Женщины-композиторы XVII в. | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 340.

Женщины-композиторы XVII в.

Статья посвящена обзору женского композиторского творчества в европейской музыкальной культуре XVII в. В центре внимания - неизвестные зарубежные женщины-композиторы. Автор ставит перед собой задачи рассмотрения некоторых подробностей биографий женщин-творцов, а также частичного воссоздания картины социального положения сочинительниц данного исторического периода. Женщины-композиторы принимали активное участие в культурной жизни Европы XVII в., и их роль в становлении профессионального музыкального искусства весьма значительна

Women-composers of the 17 century.pdf Еще не так давно предположение о музыкально-го творчества произошли именно там. Судя по имеющим-творческой деятельности женщин XVII в. могло пока-ся у нас сведениям, известно примерно 25 итальянскихзаться неправдоподобным. Долгое время считалось,авторов, а именно: Мария Виттория Анжелини, Каттери-что в то время не существовало женщин-авторов. Та-на Ассандра, Роза Джиасинта Бадалла, Антония Бембо,кое ошибочное представление было связано с нехват-Орсола Бертолайо-Кавалетти, Франческа Каччини, Кор-кой биографических фактов и конкретных документи-нелия Калегари, Франческа Кампана, Изабелла ди Коллерованных примеров: многие произведения женщин-Цервони, Циара Маргарита Козолани, Диасинта Феделе,композиторов XVII в. существовали в виде автографовАнтониа Ла Греца, Изабелла Леонарда Новарская, сестраи изданий в одном экземпляре, поэтому разыскать иБьянка Мария Меда, Ангиола Тереза Муратори Сканна-систематизировать их теперь очень трудно. Неудиви-беши, Мария Франческа Насцимбени, Мария Савериятельно, что история женского композиторского творче-Перусона, Мариетта Приоли Морисина, Люция Квинциа-ства XVII в. является одной из малоизученных проблемни, Клаудиа Франческа Руска, Беатриче дел Сера, Барбарав отечественном музыковедении.Строцци, Мария Виргиния Суадра, Антония Таррони иВ то же время исследования зарубежных учёныхЛукреция Орсина Визана [1].свидетельствуют о музыкально-творческой активностиДругие страны, по имеющимся сведениям, значи-женщин-просвещённых аристократов и появлении пер-тельно уступают Италии по числу сочиняющих дам.вых профессиональных женщин-композиторов. СредиПомимо перечисленных итальянок можно назвать ещеисследований, послуживших источниками информациитолько 17 женщин-композиторов, среди которых четы-для данной статьи, призванной восполнить имеющийсяре композитора из Австрии - Юдит Бахманн, Марияпробел в литературе на русском языке, - работы зару-Анна Магдалена фон Бибер, Констанция Австрийская,бежных авторов: Евы Вайсвайлер, Кэрол Нилз-Бэйтс,Марианна Рашенау; пять сочинительниц из Германии -Аарона Коэна, Франца Штигера, Сюзанны Цузик и др.Доротея, принцесса Анхальтская, София Элизабет фонС помощью изложенных в этих источниках фактов мыБрауншвейг, Амалия Катария фон Эрпах, Юстина Зие-можем дать характеристику типов творческой деятель-ферт, Королева Пруссии София Шарлотта; две фран-ности сочинительниц, познакомиться с некоторымицуженки - Жаке де ла Герр и мадемуазель Коснард; двеподробностями биографий женщин-творцов XVII в., анидерландки - Джоанна ван Гиертсон и Анна Овенатакже частично воссоздать картину социального поло-Хойер; две англичанки - леди Мари Деринг и Марижения сочинительниц данного исторического периода.Маклеод. Также есть единичные примеры: в НорвегииТаким образом, в настоящей статье делается перваямузыку сочиняла Дороте Энгельбретсдаттер, в Мона-попытка охвата женского творчества в данный период,ко - Маргарита да Монако [1].призванная восполнить имеющийся пробел в литерату-К наиболее видным композиторам можно отнестире на русском языке. При этом для автора важен исто-Франческу Каччини, Изабеллу Леонарду Новарскую,рико-социальный аспект проблемы.Барбару Строцци, Жаке де ла Герр.Сочинительницы XVI в. (особенно итальянки) - авто-В основном сочинительницы XVII в. принадлежалиры светской и духовной музыки - дали мощный толчок кк типу композиторов-просвещённых дилетантов ираспространению феномена женской музыки в европей-имели разное социальное происхождение. Среди сочи-ской культуре. Несмотря на то что XVII столетие не при-нительниц, имевших высокое происхождение, - коро-несло резкого увеличения крупных женских композитор-лева Польши Констанция Австрийская, немецкаяских фигур, этот период также интересен важными собы-принцесса Дороти Анхальт, немецкая герцогиня Софитиями в истории женского музыкального творчества, со-Элизабет фон Брауншвейг, итальянка, герцогинябытиями, обусловившими развитие женского компози-Амалдоши и маркиза Пескарская Виттория Колонна иторского творчества в последующие столетия.др. [1. С. 108, 14, 72].В данный период Италия занимала лидирующие по-Также среди них появлялось всё больше женщин иззиции по количеству женщин-композиторов, и неуди-небогатых, незнатных семей. Например, Изабелла Лео-66вительно, что важные события в истории композиторско-нарда Новарская происходила из семьи младшегофранцисканского дворянства [2. С. 69]. Мануэла де Эскамила была дочерью Антонио Эскамила, автора театральных пьес [1. С. 148]. Отец Барбары Строцци также был известным поэтом и литератором [3. С. 60].В большинстве случаев основной моделью дости-жения социального статуса композитора женщиной в XVII в. была семейная музыкально-творческая дина-стия. Так, отец Франчески и Сеттимии Каччини был тоже композитором. У Леоноры Барони, Катерины Виллаерт также были музыканты в семье [4. С. 131]. Как правило, родственники сочиняющих женщин по-нимали всю ценность их музыкального творчества, всячески способствовали их композиторской карьере и оказывали им материальную и моральную поддержку. Например, родственник Жаке де ла Герр, Рене Трепань очень много сделал для становления ла Герр как ком-позитора [5. С. 16-17].Помимо помощи семьи, женщины-композиторы в XVII в. часто получали помощь от меценатствующих аристократов-покровителей. Меценаты помогали полу-чить хорошее образование музыкально одарённым де-вушкам при дворе, организовывали исполнение их произведений, а также заботились о материальном бла-гополучии своих протеже. К примеру, Великая Герцо-гиня Тосканская Кристина де Лорейн сыграла важную роль в карьере композитора Франчески Каччини [6. С. 48-49]. Людовик XIV оказал помощь итальянскому композитору Антонии Бембо, эмигрировавшей во Францию [7. С. 106-107].В знак благодарности сочинительницы посвящали своим покровителям музыкальные произведения. К примеру, Франческа Каччини посвятила сборник мад-ригалов кардиналу Карлу Медичи, Марсина Мариетта Приоли посвящала свои произведения вдовствующей императрице Элеоноре, Антония Бембо - Людовику XIV и его родственникам, множество сочинений Бар-бары Строцци также имеют посвящения.Сочинительницы XVII в. овладевали композиторским мастерством в основном во время частных занятий с при-знанными музыкантами-педагогами. Иногда в качестве учителей выступали родители одарённых девочек.Ещё одной возможностью получения музыкального образования была учёба при монастыре или в мона-стыре, поскольку церковное музыкальное искусство отличалось высоким профессиональным уровнем. На-пример, в то время в Венеции существовали 4 мило-сердные благотворительные учреждения, в которых девочки-сироты получали музыкальное образование: Pieta, Incurabili, Derelitti и Mendicanti. Из большого ко-личества учащихся, попавших в Ospedale dei Mendicanti и ставших известными композиторами того времени, можно назвать имена Терезы Орзини и Лавинии Фуд-житты [8. С. 515].Безусловно, творческая деятельность большинства женщин-композиторов отличалась от творческой дея-тельности коллег-мужчин. В основном женщины не допускались к должности придворного композитора, предполагающей выполнение целого комплекса обя-занностей при дворе. Также дамы не были допущены к должности церковного композитора, которая в пред-ставлении общества того времени считалась исконно мужской. Женщины участвовали в концертах люби-тельского музицирования, изредка выступали в соль-ных концертах, исполняя свои сочинения; также жен-ская музыка звучала при дворе. Сочиняющей женщине в XVII в. было сложно зарабатывать на жизнь компо-зицией, в то время как мужчины делали это более ус-пешно, пусть даже в совокупности с исполнительством и педагогикой, будучи музыкантом-универсалом.Тип композитор-исполнитель - самый распростра-нённый тип музыкальной деятельности сочиняющих женщин в XVII в. Даже Франческа Каччини, признан-ный автор опер, была не только оперным композито-ром, но и известной певицей. Жаке де ла Герр была к тому же выдающейся клавесинисткой. Барбара Строц-ци имела популярность как певица. Все эти дамы дава-ли сольные концерты и участвовали в других выступ-лениях в качестве исполнительниц.Творческая судьба итальянки Барбары Строцци -яркий пример развития в XVII в. профессионального типа - композитор-исполнитель. Более ста публикаций её музыкальных сочинений позволяют судить о ней как об одном из самых плодовитых композиторов того времени наряду с такими известными коллегами-мужчинами, как Луиджи Росси, Джакоммо Каризими и Антонио Чести. Стоит особо заметить, что музыка этих знаменитых композиторов дошла до наших дней в ос-новном в рукописном виде, а все известные сочинения Строцци были опубликованы.Барбара Строцци родилась в Венеции в 1619 г., а умерла в Падуе в 1677 г. Она была дочерью писателя Джулио Строцци и его служанки Изабеллы Гарцони. Благодаря своему отцу - крупному либреттисту и деяте-лю культуры - Барбара имела возможность познако-миться с выдающимися фигурами венецианской куль-турной жизни, а один из друзей Джулио, Джованни Паоло Видмани, стал мужем сочинительницы [6. С. 60].Отец, по-видимому, принимал активное участие в организации около десяти публикаций её сочинений, которые появлялись регулярно и в больших количест-вах. Без его материальной поддержки и связей вряд ли музыка Барбары была опубликована. Благодаря выходу в свет её печатных сборников Барбара Строцци полу-чила композиторскую известность, а также благодаря продажам и посвящениям этих сборников улучшила своё материальное положение.Примечательно, что все напечатанные сборники Строцци имели посвящения видным аристократам-покровителям, по большей части иностранцам. Среди них были Витториа де ла Ровиа, император Фердинанд III Австрийский, Франческо Караффа, принц Бельведер-ский, Анна де Медичи, эрцгерцогиня Австрийская, Со-фия, герцогиня Бруншвинская и Люнеберская [6. С. 61].Вероятно, профессиональная певческая деятель-ность определяла жанровую сторону её композитор-ского творчества. Об этом свидетельствует то, что большинство произведений композитора было написа-но для сопрано соло, как и импровизационные разделы в сочинениях и многочисленные указания на выступ-ления для трели, динамики и темпа. Возможно, музыка сочинялась для её собственных выступлений [6. С. 62].Строцци примечательна тем, что была одной из не-многих женщин среди композиторов арий и кантат данного периода в Италии и первой женщиной, сде-67лавшей карьеру профессионального композитора за пределами двора, которая получила значительное об-щественное признание [4. С. 118].В целом XVII в. интересен появлением на фоне со-чинительниц-дилетантов из среды просвещённых ари-стократов фигур первых профессиональных компози-торов, таких как, например, Антония Бембо и Франче-ска Каччини. С именем Каччини связано возникнове-ние новой сочинительской ипостаси для женщины -амплуа «придворный композитор», что было крайне нетипично не только для предшественниц Каччини, но также и для её современниц и женщин-композиторов более поздних эпох.Как придворный композитор Флорентийского двора Франческа Каччини осуществляла свою творческую деятельность в соответствии с условиями придворной музыкальной жизни и порой была несвободна в вопро-сах выбора жанров, тем для своего композиторского творчества. В то же время её статус придворного ком-позитора дал Каччини такие привилегии, как большую известность, почитание, общение в высших аристокра-тических кругах, материальное благополучие и благо-приятные возможности для творческой реализации, потому что в распоряжении придворного композитора были лучшие исполнительские коллективы, оркестры и концертные площадки.В силу условий придворной музыкальной жизни Франческа Каччини обращается в своём творчестве к крупным музыкально-сценическим жанрам. Её опера «Освобождение Руджерро с острова Альцины», по-ставленная в 1625 г. во Флоренции, представляет собой одно из первых, значительных достижений женщин-композиторов в области музыкального театра [7. С. 71-73]. Это не единственная опера Франчески Каччини -композитор является автором примерно 15 театраль-ных произведений [6. С. 48]. Оперные сочинения Кач-чини часто были приурочены к важным событиям жиз-ни двора - помолвкам, свадьбам, торжественным приёмам. Придворный композитор должен был успеть сочинить оперу к назначенному сроку, что требовало от него высокого профессионализма. Судя по всему, Франческа Каччини обладала этим качеством.Помимо Каччини к музыкально-театральным жан-рам обращались и другие сочинительницы XVII в. В 1685 г. состоялось исполнение неизвестной нам оперы Жаке де ла Герр, а в 1694-м - премьера её музыкальной трагедии «Кефал и Прокрида» [5. С. 17].Королева Пруссии София Шарлотта (1668-1705) также вошла в историю как автор двух опер. Информа-ции об этой сочинительнице очень мало. Известно лишь, что 6 июля 1700 г. во дворце Литценбург в Шар-лоттенбурге состоялась премьера её оперы «Ати», на-писанной на либретто Аббе Мауро совместно с Атти-лио Ариости. Спустя два года, 12 августа 1702 г. там же была поставлена другая её опера «Торжество Пар-наса» («Театральный фестиваль») [9. С. 276]. В 1697 г. Марианна Рашенау сочинила музыку к комедии «Il consiglio di Pallade» [10. С. 68].Женщины-авторы прославились в XVII в. не только своими оперными сочинениями, но также достижения-ми в других жанрах музыкального искусства. В 1618 г. в Италии вышел в свет сборник погребальных песен68Франчески Каччини, который является одним из круп-ных собраний погребальных песен в Италии того вре-мени, а также одним из первых сборников сочинений одного композитора [4. С. 118]. Творчество Жаке де ла Герр связано с обновлением национальной музыкаль-ной традиции, в частности она сыграла видную роль в становлении французской инструментальной сонаты [10. С. 80]. Барбара Строцци благодаря своим успеш-ным композиторским опытам в области вокальных жанров вошла в историографию кантаты [6. С. 62].Женщины-композиторы XVII в. проявили себя в самых разнообразных музыкальных жанрах. Женщины сочиняли арии, кантаты, инструментальные сонаты, мессы, мотеты, духовные концерты, оперы, балеты, музыкальные драмы, мадригалы, хоры, серьезные и застольные песни. Овладение многообразными музы-кальными жанрами свидетельствует о росте компози-торского мастерства, профессионализме сочиняющих дам, освоении ими различных областей музыкального искусства и более уверенном вхождении в композитор-скую профессию.Значительными достижениями отмечено и творче-ство женщин - композиторов-клириков XVII в. В ис-тории сохранились многочисленные, исчисляемые сотнями произведения церковных сочинительниц, т.к. многие монахини имели возможность публиковать свои музыкальные опусы. В частности, церковные сочинительницы разрабатывали в своём творчестве жанр духовного концерта: известны концерты Клау-дии Франчески Руски и Клары Марии Козолани [4. С. 118].Примечательно, что клирики-композиторы внесли вклад в развитие светского музыкального искусства XVII в. К 1693 г. относится первая публикация инстру-ментальных сонат, сочинённых женщиной-клириком. Ею была монахиня Изабелла Леонарда Новарская [4. С. 119]. Духовные произведения норвежского компози-тора-клирика Дороти Ингелбретсдаттер использова-лись для наиболее важных религиозных праздников [1. С. 147]. Известно, что при дворах исполнялась музыка не только светских композиторов, но и сановных особ. Упомянутая Марианна Рашенау, имевшая монашеский сан, писала музыку для венского двора [1. С. 379].Немало женщин-композиторов той эпохи получали высокую оценку современников и таким образом были «приняты» в профессиональное композиторское сооб-щество. Признание женского композиторского творче-ства было связано с успешными публичными исполне-ниями их произведений (например, опер Франчески Каччини, Жаке де ла Герр), участием женщин - компо-зиторов-исполнителей в сольных концертах, в которых они сами исполняли свою музыку (например, выступ-ления Барбары Строцци), а также публикациями жен-ских сочинений.После выхода в свет в 1708 г. духовных кантат Жа-ке де ла Герр в двух крупнейших газет Франции того времени - «Газеты ученых» под редакцией аббата Биньона и «Газеты Треву», выпускавшейся орденом иезуитов, - были напечатаны восторженные отзывы по этому поводу [5. С. 17]. Некоторым наиболее извест-ным женщинам-композиторам посвящали статьи, о них писали как о выдающихся людях своего времени.Примечательно, что популярность некоторых сочи-Таким образом, очевидно, что женская музыканительниц уже не ограничивалась узким пространст-занимала достойное место как в практиках светско-вом своего города или двора - женщины-композиторыго, так и церковного искусства XVII в., что связано сначинают путешествовать с концертными программа-изменениями в отношении общества (точнее, неко-ми. Например, Франческа Каччини благодаря своимторых его слоев - духовенства и просвещенных ари-гастрольным поездкам была широко известна во мно-стократов) к фигурам женщин-творцов, признаниемгих странах Европы [6. С. 49]. Конечно, в первую оче-возможности музыкально-творческой реализацииредь, они получали признание как исполнительницы, адам не только высокого происхождения, но и менеезаодно - и как авторы музыки.знатных. Сочинительницы принимали активное уча-Издатели разных стран в XVII в. выпустили в светстие в культурной жизни эпохи, и их роль в станов-немалое количество сочинений женщин-композиторов.лении профессионального музыкального искусстваК примеру, Баллард и Трепань издавали произведениявесьма значительна. Кроме того, композиторскаяЖаке де ла Герр; известно около сотни изданных сочи-деятельность женщин того времени послужила ук-нений Барбары Строцци; публиковались сочиненияреплению феномена женской музыки в европейскойЧиоры Маргариты Козолани; Бенедетто, Берг, Лаперцкультурной традиции и появлению новых имён впечатали опусы Ассандры Катерины; были изданыпоследующие столетия. Эти обстоятельства откры-произведения Дороти Енгельбретсдаттер [1. С. 259,вают новые горизонты исследований перед истори-447, 174, 20, 147].ками зарубежной музыки.ЛИТЕРАТУРА

Ключевые слова

сourt composer, composer-perfomer, composer - enlightened amateur, women-composers, придворный композитор, композитор-исполнитель, композитор - просвещённый дилетант, женщины-композиторы

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
ИВАНОВА Светлана ВячеславовнаАкадемический музыкальный колледж при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковскогокандидат искусствоведенияsvetlaiva@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Stieger F. Opernlexikon. T. 4. Nachtrӓge. Bd. 1. Verlegt bei Hans Schneider: Tutzing, 1982. 382 s.
Erickson S. Elisabeth-Claude Jacguet de la Guerre (1665-1729) // New Historical Anthology of Music by Women / Ed. by James R. Briscoe. Indiana University Press, Bloomington and Indianapolis. 2004 by James R. Briscoe. Р. 80-82.
Howard P. (Recensio) // Musical Times. 1993. № 1807. P. 515.
Weissweiler E. Komponistinnen aus 500 Jahren. Eine Kultur und Wirkungsgeschichte in Biographien und Werkbeispielen. Fischer Taschenbuch Verlag, 1981. 402 s.
Cusick S. Francesca Caccini (1587-after 1641) // New Historical Anthology of Music by Women / Ed. by James R. Briscoe. Indiana University Press, Bloomington and Indianapolis. 2004 by James R. Briscoe. Р. 48-51.
Колтакова Т. «Дамская музыка» при французском дворе // Старинная музыка. 2003. № 3. С. 15-18.
Women in Music: An Anthology of Source Readings from the Middle Ages to the Present / Ed. by C. Neuls-Bates. Boston, 1996. 400 р.
Rosand E. Barbara Strozzi (1619-1677) // New Historical Anthology of Music by Women / Ed. by James R. Briscoe. Indiana University Press, Bloomington and Indianapolis. 2004 by James R. Briscoe. P. 60-62.
Jackson B.G. Isabella Leonarda (1620-1704) // New Historical Anthology of Music by Women / Ed. by James R. Briscoe. Indiana University Press, Bloomington and Indianapolis. 2004 by James R. Briscoe. P. 69-70.
Cohen A.I. International Encyclopedia of Women Composers. New York, 1987. 561 р.
 Женщины-композиторы XVII в. | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 340.

Женщины-композиторы XVII в. | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 340.

Полнотекстовая версия