Становление досоветской системы подготовки кадров геологов на примере горно-технического образованияна Алтае в XVIII в. | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 341.

Становление досоветской системы подготовки кадров геологов на примере горно-технического образованияна Алтае в XVIII в.

Рассматривается история становления системы подготовки кадров геологов, работавших на Алтае во второй половине XVIII в. Освещена история создания алтайских горнозаводских школ, Барнаульского и Петербургского горных училищ.

FORMATION OF THE PRE-SOVIET SYSTEM OF TRAINING SPECIALISTS IN GEOLOGY.pdf Одной из проблем развития горной промышленности1753 г. [5. С. 350]. Эта же дата указана в энциклопедиив стране являлась подготовка геологов, которые могли[6. С. 80]. Позже такие учебные заведения возникли приквалифицированно осуществлять поиски и разведку по-Змеиногорском руднике, Павловском, Сузунском илезных ископаемых: цветных и черных металлов, цвет-Томском заводах. На алтайских заведениях Кабинетаных поделочных камней и минералов. В XVIII в. геоло-свои горно-заводские школы появились благодарягическое образование было тесно связано с горным обра-А.И. Порошину, второму начальнику Колывано-зованием и осуществлялось в горно-заводских школах,Воскресенских заводов. Это был высокообразованныйгорно-технических училищах и горных институтах, какпрофессионал в своей области, получивший перво-самостоятельная отрасль высшего образования оноклассное горно-техническое образование в Швеции. Пооформилось только во второй половине XIX в., когдаобщему признанию, А.И. Порошин являлся крупней-горное образование дифференцировалось на горное, гео-шим российским горным деятелем. Алтайские горныелогическое и металлургическое [1. С. 299].школы создавались как общеобразовательные началь-Первая горно-заводская школа в стране появиласьного уровня, но со специализацией по горному делу. Впо предписанию Петра I на уральском Невьянском за-них, как правило, учились дети мастеров и горнослу-воде Н. Демидова в 1709 г. [2. С. 36]. Но подлиннымжащих. Мальчики зачислялись в школы с 5-7 лет ипионером в организации системы горно-техническогоучились до 14-летнего возраста. Обучение было непре-образования и геологической науки был сподвижникрывным в течение всего календарного года, поэтому ка-Петра I и активный сторонник его преобразований,никулы не предусматривались. Учебный год делился навидный государственный деятель, первый начальниктрети по четыре месяца в каждой. После 1761 г. порядокСибирских и Уральских и заводов В.Н. Татищев. Он иобучения претерпел некоторые изменения. Учебныйстал инициатором создания горно-заводских школ напроцесс был поделен на три ступени (классы): словес-казенных предприятиях Урала. Уральские горные шко-ный, арифметический, геометрии и тригонометрии. Влы, несмотря на начальный уровень подготовки, сыгра-каждом классе школьники учились по несколько лет. Нали огромную роль в развитии системы геолого-последней ступени учащиеся изучали основы горноготехнического образования как в урало-сибирском ре-дела, механику, черчение, рисование, а также овладевалигионе, так и в целом по стране. Созданные В.Н. Тати-различными горными ремеслами под руководствомщевым школы обеспечивали квалифицированными ра-опытных мастеров [6. С. 80-81]. Учебное заведение сталобочими и техниками остальные, в том числе алтайские,называться Барнаульского завода школа [5. С. 351].заводы и рудники страны [3. С. 55]. Среди них ведущееВ исследовательской литературе уже отмечалось,положение занимала Екатеринбургская горная школачто алтайские горно-заводские школы хорошо обеспе-повышенного типа, впоследствии усовершенствованнаячивались учебниками, необходимыми материалами,В.И. Генниным [4. С. 59].наглядными пособиями. Считая, что успех горно-С середины XVIII в. Алтай становится владениемпромышленного освоения края и развитие поискового иимператорского Кабинета. Понятно, что в первые деся-геолого-разведочного дела зависят от профессионализ-тилетия развития молодой алтайской горной промыш-ма умелых и подготовленных людей, А.И. Порошин вленности существовала острая нехватка кадров: геоло-1763 г. организовал в Барнауле первую в крае библио-гов, инженеров мастеров и других горных специали-теку, большую часть книг которой составляла литера-стов. Поэтому Кабинет уделял большое внимание кад-тура по горному делу. Горная библиотека со временемровой и образовательной политике в деле управлениястала большой культурной ценностью Барнаула [7.Колывано-Воскресенскими заводами.С. 35]. Еще раньше первым начальником Колывано-Первыми техническими учебными заведениями наВоскресенских заводов А.В. Беэром был создан мине-Алтае стали горно-заводские школы. Вопрос об учреж-ралогический музей, экспонаты которого тоже исполь-дении первой горно-заводской школы на Алтае в иссле-зовались в учебном процессе горных школ.довательской литературе до конца не решен. Дорево-Выпускники горных школ продолжали профессио-люционные авторы, известные алтайские краеведы, кнальную подготовку в форме ученичества на кабинет-тому же имевшие доступ в архивным материалам тогоских заведениях в течение 2-3 лет и более. После ос-времени, С.И. Гуляев и П.Е. Семьянов датировали по-воения практических навыков и подтверждения про-явление горной школы при Колыванском заводе 1739 г.,фессиональных компетенций они становились мастеро-т.е. демидовским временем, а в поселке Барнаульскоговыми (бергаерами), плавильщиками, им присваивалсязавода - 1747 г. [5. C. 349-340].горный чин. Но некоторые ходили в учениках доста-Основываясь на документальных сведениях, совре-точно длительный срок: 10 лет и более. Так, например,менные исследователи датируют появление горнойГерасим Зырянов, открывший богатейшее в стране по-школы в поселке Барнаульского завода 18 январялиметаллическое месторождение, названное в его честь,99проходил в учениках слесаря до своей кончины [2. С. 36-37].За время своего руководства Колывано-Воскресен-ским округом А.И. Порошин добился укрепления каби-нетских предприятий геологическими и техническими кадрами. По его ходатайству приглашались горные мас-тера из-за границы, а также отечественные специали-сты. Только в 1761 г. на Колыванские заводы и рудники приехали 11 молодых специалистов из Московского университета и других учебных заведений. Это были «кадетские сержанты»: Г.С. Бровцын, Н. де Кроер, В.С. Чулков и др. Из них профессионально непригод-ным был признан только один «кадетский сержант», которого отправили обратно. Остальные, работая на заводах и рудниках Алтая, основательно изучили гор-ное дело, приобрели ценный опыт в вопросах управле-ния горными предприятиями. Многие из них были управляющими заводами, а В.С. Чулков дослужился до чина генерал-майора и стал начальником Колывано-Воскресенских заводов. Они же стали первооткрывате-лями многих месторождений полиметаллических руд, железа, цветного поделочного камня. Особенно значи-тельна была их роль в поисковом сезоне 1786 г., когда был открыт целый ряд богатейших месторождений се-ребросвинцовых руд, высококачественных порфиров, яшм, брекчий, разнообразного мрамора, проведены тщательные картографические съемки рек и тех мест, где побывали геологические партии. Алтайские поисковики в 80-90-х гг. XVIII в. собрали обширный геологический материал, который лег в основу сочинений И.Ф. Германа, В.М. Севергина и других ученых по российской геологии и минералогии. Таким образом, в 1753 г. было положено начало профтехобразованию на Алтае [6. С. 80]. Совре-менные авторы достаточно высоко оценивают уровень общетехнической подготовки горных специалистов низ-шего звена того времени [3. С. 120-121].Следующим этапом в развитии системы горно-технического образования на Алтае стало открытие в 1779 г. Барнаульского горного училища. Идея создания в Барнауле горного училища принадлежала известному российскому ученому-минерологу последней трети XVIII в. И.М. Ренованцу. Он же составил первое штат-ное расписание и учебную программу заведения, в ко-тором сам работал в течение ряда лет. С собой на Алтай ученый привез минералогическую коллекцию, состо-явшую из 2 300 штуфов (образцов), которую кабинет-ское ведомство приобрело за 2 000 руб., суммы очень высокой для того времени [8. С. 7]. Коллекция, предна-значавшаяся для Барнаульского горного училища, была настолько обширна, что, по данным А.М. Родионова, только одно ее описание на немецком языке «едва уме-стилось на 86 страницах», столько же занял русский перевод, выполненный обер-бергмейстером Пятиным [9. С. 68].Очень много для улучшения постановки обучения в окружном горном училище сделал будущий академик Петербургской академии наук В.В. Петров, поступив-ший в 1788 г. по договору на два года в Барнаульское благородное училище для детей горных офицеров и дворян. Здесь он преподавал физику, математику, рус-скую грамматику и латынь и одновременно по поруче-нию кабинетского начальства осуществлял контроль за100учебным процессом в училище и за порядком препода-вания в горно-заводской школе для детей мастеровых и солдат. Современные авторы отмечают заслуги В.В. Петрова: он ввел классно-урочную систему обуче-ния, обеспечивающую получение учащимися прочных и систематических знаний; оборудовал физический каби-нет, приборы для которого изготовил сам, проводил учебные экскурсии на рудники и заводы, во время кото-рых ученики на практике знакомились с горными рабо-тами, а также собирали коллекции минералов для учеб-ных выставок. По мнению барнаульских исследователей, благодаря стараниям В.В. Петрова и поддержке началь-ника Колывано-Воскресенских заводов Г.С. Качки «бла-городное училище» стало фактически бессословным, и в него принимали уже не по происхождению, а по способ-ностям. Неслучайно с 1789 г. училище стало называться горным, в него направляли наиболее способных выпуск-ников горно-заводских школ, независимо от социально-правового статуса их родителей [6. С. 221]. В 1790 г. В.В. Петров вернулся в Петербург, где работал препода-вателем в столичных учебных заведениях.Барнаульские горно-заводская школа и Горное учи-лище по количеству учащихся, укомплектованности преподавателями, обеспеченности учебниками, пись-менными принадлежностями, наглядными пособиями, инструментами, организацией учебных практик, а глав-ным образом, по содержанию и организации учебного процесса в XVIII в. считались самыми лучшими в Си-бири. Барнаульское горное училище выпускало доволь-но подготовленных горных специалистов. В округе бы-стро сложились хорошие традиции горно-технического обучения. Общеобразовательные дисциплины в Барна-ульском училище преподавали выпускники Московско-го университета, лучшие горные офицеры и геологи округа, имеющие огромный практический опыт горно-поисковых работ и горно-заводского производства. Гор-ное училище располагало хорошей профессиональной библиотекой, горными и минералогическими музеями. Учащиеся этого училища проходили практику на руд-никах и занимались практическим составлением геоло-гических (геогностических) карт. Впоследствии некото-рые из этих карт были изданы в первой половине XIX в. Вопросами геологического картирования занимались преподаватель высших наук по подготовке горных офицеров И. Леубе и другие специалисты. Знакомство с этими картами показывает весьма грамотный подход к организации поискового дела. О том, что горно-заводские школы и Барнаульское горное училище дава-ли хорошие геологические знания, свидетельствуют успехи в открытии многих рудных и каменных место-рождений.По мнению Е.Ф. Бурштейна, возможности практиче-ского ознакомления с горным делом на Алтае были да-же выше, чем в Петербурге [2. С. 103]. Петербургское горное училище не могло дать практические знания и навыки в столице, удаленной от главных горнопро-мышленных центров страны - Урала и Алтая. В Барна-ульском горном училище на хорошем уровне препода-вались металлургия, минералогия, геогнозия, горное и пробирное искусство. Оно стало первым в Сибири среднетехническим учебным заведением, которое гото-вило специалистов для горно-заводского производстваи геолого-разведочного дела. Лучших выпускников Бар-наульского училища горная администрация округа по-сылала для продолжения учебы в Петербургское, где они зачислялись на старшие курсы.Учебные программы и сроки обучения Барнаульско-го горного училища были максимально приближены к Петербургскому горному училищу, сыгравшему огром-ную роль в подготовке кадров геологов и других спе-циалистов на Алтае [10. С. 82]. Основано оно было в 1773 г., открыто на следующий год. В основу проектов создания горного училища легли проекты и предложе-ния М.Ф. Соймонова, И.М. Ренованца и других горных деятелей, при этом был использован опыт Фрейбург-ской горной академии, которая являлась признанным эталоном учебных заведений по подготовке горно-геологических кадров в Западной Европе [2. С. 102].Открытие первого в России технического заведения было приурочено к памятной для Екатерины II даты -28 июня 1774 г., поскольку в этот день 12 лет тому на-зад она начала править государством. В течение всей жизни императрица своей кадровой политикой, матери-альной и моральной поддержкой делала все, чтобы Пе-тербургское горное училище было на уровне лучших учебных заведений своего времени [4. С. 67, 90].По случаю открытия училища был издан особый указ Берг-коллегии. Согласно уставу училища заведе-ние подчинялось Берг-коллегии, готовило специалистов для горного дела в чине шихтмейстеров. Первый набор состоял из студентов Московского университета, кото-рым преподавались специальные дисциплины. Первый досрочный выпуск состоялся в 1776 г., в том же году в училище были открыты классы гимназического профи-ля, в которые стали принимать малолетних учеников (кадетов). Подавляющая часть студентов и кадетов со-держалась полностью или частично за счет государства [4. С. 78]. Начиная с 90-х гг. XVIII в. в столичном гор-ном училище оставляли несколько мест для детей гор-ных офицеров Колывано-Воскресенских заводов. Эта традиция сохранилась и в XIX в.Первым директором Петербургского горного учили-ща был М.Ф. Соймонов, который приглашал в подведом-ственное ему заведение лучших преподавателей, извест-ных российских ученых-минерологов. Так, химию и ме-таллургию преподавал В.М. Севергин, физику, минера-логию, горное искусство - И.М. Ренованц, немецкий и французский - И.И. Хемницер [11. С. 596]. Последний к тому же занимался переводами на русский язык западно-европейских сочинений по металлургии и минерологии [4. С. 71]. Для подготовки высококвалифицированных кадров в училище с самого начала были созданы все не-обходимые условия [4. С. 82, 84]. Оно располагало хо-рошей библиотекой, оборудованными учебными кабине-тами, музеем с прекрасно подобранной коллекцией руд и минералов. Очень много для совершенствования учебно-го процесса сделал И.М. Ренованц, вклад которого не ограничивался только преподавательской деятельно-стью. Как один из первых преподавателей И.М. Рено-ванц принимал самое активное участие в разработке планов Петербургского горного училища, используя свой опыт обучения у себя на родине, в Германии. Кро-ме этого, он занимался описанием учебных кабинетов, составлением каталога коллекции минералов, значи-тельную часть образцов которых он позже привез с Ко-лывано-Воскресенских предприятий.Интересна судьба этого замечательного ученого, много сделавшего для создания системы горно-технического образования и геологической науки как на Алтае, так и в масштабах страны. По происхождению он был саксонцем, родившемся в Дрездене в 1744 г. У себя на родине И.М. Ренованц получил очень хорошее горно-техническое образование. Он успешно окончил сначала Фрейбергское горное училище, затем горную академию в 1768-1771 гг. [4. С. 63]. На следующий год после завершения обучения он по приглашению русско-го правительства прибыл в Россию. Со своим востребо-ванным образованием И.М. Ренованц быстро устроился на новой родине. С 1774 г. он преподавал физику и ми-нералогию в Петербургском горном училище и одно-временно занимался научными геологическими и мине-ралогическими изысканиями. В 1779 г. Кабинет отпра-вил его на Алтай для проведения обследования его руд-ных богатств, спустя несколько лет И.М. Ренованц вто-рично командировали в этот горный округ уже на по-стоянную службу при кабинетских заведениях для улучшения их работы. На Алтае, кроме подготовки кад-ров для горной промышленности и геолого-разведоч-ного дела, ученый занимался геолого-минералогичес-ким исследованием различных районов округа. Во вре-мя экспедиций по Алтаю И.М. Ренованц открыл не-сколько месторождений металлов, порфиров и яшм.По возвращении в Петербург в 1785 г. он был назначен инспектором горного училища. На этом посту он много сделал для организации учебного процесса. Стал действо-вать горный музей, при котором по проекту И.М. Рено-ванца был построен учебный рудник в виде земляного холма, насыпанного во дворе училища. В руднике устрои-ли короткую штольню, на стенках которой, выложенной образцами горных пород и руд, имитировались геологиче-ские тела и рудные жилы. Рудник, просуществовавший несколько десятилетий, сыграл большую роль в подготов-ке многих поколений геологов и других горных специали-стов. Для жителей столицы горный музей и рудник стали культурными достопримечательностями [4. С. 69, 73]. В середине 90-х гг. XVIII в. И.М. Ренованца на посту ин-спектора сменил И.Ф. Герман.В исследовательской литературе существуют раз-личные точки о статусности Петербургского горного училища. Согласно распространенному в исследова-тельской литературе мнению оно было первой в России высшей горной школой с самого начала, т.е. с 1773 г., готовившей кадры горных специалистов. Об этом писа-ли авторы исторического очерка «Горный институт за 150 лет» в 1923 г., а также А.С. Поваренных, А.В. Хаба-ков и другие исследователи в 50-х гг. XX в. [12-14]. В энциклопедической литературе 90-х гг. XX в. повтори-лось то же утверждение об основании в 1773 г. Петер-бургского горного училища с правами академии [11. С. 596]. Более осторожны в своих высказываниях авто-ры монографии «Развитие горного дела в эпоху Екате-рины II», которые пишут, что Петербургское горное училище только со временем стало первым высшим техническим учебным заведением России [4. С. 58]. Современный исследователь Е.Ф. Бурштейн утвержда-ет, что только в 1804 г. Петербургское горное училище101стало высшим учебным заведением, сохранив до концавый устав, расширены учебные программы, в последниепредыдущего столетия статус привилегированноговключены производственные практики. Вместо шихт-среднетехнического заведения, но с достаточно высо-мейстеров корпус стал выпускать «практикантов» в ун-ким уровнем подготовки специалистов [2. С. 106]. Потер-офицерском звании, которые чин горного офицераего мнению, Петербургское училище задумывалось какполучали после двух-трех лет стажировки по избраннойроссийский вариант горной академии, но стало таковойспециальности и представления итоговой работы [2.лишь в начале XX в.С. 106]. По мнению Е.Ф. Бурштейна, данные преобразо-Период с 1774 по 1804 г. Е.Ф. Бурштейн называетвания явились рубежом, преодолев который училищеподготовительным, в течение которого шла кропотливаявышло на уровень горных академий. В 1806 г. это былоработа по превращению горного училища из среднего впризнано официально, корпус уравняли в правах с уни-высшее. Этот период ученый не считает длительным,верситетами. [2. С. 105-106].поскольку в горнопромышленных центрах Западной иТаким образом, во второй половине XVIII в. в Ко-Северной Европы аналогичные процессы становлениялывано-Воскресенском округе сложилась система под-высших учебных заведений на базе средних занималиготовки кадров геологов, включающая обучение в на-примерно столько же лет. Инициатором преобразованиячальных горно-заводских школах, среднетехническомучилища в Горный кадетский корпус в 1804 г. стал гор-горном училище. Лучшие выпускники Барнаульскогоный деятель А.А. Мусин-Пушкин, реформировавшийгорного училища продолжали учебу в столичном гор-системы горно-технического (геологического) образова-ном училище и оттуда возвращались специалистаминия в стране. Под его руководством был утвержден но-высокой квалификации.

Ключевые слова

mining school, geology, геология, горное училище, горно-заводская школа

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Мукаева Лариса НиколаевнаГорно-Алтайский государственный университетдоцент, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Россииlarnika777@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Хабаков А.В. Очерки по истории геолого-разведочных знаний в России. М., 1950. 212 с.
В память 150-летнего юбилея горного института в Петрограде. 1773-1923 // Горный журнал. 1923. № 11.
Поваренных А.С. Начало специального горного образования в России // Очерки по истории геологических знаний. М.: Изд-во АН СССР, 1955. Вып. 4. С. 151-165.
Шадрина И.В. Горный институт // Отечественная история. История России с древнейших времен до 1917 года: В 5 т.: Т. 1: А-Д. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. С. 595-596.
Гришаев В.Ф. Горные инженеры: Энциклопедия. Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2000. С. 81-82.
Родионов А.М. Колывань камнерезная. Барнаул: Алтайский Дом печати, 2007. 328 с.
Колыванская шлифовальная фабрика на Алтае: Краткий исторический очерк. Барнаул, 1902.
Костенков П.П. Горно-заводская школа: Энциклопедия. Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2000. С. 80-81.
Гришаев В.Ф. Алтайские горные инженеры. Барнаул: День, 1999. 256 с.
История Алтая: Учеб. пособие. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1995. Ч. I. 480 с.
Гаврилова Л.М., Афанасьев И.Г., Севастьянов Ф.Л. Развитие горного дела в эпоху Екатерины II. СПб.: ГАЛАрт, 2000. 176 с.
Мукаева Л.Н. Горно-поисковое дело на Алтае в досоветское время. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2008. 344 с.
Бурштейн Е.Ф. Шангины - исследователи Южной Сибири и Казахских степей. М.: Наука, 2003. 230 с.
Гордеев Д.И., Романов Е.И. Геологическое образование // Большая советская энциклопедия: В 30 т. / Гл. ред. А.М. Прохоров. 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1971. Т. 6. С. 299-300.
 Становление досоветской системы подготовки кадров геологов на примере горно-технического образованияна Алтае в XVIII в. | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 341.

Становление досоветской системы подготовки кадров геологов на примере горно-технического образованияна Алтае в XVIII в. | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 341.

Полнотекстовая версия