Cоциальное проектирование как конструирование темпоральности социальных систем | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 342.

Cоциальное проектирование как конструирование темпоральности социальных систем

Дана характеристика современных подходов к социальному проектированию в контексте их влияния на социокультурнуюсреду. Отмечены преимущества социокультурного подхода в конструировании социальных систем.

Social designing as designing time in social systems.pdf Задача социально-философского осмысления про-блем темпоральности сегодня приобретает особое зна-чение в связи с активным использованием инженерногомышления в конструировании социальных систем с на-чала XX в. Прежде всего это относится к тоталитарнымгосударствам, где правительство взяло на себя всю от-ветственность за формирование структуры социальногопространства и времени. Как отмечает М. Геллер, времясоциальных систем в таких условиях начинает сжимать-ся настолько, насколько это запланировано стратегиямисоциально-экономического развития [1. C. 34].К концу 60-х гг. XX в. в рамках теории управлениясложилась группа практик, объединенных под общимпонятием социального проектирования. Термин «про-ектирование» происходит от лат. «projectus» - брошен-ный вперед; это процесс создания прототипа, прообра-за предполагаемого или возможного объекта. Как от-мечают В.И. Курбатов и О.В. Курбатова, спецификасоциального проектирования в том, что его результа-том является создание образа социальных объектов,социальных качеств, социальных процессов и отноше-ний [2. C. 2].В 1981 г. Л.Н. Коган и С.Н. Панова определили ос-новную суть социального проектирования как соци-ально-философской проблемы. Они характеризуютпроектирование как группу конструктивных подходов,оказывающих активное воздействие на образ будущегочерез влияние на социальные процессы. Перед соци-альной философией встала проблема осмысления дан-ной специфической отрасли социальных технологий, иэта методологическая проблема решалась самыми раз-личными способами. Одной из наиболее перспектив-ных представляется концепция социокультурного со-циального проектирования, которая была предложенав 80-х гг. XX в. В.Л. Глазычевым, Д.Б. Дондуреем иО.И. Генисаретским. Данное направление предполагаетрассмотрение социального проектирования не какуправленческой деятельности, а как формирование та-кой социокультурной среды, которая обеспечит опти-мальное развитие соответствующей социальной общ-ности [3. C. 199].Очевидно, что формирование социокультурной сре-ды, обеспечивающей успешность осуществления соци-ального проекта, немыслимо без учета темпоральностисоциальных систем. Поскольку время является инте-гральной характеристикой социальных систем, оно про-является во всех формах социального бытия личности иобщества. Бытие социальных систем всегда осуществля-ется в контексте определенной темпоральности. С точкизрения Н. Лумана [4. С. 20], социальная система должнапостоянно воспроизводить как свою специфическуюструктуру, так и присущую ей темпоральность.В качестве основного метода конструирования тем-поральности социальной системы Т. Лукман [5] называ-ет синхронизацию социальной и субъектной темпораль-ности. Синхронизация - это не только установление от-ношения реальной или воображаемой одновременностимежду людьми, но и подобие тех мыслительных конст-рукций, в которых они осмысляют и оценивают время -временных категорий и систем отсчета времени [5].Главными среди них он считает «биографические схе-мы» - формулы обязательного или возможного жизнен-ного пути. Посредством этих схем или формул не толькоописывается, но и предписывается определенная после-довательность жизненных стадий, ролей и действий, атакже скорость их прохождения. Но самая главнаяфункция биографических схем - синхронизация инди-видуальных временных перспектив через включение ихв более широкий временной горизонт.Помимо синхронизации Т. Лукман выделяет такжедесинхронизацию временной перспективы [5]. Она при-меняется, как правило, для обоснования инноваций: «Этапрограмма позволит нам преодолеть ошибки прошлого».Прошлое в такой стратегии выступает как нечто негатив-ное, и разработчики при помощи программы предлагаютотказаться от него, деформируя временную перспективу.С точки зрения Т. Лукмана, перед разработчикомсоциального проекта стоит задача синхронизироватьили десинхронизировать себя с субъектами, пресле-дующими противоположные и часто антисоциальныецели, применяя те или иные дискурсивные стратегии.Это может быть сделано тремя путями:1. Через соотнесение своей временной перспективыс перспективой адресата.2. При помощи поддержания временной неопреде-ленности.3. При помощи иерархизации (включения кратко-срочной перспективы в долгосрочную перспективу).4. При помощи драматизации (сведения социально-исторического масштаба событий до обыденного).Каждая из указанных стратегий строится из опреде-ленного набора риторических фигур и клише («Всемнам предстоит пройти через это», «Для меня это уже впрошлом», «Сейчас или никогда», «Как-нибудь в дру-гой раз» и т.п.), а также предполагает особый ритори-ческий тезаурус временных категорий и метафор, при-меняемых при создании информационных сообщенийдля целевой аудитории.В конечном итоге образ будущего, который сущест-вовал в сознании тех, кем проект был разработан и реа-лизовывался, должен стать идентичным тому, которыйсуществует в сознании целевой аудитории.Как это ни парадоксально, в рамках реализуемыхсегодня в России социальных проектов проектировщикименно конструирует новые связи и отношения, при-писывает их действительности без достаточного осно-вания, принимает желаемое за действительное, игнори-руя специфическую для сообщества темпоральность[5]. В.М. Розин называет такую ситуацию «проектнымфетишизмом», т.е. то, что задумано, описано в видекартины действий, занятий, отношений между людьмии т.д., приобретает статус реальности, мыслится каксуществующее [3]. Проектировщику кажется, что еслисоциальная система, которую он хочет создать, имподробно описана, то она может быть укоренена и всоциальной жизни.Как мыслятся сегодня эффективная организация иструктура социального проектирования, возможны ли онисегодня вообще? Из сказанного следует, что одно из ус-ловий такой организации - интенсивное развитие кон-цепции темпоральности, объясняющей и предсказываю-щей поведение социальных систем и других социальныхфеноменов в контексте их темпоральности. Другое необ-ходимое условие - развитие адекватных представлений опроцессе реализации социальных проектов, что предпола-гает не только описание существующих образцов реали-зации социальных проектов, но и их практическую разра-ботку с учетом специфики социокультурной среды.

Ключевые слова

social the approach, social designing, social system, social time, social space, социокультурный подход, социальное проектирование, социальная система, социальное время, социальное пространство

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Шляпников Сергей ЕвгеньевичТомский государственный университетсоискатель кафедры социологии философского факультетаspecnaz-s@bk.ru
Всего: 1

Ссылки

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. 323 с.
Луман Н. Тавтология и парадокс в самоописании общества // Социо - Логос: общество и сферы смысла. М.: Прогресс, 1991. Т. 1. С. 194-219.
Геллер М. Машина и винтики: история формирования советского человека. М.: МИК, 1994. 336 с.
Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование: Учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2001. 416 с.
Горохов В.Г., Розин В.М. Введение в философию техники. М.: Инфра-М, 1998. 224 с.
 Cоциальное проектирование как конструирование темпоральности социальных систем | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 342.

Cоциальное проектирование как конструирование темпоральности социальных систем | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 342.

Полнотекстовая версия