Коринфские вазы с росписями силуэтного стиля (по материалам из собрания Государственного Эрмитажа) | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 341.

Коринфские вазы с росписями силуэтного стиля (по материалам из собрания Государственного Эрмитажа)

Рассматриваются проблемы классификации коринфских глиняных сосудов с фигурными росписями силуэтного стиля протокоринфского и зрелого периодов (конца VIII-V вв. до н. э.). Прослеживается эволюция термина «силуэтный стиль» в специальной литературе 1930-1990-х гг. На примере группы из девятнадцати экспонатов, хранящихся в Государственном Эрмитаже, представлена методика датировки сосудов, для которых декор силуэтного типа является стилеобразующим.

CORINTHIAN PAINTED POTTERY WITH PAINTING IN SILHOUETTE STYLE IN THE STATE HERMITAGE MUSEUM..pdf Коринф, расположенный у перешейка Истм на путипродолжали изготавливать сосуды с росписями, про-из Эгейского в Ионийское море, был одним из ведущихдолжающими эту эстетико-техническую традицию; са-керамических центров Древней Греции второй полови-мый характерный класс изделий такого рода - субгео-ны VIII - первой половины VI вв. до н. э. Коринфскиеметрические коринфские арибаллы с изображениямисосуды, как правило, доминируют среди керамики гре-верениц «бегущих собак» [5].ческого происхождения, находимой при раскопках ан-В целом в течение 1930-1950-х гг. к изображениям,тичных городов, святилищ и некрополей этого периодав которых фигуры были исполнены без гравированныхповсюду в Средиземноморье.деталей, часто применяли стилистическое определениеПри изучении гончарной продукции Коринфа (наря-«субгеометрический». Этот термин мы можем найти уду с терракотами) наибольшее внимание традиционноСаула Вейнберга («Subgeometric» [6. С. 222]), и у Виль-уделяется вазам с росписью в чернофигурной техникехельма Крайкера («subgeometrische» [7. Nr. 312-315]).[1, 2]. Собственно говоря, технологические и изобрази-Особенно следует отметить терминологию Хэмфрительные основы чернофигурной росписи в греческомПэйна, которая зафиксирована в его основополагаю-гончарном искусстве были заложены именно мастерамищем труде 1931 г. [8]. В этой работе были заложеныКоринфа. Здесь (около середины VII в. до н. э.) впервыеосновы современной системы классификации керамикисложился технико-эстетический комплекс, включавшийдревнего Коринфа. Пэйн выделил тип котил с изобра-в себя такие признаки чернофигурной техники, как ри-жением бегущих собак и другими мотивами, испол-сование фигур лаком (гончарной краской, темнеющейненными в субгеометрическом стиле без гравировки.при обжиге); фигуры рисовали кистью, а потом заост-Котилы - это наиболее характерная для коринфскойренным инструментом прочерчивали отдельные конту-керамики форма чаши для питья; она имеет широкоеры, а некоторые части фигур покрывали поверх лакатулово, сужающееся книзу, прямой край, нескольконакладными красками: так называемым пурпуром (со-выпуклые стенки и кольцевой поддон; у верхнего краяставом на основе красной охры) и белилами. В областичаши прикреплялась пара горизонтальных петлеобраз-чернофигурной росписи сосудов коринфские мастера-ных ручек (круглых в сечении). Котилы раннего ко-вазописцы достигли значительных художественных вы-ринфского периода отличаются равномерной выпукло-сот. В ранний период развития чернофигурной техникистью стенок и узким поддоном; в это время наметиласьв Афинах тамошние гончары копировали формы сосу-общая тенденция к расширению тулова и ко все болеедов и приемы росписи, разработанные коринфянами.горизонтальному профилю дна [1. С. 458]. Значитель-Тем не менее, кроме чернофигурной, в арсенале ко-ное число сохранившихся образцов котил декорирова-ринфских вазописцев имелся еще целый ряд техник де-но в силуэтном стиле. Х. Пэйн датировал тип котил скорирования сосудов. Более того, число сохранившихсяподобным декором концом протокоринфского - ран-коринфских чернофигурных ваз, составлявших, очевид-ним коринфским периодом (B. Unincised, 'subgeometric.но, сегмент продукции наивысшего качества, уступаетLate Proto-corinthian - early Corinthian') [8. С. 279]. Со-числу сосудов, целиком декорированных темным лакомгласно принятой в работе Пэйна (и в литературе 1930-(чернолаковых) или расписанных без гравировки. На1960-х гг. в целом) хронологии это соответствует про-последних встречаются орнаменты (линеарного, белогомежутку времени между 650 и 600 г. до н. э. Такие ко-и шаблонного стиля, а также так называемый «четырех-тилы, изготовленные в указанное время, были найденылистковый» узор) и композиции с фигурами силуэтногона территории Коринфа и опубликованы позже Вейн-стиля. Этот декор исполняли только кистью, без даль-бергом [10]. Вейнберг также придерживался терминанейшей деталировки резьбой и без нанесения накладных«субгеометрический» в применении к росписям этихкрасок. Технически эти типы росписи (как орнаменталь-памятников [10. С. 47].ные, так и фигурные) продолжают традицию, сложив-Тем не менее уже в исследованиях 1930-х гг. началишуюся в вазописи геометрического периода. В Коринфеприменять также термин «силуэтный» (the silhouette style).геометрический период завершился на рубеже послед-В частности, в своих работах его придерживалась Агнессней четверти VIII в. до н. э. [3, 4], однако и позже здесьНьюхолл Стилвелл. Она полагала, что этот стиль развивал-65ся в течение протокоринфского и зрелого коринфского периодов (начиная с последней четверти VIII в. до н. э.) параллельно с местным чернофигурным [9. С. 226].Дальнейшую конкретизацию понятие «силуэтного стиля» получило в исследовании Роберта Хоппера, ко-торое он мыслил как непосредственное продолжение труда рано умершего Пэйна [11. С. 185ff]. Прежде все-го, Хоппер впервые ввел типологию силуэтных изо-бражений:- тип «бегущая собака» ((a) 'running dog');- тип «обычный силуэтный анималистический фриз» ((b) 'ordinary silhouette style');- «беспорядочный» тип ((c) 'straggling' type);- тип «неподвижного шага» ((d) 'stillegged' type);- тип «птицы» ((e) birds).Хоппер применил эту типологию, когда составлял каталог сосудов, украшенных в силуэтном стиле из раскопок в святилище Геры Акраи и Лимении в Пера-хоре близ Коринфа [12]. В этом издании, увидевшем свет в 1962 г., термин «силуэтный стиль» (silhouette style) был зафиксирован как противоположность тер-мину «гравированный, исполненный с применением гравировки» (incised). Последнее понятие Хоппер от-носил к росписям в чернофигурной технике [12. С. 136]. По его мнению, термин «силуэтный» следова-ло использовать вместо термина «субгеометрический», поскольку значительная часть памятников с декором такого рода не имеет никаких характеристик, прису-щих керамике геометрического периода. Далее, Хоппер значительно расширил хронологические рамки разви-тия силуэтного стиля, ранее намеченные Х. Пэйном. Рассматривая обширный корпус керамики с росписью силуэтного стиля из Перахоры, он отметил, что, только по стилистическим признакам датировать эти изделия весьма трудно; соотнося публикуемые находки с ар-хеологическим контекстом, из которого они происхо-дили, Хоппер смог датировать отдельные образцы как поздним протокоринфским и ранним коринфским пе-риодами (что соответствовало ранее зафиксированной хронологии Пэйна), так и средним (ок. 595/590-570 гг. до н. э.), и поздним коринфскими периодам (после ок. 570 г. до н. э.).Своеобразный итог первоначальному процессу формирования термина «силуэтный стиль» был подве-ден уже в конце 1970-х - начале 1980-х гг. Джеком Бенсоном, когда этот исследователь готовил к печати неоконченный труд А. Ньюхолл Стилвелл [9]. Эта пуб-ликация имела этапное значение, поскольку предметы с росписью силуэтного стиля, представленные в работе Стилвелл-Бенсона, происходят из надежно датируемо-го контекста и были найдены при раскопках городской территории самого Коринфа. Несомненно, в отноше-нии находок из Коринфа, где они были открыты как в домах (где использовались в быту), так и в погребениях (где составляли часть погребального инвентаря), мож-но ожидать минимальных расхождений между време-нем производства и использования вазы. Закрепив (вслед за Стилвелл) термин «силуэтный стиль» в каче-стве самостоятельной стилистической дефиниции, Бен-сон предложил не распространять его на фигурные росписи ваз, созданных после середины VI в. до н. э. Он полагал, что для этого периода оппозиция «черно-66фигурный - силуэтный» лишена смысла, поскольку техника гравирования деталей перестала применяться в фигурной росписи коринфской керамики на регуляр-ной основе: гравированные детали встречаются, в ос-новном, в растительных орнаментах, а все другие изо-бражения исполнены в силуэтной технике [9. С. 226].Дальнейшую конкретизацию подхода к исследова-нию росписей силуэтного стиля можно наблюдать в двух работах Бенсона 1980-х гг.Одна из них представляет собой свод условно вы-деленных (на момент написания статьи) коринфских мастеров, расписывавших котилы [13]. В этой статье Бенсон использовал принятые для исследования чер-нофигурной коринфской вазописи метод сравнитель-ного стилистического анализа и принцип атрибуции росписей со сходными стилистическими признаками условной творческой индивидуальности (мастеру, а при меньшей однородности материала, группе или мастерской) (cм. подробнее [14]). Ниже мы проиллю-стрируем особенности этой методики на примере не-скольких экспонатов, хранящихся в коллекции Госу-дарственного Эрмитажа. Два художника, упомянутые в работе Бенсона, расписывали чаши в силуэтном стиле.Продолжение намеченной в этой работе линии ис-следования котил с росписью силуэтного стиля можно найти в работе Лоренцы Грассо [15]. Грассо определи-ла индивидуальную манеру еще трех вазописцев и ат-рибутировала целый ряд фрагментированных чаш из раскопок святилища Деметры в Катании (Сицилия) как собственным, так и тем двум вазописцам, которых ра-нее выделил Бенсон.Вторая упомянутая работа Бенсона [16], посвящена описанию структуры массового производства коринф-ских ваз, в том числе - котил. По мнению исследовате-ля, массовое производство этих чаш развернулось в Коринфе с конца VII в. до н. э.: в это время коринфяне столкнулись с растущей конкуренцией со стороны афинских производителей чаш для питья, и, в ответ на подобный вызов рынка, они выработали новый стан-дарт своих изделий - котилу большей, чем раньше, вместимости и с более широким туловом. Подразделяя мастеров, которые расписывали коринфские котилы, Бенсон выделил:- вазописцев наивысшей квалификации («artists who created quasi-luxury products»), которые обращались к росписи котил время от времени;- компетентных вазописцев средней руки;- широкий круг второстепенных мастеров, которые подражали упомянутым выше вазописцам и произво-дили массовую продукцию [16. С. 17]. С последней группой вазописцев непосредственно смыкаются мас-тера, работавшие в силуэтном стиле; возможно, они представляли просто самых посредственных специали-стов, работавших в тех же самых мастерских, что и предыдущие.Таким образом, теперь мы можем суммировать по-нятие силуэтного стиля росписи в коринфской вазопи-си и методику исследования его памятников следую-щим образом:1) роспись силуэтного стиля включает в себя фи-гурные (а не только орнаментальные) изображения (силуэты животных, птиц и т.д.), исполненные толькопри помощи кисти без накладных красок и гравировки деталей;2))хронология развития росписей силуэтного стиля совпадает с общей хронологией коринфской вазописи (т.е. вазы с этим декором изготавливали параллельно с чернофигурными, орнаментальными и чернолаковыми сосудами, возможно, в одних и тех же мастерских); речь идет о периоде с последней четверти VIII по V в. до н. э.;3)в связи с этим предполагаемым единым характе-ром производства, при датировке отдельных сосудов с росписями силуэтного стиля, необходимо учитывать, прежде всего, характер их формы и сопоставлять ее с формами образцов (независимо от типа декора), кото-рые происходят из надежно датируемого археологиче-ского контекста;4)при анализе собственно декора следует принимать во внимание значительную индивидуальность стиля росписи нескольких серий известных в настоящее время памятников, а также общепринятый современный под-ход к исследованию структуры коринфского гончарного производства как системы мастерских, с которыми ассо-циируются условно выделенные творческие личности («мастера-вазописцы» и «группы [мастеров]»).Нетрудно заметить, что, в последнем случае, мы от-даем предпочтение методике Бенсона, а не Хоппера. Дело в том, что при формально-стилистическом анали-зе, которому следует Бенсон, рассматривается целая система признаков (форма сосуда, облик фигур, допол-нительных орнаментов и иконографические предпоч-тения «мастера» или «группы»), тогда как типология Хоппера опирается преимущественно на иконографию изображений. Очевидно, что системный подход спосо-бен дать более достоверную картину бытования силу-этного стиля в рамках коринфской вазописи и, в ко-нечном счете, более адекватное представление об ис-следуемых артефактах.Девятнадцать подобных памятников в настоящее вре-мя хранится в собрании Государственного Эрмитажа.Полтора десятка крупных и меньших фрагментов котил с фигурной росписью силуэтного стиля поступи-ли в музей из раскопок античных поселений на острове Березань (в Днепро-Бугском лимане) и в Ольвии (на побережье неподалеку). Среди этих фрагментов есть такие, росписи которых можно рассматривать как про-изведения определенных художников.Самый ранний - фрагмент котилы инв. № Б. 85.32 [17. Кат. 102]. Сохранилась нижняя часть чаши (фраг-мент стенки, украшенной фризом с лучами, с перехо-дом в кольцевой поддон). Особенно примечателен зиг-заг, изображенный между лучами во фризе на стенке. Одну котилу с подобным декором Хэмфри Пэйн отно-сил к начальной стадии раннего коринфского периода [8. No 686]. Другая была опубликована среди находок в квартале гончаров в Коринфе [10. Pl. 35. No 261]. Фраг-менты таких изделий были также обнаружены и в Ко-ринфе [9. Pl. 52. No 1264], и в Перахоре [12. Pl. 27, No 617-619], и в древней Смирне [18. No 112]. Фигур-ные изображения, характерные для этих чаш - силуэты длинноногих водяных птиц, которые порой встречают-ся между лучами и зигзагами. Памятники этого типа были объединены Томасом Данбебином, который счи-тал их произведениями одной мастерской; Данбебин никак не назвал мастерскую, а ее деятельность отнес к последней четверти VII в. до н. э. [12. Р. 73]. Следует отметить, что упомянутые птичьи фигуры прямо вос-ходят к репертуару геометрической вазописи, и в тече-ние указанного периода деятельности мастерской по-добные мотивы вышли из употребления у коринфских вазописцев.На протяжении раннего коринфского периода в на-бор фигур, которые изображали на сосудах с декором силуэтного стиля, были включены, наряду с собаками, другие хищные, а также травоядные животные.Так, например, небольшой парфюмерный сосуд с каплевидным туловом (алабастр) инв. № ГР. 27199 (Б. 9117) украшают фигуры львов [19. Pl. 25,1-6]. Фор-ма этого алабастра соответствует варианту, обозначен-ному Х. Пэйном как «переходный, тип A» [8. P. 274-275] или «ранний коринфский, тип A» [8. P. 281-283]. По признаку формы сосуд может быть датирован от раннего до среднего коринфского периода (т.е. между 620/615 и 570 гг. до н. э.). По стилистике росписи эр-митажный памятник ближе всего к тем сосудам, кото-рые Пэйн выделил среди алабастров переходного [20. Pl. 31,3], а Дж. Данбебин - также среди ваз раннего [12. No 217], среднего [12. No 1790] и позднего коринфских периодов [12. No 1978].Фрагмент другого алабастра инв. № Б. 89.63 (форма того же типа) может быть датирован строже - вероят-но, в пределах раннего коринфского периода (ок. 620/615 - ок. 590 гг. до н. э.) [19. Pl. 25,7; 17. Кат. 3]. Поскольку на нем, кроме частей фигур двух животных, сохранился специфический декор нижней части тулова и дна, мы можем сопоставить его с сосудами, декори-рованным сходным образом [9. Pl. 53. No 1276; 20. Pl. 31,3; 21. Taf. 23,7-9].Более поздним нужно признать арибалл (также парфюмерный сосуд, но с круглым туловом) инв. № ГР. 27209 (Б. 9127) [22. Рис. 15; 23. Pl. 29,8-9]. По форме этот арибалл относится к среднему коринфском периоду (ок. 590 - ок. 570 гг. до н. э.) [8. Shape B2]. Возможно даже, что «венчик с более выраженным све-сом указывает на датировку немного позднее (первой трети VI в. до н. э. - А.Б.)» [24. P. 8]. На тулове арибал-ла изображена вереница козлов (рис. 1). Фигуры близ-ки к фигурам на котилах, которые связывают с именем Первого мастера силуэтных козлов (the Silhouette Goat Painter I). Если они действительно исполнены рукой этого вазописца, то рассматриваемый арибалл является первым, который ему приписывается, поскольку инди-видуальная манера Первого мастера силуэтных козлов была до сих пор определена только в росписях котил. Среди других котил с росписями силуэтного стиля, созданных в средний коринфский период, его работы выделил Дж. Бенсон [13. P. 322. Рl. 67a]. Для них ха-рактерны фигуры пасущихся козлов, обычно обращен-ные вправо. Пропорции фигур близки к естественным. Фон изображений заполнен узором из точек; для ниж-ней части котил характерны лучи [15. P. 91-92. Сat. 503-550]. Подобные признаки можно наблюдать на фрагменте инв. № Б. 79. 55 [17. Kат. 103].Роспись фриза здесь очень близка к работам Первого мастера силуэтных козлов, хотя фриз вдоль края чаши67исполнен более небрежно, чем в других атрибутирован-творчеством Второго мастера силуэтных козлов (theных ему чашах [cр. 13. Pl. 67a].Silhouette Goat Painter II) и его мастерской [cр. 13. Pl. 67d;Фрагмент другой котилы, которая поступила из раско-15. Cat. 551-567; о мастере см. 15. P. 95]. Можно наблюдатьпок городища древней Ольвии (инв. № Ол. 1471) [25. Taf.характерный сильно удлиненный силуэт животного и пол-Рис. 1. Арибалл с росписью, возможно, работы Первого мастера силуэтных козлов6,1], ближе по манере росписи к изделиям, связываемым сное отсутствие заполнительного орнамента (рис. 2).Рис. 2. Фрагмент котилы с росписью работы Второго мастера силуэтных козловСудя по всему, Второй мастер силуэтных козлов могинв. № Б. 78.84/2 [26. C. 35, табл. VI,17; 17. Kат. 105]).работать позже, чем предыдущий, и, таким образом, ча-Очевидно, что обе они были произведены в течение сред-шу, чей фрагмент был найден в Ольвии, следует датиро-него коринфского периода (ок. 590 - ок. 570 гг. до н. э.) ввать в пределах 570-560-х гг. до н. э. [13. С. 322].одной мастерской - так называемой Селинунтской силу-Необходимо отметить, что хотя, как сказано выше,этной мастерской (the Selinunt Silhouette Workshop) [cр.размеры коринфских котил в конце VII в. до н. э. увели-15. Cat. 603-659] (рис. 3). Для котил, производство кото-чились, среди экспонатов с силуэтными росписями, кото-рых связывают с вазописцами этой мастерской, характер-рые хранятся в Эрмитаже, преобладают как раз неболь-ны росписи с фигурами собак (чаще обращенными впра-шие чаши. Так, обычная полноразмерная коринфская ко-во, чем влево), а также заполнительный орнамент из точектила, в среднем, насчитывала в высоту 8,0-11,0 см, а диа-и пятен; в нижней части ваз нередко встречаются пояскиметр края у нее был от 10,0 до 17,0 см. Изготавливали[13. С. 325; 15. С. 98]. Все эти особенности можно наблю-также котилы меньшего размера: так называемые малень-дать в данном случае. Возможно также, котилу инв. № Б.кие (высота 5,0-8,0 см, диаметр края 7,0-10,0 см) и ми-78.84/2 необходимо датировать несколько более раннимниатюрные (высота до 5,0 см, диаметр края до 6,0 см).временем, нежели инв. № Б. 78.84/1. Ее форма находитДве фрагментированные маленькие котилы (высотойближайшие аналогии среди чаш, обнаруженных при рас-5,5 и 5,7 см) с полностью сохранившимся профилем икопках Северного некрополя Коринфа; время их произ-декорированные в сходном силуэтном стиле, поступили вводства относят еще к концу раннего [27. Fig. 11,129-2]коллекцию Эрмитажа из раскопок на острове Березаньили не позже, чем к средней части среднего коринфского(инв. № Б. 78.84/1 [26. C. 35, табл. VI,17; 17. Kат. 104] +периода [27. Fig. 156-4].68Рис. 3. Фрагменты котил с росписью работы Селинунтской силуэтной мастерскойСудя по масштабу изображений и орнаментальныхчаши и их фрагменты, происходящие из тщательно доку-дополнений, также к маленьким котилам относилисьментированных раскопок, позволяют отнести творчествоеще несколько березанских фрагментов с декором вМастера силуэтных котил из Катании к концу среднего -стиле Селинунтской силуэтной мастерской. Самойначалу первого позднего коринфских периодов (580-крупной из них была котила, которой принадлежит570-е гг. до н. э.): находка из Перахоры [12. Рl. 103.обломок дна с частью стенки инв. № Б. 76.88 (сохр.No 2500] датируется, предположительно, в пределах пер-выс. 4,8 см, сохр. макс. диаметр ок. 10,0 см) [17. Kат.вого позднего коринфского периода; памятник из Север-106]. Очевидно, у этой чаши был очень узкий поддон.ного некрополя Коринфа [27. No 163-1] был датированПодобная особенность характерна для котил переход-началом второй четверти VI в. до н. э.; чаша, принадле-ного и раннего коринфского периодов, однако встреча-жащая коллекции Сицилийского банка [28. Cat. C78],ется и у более поздних; как отмечал Р. Хоппер, «фак-очевидно, расписанная той же рукой, что и эрмитажныйтически иногда трудно решить, является ли (подобная.фрагмент, была датирована между 580 и 570-м гг. до н. э.- А.Б.) котила образцом плохого раннего или обычногоТаким образом, среди памятников с росписью в си-позднего стиля» [12. С. 240]. Тем не менее, принимаялуэтном стиле, поступивших в коллекцию Государст-во внимание особенности росписи (в частности, харак-венного Эрмитажа из раскопок поселения на островетерный набор элементов изображения), мы считаемБерезань и древней Ольвии, можно обнаружить произ-необходимым датировать чашу средним коринфскимведения пяти из шести групп/мастеров, работавших впериодом [9. Nos 1281, 1304] и отнести ее к продукцииэтом стиле и до настоящего времени определенных наСелинунтской силуэтной мастерской. Очень близкиоснове формально-стилистического анализа (пять смежду собой и с предыдущими - по характеру изобра-установленными условными именами и одной безы-женных фигур и по принципам использования как до-мянной, выделенной Данбэбином).полнительных орнаментов во фризе, так и второсте-Очевидно, в связи с небольшой группой памятников,пенных декоративных элементов росписи - также тридекорированных в силуэтном стиле и полученных из Се-мелких фрагмента котил, найденных на березанскомверного Причерноморья, необходимо рассматривать так-поселении: инв. № Б. 79.50 [17. Kат. 113], инв.же одну целую пиксиду (глиняную коробочку) инв. № ГР.№ Б. 72.84 [17. Kат. 114], инв. № Б. 85.29 [17. Kат. 115].8600 (Б. 2486) (рис. 5). Она была приобретена в 1914 г. уИх, как мы полагаем, также следует связать с Сели-Я.Б. Букзиля. Яков Борисович был сыном Бориса Ихеле-нунтской силуэтной мастерской.вича Букзиля или Букселя (1843-1916), владельца собст-Иную стилистику росписи можно наблюдать на фраг-венных лавок и дома на центральной Воронцовской ули-ментированной котиле, части которой также происходят сце в Керчи. Купля-продажа предметов древности былаБерезани (инв. № Б. 73.141 + инв. № Б. 72.82 [17.одной из составных частей разнообразных коммерческихKат. 107-108]). Животные, изображенные на этой чаше,интересов Б.И. Букзиля: «В Керчи граммофонные пла-больше всего напоминают львов. Также обращают настинки и граммофоны продавались в лавках и магазинахсебя внимание характерные элементы заполнительногокупца Бориса Букзиля, мещанина Александра Деспотулиорнамента в фигурном фризе: прямоугольники со скруг-и турецкоподданного Александра Дервисье» [29. С. 4].ленными углами и розетты типа «точка в круге». Эти осо-Известно, что произведения античного искусства у Бук-бенности изображения позволяют связать березанскуюзиля приобретали такие коллекционеры, как графкотилу с кругом произведений Мастера силуэтных котилД.А. Толстой (в разное время - обер-прокурор Синода,из Катании (Il Pittore delle kotylai a silhouette di Catania)министр народного просвещения, министр внутренних(рис. 4). Для этого вазописца, чья манера была определенадел, шеф жандармов, президент Императорской академииЛ. Грассо, характерны удлиненные фигуры (вероятно,наук), профессор Д.Я. Самоквасов (правовед, управляю-изображения кошачьих хищников) и подобный заполни-щий Московским архивом Министерства юстиции, ар-тельный орнамент [15. P. 105. Сat. 660-686]. Сходныехеолог-любитель, корреспондент Таврической ученой69архивной комиссии, даритель Исторического музея в Мо-скве), доктор И.А. Терлецкий (старший врач лазарета Особого Керченского отдельного корпуса пограничной стражи; экспонаты из коллекции Терлецкого хранятся в настоящее время в таких собраниях как Эрмитаж, париж-ский Лувр, Национальный музей в Варшаве). Также у Букзиля была приобретена группа античных ювелирных изделий, сначала принадлежавшая Музею Училища тех-нического рисования барона Штиглица, а теперь - Эрми-тажу [30, 31].Рис. 5. Пиксида с росписью силуэтного стиляПринято полагать, что в значительной степени па-мятники, купленные у Букзиля, происходили из при-черноморских раскопок, а не были привезены с евро-пейского или ближневосточного антикварного рынка. Хотя в отсутствие каких бы то ни было документов, в каждом отдельном случае утверждать мы ничего не можем, в отношении пиксиды с силуэтной росписью, хранящейся в Эрмитаже, это очень вероятно.По форме ее следует датировать от конца первого до начала второго позднего коринфского периода (это соответствует середине - второй половине VI в. до н. э.). Сходным образом были определены даты изго-товления расписных пиксид из раскопок Селинунта [32. Kat. 1199] - в пределах первой половины VI в. до н. э.; Тарента [35. No. 218] - около 560 г. до н. э.; Кала-поди [36. Taf. 51. 54.22] - третья четверть VI в. до н. э. По наблюдениям Марты Ризер, нижнюю часть тулова подобных пиксид начали делать не округлой, а более70узкой в третьей четверти VI в. до н. э. [36. С. 43]. Дума-ется, подобный переходный вариант формы можно наблюдать в эрмитажном экспонате. Также по форме ваза, купленная у Букзиля, напоминает пиксиду с ор-наментальной росписью из некрополя Ольвии, которую можно отнести ко второй половине VI в. до н. э. [33. Kат. 182,11]. Этот последний сосуд был найден в моги-ле, которую В.М. Скуднова датировала концом VI в. до н. э. [33. C. 119], что подтверждается наличием в том же погребении афинских чернофигурных чаш 530-520-х гг. до н. э. [34. Pl. 35,1-7, 36,1-7, 37,1-7, 40,1-5]. Среди элементов фигурной силуэтной росписи, укра-шающих плечики и тулово эрмитажной пиксиды, осо-бого внимания заслуживает изображение пантеры. Оно очень напоминает фрагментированную фигуру на об-ломке ойнохои с силуэтной росписью, найденной в Коринфе вблизи Святилища стел А [9. Cat. 1319]. Дати-ровка этого сосуда в настоящее время не ясна; по опре-делению Дж. Бенсона, его роспись не находит подобия вложенную датировку вазы в пределах второй половиныросписях силуэтного стиля ни среднего, ни первогоVI в. до н. э. Поскольку известно значительное числопозднего коринфского периода, ни V в. до н. э., и Бенсонкоринфских расписных ваз и фрагментов сосудов, про-был склонен отнести памятник ко второму позднемуизведенных в то же самое время, что и рассматриваемаякоринфскому периоду [9. С. 238]. Пальметты на туловепиксида, и найденных в Северном Причерноморье, мыэрмитажной пиксиды принадлежат, очевидно, к типу 1не должны исключать причерноморского происхожде-по классификации Элизабет Пембертон [36. Р. 29-30.ния и для нее. В таком случае эта пиксида представляетСat. 423]. Подобные мотивы встречаются на вазах, изго-собой самый поздний памятник с росписью в силуэтномтовленных вплоть до середины V в. до н. э., однакостиле, известный нам по публикациям причерноморскихстоль поздней датировке противоречит характер запол-материалов, и самый поздний образец этого стиля в соб-нительного орнамента на тулове эрмитажного сосуда.рании Государственного Эрмитажа.Заполнительный орнамент здесь состоит из точечныхНеобходимо отметить, что вазы и фрагменты с рос-розетт. Узор этого типа наиболее характерен для роспи-писью силуэтного стиля составляют более 3% всех на-сей еще переходного периода (т.е. 620-х гг. до н. э.), хотяходок коринфской расписной керамики, поступивших вон встречается и на сосудах, датируемых средним ко-Эрмитаж из документированных раскопок. Доля этихринфским периодом [12. Cat. 2499]. Иными словами, напамятников в собрании коринфской керамики в целомосновании анализа декора, мы можем подтвердить пред-не превышает 2,5%.

Ключевые слова

The State Hermitage Museum, silhouette style, Corinthian painted pottery, The North Black Sea region, Государственный Эрмитаж, Ancient Greece, силуэтный стиль, коринфская расписная керамика, Древняя Греция, Северное Причерноморье

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Букина Анастасия ГеннадьевнаГосударственный Эрмитаж (г. Санкт-Петербург)кандидат искусствоведения, научный сотрудник сектора Греции и Рима Отдела античного мираanastassiss@gmail.com
Всего: 1

Ссылки

Risser M.K. Corinth. Results of Excavations Conducted by the American School of Classical Studies at Athens, vol. VII, part 5: Corinthian Conventionalizing Pottery. Princeton (N. J.), 2001. xi + 208 pp., fgs., pls.
Felsch R. C. S. Kalapodi II. Ergebnisse der Ausgrabungen im Heiligtum der Artemis und des Apollon von Hyampolis in der antiken Phokis. Mainzam; Rhein, 2007. xvi + 558 S., Abb., Taf.
Petrakova A. Corpus Vasorum Antiquorum. St. Petersburg. The State Hermitage Museum. Fasc. 8. Roma, 2009. 70 pp., fig., pls.
De Julius E., Loiacono D. Taranto. Il Museo Archaeologico / Foto. di C. De Vincentis. Taranto, 1985. 492 pp., tav.
Dehl-von Kaenel Ch. Die archaische Keramik aus dem Malophoros-Heiligtum in Selinunt. Berlin, 1995. 437 S., Taf.
Скуднова В.М. Архаический некрополь Ольвии / Ред. С.П. Борисковская. Л., 1988. 184 с., ил.
Санкт-Петербург и античность / Кат. выставки. СПб., 1993. 155 c., ил.
Боровкова В.Н. Коллекционеры и торговцы керченскими древностями. Керчь, 1999. (Древности Керчи 4) 160 с., ил.
Giudice F., Tusa S., Tusa V. La collezione archeologica del Banco di Sicilia. Palermo. 1992. 2 vol. 692 pp., tav.
Митрощенкова Т. Голоса из прошлого // Крымские известия. № 105 (3579) от 10 июня 2006.
Corinth. Results of Excavations conducted by the American School of Classical Studies at Athens. Vol. XIII. The North Cemetery / C.W. Blegen, H. Palmer, R.S. Young. Princeton (N. J.), 1964. 344 pp., figs., pls.
Копейкина Л.В. Расписная керамика архаического времени из античных поселений Нижнего Побужья и Поднепровья как источник для изучения торговых и культурных связей // Археологический сборник Государственного Эрмитажа. 1986. Вып. 27. С. 27-47.
Boriskovskaya S.P. On Trade Connections between the Greek Cities of the Northern Black Sea Coast in the Archaic Period // Wissentschaftliche Zeitschrift der Universität Rostok - 16. Jhrg - Gesselschafts- und Sprachwissenschaftliche Reihe. 1967. Heft 7/8. S. 425-429.
Ure P.N. Corpus Vasorum Antiquorum. University of Reading. Fasc. 1. Oxford, 1954. 98 pp., pls.
Bukina A. Corpus Vasorum Antiquorum. St. Petersburg. The State Hermitage Museum. Fasc. 7. Roma, 2008. 58 pp., pls.
Букина А.Г. Коллекция коринфских расписных арибаллов в Эрмитаже // Сообщения Государственного Эрмитажа. 2008. Вып. 66. С. 5-17.
Dräger O. Corpus Vasorum Antiquorum. Erlangen. München; Frankfurt-am-Main, 1995. Bd. 1. 121 S., Taf.
Payne H.G. G. Perachora. The Sanctuaries of Hera Akraia and Limenia. Excavations of the British School of Archaeology at Athens (1930-1933). Oxford, 1940. xiv + 272 рp., pls., figs.
Bukina A. Corpus Vasorum Antiquorum. St. Petersburg. The State Hermitage Museum. Fasc. 9. Roma, 2009. 48 pp., pls.
Anderson J.K. «Old Smyrna: the Corinthian Pottery» // BSA. 958-1959. Vol. 53-54 (1). Р. 138-152.
Букина А.Г. Коринфская расписная керамика // Борисфен-Березань / Ред. С.Л. Соловьев; Государственный Эрмитаж. СПб, 2010 Т. 2. (в печати).
Benson J.L. «Mass Production and the Competitive Edge in Corinthian Pottery» // Greek Vases in the J. Paul Getty Museum. Malibu (Cal.), 1985. (J. Paul Getty Museum, Occasional Papers, Vol. 2). P. 17-20.
Grasso L. Kotylai corinzie figurate dalla stipe votiva del santuario di Demetra a Catania. Catania 1999. (Studi e materiali di archeologia greca, 4/1. 1) 142 pp., tav., fig.
Петракова А.Е. Теоретические и практические аспекты атрибуции древнегреческой расписной керамики в современном музее // Вестник нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2009. Вып. 6, ч. 2. С. 165-171.
Benson J.L. Corinthian Kotyle Workshops // Hesperia. 1983. 52. P. 311-326.
Hopper R.J. «Addenda to 'Necrocorinthia'» // BSA. 1949.44. Р. 162-257.
Dunbabin T.J. Perachora. The Sanctuaries of Hera Akraia and Limenia. Excavations of the British School of Archaeology at Athens (1930-1933). Pottery, Ivories, Scarabs and others Objects from the Votive Deposit of Hera Limenia. Oxford, 1962. xvii + 579 pp., pls., figs.
Weinberg S. Corinth. Results of Excavations Conducted by the American School of Classical Studies at Athens, vol. VII, pt. 1: The Geometric and Orientalizing Pottery. Princeton (N. J.), 1984. 118 pp., figs, pls.
Stillwell A., Benson J.L. Corinth. Results of Excavations Conducted by the American School of Classical Studies at Athens, vol. XV, pt. 3: The Potters Quarter: the Pottery. Princeton (N. J.), 1984. 447 pp., figs., pls.
Kraiker W. Aigina, die Vasen des 10. bis 7. Jahrhunderts v. Chr. Berlin, 1951. 96 S., Taf.
Payne H.G. G. Necrocorinthia, A Study of Corinthian Art in the Archaic Period. Oxford, 1931. xii [ii] + 363 pp. ill., pls.
Neeft C.W. Protocorinthian Subgeometric Aryballoi. Amsterdam, 1987. (Allard Pierson Series, 7.) 441 pp., pls., figs.
Weinberg S.S. A Cross-Section of Corinthian Antiquities (Excavations of 1940) // Hesperia Vol. XVII (1948). P. 197-242.
Coldstream N. Geometric Greece. London, 1977. 405 pp., pls.
Coldstream N. Greek Geometric pottery: a Survey of Ten Local Styles and their Chronology. London, 1968. xxxix + 465 pp., pls.
Neeft C.W. Addenda et Corrigenda to D.A. Amyx, Corinthian Vase-Painting of the Archaic Period. Amsterdam, 1990. (Allard Pierson Series - Scripta Minora Volume 3) vii + 167 pp.
Amyx D.A. Corinthian Vase-Painting of the Archaic Period. Berkeley-Los Angeles, 1989. 3 vols. I. I, xxv, 354 pp.; II, xviii, 346 pp. (nos 355-700); III, 106 pp. (nos 701-809); frontispiece in vol. I; 143 plates in vol. III.
 Коринфские вазы с росписями силуэтного стиля (по материалам из собрания Государственного Эрмитажа) | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 341.

Коринфские вазы с росписями силуэтного стиля (по материалам из собрания Государственного Эрмитажа) | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 341.

Полнотекстовая версия