Вопросы государственно-правового регулирования миграционных репатриационных процессовв Республике Казахстан | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 342.

Вопросы государственно-правового регулирования миграционных репатриационных процессовв Республике Казахстан

Рассмотрены этапы формирования государственно-правового регулирования миграционных процессов в Республике Казахстан в 1991-2007 гг. Проведен анализ совершенствования правовой базы переселения на постоянное жительство этнических казахов, проживавших за пределами Казахстана (оралманов). Автор, отмечая сильные и слабые стороны нормативно-правового обеспечения миграционных процессов, предлагает свои рекомендации по их оптимизации.

Questions of state-legal regulation of migratory repatriation processes in the Republic of Kazakhstan.pdf Кардинальные политические и социально-эконо-мические трансформации на постсоветском простран-стве, произошедшие в последнем десятилетии XX в.,становление новой государственности, как на террито-рии Республики Казахстан (далее - РК), так и в целом вЕвразийском регионе, привели к резкой активизациимиграционных процессов. Изменение миграционнойситуации в первые годы после приобретения Казахста-ном независимости заключалось в резком увеличениимежгосударственной миграции, «всплеске» эмиграцииказахов из дальнего зарубежья на свою историческуюродину, усилении миграционных потоков из сельскойместности в города.В эмиграции превалировал отъезд представителейрусскоязычной части населения, в иммиграции преоб-ладал приток этнических казахов; внутренняя миграцияхарактеризовалась оттоком населения из сельских на-селенных пунктов; отъездом людей из малых и среднихгородов; незаконной миграцией, трудовой миграцией,присутствием беженцев. Эти процессы происходили нафоне сложной экономической ситуации в условияхперехода к рыночной экономике, падения уровня жиз-ни большинства населения, резкого снижения социаль-ной защиты со стороны государства, а также неблаго-приятной демографической обстановки.Вышеперечисленные факторы обусловили необхо-димость скорейшей выработки Республикой Казахстаннациональной миграционной политики и принятия оп-тимальных управленческих решений в части регулиро-вания миграционных процессов. Прежде всего, необхо-димо отметить, что, став членом ООН в 1992 г., Казах-стан присоединился к Всеобщей декларации прав чело-века (1948), Международному пакту о гражданских иполитических правах (1966), Международному пакту обэкономических, социальных и культурных правах(1966), Республикой Казахстан были также ратифициро-ваны такие важные документы, как МеждународнаяКонвенция о ликвидации всех форм расовой дискрими-нации, Конвенция о ликвидации всех форм дискримина-ции в отношении женщин, Конвенция о правах ребенка,Конвенция ООН «О статусе беженцев» и протокол к нейи др. Вышеназванные документы составляют междуна-родно-правовую основу регулирования миграционныхпроцессов, их ключевые положения явились базой на-ционального законодательства в области миграции.Основным документом, устанавливающим приори-теты в данной сфере, является Конституция Республи-ки Казахстан. Конституционно закреплены как неотъ-емлемые права и свободы человека следующие нормы:право свободного передвижения по территории Казах-стана и свободного выбора места жительства в уста-новленных законом рамках; право выезда за пределыреспублики, а для ее граждан - право беспрепятствен-ного возвращения в республику.Одним из первых государственных решений, регу-лирующих миграционные процессы, и в частности раз-витие иммиграции казахов в Казахстан, явилось приня-тие Кабинетом министров Казахской ССР постановле-ния № 711 «О порядке и условиях переселения в Ка-захскую ССР лиц коренной национальности, изъявив-ших желание работать в сельской местности, из другихреспублик и зарубежных стран» от 18 ноября 1991 г.Согласно данному постановлению на лица кореннойнациональности, прибывшие в совхозы и колхозы,иные предприятия и организации агропромышленногокомплекса из других республик и зарубежных стран,распространялись льготы, предусмотренные ЗакономКазахской ССР «О приоритетности развития аула, селаи агропромышленного комплекса в Казахской ССР».Исполкомам местных Советов народных депутатов,предприятиям и организациям агропромышленногокомплекса в целях обеспечения жилой площадью пере-селенцев коренной национальности, прибывших издругих республик и зарубежных стран, вменялось вобязанности выкупать жилые дома или квартиры, вы-свобождающиеся в результате выезда из республикиотдельных граждан. Постановление по своей формепредполагало переселение лиц казахской национально-сти, а по содержанию преследовало цель восполнитьнедостаток трудовых ресурсов в стране за счет них икомпенсировать начавшийся рост эмиграции населе-ния. В рамках этого постановления в Казахстан по тру-довому соглашению в 1991-1992 гг. по официальнымданным прибыло 13 188 семей, или 61 609 человек.26 июня 1992 г. был принят Закон «Об иммигра-ции», заложивший правовые основы проведения ми-грационной политики республики. В соответствии сэтим законом Республики Казахстан [1] лицам казах-ской диаспоры, проживающим в других государствах,но возвращавшимся в Казахстан по соображениям со-единения со своей исторической родиной, придавалсястатус беженцев. Кроме того, соотечественникам и ли-цам коренной национальности, покинувшим террито-рию Республики Казахстан в результате массовых ре-прессий, насильственных мер и преследования, а такжевоеннопленным и их потомкам, возвращающимся те-перь на свою родину, придавался статус беженцев-репатриантов. Все остальные лица, по разным обстоя-тельствам переселявшиеся в Республику Казахстан,имели статус иммигранта. Статус беженца давал правона: получение единовременной помощи на каждоготрудоспособного члена семьи и пенсионера в размерерасчетного показателя и на каждого иждивенца - вразмере 50% минимальной заработной платы; необхо-димую медицинскую и социальную помощь; времен-ное проживание в специально отведенных местах (на-селенных пунктах).Временное удостоверение беженца выдавалось насрок до 3 месяцев. При необходимости данный срок могбыть продлен органом, выдавшим удостоверение. Крометого, органы по труду и занятости населения Республи-ки Казахстан должны были оказывать беженцам и тру-доспособным членам их семей содействие в устройствена работу, департамент по миграции населения и егоуполномоченные представители на местах - готовитьпредложения о дальнейшей службе беженцев, возмож-ностях предоставления постоянного места жительства итрудоустройстве, репатриации (возвращении в странупрежнего постоянного жительства) или переезде на тер-риторию другого государства по их желанию.Для регулирования процессов миграции в Республи-ке Казахстан, в этот период были приняты следующиенормативно-правовые акты: Закон РК «О гражданстве»от 20 декабря 1991 г.; Указ Президента «О правовомположении иностранных граждан в РК» от 19 июня1995 г. (внесены изменения в соответствии с законамиРК от 19 июня 1997 г., 1 марта 2001 г., 16 марта 2001 г.);Указ Президента РК «О порядке предоставления поли-тического убежища иностранным гражданам и лицамбез гражданства в РК» от 15 июля 1996 г. (внесены из-менения Указом Президента от 19 апреля 2000 г.); УказПрезидента РК «О порядке рассмотрения вопросов, свя-занных с гражданством РК» от 27 сентября 1996 г. Сле-дующим этапом в развитии государственной политикирегулирования миграционных процессов, на наш взгляд,можно считать период 1997-2004 гг. Признавая слож-ность миграционной и демографической проблемы,сильная демографическая и миграционная политика бы-ла выдвинута в долгосрочной стратегии развития Казах-стана «Казахстан - 2030» в числе ведущих приоритетовнациональной безопасности. Это дало толчок для про-должения работы государственных органов в отношенииоптимизации национального законодательства в сферемиграции и институционального оформления управле-ния миграционными процессами.Дальнейшее развитие правовой базы регулированиямиграции нашло отражение в принятии в 1997 г. ново-го закона «О миграции населения» [2]. В отличие отпредыдущего закона «Об иммиграции» новый законо-дательный акт стал охватывать более широкий кругспецифических миграционных вопросов в РеспубликеКазахстан и больше учитывать международные право-вые акты в этой области. Он стал регулировать вопро-сы не только иммиграции, но и эмиграции. Закономбыли определены основные группы мигрантов: бежен-цы, иммигранты, мигранты, оралманы, эмигранты, атакже все типы миграций: внутренняя миграция, имми-грация, коллективная иммиграция, незаконная мигра-ция, репатриация, семейная иммиграция, трудовая ми-грация, эмиграция. Законодательно установлен право-вой статус каждой из вышеперечисленных групп, оп-ределены квоты иммиграции, прерогативы ПрезидентаРК, порядок въезда иммигрантов, получения вида нажительство, виды помощи оралманам.Закон вводил новое юридическое понятие «оралма-ны», под которыми понимались иностранцы или лицабез гражданства казахской национальности, постояннопроживавшие на момент приобретения суверенитетаРеспубликой Казахстан за ее пределами и прибывшие вКазахстан с целью постоянного проживания.Согласно данному законодательному акту, регули-рование миграции населения основывалось на сле-дующих принципах: обеспечение закрепленных в Кон-ституции Республики Казахстан прав человека на сво-бодный выбор места проживания, свободу труда, сво-бодный выбор рода деятельности и профессии, свободувыезда, свободу передвижения; недопустимости какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, со-циального, должностного и имущественного положе-ния, пола, расы, национальности, языка, отношения крелигии, убеждений, места жительства или любыминым обстоятельствам; обеспечение соответствия ми-грационного законодательства Республики Казахстанмеждународным нормам и рекомендациям Междуна-родной организации по миграции с учетом современ-ного социально-экономического положения республи-ки, ее исторического прошлого и традиций, перспективразвития; всестороннее содействие переселению лицказахской национальности в Республику Казахстан,организация их расселения, создание рабочих мест,социальное обеспечение и социальная помощь оралма-нам; упреждение стихийных и неупорядоченных про-цессов как внутри страны, так и за ее пределами наоснове выработки социально-экономических стимуловв среднесрочных и долгосрочных программах дейст-вий, базирующихся на прогнозе потенциальной мигра-ции и направлений миграционных потоков в связи сизменениями социально-экономической и обществен-но-политической ситуации; участие соответствующихгосударственных органов в организации упорядоченияпроцессов миграции; личное участие мигрантов в обу-стройстве на новом месте проживания при адреснойгосударственной поддержке инициативы и самодея-тельности каждого, в первую очередь - переселенцевиз зон экологического и стихийного бедствий; сотруд-ничество с другими странами, особенно принимающи-ми иммигрантов, в области снижения незаконной ми-грации, в виде учебного образования, профессиональ-ной подготовки, трудовой миграции.В соответствии с законом Президентом страны ут-верждается квота иммиграции оралманов на предстоя-щий год и (или) на перспективу. В нормативном право-вом акте, устанавливающем квоту иммиграции орал-манов, определяются предельное число семей с указа-нием стран, из которых они переселяются, мероприя-тия, необходимые для их приема, обустройства и адап-тации, регионы, куда они должны переселиться. Меха-низм квотирования предполагает также предоставлениеопределенных льгот и компенсаций семьям оралманов,переселявшихся в Казахстан. В их число входит: пере-мещение через границу без взимания таможенных пла-тежей и налогов; бесплатный проезд к постоянномуместу жительства и провоз имущества (в том числескота); выделение средств для приобретения жилья поместу прибытия и выплаты единовременных пособий впорядке, установленном Правительством РеспубликиКазахстан. Наряду с этим для стимулирования переездадругих оралманов, не попавших по каким-либо причи-нам в квоту, создавались также льготные условия дляпереселения. В частности им, как и оралманам, попав-шим в квоту, стали предоставляться следующие видыльгот: оказание помощи в трудоустройстве, повыше-нии квалификации и в освоении новой профессии; соз-дание условий для изучения государственного и рус-ского языков; предоставление отсрочки от службы врядах Вооруженных Сил в порядке, установленномзаконодательством Республики Казахстан; выделениеквоты для поступления в организации среднего про-фессионального и высшего профессионального образо-вания; предоставление нуждающимся мест в школах,дошкольных организациях, а также учреждениях соци-альной защиты; выплата пенсий и пособий в соответст-вии с законодательством Республики Казахстан илимеждународными договорами, ратифицированнымиРеспубликой Казахстан; реализация прав восстанов-ленных в гражданстве на компенсации, установленныеЗаконом Республики Казахстан «О реабилитации жертвмассовых политических репрессий»; освобождение отконсульских сборов за выдачу виз на въезд в Республи-ку Казахстан; получение бесплатного гарантированно-го объема медицинской помощи в соответствии с зако-нодательством Республики Казахстан; предоставлениегосударственной адресной социальной помощи, преду-смотренной для граждан Республики Казахстан.Немаловажным пунктом стимулирования иммиграцииоралманов являлось то, что наряду с вышеизложеннымильготами, осуществляемыми на республиканском уровне,органы местного государственного управления моглидополнительно установить льготы и компенсации орал-манам, переселившимся в Республику Казахстан вне«квоты иммиграции оралманов». Помимо развития и со-вершенствования законодательной базы в сфере мигра-ции, в республике периодически принимаются програм-мы по осуществлению стратегических направлений госу-дарственной миграционной политики.В рамках реализации Закона Республики Казахстан«О миграции населения» и проведения единой госу-дарственной политики в области миграции населения в1998 г. была принята Концепция репатриации этниче-ских казахов на историческую родину [3]. Основнойцелью данной концепции являлось создание реальныхмеханизмов репатриации этнических казахов на исто-рическую родину, в том числе их организованное пере-селение и создание условий для жизнедеятельности вместах поселения.Концепция предусматривала деятельность Государ-ственного миграционного фонда для осуществленияфинансирования миграционных мероприятий; ежегод-ную плановую деятельность Правительства Республи-ки Казахстан по организации репатриации; работу сказахской диаспорой за рубежом; проведение подгото-вительной работы к репатриации, включающую анализи оценку численности и социально-демографическогосостава репатриантов; работу с репатриантами внутристраны, в том числе решение вопросов приобретениягражданства, обеспечения жильем, трудоустройства,социального обеспечения, специального обучения ре-патриантов; обеспечения доступности социальной сфе-ры. Главным критерием оценки организации репатриа-ции, согласно вышеуказанной концепции, признава-лась степень удовлетворенности репатриантов пересе-лением на историческую родину и обеспечения необ-ходимыми условиями жизнедеятельности.Ключевыми национальными документами в сферегосударственного регулирования миграционных про-цессов, принятыми в тот период, являются также Кон-цепция миграционной политики Республики Казахстани Отраслевая программа миграционной политики Рес-публики Казахстан на 2001-2010 гг. Концепция мигра-ционной политики (далее - Концепция) представляетсобой единую, взаимосвязанную систему основныхпринципов, приоритетов, рычагов действия, задач иметодов по упорядочению, регулированию миграцион-ных процессов, происходящих в нашей стране.Центр тяжести интересов в ней перенесен на вопро-сы государственной безопасности с учетом влияниямиграционных процессов на экономическую и демо-графическую ситуацию в стране. Концепция определя-ла основы миграционной политики, обозначала ком-плекс административных и социально-экономическихмер по регулированию миграционных процессов. Важ-ное место в Концепции отведено вопросам обеспече-ния реализации прав мигрантов, что предусмотренорядом международных обязательств, взятых на себянашим государством. Концепция рассчитана на этапперехода к устойчивому развитию страны и на долго-срочную перспективу стабилизации и роста экономики.В целях реализации основных направлений мигра-ционной политики, обозначенных в Концепции, быларазработана «Отраслевая Программа миграционнойполитики Республики Казахстан на 2001-2010 годы»№ 1371 (далее - Программа), утвержденная 29 октября2001 г. Программа рассчитана на среднесрочную(2001-2005 гг.) и долгосрочную (2005-2010 гг.) пер-спективу. В качестве основных направлений действия вобласти миграционной политики в ней выделены такиеположения, как совершенствование системы управле-ния миграционными процессами и законодательства, втом числе в отношении оралманов - содействие воз-вращению бывших соотечественников на родину ивсемерная поддержка реинтеграции оралманов в соци-ально-экономическую и политическую жизнь страны.Программа предусматривает следующие инстру-менты миграционной политики в отношении оралма-нов: организованное переселение, прием и социальноеобустройство оралманов; обеспечение своевременногои компактного их размещения и расселения; обеспече-ние мер по приему, размещению, организации расселе-ния переселенцев коренной национальности, возвра-щающихся на свою историческую родину, в целях обу-стройства на новом месте жительства и адаптации;профессиональное обучение и переподготовка оралма-нов; обучение оралманов особенностям законодатель-ства Республики Казахстан; оказание правовой помо-щи; создание условий по увеличению рабочих мест вделе возрождения национального ремесла, а также со-действие им в предпринимательской деятельности, всфере малого бизнеса и фермерского хозяйства на ос-нове законодательных актов республики; оказание го-сударственной поддержки оралманам, прибывшим поквоте иммиграции, в выделении средств для приобре-тения жилья, земельных участков, в том числе длякомпактного проживания, льготных долгосрочных ссуддля строительства жилья и организации хозяйств; со-действие возвращению на добровольной основе орал-манов и их интеграции в жизнь республики на основепроработки необходимых межгосударственных согла-шений, обеспечивающих социальную защиту (пенси-онное обеспечение, пособия и др.); дальнейшее совер-шенствование законодательства Республики Казахстанв части упрощения порядка получения оралманамигражданства Республики Казахстан; ежегодная разра-ботка региональных программ «Трудоустройствооралманов - занятость, профессиональное обучение,самозанятость»; социологические обследования поадаптации и интеграции оралманов в жизнь страны;оказание государственной адресной социальной помо-щи в соответствии с законодательством; оказание пра-вовой помощи во всех случаях, включая гражданскиедела, трудовые споры и т.д.; содействие обучению де-тей оралманов в школах, колледжах, вузах страны ит.д.; ежегодное проведение Дней оралманов и др.На отраслевом уровне документом, также определяю-щим стратегию миграционной политики, являлась Про-грамма демографической и миграционной политики Рес-публики Казахстан на 2004-2010 гг. Ее целью являласьстабилизация и улучшение демографической ситуации встране. В соответствии с разделом 3.7 «Регулирование ми-грационных процессов» в перспективе в Республике Ка-захстан намечается «достижение положительного сальдомиграции за счет уменьшения эмиграционных оттоков иувеличение иммиграции; государственное регулированиетрудовой миграции с целью приглашения только специа-листов, которые по своему профессиональному уровнюотвечают спросу рынка труда страны и не усугубляют про-блемы безработицы». Относительно репатриантов Про-граммой было предусмотрено оказание государственнойподдержки оралманам в выделении средств для приобре-тения жилья, земельных участков, в том числе для ком-пактного проживания, льготных долгосрочных ссуд длястроительства жилья и организации хозяйств.Необходимо отметить, что правовое обеспечениемиграционной политики регулярно корректируется сучетом ее приоритетов на том или ином этапе развитияказахстанской государственности, а также в целях уст-ранения проблемных зон, возникающих в ходе право-применительной практики, дальнейшей оптимизациизаконодательства в сфере миграции и совершенствова-ния содержания миграционных процессов.Так, в республике создана достаточная правовая ба-за для въезда проживающих за рубежом этническихказахов и приобретения ими казахстанского граждан-ства. Принятый в 2002 г. Закон Республики Казахстан«О внесении изменений и дополнений в Закон Респуб-лики Казахстан «О гражданстве в Республике Казах-стан» позволяет оралманам приобретать казахстанскоегражданство по упрощенной схеме, когда не требуетсявыход из гражданства страны выезда. Относительнограждан Российской Федерации, Белоруссии, Украиныи Кыргызстана, с которыми имеются межгосударст-венные соглашения, обретение гражданства происхо-дит в течение двух-трех месяцев.В соответствии с Законом Республики Казахстан «Озанятости населения» [4] оралманы входят в целевуюгруппу и имеют льготы при трудоустройстве: приори-тетное право при направлении на профессиональнуюподготовку, повышении квалификации и переподго-товку; повышение конкурентоспособности путем обу-чения двум-трем смежным профессиям. При этом Про-граммой занятости населения Республики Казахстан на2005-2007 гг. [5] в рамках организации занятости целе-вых групп населения, нуждающихся в социальной под-держке, предусмотрено осуществление мер по содейст-вию занятости целевых групп. В отношении интере-сующей нас группы эти меры будут обеспечиваться засчет расселения оралманов с учетом ситуации, склады-вающейся на локальных рынках труда с указаниемграфика ввоза, районов вселения количества трудоспо-собных в разрезе профессий (специальности).В соответствии с Земельным кодексом РеспубликиКазахстан оралманам предоставляются земельные уча-стки для ведения личного подсобного хозяйства, садо-водства и дачного строительства, а также для ведениятоварного сельскохозяйственного производства, кото-рые после приобретения ими гражданства РеспубликиКазахстан переходят в частную собственность. Крометого, им предоставляются земельные участки для ин-дивидуального жилищного строительства в населен-ных пунктах по месту их проживания, которые, в соот-ветствии с Постановлением Правительства РеспубликиКазахстан от 9 июля 2002 г., после приобретения имигражданства Республики Казахстан переходят в их ча-стную собственность.Следующим этапом в развитии доктринальных и ин-ституциональных основ миграционной политики госу-дарства можно считать период с 2005 г. Он продолжает-ся и в настоящее время. Его характеристиками являются:выработка современных концептуальных основ мигра-ционной политики, соответствующих новому этапу со-циально-экономической модернизации страны; поиск иапробация новых механизмов реализации государствен-ной политики регулирования миграции.В Послании Президента Республики Казахстан на-роду Казахстана от 1 марта 2006 г. «Стратегия вхожде-ния Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспо-собных стран мира. Казахстан на пороге нового рывкавперед в своем развитии» необходимость выработкисовременной концепции миграционной политики былавыдвинута в качестве основных приоритетов продви-жения Казахстана в число наиболее конкурентоспособ-ных и динамично развивающихся государств мира. Вотношении мероприятий по адаптации оралманов от-мечено: «Наше внимание должно быть в большей сте-пени уделено созданию условий по предварительнойподготовке в специальных центрах, адаптации и инте-грации оралманов в наше общество. Если обучить ихпрофессии, языку, как принято в других странах, онибыстрее привыкнут к новым условиям». В связи с этимГлава государства поручил Правительству в 2006 г.разработать объективные критерии включения в квотуиммиграции оралманов с учетом их образования и ква-лификации.В соответствии с задачами, выдвинутыми в Посла-нии Главы государства народу Казахстана 2006 г., иПланом мероприятий на 2006-2008 гг. по реализацииотраслевой Программы миграционной политики Рес-публики Казахстан на 2001-2010 гг. [6], была разрабо-тана Концепция миграционной политики РеспубликиКазахстан на 2007-2015 гг. [7], в которой определеныперспективные направления этнической миграционнойполитики на среднесрочный период.Концепция направлена на совершенствование сущест-вующих и развитие качественно новых механизмовуправления миграционными процессами в РеспубликеКазахстан. Целью Концепции определено уменьшениенегативных последствий миграционных потоков в рамкахсохранения и развития национальной идентичности ибезопасности страны путем максимального сокращениянезаконной и формирования селективной миграции.Концептуальной новеллой в управлении миграци-онными процессами в настоящий период можно на-звать обозначенную в вышеуказанном документе необ-ходимость проведения селективной миграционной по-литики. В контексте этого в Концепции указаны при-оритетные меры по стимулированию возвращения эт-нических казахов, проживающих за рубежом, с учетомимеющего международного опыта и содействия ихадаптации и интеграции в новых условиях, путем: ус-тановления объективных критериев включения имми-грантов в квоту; изменения действующего механизмавключения переселенцев в квоту иммиграции; совер-шенствования организации первичной адаптации при-бывших оралманов и их планомерного расселения порегионам; оказания эффективной помощи в обеспече-нии жильем оралманов; содействия трудоустройствуоралманов; внесения изменений в систему управлениямиграционными процессами.С учетом основных принципов и задач миграцион-ной политики предусматривается реализация комплек-са мер по созданию региональных центров адаптации иинтеграции оралманов с предоставлением адаптацион-ных услуг, установлению объективных критериев длявключения в квоту иммиграции оралманов, сохране-нию квотирования иностранной рабочей силы и тестана экономическую целесообразность, созданию гибко-го визового механизма с применением селективногоподхода и др. Ожидается, что реализация мер, преду-смотренных данной Концепцией, позволит усовершен-ствовать систему регулирования миграционных пото-ков, создать условия для приема этнических казахов,их адаптации и интеграции в казахстанское общество,использовать возможности внешней трудовой мигра-ции для формирования квалифицированного нацио-нального рынка труда.По мнению разработчиков Концепции, указанныемеры будут реализованы поэтапно, в зависимости от ихприоритетности: в 2008-2010 гг. в стране будет усо-вершенствована и сформирована единая систематизи-рованная и унифицированная нормативно-правоваябаза регулирования миграции; в 2010-2012 гг. - созда-на система проведения селективной политики в облас-ти миграции, основанная на привлечении мигрантов свысоким образовательным, инновационным и инвести-ционным потенциалом; в 2013-2015 гг. будет урегули-рован рынок рабочей силы в соответствии с социально-экономическими потребностями страны.В целом реализация Концепции будет способствовать:защите трудовых и социальных прав мигрантов; успеш-ной адаптации и интеграции иммигрантов в общество;обеспечению потребности экономики в высококвалифи-цированной рабочей силе и сбалансированности спроса ипредложения на рынке труда республики.В соответствии с Планом мероприятий на 2008-2010 гг. по реализации Концепции миграционной поли-тики Республики Казахстан на 2007-2015 гг. (1-й этап)[8] предусматриваются разработка системы мер поадаптации и интеграции иммигрантов в казахстанскоеобщество (II квартал 2008 г.), разработка механизмарационального расселения иммигрантов исходя из ин-тересов демографического и социально-экономи-ческого развития регионов, регионального рынка труда(II квартал 2009 г.), проведение на регулярной основемониторинга и оценки миграционных процессов и дру-гие мероприятия.Наряду с попыткой внедрения селективного принци-па проведения миграционной политики новым концеп-туальным посылом является идея поощрения и посиль-ной государственной поддержки такого варианта этни-ческой миграции, как самостоятельный переезд эконо-мически состоятельных мигрантов вне квоты иммигра-ции оралманов. Эта идея была озвучена Главой государ-ства на III Всемирном курултае казахов в сентябре2005 г., однако, на наш взгляд, во вновь принятой в2007 г. Концепции миграционной политики не был раз-работан соответствующий механизм его реализации.Из документов, определяющих правовые основы по-литики государства в отношении репатриантов, следуетотметить также Государственную программу поддержкисоотечественников, проживающих за рубежом, на 2005-2007 гг. Она нацелена на создание государственной сис-темы по социально-экономической, правовой защите иподдержке соотечественников, проживающих за рубе-жом, как составной части единой казахской нации. Дос-тижение этой цели разработчиками Программы - Мини-стерством культуры и информации Республики Казах-стан - виделось в: совершенствовании нормативнойправовой базы по вопросам поддержки соотечественни-ков, проживающих за рубежом; создании условий дляналаживания тесных экономических контактов с сооте-чественниками, проживающими за рубежом; созданииусловий для поддержания на постоянной основе куль-турно-гуманитарных связей с соотечественниками, про-живающими за рубежом; информационном обеспечениисоотечественников, проживающих за рубежом; созданииусловий для подготовки соотечественников, проживаю-щих за рубежом, к обучению в учебных заведениях Рес-публики Казахстан; содействии в консолидации зару-бежной казахской диаспоры.Среди наиболее значимых результатов реализацииПрограммы - проведение III Всемирного курултая ка-захов (2005 г.), проведение Дней казахской литературыи культуры в странах ближнего и дальнего зарубежья(2006-2007 г.); обеспечение вещания спутниковогоканала «Caspionet», проведение социологических ис-следований в 2006-2007 гг.; подготовка ежегодныханалитических докладов на тему «Положение соотече-ственников, проживающих за рубежом, и реализациямер по их поддержке» с учетом результатов социоло-гических исследований; оказание содействия соотече-ственникам, проживающим за рубежом, в организацииработы казахских национальных культурных центров(2005-2007 гг.) и др.Таким образом, для реализации государственнойполитики в области миграции в Республике Казахстансоздана система соответствующих механизмов. В на-стоящее время она включает: комплекс законов Рес-публики Казахстан, программных документов и доста-точно обширный комплекс правовых документов меж-дународного формата, а также систему государствен-ных органов исполнительной власти, на которые воз-ложена ответственность по контролю и надзору за ис-полнением требований законов Республики Казахстанв области миграции. Анализ существующей норматив-но-правовой базы миграционной политики позволяетсделать следующие выводы и заключения.Сильные стороны нормативно-правового обеспече-ния: в качестве стратегической цели миграционной по-литики Республики Казахстан выдвинуты вопросы со-хранения и развития национальной идентичности ибезопасности страны и уменьшения негативных послед-ствий миграционных процессов; создана основная док-тринальная база в сфере миграционной и репатриацион-ной политики, определяющая общую стратегическуюлинию государственной политики в этой области; опре-делены основные направления и приоритеты государст-венной политики Республики Казахстан в области ми-грации и репатриации; осуществляется работа по совер-шенствованию нормативно-правовой базы; основнойакцент в области улучшения демографической ситуацииделается на привлечение этнических казахов из другихгосударств и формирование селективной миграции.Слабые стороны нормативно-правового обеспече-ния: не проработаны четко механизмы по реализацииосновных направлений государственной миграционнойи репатриационной политики; отмечается недостаточ-ная «гибкость» документов, т.е. своевременная адапта-ция к трансформирующимся казахстанским реалиям; вряде случае отмечается неправильное применение ми-грационного законодательства, произвольного толко-вания его норм. В частности, длительное время не былурегулирован порядок определения статуса репатриан-тов. Поэтому имели место случаи предоставленияльгот, компенсаций и другой адресной помощи инымкатегориям иммигрантов. Статус репатриантов при-сваивался с нарушением установленного порядка; не-доработаны нормы, регулирующие жизнедеятельностьрепатриантов в период до получения ими казахстан-ского гражданства, в частности предусматривающиевыдачу оралманам удостоверений, служащих основа-нием для получения соответствующих льгот и компен-саций (жилищных или иных пособий, а также пенсий),что существенно ущемляет права оралманов; не разра-ботаны правовые нормы, регламентирующие механизмтрудоустройства и создания рабочих мест для оралма-нов; отсутствуют нормативно закрепленные механиз-мы дифференцированного размещения оралманов врегионах, предупреждения оттока оралманов с местпроживания.В этой связи рекомендациями по оптимизации нор-мативно-правовой базы, регулирующей вопросы прие-ма, размещения и адаптации оралманов в РеспубликеКазахстан, могут быть следующие предложения: в це-лях обеспечения прав оралманов, не получивших граж-данство и не успевших документально подтвердитьсвое постоянное проживание в Казахстане, на получе-ние пенсий и иных социальных пособий, внести изме-нения и дополнения в нормативные акты, регламенти-рующие порядок выдачи пенсий, пособий и иных соци-альных выплат, в частности - в «Инструкцию о поряд-ке организации назначения и выплаты пенсионных вы-плат, государственных социальных пособий и государ-ственных специальных пособий из Центра», преду-смотрев в перечне документов наличие удостоверенияоралмана, являющегося основанием для назначенияпенсий и пособий: законодательно установить мини-мальную пенсионную выплату оралманам, достигшимпенсионного возраста из тех зарубежных государств, скоторыми Республика Казахстан не имеет двусторон-них отношений по пенсионным вопросам; внести до-полнение в п. 2 Правил документирования и регистра-ции населения Республики Казахстан, утвержденныхПостановлением Правительства Республики Казахстанот 12 июля 2000 г. № 1063, указав документом, удосто-веряющим личность оралмана, - удостоверение орал-мана; в целях защиты прав оралманов в возвращениина историческую Родину по квоте иммиграции и внеее, обеспечения их социально-экономических прав не-обходимо разработать и принять отдельный норматив-ный правовой акт, освобождающий их при пересечениигосударственной границы от таможенных пошлин не-зависимо от количества вещей и имущества.Кроме того, необходимо внести соответствующиедополнения в Закон Республики Казахстан «О мигра-ции населения»; в целях обеспечения прав оралмановна жилище разработать и внедрить на практике меха-низм предоставления оралманам доступного жилья врамках Государственной жилищной программы; в це-лях полного обеспечения прав оралманов на получениегражданства Республики Казахстан в упрощенном по-рядке, а также для устранения условий для совершениякоррупционных правонарушений сотрудниками мигра-ционной полиции и других государственных органов,исключить из перечня необходимых документов дляоформления гражданства адресную справку в отноше-нии оралманов, обязывающую их постоянно регистри-роваться по месту жительства в период после переездана историческую родину, несмотря на то что они ещене имеют постоянного жилья на праве собственностипо месту жительства; в целях устранения наличиядвойного гражданства оралманов необходимо заклю-чить двусторонние межправительственные соглашениясо странами выезда оралманов, предусматривающиенормы об обязательном информировании Министерст-вом внутренних дел Республики Казахстан соответст-вующих уполномоченных государственных органовзарубежных государств о принятии казахстанскогогражданства конкретным оралманом; на регулярнойоснове принимать меры по обеспечению строгого со-блюдения Закона Республики Казахстан «О миграциинаселения» и других нормативно-правовых актов, ре-гулирующих миграционные процессы; разработатьнормативный правовой акт, регламентирующий меха-низм трудоустройства и создания рабочих мест дляоралманов.Совершенствование существующей законода-тельной базы по вопросам этнической миграциидолжно быть направлено на создание региональныхцентров адаптации и интеграции оралманов с пре-доставлением адаптационных услуг; установл

Ключевые слова

Republic Kazakhstan, oralmans, Республика Казахстан, оралманы, regulation of migratory, регулирование миграции

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Галимова Алия КайратовнаИнститут истории и этнологии имени Ч.Ч. Валиханова
Всего: 1

Ссылки

Постановление Правительства Республики Казахстан от 20 ноября 2007 г. № 1110.
Закон «О миграции населения» (Действует с изменениями от 27 марта 2002 г., 12 января и 6 июля 2007 г.).
Постановление Правительства Республики Казахстан от 16 сентября 1998 г. № 900.
Закон Республики Казахстан «О занятости населения» от 23 января 2001 г. № 149 // Ведомости Парламента Республики Казахстан. 2001. № 3 Ст. 18.
Постановление Правительства Республики Казахстан от 27 января 2005 г. № 68 // САПП Республики Казахстан. 2005. № 4. Ст. 38.
Постановление Правительства Республики Казахстан от 27 сентября 2006 г. № 925.
Указ Президента Республики Казахстан от 28 августа 2007 г. № 399.
Закон Республики Казахстан «Об иммиграции» от 26 июня 1992 г. (Утратил силу - Законом РК от 13 декабря 1997 г. № 205) // Ведомости Веpховного Совета Республики Казахстан. 1992. № 13-14. Ст. 314.
 Вопросы государственно-правового регулирования миграционных репатриационных процессовв Республике Казахстан | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 342.

Вопросы государственно-правового регулирования миграционных репатриационных процессовв Республике Казахстан | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 342.

Полнотекстовая версия