Социолого-управленческие детерминанты совершенствования учебно-познавательной деятельностистудентов
Формирование потенциала спортивно-физкультурного обеспечения для реализации социального заказа «Создание конкурентоспособных предприятий и формирование основ конкурентоспособности страны в целом» выступает одним из ведущих компонентов вузовского учебного процесса.
Sociological-administrative determinants of perfection educational-informative activity of students.pdf Влияние курса на состояние учебно-познава-личности. Наряду с этим на приобретение знаний влияеттельной деятельности студентов. Освоение курса «Со-не только мировоззрение, но и поведение и жизнедея-циология» многоаспектно. Это обусловлено тем, что со-тельность людей, изучающих социологическую науку.циология как наука взаимосвязана практически и теоре-Социологические данные подтверждают наличиетически со всем обществоведением и проблематикойэтого взаимодействия (табл. 1).Т а б л и ц а 1Влияние курса «Социология» на состояние деятельности студентов 2-го курса ФФКиС (2009 г.)Направление влияния курса на состояние деятельности студентовОценки в баллах ЮношиДевушки1. Повысил(а) свою эрудицию2,63,02. Лучше стал(а) представлять будущую профессию3,12,03. У меня появилось чувство уверенность в знаниях2,92,04. Стал(а) более ясно выражать свои мысли2,62,05. У меня появился интерес к знанию2,72,36. Я повысил(а) веру в получение хорошего образования1,61,77. У меня появился интерес к социологическому знанию2,92,08. У меня появилось представление, что меня учат тому, что мне придется делать в будущем3,71,79. Я стал(а) самостоятельно мыслить1,41,010. Я чувствую, что преподаватель признает мою индивидуальность3,13,0Интегральное значение влияния курса на состояние и направления развития студентов8,56,8Разрыв в значенияхЮ/Д 25,0%Из представленных социологических данных видно,подавателей и исследователей проблематики образова-что влияние курса на развитие студентов зависит отния отмечают, что результативность и действенностьполовой принадлежности студентов: в одном и том жеосвоения знаний, формирования специалиста во мно-потоке большее влияние курса испытывают юноши.гом определяются позитивностью, взаимопониманием,Интегральные разрывы в позитивном воздействии кур-доверительностью в отношениях между преподавате-са составляют 25%, т.е. восприимчивость юношей клем и студентами, между учителем и учениками.курсу выше, чем у девушек.Мы неоднократно подчеркивали, что эта ткань от-Общей закономерностью восприимчивости юношейношений, очень хрупкая и нежная, в сохранении и раз-курса является то, что по всем показателям, кроме одного,витии которой заинтересованы большинство препода-«повысил свою эрудицию», где наблюдается высокийвателей (учителей) и студентов (учеников). Однако вбалл - 3,0, который один из самых высоких у девушек, а водном случае такая заинтересованность в большей ме-группе юношей он занимает лишь 7-8-е место, превосхо-ре осознается обеими сторонами, в другом случае - вдит минимальный показатель воздействия на 11,1%.меньшей. Могут быть и другие промежуточные вариан-Следует отметить, что разрыв минимальных и мак-ты отражения заинтересованности, выражающейся как всимальных значений воздействия курса на состояниерезультатах совместной деятельности, так и в социаль-девушек составляет около 3 раз. По этим основаниям уно-психологическом состоянии, выражающемся в чув-юношей разрыв составляет 2,6 раза.стве доверительности, добрых воспоминаниях и благо-Учитывая социологические данные можно сказать,дарности к преподавателю, а также памяти преподавате-что неравномерность воздействия курса на различныеля, как происходило восхождение его учеников по «ка-аспекты жизнедеятельности девушек и юношей имеетменистым тропам» познавательного процесса.примерно одинаковую «гармоничность».Не вдаваясь в более детальный анализ обозначенногоВ целом можно констатировать, что юноши лучше,аспекта, мы на основе социологических данных предпри-чем девушки осваивают курс социологии. Это свидетель-мем попытку рассмотреть состояние этого процесса иствует о наличии определенной специфики в освоениивскрыть имеющиеся в нем потенциальные резервы. Со-курса, которую становится возможным учитывать нециологические данные свидетельствуют о следующем:только в семинарских, но и в лекционных занятиях.1. Количество респондентов, отмечающих частотуСтиль отношений преподавателя со студентамииспользуемого демократического стиля преподавате-как одно из важнейших условий эффективностилем в отношениях в 8 раз больше, чем авторитарного и184освоения курса. Не только мы, но и большинство пре-либерального.2.Согласно нашим представлениям о способахятся на основе авторитарности. Несомненно, что дляобеспечения эффективности учебно-познавательногоних освоение курса на подобной основе сложнее. Од-процесса должно быть сочетание всех стилей взаимо-нако социологические данные обусловливают следую-действия преподавателя со студентами. Такое сочета-щие вопросы: почему для одних стиль отношений ха-ние сегодня нередко является необходимостью. Ис-рактеризуется в одном качестве, а для других в ином?пользование сотовой связи, общение во время занятий,Каковы причины этого явления? В преподавателе или виногда перемещения по аудитории, неготовность неко-студентах? Или в обеих сторонах?торых студентов к напряженной интенсивной интел-Поставленные вопросы предполагают их решение влектуальной деятельности и другие причины обуслов-процессе взаимодействия преподавателя со студентами.ливают предъявление требований к поведению и под-Согласно имеющимся данным, авторитарность при-готовке к занятиям.сутствует в трех ситуациях:Согласно социологическим данным в деятельности пре-1) когда не курс, а его отдельные темы «не интерес-подавателя со студентами преобладают «демократичность»ны и не доступны»;и «либеральность» как факторы успешности освоения курса.2) темы или отдельные вопросы «не интересны илиСоциологическая информация отражает наличие этого явле-малодоступны»;ния: 90% респондентов отмечают эти качественные стороны3) темы курса «не интересны, но полезны»;своего взаимодействия с преподавателем.4) социологические данные позволяют сделать вывод,3.В то же время имеется часть студентов-юношей,что существует связь между удовлетворением интереса ипо мнению которых отношения с преподавателем стро-стилем отношений преподавателя со студентами (табл. 2).Т а б л и ц а 2Позитивность отношений преподавателя со студентами 2-го курса ФФКиС (2009 г.)Стиль отношений преподавателя со студентамиДанные по потоку, %Авторитарный Демократический Либеральный10,0 80,0 10,0Наличие в этой группе одних юношей свидетельст-ответственной стороной за развитие студентов. Именновует о том, что они находятся в дискомфортном состоя-с этих позиций представляют данные об использованиинии, обусловленным тем, что они вынуждены постояннопреподавателем своих способностей (табл. 3).решать вопросы, связанные с военным комиссариатом,Исходя из сравнительного анализа социологическихспортивными сборами, соревнованиями и т.п. Поэтомуданных, отражающих наш опыт, и нынешнего опросапреподаватель должен внести коррекцию в свое обще-используемость преподавательского потенциала в преде-ние с респондентами, обеспечивать индивидуализациюлах 80-90% свидетельствует о том, что преподавательучебного процесса, а также определять меры устранениястремится к активному взаимодействию со студентами.недостатков в подготовке студентов и в организацииЭто результат ровного систематического, а неучебного процесса несвоевременности введения курса.фрагментарного заинтересованного отношения препо-Вполне допустимо их наличие в комплексе.давателя со студентами, ориентированности занятий наИмеющиеся социологические данные позволяютразвитие и формирование социолого-управленческойсделать вывод о том, что «авторитарность» в отноше-грамотности. В то же время следует заметить, чтониях преподавателя и студентов имеет весьма слабуюпреподавателю удается не только показать возможно-связь со своевременностью и доступностью курса длясти социологической науки, но и продемонстрироватьстудентов. Вполне допустимо, что здесь проявляются иперед студентами свои возможности, раскрыть свойпричины в организации учебно-познавательного про-потенциал. Отсюда закономерны некоторые элементыцесса и организованности самих студентов.удовлетворенности обеих сторон друг другом.Как видно, в целом выбранный стиль отношенийВместе с тем считаем необходимым заметить, что рас-преподавателя со студентами создает предпосылки длякрытие преподавателем своего потенциала в учебно-их успешной совместной деятельности, что должнопознавательном процессе просто необходимо. Это обу-быть материализовано в ее результатах.словлено тем, что если преподаватель раскрывает свойИспользование потенциала преподавателя какпотенциал невысоко, то и его влияние на студентов такжеодно из важнейших условий эффективного освоенияограничено. Если студент работает на 55,0% и преподава-курса. Преподаватель выступает ведущей фигуройтель на 55,0%, то согласно средней геометрической об-учебно-познавательного процесса [1, 2]. Он решаетщий результат будет составлять всего лишь 0,3, т.е. онпроблему преобразования студента из объекта в субъ-будет весьма низким, и адекватно ему будет эффектив-ект познавательного процесса. Он выступает наиболееность учебно-познавательного процесса.Т а б л и ц а 3Уровень используемости преподавателем своих способностейПоказатель используемости потенциала преподавателя, %Данные по потоку, %Примечание. Интегральные значения используемости преподавательского потенциала 84,3%.18522,2Социологические данные показывают, что имеетсяСоциологические данные позволяют сделать сле-связь использования потенциала преподавателя и го-дующие выводы: существует связь между готовностьютовность студентов к освоению курса, т.е. преподава-студентов к освоению курса и его влиянием на их раз-тель, используя свой потенциал, «работает» на разви-витие. Отсюда вытекает, что по мере роста готовноститие студентов. Однако результаты его деятельности вобучающихся к освоению курса «Социология» назначительной мере детерминированы как субъектив-старших курсах, его «воздействие» на обучающихсяными, так и объективными факторами.может возрастать [3].Социологический анализ влияния курса «Социоло-Необходимо особо подчеркнуть, что с процессомгия» на управленческое развитие студентов. Выше мыосвоения курса «Социология» связано формированиеговорили, что освоение курса «Социология» студентамисоциолого-управленческой, инновационно-управлен-рассматривается как средство, условие формированияческой, гуманистическо-управленческой грамотностиуправленческой грамотности. Поэтому подобный анализобучающихся. Следовательно, существенной сторонойстановится необходимостью для определения эффективно-этого воздействия является формирование социолого-сти учебно-познавательного процесса, непосредственноуправленческой, инновационно-управленческой, гума-связанного с освоением курса. Рассмотрим социологиче-нистическо-управленческой грамотности у обучаю-скую информацию об этом процессе (табл. 4).щихся.Т а б л и ц а 4Влияние курса на развитие студентов 2-го курса ФФКиС (2009 г.)Направленность влияния курсаОценка, % ЮношиДевушкиИнтеллектуальное влияние3,34,0Физическое2,01,0Психическое3,03,3Управленческое3,34,7Среднее арифметическое значение влияния курса на развитие студентов2,93,3Интегральное значение влияния курса на интеллектуальное развитие обучающихся5,97,1Примечание. Разрыв интегральных значений влияния курса на интеллектуальное развитие студентов составляет 19,8%, т.е. воздействие курса социологии на состояние деятельности девушек на 19,8% выше, чем юношей.Выше отмечалось, что эффективность процесса освое-наличие у них изобретательского и инновационногония социологических знаний студентами детерминированапотенциала, без которого не может быть такого качест-рядом факторов, значение которых предстает в качествева, как конкурентоспособность. То, что преподавательодной из закономерностей формирования их управленче-должен знать о наличии этой закономерной связи ни уского потенциала: чем выше готовность студентов к освое-кого не вызывает сомнений. Вопрос не только в том,нию курса, тем выше мера его влияния на их развитие, темчто нужны знания о ряде причинно-следственных ме-выше влияние курса на управленческое, интеллектуальное,ханизмах эффективности учебного процесса. Надофизическое, психическое развитие студентов.обеспечить ее реализацию в вузовском учебном про-Следовательно, с одной стороны, обеспечение го-цессе. Кроме этого, нельзя ни сказать, что без исполь-товности студентов к этому процессу выступает однойзования и реализации этих причинно-следственныхиз важнейших детерминант эффективности процессамеханизмов в учебном процессе не может быть ни егоформирования деловых и личностных качеств специа-эффективности, ни конкурентоспособных специали-листов; с другой стороны, становится необходимымстов.использовать совокупность других факторов, обуслов-Отсюда вытекает, что современный вузовскийливающих качество подготовки специалистов. Соглас-учебный процесс, не обеспечивая реализацию причин-но данным социологических исследований в их числоно-следственных механизмов, не в состоянии обеспе-входят преподавательский, студенческий, стимульный,чить реализацию социального заказа «Создание конку-контрольный, информационный, организационный,рентоспособных предприятий и формирование основтехнический, демократический, «сотворческий» и др.конкурентоспособности страны в целом».В этом аспекте необходимо выделить особую рольСоциологическая информация раскрывает в значи-субъекта управления процессом формирования дело-тельной мере потенциальные возможности решениявых и личностных качеств обучающихся, выделитьназванных выше проблем совершенствования подго-особые требования к современным специалистам - этотовки конкурентоспособных специалистов на ФФКиС.ЛИТЕРАТУРА
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 258
Ключевые слова
формирование, потенциал, социальный институт, направленность, восприимчивость, конкурентоспособность, социальный заказ, formation, potential, social institution, orientation, susceptibility, competitiveness, social orderАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Какухин Александр Дмитриевич | Сибирский федеральный университет | кандидат педагогических наук | sveta2667@mail.ru |
Коваль Иван Васильевич | Сибирский федеральный университет | доктор социологических наук | sveta2667@mail.ru |
Ссылки
Коваль И.В. Социология формирующегося конкурентоспособного специалиста в инженерном вузе (на примере КрасГАСА). Красноярск: КарсГАСА, 2007. 382 с.
Послание Президента России Д.А. Медведева 12 ноября 2009 г.
Послание Президента России Д.А. Медведева 5 ноября 2008 г.
