Приводятся сведения об обществах трезвости Восточной Сибири в 1890-х гг. -1911 г., раскрывающие положительный опыт их деятельности. (Территория современных республик Бурятия, Саха (Якутия), Хакасия, Забайкальского, Красноярского края и Иркутской области.)
Temperance societies in Eastern Siberia (1890-1911).pdf Современная Россия нуждается в изменении алко-корреспонденции в газеты, упоминания в справочникегольной политики и потребления алкоголя, разруши-деятеля трезвости И.П. Мордвинова [6]. Но таковых со-тельные последствия которых грозят самому существо-хранилось немного. Совокупность источников обрабо-ванию страны (см: [1]). Наиболее тяжкие потери про-тана нами по специальной карточке-анкете (см.: [7.исходят в самых холодных и обширных Сибирском иС. 53-59]). Сведения о населённых пунктах, социальномДальневосточном федеральных округах, где, по под-и национальном составе населения уточнены и дополне-счётам А.В. Немцова, от 32 до 46% всех смертей связа-ны по справочным изданиям (см., например, [8]).ны с употреблением алкоголя [2. С. 95]. Для решенияРезультаты обработки анкеты таковы. На декабрьалкогольного вопроса необходимо изучение и творче-1910 - январь 1911 г. в Восточной Сибири насчитыва-ское применение отечественного исторического опыта.лось 30 обществ трезвости (таблица). Почти все они -Общества трезвости как часть второго российского29 (96,7%) - были церковными, т.е. действовали притрезвенного движения действовали в Сибири в периодправославных храмах; некоторые имели уставы, ут-с начала 1890-х гг. до начала 1917 г. Наибольшую ак-верждённые епархиальным начальством. Одно (3,3%)тивность проявили в 1910-1914 гг. Цель настоящейбыло «гражданским», т.е. действовало по уставу, ут-статьи - дать научный справочник об обществах трез-верждённому гражданской властью.вости, действовавших в Восточной Сибири на декабрьОбращает на себя внимание география обществ:1910 - январь 1911 гг. Приводятся также краткие све-1) подавляющая часть трезвенных объединений - 27дения о них и в предшествующий период, а в отдель-(90%) - находилась в сельской местности и лишь триных случаях - и в последующий (по 1916 г. включи-(10%) - в городах; 2) в каждой из четырёх губерний /тельно). Даты везде приводятся по старому стилю.областей общества непременно имелись в наиболее гус-Восточная Сибирь входила в состав Иркутского ге-тонаселённом, экономически развитом уезде. Это объ-нерал-губернаторства, включавшего в себя Енисейскуюясняется тем, что в таких уездах население проявлялои Иркутскую губернии, Забайкальскую и Якутскуюнаибольшую способность к самоорганизации; 3) большаяобласти. Это был крупнейший в стране, но малонасе-часть обществ - 24 (80% от общего числа) - действовала влённый край. Его площадь равнялась 6 млн 954 тыс. кв.Забайкальской области, где на 100 тыс. жителей прихо-вёрст - 34,9% от площади Российской империи, а насе-дилось 2,76 общества при среднем показателе 1,04 поление в 1911 г. составляло 2 млн 864 тыс. чел. илиВосточной Сибири (таблица) и 0,82 по Сибири. Быть0,4 чел. на кв. версту (см.: [3. С. 39, 88-89]). Сюда на-или не быть обществам - во многом зависело от правя-правлялась небольшая часть переселенцев (в 1906-щего архиерея. Если он не поддерживал церковное трез-1914 гг. - 13,3%) за Урал из Европейской России [4.венное движение, то обществ было мало. Так было вС. 172-174].Иркутской губернии при престарелом архиепископеВремя учёта обществ трезвости обусловлено дати-Иркутском Тихоне (Троицком, 1831-1911). Если жеровкой доступных источников. 28 августа 1910 г. вы-поддерживал, то общества развивались. По-видимому,шел циркуляр директора Канцелярии обер-прокурорамногочисленность обществ трезвости в Забайкалье объ-Св. Синода, который предписывал представить неяснялась их поддержкой со стороны сравнительно моло-позднее января 1911 г. подробные сведения об имею-дого и энергичного епископа Забайкальского и Нерчин-щихся в епархиях церковно-приходских обществахского Мефодия (Герасимова, 1860-1931). Он занималтрезвости с приложением их печатных уставов и изда-забайкальскую кафедру в 1897-1912 гг. Известно, чтоний. В ответ на него в Канцелярию были посланы ра-позднее, будучи в 1913-1914 гг. епископом Томским ипорты секретарей духовных консисторий: Якутской (отАлтайским, он покровительствовал трезвенному движе-30 ноября 1910 г.), Иркутской (11 декабря 1910 г.),нию и участвовал в нём [10; 11. С. 49-50].Енисейской (17 января 1911 г.) и ЗабайкальскойУказания на социальный и национальный состав(20 января 1911 г.) [5. Л. 1-2, 242-249, 256-258, 896-обществ трезвости в источниках очень редки, но име-897]. В них сообщались сведения о местонахождении,ются сравнительно полные сведения о составе населе-названии, числе членов обществ, но почти ничего нения тех мест, где действовали общества. С известнойговорилось об их работе. Последняя прослеживается подолей вероятности можно сказать, что состав обществисточникам, исходящим от самих обществ. Это отчёты,примерно совпадал с составом населения сёл, где они94действовали. В 12 из них жили крестьяне, в девяти -один псаломщик. Обобщая приведённые выше данные,казаки (в Забайкалье); в 18 - русские, в двух - эвенки,можно сделать вывод о том, что зачинателями созданияпо одному поселению приходилось на бурят, хакасов,и руководителями обществ выступали, как правило,якутов. Социальное положение шести известных руко-православные священнослужители, большую же частьводителей обществ: четыре священника, один диакон,рядовых участников составляли крестьяне (казаки).Население и общества трезвости Восточной Сибири на январь 1911 г.*Уезд / губерния (область)НаселениеЧисло обществ трезвостиЧисло членов обществЧисло об-ществ на 100 тыс. жителей Всего (тыс. чело- век)Плотность, чел. на 1 кв. верстуГородскихСельскихВсего граждан-скихцерковныхграждан-скихцерковных Красноярский179,69,511-0,56Ачинский184,33,60Енисейский76,20,20Канский236,53,00Минусинский264,83,31232561,13Туруханский15,40,010Усинский погран. округ9,50,50Енисейская губерния966,40,4211242560,41Читинский228,45,017811203,50Акшинский42,01,022704,80Баргузинский28,20,20Верхнеудинский216,77,233811,38Нерчинский109,72,522841,82Нерчинско-Заводской79,70,8774138,78Селенгинский123,62,711200,80Троицко-Савский40,50,5111722,47Забайкальская область868,81,61232419622,76Иркутский221,33,10Балаганский196,15,611-0,5Верхоленский93,01,20Киренский74,80,20Нижнеудинский135,51,30Олёкминский и Витимский окр.29,20,40Иркутская губерния7501,0110,13Якутский162,80,231190,61Верхоянский15,60,020Вилюйский76,30,090Колымский7,00,010Олёкминский15,40,10Якутская область277,20,081190,36Всего Восточная Сибирь28640,41120273022271,04*Источники: 1) по населению: [3. С.88-89]; 2) пообществам: [5. Л. 242-249,256-258, 896-897; 6. С. 71-72, 180, 189, 191, 197,193, 196, 197,201, 207, 208, 223; 9. 1909. № 171. С. 29]. См. также список обществ.В 28 обществах, о численности которых имеютсяшколу грамоты для взрослых, выдавало беспроцентныесведения, насчитывалось 2227 членов. Эта цифра пред-ссуды, оказывало благотворительную помощь.ставляется приблизительной, т.к. в подсчётах на местахХотя число трезвенников относительно всего насе-были возможны неточности и «приписки». Учитываяления было невелико, общества выполняли важнуюэто, можно заключить, что в Восточной Сибири насчи-роль культурных «маяков», помогающих людям найтитывалось до 2 тыс. членов обществ трезвости.путь к трезвой, здоровой жизни. («Народилась потреб-Имеются сведения о конкретной деятельностиность более разумной жизни, жажда света», - писал8 обществ из 30. Попытаемся из неполных данных вос-руководитель Аскызского общества трезвости священ-становить примерную общую картину. Видимо, в боль-ник-миссионер В. Кузьмин [12. С. 4].) Они являлисьшинстве из 28 объединений, у которых была указанаценным опытом самоуправления народа на уровне цер-численность, проводилась «запись» вступающих иликовного прихода, сельского общества, города и страныже приём торжественного обета трезвости. Без такойв целом. Их работа способствовала оздоровлению, гар-работы учесть число членов было невозможно (прямыемонизации обстановки в социумах. В этом благом делеуказания на неё имеются в пяти случаях). Пять обществсовместно участвовали представители разных народов.вели религиозно-нравственные и противоалкогольныеНиже представлен список трезвенных объединенийчтения; два - беседы и проповеди; два участвовали вВосточной Сибири на декабрь 1910 - январь 1911 г. покампании поддержки в Государственной Думе законо-географическому принципу: в алфавитном порядкепроекта о мерах борьбы с пьянством; одно вело урокиназваний губерний (областей), уездов, волостей, насе-трезвости в начальной школе; одно раздавало литера-ленных мест. (В двух случаях указаны общества, пре-95туру. Аскызское общество содержало воскреснуюкратившие существование до 1910 г. Они помеченызнаком*.) В губернии список начинается с губернского города и уезда. В конце сведений о каждом обществе в скобках указаны источники и литература.Список обществ трезвости Восточной Сибири1..ЕНИСЕЙСКАЯ ГУБЕРНИЯ. Красноярск, город губернский. 1) Красноярское общество трезвости. Гра-жданское. Открыто в 1899 г. В 1902 г. - 230 членов; проведение концертов, гуляний, развлечений, продажа трезвенной литературы; имело чайную. В 1899-1903 гг. - общие собрания. Возможно, перестало суще-ствовать после 1903-1905 гг. 2) в 1907 г. создано Крас-ноярское отделение Казанского (в г. Казань) общества трезвости. Гражданское. Действовало по уставу Казан-ского общества. Вероятно, существовало на январь 1911 г. [6. С. 197; 9. 1902. № 89; 13].2..Минусинский уезд. Минусинск, город уездный. Минусинское Спасское общество трезвости при Мину-синском Спасском соборе. Открыто в 1903 г. Основа-тель - священник Иннокентий Подгорбунский, в 1911 г. товарищ (заместитель) председателя - Ф.П. Степанов. Прихожан 9621. Членов в 1903 г. - 100, к 1 января 1911 г. - 206. Чтения, взаимопомощь. В апреле - июле 1911 г. участвовало в кампании поддержки прохождения в III Государственной Думе законопроекта о мерах борь-бы с пьянством [5. Л. 242, 243; 6. С. 201; 14. С. 198-202.]3..Минусинский уезд. Аскызская (Сагайская) степная дума. Аскызская инородная степная дума. Аскызское [Аскыз, Аскиз], село. Аскызский православный миссио-нерский приход. Аскызское приходское общество трез-вости им. преподобного Серафима Саровского. Образо-вано в феврале - марте 1905 г. Закрыто не ранее 1912 г. Руководитель - русский священник-миссионер Влади-мир Кузьмин. Прихожан 5893: койбалы, сагайцы, бель-тиры (предки хакасов). Крестьяне. Членов общества в 1905 г. и в конце 1910 г. - 30. Чтения, беседы, обеты, выписка литературы. С 1907 г. воскресная школа грамо-ты для взрослых (10-20 учеников). С 9 февраля 1909 г. трезвенную работу вёл Аскызский церковно-приходской совет из 12 «инородцев»: принято постановление о борьбе с тайной продажей и выкуркой вина (корчемни-чеством). В итоге этой работы сократились корчемниче-ство, молодёжное ночное пьянство с драками, стали вы-даваться беспроцентные ссуды нуждающимся деньгами и хлебом. Благотворительная помощь деньгами и веща-ми нуждающимся прихожанам [5. Л. 242, 243; 12].В середине 1911 г. Кузьмин создал в Минусинском уезде Братство молитвы и трезвости во имя св. перво-верховных апостолов Петра и Павла, куда за год всту-пило более 1,5 тыс. чел. В августе 1912 г. он участвовал во Всероссийском съезде практических деятелей по борьбе с алкоголизмом в Москве [15. С. 264-265].4..Минусинский уезд. Шунерское (Шунеры), село. Шунерское Никольское общество трезвости. Церков-ное. Открыто в первой половине 1910 г. Прихожан 2419. Членов в начале - 35, к январю 1911 г. - 20. Чте-ния [5. Л. 242, 243].5.ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ. Чита, город об-ластной. Общество трезвости при Читинской железно-дорожной церкви. Открыто в 1903 г. Прихожан 10 137. Членов в 1903 г. - 150, к январю 1911 г. - 22 [5. Л. 245].966..Читинский уезд. Бальзинское отдельное сельское общество. Бальзинское, село. Жители - крестьяне рус-ские. Бальзинское Николаевское общество трезвости, церковное. Открыто в 1910 г. Прихожан 2622. Членов в начале - 75, к январю 1910 г. - 80 [Там же].7.Читинский уезд. Зюльзинская волость. Зюльзин-ское, село. Эвенки оседлые. Зюльзинское Предтеченское общество трезвости («Общество трезвости Зюльзинской Предтеченской церкви»). Церковное. Открыто 24 июня 1890 г. Закрыто не ранее 1911 г. Руководитель - приход-ский священник Никандр Титов. Прихожан 2799. Чле-нов в 1890 г. и к январю 1911 г. - 249. Обеты. «Условия открытия» (устав). В апреле 1911 г. участвовало в кам-пании поддержки прохождения в III Государственной Думе законопроекта о мерах борьбы с пьянством [5. Л. 245, 249; 6. С. 191; 14. С. 203, 205].8.Читинский уезд. Зюльзинская волость. Крупян-ский, посёлок. Крупянское общество трезвости, цер-ковное (Зюльзинского прихода). Открыто в 1910 г. Членов 10. Руководствовалось «Условиями открытия» Зюльзинского общества (см. № 7). Обеты. [5. Л. 245, 249.]9.Читинский уезд. Илимская волость. Илимское, село. Эвенки оседлые. Космо-Дамиановское общество трезво-сти. Церковное. Открыто в 1903 г. Прихожан 2086. Чле-нов в 1903 г. - 50, к январю 1911 г. - 48 [5. Л. 245].10..Читинский уезд. Кенонская волость. Верхне-Читинское, село. Крестьяне русские. Верхне-Читинское общество трезвости. Церковное. Прихожан 1580. Чле-нов в 1903 г. - 20, к январю 1911 г. - 23 [Там же].11.Читинский уезд. Николаевская волость. Доро-нинское (Доронино), село. Крестьяне русские. Доро-нинское Богородице-Рождественское общество трезво-сти. Церковное. Открыто 8 сентября 1908 г. Устав ут-верждён 23 февраля 1910 г. Руководитель - священник Иннокентий Серышев. (После его отъезда в 1910 г. председателем стал псаломщик Адриан Буругулов.) По-мощники: три учителя, два псаломщика, диакон, писарь. Прихожан 3672. Членов в начале 1909 г. - 56, к январю 1911 г. - 91. Обеты, проповеди, беседы, чтения, собра-ния. Раздача трезвенной литературы, пополнение ею народных библиотек в сёлах Доронино, Чара, Шехалино и др. Уроки трезвости в школе с. Доронино. Устройство учителем в школе с. Гарекино разумных игр (шашки, викторина) для трезвенников. Улучшение нравов. В 1910 г. проведён праздник трезвенников [5. Л. 245; 6. С. 189; 16. 1909. № 5. С. 71-73. 1910. № 11. С. 481-482].12.Читинский уезд. Тыргетуевская волость. Ново-Доронинское, село. Доронинское Михаило-Архангель-ское общество трезвости, церковное. Открыто в 1897 г. Прихожан 3433. Крестьяне русские. Членов в 1897 г. 510, к январю 1911 г. - 597 [5. Л. 245].13.Акшинский уезд. Станица Дуроевская. Ново-Цурухайтуевский (Ново-Цурухтайский), посёлок. Ка-заки русские. Попечительство трезвости и религиозно-нравственного назидания при Николаевской церкви. Устав утверждён 29 июня 1898 г. Председатель в 1898 г. - диакон Феофил Громов. Прихожан 4554. Чле-нов в 1898 г. - 56, к январю 1911 г. - 50 [5. Л. 245, 247-248; 6. С. 207].14.Акшинский уезд. Станица Дурулгуевская. Ста-ро-Дурулгуевский, посёлок. Казаки русские. Дурулгу-10.евское общество трезвости. Церковное. Открыто в25. Нерчинско-Заводской уезд. Нерчинско-Завод-1897 г. Прихожан 2906. Членов в 1897 г. - 25, к январюская волость. Горно-Зерентуй, село. Крестьяне русские.1911 г. - 20 [5. Л. 245].«Попечительство трезвости при Горно-Зерентуйской15.Верхнеудинский уезд. Верхнеталецкая волость.Вознесенской церкви». Открыто в 1910 г. ПрихожанКульское, село. Крестьяне русские. Кульское Спасское2692. Членов в 1910 г. - 40, на январь 1911 г. - 51 [Тамобщество трезвости. Церковное. Открыто в 1910 г.же].Прихожан 1573. Членов в 1910 г. - 29, к январю26. Нерчинско-Заводской уезд. Олочинская станица.1911 г. - 20 [Там же].Олочинский, посёлок. Крестьяне русские. Олочинское16.Верхнеудинский уезд. Ключевская волость. Клю-общество трезвости, церковное. Открыто в 1900 г.чевское (Ключи), село. Крестьяне русские. «ОбществоПрихожан 3874. Членов в 1900 г. - 60, на январьтрезвости при Ключевской Иннокентьевской церкви».1911 г. - 73 [5. Л. 245; 6. С. 208].Открыто 23 июля 1908 г. Председатель - приходский27. Селенгинский уезд. Троицкая волость. Брянское,священник Иосиф Барышевцев. Членов при открытии -село. Крестьяне русские. Брянское Михаило-6, в начале 1909 г. - 31, в том числе 3 старообрядца. САрхангельское общество трезвости, церковное. Откры-октября 1908 г. церковный причт и учителя проводилито в 1910 г. Прихожан 2089. Членов - 20 [5. Л. 245].чтения в местных школах. Обеты. Распространение книг28. Троицко-Савский уезд. Кударинская, станица.и брошюр [6. С. 71-72, 196; 9. 1909. № 171. С. 29].Кударинский, посёлок. Казаки-буряты. Прихожан 3625.17.Верхнеудинский уезд. Погроминская волость.Кударинское Троицкое общество трезвости, церковное.Беклемишево, село. Крестьяне-старожилы (русские).Открыто в 1903 г. Членов в 1903 г. - 150, на январьБеклемишевское общество трезвости, церковное. От-1911 г. - 172 [Там же].крыто в 1900 г. Прихожан 499. Членов в 1900 г. и на29. ИРКУТСКАЯ ГУБЕРНИЯ. Иркутск, город гу-январь 1911 гг. - 30 [5. Л. 245].бернский. 1) «Общество трезвости во имя Святителя18.Нерчинский уезд. Ломовская станица. Ломовской,Иннокентия Иркутского Чудотворца при домовойпосёлок. Казаки русские. Ломовское общество трезвости.церкви Иркутского архиепископа» (Иннокентьев-Церковное. Открыто в 1903 г. Прихожан 4117. Членов вское)*. Существовало с 11 марта 1908 г. по весну1903 г. - 30, к январю 1911 г. - 31 [Там же].1909 г. Председатель - священник Знаменского жен-19..Нерчинский уезд. Онон-Борзинская станица.ского монастыря П. Попов, товарищ (зам.) - препода-Онон-Борзинский, посёлок. Казаки русские. Онон-ватель Иркутской духовной семинарии И.А. Арефьев. Борзинское общество трезвости, церковное. Открыто в10-20 членов. Чтения в Преображенской церковно-1903 г. Прихожан 1758. Членов в 1903 г. - 58, к январюприходской школе, выписка трезвенной литературы. 1911 г. - 53 [Там же].2) Иркутский отдел Всероссийского трудового союза20.Нерчинско-Заводской уезд. Актагучинская во-христиан-трезвенников. Создан 16 июля 1914 г., закрыт лость. Актагучинский, посёлок. Казаки. Актагучинскоене ранее 1916 г. Председатель - ректор духовной семи-общество трезвости, церковное. (Батаканского прихо-нарии протоиерей И.А. Арефьев. 60 членов. [5. Л. 256-да.) Открыто в 1900 г. Членов в 1900 г. - 73, к январю257, 259; 6. С. 193; 17. 1908. № 12-13. С. 390-399; 1909. 1911 г. - 70 [Там же].№ 6. С. 195-197; № 12. С. 385; 1914. № 6. С. 51-55; 18.21..Нерчинско-Заводской уезд. Богдатская станица.С. 50; 19. С. 68-69].Богдатский, посёлок. Казаки русские. Богдатское об-30. Балаганский уезд. Тыреть, село. Тыретское По-щество трезвости, церковное. Открыто в 1900 г. При-кровское церковно-приходское общество трезвости.хожан 2191. Членов в 1900 г. и к январю 1911 г. - 40 [5.Открыто в 1907 г. [6. С. 223]. Вероятно, продолжалоЛ. 245; 6. С. 180].существовать к началу 1911 г.22.Нерчинско-Заводской уезд. Больше-Зеренту-31. ЯКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ. Якутский уезд. Боро-евская, станица. Больше-Зерентуевский, посёлок. Каза-гонская инородная управа. Баягантайский улус. 1-йки русские. Больше-Зерентуевское общество трезвости,Баягантайский наслег. Танда (Тандинская, Тандин-церковное. Открыто в 1900 г. Прихожан 3899 (Дучар-ское), село. Якуты. Тандинское Николаевское обществоского прихода). Членов в 1900 г. и к январю 1911 г. -трезвости. Церковное. Открыто в мае 1910 г. Прихожан125 [5. Л. 245].832. Членов на ноябрь 1910 г. - 9 [5. Л. 896-897].23..Нерчинско-Заводской уезд. Дог-Инская станица.32. Якутский уезд. Ботурусская инородная управа. Ушмунский, посёлок. Крестьяне русские. Ушмунское (вБотурусский улус. Чурапча, село. Якуты. Чурапчинское источнике ошибочно указано - «Бунское») обществообщество трезвости*. Гражданское. Открыто в 1904 г., трезвости, церковное. Открыто в 1900 г. Прихожан 1598.после 5 февраля. Зачинатели создания: священник Чу-Членов в 1900 г. - 30, на январь1911 г. - 39 [Там же].рапчинской Вознесенской церкви Авксентий Виноку-24.Нерчинско-Заводской уезд. Красноярская ста-ров, улусный писарь поэт Алексей Елисеевич Кулаков-ница. Красноярский, посёлок. Казаки русские. Прихо-ский, учитель народной школы Егасов, фельдшер Бо-жан 2602. Красноярское Прокопие-Иоанновское обще-рис Оковский, и.о. фельдшера Бартенев и др. Членов ство трезвости, церковное. Открыто в 1900 г. Членов впри открытии не менее семи [20. С. 24]. Вероятно, к 1900 г. - 25, к январю 1911 г. - 15 [Там же].1910 г. уже не существовало.ЛИТЕРАТУРА
Отчёт Всероссийского трудового союза христиан-трезвенников за 1916 г. Пг., 1917. 109 с.
Башарин К.Г. Трезвость - норма жизни: к 100-летию Чурапчинского общества трезвости // Основы собриологии, валеологии, социальной педагогики и алкологии. Н. Новгород; Севастополь, 2003. Вып. 12. С. 24-27.
Трезвая жизнь. СПб. 1903-1914.
Иркутские епархиальные ведомости. Иркутск. 1907-1914.
Отчёт Всероссийского трудового союза христиан-трезвенников за 1914 г. Пг., 1915. 69 с.
Кузьмин В. Об объединении борцов за трезвость из духовенства и народа // Труды Всероссийского съезда практических деятелей по борьбе с алкоголизмом, состоявшегося в Москве 6-12 августа 1912 г. Пг., 1915. Т. 2. С. 260-267.
Челышов М.Д. Пощадите Россию! Правда о кабаке, высказанная самим народом по поводу закона о мерах борьбы с пьянством. Самара: Изд-во М.Д. Челышова, 1911. 232 с.
Кузьмин В. Опыт борьбы с великим злом. Казань. 1910. 6 с.
Государственный архив Красноярского края (ГАКК). Ф-690. Общество трезвости. Оп. 1. Д. 1.
Исаков С.А., Дмитриенко Н.А. Томские архиереи: биографич. словарь: 1834-2002. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002. 112 с.
Вестник трезвости. СПб., 1907-1917.
Поездка Мефодия, епископа Томского… // Томские епархиальные ведомости. 1914. 15 янв. № 2. С. 82.
Список населённых мест Забайкальской области по данным сельскохозяйственной переписи 1916 года. Чита: Типография Забайкальс. обл. правления, 1918. 236 с.
Афанасьев А.Л. Трезвенное движение в России в период мирного развития: 1907-1914 годы: опыт оздоровления общества. Томск: Том. гос. ун-т систем упр. и радиоэлектр. 2007. 196 с.
Мордвинов И. Общество трезвости, жизнь и работа в нём / И. Мордвинов. СПб.: Изд-во Александро-Невского общества трезвости, 1911. 227 с.
Российский государственный исторический архив. (РГИА). Ф. 797. Канцелярия обер-прокурора Святейшего Синода. Оп. 80. 2 отдел. 3 стол. Д. 141. Ч. 2. 955 л.
Воробьёв В.В. Формирование населения Восточной Сибири (географические особенности и проблемы). Новосибирск: Наука, 1975. 259 с.
Азиатская Россия. СПб.: Товарищество А.Ф. Маркс, 1914. Т. 1: Люди и порядки за Уралом. VIII. 526 с.
Немцов А.В. Алкогольный урон регионов России / А.В. Немцов. М.: NALEX, 2003. 136 с.
Алкогольная катастрофа и возможности государственной политики в преодолении алкогольной сверхсмертности в России / Отв. ред. Д.А. Халтурина, А.В. Коротаев. М.: ЛЕНАНД, 2008. 376 с.