Проблемы обеспечения независимости судей Конституционного Суда Российской Федерации
Особенности конституционного правосудия обусловливают специфику проявления принципа независимости судей. Статус судей Конституционного Суда России во многом не унифицирован со статусом судей других юрисдикций. Неполнота и непоследовательность регулирования правового положения конституционных судей не позволяют говорить о наличии стройной и эффективной системы гарантий их независимости. Предлагаются возможные варианты решения этой проблемы.
PROBLEMS OF GUARANTEE OF THE RUSSIAN FEDERATION CONSTITUTIONAL COURT JUDGES INDEPENDENCE..pdf Реализация принципа независимости судей в кон-при разработке Федерального конституционного зако-ституционном судопроизводстве Российской Федера-на «О Конституционном Суде Российской Федерации»ции характеризуется особенностями, обусловленными[2. С. 41; 3. С. 28].назначением, компетенцией органов конституционногоОбеспечению независимости судей Конституцион-правосудия и их местом в системе органов государст-ного Суда РФ служат законодательно установленныевенной власти.гарантии, среди которых можно выделить: 1) нормы,Во-первых, судьи органов конституционной юсти-закрепляющие организацию и порядок формированияции пользуются большей независимостью, чем иныеКонституционного Суда и его самостоятельное поло-судьи. Это проявляется в неподчиненности судов болеежение в системе государственной власти (организаци-низкого уровня вышестоящим судам и в отсутствиионные гарантии); 2) нормы, регулирующие статус су-внутрисудебного контроля. Судьи Конституционногодьи: его несменяемость, неприкосновенность, несо-Суда РФ подчиняются только Конституции Российскойвместимость судейской должности с иными должно-Федерации и не подчиняются иным нормативным пра-стями и видами деятельности; 3) нормы, устанавли-вовым актам. Особую независимость судьям Консти-вающие материальное и социальное обеспечение су-туционного Суда РФ обеспечивают юридическая силадей; 4) процессуальные гарантии: институты отстране-принимаемых ими решений, являющихся самостоя-ния судьи от участия в рассмотрении дела, тайны со-тельным основанием для отмены признанных некон-вещания судей, особого мнения судьи; 5) нормы, уста-ституционными нормативных актов, их общее значе-навливающие запрет другим лицам вмешиваться в дея-ние, окончательность и невозможность обжалования.тельность судьи и юридическую ответственность заВо-вторых, судьи Конституционного Суда РФ рабо-такое вмешательство; 6) нормы, обеспечивающиетают только коллегиально, т.е. при разрешении делвнутреннюю (личностную) независимость судьи. Вдолжен быть независим как каждый судья в отдельно-основном это требования, предъявляемые к кандидатамсти, так и весь состав, рассматривающий дело. Незави-на должность судьи.симость суда в этом случае обеспечивается независи-Закон РФ «О статусе судей в Российской Федера-мостью судей, входящих в коллегию. Коллегиальностьции» в ст. 2 закрепляет принцип единства статуса су-усиливает независимость суда в целом, поскольку на-дей и в то же время предусматривает установлениерушение принципа независимости в отношении одногоособенностей правового положения судей Конституци-судьи не влечет полной зависимости суда от внеправо-онного Суда РФ федеральным конституционным зако-вого фактора. Кроме того, коллективу судей легче про-ном [4]. Несмотря на то что Закон о статусе судей при-тивостоять внешнему давлению.нят уже в период функционирования Конституционно-В-третьих, для органов конституционного правосу-го Суда РФ, первоначально он не регулировал статусдия, по сравнению с иными судами, наиболее актуаль-судей Конституционного Суда (как и органов консти-на проблема независимости от политических сил. Втуционной юстиции субъектов Российской Федерациирамках конституционного судопроизводства часто ре-[5. С. 23]). В последующем в него вносились измене-шаются вопросы, имеющие политическое значение, ания, направленные на унификацию статуса судей, по-сторонами в процессе выступают представители выс-вышение ответственности судей и усиление антикор-ших органов законодательной и исполнительной вла-рупционных институтов [6-8]. В результате некоторыести. Как отмечал Л.М. Карапетян, «судебный органнормы Закона РФ «О статусе судей в Российской Фе-конституционного контроля не может отгородиться отдерации» по своему смыслу применимы к судьям Кон-проблемы политики, ибо политика заложена в самойституционного Суда РФ. Так, с учетом недостаточно-Конституции. Он не может отгородиться также от по-сти правового регулирования в ФКЗ о КС основанийсреднической миссии между конфликтующими ветвя-для отстранения судьи от участия в рассмотрении делами власти, когда противостояние угрожает конститу-судьями органа конституционного контроля вполнеционному строю страны, ибо по существу своей ком-может быть применен п. 2 ст. 3 Закона о статусе судейпетенции является высшим судебным органом по егооб обязанности судьи заявить самоотвод в случае воз-защите» [1. С. 68]. Вместе с тем Конституционный Судникновения конфликта интересов. Правила несовмес-должен сохранять политическую беспристрастность итимости судейской должности с иными видами дея-при принятии решений руководствоваться только пра-тельности (п. 3 ст. 3), а также требования к кандидатамвовыми мотивами. «Деполитизация» российского Кон-на должность судьи (ст. 4), сформулированные в Зако-ституционного Суда явилась одной из главных задачне о статусе судей в редакции от 25 декабря 2008 г.,130рассчитаны на регулирование статуса конституционных судей. Другие же нормы, в частности правила отбора кандидатов и назначения на должность судьи (ст. 5-8), нормы о материальном и социальном обеспечении судей (ст. 19, 20), неприменимы к судьям Конституционного Суда и даже не содержат отсылок к Федеральному кон-ституционному закону «О Конституционном Суде Рос-сийской Федерации» (далее - ФКЗ о КС).В ходе судебной реформы вносились изменения в ФКЗ о КС, обеспечивающие согласованность его норм с положениями Закона о статусе судей [9]. Было уни-фицировано регулирование срока полномочий всех категорий судей, гарантий неприкосновенности судей (ст. 12 и 13 ФКЗ о КС). Между тем проявившаяся тен-денция к унификации статуса судей всех ветвей судеб-ной системы не была реализована в полной мере. В частности, не были приведены в соответствие с Зако-ном о статусе судей основания приостановления и пре-кращения полномочий судьи Конституционного Суда РФ, материального обеспечения судей и судей в от-ставке. Таким образом, нельзя говорить ни об исклю-чительности правового положения судей Конституци-онного Суда, ни об общности их статуса со статусом иных судей.Важной гарантией независимости судей является их несменяемость. Закон «О Конституционном Суде РСФСР» от 12 июля 1991 г. предусматривал, что пол-номочия судей Конституционного Суда не ограничены определенным сроком, и устанавливал предельный возраст для занятия должности судьи - 65 лет [10]. ФКЗ о КС в первой редакции установил 12-летний срок полномочий судьи Конституционного Суда РФ и 70-летний предельный возраст нахождения в этой долж-ности. Федеральным конституционным законом от 08 февраля 2001 г. срок полномочий судей был увеличен до 15 лет и отменен предельный возраст пребывания в должности конституционного судьи, однако уже 15 декабря того же года такой возраст (70 лет) был вновь установлен. ФКЗ о КС в редакции от 5 сентября 2005 г. устанавливает неограниченный срок полномо-чий судьи Конституционного Суда РФ и предельный возраст пребывания в должности судьи - 70 лет (ст. 12). Сама по себе действующая норма вполне соответствует принципу несменяемости судей, однако столь частое из-менение срока полномочий судей вряд ли способствует их независимости, поскольку не может обеспечить их уверенности в стабильности своего статуса вне зависимо-сти от усмотрения политических ветвей власти. Кроме того, правилу о сроке полномочий судей Конституцион-ного Суда России, введенному 5 сентября 2005 г., была придана обратная сила в отношении всех действующих судей, как избранных еще Съездом народных депутатов, так и назначенных Советом Федерации. Трудно не согла-ситься с критикой специалистов, отмечающих, что изме-нение срока полномочий ранее назначенных судей не соответствует п. 5 Заключительных и переходных поло-жений Конституции РФ, согласно которому после вступ-ления в силу Конституции судьи всех судов сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который они были избраны [11. С. 70; 12. С. 34].В отличие от Закона о статусе судей ФКЗ о КС не относит к основаниям приостановления полномочийсудей участие в предвыборной кампании в качестве кандидата органов законодательной (представитель-ной) власти Российской Федерации либо ее субъекта. Согласно ч. 3 ст. 11 данного закона, судья Конституци-онного Суда РФ не может участвовать в политических акциях, в избирательных кампаниях и заниматься иной политической деятельностью. Отсюда можно сделать вывод, что участие в предвыборных кампаниях в орга-ны государственной власти несовместимо с должно-стью конституционного судьи. Как отмечал Ю.В. Куд-рявцев, запрет заниматься политической деятельно-стью сформулирован предельно жестко и предполагает недопустимость участия судьи Конституционного Суда РФ в предвыборной кампании на любом уровне в лю-бом качестве, кроме избирателя [13. С. 71]. Однако в 1999 г. судья Б.С. Эбзеев зарегистрировался в качестве кандидата на должность Президента Карачаево-Черкесской Республики. На период выборов его пол-номочия были приостановлены решением пленарного заседания Конституционного Суда по просьбе самого Б.С. Эбзеева [14]. Таким образом, в отношении судьи Конституционного Суда РФ была применена ст. 13 Закона о статусе судей, предусматривающая приоста-новление полномочий судьи в случае его участия в предвыборной кампании в органы законодательной (представительной) власти, в ее расширительном тол-ковании. В 2008 г. Б.С. Эбзеев был представлен на должность главы Карачаево-Черкесии Президентом РФ, и 5 августа 2008 г. его кандидатура была утвер-ждена Народным собранием Республики. Назначение на должность высшего должностного лица субъекта РФ предполагает обсуждение кандидатуры законода-тельным органом субъекта Федерации, презентацию кандидатом своей программы и является политическим актом. Поэтому представление судьи Президентом РФ на такую должность также требует приостановления полномочий.Пробельным является правовое регулирование дис-циплинарной ответственности конституционных су-дей. Судьи Конституционного Суда РФ неподотчетны Высшей квалификационной коллегии судей и могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности по решению самого Конституционного Суда (ч. 3 ст. 15 ФКЗ о КС). ФКЗ о КС закрепляет два вида дисципли-нарных взысканий: предупреждение и прекращение полномочий. Исходя из положений п. 7, 8 ч. 1 и ч. 3 ст. 18 ФКЗ о КС и § 50, 57-58 Регламента Конституци-онного Суда РФ, решение о прекращении полномочий судьи принимается в закрытом пленарном заседании Суда. Однако в случае, если допущенное дисципли-нарное нарушение расценивается как совершение по-ступка, порочащего честь и достоинство судьи, полно-мочия судьи прекращаются Советом Федерации по представлению Конституционного Суда РФ, принято-му не менее чем 13 судьями после проведения соответ-ствующей проверки (п. 6 ч. 1 и ч. 5 ст. 18 ФКЗ о КС, §56 Регламента Конституционного Суда РФ). Если по-рядок прекращения полномочий судей урегулирован достаточно детально, то порядок применения дисцип-линарного взыскания в виде предупреждения ФКЗ о КС и Регламентом Конституционного Суда РФ не ус-тановлен. Разрешения требуют вопросы об основаниях131объявления предупреждения, проверке сведений о со-судей Конституционного Суда РФ в зависимость отвершении судьей дисциплинарного проступка, правеПрезидента России [18. С. 171]. Следует отметить, чтосудьи дать письменные или устные объяснения, о сро-первоначально в проект ФКЗ о КС была включена глава,ках рассмотрения вопроса, порядке голосования, усло-закрепляющая материальные гарантии независимостивиях снятия дисциплинарного взыскания.судей, однако под внешним давлением представителейПри этом положения Закона о статусе судей, регу-исполнительной власти эти нормы были исключены излирующие приостановление полномочий судей и ихзаконопроекта [1. С. 814].дисциплинарную ответственность, закрепляют соот-Важнейшей гарантией независимости судей являет-ветствующие полномочия органов судейского сообще-ся запрет на чье-либо вмешательство в деятельностьства, а потому прямо не распространены на судей Кон-Конституционного Суда РФ и установление юридиче-ституционного Суда РФ и могут быть применены кской ответственности за такое вмешательство. От-ним лишь по аналогии.ветственность за посягательство на личность либоМатериальные гарантии независимости судей Кон-имущество судьи, неуважение к суду, неисполнениеституционного Суда России законодательно установле-законных распоряжений судьи при осуществлениины лишь в самом общем виде (ч. 2 ст. 13 ФКЗ о КС,правосудия устанавливается Уголовным кодексом РФст. 19, 20 Закона РФ «О статусе судей в Российской Фе-(ст. 296, 297), Кодексом РФ об административных пра-дерации», Федеральный закон «О дополнительных га-вонарушениях (ст. 17.3), а также ФКЗ о КС РФ (ст. 54,рантиях социальной защиты судей и работников аппара-58). Нормы об ответственности за неуважение к судутов судов Российской Федерации» [15]). Конкретныйне согласованы, имеют различную отраслевую принад-размер оплаты труда судей и их социального обеспече-лежность, существенно отличаются друг от друга пония устанавливается подзаконными актами, в частностисанкциям и процессуальному режиму применения иУказами Президента РФ [16, 17]. К сожалению, в отно-нуждаются в унификации [19. С. 15]. Более того, не-шении судей Конституционного Суда РФ отсутствуетправомерное влияние может быть оказано в первуюстоль детальное законодательное регулирование мате-очередь высшими органами государственной власти ириальных и социальных гарантий, как применительно кдолжностными лицами, обладающими иммунитетом.судьям судов общей и арбитражной юрисдикции. Уро-Поэтому их привлечение к ответственности за посяга-вень материальных и социальных гарантий судей Кон-тельство на независимость судей становится практиче-ституционного Суда РФ привязан не к заработной платески невозможным.судей иных высших судов, а к обеспечению Председате-Таким образом, регулирование статуса судей Кон-ля Правительства РФ и его заместителей. Материальноеституционного Суда РФ в ФКЗ о КС характеризуетсяи социально-бытовое обеспечение конституционныхнеполнотой, а Закон РФ «О статусе судей в Российскойсудей возложено на Управление делами Президента РФ.Федерации» не вполне рассчитан на регулированиеНадбавки за ученые степени и звания для судей Консти-статуса судей органов конституционной юстиции. Ис-туционного Суда РФ соответствуют надбавкам, преду-ключительность полномочий Конституционного Судасмотренным Законом о статусе судей, однако они закре-РФ, его обособленное положение в судебной системеплены Указом Президента от 14 сентября 1995 г. № 941.требуют установления статуса его судей в специальномУстановление норм материального и социального обес-законе. Следовательно, ФКЗ о КС должен либо обеспе-печения судей Конституционного Суда РФ главой госу-чить достаточное регулирование правового положениядарства не вполне соответствует принципу их независи-судей Конституционного Суда РФ, либо содержатьмости. Не случайно существует мнение, что дейст-логичную и исчерпывающую систему ссылок на общеевующая система регулирования этих отношений ставитзаконодательство о статусе судей.
Ключевые слова
guarantees of independence of judges,
independence of judges,
status of judges,
Constitutional Court of the Russian Federation,
гарантии независимости судей,
независимость судей,
статус судей,
Конституционный Суд Российской ФедерацииАвторы
Райкова Надежда Султановна | Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова (г. Абакан) | аспирант кафедры государственного права | |
Всего: 1
Ссылки
Афанасьева С.И. Конституционно-правовые гарантии принципа независимости судей в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М.: РАГС при Президенте РФ, 2003. 25 с.
Сасов К.А. Проблемы реализации полномочий Конституционного Суда Российской Федерации: материально-правовые и процессуальные аспекты: Дис. ... канд. юрид. наук. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. 216 с.
Указ Президента РФ от 7 февраля 2000 г. № 306 «Об обеспечении деятельности Конституционного Суда Российской Федерации и о предоставлении государственных социальных гарантий судьям Конституционного Суда Российской Федерации и членам их семей» // Собрание законодательства. 2000. № 7. Ст. 795.
Указ Президента РФ от 14 сентября 1995 г. № 941 «О мерах по обеспечению материальных гарантий независимости судей Конституционного Суда Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 38. Ст. 3668.
Федеральный закон от 10 января 1996 г. № 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 114.
Гулько Н. Конституционный судья пошел в президенты // Коммерсантъ. 1999. 12 марта.
Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации». Комментарий / Отв. ред. Н.В. Витрук, Л.В. Лазарев, Б.С. Эбзеев. М.: Юрид. лит., 1996. 352 с.
Брежнев О.В. Срок полномочий как элемент правового статуса судьи Конституционного Суда РФ // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 3. С. 31-33.
Особое мнение судьи Конституционного Суда РФ Б.С. Эбзеева к Определениям Конституционного Суда РФ от 11 марта 2005 г. № 3-О и № 148-О // Вестник Конституционного Суда РФ. 2005. № 5.
Закон РФ от 12 июля 1991 г. № 1599-1 «О Конституционном Суде РСФСР» (утратил силу с 23 июля 1994 г.) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 19. Ст. 621.
Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1994. № 13. Ст. 1447; 2001. № 7. Ст. 607; № 51. Ст. 4824; 2004. № 24. Ст. 2334; 2005. № 15. Ст. 1273; 2007. № 7. Ст. 829; 2009. № 23. Ст. 2754.
Федеральный закон от 09 ноября 2009 г. № 246-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием законодательства о дисциплинарной ответственности судей» // Собрание законодательства РФ. 2009. № 45. Ст. 5264.
Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 274 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6229.
Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 169-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» в Закон о статусе судей Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 2001. № 561. Ст. 4834.
Брежнев О.В. Проблемы федерального законодательного регулирования статуса судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации // Журнал конституционного правосудия. 2008. № 5. С. 22-28.
Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 17. Ст. 606; Российская газета. 1994. 14 января; Собрание законодательства РФ. 1995. № 26. Ст. 2399; 1999. № 29. Ст. 3690; 2000. № 26. Ст. 2736; 2001. № 51. Ст. 4834; 2004. №35. Ст. 3607; 2005. № 15. Ст. 1278; 2007. № 10. Ст. 1151; № 31. Ст. 4011; 2008. № 6. Ст. 540; Ст. 52 (часть 1), Ст. 6229; 2009. № 45. Ст. 5264, 5266.
Митюков М.А. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»: правовые дискуссии при разработке и принятии (Введение в тему) // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 12. С. 27-37.
Государственная Дума: Стенограмма заседаний. Весенняя сессия. Т. 4. 6-27 апреля 1994 г. М.: Республика, 1995. 1008 с.
Карапетян Л.М. Гарантии независимости органа конституционного контроля // Вестник Конституционного Суда РФ. 1997. № 2. С. 64-70.