В работах ученых-почерковедов практически не уделяется внимание письменно-интеллектуальной составляющей навыка письма. Тип мыслительных задач, по мнению автора, проявляется в рукописи при выполнении текста под диктовку, при переписывании или творческом моделировании. Знание закономерностей влияния на почерк мыслительных задач определенного типа позволит судить о том, в каких условиях был выполнен исследуемый текст.
?.pdf На современном этапе развития судебно-почерко-ведческой диагностики, несмотря на существованиебольшого количества экспериментальных работ в дан-ной области, нельзя прийти к выводу о том, что вседиагностические задачи получили разрешение. Недос-таточно изучаются новые, перспективные направления.Простое углубление исследований в рамках одной про-блематики приводит лишь к увеличению эксперимен-тального материала. Конечно, без этого невозможнообобщение и «обновление» существующих теорий иметодик, но в то же время этот процесс не расширяетобласти исследований.Сегодня в судебно-почерковедческой диагностике(как отдельном направлении в почерковедении) и вкриминалистике (как науке) необходимо обратить вни-мание на содержательную сторону существующихпроблемных вопросов. Изучая основы судебно-почерковедческой диагностики, мы непременно стал-киваемся с необходимостью более широкого использо-вания знаний в области системного анализа. В-первуюочередь, в силу того, что почерк - это слаженная, само-стоятельная система, благодаря существованию кото-рой возможно ее исследование для научных целей(особая ценность видится в криминалистическом на-правлении). Выявленные на сегодняшний день законо-мерности позволяют это сделать. Во-вторых, решениекаждой задачи, можно сказать, «однотипно» или осно-вано на «универсальных алгоритмах».Особенности почерка являются результатом взаи-модействия навыка исполнителя письменных знаков свнутренними и внешними факторами. Таким образом,закономерной является следующая выведенная форму-ла: «личность + среда = почерк».В общем виде данная схема отражает взаимодейст-вие объективных и субъективных начал и учитываетсяпри формировании теоретических положений и прове-дении экспериментальных исследований учеными, за-нимающимися проблемами изучения закономерностейиндивидуализации такой сложной деятельности, какписьмо. Такие корреляции существуют в силу природынавыков, при автоматизации которых любые измене-ния привычных условий обязательно будут проявлять-ся в результатах деятельности. Исходя из этого поло-жения и создаются работы ученых-почерковедов. Приэтом в силу сложности познания составных частейданной формулы (личность и среда), непременно воз-никают недостатки данных теорий и методик. Они,можно сказать, существуют априорно, поэтому вопросунадежности исследований всегда следует уделять при-стальное внимание. Представленная нами формула,конечно, условна и достаточно упрощенна, что требуетдальнейших пояснений и детализации её составныхэлементов.Понятие «личность», а не «человек», в представ-ленной выше формуле использовано сознательно, темсамым мы делаем акцент на проявлении личностныхособенностей именно на социально-психологическом(или психологическом) уровне. При этом учитываютсявозможные другие факторы, также влияющие в целомна почерк, но не указанные самостоятельно в формуле,потому что воздействие происходит, в первую очередь,на личность исполнителя; поэтому данные факторы«поглощаются» понятием «личность».Относительно второй части формулы - «среда» -хотелось бы отметить, что в данном случае необходимопонимать её не как некое абстрактное понятие, не про-сто как совокупность существ и веществ существую-щего мира. Средовый характер предполагает условия,оказывающие воздействие на объект, вследствие чегопроисходит изменение его первоначального состояния.Если рассматриваются только неизменные социокуль-турные характеристики, то они будут входить в поня-тие «личность» как относительно постоянную инте-гральную совокупность свойств.Таким образом, под термином «среда» нами пони-мается комплекс факторов, внешних по отношению кдинамическому стереотипу, носящих временный ха-рактер и оказывающих влияние на общее состояниечеловека и, тем самым, на почерк исполнителя рукопи-си. Исходя из предложенного определения среды, в еесостав будут включены только факторы, носящие вре-менный, а не патологический характер. Прежде всего, кним будут относиться необычные психофизиологиче-ские состояния и непривычные условия выполнениярукописи.Таким образом, в комплекс факторов, входящих в по-нятие «среда», целесообразно включать проявления осо-бенностей динамического стереотипа в зависимости:1) от мышечного тонуса при нарушении привычнойпозы и условий выполнения рукописи - мышечно-механический аспект (непривычный прибор, материалвыполнения рукописи; стоя, в поезде и пр.);2) физического состояния организма, вызванногоразличными внешними факторами и определяющимимышечную дисфункцию (охлаждение, мышечная уста-лость и др.);3) психоэмоционального состояния (волнение, гнев,стресс и т.д.);4) типа мыслительных задач при выполнении руко-писи.Первоначально исследования почерковедов былинаправлены в сторону изучения самого механизмаписьма. Посредством наблюдения за обучающимисяписьму устанавливались закономерности формирова-ния и функционирования такого сложного действия,как письмо. Определив «норму», усилия сосредоточи-лись на диагностических задачах: отражении в почеркеособенностей пишущего прибора, материала, положе-ния пишущего при письме и некоторых других. Далеестали разрабатываться соответствующие методики,ориентируемые на практическое применение.С появлением и активным использованием в почер-коведении к 70-м гг. XX в. экспериментального методастало возможным создание новых почерковедческихметодик. Преодолев трудности по установлению взаи-мосвязей между почерком лица и техническими усло-виями выполнения письма, ученые стали ставить другиезадачи, уделяя особое внимание особенностям отраже-ния в почерке необычного физического состояния орга-низма. Логичным итогом проводимых исследованийстала работа «Неидентификационные исследования впочерковедческой экспертизе» [1]. Конечно, появлениеданной работы способствовало обобщению разрознен-ных почерковедческих исследований, но не решило всехсуществующих проблемных вопросов. Не случайнопозже к данной проблематике вновь обратилась научнаямысль, расширив круг рассматриваемых деавтоматизи-рующих факторов [2]. В последующем появление рядаработ по физиологии и психологии позволило говоритьо влиянии эмоций на деятельность человека, следова-тельно, и на почерк. Установление факта взаимосвязеймежду психическими процессами и конкретной деятель-ностью повлияло на вывод о природе и содержании кор-реляций эмоционального и динамического стереотипа.Сегодня некоторые психологические состояния и свой-ства уже возможно выявить по почерку [3].На сегодняшний день многие диагностические за-дачи получили разрешение в соответствующих почер-коведческих методиках. При этом обстановка выпол-нения рукописи и состояния исполнителя исследованыдовольно полно, а тип мыслительных задач лица, еговлияние на выполнение письменных знаков ученымифактически не изучаются. Хотя в литературе встреча-ются указания на необходимость учета дополнитель-ных (помимо основных естественных) факторов.Так, выделяют отличия в почерке при необходимо-сти писать быстрее (например, лекции) или аккуратнее,чем обычно (например, деловая переписка) [4. С. 139-140]. Тем самым сегодня учеными не уделяется долж-ного внимания письменно-интеллектуальной состав-ляющей, входящей в состав письменного функцио-нально-динамического комплекса (ФДК) (наряду списьменно-речевыми и письменно-двигательнымигруппами навыков). В состав письменно-интеллекту-ального ФДК входят: ощущения, восприятие, мышле-ние, память, внимание, влечения, потребности, интере-сы, побуждения, аффекты, эмоции [5. С. 112]. Считаемнеобходимым рассматривать реализацию типа мысли-тельных задач при исполнении рукописи в ряду естест-венных специфических факторов деавтоматизации по-черка. Указанный фактор деавтоматизации напрямуюсвязан с режимом функционирования процессов мыш-ления и входит в состав письменно-интеллектуальнойгруппы навыков письменного ФДК.Процесс мышление изучается многими науками идовольно продолжительное время, но при этом знанияо нём и сегодня часто противоречивы. В психологиипринята и распространена следующая несколько ус-ловная классификация видов мышления по таким раз-личным основаниям, как форма, характер, степень раз-вернутости, степень новизны и оригинальности решае-мых задач и т.д. [6. С. 303]. По степени новизны и ори-гинальности различают репродуктивное (на основеобразов и представлений, подчеркнутых из каких-тоопределенных источников) и продуктивное (на основетворческого воображения) мышление.Действительно, источник получения информацииможет быть различным: «внешний» и «внутренний». Втаком понимании данная классификация подходит дляцели нашего исследования, но в ней не учитывается,что применительно к письму знания заимствуются «из-вне» двумя способами: при переписывании определен-ного текста и под диктовку. В этом случае стоит обра-тить внимание на другую классификацию: по средст-вам мышления различают наглядное (на основе обра-зов и представлений предметов) и вербальное (опери-рующее отвлеченными знаковыми структурами) мыш-ление. Тем самым ни одна из представленных класси-фикаций в чистом виде не подходит для характеристи-ки процесса мышления при письме, поэтому нам при-шлось создавать свою структуру типа мыслительныхзадач, опираясь на представленные виды мышления,применимые именно в почерковедении.Таким образом, остановимся на структуре «тип мыс-лительных задач», применимой именно в почерковеде-нии. В зависимости от источника информации можновыделить следующие типы мыслительных задач:1) состояние механической концентрации вниманиянад задачей - форма выполняемого текста обусловленавнешним источником.В зависимости от способа получения информации всодержание рассматриваемого типа мыслительных за-дач преимущественно входят:а) слуховая механическая концентрация вниманиянад задачей (в процессе выполнения текста под дик-товку) - осознанно осуществляется только процесс об-работки информации;б) визуальная механическая концентрация внима-ния над задачей (в процессе переписывания определен-ного текста) - осознанно осуществляются процессыполучения и обработки информации;2) состояние творческой мыслительной деятельно-сти (в процессе написания сочинения - творческогомоделирования) - источником информации выступаютпознавательные и интеллектуальные характеристикиисполнителя рукописи, а все процессы письма в целомрегулируются лицом осознанно.В основе такого деления мыслительных задач лежатразличные по природе анализаторы, а кроме того - со-циокультурные факторы личности.Для состояния механической концентрации внима-ния над задачей ведущим уровнем организации движе-ний будет являться уровень D, который координируетвесь процесс письма (смысловую структуру действий идвигательный состав) и вносит коррективы в фоновыеуровни в зависимости от условий протекания движе-ний, от установленной программы действий. При этомразличия в способах получения информации будутпроявляться при реализации программ уровня D нанижележащем уровне С, который отвечает за работуорганов слуха и зрения при письме, т.е. за приспособ-ление к пространству, обеспечивая целевой характердействий. Для движений уровня С в целом характернывариативность и пластичность. Относительно состоя-ния творческой мыслительной деятельности при вы-полнении письменных знаков, здесь уже ведущим яв-ляется уровень Е, отвечающий, в первую очередь, засмысловую сторону письма. Данный уровень лежитвыше уровня действий и менее подвержен изменениям[7. С. 136, 199-201]. Когда человек излагает свои мыс-ли на бумаге, то он осознает только смысл письма, по-этому форма отдельных букв, прямолинейность строк итому подобные особенности почерка в сознании прак-тически не отражаются. Тем самым, в основе класси-фикации типов мыслительных задач также лежат раз-личия в уровнях организации движений.В теории почерковедения выделяют три основныхкриминалистических свойства почерка: индивидуаль-ность, динамическая устойчивость и избирательнаяизменчивость. Для решения задач диагностики наибо-лее значимым является «избирательная изменчивость».Данное свойство отражает способность письменно-двигательного навыка специфическим образом видо-изменяться в результате воздействия на него деавтома-тизирующих почерк факторов. Происходит превыше-ние адаптационной нормы функциональной системы и,как следствие, появление качественно новых признаковв рукописи, трансформация механизма письма [8.С. 16-17]. Тип мыслительных задач, применяемый приписьме, как физиологическое и психологическое явле-ние перестраивает сам механизм письма, являясь силь-ным раздражителем для функциональной системы,следовательно, проявляющиеся различия в почерке лицуже не могут быть объяснены вариационностью илиразбросом признаков в пределах варианта [8. С. 17-18].Установление закономерностей между тем илииным типом мыслительных задач и почерком имеетследующее теоретическое и практическое значение:1. В теории почерковедения данные корреляциипополнят знания о письменно-интеллектуальной со-ставляющей письменного ФДК в области процессамышления.2. В практике расследования преступлений знаниекорреляций между типом мыслительных задач и по-черком позволит судить о том, в каких условиях былавыполнена рукопись: под диктовку, при переписыва-нии или творческом моделировании. Данная информа-ция является полезной при проверке следственных вер-сий в отношении исполнителя и/или автора текста.Наиболее важным определение условий выполнениярукописи видится при самоубийствах, похищенияхчеловека, мошенничестве, терроризме. В процессе рас-следования преступлений также возможны случаи от-рицания лицом авторства текста документа (например,собственноручно выполненного протокола при допро-се, заявления при явке с повинной). В данных случаяхзнание закономерностей между типом мыслительныхзадач и почерком также является необходимым длявывода о действительных условиях выполнения руко-писи.3. Определение условий выполнения рукописи позво-лит сделать вывод относительно степени осведомленно-сти её исполнителя о содержащейся в тексте информации.В случае, если будет установлено, что содержание текстабыло определено самим субъектом, то это дает основаниеговорить о том, что лицу хорошо известен предмет опи-сываемого явления или даже он имеет специальные по-знания и профессиональные навыки.4. В целях оптимизации механизма работы со срав-нительными образцами тоже будут полезными знанияо взаимосвязях типа мыслительных задач и почерка.Для проведения почерковедческой экспертизы экспер-ту предоставляются исследуемая рукопись и образцыпочерка. Предлагаем при сборе сравнительного мате-риала отдавать предпочтение образцам, выполненнымпри аналогичном механизме реализации типа мысли-тельных задач, что и исследуемый объект. Соблюдениеэтого требования повысит точность выводов эксперта.5. Представляется необходимым при эксперимен-тальных исследованиях в почерковедении учитыватьтип мыслительных задач в целях повышения надеж-ности создаваемых методик, потому что при их про-ведении испытуемые, как правило, выполняют опре-деленный текст под диктовку. В этом случае не учи-тывается, что результаты проделанной работы могутоказаться иными, если человеку будет, например,предложено письменно изложить свои мысли на сво-бодную тему.6. Учитывание типа мыслительных задач при пись-ме может помочь обеспечить получение более досто-верной информации о личности (подозреваемого, об-виняемого, свидетеля) при проведении судебно-диагностической экспертизы по установлению психо-логических свойств исполнителя рукописи. При нали-чии факта влияния типа мыслительных задач на отра-жение в почерке личностных особенностей лица, ре-зультаты заключения эксперта могут быть неточными,если экспертом не будут изучены образцы почерка,выполненные при реализации аналогичного исследуе-мому тексту механизма типа мыслительных задач. Темсамым будет нарушен принцип объективности, всесто-ронности и полноты экспертных исследований.7. Факторы деавтоматизации почерка модифициру-ют динамический стереотип, поэтому при анализе ру-кописей это обстоятельство становится определяющим,когда рассматривается отражение личностных особен-ностей в почерке. Выявленные закономерности могутбыть использованы для усовершенствования сущест-вующей методики по установлению психологическихсвойств личности по почерку [9], в которой должнобыть учтено, что исследуемый текст может быть вы-полнен при решении мыслительных задач того илииного типа.Таким образом, реализацию типа мыслительных за-дач при исполнении рукописи необходимо рассматри-вать в ряду естественных специфических факторов де-автоматизации почерка. В дальнейшем выявленныекорреляции между типом мыслительных задач и по-черком помогут установить, в каких условиях был вы-полнен текст: под диктовку, при переписывании илитворческом моделировании; и в силу этого дают воз-можность получить более полное представление о та-ком элементе предмета доказывания, как событие пре-ступления.
Почерковедческая экспертиза: Курс лекций / Под ред. В.В. Серегина. Волгоград: ВА МВД России, 2002. 228 с.
Сидельникова Л.В., Герасимов А.Н. Комплексная методика установления пола, возраста и психологических свойств исполнителя текста, выполненного почерком высокой и выше средней степени выработанности: Метод. письмо. М., 2005. 46 с.
Неидентификационные исследования в почерковедческой экспертизе / Отв. ред. Л.Е. Ароцкер. Киев: РИО МВД УССР, 1972. 96 с.
Шкоропат Е.А. Теоретические и методические аспекты диагностирования необычных психофизиологических состояний исполнителя рукописи по почерку: Дис. … канд. юрид. наук. Волгоград, 2008. 226 с.
Симакова Е.С. Отражение в почерке психологических свойств и состояний личности (криминалистический, уголовно-процессуальный и психологический аспекты): Дис. … канд. юрид. наук. Томск, 2003. 204 с.
Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. М.: Наука, 1990. 495 с.
Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. для вузов. СПб.: Питер, 2006. 583 с.
Томилин В.В. Физиология, патология и судебно-медицинская экспертиза письма. М., 1963. 235 с.
Бобовкин М.В. Теория и практика судебно-диагностической экспертизы письма лиц, находящихся в психопатологическом состоянии. Волгоград: ВА МВД России, 2005. 336 с.