Ориентирование учащихся профессиональных училищ на творческую самореализациюкак педагогическая стратегия | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 340.

Ориентирование учащихся профессиональных училищ на творческую самореализациюкак педагогическая стратегия

В настоящее время весьма актуальной является проблема развития творческой самореализации личности. Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что для эффективного решения данной проблемы необходимы соответствующие условия. Однако при существующей традиционной системе образования, где, как правило, происходит формальная передача готовых знаний, где всё подчинено строгим законам и правилам, трудно говорить о формировании и развитии таких важных качеств личности, как творческая самостоятельность, творческая самоэффективность и творческая активность. Именно эти качества необходимы личности для разрешения различных жизненных и профессиональных проблем, возникающих тогда, когда требуется принятие нестандартного решения.

Orientation of professional school students to creative self-realisation as a pedagogical strategy.pdf С нашей точки зрения, ориентирование на творче-лища и не подвергаем глубокому рассмотрению прие-скую самореализацию отражает специфику подготовкимы и средства обучения. Поэтому кратко остановимсяучащегося профессионального училища к профессио-на приемах и видах учебной деятельности, а также оп-нальной деятельности и направлено на формированиеределим свою позицию относительно средств ориенти-творческого специалиста, способного самостоятельнорования на творческую самореализацию.решать сложные профессионально-производственные иК видам учебной деятельности относят парную,научные проблемы. Первые попытки науковедческогогрупповую, коллективную и индивидуально-обосо-анализа категории «воспитательная стратегия» былибленную работу учащихся для достижения образова-предприняты академиком РАО, профессоромтельного результата [2. С. 2]. Составной частью мето-И.А. Зимней, предложившей термин «стратегиальныйда, по мнению А.В. Хуторского, является прием. От-подход» [1]. Результаты исследований были принятыдельные приемы обучения могут входить в состав раз-нами за основу дальнейшей разработки определенияличных методов обучения. В зависимости от ситуациистратегии. Стратегия воспитания - это последователь-приемы могут играть роль полноценного метода и, на-ная разработка концептуальных основ в социально-оборот, метод может стать отдельным приемом в рам-политическом, экономическом, организационно-ках другого, более емкого метода [3. С. 1]. Мы при-методическом, социально-психологи-ческом, психоло-держиваемся этой же точки зрения и не рассматриваемго-педагогическом и других планах.отдельно приемы ориентирования на творческую са-Выведем свое рабочее определение и разработаеммореализацию.собственную педагогическую стратегию относительноАнализ исследований в области дидактики показы-ориентирования учащегося на творческую самореали-вает, что применение на занятиях активных методовзацию: педагогическая стратегия - комплексное педа-обучения приводит не только к дальнейшей индиви-гогическое обеспечение, направленное на ориентиро-дуализации и интенсификации процесса обучения, но ивание учащегося профессионального училища на твор-к существенным структурным сдвигам в творческойческую самореализацию. Она охватывает вопросы тео-активности учащегося. Поэтому в рамках нашего ис-рии и практики, подготовки учащегося к творческойследования рассмотрим эвристические методы обуче-деятельности, ее планированию и ведению, исследуетния. В качестве форм ориентирования на творческуюзакономерности творческого процесса, разрабатываетсамореализацию возьмем интерактивные формы обу-формы, методы, приемы и средства педагогическогочения (групповые, парные, коллективные), при этомобеспечения, определяет цели и задачи ориентированиявыделяя как индивидуальную форму обучения само-на творческую самореализацию. Главная идея педаго-презентацию.гической стратегии заключается в ориентированииПрименение эвристических методов обучения осно-учащегося профессионального училища на творческуювано на эвристических правилах, эвристических прие-самореализацию и профессиональное становлениемах. В отличие от формальной логики, которая являет-личности. Реализация этой идеи является целью про-ся методом получения знаний, эвристические методыфессионального образования.предназначены для получения знаний, когда решениеИсходя из этого, задачу педагога мы видим в созда-проблемы, достижение цели логическим путем невоз-нии необходимого педагогического обеспечения ори-можно [4. С. 61]. Педагогические методы, предназна-ентирования на творческую самореализацию учащего-ченные для организации эвристических способов ре-ся профессионального училища, в частности созданиешения проблемных задач, нацелены на обучениеусловий, выбор методов, приемов и средств, обеспечи-обобщенным способам решения интеллектуальныхвающих их эффективное влияние на исследуемый про-задач и развитие продуктивного мышления. Основнаяцесс. В нашем понимании педагогическое обеспечениецель заключается в том, чтобы научить учащегосявыступает в качестве средств, мер и механизмов, кото-творчески мыслить, перестраивать известную им ин-рые делают возможным, действительным, реально вы-формацию, достраивать задачу, развивать интуицию.полнимым некий педагогический процесс. В даннойИспользование эвристических методов познания пристатье основное внимание мы сосредоточиваем на изу-решении учебной задачи позволяет быстро и успешночении форм и методов ориентирования на творческуюдостигать цели без последовательного перебора ин-самореализацию учащегося профессионального учи-формации. Развитие интеллектуального опыта педагога180с помощью решения оригинальных профессиональных задач - непременное условие творческой самореализа-ции учащегося профессионального училища [4. С. 61].В.И. Андреев дает следующую классификацию эв-ристических методов учебно-творческой деятельности: прямая коллективная «мозговая атака», массовая «моз-говая атака», «мозговой штурм» - диалог с деструк-тивной отнесенной оценкой, метод эвристических во-просов, метод многомерных матриц («морфологиче-ский ящик»), метод инверсии, метод эмпатии (метод личной аналогии), метод синектики. Мозговая атака (брейнисторминг) (от англ. Brain storming - штурм моз-га) - методика стимуляции творческой активности и продуктивности. Практика использования этой мето-дики привела к скептическим оценкам ее эффективно-сти, а экспериментально - психологическая проверка не подтвердила ее преимуществ при решении творче-ских задач. Особое значение приобретают высокоэф-фективные эвристические методы, такие как теория решения изобретательных задач (ТРИЗ). Система ТРИЗ была создана российским ученым Г.С. Альтшуллером и его научной школой. Необходимо отметить различие между преподаванием в школах самой науки ТРИЗ, применением ТРИЗ в научных и технических студиях учреждений дополнительного образования, с одной стороны, и использованием ТРИЗ как методической основы преподавания обычных школьных предметов -с другой.Таким образом, важным результатом учебного про-цесса, осуществляемого по системе ТРИЗ - педагогика, становится достаточно частое создание учащимися новых идей, в том числе имеющих научное значение. Все это помогает ориентированию учащихся профес-сионального училища на творческую самореализацию, способствует формированию знаний, умений и навы-ков, делая учебный процесс более интересным, эмо-циональным.Продвигаясь именно в этом направлении, последо-вательно раскроем эвристические методы, которые могут способствовать ориентированию на творческую самореализацию учащихся профессионального учили-ща и широко применяться в практике обучения. Так, например, В.А. Дмитриев [5] предлагает программу опережающего обучения и технологию его реализации; этой концепцией образовательная система может по-высить качество своих выпускников, расширить пере-чень подготавливаемых специалистов, укрепить свое положение на рынке образовательных услуг. В основе опережающего обучения лежит организация творческо-изобретательской деятельности и эвристических иссле-дований, являющейся сущностной для сознания каж-дого человека и реализующей механизмы изменения сознания человека и окружающего мира.Результатом обучения является критерий, оцени-вающий эффективность изобретательской деятельно-сти учащихся; критерий учитывает количество и каче-ство идей, произведенных учащимся в определенный промежуток времени. В целом анализ проблемы эври-стического обеспечения процесса обучения показал, что одним из важнейших направлений ее решения яв-ляется создание эвристических условий за счет приме-нения эвристических методов обучения. При этом эв-ристические методы в своем многообразии служат эф-фективным дидактико-эвристическим обеспечением ориентирования учащегося профессионального учили-ща на творческую самореализацию.Наибольшая эффективность образовательного про-цесса достигается в условиях активизации учебной деятельности учащихся. Именно поэтому поиск эффек-тивной модели совершенствования ориентирования на творческую самореализацию учащихся профессио-нального училища был сосредоточен на использовании методик активного обучения с акцентом на интерак-тивные формы. Интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого происхо-дит пополнение новыми знаниями в результате взаи-модействия учителя и ученика, учеников между собой.Интерактивное обучение в процессе ориентирова-ния на творческую самореализацию имеет вполне кон-кретные и прогнозируемые цели. Одна из них - созда-ние комфортных условий обучения, при которых уча-щийся чувствует свою успешность, свою интеллекту-альную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Такие связи могут быть как прямы-ми (от ученика к ученику, от ученика к учителю, от ученика к компьютеру и т.д.), так и обратными (от учи-теля к ученику); как непосредственными (учитель -ученик, ученик - ученик, ученик - учебная группа), так и опосредованными (ученик - учебная группа - учи-тель, ученик - компьютер - учитель). К групповым формам обучения мы относим работу учащихся в группах, анализ конкретных ситуаций, выполнение и защиту проектов, свободную дискуссию. Эти формы работы интерактивны по сути, т.к. состоят из обмена информацией, в результате чего продуцируется новая учебная информация.Дискуссия представляет собой последовательную серию высказываний ее участников относительно од-ного и того же вопроса, что обеспечивает необходимую связанность обсуждения. В большинстве случаев тема дискуссии формируется до ее начала, что дает возмож-ность ее участникам подготовиться к ней более основа-тельно. От других видов спора, прежде всего полеми-ки, дискуссия отличается своей целенаправленностью и используемыми средствами. Цель любой дискуссии -достижение максимальной возможной в данных усло-виях степени согласия ее участников по обсуждаемой проблеме. Очевидно, что дискуссия содержит в себе известную долю компромисса, т.к. она в большей мере ориентирована на поиск и утверждение истины или оптимального решения, чем на торжество определен-ной позиции. Средства, используемые в дискуссии, должны признаваться всеми ее участниками. Примене-ние иных средств не допускается. Итог дискуссии не должен сводиться к сумме высказанных точек зрения относительно обсуждаемого предмета. Он должен представлять собой синтез объективных и необходи-мых черт, присущих дискутируемому предмету. Дру-гими словами, результат дискуссии должен выражаться в более или менее объективном суждении, поддержи-ваемом всеми участниками дискуссии или большинст-вом. Таким образом, в дискуссии выявляется более четкая и ясная формулировка решения проблемы, сни-мается, устраняется до известного предела момент181субъективности: убеждения одного человека или груп-пы людей объективируются, обретая определенную обоснованность.Работа в группах позволяет настроить каждого слушателя на контакт, устранить стрессовую ситуацию по поводу оценок и ограничений, определения уровня знания или незнания, что очень важно для категории взрослых учащихся; акцент делается на рациональной и эмоционально-образной форме восприятия экономи-ческой информации. Работа в малой группе эффектив-на при решении практической задачи (с различными данными) в процессе изучения и закрепления новой темы. Метод проектов, или проектный метод, пред-ставляет собой такой способ обучения, когда слуша-тель самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет комплекс мероприятий по ее решению и выносит свой проект на защиту.В основе метода проектов лежит развитие познава-тельных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критиче-ского и творческого мышления. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ органи-зации процесса познания. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, кото-рый можно получить при решении той или иной прак-тически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в ре-альной практической деятельности. Этот метод орга-нично сочетается с групповыми (collaborative or cooperative learning) методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, исполь-зование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой - необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных облас-тей науки, техники, технологии, творческих областей.Если говорить о методе проектов как о педагогиче-ской технологии, то, во-первых, эта технология предпо-лагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Известно, что метод анализа конкретных ситуаций обла-дает наибольшим учебным эффектом из применяющих-ся методов обучения. Поэтому наиболее успешные учеб-ные заведения используют их в своём учебном процессе. Анализ конкретных ситуаций, или «case-study», позво-ляет потренироваться в практике решения стратегиче-ских проблем, приобретая опыт и информированность [6]. Анализ конкретных ситуаций - популярная техноло-гия обучения в условиях работы творческих групп уча-щихся, включение этого метода в программы профес-сионального образования дает возможность ощутить реалии социальной ситуации в обществе.Во-вторых, это процесс общения «на равных», где все участники такого общения заинтересованы в нем и готовы обмениваться информацией, высказывать свои идеи и решения, обсуждать проблемы и отстаивать свою точку зрения. Именно это отражает коммуника-тивную сторону интерактивного обучения, в том числе182и с использованием современных информационных технологий (дистанционное обучение).Дистанционное обучение можно определить как ор-ганизацию учебного процесса, при которой педагог разрабатывает учебную программу, базирующуюся главным образом на самостоятельном обучении учаще-гося. В целом организация дистанционного обучения призвана решать специфические задачи, относящиеся к развитию творческой составляющей образования, реа-лизация которых затруднена при обычном обучении, -усиление активной роли учащегося в собственном об-разовании: в постановке образовательных целей, выбо-ре направлений, форм и темпов обучения в различных образовательных областях; резкое увеличение объема доступной информации, доступ к мировым культур-ным и научным сокровищам для учащихся из любого населенного пункта; получение возможности общения учащегося с педагогами-профессионалами, со сверст-никами-единомышленниками, консультирование у специалистов высокого уровня независимо от их тер-риториальной расположенности; увеличение эвристи-ческой составляющей учебного процесса за счет при-менения интерактивных форм занятий, мультимедий-ных обучающих программ; создание более комфорт-ных условий для творческой самореализации учащих-ся, перспектив демонстрации учащимися продуктов своей творческой деятельности для всех желающих, широкие экспертные возможности их оценки.В-третьих, это обучение реальности, или, можно сказать, обучение, основанное на реальных проблемах и ситуациях окружающей нас действительности. Если это не так, то такое обучение нельзя в полной мере считать интерактивным, т.к. неинтересное (неактуаль-ное, невостребованное в данный момент) учебное зада-ние никогда не вызовет взаимный личностный отклик для активного общения и, соответственно, прироста личного опыта каждого субъекта обучения.К парным формам интерактивного обучения можно отнести работу в парах сменного состава, различные формы взаимообучения и взаимоконтроля, проблемно-поисковое обучение и т.д. К коллективным формам -деловые и ролевые игры, беседы, лекции с элементами дискуссий, исследования, практикумы. Работа в парах сменного состава обозначает такую организацию обу-чения, при которой все участники работают друг с дру-гом в парах и состав пар периодически меняется. В итоге получается, что каждый член образовательного коллектива работает по очереди с каждым. Отсюда следует, что все группы создаются на короткое время -ровно на столько, сколько им выделяется для решения задачи. За определенное время каждый член группы должен проработать свое задание, «самообучиться», обучить партнера и сделать выводы согласно цели. Од-ним из видов работы в парах сменного состава является «Интервью». Дается задание опросить всех участников группы с тем, чтобы выяснить их мнение по проблеме, получить ответы на поставленные вопросы. Работают одновременно. Затем результаты, итоги опроса обсуж-даются всеми. Интересной формой интервью являются тесты. Вопросы теста на карточках распределяются между участниками. Индивидуальные результаты со-бираются вместе. Коллективный способ обучения - этоисторически новый метод обучения, который приходитных личностей и групп принятию решений. Ролеваяна смену традиционному. Коллективная учебная дея-игра - форма организации коллективной учебнойтельность подразумевает развитие умения построитьдеятельности, имеющая своей целью формирование исвою деятельность в другой форме, когда учащиесяразвитие умений и навыков в условиях, максимально«включают» усваиваемый материал в новых ситуациях,близких к реальным. Предусматривает распределениепри решении более сложных задач, в ходе выполненияучащихся по ролям и разыгрывание ситуаций общениятворческих заданий.в соответствии с темой занятия. Во временном планеБеседа - это разговор преимущественно междупредставляет собой относительно целостный циклдвумя людьми, соответственно ее участники могут иуправляемого взаимодействия между преподавателем идолжны принимать во внимание специфические осо-учащимися, который состоит из трех этапов: подготов-бенности личности, мотивов, речевых характеристикки ролевых игр, ее проведения, коллективного обсуж-друг друга, т.е. общение носит во многом межличност-дения результатов.ный характер и предполагает разнообразные способыТаким образом, анализ психолого-педагогическойречевого и неречевого воздействия партнеров друг налитературы, проведенный в данной статье, позволилдруга [6]. Беседа - не монолог, а диалог, т.е. двусто-сделать следующие выводы. Во-первых, педагогиче-роннее общение, целью которого является либо стрем-ская стратегия ориентирования на творческую само-ление лучше понять характер возникшей проблемы,реализацию рассматривается нами как совокупностьлибо воздействие на одного из собеседников с учетоминтерактивных форм и эвристических методов обуче-его интересов и мнений по обсуждаемому вопросу.ния, которые делают возможным, действительным,Поэтому необходимо так формулировать вопросы, оп-реально выполнимым ориентирование учащегося про-ределения, оценки, чтобы они прямо или косвенно при-фессионального училища на творческую самореализа-глашали собеседника высказывать свое отношение кцию посредством совокупности видов, приемов иизложенному. Лекция позволяет слушателям получитьсредств педагогического обеспечения. Во-вторых,научные представления, о какой-либо проблеме илипредположительно выделены условия ориентированияряде проблем в процессе непосредственного взаимо-учащегося профессионального училища на творческуюдействия со специалистом.самореализацию: насыщение процесса обучения инте-Организационные деловые игры, как правило, яв-рактивными формами и эвристическими методами,ляются продолжительными во времени и требуют отприемами и средствами; приобщение учащегося кучастников применения необходимых знаний, уменийтворческому поиску незапланированного результата;и навыков. Деловая игра - это педагогический приемсвоевременное проведение анализа результативностимоделирования различных управленческих и производ-обучения в процессе ориентирования на творческуюственных ситуаций, имеющих целью обучение отдель-самореализацию.ЛИТЕРАТУРА

Ключевые слова

творческая самореализация, творчество, творческая активность, творческая самостоятельность, творческая самоэффективность, сreative self-realisation, creativity, creative activity, creative independence, creative self-efficiency

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Игнатова Валентина ВладимировнаСибирский государственный технологический университетдоктор педагогических наук, профессорValjaig@rambler.ru
Шишкова Марина ГеоргиевнаСибирский государственный технологический университетаспирантarinna3@mail.ru
Всего: 2

Ссылки

Попова О.П. К вопросу о проблемах современного профессионального образования. 2003. С. 100-101.
Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М.: Рус. яз., 1989. С. 789.
Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования: Учеб. пособие для вузов. М.: Академия, 2001. 272 с.
Хаблицкая С. Как вырастить своего ребенка гением // Комсомольская правда. 1999. 23 окт. С. 12.
Гурина Р.В., Соколова Е.Е. Фреймовое представление знаний. М.: Нар. образование; НИИ шк. технологий, 2005. 176 с.
Зимняя И.А. Общая стратегия воспитания в системе непрерывного образования: подход, концепция, стратегия. URL: <http://www.yspu>. yar.ru:8101/parts/facultets/institut/conf/conf4.htm
 Ориентирование учащихся профессиональных училищ на творческую самореализациюкак педагогическая стратегия | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 340.

Ориентирование учащихся профессиональных училищ на творческую самореализациюкак педагогическая стратегия | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 340.

Полнотекстовая версия