Рассматривается проблема личностно-профессионального развития педагогов в условиях модернизации образования. На основе анализа теоретических источников описаны закономерности и особенности развития личности, профессионального развития педагога. Выделены акмеофакторы развития в условиях модернизации образования: наличие акмеологической позиции, психологической готовности к профессиональной деятельности в данных условиях, творческого потенциала как способности творчески реагировать на происходящие перемены.
PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF PEDAGOGUES UNDER CONDITIONS OF EDUCATION MODERNISATION.pdf Кардинальные социально-экономические перемены,процессу обновления целевых, содержательных и про-происходящие в российском обществе, непосредствен-цессуальных характеристик образования, являютсяно затрагивают и сферу образования как часть егонеотъемлемой частью активного личностно-професси-культурно-социального бытия. В настоящее время об-онального развития педагогов. Следовательно, пробле-разование переживает процесс модернизации - корен-ма личностно-профессионального развития педагогов вных изменений в системе сложившихся экономическихусловиях модернизации образования является актуальной.и общественных отношений.Наряду с возрастанием требований к профессиона-Раскрывая суть происходящих преобразований,лизму и личности педагога в настоящее время для пе-А.Г. Асмолов замечает, что образованию присуще «по-дагогического корпуса характерно: старение и фемини-строение …такой организации жизни, которая помоглазация состава; низкая зарплата и падение престижабы каждому человеку найти себя» [1. С. 7]. Происходитпрофессии педагога; ориентация на репродуктивныене только и не столько преобразование педагогическо-методы обучения; отсутствие возможностей и стиму-го метода или технологии обучения, сколько преобра-лов для профессиональной самореализации и введениязование жизни растущего и обучающегося ребенка че-инноваций (Гаспарашвили А.Т. и др., 2006; Лен-рез введение вариативности образования, расширениеская Е.Н., 2008; Орлов А., 2009; Ильясова О.А., 2010).возможностей компетентного выбора личностью жиз-В качестве главных проблем современного педагоганенного пути и саморазвития.выделяют также отсутствие позитивного отношения кОсновным субъектом реализации происходящих пе-нововведениям, психологической готовности к профес-ремен в образовании является фигура педагога. Концеп-сиональной деятельности в новых экономических ус-ция модернизации российского образования указываетловиях, субъективной позиции, которая позволила бына то, что квалифицированные, подготовленные на со-ему активно управлять личностно-профессиональнымвременном уровне педагогические кадры играют ключе-развитием [3, 4]. Таким образом, модернизация образо-вую роль в модернизации образования [2]. Соответст-вания, с одной стороны, ставит педагога перед необ-венно, выдвигаются требования повышения качестваходимостью личностно-профессионального развития, собразования, возможности использования инновацион-другой стороны, способствует обострению проблем иных подходов в собственной профессиональной дея-противоречий:тельности, развития творческого потенциала, готовности- между стремлением к новому, вводимому в сис-к непрерывному личностно-профессиональному разви-тему образования, и потребностью сохранения старого,тию (Концепция модернизации образования, 2002; Пет-хорошо знакомого;ренко А.А., 2007; Бахтиярова В.Ф., 2009; Лызь Н.А.,- более высокими требованиями социальной среды2009; Ильясова О.А., 2010 и др.).и актуальными возможностями (знанием, умением,Таким образом, в настоящее время значительноопытом) педагога.возрастают требования к профессионализму и лично-Для эффективности реализации задач модернизациисти педагога, к развитию его потенциала как непремен-образования необходима поддержка личностно-про-ному условию модернизации образования.фессионального развития педагога посредством помо-Анализ литературных источников (Зязюн И.А.,щи в разрешении данных противоречий.2006; Богдан И.Т., 2007; Петренко А.А., 2007; Лен-Личностно-профессиональное развитие трактуютская Е.Н., 2008; Лызь Н.А., 2009; Орлов А., 2009; и др.)как количественное, качественное изменение психоло-свидетельствует о том, что нововведения в сфере орга-гических характеристик личности, связанных с выпол-низации, содержания и технологии педагогическогонением ею различных действий в процессе профессио-образования недостаточно обеспечивают необходимыйнальной деятельности [5]. Проблема личностно-уровень личностной и профессиональной готовностипрофессионального развития активно разрабатываетсяпедагога к творческому поиску, принятию нестандарт-в рамках акмеологического подхода, в основе которогоных решений, конструктивному взаимодействию слежат идеи целостности, единства личностного и про-учащимися, проявлению инициативы, активности вфессионального развития человека, а его суть заключа-деятельности. Перечисленные характеристики педаго-ется в выявлении условий мобилизации у человека ус-гической деятельности соответствуют ожидаемомутановки на свои наивысшие достижения, на наиболее178полную самореализацию личности [6], что, на наш взгляд, совпадает с требованиями к педагогу в услови-ях модернизации образования.Анализ концепций личностно-профессионального развития Н.В. Кузьминой, Л.М. Митиной, А.К. Марко-вой, Е.И. Рогова показывает, что личностно-професси-ональное развитие педагога в существенной мере обес-печивается инициативой как новым авторским дейст-вием субъекта профессиональной деятельности, как способом осуществления саморазвития [7-10]. С одной стороны, подлинное развитие профессионализма не-мыслимо вне личностного развития; с другой стороны, отмечается устойчивая связь между личностным и профессиональным развитием: как особенности лично-сти оказывают влияние на процесс и результаты про-фессиональной деятельности, так и саморазвитие лич-ности совершается под влиянием специфики профес-сиональной деятельности педагога.В ходе личностно-профессионального развития происходит становление профессионализма, который в рамках акмеологического подхода рассматривается как единство профессионализма деятельности и профес-сионализма личности [9]. Профессионализм педагога проявляется в высоком уровне педагогической дея-тельности и взаимодействия, в реализации личности педагога, в достижении высоких результатов самореа-лизации личности обучающихся.В качестве закономерностей и особенностей развития личности педагога с позиций акмеологического подхода выделяют способность к самореализации, самосовершен-ствованию, к высвобождению внутренних ресурсов и осознанному преодолению трудностей (внешних и внут-ренних); возможность быть субъектом своего собственно-го развития. Так, по мнению Л.С. Выготского и С.Л. Ру-бинштейна, ведущей детерминантой личностного разви-тия является творческая самодеятельность и самостоя-тельность личности, а основной мотив самодеятельности С.Л. Рубинштейн видит в самосовершенствовании, само-реализации, самоактуализации личности.Преодоление трудностей, с точки зрения Л.М. Мити-ной [9], - еще одно условие личностного развития, т.к. их преодоление дает возможность педагогу проверить свои силы, поверить в свои потенциальные возможности.Л.И. Анцыферова связывает личностное развитие с возможностью педагога быть субъектом своего соб-ственного развития, замечая, что развитие личности -«...это не то, что с личностью случается; личность постоянно находится в поиске и построении тех видов деятельностного отношения к миру, в котором могут лучше всего проявиться и развиваться уникальные по-тенции конкретного индивида» [12. С. 63-64].Обобщая акмеологические исследования, посвя-щенные развитию личности профессионала, Е.Н. Бо-гданов, В.Г. Зазыкин связывают подобное развитие с совершенствованием мотивационной сферы, развитием самосознания и рефлексии, способности проявлять творчество в работе, осуществлять конструктивные поступки в ситуациях профессиональных затруднений, с наличием готовности к профессиональной деятельно-сти, ориентированной на высокие достижения [13].В исследования последних лет (Максимова В.Н., 2002; Козлова Н.В., 2008; Паутова Л.Е., 2008 и др.),отмечается, что не менее важным для прогрессивного личностно-профессионального развития является на-личие акмеологической позиции [6, 14, 15], проявляю-щейся в субъектности педагога (его личностной актив-ности), адаптивности (умения использовать условия окружающей действительности для личностного разви-тия), стремлении реализовать свой потенциал в социу-ме, самореализации, а также готовность личности к дальнейшему совершенствованию собственной про-фессиональной деятельности через управление ею, и как следствие - ориентация этой деятельности на вы-сокие достижения. Все это является определяющими условиями и показателями личностного, а значит, и профессионального развития педагога.В основе профессионального развития педагога, движения к профессиональному мастерству, лежит активная субъектная позиция. При развитии профес-сионала как субъекта деятельности выделяются такие тенденции, как субъектность, квалификация специали-ста, его личностная зрелость [11]. Педагог проходит стадии развития профессионализма через обострение и разрешение внутренних противоречий, этапы и уровни профессионального развития (самоопределения, адап-тации, самовыражения, самореализации). На развитие профессионализма влияют внешние и внутренние ус-ловия (способности и задатки самого педагога, особен-ности среды - культурной, семейной, профессиональ-ной, особенности самосознания и рефлексивной компе-тентности); при этом возможны прогрессивные и рег-рессивные векторы развития педагога, наличие про-фессиональных деструкций.Признаки стагнации и адаптивного поведения педа-гогов, присущие российскому образованию [16], за-трудняют процесс их личностно-профессионального развития, эффективного профессионального функцио-нирования в условиях модернизации образования. В связи с этим мы считаем, что проблема исследования личностно-профессионального развития педагогов в подобных условиях является актуальной, при этом особого внимания заслуживают вопросы изучения фак-торов, которые способствовали бы личностно-профессиональному развитию педагогов в условиях модернизации образования, т.е. акмеофакторов. Акме-офакторы - это главные детерминанты профессиона-лизма, личностно-профессионального развития, основ-ные причины, носящие характер движущих сил. Дела-ются попытки выделить и обозначить наиболее важные или основные факторы развития профессионализма: стремление к самореализации; ответственность за са-моразвитие; самосознание; творческий потенциал лич-ности; мотивация достижения; ценностные ориента-ции; высокие профессиональные и личностные стан-дарты в профессиональной деятельности; личностные особенности и т.д.Исследователи личностно-профессионального раз-вития педагогов в качестве акмеофакторов выделяют: потребность в саморазвитии, самосознание педагога (Митина Л.М., 1998), профессиональное самосознание (Вачков И.В., 2002 и др.), «профессиональное про-странство» из личностных особенностей педагога, функциональной структуры деятельности и объекта профессиональной деятельности (Рогов Е.И., 1998),179профессиональную среду (Кондратьев П.В., 2007), по-нальной деятельности педагога. Признаками подобнойтребность в инновационной деятельности (Гнездило-готовности являются отсутствие большого количествава О.Н., 2005), творчество, взаимоотношения (Абдали-затруднений в профессиональной деятельности; нали-на Л.В., 2008) и др.чие способов их преодоления, а также конструктивныхПроанализировав требования к личностным и про-стратегий и тактик поведения в ситуациях профессио-фессиональным характеристикам педагога в условияхнальных затруднений; развитая рефлексия; удовлетво-модернизации образования, считаем, что в качестверенность условиями работы; проявления позитивныхакмеофакторов, способствующих личностно-професси-состояний и таких качеств личности, которые обеспе-ональному развитию педагогов в условиях модерниза-чивают педагогу успешность выполнения педагогиче-ции, могут выступать акмеологическая позиция педа-ской деятельности.гога, его психологическая готовность к профессио-Творческий потенциал педагога как акмеофакторнальной деятельности в данных условиях и творческийличностно-профессионального развития педагога впотенциал педагога как способность творчески реаги-условиях модернизации образования понимается намировать на происходящие перемены.как составная часть процесса самореализации, готов-Акмеологическая позиция понимается нами какность и способность личности меняться, преодолеватьсложная, наиболее устойчивая, интегративная системастереотипы. Его показателями могут выступать само-отношений к тем или иным сторонам действительно-оценка педагогом наличия подобного потенциала усти, проявляющаяся в поведении, действиях и поступ-себя, готовность к его реализации и высокий уровеньках; рассматривается как система отношений, обеспе-творческой активности.чивающая ориентацию педагога на достижение вершинТаким образом, в условиях модернизации образова-в профессиональной деятельности. В качестве показа-ния возрастают требования к профессионализму и лич-телей акмеологической позиции педагога нами выде-ности педагога, реализация которых возможна приляются отношение к профессиональной деятельности,личностно-профессиональном развитии педагога. Су-к нововведениям в ней, привлекательность работы дляществуют факторы, которые могут выступать в каче-педагога и мотивация на высокие достижения.стве акмеофакторов, т.е. в качестве обстоятельств, спо-Психологическая готовность к профессиональнойсобствующих личностно-профессиональному развитиюдеятельности педагога понимается нами как внутрен-педагогов в условиях модернизации образования: ак-нее свойство личности, единство ее мотивационных,меологическая позиция, психологическая готовность кпознавательных, эмоционально-волевых, рефлексив-профессиональной деятельности в новых условиях,ных проявлений, обеспечивающих успех профессио-творческий потенциал.
Митина Л.М. Психология развития и здоровья педагога: проблемы и пути решения // Вестник образования России. 2005. № 7-8. С. 35-58.
Паутова Л.Е. Акмеологические аспекты созидательной деятельности преподавателя высшей школы // Акмеология. 2008. № 1. С. 22-32.
Максимова В.Н. Акмеология: новое качество образования. Книга для педагога. СПб., 2002.
Анцыферова Л.И. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. С. 63-64.
Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Введение в акмеологию. 2-е изд., перераб. и доп. М.: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2001. 145 с.
Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Маркова А.К. Психология развития профессионализма. М.: Изд-во РАГС, 2000. 125 с.
Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. М.: Владос, 1998. 496 с.
Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. 200 с.
Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. 192 с.
Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М.: Высш. шк., 1989. 167 с.
Акмеология: Учебник. 2-е изд., перераб. / Под общ. ред. А.А. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2006. 424 с.
Козлова Н.В. Личностно-профессиональное становление в условиях вузовского образования: акмеориентированный подход: Дис. ... д-ра психол. наук. Томск, 2008.
Петренко А.А. Проблема развития инновационных процессов в российском образовании и кадрового обеспечения его организации в контексте Болонских соглашений // Мир психологии. 2007. № 1. С. 148-155.
Вержицкий Г.А., Щеголенкова Е.С., Вержицкая Е.Н. Исследование социально-психологических факторов готовности педагогов к профессиональной деятельности в условиях новой системы оплаты труда // Учитель Кузбасса. 2010. № 2(13). С. 48-54.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010. М.: АПКиПРО, 2002. 24 с.
Асмолов А.Г. Психология в век психологии // Вопросы психологии. 1999. № 1. С. 3-12.