Инвестиционно-финансовый механизм венчурного бизнеса в контексте институциональной теории | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 342.

Инвестиционно-финансовый механизм венчурного бизнеса в контексте институциональной теории

Дается краткая характеристика институциональных основ инновационной экономики, которые, с одной стороны, являются самостоятельными институтами, определяющими стимулы и направления взаимодействия целого ряда агентов инновационной экономики, а с другой - представляют собой институциональную среду для функционирования механизма венчурного финансирования.

Investment financial mechanism of venture business in institutional theory.pdf Существует несколько точек зрения на проблемутрактовки понятия «институт». Как для традиционныхинституционалистов [1 С. 7], так и для их предшест-венников [2; 3; 4. С. 12] было характерно отождествле-ние институтов с организационными формами дея-тельности людей - индивидуальной (в виде привычныхстереотипов поведения) и коллективной (в виде разно-го рода организаций). В отличие от традиционных ин-ституционалистов современные (или неоинституцио-налисты) не отождествляют институты с организация-ми. Они интерпретируют институты как нечто стоящеевыше отдельных участников взаимодействия.Тем не менее в рамках неоинституциональногоподхода тоже нет единого представления об институте:одни неоинституционалисты рассматривают институтыкак правила [3. С. 15], другие - как равновесия [5.С. 155]. Важнейшим элементом формальных и нефор-мальных правил и норм поведения является механизмпринуждения к исполнению данных правил, которыйзависит от гарантов соблюдений и условий существо-вания правил, а также от степени восприятия общест-вом того или иного института. Кроме того, в современ-ных исследованиях по институциональной теории [6.С. 99] выделяется отдельно влияние институтов, каксложившихся правил и норм поведения, и институцио-нальной среды на поведение агентов.Одним из важнейших условий существования иразвития инновационной экономики является зре-лость и устойчивость институциональной среды,обеспечивающей взаимодействие хозяйствующихсубъектов в условиях интенсивных технологическихизменений. При этом старые институты начинаютинтенсивно модернизироваться под воздействием но-вых экономических целей, обусловленных технологи-ческими сдвигами. Появляются механизмы, позво-ляющие постоянно развивать институты, стабилизи-рующие и регулирующие хозяйственную среду новойэкономики. К важнейшим институтам инновационнойэкономики можно отнести следующие: институтыорганизации НИОКР, институты интеллектуальнойсобственности, институты производства интеллекту-ального капитала и институты участия государства винновационной экономике, институты финансирова-ния инновационной экономики, а также институцио-нальные основы статуса предпринимательской дея-тельности в научно-технической сфере.Институты организации НИОКР представляют со-бой законодательно установленные нормы и правилаорганизации научно-исследовательских университетов,систему формальных и неформальных норм и правил,определяющих структуру, содержание и основные на-правления прикладного применения научно-исследова-тельских и опытно-конструкторских работ, проводи-мых как в государственных, так и в корпоративныхнаучно-исследовательских институтах, законодательноустановленные нормы и правила международного со-трудничества в научно-технической сфере в рамкахмежгосударственного и частно-государственного парт-нерства.Совокупность данных институтов обеспечивает не-прерывное генерирование знаний и открытий фундамен-тальной науки, тем самым способствуя стабильности ипредсказуемости создания и прогнозированию наиболеепередовых технологий следующего поколения; создаетмеханизм внедрения научных исследований и разработокв производственный процесс; определяет направленияприкладного применения результатов научно-техни-ческой деятельности. Кроме того, создаются условия дляразвития новых научных школ, совершенствования экс-периментальной научной базы научно-производ-ственных комплексов; координируются научные исследо-вания с научной работой других заинтересованных орга-низаций, учебных и научных учреждений.Законодательно установленные западной юрисдик-цией стандарты и процедуры защиты прав на интеллек-туальную собственность [7] позволяют обеспечитьспецификацию прав на научно-техническое изобрете-ние, минимизировать затраты по заключению сделки иперераспределять доходы от коммерческой реализацииданного изобретения. Таким образом, формируетсярамочное регулирование деятельности участников эко-номических взаимоотношений в сфере разработки ипроизводства инноваций. Данные законодательныенормы позволяют минимизировать конфликтные си-туации между разработчиками инноваций и фирмами,реализующими данные инновации в продуктах, а такжесоздать условия для более эффективной координациидеятельности данных агентов.Институты производства интеллектуального капи-тала делятся на две подотрасли. Первая отрасль харак-теризует институты подготовки и формирования этоговида капитала: образование, переподготовка кадров,институт профессии и повышения квалификации, атакже новые трудовые соглашения. Вторая обеспечи-вает эффективное использование интеллектуальногокапитала: законодательство о бухгалтерском учете,позволяющее учитывать нематериальные активы, ос-нованные на знаниях в структуре акционерного капи-тала фирмы, законодательство о защите авторских прави охране прав изобретателей, включая новое про-граммное обеспечение, а также защита и регулирова-ние правоотношений в области ноу-хау.Совокупность данных институтов обеспечиваетпревращение интеллектуального потенциала человекав реальный капитал за счет непрерывного приобрете-ния, генерирования и передачи его знаний, умений инавыков. Институт учета нематериальных активов, за-конодательство о защите авторских прав и патентнойохране на изобретения создают необходимые условиядля использования человеческих знаний в конкретнойсфере инновационной производственной деятельности,что ведет к повышению производительности труда,существенно ускоряя рост объема прибыли за счетформирования и реализации необходимых предпри-ятию систем знаний, а также создают стимулы для ин-теллектуальной деятельности и увеличение доходовинтеллектуального работника (новатора).Институт профессии в инновационной деятельностиобеспечивает генерацию новых узкоспециализирован-ных профессий в сфере информационных систем икомпьютерных технологий. Гибкое трудовое законода-тельство создает условия для развития творческихпрофессий и появление стимулов у разработчиков именеджеров инновационного бизнеса. Тем самымобеспечивается предсказуемость появления новых ви-дов профессиональной деятельности как среди кон-кретных научных направлений, так и в сфере иннова-ционного менеджмента, формируется устойчивая сис-тема передачи знаний и технологий, сокращаются из-держки доступа к инновациям, снижается возможностькоррупции при принятии решений руководством фирм,использующим результаты интеллектуальной деятель-ности, достигается минимизация затрат на обеспечениесделок, связанных с интеллектуальным капиталом.Данный институт выполняет следующие основныефункции: определение достоверных данных о финансо-во-хозяйственной деятельности компании; определениеструктуры акционерной собственности компании; со-вершенствование процесса контроля за принятыми ипринимаемыми управленческими решениями финансо-вых менеджеров; прогнозирование производственнойдеятельности предприятия. Информационная функцияинститута заключается в обеспечении всех пользовате-лей (прежде всего внешних) полной и объективной ин-формацией о финансовом положении и финансовых ре-зультатах деятельности хозяйствующих субъектов. Кро-ме того, институт финансовой отчетности предоставляетвозможность оценить способности предприятия воспро-изводить денежные средства и аналогичные им активы,генерировать прибыль, стабильно функционировать, атакже давать возможность сравнить информацию заразные периоды времени для того, чтобы определитьтенденции интересующих пользователей показателей ифинансового положения в целом.Институты финансирования инновационной эконо-мики можно условно разделить на несколько подотрас-лей: институт государственного финансирования, ин-ститут частного финансирования, институт самофи-нансирования, институт спонсорского финансированияи институт иностранного финансирования. Важнейшиминститутом в этой системе является институт государ-ственного финансирования, представленный законода-тельно установленными нормами финансирования (це-левое финансирование, гранты, государственные зака-зы и т.д.) целого ряда субъектов инновационной эко-номики. Он выполняет следующие основные функции:стимулирование разработчиков научно-техническойдеятельности, поддержка развития инновационныхпредприятий, ориентированных на развитие и произ-водство высокотехнологичной продукции.Институт государственного финансирования созда-ет условия для предсказуемого и упорядоченного со-трудничества государственного и частного сектора всфере инноваций, что способствует снижению корруп-ции при взаимодействии государственного и частногосекторов, минимизирует затраты на поиск партнеров изаключение сделок. Институт частного финансирова-ния и институт спонсорского финансирования пред-ставлен нормами и правилами, преимущественно не-формальными, которые обеспечивают финансовуюподдержку независимых изобретателей и основателейинновационного бизнеса (друзей, знакомых, коллег поработе и т.д.).Институт венчурного бизнеса можно определить каксистему институтов, определяющих статус предпринима-тельской деятельности в научно-технической сфере. Дан-ная система институтов базируется на следующих основ-ных институтах: законодательно установленные нормы иправила кооперации малого и крупного бизнеса в сфереНИОКР, законодательство, разрешающее создавать ма-лые венчурные фирмы при университетах и научно-исследовательских учреждениях, законодательством оп-ределенные нормы и процедуры участия малого бизнеса всубподрядах на НИОКР по заказам национальных госу-дарственных министерств и ведомств, регулятивные нор-мы и правила, определяющие систему льгот и преферен-ций для венчурного бизнеса (систему налоговых льгот наприбыль, льготы на приобретение оборудования, льготы,связанные с поддержкой и развитием бизнес-процессов впериод «инкубации» венчурного бизнеса).Таким образом, рассмотренные основные институтыинновационной экономики, с одной стороны, являютсясамостоятельными институтами, а с другой - образуютинституциональную среду функционирования всего ме-ханизма венчурного финансирования. Данная институ-циональная среда обеспечивает рамочное регулированиевсех участников экономических отношений в сфере раз-работки и создания инновационной продукции на про-тяжении всего цикла, сводит к минимуму конфликтныеситуации между ними и позволяет добиться более высо-кой и эффективной координации усилий. Создаютсяважнейшие для функционирования всех институтов ус-ловия по обеспечению долгосрочных и предсказуемыхрезультатов совместной инновационной деятельностивсех агентов: инвесторов, разработчиков, предпринима-телей и государства.Ряд зарубежных исследователей [8] разделяют ин-ституты, определяющие функционирование механизмавенчурного финансирования, на формальные и нефор-мальные. К формальным институтам относятся регули-рующие процедуры венчурного финансирования, пред-ставленные официальными законодательными актами,принятыми стандартами и другими официальными до-кументами. Неформальные подразделяются на две ка-тегории: нормативные и когнитивные (познавательные)институты.Регулирующие институты определяют стимулы длядеятельности агентов инвестирования венчурного ка-питала за счет спецификации, обязательств и прав всехвовлеченных в венчурный бизнес сторон, обеспечивая,тем самым, условия для максимизации прибыли инве-сторов венчурного капитала, менеджеров начинающейкомпании (старт-апа) и гарантированной доле от дохо-да для создателя инновационной технологии. Важней-шим звеном института регулирования является обес-печение мониторинга за деятельностью начинающейкомпании (старт-апа) и наличия эффективно дейст-вующего механизма принуждение к исполнению своихтребований в отношении предпринимателя.Необходимым элементом регулирования институтавенчурного финансирования является наличие условийдля механизма «выхода» инвестора из компании, кото-рый может осуществляться как посредством первона-чального публичного размещения акций компании нафондовом рынке, так и за счет других способов, вклю-чая выкуп или продажу стратегическому инвестору.Эта последовательность действий возможна только приналичии соответствующих законодательных норм вэкономическом праве, включая корпоративное право.На практике существуют серьезные различия встрановых регулирующих институтах финансированиявенчурного бизнеса, которые можно разделить на семьгрупп:1. Различия, определяемые идеологией националь-ного законодательства.2. Различия в особенностях законодательной защи-ты прав инвесторов.3. Различия в устоявшихся, путем длительной юри-дической практики, механизмах принуждений к вы-полнению обязательств (правоприменительная практи-ка).4. Различия в законодательных особенностях орга-низации и функционирования рынка капитала для фи-нансирования малого бизнеса (акционерное и банков-ское финансирование).5. Различия в особенностях законодательно уста-новленных процедур финансовой и бухгалтерской от-четности.6. Различия в законодательно разрешенных нормахи правилах инвестирования средств в высокорискован-ные активы для институциональных инвесторов (пен-сионные фонды, страховые компании и т.д.).7. Различия в законодательных особенностях нало-гообложения на прирост капитала.Идеология национального законодательства, обес-печивающая функционирование механизма финанси-рования венчурного бизнеса в разных странах, серьез-ным образом различается. Система торгового праваразвитых стран подразделяется на два основных на-правления: общее право и гражданское право. В систе-ме общего права законы в основном построены на за-конодательных прецедентах, устанавливаемых судьямив индивидуальном порядке. Гражданское право тради-ционно более распространено в мире. Оно используетзаконодательные акты парламента и различные кодек-сы как исходные функциональные блоки, формули-рующие и интерпретирующие их правила. Граждан-ское право основано на древнеримском праве и сегодняимеет две основные ветви: французскую и немецкую.Таким образом, законодательная система страны раз-личается в зависимости от ее исторических корней.Важнейшим условием деятельности инвестороввенчурного капитала является уровень законодатель-ной защиты миноритарных акционеров портфельныхкомпаний. Зарубежные исследования [9] сравнительно-го уровня защиты инвесторов в различных странах,включая такие его аспекты, как право голоса в компа-нии, закрепленное за дольщиками, защита акционеров,механизм голосования как средство против злоупот-ребления менеджмента и корректирующие права мино-ритарных акционеров убедительно доказали болеесильную законодательную защиту прав акционеров встранах с общим правом, в то время как эта же защи-та - более слабая в германоязычных странах с граж-данским правом, и еще слабее во Франции. Кроме того,правоприменительная практика в отношении защитыправ владельцев и время вынесения судебного решениязначительно различается в этих странах, что такжесерьезным образом зависит от уровня законодательнойзащиты [10].Таким образом, сильная законодательная защитаправ инвесторов во всех развитых странах ассоцииру-ется с эффективным корпоративным законодательст-вом и эффективным распределением капитала. Законо-дательные различия в уровне защиты прав инвесторовнепосредственным образом влияют на развитие инду-стрии венчурного инвестирования, а наиболее эффек-тивный механизм защиты прав владельца утвержден встранах с англосаксонским законодательством (законо-дательстве, основанном на общем праве) и, особенно, вСША. В то же время в Японии и Китае гражданскоезаконодательство обеспечивает меньший уровень за-щиты прав инвесторов и правоприменение этих поло-жений значительно реже.Законодательные особенности организации и функ-ционирования рынка капитала для финансированиямалого бизнеса являются важнейшим институциональ-ным элементом механизма венчурного финансирова-ния. При этом финансовый рынок является частью ин-ституциональной инфраструктуры, обеспечивающейфинансирование и рост организации. Необходимо от-метить, что институты финансирования венчурногобизнеса существенно различаются в зависимости отзаконодательства страны. В ряде стран, в частности взападно-европейских, доминирует банковская модельфинансирования венчурного бизнеса, тогда как в СШАдоминирует акционерное финансирование. В США, гдеисторически сложилась фондовая модель финансиро-вания, наличие емкого и эффективного фондовогорынка стало важнейшим элементом институциональ-ной инфраструктуры механизма венчурного инвести-рования. Привлечение капитала на фондовом рынкедля инновационной компании становится показателемее успешной деятельности и способности приноситьприбыль для потенциального инвестора в будущем.Неформальные институты венчурного финансиро-вания можно разделить на нормативные и когнитив-ные. Нормативные институты являются менее фор-мальными и не прописаны в официальных норматив-ных документах, тем не менее они влияют на характерповедения агентов венчурного инвестирования. Норма-тивные институты часто устанавливаются через утвер-жденную властями систему, такую как официальнаяотчетность (система обработки финансовой информа-ции), или профессиональные стандарты сообщества.Влияние нормативных факторов в профессиональнойдеятельности в США достаточно подробно исследова-но многими зарубежными специалистами. Среди ме-неджеров венчурного капитала в США также сущест-вуют определенные специфические устойчивые ценно-сти и стандарты профессиональной деятельности. Дан-ные стандарты, ценности и нормы поведения управ-ляющих в индустрии венчурного финансирования свя-заны с особенностями взаимодействия агентов венчур-ного финансирования и зависят от количества и харак-терных особенностей членов индустрии.

Ключевые слова

venture business financing mechanism, innovation economy, венчурный бизнес, финансирование, формальные и неформальные нормы и правила

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Акельев Евгений СергеевичТомский государственный университетаспирант кафедры экономикиakl_evge@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

La Porta R., Lopez-de Silanes F., Shleifer A., Vishny R.W. Law and finance // Journal of political economy. 1998. Vol. 106. P. 13-25.
Simeon D., La Porta R., Lopez-de-Silanes F., Shleifer A. Courts // Quarterly journal of economics. 2003. Vol. 118. P. 43-57.
DiMaggio P.J., Powell W.W. The iron cage revisited: institutional isomorphism and collective rationality in organizational fields // American sociology review. 1983. Vol. 48. P. 140-156.
Commons J. The Legal Foundation of Capitalism. N.Y.: McMillan, 1924. 85 p.
Schotter A. The Economic Theory of Social Institutions. N.Y.: Cambridge University Press, 1981. 271 p.
Кузьминов Я.И. Курс институциональной экономики: институты, сети, трансакционные издержки, контракты: Учеб. для студентов вузов / Я.И. Кузьминов, К.А. Бендукидзе, М.М. Юдкевич. М.: ГУ ВШЭ, 2006. 442 с.
Lemley M.A. Property, Intellectual Property, and Free Riding // Texas law review. 2005. Vol. 83. P. 23-47.
Норт Д. Институциональные изменения: рамки анализа // Вопросы экономики. 1997. № 3. С. 6-17.
Гоббс Т. Левиафан // Гоббс Т. Избранные произведения: В 2 т. М.: Мысль, 1964. 71 с.
Юм Д. Трактат о человеческой природе. Исследование о принципах морали // Юм Д. Соч.: В 2 т. М.: Канон, 1995. Т. 2. 307 с.
 Инвестиционно-финансовый механизм венчурного бизнеса в контексте институциональной теории | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 342.

Инвестиционно-финансовый механизм венчурного бизнеса в контексте институциональной теории | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 342.

Полнотекстовая версия