«Партии» в традиционной Корее: истоки и эволюция | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 341.

«Партии» в традиционной Корее: истоки и эволюция

Исследуется деятельность группировок политической элиты, боровшихся за влияние при дворе короля. Еще до прихода европейцев в политической практике Кореи существовало такое явление, как «партия» («тан»), отражавшее черты традиционной политической культуры. Особое внимание уделено периоду правления династии Ли, когда характерной чертой жизни правящей элиты становится ее деление на «партии».

PARTIES IN TRADITIONAL KOREA: ORIGINS AND DEVELOPMENT.pdf На рубеже и в первые века нашей эры на террито-К концу VII в. большая часть Корейского полуост-рии Корейского полуострова шел процесс генезиса го-рова была объединена под властью королевства Силла.сударств. В центре государственной системы каждогоВо второй половине VIII в. начинается ослабление го-их трех государств (Когурё, Пэкче, Силла) находилсясударственной власти и как следствие - увеличиваетсяабсолютный верховный правитель. Вместе с аппаратомколичество мятежей аристократии: в 768 г. мятеж братакоролевской власти формировались слои аристократиипротив короля Хэгонвана, в 775 г. очередной заговор,и служилого сословия, важнейшей особенностью кото-закончившийся казнью его зачинщиков, в 780 г. - ещерых было разделение на столичную и местную знать.один мятеж, закончившийся убийством вана [2. С. 209-В Когурё становление государственной власти было237]. Описанный период демонстрирует, что наруше-связано с проникновением конфуцианства и влияниемние общепринятой нормы (гармония в обществе, ста-китайской политической культуры. Ведущая роль вбильность, социальный порядок) способствовало воз-управлении принадлежала пяти областям. В данномникновению протопартийных группировок. Ко второйявлении прослеживаются истоки формирования совре-половине IX в. центробежные тенденции усилилисьменного регионализма в политической системе Рес-настолько, что все больше стало появляться «сильныхпублики Корея, когда большинство высокопоставлен-домов», имевших собственные земли и военные отря-ных чиновников и политических деятелей - это выход-ды. Эта родовая аристократия и стала одним из основ-цы из юго-восточных провинций. В Пэкче становлениеных источников сепаратизма в государстве Силла. Вгосударства происходило вокруг девяти аристократи-последние десятилетия Х в., когда власть оказаласьческих родов [1. С. 55-56]. Государственный аппаратнеспособной справиться с кризисными явлениями вбыл достаточно сложным и разветвленным. В Силлаобществе, происходило формирование протопартийныхвсе дела государственного управления были сосредо-группировок. Так как не было еще создано централизо-точены внутри разросшегося королевского рода. Выс-ванного государственного аппарата с вертикалью власти,шие придворные должности занимали главы родовыхто многочисленные объединения «сильных семей» пыта-объединений. И именно в Силла произошел первый влись воспользоваться ситуацией и захватить власть.корейской истории случай открытой борьбы за властьМожно говорить о закладывании некоторых традиций ввнутри правящего рода [2. С. 122-126].формировании протопартийных группировок - их регио-Период становления государственности в Когурё,альный характер и недолгие периоды существования.Пэкче и Силла сопровождался борьбой за власть либоПоследняя характеристика данного периода объясняетсяразличных родов, либо соперничеством между канди-тем, что политические группировки представляли объе-датами внутри правящего клана. Такая политическаядинения аристократов, стремящихся к захвату власти и кборьба и формирующиеся для достижения цели - за-получению различных благ.хвата трона - протополитические группировки свиде-После смерти основателя новой династии Ван Гонательствуют о пережитках предгосударственного обще-обострились противоречия между его сподвижниками.ства. Но уже в период войн Трех государств как с Ки-Серьезной проблемой для государства стали так назы-таем, так и между собой политическая борьба обостря-ваемые «заслуженные сановники» консин - те, кто по-ется и протопартийные группировки начинают разли-могал Ван Гону объединять корейские земли и кто захо-чаться не только в силу поддержки того или иного пре-тел получить свою долю верховной власти [4. С. 95].тендента на престол. Например, в середине VII в. ввидуПоэтому только четвертому королю династии Корё -напряженной ситуации с Китаем в Когурё обостриласьКванчжону (950-975 гг.) удалось преодолеть влияниеборьба внутри высшего чиновничества. Одна группи-старой заслуженной аристократии. Была реформированаровка выступала за войну с династией Тан, другая - засистема чиновничьих должностей: все чиновничествомир на севере и войну с южными соседями. Сначалабыло разделено на две группы - гражданских мунбан ипри дворе доминировала группировка, настаивавшая навоенных мубан. Впоследствии все высшее сословие Ко-войне с соседними корейскими государствами, но вреи стало именоваться словом янбан, что означает «две642 г. в результате государственного переворота к вла-группы». Военные чины в Корё занимали более низкоести пришли сторонники войны с Китаем [3. С. 149].положение, чем гражданские. Несмотря на это, военныеактивно участвовали в политической борьбе, формируя87свои группировки, устраивая заговоры и мятежи. Также в первой четверти XII в. усиливается противостояние «старой» потомственной аристократии столицы и «но-вого» служивого сословия из провинции. Основные причины такого противостояния были заложены еще вXIв., когда происходил процесс преобразования госу-дарственных земель в частные владения. Это привело ктому, что каждому новому поколению служивого сосло-вия доставалось все меньше и меньше земель.Эти факторы противостояния внутри правящей эли-ты вместе с ослаблением центральной власти привели к становлению практики реального управления со сторо-ны придворных группировок, к борьбе между ними и особой роли военного сословия, стремящегося к урав-нению в правах с гражданскими сановниками. В 1126 г. вспыхнул первый значительный мятеж представителя аристократии Ли Чжагёма, в 1135 г. - второй мятеж под руководством буддийского монаха Мё Чхона. Эти мятежи стали следствием противостояния старой сто-личной аристократии, представителем которой и яв-лялся Ли Чжагём, и новыми выходцами из провинции, идеологом которых был Мё Чхон. Противостояние обострялось различными взглядами на внешнеполити-ческий курс: стоило ли государству Корё признать тре-бования чжурчжэньского государства Цзинь и принять сюзеренитет Цзинь над Корё или не подчиняться [4. С. 105-107]. Старая столичная аристократия выступала за то, чтобы признать требования Цзинь, «новые» же чиновники призывали не подчиняться.Мятежи способствовали дальнейшему обострению борьбы за власть между придворными группировками. И в конце XII в. на политическую арену вышли воен-ные сановники. В 1170 г. военные подняли мятеж и захватили реальную власть в Корё. «Эпоха военных» продолжалась до 1270 г., хотя номинально королевская власть в стране существовала. Кризис второй половиныXIIв. привел к установлению в Корё власти военных.Изучение процесса формирования и трансформациипротопартийных группировок в Корё позволяет увидеть, как нарушение общепринятой нормы, ухудшение жизни всех слоев населения приводило к обострению политиче-ской борьбы, дворцовым переворотам и мятежам аристо-кратии. Также именно в период государства Корё склады-вается практика захвата власти военными в тяжелые для страны условия. Власть военных, особенно периода дик-татуры рода Чхве (1196-1258 гг.), была достаточно спо-койной для страны и оставила в памяти большинства на-селения положительные воспоминания о господстве во-енных. То есть первые случаи захвата реальной власти военными на достаточно длительный срок оставили по-ложительный след в памяти народа, заложили основы для использования таких методов правления в будущем, соз-дали у военной элиты представления об их исторической роли в истории страны.В конце XIII в. происходило формирование нового сословия мелкого и среднего чиновничества, выходцев из провинции. Это провинциальное служилое сословие в Корее XIV в. получило название садэбу, что значит «ученые и большие мужи». Они противостояли корё-ской аристократии - выходцам из семей богатых зем-левладельцев. И если идеологией старой аристократии было конфуцианство эпохи китайской династии Тан и88буддизм, то садэбу придерживались обновленного конфуцианства китайской династии Сун. Садэбу, в от-личие от старой аристократии, относились к классу мелких и средних землевладельцев. Среди них важную роль играли военные сановники периода «диктатуры военных» и монгольских военных походов.В последние годы существования государства Корё появились первые «партии», ставшие основной формой политических группировок в период династии Ли. Ко-роль Конминван (1351-1374 гг.) в своих реформах опирался на молодых гражданских чиновников, кото-рые получили название «партия реформаторов» [5. С. 210]. При дворе развернулась острая борьба между двумя группировками, которые различались и по соци-альному происхождению (старая аристократия с круп-ными земельными владениями и «новые» сановники с небольшими наделами), и по идеологии (конфуцианст-во и неоконфуцианство), и по взглядам на государст-венное управление (с одной стороны, сохранение ста-рой системы землепользования, поддержание отноше-ний с монгольской династией Юань, с другой - прове-дение земельной реформы, укрепление отношений с китайской династией Мин). Несмотря на новый уро-вень протопартийных группировок, методы борьбы остались прежними: доносы, убийства, дворцовые пе-ревороты. Посредством дворцовых интриг реальная власть в стране перешла к «партии реформаторов», и они приступили к активному проведению реформ. Но в начале 1390-х гг. уже внутри реформаторской партии начались разногласия. В 1392 г. Ли Сонге, один из ли-деров реформаторов, устроил заговор и провозгласил себя основателем новой династии Ли, и страна получи-ла новое название - Чосон.Первые годы правления династии Ли были неспо-койными, и становление новой власти происходило на фоне острой политической борьбы, сопровождающейся достаточно кровавыми событиями. Причиной неста-бильности новой власти было противостояние различ-ных группировок внутри правящего класса. В этом противостоянии уже не участвовали выходцы из старой корёской аристократии. Основу власти Ли Сонге со-ставили представители «партии реформаторов». Про-тивостояли им так называемые неоконфуцианские чи-новники-ученые (сарим), выдвинувшиеся на волне смены династий [6. С. 646-647]. В сущности, обе груп-пировки придерживались конфуцианских взглядов, только неоконфуцианцы-сарим, будучи «новыми», вновь выдвинувшимися сановниками, обладали более радикальными взглядами на вопросы управления госу-дарством и не имели крупных источников доходов.Кровавыми столкновениями саримов и «заслужен-ных сановников» были отмечены конец XV - первая четверть XVI в. Одна из причин особой роли сарим в развитии корейского общества XVI в. связана с осо-бенностями их организации - тесная связь с провинци-ей, точнее, с частными конфуцианскими учебными заведениями совон, в которых они обучались и которые становились опорными центрами той или иной группи-ровки внутри самих сарим. Совоны выполняли роль организующих региональных центров, обеспечиваю-щих интересы местных аристократических группиро-вок [7. С. 131].В общественной мысли Кореи XVI в. существенное место занимали споры о двух первоначалах: ли и ки -высшем духовном и материальном началах. Эти споры об абстрактных вещах послужили одной из идейных основ распада корейского правящего класса на так на-зываемые «партии» (тан). Поводом для раскола стал конфликт 1575 г. между двумя чиновниками, претен-довавшими на одну и ту же должность. Оба собрали вокруг себя группы сторонников, которые и стали ос-новой для будущих «партий». В 1570-е гг. возникли две «партии» - «Восточная» и «Западная». Названия связаны с тем, что руководитель одной «партии» жил в Восточном Сеуле, а другой - в Западном. Считается, что сторонники «Восточной партии» рассматривали основой всего идеальное начало ли, а последователи «Западной партии» принимали за первооснову матери-альное начало ки.Таким образом, одной из характерных черт жизни правящей корейской элиты династии Ли стало ее деле-ние на группировки, или «партии» (тан). Этот термин китайского происхождения в современных языках Дальнего Востока (корейский, китайский, японский) означает «политическая партия». В дальневосточной политической культуре отношение к явлению «тан» было негативным [8. С. 60]. Сам термин вошел в поли-тическую жизнь правящей элиты в качестве устойчиво-го обозначения придворных группировок в конце XVI в. Конфуцианство не признавало за чиновниками права на образование группировок. Для традиционной конфуцианской культуры создание «партий» воспри-нималось как аморальное поведение, когда чиновник ставит личные интересы выше общих [7. С. 215]. Не-смотря на негативную окраску такого явления, как «партии», в XVI-XVIII вв. их борьба превратилась в основной фактор внутриполитической жизни страны.«Партии» стали качественно новым явлением в по-литической жизни Кореи. Во-первых, у «партий» был достаточно определенный круг сторонников, и смена предпочтений, т.е. переход из одной «партии» в дру-гую, был практически невозможен. И, во-вторых, их влияние не ограничивалось столицей, а распространя-лось на провинцию через те совоны, которые связывали определенные «партии».До начала Имчжинской войны с японцами (1592-1598 гг.) власть попеременно переходила то к сторон-никам «Восточной партии», то «Западной». Накануне войны ключевые посты оказались занятыми сторонни-ками «Восточной партии». При этом внутри «партии» происходили конфликты, носившие личный характер. Результатом стал раскол «партии» в 1589 г. на «Север-ную» и «Южную». Этот распад продемонстрировал одну из наиболее характерных черт «партий» - склон-ность группировок к расколу. При этом обычно раскол происходил в «партии», которая победила на тот мо-мент в борьбе за власть. Практически всегда за победой «партии» следовал ее раскол, который либо приводил к появлению новых самостоятельных «партий», либо «партия» вновь сливалась в одну после утраты власти [8. С. 74]. После войны политическая борьба опять ак-тивизировалась - в основном, она шла между бывшими соратниками: «Северной» и «Южной партиями». По-степенно начала усиливаться «Северная партия», но еепобеда стала началом раскола: в 1599 г. «Северная» рас-палась на «Большую Северную партию» и «Малую Се-верную партию». К власти пришла «Западная партия».Наиболее закономерный вопрос, который возникает при изучении политической традиции в средневековой Корее, это сущность политических и идеологических воззрений, выразителями которых были «партии». При становлении «партий» в период конца XVI - начала XVII в. каких-либо заметных политических программ, различных взглядов на проведение реформ, на ведение внешней политики между «партиями» не было. Со-гласно мнению известного специалиста по политиче-ской борьбе в Корее XVI-XVIII вв. А.Н. Ланькова, ме-жду «партиями» «отсутствуют не только различия в политическом курсе, но и, собственно говоря, полити-ческий курс как таковой» [8. С. 93]. То есть, несмотря на появление предпартийных группировок, противо-стояние между которыми оказывало решающее влия-ние на развитие государства Чосон в XVI-XVIII вв., различий в политических или идеологических установ-ках не наблюдалось. С другой стороны, по мнению специалистов по партийному строительству, для пред-партий необходима всего лишь «способность стать ос-новой для сближения всех, чьи интересы оказывались в данный момент созвучными тем, что выражались лиде-рами той или иной группировки» [9. С. 117]. Согласно данному принципу корейские партийные группировки обладали сплоченностью, необходимой для сближения единомышленников. Новое обострение борьбы «пар-тий» произошло в середине XVII в. Наиболее острым конфликтом того времени стал ритуальный конфликт 1659 г. Споры между «Западной» и «Южной партия-ми» разгорелись по поводу срока ношения траура вдовствующей королевой. В результате победу одер-жала «Западная партия», которая в 1683 г. распалась на «Старую партию» и «Молодую». Этот раскол стал по-следним в истории борьбы «партий», утвердив на ко-рейской политической арене четыре политические группировки: «Молодая партия», «Старая партия», «Южная партия» и «Северная партия».В рассмотренный период все разногласия и кон-фликты между предпартийными группировками не относились к вопросам внутренней или внешней поли-тики, а лежали в области кадровых назначений на высшие должностные посты или касались вопросов ритуала и престолонаследия. При этом принадлежность к той или иной «партии» чаще всего передавалась по наследству и среди янбан существовал обычай наслед-ственной мести за родственников, пострадавших во время «партийных» усобиц [10. С. 731].В конце 1720-х гг. король Ёнчжо начал проводить курс на умиротворение «партий». Выступления короля с высказываниями против «партийной» борьбы стали постоянными. Ёнчжо старался проводить линию бес-пристрастного отбора чиновников на службу, выдвигал кандидатов вне зависимости от их «партийной» при-надлежности. К концу 1720-х гг. в среде корейского чиновничества возникло мощное движение за ликвида-цию «партий». Борьба «партий» ослабла, хотя сама система «партий» продолжала существовать до начала XX в. Политические конфликты теперь происходили либо между отдельными лицами, либо между группи-89ровками, куда входили представители разных «пар-своего положения и старались извлечь максмальнуютий». Так закончился длительный период активногоприбыль. Как следствие в первой половине XIX в. кор-господства «партий» в истории Кореи. У современни-рупция в стране достигла небывалых размеров. С сере-ков это время оставило негативное впечатление: посто-дины XIX в. на формирование идеологических тече-янные конфликты в рядах правящей элиты, дворцовыений, политических взглядов государственной элиты,перевороты, заговоры, мятежи нарушали социальнуюорганизацию просветительских, националистических истабильность в обществе, одну из главных ценностейпрочих движений достаточно сильное влияние сталаконфуцианского учения.оказывать проникающая западная и японская культура.Институт «партий» в средневековой Корее был дос-Именно со второй половины XIX в. Корея вступила втаточно аморфным образованием. Существовало некоепериод трансформации феодальной системы, вызван-«ядро», представлявшее наиболее влиятельных и авто-ный внутренними причинами и растущим давлениемритетных янбан, которых окружали их клиентелы - мел-внешних факторов. Таким образом, в первой половинекие янбан, не имевшие достаточно источников доходовXIX в. завершается длительный процесс формированияи искавшие покровителей среди известных деятелей.и развития «восточного типа партии».Эти клиентелы, связанные со своими патронами семей-На примере анализа существовавших политическихными и личными узами, и формировали «партии». Сре-группировок и «партий» в Корее можно выделить сле-ди особенностей «партий» можно отметить их неста-дующие черты «восточного типа партий»: отсутствиебильность. Раскол «партии» чаще всего происходил по-разногласий по внутриполитическим преобразованиямсле прихода к власти. Если в XV - начале XVI в. глав-(в основном причиной разделения на противоборствую-ные столкновения происходили между партиями «за-щие группировки становились споры по внешнеполити-служенных сановников» и садэбу - новым чиновничест-ческому курсу или этическо-философские дискуссии:вом, каждая из которых имела достаточно четкую про-ход ритуала, трактовка проведения той или иной цере-грамму ведения государственной политики и опираласьмонии); социальную базу составляли аристократы и чи-на определенные социальные слои, то в XVII-XVIII вв.новничество, как высокопоставленное, так и среднееопределяющим фактором, разделявшим янбан на «пар-(вокруг влиятельных знатных аристократов группирова-тии», становится борьба за государственные должности.лись более мелкие представители правящего сословия иЕсли посмотреть на мировую историю, то можночиновничества - система патрон - клиент); основныминайти немало примеров в истории традиционных об-задачами «восточного типа партии» были приобретениеществ, когда за продолжительной борьбой политиче-влияния при дворе короля и закрепление ведущих долж-ских группировок не стояли разногласия социальныхностей в государственном аппарате за представителямислоев. Например, гвельфы и гибеллины в Италии или«своей партии»; слабая институциональная структура -борьба Белой и Алой Розы в Англии. В любом случаечастые распады «партий» под воздействием внутреннихдля политического развития Кореи феномен «партий»конфликтов; регионализация - «партии» различались нестал новым этапом в развитии политических групп.по социальным слоям, интересы которых представляли,Они уже имели своих лидеров, название, представи-а по регионам, провинциям, местная элита в которыхтельства на местах через совоны (частные конфуциан-поддерживала конкретные группировки.ские школы), стабильный круг своих сторонников.Данные традиции формирования и деятельностиГлавной целью такой «партии» был приход к власти иполитических группировок, присущие политическойназначение своих людей на государственные посты.системе традиционного корейского государства, оказа-В XIX в. центральная власть ослабела, в результатели влияние на организацию и характерные черты со-чего усилилась борьба консервативных аристократиче-временной партийной системы Республики Корея. Наских кланов. В начале XIX в. главенствующую рольсегодняшний день среди недостатков «корейской де-при дворе стали играть семейные группировки, не свя-мократии», в частности, называют и слабость партий-занные с «партиями». Борьба за власть и влияние шланой системы - несформированность политических про-между двумя семейными кланами королевских родст-грамм, отсутствие четкой организационной структуры,венников - Ким и Чо. Главной их особенностью быларегионализм. Некоторые из современных черт партий-нестабильность: чиновники, получившие должностьной системы имеют многовековую историю существо-благодаря своей приверженности роду андонскимхвания и были заложены еще в традиционном корей-Кимов или пхунъянских Чо, понимали непрочностьском обществе.

Ключевые слова

political culture, traditional society, Korea, party (dang), политическая культура, традиционное общество, Корея, партия («тан»)

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Андронова Лариса АлександровнаТомский государственный университетаспирант, преподаватель кафедры востоковеденияlaruka@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Пак М.Н. Корея (XVII-XVIII вв.) // Пак М.Н. История и историография Кореи: Избранные труды. М.: Вост. лит., 2003. 911 с.
Васильев Л.С. Становление политических партий и партии «нового типа» // Общественные науки и современность. 2010. № 2. С. 114-125.
Ланьков А.Н. Политическая борьба в Корее XVI-XVIII вв. СПб.: Петербургское Востоковедение, 1995. 200 с.
Хангукса (История Кореи): В 25 т. Сеул, 1983. Т. 12. 450 с.
Пак М.Н. Укрепление феодального государства в конце XIV-XV в. // Пак М.Н. История и историография Кореи: Избранные труды. М.: Вост. лит., 2003. 911 с.
Ли Ги Бек. История Кореи. Новая трактовка. М., 2000. 463 с.
Волков С.В. Чиновничество и аристократия в ранней истории Кореи. М., 1987. 289 с.
Ким Бусик. Самгук саги. Кн. 2: Летописи Когурё. Летописи Пэкче. Хронологические таблицы. М.: Изд-во восточ. лит-ры, 1995. 768 с.
Ким Бусик. Самгук саги. Кн. 1: Летописи Силла. М.: Изд-во восточ. лит-ры, 2001. 600 с.
История Кореи (с древнейших времен до наших дней): В 2 т. М.: Изд-во Наука, 1974. Т. 1. 470 с.
 «Партии» в традиционной Корее: истоки и эволюция | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 341.

«Партии» в традиционной Корее: истоки и эволюция | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 341.

Полнотекстовая версия