Технологическая концепция общего физкультурного образования студентов вуза | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 340.

Технологическая концепция общего физкультурного образования студентов вуза

Рассматривается технологический подход к физкультурному образованию студентов. Дается краткая характеристика понятий«образование», «физкультурное образование», «технология».

Technological conception of students' general physical education.pdf В настоящее время наметилась тенденция к осозна-С точки зрения В.А. Сластенина [2], образование -нию того, что устойчивое развитие общества и преодо-единый процесс физического и духовного формирова-ление большинства кризисных процессов и явленийния личности, процесс социализации, сознательно ори-зависят от состояния образования и образованностиентированный на некоторые идеальные образы, на ис-человека. В образовании решающее значение имеютторически обусловленные, более или менее четко за-интересы трех групп субъектов - государства, общест-фиксированные в общественном сознании социальныева и личности. Это означает, что реалистичные госу-эталоны.дарственные интересы необходимо согласовывать сКак социальное явление, составляющее предмет пе-интересами общества, конкретных групп населения идагогической науки, образование - это относительноотдельных граждан.самостоятельная система, функцией которой являет-Анализ научно-педагогической, учебно-методи-ся обучение и воспитание членов общества, ориенти-ческой и словарно-энциклопедической литературы по-рованных на овладение личностью определенными зна-казал, что сегодня в педагогике существуют различныениями (прежде всего научными), идейно-нрав-трактовки категории «образование», которые свиде-ственными ценностями, умениями, навыками, нормамительствуют о том, что в настоящее время образование -поведения, содержание которых определяется соци-это сложное, многомерное социальное явление. В немально-экономическим и политическим строем кон-может быть выделено несколько аспектов, которыекретного общества и уровнем его материально-отражаются в разных понятиях и, соответственно, раз-технического развития [2].ных значениях термина образование. В то же время вОбразование осуществляется в педагогической сис-реальности оно целостно, едино.теме, под которой понимается множество взаимосвя-Как многомерное социальное явление образованиезанных структурных компонентов, объединенных еди-рассматривается в следующих аспектах:ной образовательной целью развития личности и функ-- образование как часть социальной сферы, выпол-ционирующих в целостном педагогическом (образова-няющее на профессиональной основе функции обуче-тельном) процессе. Структурными компонентами педа-ния, воспитания и просвещения людей;гогической системы является цель образования, педа-- образование как система, согласно Закону РФ обгог, воспитанник, содержание образования и средстваобразовании, представляет собой совокупность взаи-образования. Данная система характеризуется какмодействующих: преемственных образовательных про-большая, сложная выражаемая бесконечным разнооб-грамм и государственных образовательных стандартовразием состояний, поведения и связей.различного уровня и направленности; сети реализую-Образование включает в себя воспитание, учение и обу-щих их образовательных учреждений независимо от ихчение. Сущность образования - развитие способностейорганизационно-правовых форм, типов и видов; орга-личности, т.е. универсальных способов деятельности, анов управления образованием и подведомственных имтакже способности к постоянному совершенствованию.учреждений и организаций;Педагогический (образовательный) процесс - это- образование как процесс, с одной стороны, в соот-движение от поставленных целей общего образованияветствии с Законом РФ об образовании, - целенаправлен-к их достижению в виде его результатов. Любой про-ный процесс воспитания и обучения в интересах челове-цесс - это последовательная смена одного состоянияка, общества, государства, сопровождающийся констата-другим. В педагогической деятельности эта последова-цией достижения гражданином (обучающимся) установ-тельная смена является результатом педагогическоголенных государством образовательных уровней, а с дру-взаимодействия участников педагогического (образо-гой - усвоение, развитие, совершенствование обучаю-вательного) процесса. Таким образом, образование какщимся знаний, умений и навыков с целью достиженияпроцесс есть специально организованное взаимодейст-более высокого образовательного уровня;вие педагогов и воспитанников в ходе реализации со-- образование как результат выражается в сформи-держания образования.рованной у индивида системе знаний, умений и навы-Образование понимается не только как процесс, ноков, а также способов их овладением в соответствии си как результат этого процесса, выраженный в различ-образовательной программой определенного уровня иных уровнях образованности личности. Образован-направленности.ность личности - это характеристика, показательВ различных словарях «образование» трактуетсяопределенного уровня усвоения личностью системати-как целенаправленный процесс и как результат усвое-зированных знаний и связанных с ними способов прак-ния систематических знаний, умений, навыков. Втической и познавательной деятельности.«Словаре русского языка» С.И. Ожегова [1] образова-Основной путь получения образования - обучение.ние - это обучение и просвещение.Обучение направлено на развитие, прежде всего, ин-176теллектуальной сферы личности посредством органи-явление, как сферу человеческой деятельности, прощезации усвоения обучающимися научных знаний и спо-говоря, «как средство тренинга человека», но и каксобов деятельности в ситуации регламентированногосредство формирования мировоззрения, системы цен-педагогического (образовательного) процесса. Обуче-ностей и мотивационно-потребностной сферы лично-ние регламентируется нормативными предписаниямисти. Большую роль при этом играют знания и методи-в содержательном и в организационном отношениях.ческие умения будущего специалиста, т.е. в современ-Таким образом, анализ обширной литературы поных концепциях содержания физкультурного образо-тематике образования показывает, что образованиевания должен присутствовать приоритет образователь-понимается и описывается как уровень, процесс, дея-ной направленности.тельность, институт, система.Если обратиться к физкультурному образованию вВ конце XIX в. в понятийном аппарате сферы физи-целом, то это многолетний, специально организован-ческой культуры и спорта утвердился термин «физиче-ный и управляемый процесс воспитания, обучения иское образование». Автором термина физическое обра-тренировки в соответствии с индивидуальными осо-зование считают П.Ф. Лесгафта. Вводя понятие «физи-бенностями студента и проводимый при его активнойческое образование», П.Ф. Лесгафт подчёркивал пол-деятельности в условиях педагогического руководстваноту охвата процесса формирования организма и лич-и контроля, научного медико-биологического и мате-ности под влиянием специально организованного воз-риально-технического обеспечения и использованиядействия. Задача образования, по мнению автора, со-эффективных средств организации.стоит в том, чтобы выработать в человеке сознательноеОбразовательные технологии - сравнительно новоеотношение к своим действиям, ограничить произвол ихнаправление в педагогической науке. Первоначальноеи развить в нём стремление к совершенствованию пу-представление о педагогической технологии предпола-тём постепенного приближения к идеалу [3].гало обучение с помощью технических средств, в на-В конце ХХ в. термин «физическое образование»стоящее время ее рассматривают как систематическоепостепенно уступает место термину физкультурноеи последовательное воплощение на практике заранееобразование. Понятия «физическое воспитание»,спроектированного учебно-воспитательного процесса.«спорт», «физическая активность» и т.п. являются вет-Таким образом, педагогическая технология - это про-вями родового дерева «культура физическая». Понятиеект определенной педагогической системы, реализуе-«физкультурное образование» по своему содержаниюмый на практике [8].значительно шире общепринятой учебной дисциплиныПедагогическая технология - система взаимосвязан-«физическое воспитание», оно совмещает в себе про-ных приемов, форм и методов организации учебно-цессы обучения и воспитания, является одним из важ-воспитательного процесса, объединение единой концеп-ных разделов педагогической науки [4], и, на взглядтуальной основы целями и задачами, создающая задан-авторов, данный термин оправдывает себя.ную совокупность условий для обучения, воспитания иМногими авторами физкультурное образованиеразвития воспитанников. Это один из способов воздей-рассматривается как организованный педагогическийствия на процессы развития, обучения и образованияпроцесс, направленный на формирование здорового,ребенка. Следовательно, существуют технология вос-физически совершенного, социально активного, мо-питания, технология развития, технология обучения.рально стойкого подрастающего поколения, на укреп-В настоящее время общепризнанно, что технологи-ление здоровья, всестороннее развитие физических ический аспект присутствует во всех видах деятельно-духовных сил, повышение работоспособности, творче-сти, в том числе и образовательной. Несмотря на это,ское долголетие и продление жизни людей, занятых всуществует довольно много разночтений по категориисфере деятельности общества [5-7].«технология», неверное толкование понятий «техноло-Применительно к физкультурному образованию на-гия», «технологический», «методика» и т.д. На вопросселения используются словосочетания непрофессио-о том, что такое педагогическая технология, существу-нальное физкультурное образование [5] или неспеци-ет множество ответов:альное физкультурное образование [4]. В свою оче-1. Технология - способ максимизации педагогиче-редь З.М. Кузнецова и Ю.П. Симаков [4] считают ло-ского воздействия путем анализа, отбора, конструиро-гичным замену этих словосочетаний термином общеевания и контроля всех операционных компонентов ифизкультурное образование, которое должно служитьвзаимосвязей [9].ликвидации физкультурной безграмотности различных2. Педагогическая технология означает системнуюконтингентов населения, особенно детей и молодёжи,совокупность и порядок функционирования всех лич-распространяться не только в образовательных учреж-ностных, инструментальных и методологическихдениях, но и средствами массовой информации. Введе-средств, используемых для достижения педагогиче-ние этого термина в понятийное поле сферы физиче-ских целей [10].ской культуры позволит обойтись без терминов «не-3. Педагогическая технология может рассматри-профессиональное физкультурное образование», «не-ваться как упорядоченная совокупность педагогиче-специальное физкультурное образование». Нами такжеских действий, операций и процедур, инструменталь-поддерживается эта позиция.но обеспечивающих достижение прогнозируемого ре-Модернизация высшей школы привела к необходимо-зультата обучения в изменяющихся условиях образова-сти реформы и в области физкультурного образования.тельного процесса [11].Специалисты считают, что физическую культуруПедагогическая технология (или, более узко, техно-необходимо рассматривать не только как общественноелогия обучения) является составной (процессуальной)177частью системы обучения, связанной с дидактическимив виде модели учебного процесса. Эта модель отвечаетпроцессами, средствами и организационными формамина вопрос «как учить?». И третья модель - модель дея-обучения. Именно эта часть системы обучения отвеча-тельности преподавателя и студента в большей степениет на традиционный вопрос «как учить» с одним суще-отвечает на третий вопрос: «как учить результатив-ственным дополнением «как учить результативно».но?». Модель деятельности представляет собой слож-Таким образом, педагогическая технология естьную систему и зависит от многих факторов, в том чис-продуманная во всех деталях модель совместной учеб-ле: от цели и общих задач учебной деятельности, уров-ной и педагогической деятельности по проектирова-ня подготовленности педагога и студента, особенно-нию организации и проведению учебного процесса сстей их взаимодействия и т.д.безусловным обеспечением комфортных условий дляВыстраивая дидактическую систему физкультурно-учащихся и учителя. Педагогическая технология пред-го образования, основанную на определенной техноло-полагает реализацию идеи полной управляемостигии обучения, педагог может идти путем первоначаль-учебным процессом.ного ее моделирования как целостного процесса наТехнологический процесс состоит из процессуаль-весь период обучения в вузе, затем на год и полугодиеного и содержательного компонентов, объединяющих:(семестр). После этого учебный процесс проектируетсяцель, содержание образования, методы и методическиена месяц и неделю в зависимости от конкретных задачприемы обучения, формы организации, процесс обуче-обучения и направленности занятий.ния [11].Таким образом, в условиях изменившейся парадиг-Следовательно, технологизация образовательногомы образования большое значение придается апроба-процесса предполагает:ции и внедрению в учебный процесс инновационных1))«наполнение» модели обучения конкретным со-педагогических технологий. Одной из таких техноло-держанием;гий является технология модульного обучения.2)его конструирование в соответствии с задачами иСистемообразующей единицей разработанной нами направленностью занятий;модульной технологии является учебный технологиче-3))разработку и обоснование методических реко-ский модуль, гибкий к определенным условиям обра-мендаций к его использованию;зовательной среды, ориентированный на реализацию4))применение различных форм педагогическогоконкретного педагогического результата, способный контроля за ходом учебно-тренировочного процесса имобильно адаптироваться к вариативности учебной личностным развитием обучаемого как основой управ-деятельности, который определяется как интеграция ления.компонентов образовательной технологии.Традиционная модель образования рассматриваетсяПод модулем нами понимается относительно само-так: знания - умения - навыки. Новая парадигма обра-стоятельная целостная организационно-содержательнаязования, базирующаяся на системно-деятельностномединица учебной программы, которая включает в себяподходе, сначала определяет цели-умения, затем зна-следующие компоненты: программно-целевой, органи-ния, необходимые для реализации умений. Это знания,зационно-содержательный, процессуально-деятельно-с которыми нужно уметь действовать. К ним добавля-стный, рефлексивно-оценочный.ются знания о самой деятельности - методах и приемахПрограммно-целевой компонент в модуле необ-решения задач. Оба вида знаний и должны составлятьходим для программирования целей изучения темы,научное содержание учебной дисциплины. Новая тех-раздела дисциплины, здесь же формулируются требо-нологическая парадигма: деятельность - умения (дей-вания к студентам (что они должны знать и уметь по-ствия по её эффективному осуществлению) - знаниясле изучения учебного материала, представленного в(необходимые для практической деятельности).модуле). Четко сформулированная цель должна вызы-Технологическая концепция общего физкультурно-вать у студентов не только интерес к изучаемому ма-го образования с данных позиций может выглядетьтериалу в плане его значимости для сегодняшней уче-следующим образом: выпускник вуза - это высокооб-бы и будущей профессиональной деятельности, но иразованная личность, способная трансформироватьосознанное желание ее достичь. Будучи конкретной,знания в практические действия при решении общихцель позволяет осуществлять управление учебнойфизкультурно-оздоровительных задач, выдвигаемыхдеятельностью студента, своевременно решать вопро-реальной действительностью, а при необходимостисы успешности обучения, его эффективности и каче-самостоятельно пополнять запас знаний в сфере физи-ства результатов. Дидактическая цель, сформулиро-ческой культуры.ванная преподавателем в начале модуля, имеет двой-Реализация концепции общего физкультурного об-ную направленность: на организацию познавательно-разования должна ответить на ряд вопросов: «чемуго действия студентов и на перспективу использова-учить?»; «для чего учить?»; «как учить результатив-ния его результатов в будущей социально-професси-но?». С этой целью необходимо разработать соответст-ональной деятельности.вующие образовательные модели.Организационно-содержательный компонент мо-Ответ на вопрос «чему учить?» определяет модельдуля включает в себя отбор и переработку содержания«физкультурной образованности» студента-выпус-учебного материала, необходимого для достижениякника, в которой находятся базовые физкультурно-целей его изучения. Отбор содержания учебного мате-оздоровительные умения. Непосредственная же орга-риала в модуле осуществляется исходя из неразрывно-низация и технология формирования физкультурно-сти внутрипредметных связей и предполагает относи-оздоровительных умений обеспечивается в рамках вузательную самостоятельность элементов модуля.178Процессуально-деятельностный компонент предпо-Программирование блока модулей по дисциплинелагает описание взаимодействия преподавателя и студен-«Физическая культура» осуществлялось на основе ал-тов в процессе изучения учебного материала, представлен-горитма, включающего в себя следующие этапы:ного в модуле. Построение учебного процесса осуществля-- формулировка целей и задач реализации учебногоется по принципу субъект-субъектных отношений, в кото-технологического модуля;ром деятельность студента как управляемой стороны в- планирование диагностических процедур оценкибольшей мере представляет собой самоуправление, обес-исходного уровня здоровья, физического состоянияпечиваемое посредством модуля. Преподаватель осущест-студентов и их готовности к освоению элементов мо-вляет гибкое (приспосабливающееся к изменяющимся ус-дуля;ловиям и при этом сохраняющее целенаправленность сис-- построение плана реализации технологическоготемы) управление, индивидуализируя процесс обучения вмодуля, содержащего детальное описание соответст-зависимости от уровня сформированности базовых уменийвующего каждому конкретному учебному занятиюу студента. Необходимым условием реализации само-предметного содержания (учебный материал, виды дея-управления учебными действиями студента является обес-тельности) и организационно-методического обеспече-печение его методическими материалами.ния (методы, формы и средства обучения);Рефлексивно-оценочный компонент предназначен- планирование процедур диагностики результатовдля оценки эффективности достижения образователь-освоения модуля.ной цели, представленной в начале модуля и коррекцииТаким образом, технологическая концепция обуче-результатов обучения посредством обеспечения систе-ния оказалась потенциально «готовой» и для такогоматической обратной связи. В целом структура учебно-гуманитарного предмета вуза, каким является учебнаяго технологического модуля воспроизводит структурудисциплина «Физическая культура». Реализуемая вобразовательной технологии.личностно-ориентированном контексте, модульнаяБлок модулей объединяется модульной програм-технология является эффективной формой преподава-мой. Требования к освоению модульной программы, ания не только отдельных теоретических или практиче-также методическое обеспечение доводятся до сведе-ских тем этой дисциплины, но и всего курса в це-ния студентов в начале семестра.лом [10].

Ключевые слова

образование, технология, физкультурное образование, студенты, education, technology, physical education, students

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Шилько В.Г.Томский государственный университет
Загревский Олег ИннокентьевичТомский государственный университетдоктор педагогических наук, профессорO.Zagrevsky@yandex.ru
Загревская А.И.Томский государственный университет
Всего: 3

Ссылки

Шилько В.Г. Физическое воспитание студентов с использованием личностно-ориентированного содержания технологий избранных видов спорта: Учеб. пособие. Томск: Том. гос. ун-т, 2005. 176 с.
Sakamoto T. The roles of Educational Technology in Curriculum Development // Curriculum Development by Means of Educational Technology. 1974. P. 8.
Загревская А.И., Шилько В.Г. Технологический подход к физкультурному образованию студентов на основе модульного обучения // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 322. С. 197-203.
Загревская А.И. Методология построения содержания физкультурного образования студентов специальной медицинской группы педагогического вуза // Теория и практика физической культуры. 2008. № 10. С. 21-25.
Шилько В.Г. Физическое воспитание студентов на основе личностно-ориентированного содержания физкультурно-спортивной деятельности. Томск: Том. гос. ун-т, 2003. 196 с.
Загревская А.И. Физкультурное образование студентов педагогических вузов на основе интегральной технологии. Томск: Том. гос ун-т, 2007. 144 с.
Выдрин В.М. Неспециальное (непрофессиональное) физкультурное образование // Теория и практика физической культуры. 1995. № 5-6. С. 5-17.
Кузнецова З.М., Симаков Ю.П. Исторические предпосылки формирования физкультурного образования // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. Электронный журнал Камского государственного института физической культуры. 2007. № 5.
Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / Ред. В.А. Сластенин. 3-е изд. М.: Школа-Пресс, 2000.
Лесгафт П.Ф. О физическом образовании в школе // Избранные труды. М.: ФиС, 1987. С. 298-300.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 1997. 944 с.
 Технологическая концепция общего физкультурного образования студентов вуза | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 340.

Технологическая концепция общего физкультурного образования студентов вуза | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 340.

Полнотекстовая версия