Рассматриваются возможности использования метода социального группового проектирования для разработки мер сопровождения студентов-инвалидов в вузе на примере инициативы студентов гуманитарного факультета Томского университета систем управления и радиоэлектроники, направленной на адаптацию инвалидов в вузовской среде.
SOCIAL SUPPORT FOR DISABLED STUDENTS IN A TECHNICAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION AS A THEME FOR GROUP PROJECT EDUCATION.pdf Проблема преодоления изоляции инвалидов и вклю-Долгое время в нашей стране существовал медицин-чение их в повседневную жизнь общества сейчас приоб-ский стереотип инвалидности, в соответствии с которымретают все большее значение. Это связано с усилениемлица с ограниченными возможностями здоровья рассмат-влияния гуманистических ценностей, знакомством с опы-ривались как постоянно нуждающиеся в медицинскойтом западного общества и потребностью вовлечения впомощи, отдельном обучении в интернатах, материаль-общественную сферу деятельности на фоне демографиче-ном содержании и опеке со стороны общества. Счита-ского кризиса всех, кто способен внести свой вклад в раз-лось, что они не способны принимать самостоятельныевитие страны. Одним из главных факторов решения этойрешения. Отношение к ним часто было пренебрежитель-проблемы остается доступность образования, включаяное или снисходительное, а их изоляция рассматриваласьобучение в высших учебных заведениях.как норма. Как правило, инвалид выбирал рабочую про-Во многих западных странах успешно реализуетсяфессию, а возможности приобретения высшего образова-Программа ООН «Образование для всех», одним изния были чрезвычайно затруднены. С 90-х гг. XX в. в ми-направлений которой является инклюзивное образова-ровом сообществе официальное отношение к инвалидно-ние, предоставление равных возможностей всем обу-сти начало меняться, стала формироваться социальнаячающимся получать высококачественное образованиемодель, которая связана с индивидуальным подходом,и развивать свой потенциал. Этот подход расширяетвключением детей с особенностями умственного и физи-возможности адаптации инвалидов в повседневнуюческого развития в обычную среду сверстников. В этомжизнь общества, начиная с детского возраста и вклю-случае, как показали исследования, такие дети успешнеечая устройство на работу.адаптируются и лучше развиваются. Однако до сих порПубликации российских авторов последнего времениинвалидность в реальных взаимоотношениях в большин-также обращают внимание на идеи инклюзивного образо-стве случаев продолжает рассматриваться как непреодо-вания и возможности его развития в России [1-4]. Основ-лимая неполноценность человека.ное внимание авторы уделяют использованию возможно-Одной из главных проблем психолого-социального ха-стей школьного этапа обучения. В работах В.С. Шилова,рактера остается одиночество, изоляция таких людей, осо-Г.А. Бордовского [2, 3] и других ученых отмечаются слож-бенно при перемещении их из одной социальной среды вности в создании безбарьерной среды, трудности подго-другую. Между тем именно молодежь, имеющая ограни-товки и переподготовки учителей и, что особенно важно,ченные функции здоровья, закончившая школу, вступаю-необходимость перехода к новой системе обучения, прищая в самостоятельную жизнь, особенно нуждается в под-которой должны учитываться индивидуальные особенно-держке сверстников и вузовских преподавателей.сти детей. В частности, неравномерность усвоения знаний,С 2006 г. в ТУСУРе, в связи с выполнением Иннова-отставание детей с особенностями развития, психологияционной образовательной программы национальноговзаимоотношений в коллективе учащихся рассматривают-проекта «Образование» и внедрением группового проект-ся как существенные препятствия в осуществлении этогоного обучения как направления научно-исследователь-перехода. Тема доступности высшего образования для лицской работы студентов, на кафедре истории и социальнойс ограниченными возможностями здоровья обсуждаетсяработы гуманитарного факультета был начат проект «Со-чаще всего в контексте дошкольной и школьной подготов-провождение социальной адаптации студентов с ограни-ки либо как получение дополнительного образования [5].ченными возможностями здоровья в высшей школе». ЕгоВместе с тем эта проблема связана с ростом уровня духов-цель - разработать меры социальной адаптации этой кате-ного развития всего общества, который не происходит ав-гории студентов. Проект был рассчитан на два года, в немтоматически, а зависит от конкретной общественно-приняли участие четыре студентки гуманитарного факуль-полезной деятельности тех или иных лиц, институтов, об-тета третьего курса. Они осознано выбрали эту тему и изу-щественных инициатив. В частности, в вузовской среде длячили логико-структурный метод проектирования.социальной адаптации студентов-инвалидов немалое зна-Целевой группой проекта стали студенты дневного от-чение имеет активность студентов в академических груп-деления всех факультетов. В ТУСУРе общее количествопах. В данной статье рассматривается такого рода опыт настудентов - более 13 тыс. человек, из них инвалидов всегопримере технического вуза (ТУСУР).27. При этом было выяснено, что за последние пять лет33общее количество студентов сократилось примерно на 2 тыс.мочь человеку стать проактивным, умеющим планиро-человек (с 15 до 13 тыс.), а количество студентов-инвалидоввать свое время и достигать поставленных целей. Студен-за тот же период выросло в 2,5 раза (с 11 до 27 человек). Поты провели серию тренингов на гуманитарном, техниче-решению проектной группы была создана кураторскаяских факультетах, на подготовительных курсах.служба «Вуз для всех». Основными направлениями ее дея-Особой популярностью пользовались упражнение «Ме-тельности стала популяризация в вузе идей инклюзивноготодика предельных смыслов», рассчитанное на наилучшееобразования и оказание помощи студентам-первокурсникамосознание и переосмысление своих жизненных целей, тре-с ограниченными возможностями здоровья.нинги на знакомство и сплочение, а также задание: «Я в бу-Изучая общественное мнение студентов по поводу со-дущем», которое позволяло представить себя через 10 лет ивместного обучения с инвалидами, студенты проектнойлучше понять свою жизненную миссию. Благотворное пси-группы столкнулись с противоречивыми результатами. Схотерапевтическое воздействие тренингов заключалось впомощью анкетирования удалось выяснить, что 81,4% оп-том, что это была работа в группе, что позволяло любомурошенных положительно относятся к возможности совмест-участнику видеть схожие проблемы у других, а совместныйного обучения со студентами-инвалидами; 7,2% при общемпоиск их решения создавал основу для взаимодействия иположительном отношении к вопросу не хотели бы, чтобывозникновения дружеских отношений. Самым оптимальнымстуденты-инвалиды учились в их группе; 1,4% респондентоввременем проведения этих занятий являлись первые двеотрицательно отнеслись к совместному обучению и 10%недели первого курса. Именно в это время студенты нужда-затруднились дать ответ [6. С. 199]. Опрос показал, что са-ются в получении тех или иных советов, наиболее воспри-мой важной они считают материальную помощь инвалидамимчивы к получению новых знаний, с интересом участвуют(71,4%), наиболее острой проблемой - отсутствие благопри-в тренингах и не отказываются от анкетирования.ятной безбарьерной среды жизнедеятельности и неустроен-Такого рода практика способствовала также формиро-ность корпусов.ванию профессиональных компетентностей социальныхДругое анкетирование, проведенное после просмотраработников. Направления проектной деятельности факти-на кинолектории документального американского кино-чески совпадали с основными формами практическойфильма о трудностях получения образования и жизнен-социальной работы: индивидуальной работе со случаем,ном пути юноши с ДЦП, продемонстрировало, что 50%работе в группе и микросоциальной среде. Студенты про-респондентов сочувствовали герою фильма, а 28% отри-ектной группы применяли в своей деятельности методцательно отнеслись к сюжету, считая, что такие фильмыкогнитивной терапии, при котором клиенты должнынужно показывать тем, кому это интересно.осознать свои мысли и убеждения, мешающие достиже-Таким образом, формирование толерантного отноше-нию желаемых целей. Осознавая свои мысли, можно из-ния к студентам-инвалидам, готовность принятия их вменить свое поведение и восприятие, более конструктив-свою среду остаются болезненной темой в вузовской ауди-но решать различные жизненные задачи, чувствовать себятории. Другие исследования, проведенные студентамиуверенно в любой жизненной ситуации. Кроме этого, сту-проектной группы, в том числе данные социометрии, под-денты получили необходимый опыт работы в команде,тверждают существование определенной дистанции, а ино-что способствует формированию коммуникативных на-гда и изоляции во многих конкретных случаях студентов-выков и ответственности.инвалидов в академических группах. Сами они (по понят-Таким образом, в форме социального проектирования вным причинам) не афишируют свою инвалидность, иногдаТУСУРе получила развитие студенческая инициатива, на-могут вообще не выделяться среди здоровых людей и частоправленная на формирование модели сопровождения лиц сне обращаются за помощью, даже когда в ней нуждаются.ограниченными возможностями здоровья в высшей школе.Популяризируя идеи инклюзивного образования, студентыБез какой-либо поддержки со стороны администрации ву-проектной группы публиковали статьи в многотиражнойза, без реальной возможности создания доступной архитек-газете «Радиоэлектроник», принимали участие в организа-турной среды начался поворот в общественном сознанииции конкурсов социальной рекламы, устраивали тематиче-вузовского коллектива. Значение этой работы состоит вские выставки в фойе главного корпуса университета.том, что она получила известность, было налажено сотруд-Важным направлением проекта на этапе апробацииничество с томским общественным движением «ДИВО»стало проведение психолого-педагогичеких тренингов(Доступное для инвалидов высшее образование), тема былакак с самими инвалидами, так и в академических группах.поддержана грантом Минобразования РФ и продолжаетсяУчастники проекта прошли обучение по авторской про-в новом социальном проекте уже других студентов, такжеграмме психолога-консультанта М.П. Шульмина «7 на-единодушно выбравших это направление на кафедре исто-выков высокоэффективных людей», цель которой - по-рии и социальной работы.
Зиновьева Валентина Ивановна | Томский государственный университет систем управления и электроники | доцент, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и социальной работы | vpz@tsu.ru |
Мельникова О., Рыкун А., Южанинов К. Дополнительное образование для инвалидов в Томске: условия и возможности реализации // Журнал исследований социальной политики. 2008. № 1. С. 89-106.
Кирякова В.В. Проблемы социализации людей с ограниченными возможностями в условиях высшей школы // Научная сессия ТУСУР-2007: Материалы докл. Всерос. науч.-техн. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых: В 5 ч. Томск: В-Спектр, 2007. Ч. 5. С. 110.
Матасов Ю.Т. Инклюзивное образование: предпосылки и барьеры // Социальная педагогика. 2009. № 1. С. 22-24.
Бордовский Г.А. Традиции и инновации в подготовке педагогических кадров для инклюзивного образования: опыт Герценовского университета // Социальная педагогика. 2009. № 1. С. 15-18.
Левицкая А.А. Состояние и перспективы инклюзивного образования в России // Социальная педагогика. 2009. № 1. С. 4-7.
Шилов В.С. Инклюзивное образование: российская специфика // Социальная педагогика. 2009. № 1. С. 14-15.