Роль и значение образования в процессе профессионализации современных менеджеров (на примереРеспублики Бурятия) | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 340.

Роль и значение образования в процессе профессионализации современных менеджеров (на примереРеспублики Бурятия)

Статья посвящена изучению процесса профессионального развития современных менеджеров в условиях Республики Бурятия. Особое внимание уделяется анализу влияния образования на их профессиональную деятельность. Основные выводы базируются на проведенных автором в 2005-2008 гг. социологических исследованиях, посвященных изучению основных тенденций становления и развития социального слоя менеджеров Республики Бурятия, формированию их идентичности и профессионализации

The role and significance of education in the professionalisation process of modern managers.pdf Трансформация всего социально-экономическогональной подготовки менеджеров. Специальное управ-уклада российского общества обусловила, в первуюленческое образование легитимирует власть управлен-очередь, изменения сферы управления. Новая ситуацияцев на конкретном предприятии, помогает приобрете-продиктовала особые требования к управленческомунию относительных преимуществ относительно другихперсоналу. В результате их социальный статус и рольсоциальных групп, повышает общественное положениекардинальным образом изменились. Менеджеры обра-менеджеров [1].зовали отдельный социальный слой, который на дан-Основываясь на данных, полученных в ходе со-ном этапе трансформации социальной структуры рос-циологических исследований по выявлению и анализусийского общества активно развивается, приобретаетосновных тенденций формирования и функциониро-все большее значение и профессионализируется.вания социально-профессионального слоя менедже-В целом профессионализацию управления можноров в условиях урбанизированной среды Республикирассматривать в широком и узком смысле. В первомБурятия1, можно проследить, какое значение придает-случае это создание и развитие общественных институ-ся образованию представителями менеджмента Рес-тов, а также правил и норм, связанных с формировани-публики Бурятия.ем профессиональной структуры, с ростом общих тре-Наличие высшего образования является достаточнобований к специальности «менеджера». В узком смыс-важным фактором для представителей менеджмента.ле профессионализация означает формирование про-«Безусловно, образование имело очень большое значе-фессиональной группы менеджеров, а также профес-ние. То, что я учился в институте, - это не просто,сиональных позиций и ролей. Еще в более узком смыс-что я получил диплом. Важен был процесс учебы в вузе,ле, на индивидуальном уровне - это пригодность и го-в ходе которого у меня сформировалось определенноетовность человека к выполнению данной профессио-мировоззрение, т.е. на многие вещи ты уже смотришьнальной роли.по-другому» (мужчина, коммерческий директор торго-Таким образом, профессионализация слоя менедже-вой компании). Поэтому в целом образовательный уро-ров - это социальный процесс, обусловленный качест-вень региональных менеджеров достаточно высок -венными и количественными изменениями в содержа-89,3% менеджеров имеют высшее образование, из нихнии и характере управленческого труда. Данный про-3,3% обладают научной степенью, число которых вцесс сопровождается возникновением профессии «ме-основном составляют кандидаты экономических наук,неджер» и различных менеджерских специальностейчто совпадает с общероссийской ситуацией. В среднем(менеджер продаж, менеджер туризма, менеджер попо РФ 90% менеджеров имеют высшее образование.персоналу и т.д.), профессиональной культуры (тради-Следует отметить, что почти все сегодняшние руко-ции, форма одежды, язык, этикет), технологий включе-водители вне зависимости от профиля образования от-ния человека в профессиональную деятельность, ста-мечают престижность своей профессии. С целью выяв-новления и развития его как профессионала. Консти-ления престижности профессии менеджеров просилитуирование управленческой профессии и специально-оценить уровень престижности своей профессии постей обусловливается формированием системы квали-10-балльной шкале, где 0 - наименьшее значение, афикационных требований к менеджерам, социальных10 - наивысшее. Результаты представлены в табл. 1.гарантий и профессиональных ограничений. БольшуюКак видно, большинство менеджеров оценивают пре-роль в процессе профессионализации играют возник-стиж своей профессии на 7-8 баллов.новение и развитие деятельности профессиональныхЕсли рассматривать уровень образования в зависи-сообществ (Ассоциация менеджеров (АМР), Междуна-мости от гендерной принадлежности, то можно отме-родное сообщество менеджеров (E-xecutive) и пр.).тить, что соотношение уровня образования мужчин иИтак, управленческий труд становится профессио-женщин примерно одинаковое. Перекос в пользу муж-нальным, во-первых, в результате качественных изме-чин имеет место только среди менеджеров, имеющихнений трудовых функций, обусловленных потребно-научную степень. Однако профиль образования под-стями общества, а также окружающими условиями. Во-тверждает очевидную гипотезу, что среди мужчин-вторых, благодаря способности человека овладеватьменеджеров большинство имеют инженерно-такими знаниями, умениями, навыками, которые по-техническое образование (48,9% от числа опрошенныхзволят ему квалифицированно, профессионально вы-мужчин), а среди женщин более распространено эко-полнять трудовые функции. Здесь первостепенное зна-номическое образование (43,4% от числа опрошенных48чение приобретает формирование системы профессио-женщин) (табл. 2).Т а б л и ц а 1Распределение респондентов по профилю образования и оценке престижности профессии, % к каждой группе менеджеровс определенным профилем образованияПрофиль образованияПрестижность профессии менеджерИтого 12345678910 Инженерно-технический11581917201388100Экономический1017101221221313100Управленческий000417122521813100Технический (среднее специальное образование)0000330050017100Другой011613142023157100Распределение респондентов по профилю образования, % к количеству женщин и мужчинТ а б л и ц а 2Профиль образованияЖенщиныМужчиныИнженерно-технический2249Экономический4324Управленческий86Технический (среднее специальное образование)22Другой2618Итоговая сумма превышает 100%, т.к. некоторые респонденты имеют два образованияПреобладание технического образования характерноние в рыночном секторе экономики, нередко получив до-для представителей высшего менеджмента. Так, 40,6%полнительное экономическое образование. С другой сто-менеджеров окончили технические вузы. Только Восточ-роны, проявляется общероссийская тенденция - именноно-Сибирский государственный технологический универ-техническая интеллигенция, будучи самой активной и в тоситет (г. Улан-Удэ) окончили 34% менеджеров, имеющихже время образованной частью общества, стала основнымвысшее образование. Данное соотношение, с одной сторо-источником пополнения большинства первых российскихны, обусловливается резким сокращением производствен-менеджеров [2]. Так, доля менеджеров с техническим обра-ной сферы в 1990-е гг. и как следствие перепроизводствомзованием в среднем по России превышает аналогичнуюинженеров всех профилей, которые нашли себе примене-долю в Бурятии на 13,3% (табл. 3).Т а б л и ц а 3Сравнительное распределение респондентов по профилю высшего образования, % к общему количеству обследуемыхПрофиль образованияРеспублика БурятияРФ в целом [3]Инженерно-технический4154Гуманитарный1017Управленческий75Юридический42Сельскохозяйственный11Экономический25Нет данныхЕстественный2Нет данныхМедицинский3Нет данныхВоенный1Нет данныхКак показывает практика, техническое образование является хорошей базой для успешной управленческой деятельности. Оно закладывает иные принципы лидерст-ва, в том числе интеллектуального. Лидер-управленец такого рода должен уметь не просто создавать знания и перерабатывать их, но и стремиться донести их до других. При этом знания сами превращаются в очень важный продукт потребления. Очень мало выходцев из экономи-ческих вузов достигли значительных высот в бизнесе. Одной из главных причин являются устаревшие принци-пы обучения, поскольку они учили, что основные двига-тели экономики - это рациональное поведение и прибыль, где все ясно и правильно. По мнению профессора Выс-шей Школы Бизнеса МГУ О.С. Виханского, бизнес всегда неправилен, для него не годится логическое мышление, его основной принцип - делай по-другому, необходимы законы интеллектуальной организации. Пока коренным образом не изменится экономическое и управленческое образование, будущее и успех в бизнесе - за представите-лями естественно-научной среды. Добивается успеха тот, кто умеет решать задачи по принципу: пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что [4].Так, наличие специального образования у регио-нальных менеджеров не является обязательным атри-бутом успешной карьеры. Вся профессиональная дея-тельность строится на основе практического опыта и природного ума, поскольку законы рынка пока не дей-ствуют в полной мере. «Очень выручает природная смекалка и сообразительность». По мнению руково-дителей, специальное образование необходимо, прежде всего, для наемных работников, в то время как для соб-ственников предприятий решающее значение имеет близость к властным иерархиям. Обладание специаль-ным образованием в какой-то мере облегчает процесс вхождения новых членов в бизнес-сообщество, однако не является решающим моментом. Основной пробле-мой на данный момент является значительное расхож-дение между практикой управления и учебным процес-сом. Аналогичная ситуация наблюдается не только в регионе. Она крайне актуальна в общероссийском масштабе, а также мировом. Так, один из известных современных классиков менеджмента Г. Минцберг [5] констатирует, что сложившиеся к сегодняшнему вре-мени стиль управления и система подготовки менедже-49ров столкнулись с серьезными трудностями. По его мнению, не родилась еще та учебная аудитория, в ко-торой можно создать руководителя. Очень сложно учить менеджменту как профессии, поскольку нужно готовить менеджеров, глубоко вовлеченных в практику управления, а не профессионалов, оторванных от нее. Багаж полученных теоретических знаний часто совер-шенно не востребован на практике. «Специальное об-разование, конечно, необходимо, но реально в жизни мало что используется», - таково мнение действую-щих руководителей предприятий. Тем не менее они все чаще рассматривают получение специального образо-вания в качестве хорошего вложения средств, которое, возможно, понадобится им в будущем в случае смены деятельности.Только небольшая часть (6,8% от общего числа ме-неджеров) руководителей в Республике Бурятия имеет специальное управленческое образование. «Все успеш-ные бизнесмены в Республике - не экономисты по об-разованию. Это инженеры-строители, инженеры-механики, инженеры-автомобилисты и, самое инте-ресное, спортсмены, последние, думаю, добиваются успеха в силу своего закаленного характера и воли» (мужчина, руководитель строительного предприятия).Стремительно меняющиеся условия рынка вынуж-дают менеджеров своевременно реагировать, предуга-дывать возможные последствия, приспосабливаться и функционировать в новых реалиях. В связи с этим тре-бования к управленцу как профессионалу постоянно возрастают. Совершенствование собственного профес-сионализма становится неотъемлемой частью работы менеджера. Если ранее перед менеджером ставилась задача овладеть целым рядом организационных идей и технологий, чтобы успешно исполнять свои функцио-нальные обязанности, то сегодня наблюдается форми-рующийся процесс непрерывного управленческого об-разования, характерный для многих цивилизованных стран. В основе лежит идея о том, что менеджер - это, прежде всего, своеобразное, специфическое мировоз-зрение, базирующееся на фундаментальных разработ-ках многих наук. Постепенно получает распростране-ние новая для российской и региональной практики концепция профессионального развития менеджеров, основанная на приоритете постоянной практической подготовки и развития управленческих навыков.Так, только 5% региональных менеджеров не тре-буются новые знания. В основном современные ме-неджеры ощущают недостаток знаний в области тео-рии и практики управления (рис. 1). Таким образом, проявляется перекос технического и гуманитарного образования в качестве базового. Кроме того, неста-бильная ситуация в области законодательства и право-вого регулирования требует юридических знаний для грамотного ведения дел. Потребность менеджеров в знаниях в области права составляет 40%, а налогооб-ложения - 28%. В условиях быстрорастущей конку-ренции необходимы объективный анализ интересов и потребностей покупателей, изучение рынка, механизма сбыта товаров и услуг. По мере развития рыночных отношений увеличивается значение маркетинговых коммуникаций. Главным принципом маркетинга явля-ется формула - производить то, что действительно нужно потребителю, помочь ему осознать свои потреб-ности и сформировать спрос на изделия и услуги, кото-рые его удовлетворят в полной мере. В связи с этим ощутимо количество менеджеров, нуждающихся в зна-нии маркетинга и умении использовать его механизмы на практике (37,2%).Бух. учет и аудит0Иностр. языкИскусство делового общенияМаркетингНалогообложениеПравоПром. гражд. строительство 0Социология, психология и другие гуманит. наукиТеория и практика управленияТехнология производстваФинансы и кредитЭконом. теорияНет потребности51421242928263337404650Нет ответа20 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50Рис. 1. Необходимые менеджерам области знаний, % к общему количеству опрошенныхДо недавних пор менеджеры были лишены возмож-ности получать профессиональную управленческую подготовку из-за неразвитости российской системы биз-нес-образования. Однако и сегодня, как уже отмечалось, среди региональных менеджеров специальное образова-ние не пользуется особым спросом. В первую очередь это связано с отрывом от профессиональной деятельно-сти и полным погружением в учебный процесс, что трудновыполнимо в постоянно меняющихся социально-экономических условиях российской действительности. Кроме того, региональное образование пока не может претендовать на качественную подготовку управленцев, прежде всего, из-за низкого уровня профессиональной компетенции преподавательского состава, отсутствия у них практического опыта, несмотря на достаточно высо-кую теоретическую подготовку.«Более предпочтительны, как я уже говорил, имен-но альтернативные формы образования, т.е. прохож-дение специальных курсов, семинаров или других спе-циализированных форм подготовки, которые проводят различные фирмы. Например, фирма Майкрософт проводит курс обучения и сертификации сотрудников по продвижению ее товаров на рынок. Подобного рода курса могли бы представлять интерес» (мужчина, ру-ководитель фирмы по информационному обслужива-нию).Тем не менее необходимость бизнес-образования, специальной управленческой подготовки отмечают подавляющее большинство руководителей. «На дан-ный момент сфера моей профессиональной деятельно-сти больше юридическая, а у меня чисто экономиче-ское образование. Но необходимо отметить: то, что давали по менеджменту, помогает. Менеджмент же на стыке разных наук. Знания по менеджменту уни-версальны, позволяют наладить работу организации в любой сфере, если их грамотно применять» (мужчина, арбитражный управляющий).Дефицит необходимых знаний и теоретической подготовки главным образом компенсируется само-стоятельным обучением. При этом немаловажным ис-точником являются Интернет-ресурсы, включая регу-лярные рассылки по различным вопросам управления. Второй по значимости источник получения знаний -опыт, приобретаемый в процессе практической работы. Довольно популярным способом получения дополни-тельного образования являются краткосрочные бизнес-курсы, особенно распространенные среди менеджеров самой молодой группы (21-30 лет) - 48% от численно-сти группы. Стажировку за рубежом, как правило, до-вольно краткую, прошли всего 7% руководителей. Следует отметить, что возраст наибольшей части этой группы менеджеров (42%) приходится на 31-40 лет, поскольку именно это поколение менеджеров смогло воспользоваться преимуществами начавшейся в 1997 г. Федеральной Президентской программы по подготовке управленческих кадров, действовавшей в 76 регионах, которая предусматривала стажировку за рубежом и на ведущих российских предприятиях (рис. 2).«Моя учеба по Президентской программе стала по-воротной точкой в моей профессиональной деятельно-сти. После нее моя карьера пошла вверх» (мужчина, начальник отдела капитального строительства).Практический опытДистанционное образованиеСамообразованиеБизнес-курсыСтажировка за рубежомОпыт аналогичных п/пКонференции по обмену опытом с иногород. коллегамиВторое высшее образованиеПрезидентская программа повышения квалификацииНет ответа Никакие7 68 33 7 11111301020304050607080Рис. 2. Формы повышения квалификации, используемые менеджерами, % к общему количеству опрошенныхТаким образом, сегодня в Республике Бурятия до- организациях выполняют люди, не обладающие доста-вольно часто функции менеджеров в бизнес- точными знаниями в области управления. Основной51причиной низкого уровня профессионализации россий-сиональной мобильности и конкурентоспособности наских руководителей является отсутствие в регионе раз-рынке труда. Такая тенденция будет в значительной сте-витых формальных институтов собственности и управ-пени способствовать гомогенизации социально-профес-ления.сионального слоя менеджеров республики, посколькуНесмотря на то что специальное управленческое обра-именно в процессе получения образования происходитзование есть только у небольшой части представителейосознание единых групповых интересов и принадлежно-менеджмента Бурятии, можно отметить, что все большеести к особой профессиональной группе, а наличие обра-количество менеджеров начинают рассматривать этот типзования становится платформой для профессиональныхобразования как основную предпосылку высокой профес-объединений и сообществ.ПРИМЕЧАНИЯ1 Объектом исследования выступили менеджеры высшего звена урбанизированной среды Республики Бурятия, работающие в коммерческойсфере. Объем выборки первого исследования составил 365 человек (8% от генеральной совокупности), при формировании которойприменялась методика квотного отбора. В качестве квотных признаков были использованы организационно-правовая форма и отрасльэкономики, в которой функционирует руководимое предприятие. Исследование проводилось методом анкетного опроса в 2005-2006 гг.В ходе второго исследования использовался метод экспертного интервью. Было опрошено 20 топ-менеджеров предприятий в 2008 г. вследующих отраслях экономики: торговля, строительство, издательская деятельность, транспорт, управление, туризм. Интервью состояло изнескольких блоков, содержание которых таково:- понятие «успех», «успешность» применительно к карьере и руководимому предприятию;- деловая карьера (начало, основные этапы, поворотные точки, перспективы, ограничения);- образование (значение, влияние, необходимость для развития карьеры);- профессиональная идентичность (принадлежность к социально-профессиональной группе, осознание, характер взаимоотношений с ее пред-ставителями);- специфика управления (мужские и женские; региональные и национальные особенности).

Ключевые слова

business education, professionalisation, educational level of managers, бизнес-образование, профессионализация, образовательный уровень менеджеров

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Бюраева Юлия ГригорьевнаОтдел региональных экономических исследований Бурятского научного центра СО РАН (г. Улан-Удэ)кандидат социологических наукjulbur@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

<http://www.rsci.ru/rt/?action=more&id=28>
Минцберг Г. Требуются управленцы, а не выпускники МВА. Жесткий взгляд на мягкую политику управления и систему подготовки менеджеров. М.: Олимп-Бизнес, 2008. 544 с.
Элитный управленец для науки и бизнеса: кто он? URL: www.rsci.ru/rt/?action=more&id=28
Матвеев А. Кто управляет российскими компаниями. URL: www.arm.ru <http://www.arm.ru>
<http://www.elitarium.ru/2007/02/26/rossijjskie_menedzhery.html>
Абрамов Р.Н. Российские менеджеры: социологический взгляд со стороны. URL: www.elitarium.ru/2007/02/26/rossijjskie_menedzhery.html
Абрамов Р.Н. Российские менеджеры: социологический анализ становления профессии. М.: Комкнига, 2005.
 Роль и значение образования в процессе профессионализации современных менеджеров (на примереРеспублики Бурятия) | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 340.

Роль и значение образования в процессе профессионализации современных менеджеров (на примереРеспублики Бурятия) | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 340.

Полнотекстовая версия