Воспроизводство углеводородного сырья России: проблемы и перспективы | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 340.

Воспроизводство углеводородного сырья России: проблемы и перспективы

Рассматриваются основные проблемы воспроизводства углеводородного сырья в традиционных и новых нефтегазоносных провинциях России. Предлагается создание Фонда воспроизводственных и технологических инноваций в минерально-сырьевом комплексе, обозначаются источники его финансирования и направления использования денежных средств. Данный фонд необходим для финансового обеспечения воспроизводства и эффективного использования минеральных ресурсов в долгосрочной перспективе в условиях инновационных преобразований экономики

Reproduction of hydrocarbon in Russia: problems and prospects.pdf Нефтегазовый комплекс России играет, как извест-от всего количества добытой нефти. Таким образом,но, значительную роль в доходах бюджетной системы,дальнейшее развитие нефтяной отрасли зависит отобеспечивая до 80% валютных поступлений. При этомобъема инвестиций в воспроизводство углеводородныхнефтедобывающие предприятия испытывают сущест-ресурсов.венный недостаток инвестиционных ресурсов, потреб-Отметим, что финансирование геологических работность которых в будущем будет только возрастать. Этов настоящее время осуществляется из двух основныхобусловлено комплексом проблем организационного,источников: из федерального бюджета и за счетналогового, финансового и другого характера. Анализсредств недропользователей. Рассмотрим источникипричин низкого объема инвестиционных вложений вфинансирования воспроизводства минерально-сырье-воспроизводство углеводородного сырья России по-вой базы углеводородного сырья по нефтегазоноснымзволяет разделить их на две группы. Первая связана спровинциям Российской Федерации (табл. 1, 2).ростом себестоимости добываемой продукции и сни-Анализ структуры источников воспроизводства уг-жением рентабельности разработки месторождений, алеводородного сырья позволяет сделать следующиевторая - с общим состоянием минерально-сырьевойвыводы.базы и, соответственно, геологической отрасли. В на-1. В соответствии с долгосрочной государственнойстоящее время нефтедобыча осуществляется в старых ипрограммой изучения недр и воспроизводства мине-новых нефтегазоносных провинциях. Для традицион-рально-сырьевой базы России на основе баланса по-ных регионов, таких как Тюменская и Томская облас-требления и воспроизводства минерального сырья доти, ХМАО, республики Башкортостан и Татарстан,2020 г. идет постоянное увеличение вложенныхнефтедобыча характеризуется:средств в поисковые работы на нефть и газ (2004 г. -а)ростом доли трудноизвлекаемых запасов, а в ре-2,25 млрд руб., 2005 г. - 4,47 млрд руб., 2006 г. -зультате - снижением коэффициента нефтеотдачи из-за6,84 млрд руб., 2007 г. - 9,27 млрд руб., 2008 г. -падения дебита скважин. Обводненность месторожде-10,12 млрд руб.). Увеличение средств позволило впер-ний является одним из факторов, препятствующихвые с постперестроечных времен переломить ситуациюполному извлечению нефти из пластов. На многих ме-с приростом запасов нефти. Так, в 2007 г. прирост за-сторождениях количество воды в добываемой продук-пасов превысил добычу на 105,4 млн т, а в 2008 г. - нации превышает 70%, а на некоторых участках состав-117,4 млн т. Однако вследствие произошедшего фи-ляет более 95%, что обусловлено применяемой техно-нансово-экономического кризиса в 2008 и 2009 гг. на-логией - технологией поддержания пластового давле-блюдалось сокращение инвестиций, в частности фи-ния. Данная технология эффективна для высокопрони-нансирование затрат на воспроизводство углеводород-цаемых пластов, для трудноизвлекаемых запасов, кон-ного сырья за счет средств федерального бюджета вцентрирующихся в слабопроницаемых участках или2009 г. составило всего лишь 84% к расчетному. Это нерасположенных в сложных тектонических условиях.повлияло на результативность геолого-разведочных ра-Следовательно, требуются другие технологии;бот. Так, в 2009 г. она составила 98% против 95% вб)ростом доли мелких и средних месторождений;2008 г., что обусловлено падением уровня добычи угле-По мнению геологов, эпоха Самотлорского, Приобско-водородного сырья в 2009 г. при одновременном увели-го и других уникальных месторождений закончилась;чении объемов локализации прогнозных ресурсов.в)исчерпанием нефтегазовых запасов на глубинахОтметим, что, по мнению геологов, для формирова-до 3 км. Сейчас усилия недропользователей направле-ния запасов, необходимых для национальной безопас-ны в основном на поиск новых залежей углеводородовности и сохранения конкурентоспособности на миро-на более низких глубинах.вом рынке, данных средств недостаточно. Предполага-Новые нефтегазоносные провинции не обладаютется дальнейшее сокращение бюджетного финансиро-тем количеством разведанных и прогнозных ресурсов;вания геолого-разведочных работ в 2010-2011 гг., чтокроме того, они территориально располагаются в рай-не позволит реализовать основные задачи Долгосроч-онах практически с полным отсутствием производст-ной государственной программы.венной и транспортной инфраструктуры, что объясняет2. Приоритетными направлениями государственнойследующий факт: на месторождения, введенные за по-политики в области воспроизводства и добычи углево-следние 5 лет в эксплуатацию, в 2009 г. пришлось 4,7%дородного сырья остаются континентальный шельф и159Восточная Сибирь и Республика Саха (Якутия). Сред- мирование прогнозных ресурсов в нефтегазоносных ства из федерального бюджета направляются на фор- провинциях.Финансирование воспроизводства минерально-сырьевой базы углеводородного сырья по нефтегазоносным провинциям в период с 2005 по 2020 г.Т а б л и ц а 1Нефтегазоносные провинции (НГП)Финансовые средства, млн руб. 2005-2020в том числе по годам 2008-2011- всего20052006200720102020планпрогнозШельф РФвсего:677015102911866935348117724494983в том числе:- средства федерального бюджета459657189041440400038903- средства внебюджетных источников63105095731776533908113724456080Тимано-Печорская НГПвсего:в том числе: - средства федерального бюджета - средства внебюджетных источниковВолго-Уральская НГПвсего:в том числе: - средства федерального бюджета - средства внебюджетных источниковПрикаспийская НГПвсего:в том числе: - средства федерального бюджета - средства внебюджетных источниковСеверо-Кавказская НГПвсего:в том числе: - средства федерального бюджета - средства внебюджетных источниковЗападно-Сибирская НГПвсего:в том числе: - средства федерального бюджета - средства внебюджетных источниковВосточная Сибирьи Республика Саха (Якутия)всего:в том числе: - средства федерального бюджета - средства внебюджетных источниковДальневосточная НГПвсего:в том числе: - средства федерального бюджета - средства внебюджетных источниковГеолого-разведочные работы на новых объектах и площадях средства федерального бюджетаВСЕГОв том числе: - средства федерального бюджета - средства внебюджетных источников167025,66889868112018,6295231099146592,6 16043385 6804144 8537179,6 118391270 282534914 105000236205,597461351525548,56288012451613499,5 222706716 9030725 12790948,5 246002638 602428472 1160448835513782178469615133649706504 8185128 1350118 2060101 4595739 143945518 594528360622832852562616195566504066 79540223 2060172 2680226 5400595 156002850 538002014094,52955340386,564700208189167126630354,5 19837401237 283162218,5 381681197 635034436 20375321266 1650000628001,48243,512026,722240,6106985,5478505,1129733,4 4982681416,5 68272512,7 95145006,5 1723417792,5 89193103005,1 37550028850 238101641 9751295169 11265365465 4900229001500 21400308642225 286391417414174393934168671,599324,2171472,7561994,53037878,1253114 36862274473,5 641986835,2 924899267,7 16220531935,5 530059200602,1 28372763. Основным источником в воспроизводстве угле-соотношение расходов федерального бюджета иводородного сырья являются средства недропользова-средств недропользователей на геологическое изучениетелей, целью которых является увеличение запасовнедр до 1:8. В 2008 г. этот показатель составлял 1:9.разрабатываемых месторождений. Необходимо отме-Таким образом, государство, с одной стороны, в силутить, что недропользователи занимаются поиском иотсутствия достаточного количества финансовых ресур-разведкой полезных ископаемых в пределах своих ли-сов стремится привлечь недропользователей к разработкецензионных участков. Также отметим, что из-за финан-малоизученных нефтегазовых месторождений, террито-сово-экономического кризиса произошло снижениериально расположенных в практически недоступных рай-финансирования геолого-разведочных работ. В резуль-онах восточной части страны. С другой стороны, самитате в 2009 г. впервые с 2004 г. произошло снижениенедропользователи не стремятся вкладывать денежныеобъемов внебюджетного финансирования геолого-средства в их приобретение из-за экономической нерен-разведочных работ в среднем на 24%. Уменьшилосьтабельности или незначительности существующей по ним160геологической информации и сосредоточили свою дея-нологических инноваций по ставке 3% налогообла-тельность на имеющихся лицензионных участках. Болеегаемой прибыли. Данная ставка приемлема в услови-того, под маркой кризиса заморозили свои геолого-ях циклических спадов, в дальнейшем при стабиль-разведочные программы. Конкуренция среди нефтяныхном росте экономики данную ставку можно увели-компаний развернулась за хорошо разведанные лицензи-чить.онные участки. Лицензионные участки, которые малоЗаметим, что данный налог не усилит налоговуюизучены в геологическом плане или низкорентабельнынагрузку предприятий по следующим причинам.для эксплуатации, не приобретаются.Для нефтегазовой компании в силу высокой стои-Решение данной дилеммы с целью сохранения мине-мости углеводородного сырья на мировом рынке нерально-сырьевой базы нам видится в создании Фонда вос-будут обременительны дополнительные предлагаемыепроизводственных и технологических инноваций в мине-налоги (инвестиционный налог и налог в Фонд воспро-рально-сырьевом комплексе, что позволит выстроить эф-изводственных и технологических инноваций). Учиты-фективную систему геологического изучения, воспроизвод-вая, что ставка налога на прибыль во многих странахства, использования и охраны государственного фонда недр.составляет выше 25%, то дополнительный налог с од-Финансовым источником данного фонда можетновременным применением налоговой льготы не уси-Т а б л и ц а 2быть налог на развитие воспроизводственных и тех-лит налоговую нагрузку предприятия.Структура финансирования воспроизводства минерально-сырьевой базы углеводородного сырья по нефтегазоносным провинциям в период с 2005 по 2020 г., %Нефтегазоносные провинции (НГП)Финансовые средства, млн руб. 2005-2020 всегов том числе по годам 2005200620072008-2010 план2011- 2020 прогнозШельф РФ всего: в том числе: - средства федерального бюджета - средства внебюджетных источников17,1 6,8 93,215,0 6,98 93,0218,83 4,84 95,1621,0 4,07 95,9321 3,4 96,616,3 7,9 92,1Тимано-Печорская НГП всего: в том числе: - средства федерального бюджета - средства внебюджетных источников4,25 3,9 96,110,03 1,23 98,778,74 1,66 98,347,0 1,5 98,55,25 4,3 95,73,6 4,47 95,53Волго-Уральская НГП всего: в том числе: - средства федерального бюджета - средства внебюджетных источников6,0 5,7 94,314,2 7,35 92,6513,6 5,36 94,6415,0 3,7 96,311,2 4,2 95,84,1 6,8 93,2Прикаспийская НГП всего: в том числе: - средства федерального бюджета - средства внебюджетных источников2,25 7,4 92,62,0 2,0 98,02,19 5,41 94,592,75 2,15 97,852,7 4,9 95,12,1 8,5 91,5Северо-Кавказская НГП всего: в том числе: - средства федерального бюджета - средства внебюджетных источников2,12 4,9 95,13,32 9,77 90,232,87 6,0 94,02,75 4,0 96,02,9 3,7 96,31,8 5,0 95,0Западно-Сибирская НГП всего: в том числе: - средства федерального бюджета - средства внебюджетных источников51,1 1,5 98,543,05 4,36 95,6440,66 5,5 94,537,7 1,85 98,1537,0 2,1 97,955,0 1,27 98,73Восточная Сибирь и Республика Саха (Якутия) всего: в том числе: - средства федерального бюджета - средства внебюджетных источников16,0 20,7 79,312,00 17,18 82,8212,0 20,9 79,113,0 22,5 77,519,0 16,6 83,416,0 21,5 78,5Дальневосточная НГП всего: в том числе: - средства федерального бюджета - средства внебюджетных источников0,78 7,2 92,80,4 17,36 82,641,02 4,0 960,8 13,0 87,00,95 8,7 91,30,7 6,55 93,45Геологоразведочные работы на новых объектах и площадях средства федерального бюджета0,40,4ВСЕГО в том числе: - средства федерального бюджета - средства внебюджетных источников100 253114 3686227100 4473,5 64198100 6,88 93,12100 5,4 96,4100 5,68 94,32100 6,6 93,4161Часть собираемых в данном фонде денежныхна себя, т.к. затраты могут не окупиться в силу отсут-средств будет реинвестироваться в развитие минераль-ствия экономически рентабельных месторождений по-но-сырьевого комплекса с целью воспроизводства ре-лезных ископаемых. Кроме того, эти затраты относятсясурсной базы. В настоящее время улучшение ресурс-к доходам будущих периодов, т.к. государство можетной обеспеченности требует много миллиардных де-выставить участки недр на аукционные торги, которыенежных средств.в силу большей степени изученности будут более при-В настоящее время геологическая служба практиче-влекательны, чем малоизученны. Таким образом, од-ски разрушена. Геолого-разведочные работы являютсяним из направлений использования денежных средствсервисными услугами, что не обеспечивает качество вданного фонда может являться финансирование дея-плане достоверного и всестороннего изучения богатствтельности государственной геологической службы, а внедр. Поэтому полагаем, что необходимо создание госу-ее рамках - государственной юниорной геологическойдарственной геологической корпорации, занимающейсякомпании, занимающейся восстановлением ресурснойпроведением регионального этапа работ на нераспреде-обеспеченности на нераспределенном фонде недр вленном фонде недр. Финансирование ее деятельностисилу их высокой рискованности и окупающей затратыдолжно осуществляться из данного фонда. Введениена аукционных торгах, а в пределах лицензионных уча-налога в Фонд воспроизводственных и технологическихстков - недропользователь (табл. 3).инноваций позволит государству расширить геологиче-Другим направлением деятельности данного фондаские и исследовательские работы, что существенно уси-является финансовая поддержка добывающих пред-лит финансирование фундаментальной науки, без кото-приятий в период циклического спада и изменениярой невозможен дальнейший прогресс.конъюнктурных условий на нефтяном рынке и разви-Необходимо учитывать также, что, осуществляя за-тие малого бизнеса в нефтяной отрасли, а также в дру-траты на исследовательские работы, особенно на не-гих отраслях добывающего сектора национальной эко-распределенном фонде недр, государство берет рискиномики.Т а б л и ц а 3Рациональное и эффективное недропользованиеЗадачиВоспроизводство минерально-сырьевой базыМаксимальное извлечение нефти из пластовой залежиГосударство НедропользовательНедропользовательГеолого-разведочные работы ведутся на нераспределенном участке недр. Финансирование из Фонда вос-производственных и техноло-гических инноваций в МСК осу-ществляет государственная гео-логическая компанияГеолого-разведочные работы ведутся в пределах лицензион-ного участка. Финансирование за счет собст-венных или заемных средствМетоды стимулирования: 1. Лицензирование. 2. Налоговые стимулы: а) изменение расчета НДПИ (предлагаемая формула Кв); б) льгота по налогу на прибыль, зависящая от параметров ме- сторождения и мировых цен на нефтьРеализация рационального и эффективного недропользованияЗаметим, что в период мирового финансово-Кроме того, аккумулированные денежные средстваэкономического кризиса из Резервного фонда черезбольшей частью не использовались в полном объеме наВнешэкономбанк была выделена помощь «Роснефти» ирешение задач по воспроизводству минерального сы-«Газпрому» в размере 800 и 750 млн долл. соответствен-рья. Предлагаемый вариант устраняет эти недостатки.но на выплату внешних долгов. Другим нефтяным ком-Заметим, что предлагаемый налог зависит от прибылипаниям такая помощь не была оказана. В ней нуждались,предприятия. Таким образом, образуется соответствие:прежде всего, малые недропользователи, большинствочем больше прибыль компании, тем больше сумма на-которых в период кризиса были поглощены крупнымилога. Это есть отражение реальной деятельности ком-компаниями. Как показала практика, финансовая по-паний, т.к. большую прибыль компании получают замощь через банки неэффективна, т.к. банки используютсчет добычи большего количества полезных ископае-выделяемые средства для поддержки реального секторамых. Кроме того, этот налог не следует включать в се-в своих интересах. Кроме того, выделенные средства небестоимость продукции, т.к. вышеобозначенное осно-решают проблемы нефтяных компаний. В частности,вание не уравнивает разные по масштабам деятельно-только чистый долг компании «Роснефть» составляетсти компании в выплате налога.порядка 19 млрд долл. Отметим также, что если до кри-Также отметим, что необходимо учитывать проис-зиса российский корпоративный долг формировался находящую в большинстве развитых стран смену техно-Западе, то сейчас деньги занимаются у азиатских стран,логических укладов. Новые технологии позволят мно-накопивших избыточные финансовые резервы. Напри-гократно снизить энергоемкость, расширить диапазонмер, той же «Роснефтью» был взят кредит у Китайскогопредоставляемых услуг и товаров. Как следствие вы-банка развития в размере 15 млрд долл. под поставкушесказанного, в обозримом будущем цены на энерго-нефти в 800 млн тонн.ресурсы будут увеличиваться, что обусловлено расту-Ранее действовавший налог на воспроизводство ми-щими затратами на поиск новых месторождений, рас-нерально-сырьевой базы позволял финансировать про-положенных в неблагоприятных и труднодоступныхведение государством геолого-разведочных работ, номестах, например континентальный шельф Арктики.был при этом методически сложным в исчислении.Однако по мере расширения нового технологического162уклада потребность в нефти будет уменьшаться, а ценарованных в Фонде воспроизводственных и технологиче-падать. Следовательно, с целью предвосхищения этогоских инноваций денежных средств является финансиро-процесса необходимо вкладывать часть денежныхвание исследований по поиску новых путей применениясредств от добычи нефти в инновационные цели, в ис-природных ресурсов, что закладывает основы долговре-следование новых путей применения углеводородногоменного спроса на природные ресурсы.сырья в соответствии с новыми технологиями и требо-Учитывая интересы и проблемы субъектов РФ, не-ваниями времени. Только так можно сохранить высо-обходимо разбить данный фонд на федеральный и тер-кий уровень цен на энергоносители, что стратегическириториальный. При этом 2% соответствующего налогаважно для России.должно поступать в федеральный фонд воспроизводст-Таким образом, под воспроизводственной иннова-венных и технологических инноваций, а 1% - в терри-цией в минерально-сырьевом комплексе подразумева-ториальный фонд воспроизводственных и технологи-ются новые технологии, обеспечивающие рациональ-ческих инноваций.ное и эффективное использование природных ресур-Последовательность применения налогов и налого-сов. Необходимость в этих технологиях вызвана отста-вых льгот в недропользовании с целью справедливогованием России от развитых стран по методам, улуч-распределения налоговой нагрузки добывающих пред-шающим нефтеотдачу пласта, оценку месторождений,приятий должна зависеть от этапов эксплуатации ме-в технике для поисковых, разведочных и оценочныхсторождения - начального, среднего и завершающегоработ. Технологическая инновация в минерально-(табл. 4). Применение различных налоговых режимов исырьевом комплексе представляет собой новые техно-налоговых льгот в зависимости от стадии эксплуатациилогии по переработке добытых ПИ и изготовлениюи величины месторождения, его производственно-новейших продуктов. Новый технологический укладгеологических особенностей позволит стимулироватьставит задачу использования нефти не только в качествеинвестиционную и воспроизводственную деятельностьсырья для получения бензина или керосина, но и в каче-нефтедобывающих предприятий и, таким образом,стве сырья для производства продуктов XXI в. Следова-обеспечить реализацию эффективно-справедливой на-Т а б л и ц а 4Формирование налогов и налоговых льгот в зависимости от стадии разработки месторождениятельно, одним из направлений использования аккумули-логовой системы в недропользовании.Этап разработки месторожденияХарактеристика этапаНалоги и налоговые льготы Уникальные, крупные, средние месторожденияМелкие и очень мелкие месторожденияНачальныйПроизводственные и инфраструк-турные затраты, высокая себе-стоимость продукцииНалоговые каникулы. Льготный налог на имущество организацийНалоговые каникулы. Льготный налог на имущество организацийСреднийСнижение себестоимости продук-ции, низкая затратная стабиль-ность, высокая прибыль, высокое значение коэффициента кратности добычиДополнительно взимается налог в фонд воспроизводственных и технологических инноваций в МСК1. Дополнительно взимается налог в фонд воспроизводствен- ных и технологических инноваций в МСК 2. Предоставляется льгота по налогу на прибыль, зависящая от параметров месторождения и мировых цен на нефтьЗавершающийРост затрат на поддержание уров-ня добычи, рост себестоимости продукции1. Отменяется налог в фонд вос- производственных и технологиче- ских инноваций в МСК 2. Предоставляется льгота по на- логу на прибыль, зависящая от параметров месторождения и ми- ровых цен на нефть1. Отменяется налог в фонд вос- производственных и технологи- ческих инноваций в МСК 2. Предоставляется льгота по налогу на прибыль, зависящая от параметров месторождения и мировых цен на нефтьПредложенные мероприятия позволят гарантированно углеводородного сырья с использованием технологиче-обеспечить финансовыми ресурсами воспроизводство ских инноваций в минерально-сырьевом комплексе.

Ключевые слова

воспроизводство углеводородных ресурсов, фонд инноваций, льготы для недропользователей, reproduction of hydrocarbon resources, the fund of innovation, incentives for subsoil users

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Шарф Ирина ВалерьевнаТомский государственный педагогический университеткандидат экономических наукa.i.v.15@rambler.ru
Гринкевич Лариса СергеевнаТомский государственный университетдоктор экономических наук, профессорnasty_saturn@mail.ru
Всего: 2

Ссылки

http://www.mnr.gov.ru/part/?pid=1172 (дата обращения 3.08.2010).
Российские углеводороды // Российские недра. 2010. 12 июля.
О состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов в 2008 г., государственный доклад // Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Электрон. дан. М., 2010.
 Воспроизводство углеводородного сырья России: проблемы и перспективы | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 340.

Воспроизводство углеводородного сырья России: проблемы и перспективы | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 340.

Полнотекстовая версия