Особенности международно-правовой ответственности государств, причастных к подделке денежных знаков
Раскрываются основные теоретические аспекты норм международного права в рамках ответственности за фальшивомонетничество, возможные санкции, специфика их применения, перспективы совершенствования законодательства.
Features of the international legal responsibility of states involved in forgery of banknotes.pdf Проблема ответственности в международном правенепосредственно связана с функционированием меж-дународного права, с укреплением международногомира и правопорядка. Такое понимание этой проблемыхарактерно для российской науки международногоправа. Нормы, касающиеся ответственности государствв международном праве, составляют особый междуна-родно-правовой институт. Этот институт, как и инсти-тут юридической ответственности в целом, существен-но менялся в процессе своего развития. В настоящеевремя международные правонарушения подразделяют-ся на международные деликты и международные пре-ступления. К международным преступлениям относят-ся особо опасные деликты, нарушающие основопола-гающие принципы и нормы международного права,имеющие жизненно важное значение для международ-ного сообщества и потому негативно воздействующиена всю систему международных отношений. Неодно-значно и само определение международной ответст-венности. C одной стороны, она понимается как спе-цифическая обязанность нарушителя возместить при-чиненный им ущерб, с другой - как реализация санк-ций в отношении субъекта, нарушившего свои между-народные обязательства, либо как комплексное образо-вание, включающее одновременно обязанность нару-шителя и реализуемые в отношении его санкции. Всеэти взгляды в равной степени пользуются поддержкойв международно-правовой доктрине [1. С. 412].В науке международного права под международно-правовой ответственностью понимают отрицательныеюридические последствия, наступающие для субъектамеждународного права в результате нарушения им ме-ждународного обязательства. Значение международно-правовой ответственности обусловлено тем фактом,что она является необходимым юридическим средст-вом обеспечения соблюдения норм международногоправа, средством восстановления нарушенных между-народных отношений. Следует отметить, что еще в1946 г. профессор Р. Пелла разработал Проект Между-народного уголовного кодекса, в котором предусмат-ривалась международно-правовая ответственность го-сударств за подделку денежных знаков. Пункт 11 Про-екта Международного уголовного кодекса в качествепреступления предусматривал «подделку денежныхзнаков и любые другие нелояльные действия, совер-шенные одним государством с целью нанести ущербдругой или против совершения которых государство непринимает необходимых мер». Однако проект кодексатак и не был принят [2. С. 56]. Значительный рост уров-ня фальшивомонетничества представляет угрозу длястабильного развития международных отношений. Ис-ходя из особой социальной опасности не только дляконкретного государства, но и для всего мирового со-общества, международное право относит фальшивомо-нетничество к особой категории преступлений между-народного характера.По мнению В.М. Кудрявцева, преступления между-народного характера в основном совершаются толькофизическими лицами, а не государством. Ответствен-ность государства за преступления международногохарактера, которые были совершены физическими ли-цами, может наступить лишь за невыполнение государ-ством своих договорных обязательств по борьбе с эти-ми преступлениями. Международная уголовная ответ-ственность физических лиц нередко является формойполитической ответственности самого государства[3. С. 10-11]. Следовательно, режим ответственностиза преступление международного характера являетсяобратной стороной режима ответственности за между-народное преступление. В случае совершения физиче-скими лицами преступлений международного характе-ра непосредственно отвечают именно они. Ответствен-ность государства может возникнуть как результат не-обеспечения ответственности виновных лиц за престу-пления международного характера.Учитывая, что к изготовлению фальшивых денег,кроме физических лиц, могут быть причастны самигосударства, необходимо разграничивать фальшивомо-нетничество государственное (к подделке денег прича-стно государство) и индивидуальное (подделка денегчастным лицом или группой лиц из личных корыстныхпобуждений). В случае государственного фальшиво-монетничества ответственности должны подлежать нетолько физические лица, которые непосредственнозанимались подделкой денег, но и причастные к пре-ступлению государства. В случае индивидуальногофальшивомонетничества ответственности подлежатвиновные физические лица, а ответственность государ-ства может возникнуть как результат невыполнениясвоих обязательств по борьбе с этим преступлением.По этому поводу В.М. Кудрявцев отмечал, что «от-ветственность государства за преступления междуна-родного характера, которые были совершены физиче-скими лицами, может наступить в случае личного уча-стия государственных органов в этих преступлениях»[3. С. 111-112]. В первую очередь необходимо выяс-нить, совершено ли это преступление лицом или груп-пой лиц, действия которых составляют акт государстваили без всякого участия со стороны государства. Этоважно потому, что статус исполнителя (выполняет онволю государства или волю отдельных лиц) определяеткруг субъектов, ответственных за преступление, иначеговоря, ответственность будет нести и государство, ифизическое лицо или только физические лица. Еслигосударство причастно к фальшивомонетничеству, тооно подлежит международно-правовой ответственно-сти, а виновные - индивидуальной уголовной ответст-венности по национальному законодательству. Ответст-венность государства может возникнуть в результатесовершения фальшивомонетничества на его территориииностранным государством против третьего государстваили группы государств. При этом, если эти действияосуществляются с ведома и согласия государства «Х»,то оно является соучастником преступления. Если такиедействия производятся без ведома и согласия государст-ва «Х», то оно несет ответственность только в случае,если его органы не проявили необходимой бдительностии не прекратили эти противоправные действия со сторо-ны иностранного государства.Современное государство имеет разветвленнуюсистему органов государственной власти и государст-венного управления, различные административные исудебные органы, центральные и местные гражданскиеи военные т.д. Система государственных органов со-ставляет в своей совокупности единую государствен-ную власть. Причем как органы государства рассмат-риваются должностные лица (глава государства, главаправительства), министерства, департаменты, осущест-вляющие государственную власть.В международном праве долго господствовало мне-ние, что лица, выполняющие государственные функ-ции, не несут ответственности за свою служебную дея-тельность ни в мирное время, ни во время войны. Всовременном международном праве деяния должност-ных лиц уже рассматриваются как деяния самого госу-дарства, но это не исключает возможности привлече-ния их к индивидуальной уголовной ответственности(например, за совершение государственного фальши-вомонетничества).Решение вопроса о том, является ли деянием госу-дарства противоправное поведение физических лиц иих групп, зависит от того, находятся ли такие лица итакие группы в реальной связи с органами государстваи действуют ли они, если не юридически, то фактиче-ски от имени государства. Если будет установлено идоказано, что конкретная группа фальшивомонетчиковзанималась подделкой денег на иностранной террито-рии по поручению, хотя бы и тайному, какого-либогосударственного органа, то противоправные действияэтой группы считаются деянием самого государства вформе его противоправного действия, влекущего меж-дународно-правовую ответственность. Связь группы сгосударством может быть в ее финансировании, обуче-нии, координации ее деятельности. Если связь не уста-новлена, правонарушения нет.Причастность государства к фальшивомонетниче-ству может быть прямой, когда деяние осуществляетсягосударством в лице его органов, представителей, аген-тов, и косвенным, когда государство знает о преступ-ных намерениях и допускает в пределах своей юрис-дикции совершение фальшивомонетничества физиче-скими лицами, не имеющими формального отношенияк государственному аппарату. Таким образом, можносделать вывод, что государство должно подлежать ме-ждународно-правовой ответственности за совершениефальшивомонетничества любым своим государствен-ным органом независимо от его функций. Деяния, ко-торые не связаны с осуществлением прерогатив госу-дарственной власти или не имеют отношения к поли-тике государства, рассматриваются как действия физи-ческих лиц и не присваиваются государству. Иногдапутем подделки денег лица могут посягать на интересыдругого государства, защищаемые международнымправом. Государство обязано предотвращать подобныедеяния, а если они совершены - пресекать и привлекатьк ответственности виновных лиц. В противном случаевозникает ответственность государства, но не за дейст-вия физических лиц, а за бездействие своих органов. Врезолюции Института международного права указано,что «государство не несет ответственности за действияфизических лиц, кроме случаев, когда вред вызываетсяне принятием мер, к которым в данных обстоятельст-вах государство должно было бы прибегнуть для пре-дотвращения или наказания таких действий» [4. С. 81].Здесь речь идет о нормативном (правовом) основанииответственности государства, т.е. в случае нарушениянормативно-правовых актов, устанавливающих между-народные обязательства этого государства по приня-тию необходимых мер для предотвращения или пресе-чения преступления.При исследовании ответственности государств,причастных к фальшивомонетничеству, прежде всегонеобходимо различать виды и формы ответственности.Под видом международно-правовой ответственно-сти государств понимается общий смысл, юридическийхарактер последствий для государств-правонару-шителей. Формы ответственности - это способы реали-зации ответственности в пределах данного вида. Приэтом критериями установления видов и форм междуна-родно-правовой ответственности государств являютсяхарактер и объемы убытков, вызванных правонаруше-нием.Под нанесенными убытками понимаются все небла-гоприятные последствия, которые должны быть возме-щены. Общепринятым является то, что субъект между-народного права, совершившего правонарушение, обя-зан возместить причиненный ущерб. Это положениебыло утверждено решением Постоянной палаты между-народного правосудия 26 июля 1927 г. [5. С. 378].В международном праве выделяют нематериальныеи материальные убытки. К материальным убыткам присовершении фальшивомонетничества можно отнестизначительные материальные потери государств, кото-рые привели к упущенной выгоде, т.е. потери, причи-ной которых стало противоправное поведение государ-ства-правонарушителя. Против государства-правона-рушителя за действия, представляющие угрозу миру,могут применяться коллективные санкции на основа-нии решения Совета Безопасности ООН, такие как:полное или частичное прекращение экономическихотношений, железнодорожных, морских, воздушных,почтовых, телеграфных, радио или других средств свя-зи, а также разрыв дипломатических отношений. Этотперечень не является исчерпывающим, поскольку мо-гут быть применены и другие меры, но все они недолжны быть связаны с использованием вооруженныхсил [6. С. 231].По этому поводу возникает вопрос о правомерностиприменения ООН коллективных санкций к суверенно-му государству. Организация Объединенных Наций -это международная организация, основанная на прин-ципе суверенного равенства всех ее членов [7. С. 10].Если вследствие совершения фальшивомонетничества,к которому причастно государство, возникла угрозамиру, Совет Безопасности ООН может вынести реко-мендации для решения этого конфликта и принять ре-шение о применении принудительных мер. Он можетвынести рекомендации и после принятия решения оприменении принудительных мер, но и тогда принуди-тельные меры должны применяться лишь для поддер-жания или восстановления международного мира, недля навязывания рекомендаций. Принудительные мерыпротив государства-правонарушителя должны бытьколлективными, эффективными, они должны приме-няться только в интересах всех государств и только порешению Совета Безопасности ООН.Еще в начале ХХ в. профессором Р. Пелла былипредложены санкции, которые должны быть примене-ны против государства, которое совершило преступле-ние, а именно: а) дипломатические (предупреждение,разрыв дипломатических отношений); б) юридические(наложение секвестра на имущество граждан); в) эко-номические (экономическая блокада, эмбарго); г) иныесанкции [8. С. 22].Особым видом международно-правовых санкцийявляется разрыв дипломатических отношений. Это мо-жет быть действенным средством политического влия-ния на государство, причастное к совершению фаль-шивомонетничества, направленным на дипломатиче-скую изоляцию, особенно если это средство осуществ-ляется несколькими государствами. Разрыв диплома-тических отношений затрудняет эффективную защитуинтересов государства-правонарушителя в политиче-ской, экономической и других сферах.Формой разрыва дипломатических отношений мо-гут быть их временный перерыв или фактическое пре-кращение, когда государство-потерпевшее отзываетглаву дипломатического представительства и его пер-сонал.В международной практике распространенной меж-дународно-правовой санкцией, которую можно приме-нить против государства, причастного к совершениюфальшивомонетничества, считается эмбарго (от испан.embargo - наложение ареста). Это, прежде всего, запретэкспорта отдельных товаров на территорию государст-ва-правонарушителя или запрет импорта товаров, про-исходящих из этого государства [9. С. 343]. В зависи-мости от диапазона установленных запретов следуетразличать полное или частичное эмбарго. При решениивопроса о соотношении международно-правовых санк-ций и международно-правовой ответственности необ-ходимо принять во внимание то, что в международномправе с понятием «санкции» ассоциируются не толькоформы ответственности, а собственно и принудитель-ные меры. При этом ограничения, связанные с между-народно-правовыми санкциями, имеют иную природу,чем ограничения, в которых выражена ответственностьгосударства-правонарушителя.В международном праве под санкциями чаще по-нимают принудительные меры, служащие средствомпрекращения международных правонарушений, вос-становления правопорядка, а также средством принуж-дения государства-правонарушителя выполнить обяза-тельства, вытекающие из его международной ответст-венности. Международно-правовые санкции как при-нудительные меры применяются против государства,причастного к совершению фальшивомонетничества,лишь в случаях, когда полностью отсутствуют возмож-ности или исчерпаны все средства согласительногоурегулирования конфликта. Таким образом, можноприйти к выводу, что суть ответственности государствза совершение фальшивомонетничества заключается втом, что при реализации международных регулятивно-охранительных правовых отношений восстанавливает-ся нарушенный международный правопорядок, а самогосударство-правонарушитель подвергается осужде-нию и несет политические или (и) материальные лише-ния. В результате обеспечивается надлежащее функ-ционирование механизма международно-правовогорегулирования. При совершении государством фаль-шивомонетничества на определение вида ответствен-ности и соответствующих ее форм могут влиять и дру-гие факторы, в первую очередь степень достаточноститех или иных форм для удовлетворения целей ответст-венности для возмещения конкретных убытков. Глав-ным критерием определения объема ответственности вданном случае будет принцип возмещения всех причи-ненных нематериальных и материальных убытков.Данная норма имеет диспозитивный характер, по-скольку международное право не запрещает заинтере-сованным государствам заключать специальные со-глашения об установлении объема ответственности.При определении вида и формы ответственностигосударства за совершение фальшивомонетничествасумма возмещения нанесенного ущерба может уста-навливаться не только исходя из реальных убытков, нои с учетом дополнительной штрафной санкции.В нормах международного права отсутствуют кон-кретные указания на объемы и формы ответственности,т.е. отсутствует структурная часть нормы, которая на-зывается во внутреннем праве санкцией. Такие объемыи формы ответственности устанавливают или с согла-сия государств, принимающих участие в правоохрани-тельных отношениях, или международным сообщест-вом, которое применяет против государства-право-нарушителя, причастного к совершению фальшивомо-нетничества, принудительные меры.В то же время в международном праве под принуж-дением или санкциями понимают и меры со сторонымирового сообщества, применяемые для побуждениякакого-либо государства выполнить свои обязательстваили воздержаться от противоправного поведения, илисобственно санкции, т.е. реакцию на совершение госу-дарством правонарушений. Санкции в первом значенииэтого термина - действия принудительного характеравообще, а во втором - правовые последствия правона-рушения, которые проявляются в применении противгосударства-правонарушителя принудительных мер.Вполне естественно, что, отдавая должное значениесанкциям, применимым мировым сообществом противгосударства, причастного к фальшивомонетничеству,юридическая доктрина уделяет значительное вниманиеосмыслению их характера и функций. По-настоящемусанкционированный характер могут иметь лишь кол-лективные принудительные меры, а меры индивиду-альной реакции на данное преступление такого харак-тера иметь не могут. Влияние коллективных мер впринципе должно быть более весомым, чем действияотдельных государств-потерпевших от фальшивомо-нетничества. Поэтому коллективное принуждение неограничивается возмещением причиненного конкрет-ному государству ущерба, а призвано реализовать ка-рательные формы ответственности за совершенное пре-ступление. Так, одним из компонентов ликвидациипоследствий фальшивомонетничества является удовле-творение пострадавшей стороны. Для международныхправоотношений в сфере ответственности характернорасширение круга субъектов, которые вправе принятьсоответствующие меры против государства-право-нарушителя.Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод,что в деле поддержания международного правопоряд-ка принцип международно-правовой ответственностигосударств может сыграть значительную роль. Ответ-ственность государства за международно-противо-правные деяния, в том числе за совершение фальши-вомонетничества, является необходимым юридиче-ским средством обеспечения соблюдения норм права,восстановления нарушенных международных отно-шений.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 387
Ключевые слова
forgery of banknotes, responsibility, State, подделка денежных знаков и ценных бумаг, ответственность, государство, международное правоАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Титов Михаил Сергеевич | Юридический институт Томского государственного университета | аспирант | titov145@mail.ru |
Ссылки
Собакина В.К. Коллективная безопасность - гарантия мирного сосуществования. М.: Изд-во ИМО, 1962. 518 с.
Карпец И.И. Преступления международного характера. М.: Юридическая литература, 1979. 262 с.
Международное право: Словарь-справочник / Сост. В.Н. Додонов, В.П. Панов, А.Г. Румянцев; Под ред. В.Н. Трофимова. М.: ИНФРА, 1997. 368 с.
Левин Д.Б. Ответственность государств в современном международном праве. М.: Международные отношения, 1966. 152 с.
Фердросс А. Международное право: Пер. с нем. / Под ред. Г.И. Тункина. М.: Изд-во иностранной литературы, 1959. 652 с.
Мелещников А.В., Пушнин Э.А. Международно-правовая ответственность: понятие, процессуальные вопросы реализации // Советское государство и право. 1988. № 8. С. 83-90.
Курс международного права. М.: Наука, 1969. 412 с.
Pella V. La guerre - crime et les criminels de guerre. Geneve, 1946. 168 p.
Международное уголовное право: Учеб. пособие. 2-е изд. / И.П. Блищенко, Р.А. Каламкарян, И.И. Карпец и др.; Под ред. В.Н. Кудрявцева. М.: Наука, 1999. 263 с.
