Внедрение новых информационных технологий для повышения эффективности деятельности ревизоров(на примере Росфиннадзора) | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 341.

Внедрение новых информационных технологий для повышения эффективности деятельности ревизоров(на примере Росфиннадзора)

Рассматривается внедрение новых информационных технологий в деятельность ревизоров как организационное изменение. Обосновывается необходимость использования научных подходов к управлению организационными изменениями в процессе внедрения информационных технологий как средств повышения эффективности контрольно-ревизионной деятельности.

MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES IMPLEMENTATION TO INCREASE EFFECTIVENESS OF AUDITORS' WORK..pdf На протяжении ряда лет в Российской Федерации идет работа по реализации задачи повышения эффек-тивности использования бюджетных средств, установ-ленной Бюджетным кодексом [1] и другими руководя-щими документами (данная цель была провозглашена в рамках Постановления Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 249 «О мерах по повышению эффективности бюджетных расходов» [2]). Важной новацией является создание в органах исполнительной власти подразде-лений внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля), которые, согласно ст. 270_1 Бюджетного Кодекса РФ [1], осуществляют разработку и контроль соблюдения внутренних стандартов и процедур состав-ления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, а также подго-товку и организацию мер, направленных на повышение результативности (экономности и эффективности) ис-пользования бюджетных средств. Лимская декларация руководящих принципов контроля, принятая Россий-ской Федерацией, устанавливает, что «методы контроля следует совершенствовать, опираясь на достижение на-учно-технического прогресса и техники управления» (ст. 13) [3]. Необходимыми условиями выполнения этого принципа является использование последних достиже-ний науки и дальнейшее научное осмысление процессов деятельности органов государственного управления как распорядителей, государственных и коммерческих орга-низаций как получателей государственных средств.На необходимость такого подхода указывал еще в XIX в. один из основоположников теории государст-венного администрирования президента США профес-сор В. Вильсон: «Наука администрирования будет ис-кать способы улучшения деятельности правительства, сделает его работу менее трудоемкой, приведет в поря-док организацию управления» [4. C. 197]. В современ-ную «информационную» эпоху, основной характери-стикой которой является производство и широкое рас-пространение знания, рост производительности труда и конкурентоспособности экономических субъектов дос-тигается, прежде всего, благодаря генерированию, об-работке и эффективному использованию информации [5]. Поэтому одним из основных путей повышения эф-фективности деятельности организации является вне-дрение современных информационных технологий.Такой подход находит все более широкое примене-ние в развитии государственного администрирования стран Запада. Так, в стратегических документах Евро-союза под «информационным» понимается общество, в котором:- главным условием благополучия каждого челове-ка и государства в целом становится знание, получен-ное благодаря беспрепятственному доступу к инфор-мации и умению работать с ней;- решающую роль играют приобретение, обработка, хранение, передача, распространение, использование знания и информации, в том числе с помощью интерак-тивного взаимодействия, обеспечивающие его постоян-но совершенствующиеся технические возможности.Специалисты в области информатизации указывают на необходимость четкого обоснования целей и задач применения информационных технологий в организа-ции на основе формулирования определенной пробле-мы или группы проблем основной деятельности орга-низации и обоснования того, что применение инфор-мационных технологий является наилучшим подходом к решению этой проблемы или группы проблем. Так, П.И. Бурак и Б.Г. Медведев указывают, что информа-ционные технологии можно рассматривать с двух то-чек зрения [6. C. 214]. Первая рассматривает информа-ционные технологии в качестве комплекса программ-ных и технических средств, предназначенных для вы-полнения разнообразных вычислительных операций, хранения информации в закодированной форме, пре-доставления и передачи ее от одного или нескольких источников ее получателям. В рамках второго подхода информационные технологии рассматриваются в каче-стве нового орудия труда, применение которого на-правлено на повышение эффективности человеческой деятельности в разных отраслях экономики [6. C. 215-216]. В настоящее время на рынке имеется значитель-ное разнообразие программных средств и аппаратного обеспечения информационных технологий. Зачастую «информатизация» деятельности учреждений государ-ственного сектора осуществляется в рамках первого подхода, т.е. вначале производится закупка техники и программного обеспечения, позволяющих решать оп-ределенные задачи, а лишь затем осуществляется встраивание приобретенных информационных техно-логий в текущую деятельность учреждения. Подобный подход несет в себе ряд проблем, а именно:- отсутствие четкого представления о проблемных участках текущей деятельности учреждения и возмож-ностей их решения с помощью приобретаемых инфор-мационных технологий;- отсутствие в приобретаемой информационной тех-нологии необходимых функциональных возможностей;- невозможность в полной мере реализовать все возможности, предоставляемые в рамках внедряемых информационных технологий из-за отсутствия анализа их соответствия потребностям учреждения и недоучета всех необходимых для успешного внедрения информа-ционных технологий ресурсов организации (например,137необходимость обучения сотрудников использованию информационных технологий);- невнимание к процессу управления организаци-онными изменениями в данном случае, выражающими-ся во внедрении информационных технологий в теку-щую деятельность сотрудников учреждения, что может вызвать неприятие или игнорирование ими закуплен-ных программных средств и аппаратного обеспечения.В результате при использовании обозначенного подхода внедрение информационных технологий мо-жет существенно не повлиять на повышение эффек-тивности деятельности учреждения, а значит, и не ре-шать целевой задачи - повышения эффективности ис-пользования государственных средств.При создании и внедрении информационной техно-логии автоматизации деятельности ревизоров Феде-ральной службы финансового бюджетного надзора (Росфиннадзора) мы исходили из второго подхода к информационным технологиям как средству повыше-ния эффективности текущей деятельности ревизора. Поэтому задачи для информатизации и автоматизации были продиктованы проблемами, связанными с осуще-ствлением ревизором обязанностей по проведению проверок финансово-хозяйственной деятельности (ФХД) бюджетных организаций.Мероприятия по повышению эффективности дея-тельности Росфиннадзора в области финансового кон-троля, в том числе связанные с внедрением информа-ционных технологий, с точки зрения научного подхода к управлению можно квалифицировать как комплекс-ные организационные изменения. Соответственно, для их удачной реализации потребовалось применение на-учных подходов к управлению организационными из-менениями, изложенных, в частности, в трудах Дж. Коттера.Так, Дж. Коттер выделяет 8 этапов, которые должна пройти организация для успешного внедрения запла-нированных изменений [7. C. 31]:1..Внушение людям ощущения необходимости пе-ремен.2..Создание команды реформаторов.3.Видение перспектив и определение стратегии.4.Пропаганда новой концепции будущего.5..Создание условий для широкого участия сотруд-ников в преобразованиях.6..Получение скорых результатов.7..Закрепление достигнутых успехов и углубление перемен.8.Укоренение изменений в корпоративной культуре.Коттер особо подчеркивает необходимость последо-вательного прохождения организацией всех указанных этапов, иначе изменение может не «укорениться» [7. C. 34]. Остановимся кратко на мероприятиях, осуществ-ленных в Росфиннадзоре на каждом этапе работы по по-вышению эффективности деятельности ревизоров по фи-нансовому контролю бюджетных учреждений на основе внедрения информационных технологий (программно-го продукта «Финконтроль»).1. Внушение людям ощущения необходимости пере-мен. На данном этапе осуществляется выявление и об-суждение реальных и потенциальных слабых сторон работы организации и основных перспектив. В деятель-138ности ревизоров были выявлены следующие основные проблемы (на основе личного практического опыта ав-тора статьи и его консультаций с ревизорами централь-ного аппарата и территориальных управлений Росфин-надзора):- не существует единого стандарта представления и последующей обработки ревизором информации, по-лучаемой им в процессе проверки;- производительность труда ревизоров значительно снижена (относительно потенциально возможной) из-за необходимости занесения и обработки им вручную значительного количества информации;- не вся деятельность по проведению ревизии мо-жет быть автоматизирована, т.к. ревизор, во многом, работает по проверке первичных документов.В свете внедрения в Российской Федерации меха-низмов аудита эффективности и дальнейшего совер-шенствования системы государственного контроля не-обходимо было осуществить мероприятия, направлен-ные на решение вышеуказанных проблем. Важным подтверждением этого являются ожидаемые изменения в характере работе ревизора, заключающиеся в необхо-димости переключения его внимания с рутинных про-цедур сбора информации и занесения ее в отчетные формы вручную на анализ итоговых отчетных форм, соотнесения этой информации с целевыми показателя-ми деятельности проверяемой организации для опреде-ления степени эффективности использования бюджет-ных средств.2..Создание команды реформаторов. Как уже было сказано, в процесс повышения эффективности деятель-ности ревизоров было вовлечено значительное число специалистов-ревизоров Росфиннадзора, сталкиваю-щихся с вышеуказанными проблемами в своей еже-дневной работе. Важнейшим фактором было непосред-ственное участие руководителя Росфиннадзора и спе-циалистов в области информационных технологий.3.Видение перспектив и определение стратегии. В результате выполнения двух предыдущих этапов - вы-явления необходимости перемен и создания команды реформаторов - в 2008 г. руководителем Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (Росфиннад-зор) была поставлена задача разработать программное средство, позволяющее автоматизировать один из уча-стков работы ревизора при проведении проверок ФХД бюджетных учреждений.На момент постановки задачи (и по сегодняшний день) не существует разработанных и внедренных подобных средств автоматизации, а ревизоры при проведении ревизий используют для облегчения своей работы таблицы Excel, разработанные каждым реви-зором под себя самостоятельно. Кроме того, как уже было сказано, далеко не все участки работы ревизора вообще подлежат автоматизации, поскольку большей частью ревизор работает с проверкой первичных до-кументов.Поэтому мы решили выбрать для автоматизации один из небольших этапов проведения ревизии, кото-рый, с одной стороны, можно автоматизировать, а с другой - дает возможность в обозримые сроки пройти путь от разработки алгоритма программы до внедре-ния. Такой подход позволил сэкономить бюджетныесредства на разработку на первом, самом тяжелом ис-следовательском этапе.В качестве такого участка для автоматизации был выбран анализ отклонений кассовых расходов (т.е. пла-тежей) от фактически произведенных затрат в разрезе экономической классификации расходов (зарплата, ЕСН (страховые взносы), связь, транспорт, ОС, мате-риалы и т.п.) с целью обнаружения нарушений, связан-ных, в том числе, с нецелевым использованием бюд-жетных средств.Исходя из выводов, полученных на первом этапе, были определены следующие цели разработки:- стандартизация проведения проверки ФХД данно-го участка с обеспечением единого подхода к проверке бюджетной организации;- исключение субъективных факторов при проведе-нии проверки и обеспечение возможности контроля за работой ревизора;- облегчение проверки ревизором данного участка ФХД бюджетной организации и обеспечение экономии времени при проведении проверки.При разработке мы учитывали, что программа про-верки должна быть независима от того программного продукта, в котором ведет учет проверяемая организация.В результате к настоящему времени проведена раз-работка, тестирование и опытная эксплуатация про-граммного продукта, которому мы дали рабочее назва-ние «Финконтроль версия 1.0».4.Пропаганда новой концепции будущего. Среди за-дач будущего развития федеральная служба заявляетследующие:1))Совершенствование системы результативного управления.2))Совершенствование административных регла-ментов исполнения Росфиннадзором контрольных и надзорных функций.3))Повышение информационной открытости (осве-щение деятельности Росфиннадзора через размещение организационно-методической информации на сайте Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в сети Интернет).4)Повышение степени автоматизации процессов передачи территориальными управлениями отчетной информации, сбора и обработки Росфиннадзором ана-литической информации.5))Введение новых инструментов (методик) анализа контрольной деятельности.6))Совершенствование методик планирования дея-тельности Росфиннадзора и территориальных органов5.Создание условий для широкого участия сотруд-ников в преобразованиях. В системе Росфиннадзораорганизована постоянная система повышения квали-фикации. Проводятся семинары, тренинги, конферен-ции. Создан методический совет бухгалтеров и финан-систов. Работа по повышению квалификации сотруд-ников и деятельность методического совета направленана максимально возможный охват всех структурных итерриториальных подразделений Росфиннадзора. Безу-словным императивом является проведение всех ука-занных мероприятий не только в столице, но и во всехтерриториальных управлениях. Таким образом, руко-водство и специалисты центрального аппарата нахо-дятся в постоянном рабочем контакте. В результате создается возможность направить деятельность всей службы не только на качественное исполнение теку-щих обязанностей, но и на совершенствование методо-логии бухгалтерского учета, аудита эффективности, внедрение современных механизмов финансового кон-троля, частным примером которых являются рассмат-риваемые в статье информационные технологии.Описанная выше организация взаимодействия в рамках Росфиннадзора позволила обеспечить учет по-желаний максимально большого числа сотрудников и, соответственно, минимизировать уровень сопротив-ляемости, получить всестороннюю поддержку внедре-ния программы «Финконтроль».6. Получение скорых результатов. В рассматривае-мой ситуации внедрения программы «Финконтроль» одним из основных результатов является оптимизация времени продолжительности проведения проверки, а также экономия расходов на проведение проверок и ревизий.Безусловно, сразу получить максимальный резуль-тат невозможно. На стадии внедрения затрачивается большое количество ресурсов для обучения и апроба-ции программного продукта. Мы отдаем себе отчет, что полностью заменить работу ревизора не сможет ни один программный продукт. Процесс внедрения пла-номерный и длительный, поэтому на первых этапах получить высокие результаты эффективности приме-нения не удастся. Однако даже на этапе внедрения необходимо отметить следующие позитивные направ-ления. В настоящее время продолжительность плано-вой проверки в соответствии с Административным Регламентом Росфиннадзора № 75н составляет 45 дней. Применение программного продукта «Финконтроль» позволит сократить сроки проведения проверок в разы. Это возможно в связи с тем, что при предварительном анализе электронных баз возможен «диалоговый ре-жим» и нет необходимости присутствия ревизоров не-посредственно на объекте проверки. Это позволит эко-номить транспортные и другие командировочные рас-ходы. Процесс проверки с использованием программ-ного продукта «Финконтроль» при условии ведения учета на базе программного продукта 1С не имеет раз-рыва во времени, т.е. начинается сразу. Если учет ве-дется на базе других программных продуктов, среднее время занесения данных в контрольные таблицы «Эк-сель» (Excel) составляет 1,5 часа. Время проведения тестирования - минуты. Время анализа полученных результатов зависит от полученной информации и не-обходимости предоставления первичных документов и их проверки. Для того чтобы сделать окончательный вывод о допущенном нарушении, ревизору необходимо провести более глубокий анализ хозяйственных опера-ций проверяемого учреждения. Такой анализ осуществ-ляется на основании первичных документов, представ-ляемых проверяемым учреждением.Наряду с этим еще раз необходимо подчеркнуть следующие цели внедрения программы «Финкон-троль». Это стандартизация проверки, единый подход, исключение субъективных факторов и обеспечение возможности контроля за работой ревизора. Описанное получение скорых и наглядных результатов (сокраще-139ние периода проверки) является важным фактором ус-пешного внедрения изменений, т.к. вселяет во всех сотрудников уверенность в необходимости изменений и убеждает их в правильности протекания процесса внедрения изменений.7.Закрепление достигнутых успехов и углубление пе-ремен. Опытная эксплуатация показала, что для успеш-ного внедрения программы «Финконтроль» необходимопроведение обучения ревизоров конкретным навыкамработы с ней. Для этого были написаны учебные про-граммы и подробные инструкции по применению вне-дряемой программы. Обучение прошли около трехсотревизоров, которые в свою очередь в своих территори-альных управлениях системы Росфиннадзора могут ква-лифицированно подготовить своих коллег для работы спрограммой «Финконтроль». Как уже было сказано, сис-тема внутренних коммуникаций и повышения квалифи-кации Росфиннадзора позволяет этого добиться.В настоящее время программа «Финконтроль» ис-пользуется непосредственно самими ревизорами при проверке бюджетных организаций, а также при прове-дении внутреннего контроля в системе аудита Росфин-надзора.Для закрепления достигнутых при проведении орга-низационных изменений необходима всесторонняя под-держка сотрудников в процессе их работы с внедряемыми изменениями (в данном случае с программным продук-том). В этой связи нам представляется необходимым соз-дание служебной «горячей линии» консультаций по во-просам работы с программой «Финконтроль» и организа-ции поддержки программного продукта.В процессе эксплуатации программного обеспече-ния «Финконтроль» от ревизоров поступали запросы на расширение функциональных возможностей данно-го программного обеспечения. Поэтому в настоящее время разработано и проходит стадию внедрения про-граммное обеспечение «Финконтроль версии 2.0», ис-пользующее для проведения более глубокого анализа финансово-хозяйственной деятельности данные из ин-формационной базы, в которой ведет бюджетный учет проверяемая организация.8.Укоренение изменений в корпоративной культу-ре. Как уже говорилось в начале статьи, важнейшейзадачей является повышение эффективности использо-вания государственных средств. Эта задача являетсясерьезным вызовом всем органам государственногоадминистрирования и организациям государственногосектора, мотивируя их на всестороннее повышениеэффективности своей деятельности, что может потре-бовать от сотрудников расширения круга их должност-ных обязанностей. Деятельность Росфиннадзора, вэтом смысле, также не исключение, результатом чегоявилась разработка и внедрение программного продук-та «Финконтроль». Внедрение программы «Финкон-троль» позволит в перспективе повысить ориентациюсотрудников Росфиннадзора на постоянное повышениеэффективности расходования государственныхсредств - усилить роль данного целевого начала в кор-поративной культуре. Это становится возможным бла-годаря автоматизации рутинных процедур, что эконо-мит время и трудозатраты ревизоров и дает им воз-можность сфокусироваться на анализе полученных140результатов. Поэтому в перспективе планируется не только включение проверки с помощью программы «Финконтроль » в программу проведения ревизий, но и обязательный анализ результатов проверки с точки зрения соблюдения целевого характера расходов госу-дарственных средств и эффективности таких расходов. Выше была обоснована необходимость проведения в Росфиннадзоре организационного изменения - вне-дрения информационной технологии автоматизации участка процесса проведения ревизии - компьютерной программы «Финконтроль» и описан процесс осущест-вления такого изменения на основе научного подхода к управлению организационными изменениями. Далее следует описать методику проверки ФХД объекта ау-дита, на основе которой функционирует программа «Финконтроль».Объект анализа и принципы проведения анализаДля проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения программным обеспечением «Финконтроль» используются объектив-ные данные из форм годовой бюджетной отчетности проверяемого учреждения:- «Отчет об исполнении бюджета ГРБС, РБС, ПБС» (ф. 0503127);- «Отчет о финансовых результатах деятельности» (ф. 0503121);- «Баланс главного распорядителя, распорядителя, по-лучателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора до-ходов бюджета» и на основе анализа журналов операций и других регистров бюджетного учета (ф. 0503130);- данные Главной книги бюджетного учреждения, журналы операций.Данные о допустимых причинах отклонений частично берутся из формы 0503130 «Баланс» (в части остатков НФА). Остальные данные берутся из анализа главной книги и журнала операций проверяемой организации.Анализ заключается в сравнении суммы отклонений кассовых расходов от фактических расходов с общей суммой допустимых отклонений по каждой статье эко-номической классификации. Если эти суммы не равны между собой по одной или нескольким статьям эконо-мической классификации, это с высокой степенью ве-роятности говорит о допущенном нарушении в ведении учета (нецелевое использование бюджетных средств, неверное использование плана счетов бюджетной ор-ганизации) либо о неверном заполнении форм годовой бюджетной отчетности проверяемой организации. Для того чтобы сделать окончательный вывод о допущен-ном нарушении, необходим более глубокий анализ хо-зяйственных операций проверяемой организации.Разработанная программа предоставляет средства для ввода данных (в том числе средства для их автома-тизированной загрузки) и средство для визуализации результатов анализа, а также средства для хранения всех введенных данных и результатов анализа по каж-дой проверяемой организации в архиве.Для разработки были использованы программные средства семейства программ 1С. В качестве средства,обеспечивающего ввод, вывод и хранение информа-ции была использована стандартная программа фир-мы 1С «1С Свод отчетов» версии 2.0 в самой дешевой базовой конфигурации. Для программы «1С Свод от-четов» нами разработан комплект табличных форм для ввода данных, включающий 3 стандартные формы годовой отчетности, поставляемые фирмой «1С», 7 таблиц расшифровок причин отклонений и Итоговая таблица, в которой сводятся все введенные данные и выводится результат проверки по каждой статье ЭКР. Также разработаны процедуры загрузки данных в табличные формы.Таким образом, разработанная программа представ-ляет из себя комплект внешних отчетов для работы под управлением программы «1С: Свод отчетов» версии 2.0 базовой конфигурации, реализующий алгоритмы про-верки соответствия кассовых и фактических расходов и внешние процедуры загрузки данных, позволяющие автоматизировать процесс ввода исходных данных в вышеуказанные табличные формы. Программа «1С: Свод отчетов» с установленным комплектом таблич-ных форм размещается на съемном носителе информа-ции флэш-карте.Алгоритм работы с программным обеспечениемПорядок работы с программным обеспечением «Финконтроль» прост. Условно его можно разделить на пять последовательных действий:Действие первое. Перед началом проведения про-верки ревизор, используя программное обеспечение, заносит в компьютер соответствующие сведения о про-веряемом учреждении:- наименование учреждения;- фамилии и наименование должностей руководи-телей проверяемого учреждения;- срок начала проверки;- другую необходимую информацию.Действие второе. Для проведения анализа финан-сово-хозяйственной деятельности бюджетного учреж-дения ревизору нужно получить данные о кассовых расходах, фактически произведенных расходах.Существует два пути получения этих данных:1)ревизор получает данные самостоятельно изформ 0503127 «Отчет об исполнении бюджета ГРБС,РБС, ПБС», ф. 0503121 «Отчет о финансовых результа-тах деятельности», ф. 0503130 «Баланс…», а так же наоснове анализа показателей Главной книги, журналовопераций и первичных документов;2)ревизор выгружает из программы «Финконтроль»шаблоны бланков всех форм в формате MS Excel и пред-лагает их заполнить проверяемому учреждению.Последний способ получения данных рекомендован для экономии времени при проведении ревизий. В этом случае проверяемому учреждению помимо бланков всех форм предоставляется подробная инструкция по правилам заполнения таблиц расшифровок допусти-мых причин отклонений.-"й Выбор форы для выгрузки | 1=1 || И || ЕЗ |т ъ?Выгрузка отче г- Отчетная дата 01.01.2008 гтов в формате MS Excel \7 Выгружать инструкцию по заполнению табличных Форм^^^^^^^^^^^tНаименование Г*\,Проверяемое учреждение 1Список организаций ^т/"--■■ "ГНаименование »5Таблица №1. Расшифровка строк баланса ш |Список выгружаемыхтТаблица №2. Расшифровка расходов, включенных в стоимость НФА . !=LIформ для учреждения,з:Таблица N-3. Расшифровка перечислений дебеторской задолжности в до f-jвыделенного в списке организацийiТаблица №4. Расшифровка внутриведомственных перемещений (центра/ з:Таблица №5. Сумма ОС, введенных вэкплуатацию, включая централизовз:Форма 0503121, Отчет о Фин. результатах-з:Форма 0503127, р.2.Расходы бюджета

Ключевые слова

effectiveness, financial activities auditing, information technologies, change management, financial control, эффективность, проверка финансово-хозяйственной деятельности, информационные технологии, организационное изменение, финансовый контроль

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Гусева Наталия МихайловнаФедеральная служба финансово-бюджетного надзора России (г. Москва)кандидат экономических наук, начальник Управления бухгалтерского учета, финансирования и администрирования доходов федерального бюджета (главный бухгалтер)natalia_mg@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Коттер Дж.П. Впереди перемен. М.: Олимп-Бизнес, 2007.
Основы экономики крупного мегаполиса / П.И. Бурак (рук. авт. коллект.) и др. М.: Экономика, 2009.
Wilson W. The Study of Administration // Political Science Quarterly 2. 1887, June.
Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000.
Лимская декларация руководящих принципов контроля. Принята IX Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) в г. Лиме (Республика Перу) в 1977 г.
Постановление Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 249 «О мерах по повышению эффективности бюджетных расходов».
Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ «Бюджетный кодекс Российской Федерации».
 Внедрение новых информационных технологий для повышения эффективности деятельности ревизоров(на примере Росфиннадзора) | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 341.

Внедрение новых информационных технологий для повышения эффективности деятельности ревизоров(на примере Росфиннадзора) | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 341.

Полнотекстовая версия