Социально-философский анализ аватона Святой горы Афон в современном европейском культурном пространстве | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 341.

Социально-философский анализ аватона Святой горы Афон в современном европейском культурном пространстве

Сделана попытка провести социально-философский анализ феномена аватона Святой горы Афон (Греция) в его взаимосвязи с Европейским союзом, на территории которого располагается данная монастырская республика. Прослежен один из примеров конфликта современного секулярного общества и традиции Восточного христианства.

SOCIO-PHILOSOPHICAL ANALYSIS OF THE AVATON OF MOUNT ATHOS IN MODERN EUROPEAN CULTURAL SPACE.pdf В настоящее время особый смысл приобретают словаСвятая гора Афон, являющаяся на протяжении ты-Андре Моруа, высказавшего мысль о том, что XXI в. бу-сячелетий оплотом православного монашества, распо-дет духовным или его не будет совсем. На фоне сложнойложена на полуострове Халкидики в Северной частисоциально-экономической эволюции европейского обще-материковой Греции. Уже второе тысячелетие Афонства, принципиально меняющей ценностные ориентирыявляется духовным маяком для всего Христианскоголичности, заметно возрастает потребность в духовности,Востока. В 885 г. Император Василий I издал указ спроявляющаяся, в частности, в увеличении интереса кофициальным признанием того факта, что Афон при-паломническому туризму и объектам религиозной на-надлежит исключительно монахам. Пастухам и другимправленности. Однако часто такой интерес оказываетсямирянам, которые раньше находились здесь беспрепят-сопряжен с агрессивным навязыванием западных прин-ственно, доступ на полуостров был закрыт. В концеципов религиозным организациям, провоцируя конфликтХ в. Император Алексий Комнин I распространил за-с существующими укладами и традициями. Одним изпрет на посещение Афона на всех женщин, а такжепримеров такого конфликта является требование Евро-запретил ввозить на Святую гору самок животных.пейских стран допустить посещение женщинами мона-В 1046 г. Византийский император Константин IX при-стырской республики Афон, расположенной в Севернойзнал Афон центром монашества и присвоил ему офи-части Греции, что входит в противоречие с традициейциальное название «Святая гора», используемое поаватона, существующей на Афоне уже несколько веков.настоящее время. Афон подарил Православному мируПаломничество на Афон имело и имеет объективносонм святых, патриархов, епископов, богословов [2.значимое место в коммуникации православных наро-С. 181-184]. Для греков Афон стал хранилищем на-дов. Духовный опыт святогорцев всегда был чтимым ициональных традиций, где в течение более тысячи летв России как в монашеских, так и светских кругах. Рус-сохранялись греко-христианские традиции, литератураская православная церковь уже наметила подготовку ки подлинно византийские обряды. Это священный кла-празднованию 1000-летнего присутствия русских надезь неизвестных до сих пор источников по исследо-Афоне. В этой связи многократно возрастает актуаль-ваниям в области богословия, философии, истории,ность исследований всех аспектов существования Свя-византийского и поствизантийского искусства и вос-той горы на современном этапе.точного мистицизма, а также огромный музей сокро-В данной работе сделана попытка провести соци-вищ и регалий православной традиции. Этот бастионально-философский анализ феномена аватона в кон-православия хранил церковь в чистоте от ересей и за-тексте его взаимоотношений с Европейским сообщест-падных влияний, непоколебимой в сохранении тради-вом, вычленить причинно-образующие составляющиеций и старинной обрядности вплоть до нынешнего векаописанного выше конфликта.[3. С. 9-10].В современных исследованиях Афона нашли своёПри этом монашеская республика Афон, сохра-отражение главным образом духовные и культурныеняющая во многом традиционный уклад византийскихстороны монашеской республики, тогда как ее уни-затворников, является несовместимым с европейскойкальная социальная система и ее взаимоотношения среальностью анахронизмом. Основным доводом про-внешней средой остаются без должного внимания. Притив Афона в пространстве Европы выступает именноэтом сам феномен аватона инициирует в Европейскомустановленный в XI в. аватон, противоречащий всемсообществе весь спектр антагонистических мнений илиберальным принципам современного западного об-подводит отдельные страны Союза к нагнетанию анти-щества.религиозных настроений. Секуляризованная ЕвропаПонятие «аватон» в значении «неприкосновенный»оказывает давление на Грецию, которую С. Хантинг-восходит к Античности. Изначально данный терминтон в книге «Столкновение цивилизаций» характеризу-использовался для обозначения предела храма, кудает как «православного аутсайдера среди западных ор-имели доступ исключительно жрецы. В трудах грече-ганизаций» [1. С. 178].ских археологов имеются упоминания о существованииГреция во многих смыслах не является частью за-аватона на территории полуострова Афон, населенногопадной цивилизации, но между тем она породиласлужительницами языческих культов. В ту эпоху за-классическую цивилизацию, которая стала важнымпрет относился в первую очередь к посещению местно-источником для западной. Ввиду таких историческихсти мужчинами, и только у Павсания мы находим ут-предпосылок наиболее остро воспринимаются сейчасверждение, что раз в год доступ в Сад Артемиды - такте разногласия экономического, социального и религи-тогда называлась гора - был открыт и для лиц мужско-озного характера с которыми она сталкивается по ходуго пола. Аватон в виде обусловленного списка запретовразвития проекта объединенной Европы.и ограничений действовал и в других в культовых об-35ластях Эллады - Дельфах и Олимпии. Со словом «ава-тон» часто связывают древнегреческие священные леса и рощи, где обитали божества и простым смертным воспрещалось приближаться к ним под страхом про-клятия [4. С. 54].С распространением монашества на Христианском Востоке греческий термин трансформировался и пере-нес свое значение в новую религиозную среду. Аватон вошел в употребление как термин, обозначающий свод правил, запрещающих вход определенных категорий лиц в пределы монастыря. В католической церкви имеются аналогичные правила, обозначаемые латин-ским термином clausura.Аватон в более точном смысле включает в себя за-прет на въезд и проживание в монастыре лиц противо-положного пола. Запрет касается также евнухов, детей и лиц, сменивших свою гендерную принадлежность и сексуальную ориентацию. Монастырской республике Афон присуща более строгая реализация данных огра-ничений, выражающаяся в недопустимости присутст-вия на территории полуострова самок животных. Не-желательными посетителями республики являются ли-ца нехристианского вероисповедания, особенно после-дователи организаций, идеология которых может быть расценена как антипатическая по отношению к право-славию [5. С. 62].Монашеский образ жизни подразумевает соблюде-ние евангельских заповедей нищеты, целомудрия, по-слушания и следование определенному «уставу». Всю повседневную и духовную жизнь монаха регулирует устав. Монах - человек, который решил посвятить всю свою жизнь Богу, достижению нравственного совер-шенства. Выбирая свой путь и опираясь на христиан-скую традицию, подвизающийся следует множеству правил и запретов, что составляет основу его служения. Монастырская республика Афон выступает скорее за-поведной территорией, сохраняющей все предпосылки для плодотворного монашеского служения.Категорический запрет на въезд и проживание лиц противоположного пола является священным в строгом смысле и вытекает из самой сущности монашества. Моногендерность монашеского социума является од-ним из основных его базовых принципов. Нарушение аватона как традиции и как основы существования са-мой республики может повлечь весьма серьезные из-менения и привести к катастрофическим для Афона последствиям. Сами монахи отмену запрета связывают непосредственно с эсхатологическими ожиданиями, что ярко выражает их озабоченность и позицию по данному вопросу.В плоскости конфликта Европейского сообщества и Святой горы Афон можно выделить три основных со-циально-правовых аргумента «за» и «против» отмены аватона:Право на собственность. Вся территория полуост-рова Афон является собственностью двадцати распо-ложенных на нем монастырей. При этом международ-ное право, несомненно, признает частную собствен-ность, и согласно данному праву монахи имеют все основания дозволять находиться в своих владениях только тем, кого они сами пожелают видеть. Но здесь возникают противоречия с тем, что монастырская рес-36публика относится к государственным структурам на территории Евросоюза и непосредственно связана с конституционным принципом гендерного равенства. Это тот случай, когда не происходит разделения поня-тий «Государство» и «Церковь», что европейскими противниками аватона трактуется не в пользу Афона [6. С. 143]. Несмотря на то что греческая церковь ссы-лается на свои внутренние традиции, европейские чи-новники возражают тем, что церковные традиции не являются поводом для нарушения законодательства. Для аргументации приводятся такие грубые примеры, как то, что Церковь не имеет права сжигать еретиков -даже на своей территории, т.к. убийство запрещено законом.Право на свободу вероисповедания. Современная защита религиозных свобод нераздельно связана с из-менениями, вызванными вокруг свободы совести, сво-боды слова, которые являются краеугольным камнем современного либерального конституционализма. Ре-лигия стремится ответить на вопросы о месте человека в мире, о взаимоотношении человека и мира. Различ-ные ответы на эти вопросы приводят к разным мнени-ям о Вселенной, жизни и личности. Они также приво-дят к различным политическим, экономическим, куль-турным, научным и художественным ценностям и це-лям, создавая огромное разнообразие способов, кото-рыми люди предпочитают жить в своей повседневной жизни. Проблема либеральной демократии всегда за-ключалась в обеспечении мирного сосуществования и справедливого сотрудничества между людьми с раз-ными мировоззрениями, предлагая некоторые основ-ные принципы свободы, равенства, взаимности, спра-ведливости и беспристрастности в контексте процесса секуляризации.Некоторые из проявлений секуляризации можно расценивать как бесспорно полезные. Они сделали возможным конституционную защиту религиозной автономии и удаление государственного принуждения и правовой дискриминации в области религии, факти-чески положили конец нетерпимости и злоупотребле-ниям со стороны существующих религиозных учреж-дений. Однако секуляризация зашла намного дальше и проявила себя в новых формах мировоззрения, таких как позитивизм, сциентизм, материализм. В последнее время волна секуляризма нагнетается страхом полити-ческого ислама, что особенно заметно в проявлениях общественной жизни Европы.Не так давно на конференции Европейского Еван-гельского Альянса, состоявшейся в Болгарии, был сде-лан доклад на тему важнейших показателей свободы вероисповедания. Эти показатели были проанализиро-ваны и выражены в балльной системе. Ирландия -единственная страна, получившая высший балл за свободу вероисповедания в данном рейтинге. Боль-шинство других стран Европейского сообщества полу-чили более низкие баллы. Несмотря на то что при со-ставлении рейтинга не был соблюден строго научный подход к данной проблематике, основные его показа-тели отразили существующую европейскую реальность достаточно корректно. В Западной Европе в целом и в учреждениях Европейского союза в частности, таких как Европейский парламент, существует определеннаятенденция к исключению религии из общественной жизни и выносу ее в сферу частной жизни отдельного человека, семьи и церкви. Пока человек остается в рамках этих сфер, он совершенно свободен делать то, что он хочет. Но в обществе царит другое железное правило и выражается оно понятием «отделение церк-ви от государства»; под этим, прежде всего, понимает-ся разделение веры и общественной жизни. Многие сторонники секуляризации также не раз выступали с заявлениями, что религия является выбором, и общест-венность должна быть в состоянии критиковать выбор людей, в отличие от расы или пола, которые неизмен-ны [7. С. 74-76].Свобода вероисповедания предполагает в первую очередь свободную деятельность религиозных объеди-нений различных конфессий, действующих в соответ-ствии с законом, а также индивидуальное право каждо-го свободно выбирать любую религию, принадлежать к любой конфессии или не исповедовать никакой рели-гии. Эти положения закреплены во Всеобщей деклара-ции прав человека, Международном пакте о граждан-ских и политических правах, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод [8. С. 102]. Свобода религии традиционно пользуется исключи-тельным уважением в конституционных нормах запад-ных стран. При этом фактически в современном Евро-пейском пространстве наблюдается неоднозначная трактовка данных норм, с реальным ущемлением прав религиозного населения. К числу проявления таких нарушений можно отнести и нападки со стороны за-падной общественности на монастырскую республику, несмотря на то что Афон с его тысячелетней традицией давно закрепил в международных документах свой особый статус.Принцип равенства. Остро негативное отношение к дискриминации стало отличительной чертой ценностей Просвещения, одной из самых ярких эпох в развитии философии и духовной культуры в Европе. Уже тогда, на рубеже XVII-XVIII вв., умы просветителей волно-вала идея равенства: не только перед Богом, но и перед законами, перед другими людьми.С тех пор проблема социального равенства, как и его антитеза, проблема неравенства, является одной из ключевых проблем общества. На настоящий момент не существует единого всеобъемлющего понятия равенст-ва, и иногда высказываются сомнения в том, что оно может быть определено как единая социальная катего-рия. Это связано с многоаспектностью самого понятия, которое может быть рассмотрено в правовом, социаль-ном, экономическом, этическом плане. Христианство также предложило свою интерпретацию равенства. В раннем христианстве всеобщее духовное равенство людей выступало как один из основных этических принципов. В эпоху Средневековья идеи о фундамен-тальном и всеобщем духовном равенстве были отверг-нуты. Отцы церкви утверждали, что грехопадение че-ловечества сделало невозможным то полное духовное равенство, которое Бог изначально желал дать людям, и породило их «естественную иерархию» [9. С. 5]. Рас-сматривая принцип равенства во взаимосвязи с фено-меном аватона, на первый план мы определенно долж-ны вынести проблематику гендерного равенства. Здесьтакже следует отметить, что непосредственно фемини-стские движения Европы изначально проявили себя инициаторами исследуемого нами конфликта.На сегодняшний день существует целый ряд феми-нистских организаций, поставивших себе цель доби-ваться отмены аватона Святой горы как недопустимого элемента дискриминации женщин в Европе. Активно создаются подобные сообщества в европейском Интер-нет-пространстве. Известны более сотни форумов, вы-ражающие отношение граждан Европы обоих полов к данной проблематике, участие в них нескольких тысяч человек также подтверждает интерес общественности. Наибольшее количество противников запрета можно встретить среди граждан Швеции, Франции, Германии. Важен еще и тот факт, что социологические исследова-ния в самой Греции показывают положительное отно-шение к традиции. Более чем 90% греческих женщин высказываются за необходимость сохранения аватона Святой горы Афон [10. С. 64].В 2006 г. в Совете Европы появилась резолюция «Женщины и религия в Европе», указывающая на не-допустимость распространения взглядов, в первую оче-редь религиозных, на предназначение женщины, про-тиворечащих гендерному равенству. Тремя годами ра-нее Европейским парламентом была принята резолю-ция по правам человека, в которой выражен призыв к проведению общеевропейской кампании за отмену ава-тона Святой горы Афон [11. С. 143]. Данный вопрос был поставлен в один ряд с проблематикой социальной интеграции гомосексуалистов, что демонстрирует ре-альную озабоченность общественности запретом для женщин, несмотря на то, что абсолютно не уделяется внимания сути данного социально-культурного фено-мена. Но наиболее серьезным пунктом в контексте дан-ного положения выступает рекомендация Парламентской ассамблеи Совета Европы от 29 июня 2007 г., в которой категорично подчеркивается необходимость подчинения религиозных воззрений правам человека: «Государства также не имеют права допускать распространение рели-гиозных принципов, которые, будучи воплощенными в жизнь, нарушали бы права человека. Если в этом плане существуют сомнения, государствам следует потребовать от религиозных лидеров занять недвусмысленную пози-цию в пользу главенства прав человека, изложенных в Европейской конвенции о правах человека, над любым религиозным принципом» [12. С. 3].В данном направлении греческим правительством уже сделаны определенные уступки, и один из мона-стырей Святой горы, расположенный всего в сорока метрах от официальной границы республики, был от-крыт для посетителей без каких-либо ограничений.Однако монашеская община Афона последователь-но выступает с жестким протестом против решения Европарламента об упразднении аватона. В деклараци-ях подчеркивается, что этот запрет, установленный в X в. и с тех пор постоянно без изменения подтвер-ждаемый государственным законодательством (даже в Оттоманской империи), представляет собой сущест-венный признак святогорского монашества.Подводя итог сказанному, можно отметить, что рас-сматриваемый нами конфликт Святой горы и Европей-ского общества порожден в первую очередь тенденция-37ми современной глобализации, одним из неотъемлемыхном секулярном обществе существуют правовые нор-признаков которой стало уничтожение национально-мы, но при этом одной из основных целей антирелиги-культурных и религиозных различий. Развитие западно-озного гуманизма является освобождение личности отевропейской культуры в антропцентрическом ключе,всех ограничений свободы, в том числе правил, навя-искажение духовного начала обесценивают, в конечномзываемых обществом и государством. Христианскаясчете, все усилия по соотнесению человеческого суще-религия говорит более об обязанностях, чем о правахствования с трансцендентным. Именно эгоизм становит-человека, тогда как либеральные основы западногося причиной кризиса в социальной, экономической имира предполагают обратное. Именно в данной плос-культурной сферах европейского общества.кости происходит столкновение церковной традицииДля осуществления каждым человеком своих прав иАфона и объединенной идеями секулярного гуманизмасвобод, без ущерба для других индивидов, в современ-Европе.

Ключевые слова

Mount Athos, secularisation, avaton, Святая гора Афон, секуляризация, аватон

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Карвунис Юлия АлексеевнаТомский государственный университетпреподаватель кафедры спортивно-оздоровительного туризма, спортивной физиологии и медицины, соискатель кафедры онтологии, теории познания и социальной философииjuliakarvounis@gmail.com
Всего: 1

Ссылки

Маевский В.А. Афон и его судьба. М.: Индрик, 2009. 240 с.
Рябых Г. Православный подход к правам человека: Доклад на двусторонних богословских собеседованиях между РПЦ и ЕЦГ. Лютерштадт, 2008. 10 с.
Konidarēs I. M. Mount Athos avaton, European // Lawyers Association: Annual meeting. Athens: Ekdosis Sakkoulas, 2007. 114 р.
Борисов К.Г. Международное право религиозных конфессий мирового сообщества. М.: Изд-во РУДН, 2001. 155 c.
Воронина О.А. Феминизм и гендерное равенство. М.: Эдиториал УРСС, 2004. 320 с.
Maximos Fr. Human rights on Mount Athos: an appeal to the civilized world. Athens: Ekdotike Athenon, 1990. 71 р.
Троицкий С.В. Афон и международное право // Богословские труды. М., 1997. № 33. С. 141-154.
Anthony-Emil N. Mount Athos and the European community. Athens: Tachiaos, 1993. 171 р.
Кадас С. Святая Гора Афон. Афины, 2006. 200 с.
Kirsopp L. The Early Days of Monasticism on Mount Athos. Athens: Ekdosis Sakkoulas, 2009. 122 р.
Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М: АСТ, 2003. 603 с.
Мак Лиз Н. Эвлогите. М.: Русский паломник, 2007. 1133 с.
 Социально-философский анализ аватона Святой горы Афон в современном европейском культурном пространстве | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 341.

Социально-философский анализ аватона Святой горы Афон в современном европейском культурном пространстве | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 341.

Полнотекстовая версия