Описываются содержательные вопросы организации курсов повышения по иностранному языку для сотрудников технического университета. Обосновывается необходимость создания новых специализированных курсов повышения квалификации для формирования профессиональных компетенций в области иностранного языка сотрудников технического университета в целях выполнения научных и педагогических задач в международном контексте.
FORMING PROFESSIONAL COMPETENCES IN FOREIGN LANGUAGES FOR TECHNICAL UNIVERSITY EMPLOYEES..pdf Новые задачи динамично развивающегося совре-техники, современных образовательных технологиях,менного общества - развитие прорывных направленийприменяемых за рубежом при подготовке инженерныхисследований и, как следствие, обеспечение прогрессакадров.в отраслях промышленности - предлагают все новыеМеждународная деятельность как важнейший фак-требования к подготовке инженерных кадров. Откры-тор развития современного технического университетатость мирового научного, образовательного, интеллек-для его сотрудников и студентов подразумевает актив-туального пространства требует быстрых перемен вное владение одним или несколькими иностраннымипроцессе подготовки не только студентов, но и в про-языками в целях организации научно-исследо-цессе профессиональной подготовки и переподготовкивательской и образовательной деятельности в между-преподавателей. Активное владение иностранным язы-народном пространстве.ком все больше становится необходимым условием,Уровень международной деятельности, междуна-обеспечивающим высокий уровень проведения науч-родного сотрудничества для технического университе-ных исследований, преподавательской работы, нала-та изменился и на современном этапе представляетживания международного сотрудничества в вузе, асобой комплекс сложнейших задач, напрямую связан-также способности обеспечить здоровую конкуренциюных с общечеловеческими умениями общения, способ-в передовых областях науки и техники.ностью работать в команде, личными и профессио-Национальный исследовательский Томский поли-нальными качествами, определяющими уровень науч-технический университет (ТПУ) имеет более чем деся-но-исследовательской и педагогической деятельности,тилетний опыт организации языковой подготовки длякоторые возможно реализовать при условии высокогостудентов и сотрудников университета. Основной за-уровня развития иноязычной коммуникативной компе-дачей системы повышения квалификации по иностран-тенции в профессиональной сфере общения [2].ному языку, разработанной и реализуемой в ТПУ, яв-Профессионально ориентированные знания одноголяется обеспечение высокого качества языкового обра-или нескольких иностранных языков, овладение кото-зования - повышения квалификации по иностраннымрыми происходит в процессе формирования профес-языкам сотрудников университета с целью обеспече-сионально ориентированной иноязычной коммуника-ния эффективного взаимодействия команд ученых,тивной компетенции, становятся, таким образом, не-профессионалов, преподавателей ТПУ с зарубежнымиотъемлемой частью профессиональной переподготовкиколлегами.сотрудников современного технического вуза.Критерии и принципы национальных исследова-Основной целью создания курсов повышения квали-тельских университетов призваны отражать современ-фикации для сотрудников ТПУ является обеспечениеные потребности общества в высококвалифицирован-качественной языковой подготовки профессорско-ных специалистах, в том числе в области владенияпреподавательского состава в соответствии с задачамииностранным языком. Среди них: опережающая подго-развития ТПУ как национального исследовательскоготовка элитных специалистов мирового уровня на осно-университета - формированием иноязычной и социокуль-ве интеграции образования, научных исследований итурной компетенций для осуществления международногопроизводства. Также одним из основных критериевсотрудничества в научной и образовательной сферах.исследовательского университета можно считать меж-Рассматриваемый в данной статье опыт охватываетдународное сотрудничество, импорт и экспорт резуль-содержание курсов повышения квалификации по ино-татов и услуг в сфере научно-исследовательской и об-странному языку в профессиональных целях. Соответ-разовательной деятельности [1. С. 26].ственно, цели и результаты обучения описаны в терми-К профессиональному портрету специалиста в об-нах компетентностного подхода, позволяющего плани-ласти науки, техники и технологий - выпускника тех-ровать и оценивать образовательную деятельность по-нического вуза - добавляются новые характеристики исредством конкретных результатов.компетенции, в том числе способность к организацииНовые программы повышения квалификации повзаимодействия в научной и производственной средеиностранному языку в профессиональных целях, пред-на уровне международных контактов. Чтобы обеспе-лагаемые сотрудникам ТПУ, направлены на решениечить высококачественную профессиональную подго-следующих дидактических задач, описанных ниже.товку студентов, преподаватели технического вузаКатегория слушателей, на обучение которых рас-должны владеть иностранным языком, позволяющимсчитаны курсы повышения квалификации по ино-ориентироваться в мировом информационном потоке,странному языку в профессиональных целях, - препо-оперативно узнавать о последних достижениях науки идаватели и сотрудники Томского политехнического184университета, владеющие иностранным языком на среднем и продвинутом уровне.Сфера применения слушателями полученных про-фессиональных компетенций, умений и знаний сле-дующая:- в педагогической деятельности: подготовка пре-подавателей технических и неязыковых специально-стей к чтению лекций, ведению практических и лабо-раторных занятий на иностранном языке, в том числе для иностранных студентов, разработка учебно-методических материалов;- в научно-исследовательской деятельности: работа с документацией на иностранном языке, представление устного доклада и презентации по итогам научной ра-боты, подготовка к участию в международных зару-бежных конференциях и других мероприятиях, совме-стная научно-исследовательская работа с зарубежными коллегами.Таким образом, результаты освоения программы также формулируются в терминах компетентностного подхода и отображают конкретные результаты обуче-ния - продукты деятельности. Следовательно, слуша-тель, освоивший программу повышения квалификации по иностранному языку в профессиональных целях, должен обладать профессиональными компетенция-ми, включающими в себя способности:- представлять результаты научной работы в виде устного доклада, презентации, научной статьи;- оформлять документацию и осуществлять пись-менную коммуникацию согласно шаблонам делового письма, принятым за рубежом;- разрабатывать содержание учебной дисциплины по специальности на иностранном языке;- преподавать на иностранном языке.Слушатель также должен владеть:- правилами установления деловых контактов, ве-дения переговоров на иностранном языке;- правилами и нормами вербального и невербально-го поведения в ситуациях делового профессионального общения;- умениями устного и письменного иноязычного общения в научных, академических и профессиональ-ных целях;- умениями построения презентации и устного докла-да по тематике академического, научного и другого про-фессионально ориентированного общения в референтной системе иностранного языка, в том числе для участия в международных конференциях и других мероприятиях.По итогам обучения слушатель должен уметь:- эффективно работать с информационными источ-никами на иностранном языке;- преподавать фрагменты дисциплины по специ-альности на иностранном языке;- оформлять статью в научный журнал в соответст-вии с требованиями, предъявляемыми к зарубежным публикациям редакционными комитетами, и т.д.;- осуществлять коммуникацию с зарубежными ор-ганизационными комитетами научных и других меро-приятий.По окончании обучения слушатель должен знать:- основные стратегии перевода научных и техниче-ских текстов;- шаблоны оформления письменной документации;- правила этикета, принятые в иноязычной профес-сиональной сфере в целях педагогического и научного общения.Учитывая сложнейший комплекс описанных выше задач обучения взрослых - сотрудников технического вуза, важнейшим условием реализации современных концепций образования и инновационных технологий обучения становится психологизация учебного процес-са [3]. Она заключается в учете и использовании пси-хологических факторов, влияющих на результатив-ность учебно-познавательной и научно-исследо-вательской деятельности.Становится бесспорным утверждение, что психоло-гическая компетентность как важнейшая составляющая педагогической деятельности важна не только для са-мореализации преподавателей в педагогическом про-цессе, но также ее сформированность качественно влияет на процесс самообучения, повышения квалифи-кации в какой-либо области. Тем более это актуально для овладения иностранными языками сотрудниками технического вуза, поскольку для данной категории обучаемых изучение иностранного языка не является строго профессиональной деятельностью. Но от уровня владения иностранным языком напрямую зависят дру-гие профессиональные успехи - публикации научных статей в престижных зарубежных журналах, участие в международных проектах и т.д. Формирование психо-логической компетентности позволяет созидательно влиять на мотивацию к изучению иностранных языков, способствует позитивному взгляду на собственный прогресс в процессе повышения квалификации по ино-странному языку.Поэтому в рамках курсов повышения квалификации по иностранному языку для сотрудников ТПУ предла-гается курс тренингов «Психолого-педагогические ос-новы организации учебного процесса», основной це-лью которого является формирование позитивного восприятия себя как взрослого обучающегося, станов-ление психологической компетентности как фактора, обусловливающего активную творческую позицию в процессе обучения.Психологическая компетентность базируется на знаниях в сфере когнитивной активности (приобрете-ние и использование знаний, владение информацион-ными технологиями), профессиональной деятельности (профессиональный рост, самосовершенствование), межличностных отношений в различных ситуациях взаимодействия.В рамках курсов повышения квалификации по ино-странным языкам реализуется программа по совершен-ствованию психологической компетентности сотруд-ников вуза на основе развития психолого-педагогических знаний. Программа состоит из не-скольких модулей, в ней используются активные фор-мы обучения: развивающая психодиагностика, рефлек-сивные семинары, деловые игры, индивидуальное кон-сультирование.Содержание тренингов модуля «Культура самопо-знания» нацелено на изучение индивидуально-психологических факторов успешности в профессио-нальной деятельности. Практические упражнения,185направленные на рефлексию навыков общения и реф-занятий. Необходимость немедленной продуктивнойлексию личностных качеств, оказывают влияние нареализации иностранного языка в профессиональнойформирование позитивного самовосприятия личностидеятельности сотрудниками университета - преподава-в профессиональной деятельности.ние на иностранном языке, научная работа с зарубеж-В основе тренингов модуля «Культура эмоций» ле-ными партнерами - все это приводит к повышениюжат практические упражнения, направленные на разви-уровня тревожности в процессе обучения и необходи-тие умений эмоционально положительного общения.мости введения в содержание курсов повышения ква-Знание стратегий преодоления стресса и методов само-лификации психологической составляющей, позво-регуляции эмоционального состояния позволяет реф-ляющей заниматься рефлексией, саморефлексией по-лексировать процесс общения и конструктивно об-знавательной деятельности.щаться, налаживать профессиональные связи.Так, имея более чем десятилетний опыт языковойСлушатели курсов повышения квалификации отме-подготовки сотрудников и студентов в области ино-чают психотерапевтирующий эффект данного курсастранных языков, в свете новых задач развития универ-тренингов непосредственно в процессе обучения, т.к.ситета для Томского политехнического университетадля части слушателей учебная нагрузка в силу своейактуальными являются новые краткосрочные програм-интенсивности вызывала эмоциональный стресс.мы повышения квалификации по иностранному языкуВ заключение отметим, что при разработке струк-в профессиональных целях, обеспечиваемые психоло-туры и содержания программ повышения квалифика-гической поддержкой, мультимедийными технология-ции по иностранным языкам в профессиональных це-ми реализации учебного процесса, которые заканчива-лях необходимо также учитывать специфику условийлись бы конкретными результатами деятельности обу-обучения - наличие в основном монолингвальной язы-чения - продуктами научной, педагогической деятель-ковой среды и, таким образом, отсутствие у обучаемыхности, предъявляемыми в референтной системе ино-активной практики в иностранном языке за пределамистранного языка.
Слесаренко Инга Валерьевна | Институт международного образования и языковой коммуникации Национального исследовательского Томского политехнического университета | кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой методики преподавания иностранных языков | slessare@tpu.ru, kafedra-MTFL@tpu.ru |
Сивицкая Людмила Анатольевна | Институт международного образования и языковой коммуникации Национального исследовательского Томского политехнического университета | кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания иностранных языков | sivitskaya@list.ru, kafedra-MTFL@tpu.ru |
Алексеева Л.Ф. Психологическая компетентность преподавателя высшей школы // Высшее образование в России. 2007. № 8. С. 103-105.
Слесаренко И.В. Задачи языковой подготовки в современном техническом вузе // Высшее образование в России. 2009. № 11. С. 151-155.
Чубик П.С., Чучалин А.И., Похолков Ю.П., Агранович Б.Л. Исследовательские университеты в России: пути становления и развития // Университетское управление. 2009. № 1. С. 22-30.