Сервисное сопровождение материального потока в функционале сбыта готовой продукции
Рассматриваются бизнес-процессы в сбытовой деятельности, государственная поддержка рынка автосервисных услуг.
SERVICE SUPPORT OF FINANCIAL STREAM IN FUNCTIONAL OF FINISHED PRODUCTION DISTRIBUTION..pdf Повышение эффективности сбытовой деятельно-шение уровня его качества становятся решающимисти на основе оптимизации сервисного сопровожде-факторами успеха в конкурентной борьбе.ния материального потока обусловливает необходи-В российской экономике сервисное сопровождениемость уточнения и частичного пересмотра теоретиче-произведённой продукции долгое время находилосьского аппарата сервисной логистики в части методоввне сферы интересов производителя. Однако развитиеуправления сбытом готовой продукции. Эта проблемаконкурентной среды на российском рынке делает про-ещё не достаточно изучена, но приобретает особуюблему повышения конкурентных преимуществ за счётзначимость в условиях мирового экономического кри-улучшения качества сервисного сопровождения весьмазиса, когда обостряется проблема сбыта готовой про-актуальной.дукции.Для создания эффективного сектора экономики,Конкурентные преимущества получает тот хозяйст-специализирующегося на оказании услуг, Россия обла-вующий субъект, который сумел модифицировать про-дает потенциалом долгосрочного роста. Необходимо,цесс распределения готовой продукции. Одним из на-прежде всего, трансформировать традиционные пред-правлений такой модификации является совершенство-ставления о вторичности сферы услуг и отказаться отвание предпродажной подготовки сбыта и послепро-остаточного принципа ресурсообеспечения в отноше-дажного обслуживания заказчиков. Фактически появ-нии сервисных предприятий.ляется новый функционал в логистической системе -Современная экономика России все больше приобре-сервисное сопровождение материального потока.тает черты экономики сервисного типа. Согласно дан-В нынешних условиях для получения конкурент-ным Росстата, в 1990 г. доля услуг в структуре ВВП со-ного преимущества уже недостаточно произвести вы-ставляла 32,6%, в то время как на производство товаровсококачественную продукцию. Совокупность услуг,приходилось 60,5% ВВП. К 2008 г. производство услугсвязанных со сбытом и эксплуатацией продукции,стало преобладающим и составило около 55% в струк-входит в число основных факторов повышения кон-туре ВВП, а производство товаров сократилось до 35%.курентоспособности. Важную роль приобретает неСтремительный рост сферы услуг, существенноетолько материальная часть товара, но и будущее еёизменение представлений о современной сервиснойсервисное сопровождение. Покупатели сопоставляютэкономике характерны и для рынка автомобилей. Со-предложения конкурентов исходя из полной стоимо-циально-экономические преобразования, произошед-сти товара, включая условия его эксплуатации, износашие в нашей стране, способствовали развитию отече-и обновления. Поэтому необходимо создать конку-ственного автомобилестроения и увеличению импортарентоспособную систему сервисного обслуживанияиностранных автомобилей. При этом в России сохра-выпускаемой продукции.няется очень высокий показатель аварийности по при-Это особенно наглядно проявляется в сегментечине неудовлетворительного технического состояниярынка автомобилей. По экспертным оценкам, каждыйэксплуатируемых автомобилей. Это обусловлено невложенный в сервис рубль даёт вдвое больше прибыли,только значительным средним возрастом парка легко-чем вложенный в производство обслуживаемых авто-вых автомобилей, который составляет 10 лет, но и не-мобилей. Расходы на топливо и обслуживание автомо-достаточным сервисным сопровождением сбыта авто-биля составляют более 50% полной стоимости его при-мобилей.обретения и эксплуатации. Произошли изменения вСервисное сопровождение материального потока всамом сегменте рынка. Наряду с производством авто-функционале сбыта автомобилей формируется под воз-мобилей приоритетную роль приобретает их сервисноедействием основных субъектов со стороны предложе-обслуживание как необходимое условие сбыта. Итак,ния, которыми являются: 1) российские производителина этом рынке есть продукт и его обслуживание, что вавтомобилей; 2) зарубежные производители автомоби-совокупности определяет цену автомобиля. Совокуп-лей; 3) российские предприятия - сборщики зарубеж-ная цена, в которой значительный удельный вес со-ных автомобилей; 4) дистрибьюторы.ставляет стоимость сервиса, становится определяющимСреди автомобилей зарубежного производстваусловием при принятии решения о покупке. Поэтомубольший удельный вес составляют бывшие ранее всервисное обслуживание материального потока, разви-эксплуатации автомобили. Их сервисное обслуживание134тие сервиса в функционале сбыта продукции и повы-перенесено на российских потребителей, включая по-вышенные эксплуатационные расходы (затраты на ре-монт), негативные экологические последствия и про-блемы их утилизации. Цена автомобиля не всегда явля-ется определяющим фактором, влияющим на его по-купку. Потребитель стремится снизить совокупные эксплуатационные расходы на его приобретение за счёт предпродажного и послепродажного гарантиро-ванного обслуживания.Роль и значение сервисного сопровождения матери-ального потока в функционале сбыта готовой продук-ции существенно возрастают в условиях снижения по-купательской активности и деформации потребитель-ского поведения в сторону покупки подержанных ав-томобилей зарубежного производства и старения парка отечественных автомобилей, эксплуатация которых изначально предопределяет удорожание сервисного обслуживания. Это предполагает необходимость поис-ка новых подходов к оптимизации сервисного потока в логистической системе. Анализ содержания предложе-ний в сегменте российского рынка автомобилей пока-зал наличие двух составляющих в совокупной цене автомобиля. Это цена покупки и цена сервиса. Уста-новлено, что сервисная составляющая в совокупных издержках имеет тенденцию к постоянному росту, и её удельный вес уже достигает 70%. Такое состояние рынка обусловливает необходимость уточнения места и роли сервисного сопровождения материального по-тока в полном логистическом цикле и позволяет за-ключить о необходимости поиска резервов ресурсосбе-режения в этом направлении.К сожалению, ныне сложившиеся на рынке органи-зационные структуры управления сервисным сопрово-ждением сбыта автомобилей, интегрированные в дея-тельность предприятия-производителя на основе управления по товарному принципу, не способны обеспечить взаимодействие функционального, опера-тивного, географического и временного аспектов сер-висного обслуживания клиентов. Это негативно отра-жается на потребительской ценности продукции и ди-намике спроса на торговые марки, которые освобож-дают потребителей от дополнительных эксплуатацион-ных затрат. Следовательно, необходимы такие органи-зационные формы управления сервисным потоком, которые способствуют оптимизации совокупных логи-стических издержек. Такими организационными фор-мами являются логистические системы, звенья которых интегрированы не только по материальному, но и по сервисному потоку.Социальная зрелость общественно-экономической системы и её способность реализовать свою целевую функцию - удовлетворение обоснованных потребно-стей населения - должны сопровождаться соблюдени-ем экономических, организационных, экологических и правовых норм хозяйствования. Этот вывод в полной мере относится и к проектированию логистических систем, которые, в свою очередь, относятся к классу систем социально-экономического типа.Обозначенные проблемы, связанные с повышенным вниманием к сервисному сопровождению сбыта авто-мобилей, требуют нового взгляда на эту проблему сучётом современного состояния действительности, ко-торое характеризуется не только обострением конку-рентной борьбы на мировом и отечественном рынке в условиях экономического кризиса, но и возросшими требованиями к решению социальных, экологических, этических задач.Эволюционный характер сервисной логистики как сферы функционального сопровождения материально-го потока свидетельствует о том, что логистический инструментарий приобретает приоритетную роль в формировании эффективных каналов товародвижения и способствует обеспечению интеграции и кооперации всех участников сервисного обслуживания потребите-лей в системе поставок.Идентификация организационно-экономических особенностей российского сегмента рынка автомо-билей, включая его субъектный и объектный состав, и особенности оказания сервисных услуг позволяют сделать вывод о необходимости повышения внима-ния к данному аспекту со стороны государства, включая систему государственных мероприятий по сокращению совокупных затрат эксплуатации авто-мобилей.Целенаправленное воздействие на автомобильный рынок со стороны государства должно осуществляться посредством разработки и практического внедрения социально-экономических программ поддержки насе-ления и рационализации структуры несбалансирован-ного предложения автомобилей, а также путём норма-тивно-правового регулирования вопросов экономного использования ресурсов, гарантирования качества, безопасности и экологичности эксплуатации автомоби-лей. Это позволит нивелировать диспропорции в сер-висном обслуживании материального потока и создаст предпосылки для повышения экономического потен-циала страны.Сервисное сопровождение материального потока в логистической системе рассматривается нами как сис-темный интегратор всех звеньев товародвижения, вы-полняющих операции: предпродажного, продажного и послепродажного обслуживания, позволяющий создать предпосылки для оптимизации всей совокупности па-раметров сервисных потоковых процессов, стандарти-зации их контрольных показателей и повышения ка-чества обслуживания потребителей.В данном контексте повышается роль логистиче-ских инструментов, обеспечивающих целенаправлен-ное воздействие предприятий сервисного обслужива-ния автомобилей на рационализацию структуры сово-купных затрат эксплуатации автомобиля, в числе кото-рых нами выделены: диагностика адекватности мате-риальных, финансовых и информационных потоков, определение системы целей и оценочных показателей управления сервисными бизнес-процессами, позво-ляющих в полной мере реализовать концепцию сер-висной логистики.Исходя из вышеизложенного, считаем необходи-мым дифференциацию бизнес-процессов сервисного сопровождения сбытовой деятельности на управляю-щие и производственные (рис. 1).135Процессы сервисной логистикиУправленческиеПроизводственныеУправление заказамиУправление запасамиУправление трудовыми ресурсамиУправление информационными потокамиУправление финансовыми потокамиУправление отношениями с клиентамиПрием и обработка заказовСкладские операцииИсполнение заказовКонтроль качестваРис. 1. Дифференциация бизнес-процессов сервисного сопровождения сбытовой деятельностиТакой подход позволит обеспечить идентификацию ма- процессы, выявить их взаимосвязи и дать оценку взаимоза-териальных, финансовых, информационных, сервисных и висимости между ними, что создаст условия для повыше-трудовых потоков, сопровождающих сервисные бизнес- ния конкурентоспособности автосервисных предприятий.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 266
Ключевые слова
logistic analysis, chains of deliveries, logistic researches, сервисная логистика, эффективность сбыта, сервисАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Борисова Вера Викторовна | Ростовский государственный экономический университет (г. Ростов-на-Дону) | доктор экономических наук, профессор кафедры коммерции и логистики | i.d.afanasenko@yandex.ru |
Балабанов Юрий Владимирович | Ростовский государственный экономический университет (г. Ростов-на-Дону) | аспирант кафедры коммерции и логистики | liquimoly_rnd@mail.ru |
Ссылки
