Проведено исследование социально-психологических аспектов функционирования учебных групп среди студентов вузов, обучающихся по специальностям «менеджмент в спорте» и «физическая культура». Для будущих спортивных менеджеров существенными будут роли: инструментального (делового) лидера и экспрессивного (эмоционального) лидера. Обе роли осуществляются у них через поведенческий компонент психологического климата. Ведомые студенты в учебной группе выбирают поведенческую стратегию, основанную на минимизации взаимодействия с лидерами и нейтралами.
RESEARCH OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF STUDENT GROUPS FUNCTIONING IN THE COURSE OF EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL ACTIVITY..pdf Профессиональная надежность будущего специали-уравновешивающий ее с окружающей социальной сре-ста, которого готовит вуз в процессе учебно-дой. Лица, отклоняющиеся от принятых норм, воспри-профессиональной деятельности, во многом определяет-нимаются как ведущие себя дисфункциональным ися индивидуально-психологическими особенностямидезадаптивным образом [4].личности и психическими качествами, вырабатываемы-Анализ групповой деятельности должен учитыватьми с применением целенаправленных корректирующихпсихологическую совместимость в системе взаимодей-воздействий. Предметом учебно-профессиональной дея-ствия «личность - группа». Учет именно этого аспектательности является понимание субъектом своего соот-совместимости крайне важен и для лучшего пониманияветствия запросам профессиональной обстановки и типупроцесса адаптации личности к группе, и в целях оп-профессионала [1].тимизации внутригрупповых взаимодействий, и, есте-Об эффективности обучения студентов вуза можноственно, с точки зрения эффективности групповогосудить по психологическим результатам, т.е. психиче-функционирования [5].ским изменениям и новообразованиям, которые фор-Целью работы является исследование социально-пси-мируются в учебно-профессиональной деятельности.хологических аспектов функционирования студенческихДля высшей профессиональной школы психологиче-групп в процессе учебно-профессиональной деятельности.ский результат выступает, в основном, в форме про-Мы использовали методики оценки социально-фессионально и социально значимых психологическихпсихологического климата по О. Михалюк и А. Шалыто,качеств личности выпускаемого специалиста, опреде-хронического утомления (Работоспособность), субъек-ляющих его профессиональную компетентность и про-тивного психологического статуса (СПС), личностнойфессиональное мастерство [2].тревожности по Ч. Спилбергеру и делового и эмоцио-Современная тенденция развития производственныхнального лидерства по Р.Л. Кричевскому в модифика-отношений обусловливает необходимость подготовкиции С.Е. Поддубного (опросник ДЭЛ). Исследованиеменеджеров, осуществляющих управление предприяти-выполнялось бланковым методом с использованиемем в рыночных условиях. От данных специалистов тре-психодиагностического комплекса Мультипсихометр.буются высокий уровень умения руководить коллекти-Подробное описание тестов представлено в Методиче-вом, предприимчивость, независимость, широта мышле-ском руководстве к Мультипсихометру [6]. Показателиния, гибкость поведения, общая и профессиональнаятестов, кроме ДЭЛ, приведены в шкале стэнов.культура. Менеджмент в спорте является относительноРезультаты исследования обработаны методами ва-новым в нашей стране направлением подготовки кадров,риационной статистики и корреляционного анализа споэтому отдельные аспекты его функционирования какиспользованием пакета Statistica 6.0. Для выявленияучебно-профессиональной дисциплины в вузах являют-роли социометрического статуса студента в конкрет-ся недостаточно разработанными [3].ной учебной группе при диагностике эффективностиУчебно-профессиональная деятельность студентаучебно-профессиональной деятельности студентов ис-протекает в условиях пребывания в составе малойпользовался кластерный анализ. В качестве кластери-группы, каковой является учебная группа. Она не тре-зируемых признаков мы применили показатели делово-бует достижения именно групповых (когда от успехаго и эмоционального лидерства, а также хроническогоодного члена группы зависит успех других его партне-утомления и социально-психологического климата. Вров) результатов. Поэтому высокая личная ориентиро-исследовании принятии участие студенты БГТУ «Во-ванность студента проявляет себя в данном случае какенмех» им. Д.Ф. Устинова, обучающиеся по специаль-характеристика, существенная в основном для негоности «менеджмент в спорте», и студенты факультетасамого, но нейтральная с точки зрения решения техфизической культуры РГПУ им. А.И. Герцена.задач, которые иногда возникают перед студенческойПо результатам проведения кластерного анализа былигруппой. Тем не менее учебная группа может достигатьвыделены три социометрические группы, которые мывысшего уровня социально-психологической зрелости,назвали «лидеры», «ведомые» и «нейтралы». Лидеров вотличаясь высоким уровнем подготовленности, орга-общей выборке было 30,23%, ведомых - 11,63%, нейтра-низационным и психологическим единством, характер-лов - 58,14%. Под нейтралами мы понимаем тех, кто под-ными для командной субкультуры. Поведение лично-чиняются, не забывая о своих претензиях на лидерство втес-187сти в группе представляет собой адаптивный процесс,определенные моменты. По результатам выполненията «Социально-психологический климат» (рис. 1) наибо-понент - 2,80 ± 0,65. Эти показатели достоверно (p < 0,05)лее,30;холраз-цио7,00 6,00 5,00 4,00 3,00 2,00ЛидерыВедомыеНейтралыПК ЭК ПК ККРис. 1. Психологический климат (ПК), эмоциональный (ЭК), поведенческий (ПК) и когнитивный (КК) компоненты у студентов различных социометрических группТаким образом, ведомые студенты при нахождении встратегию, основанную на минимизации взаимодейст-учебной среде вуза испытывают существенные трудно-вия с лидерами и нейтралами. Это позволяет им сни-сти при взаимодействии с другими участниками образо-зить негативный социально-психологический фон повательного процесса, особенно в эмоциональной и пове-отношению к себе и уменьшить биосоциальную платуденческой сферах деятельности. В то же время лидерыпри адаптации к данным условиям.студенческих групп ощущают себя достаточно ком-По результатам корреляционного анализа всегофортно, занимая среднее место при оценке ими соци-массива студентов видно, что поведенческий компо-ально-психологического климата в учебной группе.нент психологического климата имеет положительныеНа рис. 2 приведены показатели делового и эмоцио-связи с деловым лидерством (r = 0,41) и демотивациейнального лидерства по социометрическим рангам у ли-(r = 0,32), а отрицательные связи наблюдаются у эмо-показателя психологического климата (r = -0,31) с уровнем личностной тревожности по Спилбергеру. Показатели делового и эмоционального лидерства тес-но связаны между собой (r = 0,70).Если рассмотреть раздельно показатели студентов-менеджеров и студентов-педагогов, то можно отметить некоторые различия. У будущих менеджеров (студен-тов БГТУ) поведенческий компонент психологическоговысокими рангами обладают лидеры: ДЛ у них 9,15 ± 0,76, ЭЛ - 11,08 ± 0,86; у ведомых - -1,80 ± 0,65 и -1,00 ± 0,71, а у нейтралов - 5,20 ± 0,38 и 3,48 ± 0,47. Все различия достоверны (p < 0,001). Эти результаты подтверждают точность проведенного кластерного анализа по выделению социометрических групп студентов.Результаты исследования теста «работоспособность» показаны на рис. 3.деров, ведомых и нейтралов. Естественно, что наиболееционального компонента (r = -0,35) и интегральногоСамые низкие показатели хронического утомленияклимата имеет положительные связи с деловымнаблюдаются в группе ведомых (3,40 ± 1,15), большее(r = 0,40) и эмоциональным (r = 0,36) лидерством и де-утомление у лидеров (4,77 ± 0,41), самые высокие по-мотивацией (r = 0,36). Интегральный показатель пси-казатели - у нейтралов (5,08 ± 0,42). Достоверно разли-хологического климата отрицательно связан с уровнемчаются ведомые с лидерами и нейтралами (p < 0,05).личностной тревожности по Спилбергеру (r = -0,35).Аналогичные результаты отмечаются по показателямПоказатели делового и эмоционального лидерства уфизиологического дискомфорта: ведомые имеютних также тесно связаны между собой (r = 0,72). У бу-3,00 ± 1,06, лидеры - 4,69 ± 0,48 и нейтралы -дущих педагогов (студентов РГПУ) общее количество5,20 ± 0,40. Также достоверно различаются ведомые свзаимосвязей существенно меньше. Интегральный полидерами и нейтралами (p < 0,05). По показателям ког-казатель психологического климата у них отрицатель-нитивного дискомфорта достоверные различияно связан с уровнем эмоционального лидерства(p < 0,05) отмечаются между ведомыми (2,80 ± 1,424) и(r = -0,65). Деловое лидерство также отрицательно связа-нейтралами (5,00 ± 0,48). Таким образом, ведомые сту-но с уровнем физической активности теста СПС (r =денты, находясь «на обочине» межличностных отно-= -0,72). Показатели делового и эмоционального лидерст-шений в учебной группе, выбирают поведенческуюва у данных студентов не связаны друг с другом (r = 0,16).188Рис. 3. Хроническое утомление (ХрУ), физиологический дискомфорт (ФД), когнитивный дискомфорт (КД), аффективные нарушения (АН) и демотивация (ДМ) у студентов различных социометрических группИсходя из полученных результатов, можно обозна-Таким образом, экспериментальное исследованиечить некоторые существенные различия между будущи-социально-психологических аспектов функционирова-ми спортивными менеджерами и педагогами в сферения студенческих групп в процессе учебно-професси-физической культуры. Для менеджеров существеннымиональной деятельности показало, что социально-будут обе лидерские роли: инструментального (делово-психологический климат и лидерские качества являют-го) лидера и экспрессивного (эмоционального) лидера. Ися существенным аспектом функционирования студен-та и другая ролевые функции будут реализовыватьсяческих групп в процессе учебно-профессиональнойчерез поведенческий компонент психологического кли-деятельности.мата. Отсутствие взаимосвязи между деловым и эмо-Эффективность учебно-профессиональной дея-циональным лидерством у будущих педагогов, а такжетельности может быть реализована различными пове-отрицательная связь эмоционального лидерства с инте-денческими стратегиями в зависимости от места, за-гральным показателем психологического климата, воз-нимаемого индивидом в данном социуме. Это позво-можно, указывают на необходимость развития данныхляет студентам преодолевать стрессовые ситуации вкачеств в процессе обучения в вузе через разработкупроцессе обучения в вузе с наивысшей результатив-соответствующих спецкурсов и факультативов.ностью.189На основании вышесказанного можно сделать сле-ной среде вуза испытывают существенные трудностидующие выводы:при взаимодействии с другими участниками образова-1.Для будущих спортивных менеджеров сущест-тельного процесса, особенно в эмоциональной и пове-венными будут обе лидерские роли: инструментально-денческой сферах деятельности.го (делового) лидера и экспрессивного (эмоционально-3. Ведомые студенты в учебной группе выбираютго) лидера. Обе роли реализуются у них через поведен-поведенческую стратегию, основанную на минимиза-ческий компонент психологического климата.ции взаимодействия с лидерами и нейтралами. Это по-2.Лидеры студенческих групп ощущают себя дос-зволяет им снизить негативный социально-таточно комфортно, занимая среднее место при оценкепсихологический фон по отношению к себе и умень-ими социально-психологического климата в учебнойшить биосоциальную плату при адаптации к даннымгруппе. Ведомые же студенты при нахождении в учеб-условиям.
Усольцев Борис Петрович | Балтийский государственный технический университет «Военмех» им. Д.Ф. Устинова (г. Санкт-Петербург) | кандидат технических наук, профессор кафедры физического воспитания и спорта | shanse1@yandex.ru |
Шансков Михаил Алексеевич | Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург) | кандидат биологических наук, зав. научно-исследовательской лабораторией факультета физической культуры | shanse1@yandex.ru |
Пономарев Геннадий Николаевич | Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург) | доктор педагогических наук, профессор, декан факультета физической культуры | g-ponomarev@inbox.ru |
Горбунов Геннадий Дмитриевич | Балтийский государственный технический университет «Военмех» им. Д.Ф. Устинова (г. Санкт-Петербург) | доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник | shanse1@yandex.ru |
Сугоняев К.В. и др. Аппаратно-программный психодиагностический комплекс Мультипсихометр: Методическое руководство. М., 2008. Ч. 1. 366 с.
Поддубный С.Е. Индивидуально-психологические факторы совместимости личности и малой группы: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2001. 174 с.
Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы: Учеб. пособие для вузов. М.: АспектПресс, 2001. 318 с.
Усольцев Б.П., Шансков М.А. Средства и методы определения эффективности учебно-профессиональной деятельности студентов вуза, обучающихся по специальности «менеджмент в спорте» // Инновационные преобразования в сфере физической культуры, спорта и туризма: Науч. тр. XII Междунар. науч.-практ. конф. Ростов, 2009. Т. II. С. 315-316.
Караванов А.А. Психологическое сопровождение учебно-профессиональной деятельности курсантов младших курсов военного вуза: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Курск, 2004. 23 с.
Зенина С.Р. Психологические факторы становления учебно-профессиональной деятельности студентов вуза: Автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2009. 19 с.