Политика в отношении арабского этнического меньшинства в Государстве Израиль | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 340.

Политика в отношении арабского этнического меньшинства в Государстве Израиль

Узы, связывающие израильских арабов с арабским миром и в частности с палестинцами, придают израильским арабам статус «враждебного меньшинства». Отношения между арабами и евреями можно охарактеризовать как формальные, асимметричные и ведущие к отчуждению и трениям. Проблема урегулирования отношений между евреями и арабами в Израиле остается серьезным испытанием для израильской демократии

Policy towards Arab Ethnic Minority in the State of Israel.pdf Арабские граждане Израиля - это палестинскиепределяют разный подход к представителям двух этни-арабы, оставшиеся в 1948 г. в пределах нового государ-ческих групп. Так, израильский закон о гражданствества Израиль и ставшие его гражданами. Сегодня ара-предусматривает предоставление гражданства евреямбы - граждане Израиля насчитывают более 1 млн чело-автоматически (Jus sanguinis), в то время как предос-век, составляя свыше 20% от общего числа населения.тавление гражданства арабам определяется их физиче-Израильские арабы объединены в три религиозные об-ским присутствием на территории Израиля (Jus solis) сщины. Самой крупной и динамично развивающейсяцелью предотвращения массового возвращения араб-является мусульманская община, к которой сегодняских беженцев. Кроме того, существующие в Израилепринадлежат 81% арабских граждан. Политика в отно-законы о чрезвычайном положении в основном былишении арабов в израильском политическом истеблиш-направлены против арабов. Районы, населенные араба-менте базируется на трех принципах, противоречащихми, подчинялись военной администрации. Еврейскоедруг другу: 1) принцип демократического устройствабольшинство и арабское меньшинство существовалигосударства; 2) еврейский характер государства;почти в полной изоляции друг от друга [2. C. 109].3) принцип приоритетности соображений безопасностиВоенные факторы и соображения безопасности былистраны в условиях неурегулированности конфликта.основополагающими при принятии почти любого реше-Первый принцип - развитие Израиля по пути демокра-ния, касающегося арабского населения. До серединытии - декларирует равенство всех его граждан и означает1950-х гг. из соображений безопасности шли реквизицииинтеграцию арабов в жизнь израильского общества. Дваарабских земель. В соответствии с рядом чрезвычайныхдругих исключают арабов из процесса этой интеграции.законов (в частности, с «Законом о чрезвычайных мерахТот факт, что Израиль был создан евреями и для евреев,и районах безопасности» 1949 г.), министерству оборо-ставит арабов вне планов развития этого государства. Доны разрешалось выселять арабских жителей из пунктовпровозглашения государства Израиль вопрос о нееврей-в приграничной полосе шириной 10 км. Кроме того, былском меньшинстве казался достаточно далеким и не при-принят закон, разрешающий конфискацию земли в це-влекал к себе особого внимания. Считалось, что живущие влях обороны. Затем последовали законодательные актыПалестине арабы будут каким-то образом интегрированы в«об отсутствующих землевладельцах» (1950), об огра-демократическое устройство этого региона. Для еврейскихничениях на пользование сельскохозяйственной землейпоселенцев в этом вопросе было характерно наивное асси-и водой (1967), об отчуждении земель у бедуинов в це-миляторство, питаемое иллюзиями о том, что каким-толях строительства военных аэродромов (1979) и рядобразом арабы и евреи будут готовы к сотрудничеству надругих, которые дали возможность правительству зани-«воссозданной древней еврейской земле».мать все новые арабские земли. «Закон о возвращении»,После создания государства израильская Декларацияпринятый в 1950 г., гарантировал всем евреям право нанезависимости обещала полное равенство социальных иизраильское гражданство и официально подтверждалполитических прав всем гражданам независимо от пола,еврейский характер государства. Этот Закон часто трак-религии и расы. И вновь никто из лидеров молодого го-туется извне как признак националистического государ-сударства особо не задумывался, несмотря на историче-ства, как дискриминация нееврейского населения. Про-ский опыт пребывания евреев в роли этнического мень-тивники этого Закона считают его расистским [3. C. 99].шинства, о возможном противоречии между этим обе-В 1953 г. «Закон о государственном образовании» особощанием и провозглашенной миссией Израиля как госу-выделил приверженность «ценностям еврейской культу-дарства всего еврейского народа. В итоге не было выра-ры». В Акте о базисных основах законодательства, при-ботано какой-либо четкой и последовательной политикинятом в 1980 г., отмечалось, что в случае наличия про-в этом вопросе. В результате, пришел к выводу израиль-белов в законодательстве базой для юридических реше-ский автор А. Даути, «…сторонники равноправия оказа-ний должны быть еврейские традиции. Хотя все религи-лись бессильны перед проблемой отсутствия коллектив-озные общины имеют собственные суды по вопросамного арабо-еврейского национального сознания и несемейного права, Верховный Раввинат имеет уникаль-смогли сформулировать условия, необходимые для егоный юридический статус и власть.возникновения…» [1. C. 106].Все правительства, разных партийных составов, вСионистское руководство занималось, прежде все-своих предвыборных программах использовали рядго, обеспечением национальных прав еврейских граж-фактов дискриминации арабского меньшинства длядан страны. Израильские законы и установления, кото-декларированной критики своих политических оппо-рые по форме нейтральны к национальной принадлеж-нентов, но ничего не сделали для их устранения. От-ности граждан, тем не менее, предоставляли и предо-сутствуют факты, подтверждающие стремление лиде-99ров Израиля существенно сократить разрыв между ев-реями и арабами в уровне экономического развития. В первые три года существования государства зарплата арабских неквалифицированных рабочих составляла 30-60% зарплаты еврейских рабочих. Разница в оплате труда квалифицированных рабочих была несколько меньше: 60-70% [2. C. 111]. К началу 1980-х гг. зара-ботная плата арабского рабочего составляла 79% зар-платы евреев-рабочих. «Внутренние» арабы до сих пор получают непропорционально малую часть государст-венных субсидий, что ведет к еще большему разрыву между уровнями жизни евреев и арабов. С учетом всех этих обстоятельств экономическое развитие арабского сектора, каким бы впечатляющим оно не представлялось в абсолютных цифрах, не способно предотвратить даль-нейшее увеличение разрыва между двумя общинами.Отсутствие общей стратегии усугублялось отсутстви-ем четкого разделения полномочий различных государст-венных инстанций, занимавшихся проблемами арабского населения. Первоначально вопросами жизни израильских арабов занималось министерство по делам меньшинств. Это министерство возглавлял Ш. Шитрит (от лейборист-ской партии МАПАЙ), бегло говоривший на палестин-ском наречии арабского языка и бывший единственным сефардом в первом израильском правительстве. Одно-временно он выполнял обязанности министра полиции, что предопределяло его повышенное внимание к вопро-сам обеспечения безопасности. Он разделял господство-вавшие сомнения по вопросу лояльности арабов. Тем не менее, как министр по делам меньшинств он пытался стимулировать процесс интеграции арабской общины и в короткий период существования этого министерства по-стоянно вел обреченную на поражение борьбу с Военной администрацией, созданной в октябре 1948 г., которая реально контролировала все, что происходило в арабском секторе после войны. Военная администрация подчиня-лась непосредственно премьер-министру и министру обо-роны Д. Бен-Гуриону. Это давало Бен-Гуриону решаю-щий голос в определении всех мер в арабском секторе. В частности, по его инициативе был составлен длинный список занятий, доступ к которым был закрыт для арабов опять-таки по соображениям безопасности. Он также на-ложил вето на предложение Шитрита создать арабский консультативный совет при своем министерстве, а в ию-ле 1949 г. было ликвидировано и само министерство по делам меньшинств.После этого координация политики по отношению к арабам была возложена на советника по арабским де-лам, состоящего в штате службы премьер-министра. Занимавшие этот пост чиновники чаще всего были ди-пломированными арабистами, имевшими опыт службы в разведке или органах безопасности. Первый из совет-ников по арабским делам - Е. Палмон - позднее при-знавался, что он был решительным противником инте-грации арабов в израильское общество и предпочитал раздельное развитие двух народов.В израильских арабах евреи видели, в первую очередь, часть всей палестинской арабской общины, с которой они враждовали несколько десятилетий и, во-вторых, часть огромного арабского мира, который угрожал войной на уничтожение Израиля. Кроме того, учитывалось, что из-раильских арабов объединяли и объединяют этнические и100семейные узы с враждебным миром палестинских бежен-цев. В силу этих причин, к которым надо добавить и кон-цепцию об окружающем Израиль враждебном внешнем мире, евреи испытывали к израильским арабам глубокое недоверие и подозрительность.Такого рода определения, как «пятая колонна», «троянский конь» характерны для официальных выска-зываний об израильских арабах. При этом совершенно не принимались в расчет реальная слабость арабской общины в Израиле, сохраняющийся у арабов страх пе-ред возможностью изгнания, как это уже имело место с их соплеменниками, и исторический опыт жизни ара-бов под чуждой для них властью. Израильская государ-ственная политика была нацелена на поощрение тради-ционных лидеров арабского сектора с тем, чтобы до-биться контроля над всем арабским населением при помощи нескольких ключевых фигур, признаваемых официальной политикой. В период 1950-1960-х гг. ру-ководство арабской общиной - хамула, представленная ее старейшинами, была основой для организации вы-боров в Кнессет и местные органы власти.В первые десятилетия в Израиле не было ни одной независимой арабской партии, и обычно большинство арабских депутатов шло от сионистских партий по «арабским спискам» [4. C. 46]. Формально «арабские списки» были независимыми, но фактически могли существовать лишь в качестве филиалов правящих партий, главным образом левосионистских МАПАЙ-ПТИ. Как правило, эти списки создавались накануне выборов. Представители «арабских списков» - члены Кнессета - фактически поддерживали официальную политику израильского правительства. Так, в 1964 г. арабские представители в Кнессете голосовали за со-хранение чрезвычайных законов, ущемлявших права арабского населения. Предвыборные арабские списки, поддерживаемые партией МАПАЙ, достигли пика сво-ей популярности на выборах в Кнессет 4-го созыва в 1959 г., когда они получили 5 мест. После этого их по-пулярность стала падать. На выборах в 1984 г. уже не было ни одного арабского списка.Постепенно с возникновением новых арабских по-литических партий и становлением молодой независи-мой арабской интеллигенции влияние сионистских партий в арабских массах стало быстро падать. На вы-борах 1988 г. борьбу за арабские голоса уже вели глав-ным образом партии с преобладанием арабов - Движе-ние, возглавляемое Коммунистической партией Израи-ля, Прогрессивный список за мир и возникшая неза-долго до выборов Арабская демократическая партия (АДП). Арабская демократическая партия стала первой независимой арабской партией в Израиле, которую основал Абд-аль-Вахаб Дарауше. Влияние АДП посте-пенно росло: она получила один мандат на выборах в 1988 г., 2 места в 1992 г. и 4 места вместе с Исламским движением в 1996 г. Подводя итоги первых десятиле-тий, следует отметить, что израильское правительство справедливо можно обвинить как в игнорировании арабской общины, так и в чрезмерно жестком контроле над ней, в политике стимулирования зависимости араб-ского сектора при одновременном отказе в помощи ему.Все же ситуация в Израиле медленно, с пробуксов-ками, но стала меняться. Принятие дискриминацион-ных законов и создание «зон безопасности» прекрати-лось (последняя «зона безопасности» № 9 в Галилее была ликвидирована в 1986 г.), прекратилась и экспро-приация земель у арабов в массовых масштабах. К на-чалу 1990-х гг. арабы заметно активизировали свое участие в некоторых сферах социальной и обществен-ной жизни - в здравоохранении, образовании, полиции, в СМИ и культуре, в профцентре - Гистадруте. Только в конце 1980-х гг. арабские проблемы стали рассматри-ваться на министерском уровне - их курировали мини-стры без портфеля от Ликуда (последовательно Э. Вейцман, М. Аренс и Э. Ольмерт), которые работали совместно с советником премьер-министра по араб-ским делам. В свете растущей активности арабов пра-вительство было вынуждено в эти годы уделять больше внимания проблемам арабского населения. Тогда был создан ряд специальных комитетов при различных ми-нистерствах - образования (Комитет Пеледа), комитет при МВД, в задачу которых входило рассмотрение во-просов развития инфраструктуры и увеличения бюд-жетных ассигнований для нужд развития арабских по-селений. Ведомственные комиссии рассматривали во-просы трудоустройства в государственных учреждени-ях выпускников вузов - арабов, субсидирования строи-тельства в арабских деревнях и т.д.Однако к началу 1990-х гг. арабы, доля которых в на-селении составляла 19%, занимали всего 17 постов из 1300 высших должностей чиновников в государственном аппарате, 10 из 5 тысяч должностей академического пер-сонала в университетах. Не было ни одного араба - мини-стра или члена Верховного суда. До начала 1990-х гг. число арабских депутатов колебалось от 3 до 9. Лишь однажды араб был выбран заместителем спикера Кнессе-та. Примечательно, что первый министр-араб вошел в правительство, возглавляемое Шароном. Самое порази-тельное, что арабам не доверяли даже руководство араб-ским департаментом в министерстве образования, депар-таментом по мусульманским делам в министерстве рели-гий и пост директора вещания на арабском языке на госу-дарственном радио. При всех успехах образования в араб-ском секторе нужно отметить, что правительство всегда было озабочено в основном лишь содержанием учебных программ в арабских школах, а не общим качеством обра-зования в них. Арабские школы, как и вся социальная сфера в арабском секторе, страдает от недостатка госу-дарственного финансирования.Начало мирного процесса с палестинцами вызвало среди израильских арабов противоречивое отношение. Они не получили представительства в мирном процес-се, оказались вытесненными на его периферию. Однако в этот период был предпринят рад мер, «корректирую-щих» положение арабского меньшинства. Обществен-ные организации стали оказывать большее давление на правительство, чтобы побудить его к решению про-блем арабского сектора. «Ассоциация за прогресс рав-ных возможностей» - смешанная еврейско-арабская организация, созданная в период правления Рабина, стала вести постоянный мониторинг политики прави-тельства по отношению к арабскому сектору, подобно аналогичным зарубежным организациям такого рода. Она отметила значительный прогресс в интеграции арабского населения в период правительства Рабина-Переса. Бюджетные ассигнования арабскому сектору выросли в три раза с 1992 по 1996 г. Заметно уменьши-лись различия в уровне финансирования образования и в размерах пособий на детей. Несколько возросло и число арабов в государственном аппарате благодаря бронированию рабочих мест для меньшинств.После окончания мирного процесса израильские пра-вительства продолжали курс на так называемую коррек-тируемую политику в отношении арабского сектора. Это означало, что при распределении госбюджета оказыва-лось предпочтение арабским деревням и муниципалите-там. В 2001 г. советник главы правительства (Шарона) по вопросам арабского сектора У. Боровский, подытожив данные о распределении бюджета за 2001 г., показал, что бюджет, выделенный на нужды арабских деревень и му-ниципалитетов, где проживало 11,6% населения Израиля, превысил их удельный вес в общей сложности от 18 до 68% [5. 19.09.2002]. Однако эти деньги никоим образом не влияют ни на уровень жизни израильских арабов, ни на их настроения. Инфраструктура по-прежнему не развива-ется, большинство муниципалитетов в долгах, семейные кланы делят власть на местах между собой, муниципаль-ные налоги не взимаются и т.д. По признанию У. Боровского, израильские министерства, выделившие средства арабским муниципалитетам, не сделали ничего, чтобы проследить, поступают ли эти средства по назна-чению. Схема, принятая в Израиле в течение многих де-сятилетий, - «лояльность израильских арабов в обмен на государственные дотации» - уже давно не работает. До-тации не помогут, нужно реформировать всю систему взаимоотношений между еврейским Израилем и его араб-ским сектором [5. 19.09.2002].Вместе с тем не все факторы, препятствовавшие ин-теграции арабов в израильское общество, определялись характером политики правительства. Существовали базисные обстоятельства, негативно влиявшие на про-цесс интеграции, такие как структура арабского обще-ства, крайне разные исходные условия развития еврей-ской и арабской общин, преобладающие настроения в арабской общине и другие. Арабское население в на-стоящее время переживает болезненный процесс пере-осмысления самоиндентификации, все дальше отходя от некоего состояния полувековой привычки к жизни в израильском государстве - «израилизации» - к осозна-нию того, что они одновременно являются палестин-цами, т.е. «палестинизации». Эти взаимоисключающие тенденции начали развиваться в арабском секторе практически параллельно.До начала интифады - палестинского восстания в декабре 1987 г., начавшегося на Западном берегу и в Газе, отношение арабских жителей страны к сущест-вующему режиму было менее радикальным и провоци-рующим. Предыдущее поколение арабских лидеров в целом выражало лояльность государству и даже иногда проявляло понимание нужд еврейского большинства. Например, депутат от Коммунистической партии Из-раиля Тауфик Туби проработал в составе Кнессета 40 лет и всегда был известен как бескомпромиссный защитник прав арабского населения. Но при этом он сам называл себя патриотом Израиля и настаивал на том, что не существует никаких противоречий между его арабской национальностью и израильской граждан-101ской идентичностью. Его позиция была ярким приме-ром взглядов, распространенных среди арабских лиде-ров в Израиле в течение длительного времени: будущее арабского большинства зависит от того, насколько оно примет основные принципы проживания в еврейском государстве. Эта тенденция получила название «израи-лизации» арабского сектора.Очевидная тенденция «израилизации» арабской общины со временем привела к большим различиям между израильскими арабами и их соплеменниками на оккупированных территориях. Хотя израильские арабы не могли полностью идентифицировать себя с Израи-лем, но им приходилось признавать, что их будущее связано с Израилем. Об интеграции в израильскую действительность свидетельствовали следующие фак-ты. В Гистадруте доля арабов соответствует их доле на рынке труда (15%). Почти три четверти израильских арабов могут говорить на иврите, чуть меньше доля тех из них, кто может читать и писать на этом языке. Среди молодежи от 18 до 25 лет (мужчин) этот показатель составляет 92%. Более половины арабов регулярно чи-тают ивритоязычную прессу. Отметим, что относи-тельное число арабов, знающих иврит, намного выше, чем число евреев диаспоры, владеющих этим языком. Опросы, проводившиеся среди израильских арабов в 1970-х, 1980-х и в начале 1990-х гг., свидетельствовали о том, что тенденция «израилизации» превалировала в тот период над тенденцией «палестинизации». В 1993 г. 55,5% респондентов согласились с тем, что их повседневная жизнь и ее стиль больше схожи со сти-лем жизни евреев в Израиле, чем арабов на Западном Берегу и в Газе. Более того, 64% респондентов сказали, что они в большей степени чувствуют себя дома в Из-раиле, чем в любой арабской стране [6. 12.11.1993]. Примечательно, что доля респондентов, изъявивших готовность переселиться в Палестинское государство после его создания на Западном Берегу и в Газе, снизи-лась с 14,4 до 7,5%. Далее, в 1988 г. только 13,5% оп-рошенных отрицали право Израиля на существование по сравнению с 20,5% в 1976 г. [6. 07.12.1993].Возобновление контактов между израильскими ара-бами и палестинцами после 1967 г. не привело к заметной социальной и культурной интеграции между ними, равно как и к увеличению числа браков между представителями двух общин. Разрыв между израильскими арабами и па-лестинцами с оккупированных территорий не исчез, и «внутренние» арабы остались для большинства палестин-цев иностранцами. С этим фактом вынуждена была счи-таться и ООП. После признания ею права Израиля на су-ществование, ООП относится к проблемам израильских арабов как к внутренним делам Израиля, а не как к части повестки дня международных переговоров.Это не означает, что базисное непринятие Израиля исчезло. Большинство израильских арабов по-прежнему считали и считают сионизм расизмом и от-вергают Израиль в форме еврейско-сионистского госу-дарства. Иначе говоря, они признавали Израиль как государство и свою принадлежность к этому государ-ству, но отвергали те аспекты израильской идеологии, которые не дают арабам полного равенства в граждан-ских правах. Однако вести борьбу за достижения пол-ного равенства в гражданских правах, по мнению102большинства израильских арабов, надо легитимными методами в рамках израильских законов.Как уже отмечалось, интифада 1987 г. резко изме-нила всю ситуацию. Израильские арабы однозначно поддержали палестинское восстание. В то же время этот дух солидарности не трансформировался тогда в заметный сдвиг в основных политических ориентациях и целях. Израильские арабские лидеры ощущали себя отнюдь не участниками интифады - они ограничились лишь ее моральной поддержкой в рамках, позволенных законом. Вместе с тем в результате интифады шло уси-ление влияния националистических и религиозных ис-ламских элементов в арабском секторе. Национализм, подпитываемый активностью исламистов на террито-риях, и его возрождение во всем мусульманском мире стали базой для политической активизации той части арабской общины в Израиле, которая полностью отвер-гает его право на существование. К концу 1980-х гг. исламское движение значительно укрепило свои пози-ции в арабском секторе, установив контроль за рядом местных советов. По некоторым оценкам, исламское движение могло рассчитывать на поддержку от четвер-ти до трети арабских избирателей.В арабском секторе Израиля начали развиваться процессы политического пробуждения и национальной консолидации. У арабского меньшинства стали оформ-ляться противоречивые устремления: первое - борьба за равные гражданские права; второе - за уничтожение национального определения государства Израиль как еврейского и превращения его в «государство для всех граждан». Лидеры арабской общины начали апеллиро-вать к базовым элементам израильской демократиче-ской и либеральной системы, несмотря на то что демо-кратические ценности и связанные с ними процедуры довольно часто вступают в противоречие с правилами и нормами большинства представляемого ими арабско-го населения. Фактором радикализации и отчуждения арабского сектора от государства было усиление влия-ния в его политической структуре националистических и религиозных исламских элементов, представляемых националистической партией Балад и Исламским дви-жением. Конец сентября - начало октября 2000 г. озна-меновались началом новой интифады. Большинство израильских исследователей сходились в том, что эти события скорее стали выражением взаимного отчужде-ния между арабами и государством, нежели его причи-ной. В последние годы арабские депутаты активно продвигают идею «Израиль - государство для всех граждан». Для Израиля это означает «национально нейтральную» демократию, которая могла бы прийти на смену еврейскому, или сионистскому, государству. Так, например, депутат Кнессета Ахмед Тиби (в свое время был доверенным советником председателя ООП Ясира Арафата) выразил эту позицию с точки зрения принципов демократии: «Мы заявляем, что еврейский национальный характер государства Израиль должен быть упразднен… Невозможно говорить одновременно о демократическом государстве и о еврейском государ-стве - здесь уж только одно из двух. Лично я предпо-читаю демократическое государство» [7. C. 135-160].В последние годы со всей очевидностью тенденция «палестинизации» израильских арабов усиливается.8рамках данного направления идет рост солидарностидарства; 2) открытое отождествление себя с самыми не-с палестинцами на территориях, усиление влияния ис-примиримыми врагами Израиля; 3) сочувствие и иногдалама и активизация поддержки радикальных движений.даже поддержка, оказываемые актам насилия и террораИзраильские арабы, безусловно, поддерживают созда-против еврейских граждан и Израиля [7. C. 135-160].ние палестинского государства на территориях и счи-Таким образом, вызов, который арабские политикитают палестинцев своими братьями. Однако они четкобросают основным жизненным принципам еврейскогоразделяют свои проблемы борьбы за равноправие вбольшинства, уже выходит за рамки обычных парла-Израиле с проблемами палестинцев на территориях. Наментских разногласий. В настоящее время арабскийоснове социологических данных израильский социологсектор имеет 11 депутатов, представляющих в основ-С. Самуха разделил израильских арабов на четыре ка-ном радикально настроенные арабские партии. В ре-тегории в соответствии с их политической ориентаци-зультате последних выборов в 2009 г. РААМ-ТААЛ -ей: 1) арабы, которые принимают Израиль в его ны-арабская исламистская партия - 4 мандата; Хадаш -нешнем виде и готовы к сотрудничеству в рамках су-арабские коммунисты, Демократический фронт за мирществующей системы (11%); 2) те арабы, которые хо-и равенство - 4 мандата; БАЛАД - Национальный де-тели бы внести изменения в существующую систему,мократический альянс, радикально-антисионистскийно считают возможным произвести реформы в рамкахсписок «палестинцев 1948 г.» - 3 мандата.имеющегося законодательства (39%); 3) те, кто призна-Правые партии и деятели относятся к явлению ра-ет Израиль как государство, но не его сионистско-дикализации части арабского населения Израиля как кеврейский характер (40%); 4) арабы, отрицающие во-одному из проявлений террористической деятельности.обще право Израиля на существование (10%) [8. С. 238,«Национальный» лагерь Израиля считает, что еврей-239]. Исламизация арабского сектора, по мнению боль-ский характер израильского государства гораздо важ-шинства израильских политиков, сводит на нет надеж-ней его демократии. Его сторонники призывают власт-ды левого лагеря в Израиле на мирное сосуществова-ные структуры государства поступать с арабскими ра-ние двух народов. Примером того, что лояльность из-дикалами так же, как необходимо поступать с террори-раильских арабов своему государству «сходит на нет»,стами. Лидер правого крыла Ликуда М. Фейглин неод-могут служить высказывания депутатов Кнессета отно-нократно подчеркивал актуальность жестких мер в от-сительно своего отношения к Израилю. Например, де-ношении арабских радикалов. «Известные и признан-путат А. Бишара в своем интервью египетскому теле-ные по обе стороны зеленой линии арабские лиде-видению заявил: «Мы рассматриваем израильскую де-ры, - писал Фейглин, - не скрывают своего намерениямократию как инструмент и цинично пользуемся им вуничтожить нас. Мы на войне. А на войне индивидуу-борьбе против Израиля» [6. 07.10.1999].мы вынуждены расплачиваться за всю нацию. На войнеИдеологические и социальные истоки арабскихнет непричастных - ни в школах, ни в больницах» [9].партий, равно как и отдельные пункты их политиче-Общее ухудшение отношений между еврейским иских программ, заметно различаются между собой. Но,арабским населением достигло кризисной отметки.несмотря на это, новое поколение арабских политиковТакая ситуация заметно осложняет политический диа-пришло к необычайно широкому консенсусу в том, чтолог и ставит под сомнение саму возможность партнер-касается отношения к еврейскому государству. Дваства между двумя сторонами. Непростая и не имеющаянаиболее заметных арабских политических движения воднозначного решения проблема положения арабскогоИзраиле - это Исламское движение, настойчиво пропа-меньшинства в Израиле является одновременно произ-гандирующее исламский закон (шариат) и борющеесяводной и составляющей арабо-израильского конфлик-за искоренение всех аспектов еврейского самосознанията. Если решение палестино-израильского конфлик-в Израиле, а также возглавляемая арабами Коммуни-та может быть достигнуто путем отступления с боль-стическая партия, взявшая на вооружение лозунг «двашей части территорий Западного берега и полосы Газа,народа - два государства». Суть этой позиции в пол-то «размежевание» ни в коей мере не рассматриваетсянейшем отказе от принципов, принятых официальнымв качестве приемлемого решения «арабского вопроса»Израилем. Этот отказ состоит из трех компонентов,в пределах «зеленой черты». Завершение конфликта скаждый из которых со временем приобретает все болеепалестинцами оккупированных территорий, разумеет-заметное звучание: 1) отрицание политического и нрав-ся, создаст атмосферу большего доверия, однако этоственного обоснования существования еврейского госу-лишь одна из составляющих будущей нормализации.ЛИТЕРАТУРА

Ключевые слова

radicalization, discrimination, plasticization, inequality, Israeli Arabs, радикализация, дискриминация, неравенство, израильские арабы

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Карасова Татьяна ВладимировнаИнститут востоковедения РАН (г. Москва)кандидат исторических наукKarasovat@list.ru
Всего: 1

Ссылки

Фейглин М. Во главу Ликуда. URL: <http://Russian.manhigut.org/content/view/245/59/>
Sammy Smooha. Ethnic Democracy: Israel as an Archetype // Israel Studies. 1997. Vol. 2, № 2. Fall.
Шифтан Д. Палестинский вызов еврейскому государству: новая идеология израильских арабских политиков // Ближний Восток и современность. 2003. № 18.
Вести-2.
Haaretz.
Bisk T. The Optimistic Jew. A Positive Vision for the Jewish People in the 21st Cetntury. Israel: Maxanna Press, 2007.
Барковский Л.А. Арабское население Израиля. М.: Наука; ГРВЛ, 1988.
Гилади Д. Становление финансово-экономической системы (раздел 3) // Общество, экономика и культура Израиля. Тель-Авив: Открытый университет, 2003.
Dowty А. The Jewish State. A Century Later. Berkley - Los-Angeles, California: University of California Press, 1998.
 Политика в отношении арабского этнического меньшинства в Государстве Израиль | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 340.

Политика в отношении арабского этнического меньшинства в Государстве Израиль | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 340.

Полнотекстовая версия