Эффективность, структура и содержание электронного образовательного ресурса «Основы менеджмента»
Рассматриваются практика создания и методические особенности использования электронного образовательного ресурса потеме «Основы менеджмента» в системе МООДУС на базе вуза.
Effectiveness, structure and content of e-learning resource The Basics of Management.pdf Основной показатель высокого качества обучающейсредств системы управления знаниями МООДУС (мо-программы - это эффективность обучения. Эффектив-дульная объектно-ориентированная динамическая обу-ность программы определяется только после ее апро-чающая среда, англ. Moodle), также разработаны мето-бации и тем, насколько она обеспечивает предусмот-дические указания по работе с ЭОР [1]. Данная системаренные цели обучения. Психолого-педагогические тре-управления знаниями отвечает всем вышеперечислен-бования, которым должна удовлетворять обучающаяным требованиям к эффективности электронных обра-программа, следующие:зовательных систем.- позволять строить содержание учебной деятель-Разработанный нами ЭОР «Основы менеджмента»ности с учетом основных принципов педагогическойрассчитан на студентов вузов, а также всех желающихпсихологии и дидактики;получить базовые знания, умения и навыки в этой об-- допускать реализацию разнообразных способовласти. Содержание данного курса базируется на общих,управления учебной деятельностью;межнациональных принципах науки и практики ме-- стимулировать различные виды познавательнойнеджмента, одновременно с этим учитывает особенно-активности;сти современного российского менеджмента, его прак-- учитывать в содержании учебного материала итической составляющей. Цель курса - ознакомить всехучебных задач уже приобретенные знания, умения ижелающих с теоретическими и практическими основа-навыки;ми менеджмента и сформировать важнейшие навыки- стимулировать высокую мотивацию к учению,управленческой деятельности. Курс «Основы менедж-поддерживать и развивать учебные мотивы, интерес кмента» был разработан преподавателем-предметникомпознанию;Шендалевой Ольгой Анатольевной (канд. техн. наук,- обеспечивать внутренний и внешний диалог;преподаватель кафедры правовой информатики- обеспечивать педагогически обоснованную по-ОмЮИ) на базе сервера ОмЮИ.мощь с учетом характера затруднения обучаемого;Сначала для слушателей курса была проведена оч-- информировать обучаемого о цели обучения, сооб-ная вводная консультация, на которой были объясненыщая ему, насколько он продвинулся в ее достижении, егоособенности работы в системе МООДУС, также каж-основные недочеты, характер повторяющихся ошибок;дый слушатель получил текстовый вариант «Методи-- проявлять дружелюбие, особенно при оказаниических указаний». Задачей слушателя курса являетсяпомощи;усвоение за 6 недель предложенного теоретического- допускать индивидуализацию обучения;материала и выполнение практических заданий, про-- адекватно использовать все способы предъявле-хождение предварительного, промежуточного и итого-ния информации (текст, графика, изображение, звук,вого контроля.цвет и т.д.), не навязывать темп предъявления инфор-Интерфейс ЭОР «Основы менеджмента» представ-мации; вести диалог, управляемый не только компью-ляет собой информационный календарь, позволяющийтером, но и обучаемым, позволяя последнему задаватьвидеть курс, разделенный по темам или неделям, цели-вопросы;ком. Организован удобный доступ к любому элементу- позволять входить и выходить из программы вкурса или его ресурсу. В режиме реального временилюбой момент, обеспечить доступ к ранее пройденно-сообщается обо всех новостях, планируемых событияхму учебному материалу;данного курса. Курс разделен на темы, доступ к после-- допускать модификацию, внесение изменений вдующим темам организован так, что их освоение по-способы управления учебной деятельностью.следовательно и возможно только после освоенияДопускаем, что программа не сможет отвечать всемпредшествующих тем.требованиям без исключения. Создание обучающихДля коммуникации и социализации в сообществепрограмм - это сложный творческий процесс, которыйкурса использованы форумы, чаты, система обменасущественно отличается от традиционной педагогиче-сообщениями, блоги, электронная почта. ЭОР предос-ской деятельности. Поэтому, к сожалению, не всегдатавляет гибкий комплект обучающих функций - Фору-обучающие программы, созданные педагогами, оказы-мы, Рабочие тетради, Тесты, Ресурсы, Опросы, Анкеты,ваются эффективными. Недостаточно заложить в ком-Задания, Чаты, Семинары, Лекции.пьютер систему указаний, необходимо спроектироватьВ качестве общих ресурсов курса выступает ново-условия, в которых учащийся захочет следовать этимстной форум, электронная книга «Основы менеджмен-указаниям, т.е. учитывать человеческий фактор.та», словарь терминов курса, база ресурсов курса.Нами разработан и прошел апробацию в НОУ ВПОЭлектронная книга «Основы менеджмента» состоит из«Омский юридический институт» (ОмЮИ) электрон-11 глав и является основным носителем теоретическогоный обучающий ресурс (ЭОР), созданный с помощьюматериала. Выделены следующие главы: «Основные195положения менеджмента»; «Целеполагание»; «Плани-рование»; «Организация и координация»; «Мотива-ция»; «Контроль и регулирование»; «Руководство»; «Управленческие решения»; «Социально-экономи-ческие аспекты управления» «Эффективность управ-ленческих решений»; «Самоменеджмент».Помимо книги в качестве форм подачи теоретиче-ского материала использованы ресурсы: Текстовая страница, Web-страница, презентации MS Power Point. Изучение теоретического материала равномерно рас-пределено по неделям: на каждую неделю приходится изучение определенных глав электронной книги, до-полнительных теоретических материалов, на которые имеются ссылки.Одной из главных особенностей электронного пред-ставления или структурирования учебного материала является технология гипертекста, которая позволяет размещать с помощью гиперссылок дополнительный материал (словарь терминов, статьи, книги, биографиче-ские данные, таблицы, графики, рисунки и т.д.).Другой особенностью размещения учебного мате-риала является модульность. Модуль - это относитель-но самостоятельная часть какой-либо системы, несу-щая определенную функциональную нагрузку и доста-точная для формирования тех или иных знаний, уме-ний и навыков. Модульная структура позволяет раз-бить весь курс на отдельные блоки, последователь-ность изучения которых может варьироваться, они мо-гут заменяться другими, более или менее сложными.Доминантой внедрения компьютера в образование является резкое расширение сектора самостоятельной учебной работы, и относится это, разумеется, ко всем учебным предметам. Принципиальное новшество, вно-симое компьютером в образовательный процесс, - ин-терактивность, позволяющая развивать активные дея-тельностные формы обучения. Именно это новое каче-ство позволяет надеяться на реальную возможность расширения функционала самостоятельной учебной работы - полезного с точки зрения целей образования и эффективного с точки зрения временных затрат.Поэтому важным условием успешного функциони-рования ЭОР является интерактивность, которая пред-полагает взаимодействие любых субъектов друг с дру-гом с использованием доступных им средств и мето-дов. В данном случае необходимый уровень интерак-тивности обеспечивают средства телекоммуникации ЭОР, Интернет. Интерактивность как качество выража-ется в осуществлении эффективной обратной связи в виде развернутого ответа учителя на выполненные сту-дентами задания, комментария к оценке, участия в Фо-руме или Чате, что позволяет контролировать проме-жуточные и конечные результаты обучения, сравнить их с целями, внести необходимые коррективы. Наличие обратной связи помогает студенту получать своевре-менную информацию о правильности своего продви-жения от незнания к знанию. Интерактивность придает процессу самостоятельного обучения в условиях при-менения ЭОР обучающий характер.Самостоятельные задания в разработанном нами курсе имеют вид Семинаров, Рабочих тетрадей, Зада-ний. С помощью Форумов и Чатов организуется дис-куссия. Все задания также распределены по неделям в196соответствии с изучаемой теорией. Выполнение зада-ний имеет временные рамки, что позволяет отрегули-ровать темп прохождения курса и избежать накопле-ния большого количества невыполненных заданий, а также стимулирует и мотивирует студентов к дальней-шему прохождению курса.Задания обязаны быть интересными, направленны-ми на развитие мышления, для выполнения которых требуется воспользоваться эвристическими методами решения. Помимо этого используется принцип вариа-тивности заданий - для обеспечения индивидуализации обучения. В курсе представлены задания различного уровня сложности, которым присвоены разные баллы. Учащийся самостоятельно определяет стратегию сво-его поведения в выборе заданий, чтобы получить ито-говую оценку: меньше трудных заданий или больше легких.Помимо практических заданий, в курсе представлен предварительный, промежуточный и итоговый кон-троль - тестовые задания. Итоговый тест по курсу по-казывает участникам степень эффективности и успеш-ности изучения курса и готовности к итоговому экза-мену. Тестовые вопросы могут иметь различные фор-мы: множественного выбора, на соответствие, ответ в форме эссе, числовой, вычисляемый, вложенный ответ, короткий ответ, верно/неверно.Публикация на домашней странице курса послед-них изменений, имевших место со времени последнего входа в систему, дает всем участникам самостоятель-ного обучения ощущение сопричастности. С использо-ванием встроенного WYSIWIG HTML-редактора мож-но редактировать большинство областей ввода текста (ресурсы, сообщения на форуме, записи в рабочей тет-ради и т.д.). Все оценки для Форумов, Рабочих тетра-дей, Тестов и заданий можно просмотреть на одной странице (и скачать файл в формате MS Excel). Полные сведения о входах пользователя и посещении элемен-тов курса - полный отчет по каждому студенту досту-пен с диаграммами посещаемости и деталями по каж-дому модулю так же, как и детальная информация о каждой работе студента в рамках курса, включая от-правку сообщений на форум, работу над рабочей тет-радью и т.д. Использование почты: копии сообщений с форума, отзывы учителей могут быть отправлены по электронной почте в формате HTML или текстовом. Шкала оценок: учителя могут сами определять шкалу оценок для оценивания сообщений на форумах, зада-ний и рабочих тетрадей.Преимущества ЭОР, необходимые для широкого вне-дрения и эффективного использования в учебном процес-се за счет развития активно-деятельных форм обучения, открывают перспективы реализации новых образователь-ных технологий, новых форм аудиторной и самостоя-тельной учебной работы, в том числе дистанционных.Очевидно, что ожидать от информатизации повы-шения эффективности и качества образования можно лишь при условии, что новые учебные продукты будут обладать некоторыми инновационными качествами.К основным инновационным качествам ЭОР относятся:1. Обеспечение всех компонентов образовательного процесса: получение информации; практические заня-тия; аттестация (контроль учебных достижений).2. Интерактивность, которая обеспечивает резкое4) учитывает основные психолого-педагогическиерасширение возможностей самостоятельной учебной принципы и существующие знания, умения и навыки работы за счет использования активно-деятельностных при построении содержания учебной деятельности;ЛИТЕРАТУРА1. Электронный образовательный ресурс «Основы менеджмента». URL: http://omui.ru/moodle/login/index.php Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 29 мая 2008 г.форм обучения.3. Возможность более полноценного обучения вне аудитории.ЭОР «Основы менеджмента», на наш взгляд, со-ответствует следующим из предъявленных требо-ваний:1))делает возможным индивидуальное и самостоя-тельное обучение;2)реализует различные способы управления учеб-ной деятельностью (в частности самостоятельно);3)стимулирует различные виды познавательной ак-тивности;5))стимулирует высокую мотивацию к учению;6)обеспечивает внутренний и внешний диалог;7))обеспечивает информированность обучающегося о его успехах и ошибках;8))допускает внесение изменений в способы управ-ления учебной деятельностью;9)позволяет адекватно использовать все способы предъявления информации (текст, графика, звук, цвет и т.д.);10)обладает дружелюбным интерфейсом и позволя-ет осуществлять вход и выход из программы в любоймомент, обеспечивает до
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 310
Ключевые слова
электронный образовательный ресурс, самостоятельное обучение, менеджмент, e-learning recourse, self-dependent educationАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Первезенцева Э.А. |
Ссылки
