Технологические основы формирования коммуникативной компетентности | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 340.

Технологические основы формирования коммуникативной компетентности

Рассмотрено формирование коммуникативной компетентности у студентов. Изучены понятие компетентности и роль иностранного языка в развитии коммуникативной компетентности у студентов. Проанализированы противоречия и проблемы, возникающие в процессе формирования компетентности. Представлена модель иноязычной профессиональной компетентности

Technological basis of forming communicative competence.pdf Коммуникативная компетентность как педагогиче-нимает её как процесс, неотделимый от деятельностиское явление стало особенно популярным в последниеучащегося [1. С. 23].десятилетия. Это связано с тем, что в современном ми-В современном мире под коммуникативной компе-ре востребовано образование, обеспечивающее подго-тентностью студентов понимается своевременное при-товку квалифицированных специалистов, владеющихменение совокупности коммуникативных умений, зна-необходимым уровнем коммуникативной компетент-ний правил речевого поведения, способствующие ре-ности для решения профессиональных задач с помо-шению нестандартным алгоритмом коммуникативныхщью иностранного языка.задач в межличностных отношениях.Почему именно студенты технических специально-Можно определить компетентность как совокуп-стей обнаруживают низкий уровень развития общей иность способностей, качеств и свойств личности, необ-речевой культуры во время занятий, устных ответов, входимых для успешной профессиональной деятельно-общении с преподавателями и сокурсниками? Это свя-сти.зано со спецификой изучаемых предметов, таких как:Процесс формирования иноязычной коммуникатив-физика, отопление, теплоснабжение, вентиляция, тепло-ной компетентности студентов происходит через об-генерирующие установки, язык которых стандартизиро-щение. В общении происходит овладевание профес-ван и формализован, а учебная деятельность их прохо-сиональными и духовными ценностями, развитие лич-дит в основном в лабораториях и компьютерных залах.ности.В связи с этим процесс образования студентов тех-В соответствии с действующими стандартами про-нических специальностей должен быть направлен нацесс формирования коммуникативной иноязычнойформирование компетентности, чтобы научить интег-компетентности должен быть связан с овладением спе-рировать знания, применять их для получения новойциальной профессиональной компетентностью.информации и объяснения явлений в окружающем ми-Формирование коммуникативной компетентностире. Профессиональная среда накладывает отпечаток натребует разработки специальной модели, адекватнойречь, а культура речи в свою очередь является показа-профессиональным задачам. Разработка такой моделителем образованности и воспитанности человека.будущего специалиста может сделать процесс про-В наши дни образование в большей степени воспи-фессиональной подготовки более целенаправленнымтывающее, поэтому формирование компетентностии эффективным. Модель формирования иноязычнойявляется показателем готовности к жизни, а обучениекоммуникативной компетентности студентов являетсястудентов иностранному языку выполняет особую рольспециальной сконструированной дидактической сис-в развитии коммуникативной компетентности, форми-темой, направленной на формирование иноязычнойруя у специалистов данной отрасли совокупностьпрофессиональной компетентности (рис. 1).взаимосвязанных качеств личности. Изучение ино-Иноязычная коммуникативная компетентностьстранного языка имеет образовательное, воспитатель-будущих специалистов является неотъемлемым ком-ное и практическое значение, которое улучшает владе-понентом профессиональной подготовки и представ-ние родным языком, способствует совершенствованиюляет собой комплексный личностный ресурс, обес-культуры речи и развитию логики языкового общения.печивающий возможности эффективного взаимодей-В процессе изучения иностранного языка происходитствия в процессе использования иностранного языкастановление и развитие личности, профессиональнокак средства решения профессиональных задач [2.значимых личностных качеств. Овладевая иностран-С. 45].ным языком, человек глубже осознаёт способы выра-Использование методического приёма, проблемныхжения мысли на родном языке.ситуаций в обучении обеспечивает: дальнейшее разви-Важным фактором улучшения и одновременно по-тие коммуникативной компетентности студентов; фор-казателем эффективности и результативности процессамирование профессионально направленной компетент-формирования коммуникативной компетентности вы-ности; развитие творческого потенциала студентов и ихступает познавательная активность, которая стимули-интеллектуальных способностей; расширение их про-рует развитие самостоятельности, является поискомфессионального кругозора на основе решения профес-творческого подхода, побуждая к самообразованию.сионально значимых задач в процессе интеграции ино-Так, Г.М. Щукина связывает формирование познава-странного языка, которые раскрывают сущность про-191тельной активности студентов с деятельностью и по-блемно-деятельностного подхода.ч-►Цель: формирование иноязычной коммуникативной компетентностиЧч-►ч-►Подходы: компетентный, коммуни-кационный, интегративныйПринципы: компетентности, профес-сиональной направленности, индиви-дуальной новизны, функциональностич-►Содержание^^ЧЧПознавательный аспектРазвивающий аспектВоспитательный аспект Учебный аспектКритерии сформированности общейЧ►ч-►Критерии сформированности ино-язычной коммуникативной компетен-ции: владение лингвистическими уме-ниями, иноязычное владение дискурсив-ными умениями; владение социокуль-турными умениямипрофессиональной компетенцией: вла-дение способами решения профессиональ-но направленных задач; владение системой ценностей; необходимый уровень мотива-ции для выполнения профессионально значимых задачЧ►IIч-►НизкийУровниСреднийВысокийч-►1ч-►Технологии формирования иноязычной коммуникативной и общей профессиональной компе-тентности: подготовка и презентация проектов; мозговой штурм; дискуссия по актуальным про-блемам в отрасли тепло-газоснабжения; ролевые игры; деловые игрыч-►1ч-►Условия: интеграция дисциплины «Иностранный язык» и специальных дисциплин на основе заня-тий; мотивационное обеспечение учебно-профессиональной деятельности оптимальное соотноше-ние аудиторной и самостоятельной работы по дисциплине «иностранный язык»; применение со-временных и коммуникационных технологийч-►IРезультат: совершенствование профессиональной подготовки будущих специалистовРис. 1. Теоретическая модель формирования иноязычной профессиональной компетентностиВ модели, рассмотренной выше, при иноязычноммыслить, находить решения в различных проблемныхобразовании составляющей является иностранная куль-ситуациях, способную приобретать не только новыетура, включающая: познавательный, развивающий,знания, но и вырабатывать новые навыки.воспитательный и учебный аспекты. Реализация моде-Сущность проблемно-деятельностного подхода (ПДП)ли для процесса формирования иноязычной коммуни-специалистов заключается в том, что в процессе иноязыч-кативной компетентности требует использования спе-ного образования создаются условия, в которых студенты,циальной технологии, в соответствии с которой функ-опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обна-ция языковых явлений в процессе общения являетсяруживают и осмысляют профессионально значимую про-приоритетной при построении форм высказывания.блему, мысленно и практически действуют в целях поискаСущность компетентности заключается не только ви обоснования наиболее оптимальных вариантов её разре-информированности обучаемого, но и в умении им раз-шения посредством иностранного языка (рис. 2).решать проблемы, возникающие при познании и объяс-ПДП реализует два основополагающих принципанении явлений действительности, при освоении совре-обучения: принцип проблемности и принцип деятель-менной техники и технологии, а в практической жизни -ности в обучении.при выполнении социальных ролей гражданина [3. С. 37].Иноязычное образование специалистов на основеНа современном этапе профессионального образо-ПДП направлено на то, чтобы обеспечить:вания проблемное обучение формирует гармонически- дальнейшее развитие коммуникативной компе-развитую творческую личность, способную логическитентности студентов;192- формирование профессионально направленной компетентности;- интеграцию коммуникации в процессе творческой самостоятельной деятельности, выполнение которой ведёт к формированию профессиональной коммуника-тивной компетентности;- развитие творческого потенциала студентов и их интеллектуальных способностей;- расширение их профессионального кругозора на основе решения профессионально значимых задач в процессе интеграции иностранного языка [4. С. 38].Оптимальное соотношение методов и приёмов, по-зволяющее достичь максимального результата в орга-низации иноязычного образования специалистов, мож-но представить в виде модели реализации ПДП к про-фессиональному образованию (рис. 2).Цель: реализация ПДП к профессиональному иноязычному образованию специалистовПринципыпрофессиональной мотивирован- интегративности коммуникационнойнаправленностиностинаправленностиСодержаниеПознавательныйРазвивающийВоспитательныйУчебный аспектаспектаспектаспектУровниЭлементарное Управляющая Самостоятельная Свободноевоспроизведениепроекцияинтерпретация творчествоКритерииСтепень коммуникативно-технологической готовности к про-фессиональной деятельностиСтепень творческой самореализации в образовательной деятельностиТехнологии, методы и приемыCase study (анализ проблемных профессиональных ситуаций), метод проек-тов, дискуссия, решение проблемных задачУсловияИнтеграция иностранного языка, мотивационное обеспечение учебно-профессиональной деятельности, развитие творческой деятельности сту-дентов при решении профессиональных задач, ситуативность и функцио-нальность, диалогичностьРис. 2. Теоретическая модель реализации ПДП к профессиональному иноязычному образованию студентовПроцесс формирования компетентности студентов направлен на:- обеспечение необходимого уровня иноязычной коммуникативной компетентности в основных видах речевой деятельности;- формирование общей компетентности специалистов;- интеграцию компетентности в процессе самостоя-тельной деятельности;- развитие творческого потенциала студентов, их интеллектуальных и профессиональных способностей в процессе профессиональной подготовки;- расширение их кругозора на основе решения про-фессионально значимых задач;- увеличение профессиональной мотивации;- развитие личностных и профессиональных ка-честв.Развитие коммуникативной компетентности будет более эффективным, если:- будут применяться специфические особенности интерактивных методов: дискуссия, ролевая, деловая игра, укрепляющие межличностные отношения и спо-собствующие росту мотивации к учению и развитию193коммуникативных качеств, содействующие усвоению1. Создание специальной образовательной среды сзнаний о сущности общения и коммуникативных от-помощью разных стратегий (поощрение, вознагражде-ношений.ние за проявление творческих способностей, создание- будет реализована технология, обеспечивающаядружественной атмосферы, организация умственной икомфортность общения и формирование мотивацииречевой учебной активности); в её условиях можностудентов.более эффективно осуществить воспитательное воздей-- в процессе обучения иностранному языку будет ис-ствие на обучаемого.пользоваться специальное учебно-методическое обеспече-2. Применение интерактивных методов обучения:ние для развития коммуникативной компетенции, способ-ролевые игры, «круглые столы» как методы имитацииствующее приобретению студентами коммуникативныхпринятия решений, разработка и внедрение учебно-знаний и умений действовать по образцу, творчески под-методического пособия по развитию компетентностиходить к решению коммуникативных задач, вырабатываястудентов технических специальностей. Такие методыличностную ориентацию к субъекту общения [6. С. 2].применяются для эффективности учебного процесса,В процессе овладения иноязычной коммуникативнойразвития коммуникативности, способствуя развитиюкомпетентностью происходит не только решение ком-таких составляющих, как организаторские способно-муникативно-значимых задач, но и овладение профес-сти, культура вербального взаимодействия, самокон-сионально значимыми знаниями, умениями, навыками,троль.происходит развитие профессиональных способностей,3. Разработка и внедрение специального методиче-необходимых для решения профессиональных задач.ского обеспечения по развитию коммуникативнойНемаловажный вопрос, который встаёт перед учё-компетентности студентов технических специально-ными современного мира, - определение уровня компе-стей - возможность введения в процесс обучения ино-тентности. Оценить уровень компетентности студентовстранному языку методического пособия, содержащиеможно путём проведения профессиональных тестов,задания, которые могут помочь приобрести опреде-тестов учебных достижений с помощью оценки лабора-лённые коммуникативные знания, умение действо-торно-практических работ, устных экзаменов, рейтинго-вать, творчески подходить к решению коммуникатив-вой оценки письменных работ. Необходимо расширятьных задач, вырабатывая личностную ориентацию [6.кругозор студентов об умениях, качествах, необходимыхС. 122].специалистам. Учащиеся должны быстро находить темуТаким образом, формирование коммуникативнойдля разговора, использовать жесты и мимику; уметькомпетентности у студентов на занятиях по иностран-проявлять своё расположение, тактичность, уметь дока-ному языку, с одной стороны, способствует развитиюзать, аргументировать, выступить с докладом, проявитьличности, а с другой - коммуникативной способности,организаторские способности.позволяя ему решать жизненные и практические си-Для того чтобы сформировать коммуникативнуютуации, развивая в личности способность приниматькомпетентность на занятиях по иностранному языку поправильные решения, персональную ответственность,техническим специальностям, необходимо создать пе-внимание к проблемам, связанным с достижением по-дагогические условия при реализации данного процес-ставленных целей, самостоятельность мышления, ори-са. К таким условиям относятся:гинальность и самоконтроль.ЛИТЕРАТУРА

Ключевые слова

коммуникативная компетентность, сущность компетентности, познавательная активность, самостоятельность мышления, уровень компетентности, сommunicative competence, essence of competence, cognitive activity, independence of thinking, self control, level of competence

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Михайлова Екатерина ВикторовнаКурский государственный технический университетассистентMichajlovaEkaterina@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Люлевич И.Ю. Проблема формирования коммуникативной компетенции у студентов // Сборник трудов учёных РГАФК. М., 2004. Т. 5. С. 120-124.
Шукурова И.В. Развитие коммуникативной компетенции студентов в процессе обучения иностранному языку: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2006. С. 18.
Ефисмова Ю.А. Педагогические условия реализации проблемно-деятельностного подхода к профессиональному иноязычному образованию (на материале подготовки специалистов по информационным и коммуникационным технологиях в вузе). Курск, 2007. С. 219.
Пассов Е.И. Сорок лет спустя, или Сто одна методическая идея. М.: ГЛОССА-ПРЕСС, 2006. С. 236.
Солодовникова Ю.Ю. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции как условие профессиональной подготовки специалиста социальной работы. Курск, 2009. С. 201.
Афанаскина М.С. Развитие познавательной активности студентов в процессе организации самостоятельной работы. Брянск, 2004. С. 173.
 Технологические основы формирования коммуникативной компетентности | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 340.

Технологические основы формирования коммуникативной компетентности | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 340.

Полнотекстовая версия