. В этом качестве ее впервые описали Эвагрийгал Паскаль.Понтийский (346-399) и Иоанн Кассиан Римлянин (360-Англичанин Роберт Бертон, живший на стыке XVI-435). Полуденные демоны, по их словам, внушали мона-XVII вв., автор «знакового» для своего времени трудахам нестерпимое отвращение к избранному пути, тоску«Анатомия меланхолии», давший первое энциклопеди-по жизни до пострига с ее мирскими радостями, соблаз-чески полное описание и душевных, и общественныхняли оставить келью и уйти куда угодно, лишь бы спа-истоков этой болезни, признавался: «Я пишу о мелан-стись от тоски. Это-то представление о «скуке», а такжехолии, дабы избежать меланхолии. У меланхолии неттермин и унаследовали Средние века.большей причины, чем праздность, и нет лучшегоЕсли для людей современной эпохи скука скореесредства против нее, чем занятость» [2. С. 233].психологична, то acedia Средневековья - связывавшая-«Человек, - говорил Иммануил Кант, - это единст-ся с безразличием и праздностью - была понятиемвенное животное, которое должно работать» [3. С. 315].прежде всего моральным. В переживании этой небла-Работать, работать, чтобы исцелиться от пустоты и ску-годарности Творцу и отказу от душевного труда чело-ки - «медленной смерти», в которой он испытывает пре-век считался виноватым и был обязан его преодолевать.зрение или отвращение к собственному существованию.Люди Возрождения с их тенденцией к натуралисти-Работать не с прагматическими целями - с самыми чточескому видению мира предпочли именовать извест-ни на есть экзистенциальными: заполнив время содер-45жанием, спасти душу от распада. Все-таки «человек ощущает свою жизнь через поступки» [3. С. 364].С тех пор европейский человек все больше работает, тем более остервенело, чем менее это его спасает от невыносимой скуки.Счесть ли случайным, что в русских памятниках письменности слово «скука» с ее производными рань-ше Петровской эпохи не встречается? Следует ли пред-положить, что русские, вступив в общеевропейское Новое время с его ценностями новизны и достижения, приобрели и негативную скуку?Другие точки зрения на скуку более редки. Одну из них высказал в последние часы затишья перед истори-ческими катаклизмами рубежа веков Иосиф Бродский. «Когда вас одолевает скука, - говорил он в 1989 г. мо-лодым американцам, выпускникам колледжа в Дартму-те, - предайтесь ей. Пусть она вас задавит; погрузитесь, достаньте до дна... Она представляет чистое, неразве-денное время во всем его повторяющемся, избыточном, монотонном великолепии. Скука... - это ваше окно на бесконечность времени, то есть на вашу незначитель-ность в нем... Ты конечен, - говорит вам время голосом скуки, - и что ты ни делаешь, с моей точки зрения, тщетно... Это, конечно, не прозвучит музыкой для ва-шего слуха; однако ощущение тщетности, ограничен-ной значимости ваших даже самых высоких, самых пылких действий лучше, чем иллюзия их плодотворно-сти и сопутствующее этому самомнение» [4].Бродский придавал скуке смысл, сопоставимый с религиозным смыслом Паскаля, но без религиозных импликаций. Поэтому, обращаясь к аудитории широкой и разнородной, поэт заменяет имя Бога одним из дос-тупных его иносказаний: именем Времени.«Ибо скука - вторжение времени в нашу систему ценностей. Она помещает ваше существование в его -существование - перспективу, конечный результат ко-торой - точность и смирение» [4].Скука - это раскрытие основ бытия. Требуется му-жество, чтобы это выдержать, не убегать от этого ка-кое-то время в деятельность. Скука с ее целями - сво-его рода эскапизм, тем надежнее действующий, что имеет в нашей культуре очень высокий статус. Скука -переживание вторичности всех человеческих смыслов, неизбежной условности и ограниченности всех наших дел. Именно поэтому жить в ней нельзя - и именно поэтому в нее время от времени необходимо возвра-щаться.Скука с точки зрения психологии нашего времени -это тоска по позитивной цельности.Скуку называют продуктом постиндустриального и информационного общества, выделяя несколько харак-терных причин: множество свободного времени или «неубиваемое» время, автоматизированность жизни, доминирование потребительского идеала, неограни-ченность разноплановых, но равнозначных смыслов, недостаток персонального смысла. Социологические опросы показывают, что каждому человеку знакомо чувство скуки. Употребление слова «скука» повыси-лось, по сравнению с предыдущими эпохами. Также о скуке говорит разнообразие форм деятельности, кото-рые быстро переключают внимание с одного объекта на другой и тяготеют к иррациональности. Эти формы46не что иное, как способы ухода, избегания скуки. Со-временная культура компенсирует скуку через гигант-скую индустрию развлечений. Культура создает мно-жество рецептов, положительных и отрицательных, это туризм, карьера, алкоголь, наркотики, смена работы, круга общения, жилья и даже семьи, Интернет и теле-видение, экстремальный спорт и др. Следует отметить интересный факт, что требование работающих и обу-чающихся в исключении отчуждения из процессов ра-боты и образования также говорит о доминировании скуки. Автоматизированность современных процессов, постоянное их повторение исключает активное вмеша-тельство человека, вызывает скуку.Скука стала одним из важных культурных феноме-нов несколько веков назад. Как считает Ларс Свендсен, идейно-историческую основу для понимания совре-менной скуки заложили романтики.Романтизм с гипертрофированным субъективизмом обожествлял природу, детство. Современную ему си-туацию понимал как разрыв с идеалами, современность недостаточна, современность утратила нечто важное. Проект романтиков - это всегда поиск утраченного, поиск совершенства, гармоничности. Можно сказать, романтики создали идеал нового человека, одинокого и ищущего себя, ищущего смысл жизни.Но достигнуть этого идеала невозможно. Я не мо-жет заполнить себя самим, но постоянно стремится обрести содержание, близкое к идеалу. Концепция, представленная в западной цивилизации от романтиков и далее, акцентирует внимание на экзистенциальном или индивидуальном смысле, который должен быть реализован. Так, по Л. Свендсену скука становится обыденным явлением современного человека.Насколько такая точка зрения оправдана, позволит ответить анализ времени внутри скуки.«Настроение скуки - это не просто опыт времени, но это, прежде всего, опыт длительности» [5. С. 174].Все психологические переживания можно рассмат-ривать только в контексте времени, т.е. они могут длиться, но не имеют пространственной определенно-сти. Так почему экзистенциалы считаются вневремен-ными фундаментальными настроениями?Длительность скуки другая, чем, например, дли-тельность музыкального произведения или спортивной игры. Ощущение длительности принципиально другое. Если смотреть скучный фильм, то он скучен для нас, скорее всего, своим сюжетом или композицией, скуч-ный человек скучен своей ролью. В скуке такие поня-тия, как сюжет, композиция, роль, цель, какой-либо смысл отсутствуют. В скуке нет действий. Скука от-крывает нам длительность, поскольку время в скуке тянется бесконечно долго, скука порождает ощущение избыточности времени. Вглядываясь в прошлое, можно заметить, что моменты скуки как бы вычеркиваются из жизни, превращаются в мгновения. Наоборот, интерес-ное в настоящем быстротечно, но его содержание на-полняет жизнь, делая её более длительной, продлевая моменты прошлого. Настоящее в скуке растягивается, прошлое и будущее ощущаются в моменте настоящего, в поглотившей все и всех скуке. Время становится пус-тым и незаполненным, его слишком много. «Я» взирает на мир из пустоты и с точки зрения бесконечности.Скука сама становится бесконечностью. Поэтому скукасамими собой. Лишь в проживании избыточной дли-так полюбилась философам, поскольку именно онательности возможна рефлексия.открывает мир таким, каков он есть, роли, действия иСо стороны можно сказать, что скука имеет время,сюжеты не конструируют «Я». Скука - «это ваше окнот.е. человек периодически впадает в это состояние, илина бесконечность времени, то есть на вашу незначи-правильнее будет сказать, что скука периодически от-тельность в нем» [4]. То есть скука является экзистен-крывает человеку свою глубину. «Интимность скуки вциалом, поскольку в таком состоянии человек отреша-том состоит, что, будучи глубоко нашей, она вместе сется от внешних наполнителей жизни и остается на-тем, приобщает к себе и другого» [5. С. 177]. Внутриедине с собой.экзистенциала скуки - время не течет, не имеет начала«Я» всегда предполагает наличие Другого, причеми конца. Человек никогда не оформлен во времени, аэтот другой может и не быть человеком. Другой - это тот,избыточность другого разрушает моё восприятие дру-кто не «я», например, телевидение тоже может рассмат-гого как законченного.риваться как Другой. Скука связана с понятием Другого,Таким образом, рассмотрение отношений времени икак, в принципе, все, что связано с сознанием. Связь мо-скуки внутри и снаружи приводит к таким выводам: ску-жет осуществляться разными путями как попытка избега-ка имеет свое историческое развитие в общекультурномния скуки или осознания её через взгляд со стороны.плане, скука существовала всегда, развитие же сейчасИзбегание заключается в том, что мы отказываем вполучило с приходом новых ценностей - оригинальность,избыточности времени Другому, при этом начинаемновизна и космополитичность. Как экзистенциал скукастрадать от собственного. Другой воспринимается каксуществует вне времени, она обладает неискоренимымсценарий или роль, которые «Я» либо принимает, либопостоянством человеческого существования. Посколькунет. Такая установка является эстетической. «В тойскука есть избыточность длительности, бесконечностьмере, в какой окружающий мир, вещи и люди для эсте-растянутого настоящего, пустота без эстетических опре-тического человека имеют ценность лишь в качестведеляющих (сценарий, роль, сюжет и др.), поэтому скукафункции, способности очаровывать, стимулировать,способна порождать самосознание и рефлексию.соблазнять, всякий отдельный человек имеет ценностьНо как тогда возможно то, что скука, например, вдля другого лишь постольку, поскольку он соблазняетДревней Греции не была зафиксирована в понятии?и очаровывает. В нигилистическом обществе скучныеКак может скука настолько близкая каждому человекудля других, бесполезные, ненужные люди - это те, когокогда-то не быть? Скорее всего, описанный экзистен-следует избегать» [6. С. 89]. Таким образом, суть в том,циал существовал в языке разных эпох под разнымичто, отрицая избыточность времени у Другого, человекпсевдонимами - страдание, тоска, безразличие, печаль,бежит от собственного.летаргия, томление, хандра, меланхолия и т.д. Фунда-Взгляд со стороны позволяет увидеть механизмментальная скука всегда присутствует в человеке, но ввозникновения скуки. Если рассмотреть собственнуюценностях нашей эпохи она приобрела остроту. Требо-длительность скуки как длительность другого, то ста-вания нашего времени - новизна, быстрая сменяемостьновится понятным, что не хватает упорядочивания,одного другим, плюралистичность ставят скуку в рядцели или сценария. Но если избыточность скуки ис-важных культурных проблем человечества, которыеключить, то этот «я» или Другой сразу перестанут бытьнадо и обсуждать, и решать.

Ключевые слова

duration, boredom, time, длительность, время, скука

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Аригунова Екатерина ВладимировнаТомский государственный университетarigunova.katja@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Хюбнер Б. Произвольный этос и принудительность эстетики. Минск: Пропилеи, 2000. 152 с.
Панкратьев О.В. Скука. Альманах молодых философов. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2004. Вып. 4. С. 174-184.
Кант И. Основы метафизики нравственности. Критика практического разума. Метафизика нравов. СПб.: Наука, 2007. 528 с.
Бродский И. Похвала скуке. Режим доступа: http:\\ lib.ru\ BRODSKIJ\skuka.txt, свободный.
Паскаль Б. Мысли о религии. Минск: АСТ, 2001 223 с.
Бертон Р. Анатомия меланхолии. М.: Прогресс-традиция, 2005. 830 с.
 Скука и время | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 340.

Скука и время | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 340.

Полнотекстовая версия