Художественное своеобразие музыкальных писем В.С. Калинникова | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 340.

Художественное своеобразие музыкальных писем В.С. Калинникова

Шестнадцать музыкальных писем В.С. Калинникова (1866-1900) - уникальное явление не только в творческом наследии композитора, но и в истории музыкальной культуры. Их своеобразие определяется особенностями жанрового синтеза эпистолярной формы и вокальной миниатюры. Художественная специфика музыкальных писем анализируется в контексте взаимосвязи индивидуально стилевых и культурно-исторических параметров

Artistic specificity of V. Kalinnikov's musical letters.pdf В творческом наследии Василия Сергеевича Калин-К.С. Станиславскому от С.В. Рахманинова», представ-никова (1866-1900) особое место занимают его 16 му-ляющее собой поздравление с 10-летним юбилеем Мо-зыкальных писем. Их своеобразие определяется жан-сковского художественного театра (1908 г.); Музы-ровой неоднозначностью данных сочинений, что вы-кальное письмо А.Т. Гречанинова В.С. Калинникову отдвигает аналитическую дилемму - рассматривать му-7 ноября 1899 г. - ответ на аналогичное музыкальноезыкальные послания1 композитора как специфическуюпослание Калинникова от 31 октября 1899 г.; Музы-форму его эпистолярного наследия или как особуюкальное приветствие М.П. Мусоргского художникуразновидность вокального жанра. Думается, что в раз-И.Ф. Горбунову по случаю его юбилея от 16 ноябрярешении данного вопроса правомерен дифференци-1880 г.рующий подход, разграничивающий две сферы дея-Таким образом, 16 музыкальных писем Василия Ка-тельности композитора - эпистолярий и собственнолинникова являются единственным в истории музыкихудожественное творчество.примером достаточно продолжительного и системногоВ таком ракурсе представляется возможным про-обращения к форме музыкального послания, образуявести подробный, даже скрупулезный анализ музы-своего рода «цикл в цикле» (музыкальный цикл внутрикальных писем в каждом направлении, выявляя от-объемного собственно эпистолярного цикла, вклю-дельные элементы как личностно-автобиографическогочающего около четырех сотен опубликованных посла-характера, что обычно предполагает жанр письма, так иний, и эпистолярный цикл внутри немногочисленногонюансы музыкальной стилистики вплоть до выявленияцикла вокальных миниатюр, насчитывающего чутьноваторства этих сочинений в контексте эволюции ху-больше десятка романсов)2.дожественного метода Калинникова.Во-вторых, следует отметить дискуссионность ис-Однако в рамках данной статьи представляется бо-пользования самого термина «эпистолярный жанр»,лее продуктивным синтетический подход, объединяю-«жанр письма». Некоторые ученые возражают противщий эпистолярную и собственно музыкальную сферувыделения эпистолярного жанра как самостоятельного.творчества композитора. Такой ракурс, возможно, неНапример, С.С. Аверинцев считал, что письмом можетпретендуя на подробный анализ собственно стилисти-быть «текст, характеризующийся содержательными ических деталей музыкального эпистолярия Калиннико-формальными приметами любого литературного жан-ва, дает возможность выявить более общие, культурно-ра» [1. С. 199].исторические и интертекстуальные элементы, раскры-Современная текстология рассматривает письмо каквающие художественную специфику данной группы«тип текста, отличающийся завершенностью, котораяпроизведений как с точки зрения развития музыкально-проявляется в наличии абсолютно клишированногого мышления самого композитора, так и в контекстеконца, литературно обработанный, обладающий таки-характерных тенденций отечественной культуры концами категориальными признаками, как информатив-XIX - начала XX в.ность, локально-темпоральная отнесенность, целост-В связи с этим едва ли не главный вопрос - жанро-ность имеющий ярко выраженную прагматиче-вая специфика музыкальных писем Калинникова. Ка-скую ориентированность на достижение перлокутивно-залось бы, внешне она определяется синтезом особен-го эффекта в виде ответного письма и/или действия.ностей жанра письма (эпистолы) и жанра вокальнойЭпистолярный текст, являясь компонентом комму-миниатюры. Однако, при видимой определенностиникативного акта, может быть рассмотрен в связи сданного утверждения, оно требует не просто расшиф-параметрами акта коммуникации: вид отправителя (ад-ровки, но и значительных аналитических процедур,ресант), вид получателя (адресат), тип контакта, темапоскольку в каждой заявленной жанровой позиции во-текста, отношение к контексту, функции. В письме какпрос дискуссионен.отправитель, так и получатель - конкретный индивиду-Во-первых, отсутствует дефиниция «музыкальноеальный субъект. Акт коммуникации осуществляется вписьмо», «музыкальная эпистола», в отличие от другихусловиях личного дистанцированного контакта. Темавокальных миниатюр (романса, баркаролы, баллады итекста определяется отнесенностью к определенномудр.), о чем свидетельствуют соответствующие страни-адресу и типом письма. Личная жизнь человека какцы музыкальных энциклопедий и справочников. При-сложное многогранное понятие, межличностные отно-чина видится в немногочисленности музыкальногошения адресанта и адресата служат тем контекстом, сэпистолярия как такового.которым соотнесен эпистолярный текст» [2. С. 19].Известны единичные примеры обращения к подоб-В обосновании жанровой дефиниции эпистолярия вной форме музыкального высказывания у некоторыхцелом, музыкального письма в частности определяю-других русских композиторов. Среди них: «Письмощую роль играет концепция М.М. Бахтина. Рассматри-87вая письмо в ряду разнообразных речевых жанров (устных и письменных), он подчеркивал его двойст-венность - одновременную жанровую «первичность» письма как полулитературного письменного жанра бы-тового общения и его «вторичность» в составе художе-ственного произведения.В первом измерении письмо есть явление частной жизни наряду с другими «формами приватного сооб-щения и самораскрытия, которые вырабатываются в самой приватной жизни и быту» [3. С. 161] - автобио-графией, дневником, исповедью. Отсюда оно проникло в литературу, породив разнообразные художественные формы - от «открытых писем» античной эпистолярной публицистики до включения писем во внутренний мир современного романа («Жизнь и судьба» В. Гроссмана, «Ф.М.» Б. Акунина).Как и для любого художественного жанра, опреде-ление специфики письма возможно на основе выделе-ния содержательных и формальных компонентов. К последним относятся композиционная структура и эпистолярный этикет (дата, обращение адресанта к ад-ресату в начале и конце письма, подпись автора и т.д.). Содержательные особенности письма обусловлены его функциональной реализацией. Любое послание выпол-няет две функции - информативную (отбор материала) и коммуникативную (соотнесенность материала с лич-ностью адресата). Если формальные признаки письма носят стереотипизированный характер, сказывающийся в трехчастной композиции (зачин - обращение и/или приветствие, информационная часть и концовка) и на-боре этикетных выражений и словесных конструкций, то содержательные атрибуты всегда индивидуальны, обусловлены личностно-ситуативными факторами.В определении содержательных основ эпистолярного жанра основополагающее значение имеет разработанная М.М. Бахтиным концепция адресата речи (Другого, по терминологии ученого), базирующаяся на идее диалога как основы межличностного общения. «Говоря, я всегда учитываю апперцептивный фон восприятия моей речи адресатом: насколько он осведомлен в ситуации, обладает ли он специальными знаниями данной культурной облас-ти общения, его взгляды и убеждения, его предубеждения (с нашей точки зрения), его симпатии и антипатии - ведь все это будет определять активное ответное понимание им моего высказывания. Этот учет определит и выбор жанра высказывания, и выбор композиционных приемов, и, наконец, выбор языковых средств, то есть стиль выска-зывания» [4. С. 201].Коммуникативная двусторонность письменного со-общения отмечалась еще в русских учебных руково-дствах риторики и поэтики начала XIX в. Так, Н.И. Греч определял письмо как промежуточный вид между монологом и диалогом, как «разговоры или бе-седы с отсутствующим, … заступают место изустного разговора, но заключают себе речи одного лица» [5. С. 52].Все это позволяет выделить два существенных ком-понента, необходимых для выявления содержательного слоя всякого письменного послания, - личностный, эксплицирующийся для адресанта в автобиографиче-ский и/или исповедальный, и диалоговый, имеющий в основании понимание позиции адресата как другого.88В музыкальных письмах В.С. Калинникова они выяв-ляются достаточно определенно.В.В. Стасов заметил: «Каждое письмо есть порт-рет». В отсутствии автобиографии и дневников Вас.С. Калинникова3 письма становятся едва ли не ос-новным документом, характеризующим личность ком-позитора. Значение его эпистолярного наследия можно определить так же, как это сделал Б.Л. Модзалевский применительно к письмам А.С. Пушкина: «Общий тон частных писем лучше, чем какой-либо другой матери-ал, дает нам возможность составить о писателе, кото-рого мы не знаем лично, определенное и ясное пред-ставление, ощутить самую сущность его личности, по-нять его психологический, внутренний мир, его миро-созерцание и душевное настроение, выйти с ним как бы в непосредственное, интимное общение; в самом слоге писем, в манере изложения, в его тоне он весь как на ладони» [6. С. IV].Склонность к эпистолярному жанру Василий Сер-геевич Калинников испытывал на протяжении всей своей сознательной жизни. Восемнадцатилетним юно-шей он попал из российской глубинки в столицу, где весьма стесненные материальные условия и непривыч-ная обстановка заставили его искать моральной под-держки у близких людей, оставшихся в родном Орле. Переписка с отцом, Сергеем Федоровичем Калиннико-вым, и Наталией Семеновной Ливановой, матерью бу-дущей жены Софьи Николаевны [7. Т. 1], становится не просто источником сведений о его биографии периода обучения в Москве, но и раскрывает процесс становле-ния его художественно-эстетических взглядов и твор-ческих принципов.В полной мере композиторское credo Василия Ка-линникова, помимо его музыки, выявляется в письмах к коллегам - музыкантам, учителям, друзьям, от кото-рых он был оторван в последний, «ялтинский» период жизни [7. Т. 2]. И хотя сохранились далеко не все письма будущего композитора, о его пристрастии к эпистолярному жанру свидетельствует как интенсив-ность самой переписки, так и серьезность отношения к ней4. Музыкальные послания, рожденные в синтезе изначально свойственной натуре Калинникова общи-тельности и потребности творческой самореализации, становятся своеобразными жемчужинами его насле-дия - и эпистолярного, и композиторского.История написания музыкальных писем Калинни-кова тесно связана с фактами его биографии. Все они датируются 1892-1900 гг., относятся к ялтинскому пе-риоду жизни, за исключением первых двух, написан-ных еще в Москве на рубеже 1892-1893 гг. После окончания в 1892 г. Музыкально-драматического учи-лища при Московском филармоническом обществе свободный художник В.С. Калинников намеревался работать в Москве (был составлен контракт в Итальян-ской опере на сезон 1893-1894 гг.). Однако прогресси-ровавший туберкулез требовал серьезного климатиче-ского лечения, и осенью 1893 г. композитор с женой переезжает в Крым, как оказалось, навсегда.В несколько последних лет (1893-1900) короткой жизни В.С. Калинникова оказались спрессованы и по-степенная творческая эволюция, и расцвет, и трагиче-ский исход. Это время восхождения Калинникова квершинам славы не только отечественной, но и миро-вой; путь тернистый, неоднозначный, не всеми при-знанный.С другой стороны, это период борьбы - борьбы за жизнь свою, в ее физическом смысле, и своей музыки; битва с болезнью, нуждой и теми препятствиями, кото-рые вставали на пути его произведений. Одно за дру-гим появляются оркестровые произведения - Первая и Вторая симфонии (1895, 1897), симфоническая картина «Кедр и пальма» (1898), оркестровые номера к траге-дии А.К. Толстого «Царь Борис» (1898). Одновременно композитор обращается и к другим жанрам - пишет романсы, хоры, фортепианные пьесы. По заказу С.И. Мамонтова он принимается за сочинение оперы «В 1812 году» и завершает Пролог к ней (1899).Оторванный от столичной музыкальной жизни, Ка-линников ведет активную переписку с друзьями, кол-легами: сообщает о событиях своей жизни, ходе лече-ния, делится творческими планами и сообщает о ходе их реализации. В этом заочном общении с профессио-нальными музыкантами и возникают его музыкальные письма.Музыкальными адресатами композитора были наи-более близкие ему люди, дружба с которыми прошла испытание временем. С.Н. Кругликов, В.А. Федоров, А.И. Андреев, И.В. Липаев, И.С. Тезавровский - все они сыграли свою роль в судьбе Калинникова, с каждым сложились определенные отношения, что отражалось и в общей переписке, и в музыкальных посланиях. Но зна-чение последних заключается в том, что в них автор «не только констатирует некоторые факты жизни, но и встраивает их в более широкие личные, интерактивные и социальные контакты» [8. С. 4].Во всем эпистолярном наследии Калинникова ко-личественно преобладают письма, адресованные Семе-ну Николаевичу Кругликову (опубликовано 118 писем, из них 4 музыкальных). В личной и творческой судьбе композитора этот разносторонне образованный музы-кант сыграл особую роль.Под руководством Кругликова В.С. Калинников не только прошел полный теоретический и практический курс гармонии в Училище, но и приобщился к прогрес-сивным эстетическим идеалам русского реалистиче-ского искусства. Их связывали не только отношения учителя и ученика: со временем они переросли в доб-рые личные связи. В самые тяжелые минуты своей жизни Василий Сергеевич неизменно встречал со сто-роны своего учителя и наставника и моральную, и ма-териальную поддержку и всегда был за это ему благо-дарен.В четырех музыкальных письмах Кругликову рас-крывается многосторонность взаимоотношений учите-ля и ученика. Первое (от 13 ноября 1892 г., № 1905) было написано еще в Москве. Непосредственная бли-зость автора и адресата свидетельствует о явной худо-жественной цели послания. Внешнее обстоятельство -напоминание учителю об обещанной им партитуре не-давно написанной оперы Римского-Корсакова «Пско-витянки» - становится для композитора поводом к соз-данию юмористической картинки, в которой «обыгры-ваются» традиционные для русской оперной культуры эстетические «баталии».Противостояние различных творческих позиций -реалистического искусства и «итальяномании» - пере-дано через соответствующие музыкальные «знаки»: народный диатонизм тем и элементы искусственных ладов Римского-Корсакова в аккомпанементе, с одной стороны, и пародия на итальянскую оперную арию с характерным для нее набором «штампов» - буффонной речитацией, фиоритурами вокальной партии, гипербо-лизацией эмоционального состояния в аккомпанемен-те, с другой стороны, подчеркивают шуточно-ироничный характер миниатюры.Та же идея сопоставления двух начал остроумно обыгрывается Калинниковым и в другом его письме к Кругликову от 30 января 1900 г. (№ 342). Поздравляя любимого учителя и друга с именинами и желая ему материального благополучия, композитор противопос-тавляет духовное и материальное, возвышенное и низ-менное: через жанрово-стилевой контраст хоральной первой части и ариозной второй создается театрально зримая, драматургически насыщенная зарисовка.Музыкальные послания Кругликову всегда полны ярких, порой контрастных образов. Индивидуальными знаками адресата здесь становятся такие характерные элементы, как полушутливое обращение, перешедшее в музыкальные письма из разговорной речи (ученики называли Кругликова «Симеоном-квинтоприимцем»); особое внимание к гармонической стороне своих ху-дожественных «экзерсисов», более сложной по сравне-нию с обращениями к другим адресатам, заставляет вспомнить о прослушанном композитором у Круглико-ва курсе гармонии. Через такие персональные, даже узко профессиональные приметы посланий, как и через специфическую откровенность речи - словесной и му-зыкальной, композитор словно ведет внутренний диа-лог со своим учителем и другом.Диалогичность эпистолярия Калинникова проявля-ется в ориентации его музыкальных посланий на опре-деленного человека, в учете индивидуальных особен-ностей адресата, его профессионального профиля, а также характера межличностных отношений между ними.В этом убеждает сопоставление «кругликовских» писем Калинникова с его музыкальным посланием к другому педагогу - П.И. Бларамбергу от 15 декабря 1895 г. (№ 216). Павел Иванович Бларамберг (1841-1907) - композитор, журналист и музыкальный критик, в течение 15 лет преподавал в Музыкально-драма-тическом училище композицию, оркестровку и контра-пункт.Как своего рода «музыкальный отчет» учителю это письмо представляет собой развернутую композицию с применением разнообразных приемов композиторской техники и оркестрового письма, словно подчеркиваю-щих музыкально-педагогическую специализацию адре-сата. Послание наполнено яркими образами, своеоб-разно иллюстрирующими текст.Особенно интересна средняя часть, где композитор цитирует темы из написанной им несколько ранее Пер-вой симфонии, дополняя их соответствующими тексто-выми комментариями («это первая тема прозвучала из симфонии»). Роль сквозного лейтмотива в письме вы-полняет «именная» интонация обращения к адресату,89строящаяся на репетиционном повторе одного звука. Ее имитационные проведения, периодически дополняемые фортепианными контрапунктами, пронизывают все «письмо», придают ему легкий скерцозный оттенок.Следует обратить внимание на отсутствие здесь ли-рических фрагментов, столь обильно наполняющих переписку с Кругликовым; цитата напевной побочной партии первой части Первой симфонии в партии фор-тепиано выполняет здесь скорее внешнюю знаковую функцию, что соответствует полуофициально-дружес-твенным отношениям ученика и учителя.Если же продолжить сопоставление музыкальных адресаций Калинникова двум своим учителям - Круг-ликову и Бларамбергу, то в музыкальном эпистолярии композитора можно разграничить жанры личного и делового письма аналогично традиционной классифи-кации бытового эпистолярия. Полуофициально - дело-вой характер музыкального послания Бларамбергу про-является в общем подчеркнуто уважительном тоне письма начиная с многократного обращения к адресату (двойное упоминание имени собственного дополнено именем нарицательным «многоуважаемый учитель»), но особенно в наличии самоцитат, придающих коррес-понденции характер своеобразного делового отчета.Сходно по цели музыкальное уведомление коллек-тивному адресату (С.Н. Кругликову В.А. Федорову, А.И. Андрееву, А.А. Ильинскому и др.) от 16 ноября 1895 г. о переезде из Судака в Ялту (№ 215). Написан-ное «по следам» недавно завершенной Первой симфо-нии, это письмо своей многослойной фактурой, харак-тером сочетания голосов напоминает своеобразный камерный «отголосок» ее оркестровой партитуры.К категории деловых писем в музыкальном эписто-лярии Калинникова можно отнести и его послание к С.И. Мамонтову (№ 313, от 6 сентября 1899 г.). Напи-санное, казалось бы, по сугубо деловому поводу - с просьбой прислать нотной бумаги, оно превращается в шутливо-напористое скерцо, передающее нетерпеливо-требовательный настрой адресанта.Условно деловой характер данных сообщений эмо-ционально «разряжен» сообразно музыкальной приро-де посланий. Вместе с тем в них отсутствует та особая внутренняя интонация, неповторимый лирический то-нус, который свойствен лучшим страницам калинни-ковской музыки и который преобладает в музыкальной переписке композитора с людьми, близкими ему по личностным качествам.Помимо Кругликова, это друзья по учебе в Музы-кально-драматическом училище. Внешним поводом для их написания служат различные обстоятельства -поздравления, приглашение в гости, ненавязчивое на-поминание о себе. И здесь персональная адресация свя-зана с индивидуальными особенностями их взаимосвя-зей. Отсюда в этих письмах особая дружественная ин-тонация, рожденная личными воспоминаниями, доб-рый, светлый, иногда легкий юмористический тон.Таковы музыкальные письма В.А. Федорову (4) -однокурснику, коллеге, соавтору6. В обращении со ста-рым другом композитор часто использует заостренные текстовые и музыкальные оттенки, прибегает к жанро-вым характеристикам. Развернутое, пространное име-нинное поздравление от 1 января 1893 г. (№ 191) со-90держит разнохарактерный музыкальный материал -торжественно-патетический в начале и в заключении, соответствующий официальному этикетному слогу письма, нежно-лирический и буффонно-юмористи-ческий в основной его части, сопровождающий много-численные пожелания делового («успеха в делах…») и личного («отыскать себе подругу сердца») характера. Красноречивы, порой театральны словесные ремарки, указывающие на близкие отношения автора и адресата («sentimente», «con dolcezza morendo», «aqitato nervosa», «delicatamente»).Анализ различных музыкальных адресаций у Ка-линникова подтверждает ту мысль, что «письма всегда рассчитаны на определённую личность - на адресата. В этом отношении переписка по сути своей есть творче-ство не только индивидуальное, но и совместное, по-тому что автор письма всегда имеет в виду личность адресата, свои с ним отношения, его интересы, взгляды и т.д. Поэтому письма одного и того же лица к разным корреспондентам пишутся различно. Они отличаются и по тематике, и по стилю, и даже по тону» [9. С. 313].Взаимосвязь личностного и диалогового компонен-та в музыкальных посланиях В. Калинникова коррели-рует содержательный модус эпистолярного жанра с его формальными элементами. Показательно в этом плане «вокальное оформление» таких компонентов этикетно-го стиля, как обращение к адресату и личная подпись автора.В традиционном письменном сообщении дистант-ность «собеседников» в пространстве исключает ми-мику, жест, интонацию - все то, что можно назвать пониманием с полуслова, ситуативную прикреплен-ность (в отличие от устного речевого этикета).В музыкальном же письме возникает дополнитель-ная возможность именно через музыкальную интона-цию раскрыть более тонкие оттенки взаимосвязи меж-ду адресатом и автором, своего рода личностно-эмоциональный контекст диалога между ними.В частности, эти отношения сразу проявляются в начальном вокальном обращении к адресату, которое всегда композиционно обособлено, образно и жанрово подчинено основной идее послания.Так, обращение к С.Н. Кругликову в четырех адре-сованных ему письмах каждый раз выдержано в осо-бом тоне, соответствующем общему характеру ми-ниатюры - то пафосном, имеющем утрированно теат-ральный (№ 190) или псевдо-любовный (№ 218) отте-нок, что подчеркнуто применением начальных интер-вальных скачков, то повествовательном, соответст-вующем цели именинного поздравления (№ 279, 342), переданном равномерным поступенным движением.Этикетное обращение может иметь текстовые вари-анты. Вместо имени собственного это может быть «любезный друг» (№ 192), «наш добрый друг» (№ 217), или вместо начальной фразы вплетаться в текст на-чального раздела (№ 217), в том числе и в косвенной форме (№ 324). Так или иначе оно присутствует как важный элемент этикетного письменного стиля (ис-ключение составляет письмо коллективному адресату № 215 и В.А. Федорову № 195).Иначе с личной подписью композитора. В основной массе писем она представляет собой текстовую при-писку к основному музыкальному материалу с упоми-нанием даты и места написания.Существует четыре примера музыкальной подписи Калинникова. Два из них в полной мере соответствуют своей функции собственного представления - завер-шают музыкальное послание с указанием полного име-ни автора («Василий Калинников») с дополнительными приписками (ритмизированное вокальное остинато «Ваш бывший ученик свободный художник» в письме № 190, нисходящий распев «Весь Ваш болящий муси-киец» в письме № 197). В других случаях автор пред-ставляется сразу же в начальном разделе письма (№ 216) или заканчивает письмо без упоминания соб-ственного имени («вспомни о больном, чахоточном, влюбленном в тебя созданьи» в письме № 218). Все варианты личной подписи композитора подчиняются основному характеру и жанрово-содержательным до-минантам миниатюры, что отражается в стилистике дополнений к имени собственному. Обобщающим эле-ментом всех этих подписей, своего рода музыкальным ex libris`ом композитора, становится трезвучная инто-нация в вокальной партии (различные варианты дви-жения по звукам трезвучия - в восходящем или нисхо-дящем направлении).Атрибуты письменного этикета, как и стилистика музыкального эпистолярия В.С. Калиникова, в целом отразили особенности его интонационного словаря. Доминантная роль фольклорного начала в музыкаль-ном мышлении В. Калинникова была проанализирова-на на основе выявления глубинной связи его мелодики с народной песенностью [10. С. 186].Думается, правомерно говорить о фольклорном протоинтонационном словаре композитора, сформиро-ванном в недрах традиционного народно-песенного интонационного комплекса. Показательным в этом плане является группа тем, в которых присутствует так называемая «степная», пастушья интонация, представ-ляющая собой нисходящую мелодическую попевку с форшлагом на звуке под мелодической вершиной. Вбирая в себя лиро-эпическую составляющую образно-го мира Калинникова, она звучит в наиболее «репре-зентативных» темах - побочной партии Первой симфо-нии, начальных темах Второй симфонии и фортепиан-ной «Грустной песенки», в которых словно «приоткры-вается душевный строй композитора, его «святая свя-тых» - тоска по родной земле, дому, отечеству» [11. С. 119].Та же интонация присутствует и в музыкальных письмах: она всегда звучит у фортепиано, сохраняя свою изначальную песенно-инструментальную приро-ду (190, 191, 216, 218, 325, вариант в № 326).Но в музыкальных письмах можно выделить и еще один особый интонационно-стилевой элемент, свя-занный с претворением лиро-эпического начала в му-зыке Калинникова. Это вокальный зачин, в котором обращение к адресату начинается с более длительного звука, нежели следующее за ним ритмическое движе-ние. Присутствующий в большинстве этих произведе-ний, он обычно совпадает с началом имени адресата (личностный, лирический элемент), обосабливается, выделяется, подчеркивается интонационно и ритми-чески, что придает оттенок повествовательности, по-степенного развертывания сообщения (эпический элемент).Такой зачин характерен для конструкции письма, обычно включающего вступление, основную часть, заключительный раздел. В музыкальном эпистолярии такая структура выдерживается редко, поглощаемая конструктивными законами музыкальной формы.С точки зрения композиции все музыкальные пись-ма Калинникова можно разделить на две группы. Большая их часть (11) - миниатюры, напоминающие записки или поздравительные открытки. Внешним по-водом их написания в подавляющем случае служат полуофициальная ситуация (поздравление - № 206, 217, 342, уведомление - № 215, 279, напоминание -№ 192, 195, 313, 325, ответ - № 324, 326), которая и определяет краткость изложения и простоту компози-ции (период, простая двухчастная форма).Остальные (5) представляют собой развернутые по-слания на случай (творческая ситуация - № 190, име-нинное поздравление с многочисленными пожелания-ми - № 191, приглашение в гости - № 197, своего рода творческий отчет - № 216, изъявление особого распо-ложения - № 218), с развитой драматургией, опреде-ляемой наличием явно контрастных образных сфер, широкой гаммой эмоций и настроений и более мас-штабной композицией (элементы трехчастности или контрастно-составной формы).В определении художественного своеобразия музы-кального эпистолярия В.С. Калинникова, помимо соб-ственно жанрово-стилевых компонентов, думается, не менее важен контекстный анализ. Выделим два его аспекта - внутренний, касающийся места шестнадцати камерных вокальных миниатюр в эволюции художест-венного мышлении композитора, и внешний, представ-ляющий их местоположение в контексте характерных явлений культуры своего времени.Музыкальный стиль Калинникова - это стиль ком-позитора конца XIX в., композитора - «восьмидесят-ника», творческий метод которого отличает традицио-нализм музыкального мышления, лиро-эпический ха-рактер, порожденный переплетением художественных и внехудожественных факторов [12. С. 92]. Основной круг его образов связан с картинами родной природы и народного быта, сферой лирического переживания, овеянной светлым поэтическим колоритом. Эмоцио-нальная сфера передаваемых его музыкой чувств ли-шена излишней аффектации и надрыва, это по пре-имуществу элегическая созерцательность или сдер-жанное веселье.Такая же содержательная интонация характерна и для его музыкальных писем. Пожалуй, какую новую «краску» композитор этими сочинениями добавляет в содержа-тельную палитру своей музыки, так это незлобивый юмор, доброжелательную шутку, мягкую пародию.Музыкальные письма, предназначенные по большей части друзьям - единомышленникам, отличает особая проникновенная интонация, свидетельствующая об искренних душевных взаимоотношениях между компо-зитором и адресатом. Это особая интонация - щемящая нота иронии, а точнее самоиронии человека, оторван-ного от близкого ему окружения, стремление напом-нить о «больном мусикийце» дорогим ему людям. Тя-91жело больной, он словно хочет ободрить и себя, и сво-реева, М. Кузмина. Эпистолярная форма входит воего адресата. Отсюда свойственный отдельным стра-внутреннюю структуру повести («Прапорщик армей-ницам его писем к наиболее близким людям (отцуский», «Поединок» А. Куприна) и романа («Жар-Цвет»С.Ф. Калинникову, учителю и другу С.Н. Кругликову,А. Амфитеатрова).однокурсникам - музыкантам В.А. Федорову, И.В. Ли-Вероятно, столь значительное представительствопаеву) исповедальный характер, возможный при осо-жанра письма в русской литературе, а также его появ-бенной внутренней близости родственных или друже-ление в русской музыке в данный период служит сво-любно настроенных людей.его рода отражением актуальности проблемы челове-Справедливы слова его ученика и младшего коллегического общения и взаимопонимания, вопроса о прин-музыковеда Вяч.В. Пасхалова: «Радость, излучаемаяципиальной возможности/невозможности диалога, ус-произведениями Калинникова, - это его личная орга-ловиях его осуществления. «Эпистолярная форма ак-ническая радость, для которой не страшны «вьюги се-кумулирует в себе смену художественных парадигм вдой зимы»7. Это то упоение жизнью, творчеством, при-культуре, смещение акцентов с мира внешнего на мирродой, это та вера в собственные силы и призвание,внутренний. Частное становится вровень со всеобщим,вера в людей и человеческий гений, словом, это те на-индивидуальное включает в себя мировое. Часть и це-строения, которые так чудесно умел описывать вели-лое меняются местами: если раньше мир включал вкий земляк Калинникова Тургенев. Особенно поучите-себя человека, то теперь человек включает в себя мир.лен для нашего композиторского молодняка несокру-Эта смена акцентов дает возможность перемоделиро-шимый калинниковский оптимизм и несокрушимаявать уже сложившуюся устойчивую картину мира,воля, которая не сдается в борьбе, а также понятный,замкнутое пространство комнаты, дома расширить досвободный от риторики и формализма музыкальныйразмеров мироздания, и все остальные, открытые мирыязык его произведений» [10. С. 221-222].лишь включать в этот внутренний замкнутый мир»Какой бы модус не преобладал в музыкальных[13. С. 11].письмах В. Калинникова, сам факт адресации своихДумается, что подобные ментальные трансформа-чувств-мыслей в музыкальной форме свидетельствуетции в личной биографии В. Калинникова были жиз-0наличии внутренней близости, общности - культур-ненно оправданны. Письмо как наиболее емкая форманой и эмоциональной - автора и адресата, их настроен-выражения внутреннего мира человека, своего роданости на диалог.«макрокосма в микрокосме», предоставляло ему воз-Актуализация диалогического потенциала перепис-можность выхода «за пределы личной экзистенции,ки как коммуникативной модели - характерная тен-выступая лиминальной практикой самоосуществленияденция русской культуры конца XIX - начала ХХ в.и культурного диалога» [8. С. 3]. Отсюда довольно про-Еще в середине XIX в. в отечественной литературедолжительное и системное обращение композитора квозникает эпистолярный роман-диалог, где самостоя-данной форме высказывания.тельное значение приобретает сюжет переписки («Бед-Художественная неординарность музыкальных пи-ные люди» Ф.М. Достоевского, «Переписка» И.С. Тур-сем В.С. Калинникова в истории отечественной куль-генева). В конце XIX - начале XX в. широкое распро-туры определяется пересечением факторов индивиду-странение получают аналогичные малые литературныеально-стилевого и культурно-исторического характера,формы - эпистолярная новелла А.И. Куприна, рассказычто мы и пытались доказать в ходе проведенного ана-в форме письма А.П. Чехова, З.Н. Гиппиус, Л.Н. Анд-лиза.ПРИМЕЧАНИЯ1Понятия письма и послания нами рассматриваются как синонимичные или как вариативные дефиниции музыкальной эпистолы, в отличие отразграничения данных категорий в литературоведении.2Подчеркнем условность использования термина «цикл» в данном случае, т.к. сам композитор нигде не отмечал цикличность своих музыкаль-ных писем. С точки зрения музыковедческой систематизации объединение данной группы сочинений так же не совпадает с традиционной классификацией циклических форм (сюитный, сонатный, вокальный, хоровой и другие циклы). Не акцентируя вопрос о циклизации музы-кальных писем Калинникова (здесь возможен отдельный ракурс исследования), выделим внешние операциональные факторы данной про-цедуры, проводимые для выделения 16 миниатюр как определенной совокупности произведений, имеющей общие морфологические, гене-тические и жанрово-стилистические черты.3Известно о двух попытках Калинникова вести дневник. Одна из них, предпринятая за год до смерти, ограничилась лишь вступлением [7. Т. 2.С. 321-323]. Здесь же он упоминает о более раннем опыте записи событий своей жизни, более продолжительном, выросшем «до размера порядочной книжки», но уничтоженном самим автором.4Подтверждением может служить осуществляемая студентом Василием Калинниковым в первое время обучения в Москве нумерация писем[7. Т. 1. С. 7].5Нумерация писем дается в соответствии с их публикацией в двухтомнике основных документов жизни и творчества композитора [7].6На слова Федоровы Калинников написал три романса - «На чудное плечико милой» (посвящен Федорову), «Я желал бы свои песни», «Я литебя, моя радость»; неосуществленным остался замысел совместной оперы [7. Т. 2. С. 51-52].7Слова из романса В.С. Калинникова «Нам звезды кроткие сияли» (сл. А. Плещеева).

Ключевые слова

dialogue, autobiography, epistolary, musical letter, Vasiliy Kalinnikov, диалогизм, автобиографичность, эпистолярный жанр, музыкальное письмо, В.С. Калинников

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Юдина Вера ИвановнаОрловский государственный университеткандидат искусствоведенияudina@orel.ru
Всего: 1

Ссылки

Рогинская О.О. Эпистолярный роман: поэтика жанра и его трансформация в русской литературе: Автореф. … канд. филол. наук. М., 2002.
Юдина В.И. Василий Калинников: судьба и время. Орел, 2008. 212 с. (Библиотека серии историко-культурного наследия Орловского края).
Паненкова Л.И. Художественная стилистика музыкальных писем Василия Калинникова // В.С. Калинников и национальные культурно-художественные традиции: Материалы обл. науч.-практ. конф. / Отв. ред. И.И. Банникова. Орел, 2006. С. 117-119.
Пасхалов Вяч. Василий Сергеевич Калинников. Жизнь и творчество. Л.; М.: ГМИ, 1951. 228 с.
Малахова А.М. Поэтика эпистолярного жанра // В творческой лаборатории Чехова. М., 1974. С. 310-328.
Фокина Т.П. Саратов - Маалот: переписка как целостный феномен / Под ред. Т.И. Черняевой. Саратов: ПАГС, 2010. 200 с.
Калинников Василий. Письма. Документы. Материалы: В 2 т. / Сост., ред., вступ. ст. и коммент. В.А. Киселева. М.: ГМИ, 1959.
Модзалевский Б.Л. Предисловие // Пушкин А.С. Письма / Под ред. и с прим. Б.Л. Модзалевского. М.; Л.: Гос. изд. 1926. Т. 1. С. III-XLVII. (Труды Пушкинского Дома АН СССР).
Греч Н. Учебная книга российской словесности. СПб., 1819. Ч. 1.
Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М.: Худ. лит., 1986. С. 121-290.
Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Собр. соч. Т. 5: Работы 1940-1960 гг. М.: Русские словари, 1997. С. 159-206.
Данилко М.И., Нижникова Л.В., Глумова Н.А. Типы коммуникационных отношений «автор - читатель» в художественной и документальной прозе // Коммуникативная направленность текста и его перевод: Сб. науч. тр. Киев, 1988. C. 14-20.
Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М.: Языки русской культуры, 1996. 448 с.
 Художественное своеобразие музыкальных писем В.С. Калинникова | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 340.

Художественное своеобразие музыкальных писем В.С. Калинникова | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 340.

Полнотекстовая версия