Систематизация когнитивно-бихевиоральных вмешательствпри организационном стрессе в целях использования в интеллектуальной системе ИМСЛОГ | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 341.

Систематизация когнитивно-бихевиоральных вмешательствпри организационном стрессе в целях использования в интеллектуальной системе ИМСЛОГ

В качестве парадигмы при исследовании стресса взят когнитивный подход Р. Лазаруса и С. Фолкман (1978), который фокусируется на восприятии индивидом значимости стресса, своих возможностей преодоления и наличия социальной поддержки. Проведена систематизация когнитивно-бихевиоральных вмешательств при организационном стрессе. В соответствии с двумя типами вмешательств - профилактических, направленных на организацию, и лечебных, направленных на индивида, - описаны характеристики этих вмешательств. Классификационные признаки вмешательств составляют основу матрицы организационно-управленческого типа.

SYSTEMATISATION OF COGNITIVE-BEHAVIOURAL INTERVENTIONS IN OCCUPATIONAL STRESS FOR THE INTELLIGENT SYSTEM IMSLOG.pdf Существует большое количество научных публика-рения переменных (признаков). Поэтому для внедренияций по управлению стрессом. Но большинство из нихинформационных технологий в различных трудноимеет недостаточно предписаний и рекомендаций поформализуемых областях исследований, к каковымвыбору условий вмешательства. Общепринятой в кли-относится и рассматриваемая проблемная область, осо-нической психологии стратегией выбора опций вмеша-бенно важна разработка подходов, основанных на тес-тельств является зависимость их от результатов оценкитовом распознавании образов с применением логико-стресса. Newman и Beehr (1979) [1] предложили клас-комбинаторных и логико-комбинаторно-вероятност-сифицировать вмешательства по управлению стрессомных методов. Кроме того, для прикладных исследова-по целям и стратегиям; при описании целей и страте-ний в здравоохранении, основанных на современныхгий дифференцируются мишени вмешательства и спо-информационных технологиях, встает задача предос-собы их осуществления. Целями психотерапевтическихтавления результатов анализа в форме, понятной спе-вмешательств традиционно являются [2] профилактикациалистам прикладной области.стресса (контроль стрессоров, техники погружения сВ изучении проблемы стресса накоплено оченьцелью уменьшения переживания стресса индивидами),большое количество фактических данных в различныхвоздействие на реакции напряжения (тренинг разреше-отраслях медицины, биологии и психологических наук,ния проблем с целью улучшения способностей руково-при этом заметно отстает обобщение и анализ накоп-дителей распознавать и управлять проблемами на рабо-ленных фактов, что невозможно без применения адек-те), реабилитация (наличие сети социальной поддерж-ватных моделей, развитых математических методов ики, включающей консультирование индивидов по пре-построения интеллектуальных информационных сис-одолению стресса на работе и оздоровлению). В рамкахтем. Кроме того, физиологические, эмоциональные,этой схемы многие авторы дифференцировали вмеша-когнитивные процессы и поведение протекают не изо-тельства на уровне организации и на уровне индивидалированно, а в значительной степени (особенно при[3, 4]. Так, к профилактическим вмешательствам, назы-психологических нарушениях) перекрывают друг другаваемым также первичными, относятся различные ин-(явление перехлёста).тервенции по контролю стрессоров - оптимизация тре-К сожалению, отсутствуют аналоги информацион-бований работы и организационных решений, которыеных систем, позволяющих оценивать целый комплекспозволяют снизить стресс, некоторые формы улучше-биологических, психологических и социальных факто-ния организации рабочего места, включающие дизайнров и концептуализировать состояния, связанные соработы и эргономику; к лечебным, или вторичным,стрессом на работе, в рамках многоосевой версиивмешательствам относят тренинги работающих в фор-МКБ-10.ме вмешательств по развитию навыков преодоления,Интеллектуальная информационная системаразрешения проблем, мероприятий по укреплению здо-ИМСЛОГ [9] предназначена для выявления закономер-ровья; к реабилитационным, или третичным, вмеша-ностей в данных и знаниях и принятия решений, а так-тельствам относят вмешательства, оказывающие соци-же основана на тестовых методах распознавания (сальную поддержку работающим, в основном сфокуси-обучением). Считается, что множество всех изучаемыхрованную на предоставлении психологических кон-объектов из рассматриваемой предметной области со-сультаций [5-8].стоит из подмножеств, которым соответствуют различ-Важными особенностями современных исследова-ные образы, выделяемые с участием экспертов и/или сний в клинической психологии являются комплексный,использованием тех или иных критериев. Описаниемногоуровневый подход к анализу данных, влияющихкаждого объекта задается совокупностью значенийна здоровье, использование большого количества раз-признаков, называемых характеристическими, причемнотипных (количественных и качественных) признаковописания объектов из разных образов не пересекаются.при сравнительно малом объеме данных; нелинейностьКаждому объекту, принадлежащему одному и тому жевзаимосвязей, наличие пропусков, погрешностей изме-образу, сопоставляется итоговое решение (описание191данного образа), задаваемое совокупностью значений признаков, называемых классификационными. В каче-стве знаний о проблемной области используется обу-чающая выборка, представляющая собой множество описаний объектов (как реальных, так и синтезирован-ных на основе знаний экспертов), для каждого из кото-рых известна его принадлежность тому или иному об-разу, т.е. известно соответствующее итоговое решение.При формировании характеристических признаков стресса для структурированного диагностического ин-тервью «Диагностика стресса в учебно-комму-никативных ситуациях», была взята за основу «Шкала организационного стресса», разработанная A. Smith и соавт. [10] на основе опросника C.L. Cooper и соавт. [11] «Показатели профессионального стресса» в соот-ветствии с теориями и моделями организационного (профессионального) стресса, называемого также стрессом на работе [12, 13]. Структурированное диаг-ностическое интервью включало также набор валиди-зированных опросников, позволяющих измерять уро-вень напряжения и степень выраженности последствий стресса на здоровье (тревоги, депрессии, астении, об-щих медицинских жалоб), уровень воспринимаемой социальной поддержки, стратегии преодоления.Для представления данных и знаний используется нетрадиционная матричная модель [14], включающая матрицу описаний (Q), матрицы различений трех типов (R1, R2, R3), где R1 - матрица различений диагностиче-ского типа, R2 - матрица различений организационно-управленческого типа, R3 - матрица для представления независимых механизмов классификации, отражаю-щих, например, мнения различных экспертов.Строкам матрицы Q сопоставляются обучающие объ-екты из рассматриваемой проблемной области, столб-цам - характеристические (описательные) признаки.Строкам матриц R сопоставляются одноименные строки матрицы Q, столбцам - уровни различения (классификационные признаки), определяющие раз-личные механизмы разбиения объектов на классы эк-вивалентности (механизмы классификации).Отметим, что данная модель позволяет представ-лять не только получаемые из опросников данные, но и знания экспертов, поскольку одной строкой матрицы Q можно задавать в интервальной форме подмножество объектов и/или экспертные знания, для которых харак-терно одно и то же итоговое решение, задаваемое соот-ветствующими строками матриц R.Если признаки, задающие описания объектов, яв-ляются количественными, номинальными или поряд-ковыми, то применяются алгоритмы адаптивного пере-кодирования этих признаков к виду, используемому в матричной модели [14].Выявление закономерностей осуществляется на ос-нове анализа обучающей выборки с применением ком-плекса альтернативных и дополняющих друг друга логико-комбинаторных и генетических алгоритмов [15]. В процессе анализа осуществляется проверка обу-чающей выборки на непротиворечивость [14], а также определяется ее репрезентативность.Под закономерностями в данных и знаниях пони-маются подмножества характеристических признаков с определенными, легко интерпретируемыми свойства-192ми, влияющими на различимость объектов из разных образов, устойчиво наблюдаемыми для объектов из обучающей выборки и проявляющимися на других объектах той же природы, а также весовые коэффици-енты признаков, отражающие их индивидуальный вклад в различимость объектов из разных образов [15].Анализ предъявляемого описания объекта на при-надлежность тому или иному образу осуществляется на основе решающих правил, построенных по каждому из диагностических тестов, в рамках логико-комби-наторного и/или логико-комбинаторно-вероятностного подходов к распознаванию образов.В настоящее время нами создан расширенный пере-чень характеристических признаков, позволяющий учитывать всесторонние влияния на функционирова-ние личности в условиях стресса: биологические, пси-хологические и контекстуально-средовые факторы (плоскости данных) с анализом этих данных на уровне индивида, группы и организации [14, 15].Характеристическое признаковое пространство для формирования матрицы описаний (Q) содержится в структурированном диагностическом интервью. Ин-тервью «Диагностика стресса в учебно-коммуни-кативных ситуациях» включает 15 разделов: 1) физиче-ские факторы (вдыхание вредных веществ, шум, работа с опасными материалами); 2) характеристики трудовой деятельности (скорость, интенсивность, инициатива, требования); 3) контроль и широта решений; 4) удовле-творенность работой или учебой (зарплатой, стипенди-ей, отношениями в группе, перспективами карьерного роста); 5) отношение к работе, учебе (интерес или ску-ка); 6) социальная поддержка (от коллег, одногруппни-ков, преподавателей, руководителей); 7) социальные убеждения, установки относительно работы, учебы; 8) давление требований работы (нагрузка, ответствен-ность); 9) расовая ненависть, сексуальное насилие и враждебное отношение; 10) враждебность и конфликт-ность (отношения с коллегами, одногруппниками); 11) ощущение безопасности, защищенности; 12) взаи-модействия семьи и работы или учебы; 13) нездоровый образ жизни и стресс; 14) стресс как причина болезни или ухудшения здоровья (сведения о частоте обраще-ний за медицинской помощью); 15) частота проблем с памятью, вниманием в связи со стрессом в учебно-коммуникативных ситуациях.В матрице различений диагностического типа R1 предлагаются следующие значения классификацион-ных признаков организационного стресса: 1) стресс-напряжение на уровне индивида (значения: наличие, отсутствие КС, эустресс) определяется по эмоциональ-ным, когнитивным, поведенческим симптомам стресса, по опроснику НПН Т.А. Немчина и опроснику СЭВ; 2) стадия стресса-напряжения (напряжения, сопротив-ления, истощения) - по данным опросника НПН и экс-пертной оценке; 3) тяжесть стресса-напряжения (лег-кая, ниже среднего, средняя, выше среднего, тяжелая) -по данным опросника НПН; 4) последствия стресса-напряжения для индивида (тревога, апатия, депрессия); 5) последствия стресса-напряжения для организации.Сформировано две матрицы различений организацион-но-управленческого типа R2, которые предлагается исполь-зовать для классификации вмешательств при стрессе:1) профилактические вмешательства, направленные наприведена систематизация когнитивно-бихевиораль-снижение стрессоров в учебно-коммуникативных ситуаци-ных вмешательств при стрессе.ях на уровне группы и организации; 2) лечебные вмеша-В клинической психологии диагностика завершаетсятельства, направленные на повышение адаптационныхподбором подходящего, соответствующего плана лече-способностей и развитие навыков коммуникации, преодо-ния. Поэтому ниже приводятся классификационные при-ления и разрешения проблем на уровне индивидов [14].знаки для матрицы R1 и соответствующие им классифи-При компьютерном представлении две матрицы R2кационные признаки для матрицы R2, т.е. соотнесенностьобъединяются в одну, в которой будут представленымежду решениями диагностического типа и решениямипрофилактические и лечебные мероприятия. В табл. 1организационно-управленческого типа (табл. 2).Т а б л и ц а 1Классификация вмешательств при стрессеТип вмешательств Характеристики вмешательствПрофилактические (направленные на требования работы и организационные решения)Разрешение организационных проблем. Группы поддержки, семинары по повышению квалификации. Междисциплинарное обучение. Реорганизация системы оплаты. Сеансы развития взаимной сензитивности и эмпатии. Изменение системы доставки медицинских услугЛечебные (направленные на повышение адаптации индивидов к изменяющимся требованиям работы)Медикаментозная терапия анксиолитиками. Релаксационный тренинг. Индивидуальное консультирование по проблеме стресса на работе. Групповое консультирование по проблеме стресса на работе. Когнитивно-поведенческая терапия (индивидуальные и групповые тренинги «Прививка стрессом», когнитивное переструктурирование). Семинары по управлению стрессом. Тренинг здоровьесохраняющих навыков у людей типа А (тренинг навыков межличностного взаимодействия, тренинг ассертивности, тренинг навыков разрешения проблем)Соотнесенность классификационных признаков организационного стресса диагностического типа с классификационными признаками организационно-управленческого типаТ а б л и ц а 2Классификационные признаки ОС диагностического типа (матрица R1)Классификационные признаки организационно-управленческого типа (матрица R2)Наличие напряжения-стресса на уровне индивидаЛечебные (направленные на повышение адаптации индивидов к изменяющимся требованиям работы)Легкой степениРелаксационный тренинг. Индивидуальное консультирование. Групповое консультированиеСредней степени Тяжелой степениМедикаментозная терапия анксиолитиками. Когнитивно-поведенческая терапия (когнитивное переструктурирование). Семинары по управлению стрессом. Тренинг здоровьесохраняющих навыков у людей типа АНаличие организационных стрессоровПрофилактические (направленные на требования работы и организационные решения)Физико-химическиеСоблюдение гигиенических нормативов уровня шума, температуры, освещения, радиации, химического загрязнения и т.д.ПсихосоциальныеРазрешение организационных проблем. Группы поддержки, семинары по повышению квалификации. Междисциплинарное обучение. Реорганизация системы оплаты. Сеансы развития взаимной сензитивности и эмпатии. Изменение системы доставки медицинских услугСистематизированные таким образом когнитивно-необходимо выполнить для каждого объекта. Это по-бихевиоральные вмешательства при организационномзволит с помощью интеллектуальной системы диагно-стрессе будут представлены в виде матрицы организа-стики и коррекции орагнизационного стресса осущест-ционно-управленческого типа (R2), предназначеннойвлять диагностику и выдавать решения организацион-для задания последовательности действий, которуюно-управленческого типа.

Ключевые слова

когнитивно-бихевиоральные вмешательства, стресс на работе, организационный стресс, интеллектуальная система ИМСЛОГ, systematisation of cognitive-behavioural interventions, occupational stress, organizational stress, intelligent system IMSLOG, matrix representation of data and knowledge

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Янковская Анна ЕфимовнаТомский государственный архитектурно-строительный университетдоктор технических наук, профессор, зав. лабораторией интеллектуальных системyank@tsuab.ru
Корнетов Николай АлексеевичСибирский государственный медицинский университет (г. Томск)доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой клинической психологии, психиатрии и наркологии ФУCkorn@mail.tomsknet.ru
Корнетов Александр НиколаевичСибирский государственный медицинский университет (г. Томск)кандидат медицинских наук, зав. кафедрой клинической психологии и психотерапииkornetov@mail.tomsknet.ru
Казанцева Наталья ВладимировнаСибирский государственный медицинский университет (г. Томск)кандидат медицинских наук, доцент кафедры клинической психологии и психотерапииntlkzn@sibmail.com
Всего: 4

Ссылки

Янковская А.Е., Казанцева Н.В., Корнетов Н.А., Черногорюк Г.Э. Концептуализация создания современной интеллектуальной информационной технологии диагностики и коррекции состояний коммуникативного стресса на рабочем месте // Современные информационные и телемедицинские технологии для здравоохранения (AITTH' 2008): Материалы II Междунар. конф. Минск: Объединенный институт проблем информатики НАН Беларуси, 2008. С. 349-353.
Cooper C.L., O'Driscoll M.P. Organizational Stress: a review and critique of theory, research and applications. Thoosand Oaks, California: Sage, 2001. 418 p.
Янковская А.Е., Казанцева Н.В., Муратова Е.А. Инновационная технология диагностики коммуникативного стресса на основе интегративной концепции здоровья и расстройства // Фундаментальные исследования. ISSN 1812-7339. М., 2007. № 12. С. 503-507.
Lazarus R.S. Psychological stress in the workplace // Occupational stress / Eds. R. Crandall, P.L. Perrew. Washington, DC: Taylor & Francis, 1995. P. 3-14.
Cooper C.L., Sloan S.J., Williams S. Occupational stress indicator. Windsor K: NFER - Nelson Publishing Company Ltd., 1998. 96 p.
Smith A., Johal C., Wadsworth E., Smith G.D., Peters T. The Scale of Occupational Stress: The Bristol Stress and Health at Work Study. Bristol: Crown, 2000. 319 p.
Янковская А.Е., Гедике А.И., Аметов Р.В., Кузоваткин А.Н. Технология представления и обработки знаний на базе инструментального средства ИМСЛОГ-2002 (Technology of representation and processing of knowledge on the base of software tool IMSLOG-2002) // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии (Диалог-2002): Труды Междунар. семинара. М.: Наука, 2002. Т. 2. С. 555-567.
DeFrank R.S., Cooper C.L. Worksite management interventions: their effectiveness and conceptualization // Journal of Managerial Psychology. 1987. Vol. 2. P. 4-10.
Dollard M.F., Winefield A.H. Managing occupational stress: a national and international erspective // International Journal of Stress Management. 1996. Vol. 3 (2). P. 69-83.
Cox T., Thomson L. Organisational healthiness: work-related stress and employee health // Coping, Health and Organisations / Eds. P. Dewe, M. Leiter, T. Cox. London: Taylor & Francis, 2000. 276 p.
Ivancevich J.M., Matteson M.T., Freedman S.M., Phillips J.S. Worksite stress management interventions // American Psychologist. 1990. Vol. 45. P. 252-261.
Ivancevich J.M., Matteson M.T. Organizational level stress management interventions: review and recommendations // Journal of Organizational Behaviour and Management. 1986. Vol. 8. P. 229-248. 193
Cox T., Leather P. The prevention of violence at work: application of a cognitive behavioural theory // International Review of Industrial and Organizational Psychology / Eds. C.L. Cooper, I. Robertson. Wiley & Sons, Chichester, 1994. 356 p.
Beehr T.A. Psychological Stress in the Workplace. N.Y.: Routledge, 1995. 432 р.
Palmer S., Cooper C., Thomas K. Creating a balance: managing stress. London: British Library, 2003. 341 p.
 Систематизация когнитивно-бихевиоральных вмешательствпри организационном стрессе в целях использования в интеллектуальной системе ИМСЛОГ | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 341.

Систематизация когнитивно-бихевиоральных вмешательствпри организационном стрессе в целях использования в интеллектуальной системе ИМСЛОГ | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 341.

Полнотекстовая версия