Образование Конституционного Совета Республики Казахстан, его конституционно-правовые основы | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 341.

Образование Конституционного Совета Республики Казахстан, его конституционно-правовые основы

Раскрыты причины создания Конституционного Совета вместо ранее действующего Конституционного Суда. Проведен сравнительный анализ с Конституционным Советом Франции, т.к. Конституционный Совет Республики Казахстан является его заимствованным аналогом. Порядок организации и деятельность Конституционного Совета Республики Казахстан детализируются Конституционным законом; отдельные вопросы конституционного производства решаются исключительно Регламентом Конституционного Совета; определенные аспекты деятельности Конституционного Совета конкретизируются законами республики; ряд вопросов организационного характера в отношении Конституционного Совета урегулирован на уровне постановлений Парламента.

ESTABLISHMENT OF THE CONSTITUTIONAL COUNCIL OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN, ITS CONSTITUTIONAL AND LEGAL FOUNDATIONS.pdf Употребляя термин «управляемая демократия»туционном Совете Республики Казахстан» [6], издан-применительно к характеристике современного Казах-ном в развитие положений Конституции.стана, его президент Н.А. Назарбаев предполагает по-Право Президента издавать указы, имеющие силустепенность политических реформ и стабильное разви-закона, берет свое начало с Закона Республики Казах-тие [1]. Видимо, этим параметрам в большей мере встан от 10 декабря 1993 г. «О временном делегирова-области охраны Конституции соответствует Конститу-нии Президенту Республики Казахстан и главам мест-ционный Совет, а не Конституционный Суд. Недаромных администраций дополнительных полномочий».Н.А. Назарбаев в докладе на первой сессии АссамблеиЭти акты действуют до принятия соответствующихнародов Казахстана в июне 1995 г., говоря о необходи-законов [7]. Однако свою особую стратегическую, по-мости конституционной реформы, ссылался на опытлитико-юридическую и практическую роль это полно-Франции [2, 3]. С учетом французской модели охранымочие сыграло несколько позже. Как уже отмечалось, вКонституции и был образован Конституционный Советрезультате принятия 6 марта 1995 г. КонституционнымРеспублики Казахстан (РК).Судом решения о признании неконституционными от-Его создание вместо Конституционного Суда, конечно,дельных актов Центральной избирательной комиссииявилось следствием серьезной политической борьбы. Попо выборам Верховного Совета XIII созыва прекратилпризнанию Президента Казахстана, это решение далосьсвою деятельность последний казахстанский Верхов-непросто, но имеет под собой объективные основания:ный Совет. В Дополнительном определении от 11 мар-«Принимая во внимание современную мировую практику,та 1995 г. Конституционный Суд разъяснил, что Пре-было решено произвести реформирование системы кон-зидент республики на основании вновь вступившего вституционного судопроизводства. При этом предлагалосьсилу Закона от 10 декабря 1993 г. обладает правом из-три варианта: сохранение названия существующего органадания указов, имеющих силу не только закона, но ис предоставлением ему полномочий Конституционногоконституционного закона [8]. Это соответствует Кон-Совета; полное его преобразование в Конституционныйституции: Парламент на совместном заседании палатСовет; объединение Конституционного и Верховного Судадвумя третями голосов от общего числа депутатов ка-в один Верховный Суд РК. В первом случае форма явно неждой из палат по инициативе Президента вправе деле-соответствует содержанию, что в дальнейшем могло быгировать ему законодательные полномочия на срок, неповлечь как внутренние противоречия, так и противоречияпревышающий одного года (п. 4 ст. 53 Конституциис другими органами государственной власти. Сосредоточе-РК). Кроме того, Президент может определять приори-ние всей полноты судебной власти в руках одного органатетность рассмотрения проектов законов, а также объ-также могло привести к негативным последствиям. В ре-являть рассмотрение их срочным (п. 2 ст. 61 Конститу-зультате был избран второй вариант» [4]. Конституцион-ции РК). Это означает, что Парламент должен рассмот-ный Совет в условиях президентской формы правленияреть соответствующий проект в течение месяца со дняявляется наиболее оптимальной моделью органа, призван-его внесения. При неисполнении им этого требованияного стоять на страже конституционной законности. ОнПрезидент вправе издать указ, имеющий силу закона (вслужит своеобразным законодательным фильтром, но сто-том числе конституционного), который действует доит в стороне от политических баталий [5].принятия Парламентом закона в установленном Кон-Конституционный Совет РК (далее - Конституци-ституцией порядке.онный Совет, или КС РК) образован в соответствии сНа практике большинство указов, имеющих силуКонституцией Республики Казахстан 1995 г., где этомуконституционного закона, приняты в течение года по-органу посвящен самостоятельный раздел (VI), распо-сле начала действия Конституции, когда заново созда-ложенный после разделов «Президент», «Парламент»,валась законодательная база. Это относилось и к Кон-«Правительство» и перед разделом «Суды и правосу-ституционному Совету, что, на наш взгляд, являлосьдие». Раздел VI Конституции, включающий 4 статьи,аномальным, поскольку орган, обеспечивающий вер-определяет порядок назначения Председателя и членовховенство Конституции, не может получать свои пол-Конституционного Совета, полномочия Конституци-номочия эксординарным образом. Поэтому в казах-онного Совета, юридическую силу его решений.станской печати неоднократно вполне обоснованноСтатус Конституционного Совета был закреплен вподнимался вопрос о необходимости закрепить статус122Указе Президента РК от 29 декабря 1995 г. «О Консти-Конституционного Совета непосредственно в Консти-туции либо в конституционном законе [9-11]. И, нако-нец, в 2004 г. был принят Конституционный закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые зако-нодательные акты Республики Казахстан по вопросам разграничения полномочий между уровнями государ-ственного управления и бюджетных отношений», ко-торый преобразовал Указ Президента «О Конституци-онном Совете Республики Казахстан» в одноименный Конституционный закон Республики Казахстан с прежним содержанием, исключив преамбулу [12].Статус Конституционного Совета закреплен в ст. 1 Конституционного закона «О Конституционном Совете Республики Казахстан», согласно которой это государ-ственный орган, обеспечивающий верховенство Кон-ституции Республики Казахстан на всей ее территории. При осуществлении своих полномочий он самостояте-лен и независим от других государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан, подчиняется только Конституции республики и не может исходить из политических и иных мотивов. Конституционный Совет осуществляет свои полномочия, руководствуясь Кон-ституцией республики и конституционным законом, воздерживаясь от установления и исследования иных вопросов во всех случаях, когда это входит в компетен-цию судов или других государственных органов.Состав и порядок формирования Конституционного Совета определены в ст. 71 Конституции и воспроизве-дены в Конституционном законе «О Конституционном Совете Республики Казахстан».Фактическое формирование состава Конституцион-ного Совета проведено в 1996 г. Председатель и два члена Совета были назначены Президентом Республи-ки, два члена - Председателем Сената (верхняя палата Парламента Республики) и два - Председателем Ма-жилиса (нижняя палата Парламента).Срок полномочий членов Совета - 6 лет. Конститу-ция обеспечивает преемственность, закрепив, что по-ловина членов Совета обновляется каждые три года (п. 3 ст. 71 Конституции РК). Для обеспечения такой ротации в 1996 г. три члена Совета были назначены на три года и в 1999 г. они были замещены. В 2002 г. за-кончился срок полномочий других трех членов Совета, на их место пришли новые люди, которые работают совместно с членами Совета, назначенными в 1999 г. на шесть лет. Очередное обновление произведено в 2005 и в 2008 гг. Ротация позволяет избежать резких изменений в составе КС и обеспечивает определенную стабильность в его работе.В создании Конституционного Совета Республики Казахстан, определении его правового статуса и компе-тенции прослеживается некоторая ориентация на опыт Франции, где аналогичный институт функционирует с 1958 г. В то же время между ними имеются существен-ные различия. В частности, они касаются порядка фор-мирования названных органов. Так, срок полномочий членов Конституционного Совета Франции продолжи-тельнее, чем у их коллег в Казахстане, и составляет 9 лет, при обновлении 1/3 его состава каждые 3 года. Количество членов Совета Франции значительно больше: не 6 советников, как в Казахстане, а 9: 3 на-значаются президентом Республики (он же назначает председателя Конституционного Совета из числа егочленов), 3 - председателем Национального собрания и 3 - председателем Сената.Порядок формирования Конституционного Совета Франции, на взгляд Председателя и членов Конститу-ционного Совета Казахстана, более оптимален, поэто-му ими не раз высказывались предложения об увеличе-нии численного состава Конституционного Совета РК.Общим для формирования Конституционного Сове-та Франции и Казахстана является то, что помимо на-значаемых членов в Совет входят члены «по праву» -экс-президенты Республики. Во Франции бывшие пре-зиденты IV Республики Венсан Ориоль и Рене Коти входили в Совет, в 2004 г. вошел в Совет бывший пре-зидент V Республики Валери Жискар д'Эстен (до этого он предпочитал политическую карьеру, был депута-том - эта деятельность несовместима с членством в Конституционном Совете [13]). В Казахстане Н.А. На-зарбаев является единственным президентом этого го-сударства. Высказывается мнение, что право президен-та быть пожизненным членом Конституционного Со-вета поднимает статус КС, «может способствовать со временем усилению данного органа и стабилизации курса развития» [14. C. 6]. Автор придерживается дру-гого мнения: несмотря на то что такая практика приня-та во Франции (хотя эта возможность не всегда исполь-зуется экс-президентами Франции), все бывшие прези-денты должны быть не членами Конституционного Совета, где требуются специальные юридические зна-ния и квалификация, а пожизненными сенаторами.Членом Конституционного Совета Казахстана может быть назначен гражданин республики не моложе 30 лет, проживающий на территории Казахстана, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет. Фактически членами Совета лица моложе 40 лет не назначались. Средний возраст его членов составляет 53 годa. Видимо, с учетом этого обстоятельства и сложившейся идеоло-гии, а также сложности и важности функций Конститу-ционного Совета в одном из его посланий предложено установить возраст для кандидатов в члены Конститу-ционного Совета не моложе 40 лет [15].Для членов Конституционного Совета Франции не установлены такие требования, как возраст и юридиче-ское образование. Членом Совета может быть назначе-но любое правоспособное лицо. Ограничения установ-лены лишь для лиц, уже бывших в Совете, т.к., соглас-но ст. 56 Конституции Франции, мандат члена Совета не возобновляется. Так, в 1969 г. не был назначен председателем Конституционного Совета Ж. Помпиду (такое намерение высказал генерал де Голль), посколь-ку он уже являлся членом Совета в 1959-1962 гг.В то же время вопрос о персональном составе Консти-туционного Совета Франции вызывает постоянную дис-куссию у французских исследователей. Так, Л. Фаворо предложил включать в члены Совета в равных пропорци-ях: политических деятелей (бывших министров или пар-ламентариев), университетских работников (профессоров права) и практических работников в области права (адво-катов, судей) [16. C. 53]. По мнению Ф. Люшера, Консти-туционный Совет, являясь арбитром между гражданином и властью, должен включать в свой состав нескольких профессионалов, т.е. судей [17. C. 60].123Назначение председателя Конституционного Совета Франции так же, как и председателя Конституционного Совета Казахстана - право президента республики. Оно имеет принципиальное значение, поскольку конститу-ции каждой из этих стран предусмотрели, что в случае разногласий голос председателя - решающий. Обычно президент назначает на этот пост одного из тех, кому от-дает предпочтение. Решение об отставке (в случае посто-янной нетрудоспособности или несовместимости функ-ции) выносит сам Совет (ст. 14 Конституционного закона «О Конституционном Совете Республики Казахстан»).Во Франции при подготовке Конституции 1958 г. рассматривалось предложение установить несовмести-мость членства в Конституционном Совете с любой дру-гой публичной должностью или оплачиваемой деятель-ностью [16. С. 18-19]. Однако правительство не согла-силось с этим, и в окончательный текст проекта Консти-туции данное положение не вошло. Деятельность в Со-вете несовместима с функциями члена правительства, мандатом парламентария, членством в экономическом и социальном совете, а также с любой другой публичной службой, на которой советник не состоял до назначения в Совет. Члены Совета могут заявить о желании балло-тироваться на выборах, скажем, в парламент. Такое ре-шение советника влечет его отставку. Обо всех наме-чающихся изменениях Совет незамедлительно уведом-ляет президента республики и в случае необходимости -председателя заинтересованной палаты парламента. Членам Совета запрещено занимать в политических пар-тиях и группировках руководящие посты и проявлять в их деятельности большую активность.В Республике Казахстан должность Председателя и члена КС также несовместима с депутатским манда-том, занятием иных оплачиваемых должностей, кроме преподавательской, научной или иной творческой дея-тельности, осуществлением предпринимательской дея-тельности, вхождением в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организа-ции (п. 4 ст. 71 Конституции РК).Функции и полномочия Конституционного Совета Казахстана заложены в ст. 72-74 Конституции РК, а затем конкретизируются и дополняются в ст. 17-19 Конституционного закона «О Конституционном Совете Республики Казахстан». Правовой статус Конституци-онного Совета, согласно Конституции и Конституци-онному закону, имеет следующие особенности:- Конституционный Совет, являясь государствен-ным органом, не интегрирован ни в одну из ветвей го-сударственной власти. Это самостоятельная структура государственной власти, позволяющая говорить о но-вом механизме взаимодействия властей, которые не могут быть сведены к законодательной, исполнитель-ной и судебной властям;- при осуществлении своих полномочий Конститу-ционный Совет независим от государственных органов, организаций, должностных лиц, граждан и подчиняется только Конституции Республики Казахстан;- Конституционный Совет решает дела, основыва-ясь только на Конституции страны, и не может исхо-дить из политических и иных мотивов;- Конституционный Совет решает исключительно вопросы права, он призван ни при каких обстоятельст-124вах не отдавать предпочтение политической целесооб-разности, не переходить границы правовых норм;- Конституционному Совету в отличие от Консти-туционного Суда, действовавшего в период с июня 1992 г. по октябрь 1995 г., не принадлежат судебные функции, он обеспечивает верховенство Конституции несудебными методами [19. C. 171].Значительную роль в установлении норм конститу-ционного производства играет Регламент Конституци-онного Совета Республики Казахстан, утвержденный постановлением Конституционного Совета Республики Казахстан от 19 апреля 2002 г. № 1 (далее - Регламент) [20. C. 160-169].В Регламенте конкретизируются и дополняются от-дельные вопросы конституционного производства, зало-женные в Конституционном законе «О Конституционном Совете Республики Казахстан» (например, порядок воз-буждения конституционного производства, подготовки материалов к их рассмотрению и само рассмотрение на заседаниях Конституционного Совета). В нем также уре-гулирован ряд процессуальных вопросов, не нашедших своего разрешения в названном Законе (например, реги-страция обращений и порядок их возвращения заявителю в случае нарушения формы и содержания).Источниками регламентации отдельных аспектов деятельности Конституционного Совета являются и некоторые законы. Например, Конституционный закон РК «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» от 25 декабря 2000 г. № 132-II регламенти-рует участие Председателя Конституционного Совета в работе Пленума Верховного Суда Казахстана [21]. Пред-седатель Конституционного Совета участвует и входит в состав Высшего Судебного Совета Республики, зани-мающегося вопросами кадров судей, их дисциплинарной ответственностью, обеспечением независимости и непри-косновенности судей. Таким образом, хотя Конституци-онный Совет не отнесен в Казахстане к судебной власти и не входит в судебную систему страны, здесь, как отмечает М.А. Митюков, сохранен «минимальный» уровень связи этого органа с судами [22. C. 2].Особое место нормативных постановлений Консти-туционного Совета в иерархии нормативных правовых актов Республики определено Законом РК от 24 марта 1998 г. № 213-I «О нормативных правовых актах» [23]. В нем воспроизводится и компетенция Конституцион-ного Совета по официальному толкованию норм Кон-ституции (ст. 45).Ряд вопросов организационного характера в отно-шении Конституционного Совета урегулирован на уровне постановлений Парламента. Так, порядок осу-ществления отдельных полномочий Конституционного Совета конкретизирован в Регламентах Парламента и одной из его палат - Мажилиса. В первом акте в специ-альной главе устанавливаются процедуры принятия присяги Председателем и членами Конституционного Совета и заслушивания ежегодных посланий Консти-туционного Совета. Кроме того, в нем воспроизведена и норма ст. 72 Конституции РК о том, что при реше-нии Парламентом вопроса о досрочном освобождении Президента РК от должности требуется заключение Конституционного Совета [24]. В Регламенте Мажили-са определен порядок обращения этой палаты в Кон-ституционный Совет за разрешением дел о соответст-ются Конституционным законом; отдельные вопросывии Конституции законов и международных договоров,конституционного производства решаются исключи-не вступивших в силу для Казахстана, а также о толко-тельно Регламентом Конституционного Совета; опре-вании Конституции [25].деленные аспекты деятельности КонституционногоТаким образом, принципиальные вопросы форми-Совета конкретизируются законами Республики; рядрования и полномочий Конституционного Совета РКвопросов организационного характера в отношенииявляются предметом конституционного регулирования;Конституционного Совета урегулирован на уровне по-порядок его организации и деятельность детализиру-становлений Парламента.

Ключевые слова

formation and powers of the Constitutional Council, constitutional process, Республика Казахстан, формирование и полномочия Конституционного Совета, конституционное производство

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Остапович Игорь ЮрьевичГорно-Алтайский госуниверситеткандидат юридических наук, доцент, зав. кафедрой теории и истории государства и права юридического факультетаostapovich7@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Постановление Мажилиса Парламента Республики Казахстан от 8 февраля 1996 г. «Об утверждении Регламента Мажилиса Парламента Республики Казахстан» // Ведомости Парламента Республики Казахстан. 1996. № 3. Ст. 216.
Ведомости Парламента Республики Казахстан. 1998. № 2-3. С. 25.
Постановление Парламента Республики Казахстан от 20 мая 1996 года «О Регламенте Парламента Республики Казахстан» // Ведомости Парламента Республики Казахстан. 1996. № 3. Ст. 213.
Казахстанская правда. 2000. 30 дек.
Конституционное правосудие в странах СНГ и Балтии / Отв. ред. и авт. вступит. очерка М.А. Митюков. М.: Зерцало, 1998.
Вестник Конституционного Совета Республики Казахстан. Астана, 2002. Вып. 5.
Слиденко И.Д. Относительное влияние размещения специального органа конституционной юстиции в системе разделения властей при условии их одновременной фундации, на его природу и место в механизме осуществления публичной власти (на примере стран бывшего СССР) // Материалы Международной практической конференции «Конституционный контроль на рубеже веков: актуальные проблемы и перспективы развития». Тирасполь, 2004.
Luchaire F. Le Conseil constitutionnel. P., 1989.
Маклаков В.В. Конституционный контроль в V французской республике // Правоведение. 1981. № 4. С. 51.
Крутоголов М.А. Конституционный совет Франции: Организация и правовые аспекты деятельности. М.: Наука, 1993.
Послание Конституционного Совета Республики Казахстан Парламенту Республики «О состоянии конституционной законности в Республике» (по итогам работы за 2000 г.) // Вестник Конституционного Совета Республики Казахстан. Алматы, 2001. Вып. 4. С. 109.
Ударцев С.Ф. Конституционный совет, суды и прокуратура в механизме защиты конституционных основ прав собственности при их нарушении нормативными актами // Предприниматель и право. 1997. № 17. С. 6.
Казахстанская правда. 2004. 30 нояб.
Валери Жискар д'Эстен стал членом Конституционного Совета // Коммерсантъ. 2004. № 76. 27 апр.
Послание Конституционного Совета Республики Казахстан Парламенту Республики «О состоянии конституционной законности в Республике» // Вестник Конституционного Совета Республики Казахстан. Астана, 2002. Вып. 5. С. 104-105.
Абельдинов А. Обновлять законодательство поспешая, но не торопясь // Мир закона. Юридический научно-практический журнал. 2001. № 9. С. 12.
Караев А.А. К вопросу о совершенствовании конституционно-контрольной системы Республики Казахстан // Право и государство: Научный журнал КазГЮА. 2000. № 3. С. 32-36.
Казахстанская правда. 1993. 15 дек.
Почему Парламент признан не легитимным? // Казахстанская правда. 1995. 14 марта.
Нуржанова Б. Источник правовой политики // Юридическая газета. 2005. 14 июня.
Казахстанская правда. 1996. 9 янв.
Правила игры французских законодателей // Советы Казахстана. 1995. 8 июня.
Президент подвел итоги всенародного обсуждения проекта Конституции // Панорама. 1995. № 31.
9 ноября состоялась встреча Президента Нурсултана Назарбаева с Главным советником Председателя Конституционного Совета Франции Жаном Клодом Кальером // Казахстанская правда. 1992. 10 нояб.
Политическая наука. Политология в постсоветских государствах: Сб. науч. тр. М.: ИНИОН РАН, 2004. № 2. С. 103.
 Образование Конституционного Совета Республики Казахстан, его конституционно-правовые основы | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 341.

Образование Конституционного Совета Республики Казахстан, его конституционно-правовые основы | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 341.

Полнотекстовая версия