Рассматриваются актуальные вопросы развития рынка операторских услуг на железнодорожном транспорте. Обосновывается эффективное использование вагонного парка частных операторов, повышение конкурентоспособности предоставляемых услуг.
Development of operator services market for rail transport: problems and prospects.pdf Принятие курса на демонополизацию рынка грузо-сторону качества услуг помогли коммерческим опера-вых перевозок на железной дороге привело к возмож-торам закрепиться на рынке: в 2002 г. доля грузовыхности появления различных частных компаний-перевозок операторскими компаниями составилаперевозчиков и формирования конкурентной рыночной152,9 млн т, или 14,1% от общей погрузки по сети же-среды, позволяющей повысить уровень доступностилезных дорог.инфраструктуры железных дорог для различных ком-К тому времени частным подвижным составом пе-паний. Наметившаяся тогда негативная тенденция рос-ревозились: 35,9% нефтеналивных грузов, 20,7% авто-та перевозок частным парком стала толчком для созда-мобилей, 20,6% минеральных удобрений, 16% железо-ния дочерних операторских компаний, которые имелирудного сырья, 10,7% чёрных металлов, 4,6% лесныхбы возможность предоставлять качественные услуги погрузов, 3% цветной руды, 2,8% каменного угля, 0,6%перевозке грузов железнодорожным транспортом [1, 2].строительных грузов. В структуре грузоперевозок ча-Создание рынка операторских услуг в России нача-стных операторов значительную долю имеют грузы слось в 1998 г., когда была создана первая коммерческаявысокой ставкой доходности. При этом перевозки гру-структура, занимавшаяся контролем перевозок нефте-зов по низким тарифным ставкам, социальные грузопе-продуктов на экспорт. Как показала в дальнейшемревозки, не представляют особого интереса для незави-практика функционирования частного оператора, уве-симых операторов. Более того, частные операторыличение объемов перевозок возможно и при снижениипредпочитают работать на устойчивых направленияхколичества парка вагонов. Также удалось значительноперевозок, не охватывая сегмент нерегулярных перево-сократить время доставки, что позволяло экономитьзок. Общее число частных операторов на рынке росло,ресурсы компании-заказчика и получателя груза.однако часть из них ограничивалась обеспечением по-Существенное развитие рынок операторских услугтребностей в грузоперевозках компаний, выступавшихполучает в 2001 г., когда был принят проект Положе-в роли учредителей.ния о порядке создания компаний-операторов на феде-Снижение доли перевозок ОАО «РЖД» на сегментахральном железнодорожном транспорте. В тот же годрынка, представляющих больший финансовый интерес,свидетельства получили первые компании-операторы.приводит к осознанию необходимости изменения стра-Стимулом для развития компаний-операторов и по-тегии поведения на рынке. За период 2003-2005 гг. ввышением спроса на их услуги послужил дефицит под-структуре перевозок ОАО «РЖД» сложилась следующаявижного состава инвентарного парка. Значительноеситуация: доля угольных перевозок составляет 25,8-сокращение числа вагонов, увеличение среднего воз-28,0% от общего объёма грузовой работы, минерально-раста подвижного состава, их плохое техническое со-строительных грузов - 19,6-26,3%, нефтяных грузов -стояние - все это привело к снижению доли рынка пе-8,4-13,3%, рудных грузов - 7,8-10,9%, чёрных метал-ревозок МПС. В этот период частные компании-лов - 6,9-6,7%. При этом доходы от перевозок грузовоператоры инвестировали средства в расширение соб-инвентарным парком ОАО «РЖД» в разрезе номенкла-ственных парков, тем самым обеспечивая себе выжи-туры грузов распределяются следующим образом: долявание на рынке и постепенно увеличивая свою долю вдоходов от перевозок угля составляет - 19,5-12,0%, ми-общем объеме грузовых перевозок. Важнейшим факто-нерально-строительных - 5,2-11,1%, рудных грузов -ром повышения конкурентоспособности частных опе-4,6-7,2%, нефтяных грузов - 14,1-21,8%, чёрных метал-раторов было повышение конкурентоспособности пре-лов - 12,2-18,1%. В связи с этим остро встает вопрос одоставляемых услуг, а именно повышение качествавыходе на рынок операторской компании, которая моглаобслуживания грузоотправителей и грузополучателейбы конкурировать на рынке частного подвижного соста-по сравнению с лидером в области грузовых перево-ва, но оставаться в структуре железнодорожного хол-зок - МПС. В основе повышения конкурентоспособно-динга. В 2007 г. создана дочерняя структура ОАОсти компании лежит уровень качества предоставляе-«РЖД» - ОАО «Первая грузовая компания», в пользова-мых услуг, которые должны соответствовать ожидани-ние которой была передана часть инвентарного парка -ям потребителей по основным характеристикам, такимпорядка 200 тыс. вагонов. Был передан практически веськак время перевозки, скорость доставки, величина та-специализированный подвижной состав (цементовозы,138рифа, сохранность груза и др. Расставленные акценты вминераловозы, цистерны и т.д.).ОАО «Первая грузовая компания» (ПГК) в 2008 г. было перевезено 100 млн т грузов. В том числе свыше 34 млн т нефтяных грузов, более 33,4 млн т каменного угля, около 13,8 млн т цемента, свыше 6 млн т строи-тельных грузов, 7,3 млн т руды, 1,3 млн т черных ме-таллов. Доля «Первой грузовой компании» в общем объеме перевозок грузов по сети РЖД в 2008 г. соста-вила 6,8%. В целом доля перевозок в приватных ваго-нах с учётом ПГК к 2008 г. возросла до 44,4% (в томчисле 37,6% в вагонах независимых собственников). Общая структура перевозок грузов по принадлежности вагонов представлена на рис. 1.В то же время структура по парку грузовых вагонов в 2008 г. насчитывала 1 004 370 единиц, в том числе инвентарный парк ОАО «РЖД» составлял более 404,2 тыс. вагонов, или 40,2% от общего числа вагонов. Общая структура парка вагонов российской принад-лежности представлена на рис. 2.Частные операторы других государств; 10,4%Российскиечастныеоператоры; 37,6%ОАО "РЖД";45,2%ОАО "ПГК"; 6,8%Рис. 1. Структура перевозок грузов по принадлежности вагонов в 2008 г.ОАО "РЖД" 40%Частные операторы 39%ОАО "ПГК" 21%Рис. 2. Структура парка вагонов российской принадлежности в 2008 г.Таким образом, частные операторы, имея вагонныйтельных грузов (+135,0%), 12,2 млн т цемента (-15,9%),парк 39% от общего парка, осуществляли перевозку10,8 млн т чёрных металлов (+111,8%), 5,0 млн т хими-грузов на 37,6%, в то время как ОАО «ПГК», имея 21%ческих и минеральных удобрений (+85,0%), 1,2 млн тпарка, осуществляла перевозки лишь на 6,8%. Видимо,цветных металлов (+140,0%). В 2009 г. доля ОАОтакое соотношение связано с тем, что в первые годы«ПГК» в объёме перевозок грузов по сети российскихсвоего функционирования ОАО «ПГК» передавалажелезных дорог составила 18,8%. Несмотря на негатив-большую долю рабочего парка в ОАО «РЖД» на усло-ную рыночную ситуацию, благодаря грамотным реше-виях аренды. Постепенно наращивая клиентскую базуниям менеджмента компании удалось не только сохра-и долю рынка, «Первая грузовая компания» забирала внить рыночную долю недавно созданного оператора, нооперирование подвижной состав, владельцем которогои значительно ее увеличить по сравнению с предыду-она являлась.щим годом. В январе-августе 2010 г. ПГК увеличилаНаступивший финансовый кризис негативно ска-перевозки в 1,3 раза по сравнению с аналогичным пе-зался на объемах перевозок на железнодорожномриодом прошлого года до 193,8 млн т. В январе-августетранспорте. По данным Росстата, в 2009 г. общее коли-2010 г. доля ОАО «ПГК» в объеме перевозок грузов почество перевезённых грузов равнялось 1108 млн т, чтосети российских железных дорог составила 22,0%по сравнению с предыдущим годом ниже на 15% и(+ 3,6% к аналогичному периоду прошлого года). В ав-примерно эквивалентно уровню перевозок на железно-густе текущего года объемы перевозок ПГК выросли подорожном транспорте 2003 г. Динамика рынка желез-сравнению с июлем на 4,1% и составили 27,0 млн т.нодорожных грузоперевозок с момента появления ча-В соответствии с планом реформирования железно-Однако по итогам 2009 г. объём перевозок ОАО «Первая грузовая компания» вырос по сравнению с 2008 г. в 1,9 раз и составил 231,8 млн т. Рост произошел, прежде всего, за счёт увеличения грузовой базы ПГК. В реальном выражении ПГК перевезла в 2009 г. 76,5 млн т каменного угля (+129,0%), 62,1 млн т нефтяных грузов (+58,8%), 22,5 млн т руды (+212,5%), 14,8 млн т строи-дочернее предприятие - ОАО «Вторая грузовая компа-ния», в уставной капитал которой внесены вагоны, ос-тавшиеся ОАО «РЖД». Таким образом, можно гово-рить об окончательном формировании конкурентного рынка транспортных услуг, на котором функциониру-ют только частные операторы. Теперь, при выборе компании-оператора на железнодорожном транспорте,стных операторов представлена в таблице.дорожной отрасли в октябре 2010 г. создано еще одно139грузоперевозчик может исходить не только из наличия уровню обслуживания и другим параметрам, оказы-вагонов, но и дифференцировать частные компании по вающим влияние на окончательный выбор.Динамика грузоперевозок за период 2002-2009 гг. на железнодорожном транспорте [3, 4]ГодОбъём грузоперевозок, млн тПрирост, %20021 0842,4620031 1617,1020041 2215,1720051 2734,2620061 3123,0620071 3452,5220081 304-3,0520091 108-15,03Таким образом, ОАО «РЖД» оставляет за собойвагонов достиг 85,9%, средний возраст грузовых ваго-предоставление услуг инфраструктуры и услуг по пе-нов - 21 год.ревозке грузов. В ее ведении остается малая часть ва-2. Дефицит подвижного состава. Это происходитгонов, которая будет ориентирована на внутренниевследствие ежегодного выбытия подвижного состава,потребности холдинга в перевозке материальных ре-отслужившего срок службы, при этом обновление пар-сурсов.ка вагонов идет медленными темпами. В 2008 г. част-Уже созданная ОАО «ВГК» должна будет посте-ные операторы начали активно обновлять подвижнойпенно принять в оперирование переданный парк. Болеесостав по лизинговым схемам, однако в начале 2009 г.того, на компанию ложатся задачи, связанные с обнов-ухудшение экономической ситуации оказало негатив-лением вагонного парка, поскольку средний износ ин-ное влияние на объёмы перевозок, в результате наблю-вентарного парка по некоторым видам подвижногодалось увеличение показателя простоя вагонов. Поло-состава составляет до 80%.жительная динамика грузоперевозок за 9 месяцевВ связи с появлением ОАО «ВГК» усилия частных2010 г. позволяет предположить возникновение в бу-операторов будут направлены на использование гибкихдущем дефицита вагонов. При этом неравномерностьмеханизмов ценообразования; произойдет уменьшениеспроса на определённые виды вагонов (хоппердозато-нагрузки на транспортную сеть по мере развития кон-ры, полувагоны) определяется сезонностью. Таким об-куренции среди операторов подвижного состава за счётразом, при росте общего количества вагонов на сетиоптимизации перевозчиков процесса. Постепенныйжелезных дорог наблюдается их нехватка под погрузкурост доли долгосрочных контрактов между грузоот-в требуемых пунктах.правителями и операторами позволит гарантировать3. Это отсутствие реально действующего механизмаобеспечение перевозок рабочим парком и стремится квзаимодействия ОАО «РЖД» с операторами подвижно-повышению качества обслуживания потребителейго состава по эффективному регулированию рабочеготранспортных услуг.парка. Для решения возникшей проблемы, а также дляПроводя анализ современной ситуации на рынкеупорядочения управления частным парком предложенаоператорских услуг, в целом можно выделить следую-модель взаимодействия между железными дорогами,щие негативные тенденции.грузоотправителями и операторами с участием коорди-1. Наблюдается постоянное увеличение среднегонирующей структуры, представляющей интересы участ-возраста грузовых вагонов. При этом, как показываетников рынка. При этом основными задачами такого ко-статистика, средний возраст подвижного состава част-ординационного органа является недопущение неразре-ных операторов составляет около 8 лет. Если говоритьшимых сценариев развития; прогнозирование, формиро-о состоянии активной части фондов РЖД, то здесь си-вание и оценка сценариев развития рынка транспортныхтуация гораздо тяжелее. Коэффициент износа грузовыхуслуг; предоставление консалтинговых услуг.
Транспорт в России. 2005: Стат. сб. М., 2005. Т. 65. 198 с.
Транспорт в России. 2009: Стат. сб. М., 2009. Т. 65. 215 с.
Хусаинов Ф.И. Демонополизация железнодорожного транспорта и развитие системы операторских компаний. Саратов: Новый ветер, 2009. 322 с.
Концепция реформирования железнодорожного транспорта в сфере оперирования грузовым подвижным составом на среднесрочную перспективу (2010-2015 гг.) Утв. 16.10.2009.