Содержание дополнительной профессиональной подготовки учителей иностранного языка и возможностиего совершенствования | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 341.

Содержание дополнительной профессиональной подготовки учителей иностранного языка и возможностиего совершенствования

Рассматривается подготовка учителя иностранного языка в системе дополнительного профессионального образования России. Анализируется содержание программ повышения квалификации, разработанных в рамках общего и специального подходов, с позиции обеспечения ими билингвальной подготовки учителей. Приведены рекомендации по ее усовершенствованию.

THE CONTENTS OF ADDITIONAL VOCATIONAL TRAINING OF FOREIGN LANGUAGES TEACHERS AND POSSIBILITIES OF ITS IMPROVEMENT.pdf настоящее время в России система дополнитель-«Обучение иностранным языкам в условиях межкуль-ного профессионального педагогического образования,турного пространства».по данным Академии повышения квалификации иНаправление повышения квалификации «Модерни-профессиональной переподготовки работников образо-зация обучения иностранным языкам» включает сле-вания, состоит из 94 академий, институтов и центров, вдующие курсы: «Проблемы модернизации (языковогокоторых осуществляется повышение квалификации иобразования) обучения иностранным языкам в совре-переподготовка педагогических кадров в соответствиименной школе», «Инновационные процессы модерни-с принадлежностью к определенному федеральномузации языкового образования», «Обновление содержа-округу [1]. В Центральном федеральном округе нахо-ния и технологий преподавания в условиях модерниза-дится 19 учреждений дополнительного профессио-ции образования», «Актуальные (современные) про-нального педагогического образования, в Северо-блемы преподавания иностранного языка в современ-западном федеральном округе - 11, в Приволжскомной школе», «Активизация учебно-познавательной ифедеральном округе - 16, в Южном федеральном окру-коммуникативной деятельности учащихся в обученииге - 14, в Уральском федеральном округе - 6, в Сибир-иностранным языкам». Программы данных курсов со-ском федеральном округе - 18, в Дальневосточном фе-держат сведения о целях и задачах обучения иностран-деральном округе - 10.ным языкам в условиях модернизации языкового обра-Изучение программ по повышению квалификациизования, факторах, определяющих специфику совре-учителей иностранного языка, реализуемых в данныхменной системы языкового образования, уровнях рас-учреждениях, позволило установить, что в 39 из нихпространения и поддержки иностранных языков вотсутствуют подобные программы. В связи с необхо-учебных условиях, активных способах овладения ино-димостью повышения качества подготовки учителейстранными языками.иностранных языков с учетом билингвальных особен-В рамках следующего направления повышения ква-ностей, специфики их деятельности, связанной с ис-лификации «Внедрение новых методов и средств изуче-пользованием двух языков в учебном процессе, изученния иностранных языков» реализуются такие курсы, как:уровень существующей подготовки и содержание про-«Инновационные процессы в образовательной деятельно-грамм повышения квалификации в 26 учрежденияхсти», «Технологии образовательного процесса», «Совре-дополнительного профессионального образования, ко-менные технологии повышения качества владения ино-торые являются ведущими в перечисленных федераль-странным языком», «Современные технологии обученияных округах и осуществляют повышение квалифика-иностранным языкам», «Современные перспективныеции учителей иностранного языка. Для того чтобы оп-технологии в преподавании иностранных языков», «Но-ределить, обеспечивает ли изучение данных программвые технологии в деятельности учителя иностранногосоответствующую речевую подготовку учителей ино-языка», «Теория и практика разработки элективных кур-странного языка к осуществлению профессиональносов по иностранному языку», «Методика разработкиориентированного общения на двух языках, проанали-электронного урока». Программы перечисленных курсовзированы тематика и основные компоненты курсов.ориентированы на овладение информацией о цели, местеИзучение программ повышения квалификации дляприменения в учебном процессе (этап обучения) Кейс-учителей иностранных языков показало, что существуютметода, метода проектов и модульного обучения, рас-общие, составленные для всех учителей иностранногосматривается их эффективность по сравнению с традици-языка вне зависимости от преподаваемого языка, и спе-онными методами. Анализируются возможности исполь-циальные, предназначенные только для учителей одногозования электронных средств обучения, компьютерногоопределенного языка (например, английского) програм-тестирования, отличия электронного урока от традицион-мы. В данной статье выделены и проанализированы ос-ного, основные этапы его разработки.новные составляющие общих и специальных программВ направлении повышения квалификации «Методи-для учителей английского языка.ка обучения иностранным языкам» представлены кур-Повышение квалификации учителей иностранныхсы: «Содержание, формы и методы обучения ино-языков по общим программам реализуется по пяти на-странным языкам», «Теория и практика преподаванияправлениям: «Модернизация обучения иностранныминостранных языков», «Новые подходы к составлениюязыкам», «Внедрение новых методов и средств изуче-программ», «Компетентностно-деятельностный подходния иностранных языков», «Методика обучения ино-в обучении иностранным языкам», «Коммуникативнаястранным языкам», «Психолого-педагогическое обос-направленность в обучении иностранным языкам»,нование процесса обучения иностранным языкам»,«Формирование иноязычной коммуникативной компе-181тенции учащихся на разных этапах обучения», «Осно-вы практической методики иностранного языка», «Со-вершенствование практических умений иноязычной речи», «Проблемные методы обучения иностранным языкам», «Раннее школьное обучение иностранным языкам», «Теория и методика преподавания иностран-ного языка в начальной школе», «Обучение младших школьников иностранному языку». Программы курсов, представленных в данном направлении, дают характе-ристику системе обучения иностранным языкам в на-чальной и средней школе: определяют цель, принципы, методы и средства обучения, способы организации взаимодействия учеников и учителя в процессе уроч-ной деятельности, раскрывают содержание и методику применения коммуникативного, проблемного, компе-тентностно-деятельностного подходов при обучении иностранным языкам, особенности овладения англий-ским языком в начальной школе, возможности приме-нения современных методов и средств обучения.Направление повышения квалификации «Психоло-го-педагогическое обоснование процесса обучения иностранным языкам» включает два курса - «Психоло-гия и педагогика», «Психолого-педагогические основы преподавания иностранных языков», которые предпо-лагают получение сведений о психологических осо-бенностях школьников разных ступеней обучения, проектировании педагогической деятельности и про-блеме мотивации, способах гармонизации взаимодей-ствия участников образовательного процесса.Направление повышения квалификации «Обучение иностранным языкам в условиях межкультурного про-странства» предлагает следующие курсы: «Иностранный язык в интегративном пространстве современной шко-лы», «Формирование культурологической компетенции личности в полиязыковом пространстве», «Культуроло-гический аспект в преподавании иностранного языка», «Обучение иноязычной культуре». Программы данных курсов предполагают рассмотрение иностранного языка как средства международного общения и направлены на получение сведений исторического, политического ха-рактера, о народных традициях и обычаях стран изучае-мого языка, литературных и культурных контактах меж-ду Россией и этими странами.Анализ представленных направлений повышения квалификации учителей иностранного языка по общим программам позволил выявить наиболее разработанные и распространенные курсы, к которым относятся курсы по модернизации обучения иностранным языкам, вне-дрению новых методов и средств изучения иностран-ных языков, методике обучения иностранным языкам. Основные составляющие обучения иностранным язы-кам в условиях межкультурного пространства и с уче-том психолого-педагогических особенностей отражены в программах в меньшей степени.Специальные программы повышения квалификации для учителей английского языка представлены по сле-дующим направлениям: «Методика обучения англий-скому языку», «Внедрение активных средств изучения английского языка», «Учебно-методическое обеспече-ние уроков английского языка», «Формы контроля уровня владения английским языком», «Повышение профессионального мастерства учителя».182В рамках направления повышения квалификации «Методика обучения английскому языку» реализуются следующие курсы: «Теория и методика преподавания английского языка», «Современные подходы к препо-даванию английского языка», «Базовая коммуникатив-ная методика обучения английскому языку», «Особен-ности изучения английского языка в 10-11 классах», «Системный подход к преподаванию английского язы-ка в средней и старшей школе», «Новые подходы в обучении английскому языку младших школьников», «Особенности планирования и организации обучения английскому языку в начальной школе», «Проблемы обучения английскому языку в начальной школе». В программы перечисленных курсов включены сведения о содержании и методах овладения английским языком в зависимости от этапа обучения, видах контроля и их осуществлении, о современных методиках обучения различным видам речевой деятельности и способам иноязычного общения, особенностях раннего языково-го образования, основных подходах к преподаванию английского языка в начальной школе, эффективных методах и средствах обучения.Направление повышения квалификации «Внедрение активных средств изучения английского языка» вклю-чает курс «Активные средства в преподавании англий-ского языка», предусматривающий получение реко-мендаций по разработке и применению в учебном про-цессе тренингов, ролевых игр, дискуссий, заданий в тестовой форме.Направление повышения квалификации «Учебно-методическое обеспечение уроков английского языка» предлагает следующие курсы: «(Современные) Учеб-но-методические комплекты (УМК) по английскому языку», «Программно-методическое обеспечение учеб-ного процесса: новое поколение российских и британ-ских УМК», «Учебно-методическое обеспечение урока иностранного языка». Данные курсы содержат инфор-мацию о новых государственных образовательных стандартах и примерных программах по английскому языку, требованиях, предъявляемых к современным учебно-методическим материалам, способах реализа-ции обязательного минимума содержания среднего образования, основных составляющих УМК, календар-но-тематическом планировании к УМК.Направление повышения квалификации «Формы контроля уровня владения английским языком» пред-ставлено курсом «ЕГЭ как форма итоговой аттестации выпускников», в котором дается характеристика ЕГЭ как средства повышения объективности и унификации вступительных испытаний системы ВПО в рамках об-щегосударственной аттестации выпускников, органи-зации и проведения ЕГЭ, его структуре, критериям оценивания заданий, стратегии и технологии подготов-ки к экзамену.Направление повышения квалификации «Повыше-ние профессионального мастерства учителя» реализу-ется с помощью курса «Совершенствование коммуни-кативной, общепедагогической и общекультурной компетенций учителя английского языка», в котором анализируются профессионально значимые качества и умения учителя английского языка, основные состав-ляющие личной и профессиональной педагогическойкультуры, его профессиональная деятельность, предла-ных знаний, обмен опытом проведения уроков, осно-гаются способы стимулирования активности обучае-ванных на использовании современных методов имых, развития коммуникативных умений учителя.средств преподавания иностранного языка.Проанализировав вышеприведенные данные,Учитывая изложенное, можно сделать вывод о том,можно сделать вывод о том, что среди выявленныхчто дополнительная профессиональная подготовканаправлений повышения квалификации учителейучителя иностранного языка осуществляется по соот-английского языка по специальным программамветствующим программам повышения квалификации,наиболее разработанными и распространенными яв-анализ которых позволил выделить два основных под-ляются курсы по методике обучения английскомухода, применяемых при их разработке: общий и специ-языку и учебно-методическому обеспечению уроковальный. Общие и специальные программы обеспечи-английского языка. Проблемам внедрения активныхвают повышение квалификации учителей иностранногосредств изучения английского языка, форм контроляязыка по пяти направлениям, два из которых представ-уровня владения английским языком, повышениялены в обоих подходах: методика обучения иностран-профессионального мастерства учителя уделяетсяному языку и внедрение новых (активных) методов изначительно меньшее внимание. Представляется, чтосредств изучения иностранного языка.специальные программы, разработанные с учетомОднако несмотря на то, что содержание специаль-особенностей преподаваемого языка, имеют большееных программ является более профессионально ориен-профессионально ориентированное значение для пе-тированным и учитывает некоторые особенности опре-дагогической деятельности учителя-билингва и пре-деленного языка, в нем не предусмотрено знакомство сдоставляют возможности для совершенствованияпонятием «билингвизм», отсутствует рассмотрениеуровня его методической и языковой подготовкиспецифики деятельности учителя-билингва, не вклю-применительно к конкретному иностранному языку.чены сведения о нормах межкультурного общения,Данные программы позволяют учитывать спецификурегулирующих его речевое поведение, не уделяетсяязыка, своевременно информировать учителя об из-внимание профессионально ориентированным выска-менениях, происходящих в методике обучения,зываниям, характерным для речи учителя иностранногопредлагать способы совершенствования его профес-языка. Для повышения качества его подготовки пред-сионально значимых умений, что, несомненно, ока-ставляется необходимым включение в программы по-зывает положительное воздействие на качество еговышения квалификации сведений об основных харак-дополнительной подготовки.теристиках понятия «учитель-билингв», особенностяхОднако для успешного обучения по программампрофессиональной деятельности, о составляющих ре-профессионально ориентированных курсов, реализуе-чевого поведения учителя в условиях искусственногомых в рамках повышения квалификации для учителейдвуязычия, совершенствование качественных характе-иностранных языков, недостаточно только наличиеристик его речи. Внесение предлагаемых дополненийтщательно подобранного теоретического материала ипозволит учителю рационально управлять своим рече-выполнения практических заданий. Изучение программвым поведением с учетом национально-специфическихпоказало, что большая их часть (89%) имеет тольконорм общения, осуществлять результативную профес-познавательную цель и предусматривает получениесионально ориентированную коммуникацию на двухтеоретических сведений по указанным направлениям.языках, повышать качество владения родным и ино-В 11% программ включены посещение уроков, про-странным языками, оказывать эффективное воздейст-смотр и анализ уроков с применением новых получен-вие на обучаемых.

Ключевые слова

дополнительная профессиональная подготовка, учитель иностранного языка, общие и специальные программы, профессионально ориентированная деятельность, additional vocational training, foreign languages teacher, general and special programmes, criteria and features of training's effectiveness

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Оршанская Евгения ГеннадьевнаСибирский государственный индустриальный университет (г. Новокузнецк)доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языковorshanskaya_eg@sibsiu.ru
Всего: 1

Ссылки

 Содержание дополнительной профессиональной подготовки учителей иностранного языка и возможностиего совершенствования | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 341.

Содержание дополнительной профессиональной подготовки учителей иностранного языка и возможностиего совершенствования | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 341.

Полнотекстовая версия