Туристский кластер как фактор создания конкурентных преимуществ региона на рынке туристических услуг(на примере Республики Алтай) | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 340.

Туристский кластер как фактор создания конкурентных преимуществ региона на рынке туристических услуг(на примере Республики Алтай)

Представлен анализ туристского кластера от выявления сущности данной категории к исследованию его состояния в Республике Алтай. В первой части работы описана роль кластера в формировании конкурентоспособности региона. Далее дается оценка его современного состояния в регионе и возможности дальнейшего развития.

Tourist cluster as a factor of competitive advantages creation in the market of travel services.pdf Республика Алтай является регионом, обладающимзяйственной системы создается за счет его конкурентныхпризнаками, присущими горным территориям. В связипреимуществ (это специфические черты и особенностис устойчивыми тенденциями роста спроса на турист-региона, важные для целевых рынков и отличающие его отские услуги и наличием нереализованного рекреацион-других регионов, создающие условия для устойчивого раз-ного потенциала для данных регионов развитие именновития региона) [4. C. 168]. Они обеспечиваются за счеттуризма рассматривается средством достижения кон-конкурентных ресурсов, к которым в современных услови-курентоспособности [1-3].ях можно отнести, наряду с традиционными (труд, земля,В экономической науке общепризнанной теориикапитал), наличие самобытных народных ремесел, устой-межрегиональной конкуренции и конкурентоспособно-чивых экономических и социальных связей, сильного на-сти регионов, подобной теории международной конку-учно-образовательного комплекса и т.п.ренции или конкуренции фирм, пока не существует [4-В системе конкурентоспособности с понятием кон-6]. Вместе с тем четко обозначено, что конечной цельюкурентных преимуществ также тесно связаны такиеконкурентоспособности региона являются высокийкатегории, как источники (потенциальные ресурсы) иуровень жизни населения и сохранение достигнутогофакторы (то, что может сделать из источников конку-уровня жизни. Таким образом, политика любого регио-рентное преимущество путем их наиболее эффективно-на должна быть направлена на достижение конкурен-го использования и вовлечения в процесс) [4. С. 165].тоспособности его экономики.Среди таких факторов экономисты в последнее времяНесмотря на то что формирование категории конкурен-особое внимание уделяют региональным кластерам.тоспособности региона еще только начинается в экономи-Роль кластера в достижении конкурентоспособностической науке, известно, что это состояние региона как хо-региона представлена на рис. 1.Конкурентные ресурсыКластерыИнновационная системаИсточники (потенциальные ресурсы)Экономико-географическое положение Имидж регионаЛftИ_Факторы^3||Z3l||1||^3ll&Рис. 1. Этапы достижения конкурентоспособностидиалектическогоВ экономической литературе общепринятым счита-чащих сторон составляет сущностьется определение кластера, данное М. Портером: «Кла-движения [8. Т. 4. С. 136]. Противоречия постоянностер - это группа географически соседствующих взаи-присутствуют в экономическом процессе формирова-мосвязанных компаний и связанных с ними организа-ния кластера региона. Производительная сила регионаций, действующих в определенной сфере и характери-формирует кластер как возможность созидания мате-зующихся общностью деятельности и взаимодопол-риального и интеллектуального, духовного производ-няющих друг друга» [7. С. 258]. Так, вследствие научноства, как возможность производить товары, услуги,обоснованного подбора и объединения субъектов дос-развития всех видов производств региона. Потреби-тигается существенный экономический эффект. Этотельная же сила формирует кластер региона тем, чтопредопределяет актуальность исследования экономи-ческой целесообразности взаимодействия в форме кла-стеров, а также необходимость научно-методических основ разработки и внедрения кластерных логико-структурных моделей. Многие аспекты, связанные с формированием разных моделей кластеров, пока не имеют достаточного теоретического обоснования и требуют специальных научных исследований. Это в полной мере относится и к сфере туризма.вызывает постоянную необходимость и возможность производительного и личного потребления. Эти силы обусловливают друг друга, не существуют друг без друга: «…обусловленность некоторой другой силой есть в себе действие самой силы» [5. С. 107]. Именно поэтому противоречие между производительной и по-требительной силами есть основное условие формиро-вания кластера.Потребительная сила региона является побуждаю-Кластерное взаимодействие обусловлено одновре-щей лишь постольку, поскольку она сама побуждаетсяменным сосуществованием взаимопротиворечащихпроизводительной силой региона, при этом одна силасторон - производительной и потребительной силы, -опосредована другой силой, т.к. ни производительнаяих борьбой и слиянием. Борьба и слияние противоре-сила, ни потребительная сила региона не могут суще-145ствовать в отдельности. Производительная сила пере-ходит в потребительную как через производительное потребление, так и через личное потребление главной производительной силой - человеком. В процессах конкуренции не может быть отделения производства от потребления, нацеленности конкурентоспособности только на активизацию производства или активизацию потребления. Данное утверждение имеет особую зна-чимость в связи с тем, что многие экономисты акцен-тируют внимание на необходимости развивать реаль-ное производство, направлять инвестиции в это произ-водство [9]. На самом деле задачей должно быть одно-временное обеспечение реального развития как произ-водства, так и потребления в регионах. На противоре-чие между производительной и потребительной силами как основное противоречие экономики обратил внима-ние А.А. Абишев [10].Указанные утверждения важны с той точки зрения, что кластер необходимо рассматривать не только как группу географически соседствующих взаимосвязан-ных организаций, но и как множественное взаимодей-ствие между всеми организациями и потребителями. Из этого следует, что при формировании и развитии кластера одного региона необходимо выходить за пре-делы этого кластера, учитывать потребительную силу других регионов. Это обеспечит устойчивое функцио-нирование кластера.В то же время объективное сосуществование и взаимодействие производительной и потребительной сил не гарантирует наличие в том или ином регионе кластера. Так, Н.Н. Пидгурская [11] наряду с таким известным признаком кластера, как территориальная локализация предприятий, вовлеченных в индустрию туризма, разработала дополнительные признаки, сви-детельствующие о существовании кластера туризма в регионе: 1) присутствие на территории туристских ор-ганизаций, реализующих конкурентоспособные тур-продукты, что создает основу для развития смежных с туризмом отраслей, вовлечения местного населения в туристскую деятельность; 2) существование устойчи-вых экономических связей между организациями, ори-ентированными на удовлетворение общественных по-требностей в рекреации; 3) наличие государственных и некоммерческих институтов поддержки туристской деятельности в регионе; 4) наличие уникальных тури-стских ресурсов, что позволяет создавать сильные ту-ристские бренды с меньшими затратами; 5) способ-ность турфирм территории привлекать туристов, отли-чающихся высокой требовательностью к качеству и составу туристских услуг; 6) существование на терри-тории необходимой инфраструктуры.Предложенные признаки позволяют определить на-личие или отсутствие туристского кластера на иссле-дуемой территории. Однако, на наш взгляд, следует дополнить данный список очень важным положением -наличие устойчивого потребительского спроса на ту-ристический продукт.Анализ туристского кластера позволяет определить его роль в формировании конкурентных преимуществ региона на рынке туристских услуг.В чем же проявляется возможность кластера созда-вать конкурентные преимущества? Успех кластеров146улучшает экономическую ситуацию в регионе, поэтому кластеры имеют политическую значимость для органов власти, в первую очередь в связи с выполнением соци-альных обязательств. Все участники кластера получают выгоду от устойчивых взаимодействий. Они получают преимущества перед организациями, не входящими в кластерное образование за счет снижения издержек (вследствие эффекта масштаба). Этот эффект исполь-зуется и вне кластерных образований, однако тесные партнерские связи участников кластера позволят из-влечь больше выгоды в аналогичные периоды. Кроме того, кластеры стимулируют значительное повышение производительности труда и внедрение иннова-ций. Используя репутацию кластера, предприятия ма-лого и среднего бизнеса получают новые возможности доступа к ресурсам, а совместно бизнес и региональ-ные власти могут искать пути наиболее эффективного продвижения своих инициатив через федеральные структуры.Для реализации кластера как фактора конкурентных преимуществ региона необходимо, для начала, провес-ти тщательный анализ его современного состояния с целью разработки стратегии его развития.На первом этапе, изучив туристическую деятель-ность на территории Республики Алтай и соотнеся ее характеристики с перечисленными выше признаками, мы пришли к выводу о присутствии в регионе турист-ского кластера. На втором этапе исследования турист-ского кластера - его идентификации - необходимо оп-ределить границы кластера, его географический каркас, структуру и отличительные характеристики.Географические границы кластера туризма Респуб-лики Алтай почти полностью совпадают с его админи-стративной территорией. Определение географическо-го каркаса кластера предполагает изучение транспорт-ных коммуникаций, определение «опорных пунктов» и «центров туристических потоков». Туристский кластер республики Алтай имеет «звездочный» тип каркаса, который функционирует по системе «центр - перифе-рия». «Центр туристических потоков» - это Маймин-ский район со своей системой туробъектов. Географи-ческие особенности республики обусловили развитие двух видов транспорта: автомобильного и авиационно-го. Автомобильный транспорт является ведущим в рес-публике. «Опорные пункты» - это центры муници-пальных образований и наиболее крупные турпред-приятия, которые обладают инфраструктурой. По тер-риториальному признаку кластер является типичным региональным. Изучение структуры кластера предпо-лагает анализ «ядра кластера», «основы кластера», смежных и обслуживающих кластер предприятий, ин-фраструктуры кластера. «Ядро кластера» составляют туроператоры и турагенты. Следует отметить, что ту-рагентскую деятельность осуществляют не только фирмы республики, но и многих других регионов по всей России, осуществляя посредническую деятель-ность. Тем самым, все предприятия, осуществляющие турагентскую и туроператорскую деятельность, явля-ются катализаторами спроса на туруслуги предприятий Республики Алтай. Они есть та самая производитель-ная сила, взаимодействующая с потребительной силой (туристами других регионов). В то же время турпред-приятия и турагенты выполняют функции потреби-тельной силы для предприятий «основы кластера». Это те предприятия, которые обеспечивают туристам транспортное обслуживание, питание, гостиничное обслуживание, отдых, лечение и развлечения. Эти ус-луги составляют суть туристского продукта, и без дан-ных предприятий существование кластера невозможно.Отличительные характеристики изучаемого класте-ра: наличие 5 из 167 объектов всемирного наследия Юнеско; высокая ионизация воздуха; наличие самой высокой точки Сибири - горы Белуха; создание ОЭЗ туристско-рекреационного типа «Алтайская долина»; большая территориальная протяженность; наличие у кластера внешних государственных границ с тремя государствами; совпадение географических границ кластера с административно-территориальными грани-цами региона; «жесткий» географический каркас кла-стера; доминирование экологического и приключенче-ского туризма (наиболее популярных в перспективе по прогнозам Всемирной Туристской организации).На третьем этапе исследования туристского класте-ра определяется состояние и степень развитости кла-стера. В зависимости от степени зрелости выделяют слаборазвитый туристский кластер (этап роста) и раз-витый туристский кластер (этап зрелости) [11]. Турист-скому кластеру, находящемуся на этапе роста, наибо-лее целесообразно использовать стратегию преимуще-ственно экстенсивного роста, а на этапе зрелости -стратегию преимущественно интенсивного роста.Туристский кластер Республики Алтай находится на этапе роста («слаборазвитый» туристский кластер), что было определено с помощью методики, предло-женной Н.Н. Пидгурской [11], исходя из рабочей таб-лицы. Таким образом, анализируемый кластер обладает 11 признаками, присущими «слаборазвитому»: темп роста турпотока более 7%, наличие узких мест, нерав-номерное распределение звеньев, деформирование гео-графического каркаса, несущественный выход кластера за пределы административных границ, неразвитость коммуникаций и сети «опорных пунктов», ярко выра-женная сезонность, несогласованность действий участ-ников, отсутствие сложных моделей взаимодействия, отсутствие саморегулирования деятельности участни-ков кластера. Только 2 признака соответствуют «разви-тому» кластеру: продвижение единых брендов и пере-сечение кластера с другими кластерами.С 1999 г. наблюдаются высокие темпы роста потока туристов в республику. Среднегодовые темпы роста за прошедший период составляют около 10% в год. По оценкам, количество посещений в 2009 г. составило порядка 950 тысяч [12]. Число турпредприятий на тер-ритории Республики Алтай постоянно растет. С 1999 г. количество объектов размещения туристов в регионе выросло почти в 4,5 раза. В целом объем реализованно-го туристического продукта Республики Алтай в 2008 г. составил 1,65 млрд руб. Из них, помимо кол-лективных средств размещения, активные туристиче-ские походы, сплавы и экскурсии - 625,6 млн руб. (38%); организованная доставка, дополнительные услу-ги - 327 млн руб. (20%) [13]. Количество мест разме-щения растет пропорционально росту коллективных средств размещения. Например, в 2007 г. общее коли-чество мест размещения составляло 6 585 (круглого-дичных - 2 305) [14], в 2008 г. - 8 150 мест (3 100) [13], в 2009 г. - 8500 мест (3200) [12]. Кроме того, по оцен-кам Министерства туризма и предпринимательства Республики Алтай, входящие в кластер туризма сель-ские домовладения предоставляют порядка 4,5 тыс. мест размещения. Сегодня индустрия туризма Респуб-лики Алтай характеризуется следующими показателя-ми. Количество предприятий всех форм собственности, оказывающих различные туруслуги, возросло до 558 в 2008 г. [13] против 514 в 2007 г. [14]. В 2009 г. туризм стал носить ярко выраженный характер выходного дня, что связывается с кризисом в экономике, однако коли-чество посещений Республики Алтай не сократилось, произошло лишь изменение его структуры. Прямые налоговые поступления от деятельности налогопла-тельщиков, оказывающих туристические услуги, за девять месяцев текущего года выросли относительно аналогичных показателей 2008 г. на 55% (37,6 млн руб. в 2009 г. против 24,2 млн руб. в 2008 г.) [12].В результате анализа состояния кластера были вы-явлены основные проблемы, оказывающие негативное влияние на развитие кластера: ярко выраженная сезон-ность спроса на туристические услуги (с мая по сен-тябрь - 85% всего турпотока; с октября по апрель -15%, причем основная часть потока приходится на 10 дней новогодних праздников) [15. C. 74]; низкие темпы развития инфраструктуры по сравнению с нуж-дами кластера; многократное превышение спроса на средства размещения над их предложением в летние месяцы (если средний дневной турпоток в выходные дни составляет, по экспертным оценкам, около 16 тыс. чел., то количество организованных мест раз-мещения всего 8,5 тыс.); отстающие темпы подготовки специалистов для сферы туризма.Поскольку кластер является слаборазвитым, то не-обходимо применять стратегию преимущественно экс-тенсивного роста (за счет роста количества прибываю-щих туристов и, соответственно, роста количества во-влекаемых ресурсов и факторов производства турус-луг). В ходе осуществления данной стратегии необхо-димо решить три главных проблемы: уменьшить фак-тор сезонности - увеличить поток туристов в «мерт-вый» сезон; расширить «узкие» места кластера; дове-сти развитие инфраструктуры до уровня, необходимого туристскому кластеру.Таким образом, для повышения конкурентоспособ-ности исследуемого кластера необходимо: развитие делового, событийного туризма и санаторно-курорт-ного направления в регионе; создание системы образо-вательного партнерства (создание устойчивых связей системы образования со всеми другими организациями туристского кластера); проведение активного марке-тинга территории и соответствующего мониторинга; активное осуществление инвестиций в инфраструкту-ру, в том числе стимулирования частных (путем строи-тельства платных дорог и мостов); стимулирование привлечения инвестиций в предложение комплексных услуг путем налоговых льгот, субсидирования, налого-вых кредитов и предоставления туристических площа-док на выгодных условиях; создание системы государ-ственно-частного партнерства (например, осуществле-147ние совместных проектов, в том числе с целью созда-вать становлению кластера как «развитого». А это, вния известного и узнаваемого облика территории).свою очередь, позволит кластеру туризма полноценноРеализация указанных способов совершенствованиявыполнять свою функцию как фактора конкурентныхкластера туризма Республики Алтай будет способство-преимуществ региона на рынке туристических услуг.

Ключевые слова

travel services, "developed' or "poorly developed" tourist cluster, tourist cluster, cluster, competitive advantage of region, «слаборазвитый» и «развитый» туристский кластер, метод оценки туристского кластера, туристский кластер, кластер, туристские услуги

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Кучинова Эркелей СергеевнаГорно-Алтайский государственный университетаспирантmuklaeva@ya.ru
Всего: 1

Ссылки

Разработка концепции создания и развития туристско-рекреационных особых экономических зон в России: Первая промежуточная презентация / Roland Berger Strategy Consultant. М., 2007. 176 с.
Итоги туристического сезона 2007 г. / Министерство туризма и предпринимательства РА. Горно-Алтайск, 2008.
http://mtpi.altairepublic.ru/modules.php?op=modload&name=Sections&file=index&req=viewarticle&artid=39&page=3&POSTNUKESID=d0c3376801bacfd8bdfd fe6404840ad0, свободный.
http://mtpi.altairepublic.ru/modules.php?op=modload&name=Sections&file=index&req=viewarticle&artid=39&page=2, свободный.
Итоги туристического сезона 2008 г. / Министерство туризма и предпринимательства РА. Горно-Алтайск, 2009.
Итоги туристического сезона 2009 г. / Министерство туризма и предпринимательства РА. Горно-Алтайск, 2010.
http://mtpi.altairepublic.ru/modules.php?op=modload&name=Sections&file=index&req=viewarticle&artid=39&page=1&POSTNUKESID=449b 804c9366685edf954a43797232be, свободный.
Пидгурская Н.Н. Кластерный подход к регулированию туризма в регионе: Автореф. дис. … канд. эконом. наук. Иркутск, 2006. 22 с.
<http://www.rppe.ru/wp-content/uploads/2010/02/doholyan-sv.pdf/>, свободный.
Абишев А.А. Социально-экономическая эволюция технологического способа производства: Дис. … д-ра эконом. наук. СПб., 2000. 345 с.
Дохолян С.В. Проблемы формирования конкурентоспособности региона: основные противоречия, позитивные и негативные факторы // Региональные проблемы преобразования экономики. Режим доступа: <http://> www.rppe.ru/wp-content/uploads/2010/02/doholyan-sv.pdf/
Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. 2-е изд. М.: Гос. изд-во политической литературы, 1955. Т. 4. 615 с.
http://lib.udsu.ru/a_ref/05_04_005.pdf/, свободный
Портер М. Конкуренция / Пер. с англ. О.Л. Пелявского, А.П. Уриханяна, Е.Л. Усенко [и др.]; Под ред. Я.В. Заблоцкого, М.С. Иванова,К.П. Казаряна [и др.]. М.: Вильямс, 2005. 608 с.
Глезман Л.В. Стратегия и комплексный механизм реализации конкурентных преимуществ региона: Автореф. дис. … канд. эконом. наук. Ижевск, 2005. 26 с.
Региональная экономика: Учебник / Под ред. В.И. Видяпина, М.В. Степанова. М.: ИНФРА-М, 2007. 666 с.
Андреев А.В., Борисова Л.М., Плучевская Э.В. Основы региональной экономики: Учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2007. 336 с.
Ялбачева Е.В. Специфика социально-экономического развития горных территорий // Проблемы развития экономики Республики Алтай: теория и практика: Вестник Том. гос. ун-та: Бюл. оперативной науч. инф. 2006. № 79.
Шодоева Л.М. Социально-экономические проблемы развития горных территорий // Управление регионом: тенденции, закономерности, проблемы: Сб. науч. статей. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2003. Ч. 1. С. 76-80.
Суразакова С.П. К вопросу о модели социально-экономического развития горных территорий // Региональные проблемы перехода к устойчивому развитию: ресурсный потенциал и его рациональное использование в целях устойчивого развития. Кемерово, 2003. Т. 1.
 Туристский кластер как фактор создания конкурентных преимуществ региона на рынке туристических услуг(на примере Республики Алтай) | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 340.

Туристский кластер как фактор создания конкурентных преимуществ региона на рынке туристических услуг(на примере Республики Алтай) | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 340.

Полнотекстовая версия