Объектно-ориентированная модель рыночной конъюнктуры: принципы разработки и назначение | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 342.

Объектно-ориентированная модель рыночной конъюнктуры: принципы разработки и назначение

Представлены принципы и способы создания модели рыночной конъюнктуры, предназначенной для повышения эффективности управленческих решений в задачах овладения рынком.

Object-oriented model of the market conditions: development principles and purpose.pdf Согласно теории принятия решений всю управленче-скую деятельность предприятия можно представить ввиде решения управленческих задач. И чем эффективнеефирма решает их, тем выше ее конкурентоспособность.Наиболее сложными для решения являются управлен-ческие задачи, связанные с освоением рынка: разработканового товара, планирование рекламной кампании, изме-нение ценовой стратегии и т.п. Как известно, при выбореоптимального решения менеджер должен обладать всейинформацией по задаче (в этом случае говорят, что реше-ние принимается в условиях определенности). Если неко-торой информации не хватает, то возникает вероятностьпринятия неоптимального решения, что характерно дляусловий неопределенности.Основной проблемой, осложняющей решение неко-торых управленческих задач, является то, что для при-нятия решений нужна информация не только из внутри-фирменных источников, но и информация о рынке, ко-торую собирают с помощью маркетинговых исследова-ний. Получать информацию таким способом дорого исложно. Однако если затраты ресурсов на сбор инфор-мации о внешней среде снизить, то эффективность ре-шения управленческих задач повысится. Для большин-ства предприятий эффективное решение рыночныхуправленческих задач очень важно, поскольку это отра-жается на основных показателях их деятельности.Одним из направлений повышения эффективностисбора информации для данных задач можно назватьразработку модели рыночной конъюнктуры, которая, содной стороны, оказалась бы пригодной для решениялюбых рыночных задач на всех предприятиях (незави-симо от размеров фирмы, направлений деятельности идругих параметров), а с другой - позволяла бы систе-матизировать информацию о рынке, устанавливатьсвязь между управленческими задачами и информаци-ей о рынке, повышать эффективность рыночных иссле-дований.Процесс разработки такой модели необходимо на-чинать с анализа теоретических вопросов. В первуюочередь нужно описать все способы моделированиярыночной конъюнктуры, используемые на данный мо-мент - возможно, искомая модель конъюнктуры ужесуществует. Если же нет, то нужно выбрать способ мо-делирования, наиболее отвечающий требованиям си-туации.Моделирование - это выделение наиболее важныхэлементов явления и их изучение. Поэтому необходимовыяснить, какие элементы рыночной конъюнктурывыступают в качестве существенных на данный мо-мент. В теории конъюнктуры при делении рыночнойконъюнктуры на элементы ученые чаще всего пользу-ются термином «факторы конъюнктуры», или «конъ-юнктурообразующие факторы». Н.А. Михайлова даетследующее определение этому термину: «Конъюнкту-рообразующие факторы являются движущей силойразвития конъюнктуры и тем самым определяют поло-жение дел на рынке» [1. C. 33]. Свои определения дан-ному понятию дают А.Д. Барабанова [2. C. 24],Р.Б. Ноздрева и Л.И. Цыгичко [3. C. 47]. Для изученияконъюнктуры ученые предлагают различные класси-фикации факторов. Их разработали Н.Н. Терещенко [4.C. 43], И.С. Зельберг [5. C. 22-34], Р.Б. Ноздрева иЛ.И. Цыгичко [3. C. 47]. Наиболее развитую классифи-кацию представил профессор С.Г. Светуньков. Он вы-деляет 11 признаков классификации конъюнктуры [6.C. 64-70]:- по цикличности - цикличные и нецикличные фак-торы;- по продолжительности воздействия - краткосроч-ные, среднесрочные, долгосрочные и дальнесрочные;- по принадлежности к рынку - экзогенные, эндо-генные;- по принадлежности к сторонам рыночного меха-низма - факторы производителей и потребителей;- по предсказуемости - детерминированные (опре-деленные), стохастические (вероятностные), неопреде-ленные;- по управляемости - регулируемые и нерегулируемые;- по направленности воздействий - стимулирую-щие, сдерживающие, нейтральные;- по тесноте связи - непосредственно влияющие икосвенно влияющие факторы; непосредственно влияю-щие факторы напрямую изменяют рыночную конъ-юнктуру, косвенные - некоторым образом воздейству-ют на прямые и тем самым изменяют и конъюнктуру;- по природе происхождения - научно-технические,технико-экономические, социально-экономические,военно-политические, государственно-правовые, есте-ственно-природные;- по характеру информации - количественные, ка-чественные;- по типу динамики - простые стационарные, количе-ственные стационарные, эволюционные, хаотические.Другой подход к разделению конъюнктуры на эле-менты предлагает Ф.М. Левшин, который составнымичастями конъюнктуры считает показатели. Не даваяточного определения термину «показатели конъюнкту-ры», он описывает их назначение: «Дать количествен-ную характеристику тем качественным изменениям,которые происходят в экономике - как в целом, так и вотдельных ее отраслях» [7. C. 47]. Показатели конъюнк-туры он разделяет на прямо и косвенно отображающиеконъюнктурные изменения, а также на те, которые опи-сывают общехозяйственную конъюнктуру, и те, которыеописывают конъюнктуру одного товарного рынка.Ф.М. Левшин предлагает также систематизировать по-казатели конъюнктуры по группам: производство, внут-ренний товарооборот, показатели внешней торговли,показатели кредитно-денежной сферы [7. C. 47-71].С.Г. Светуньков объединяет разбиение конъюнкту-ры на факторы и показатели в своей модели конъюнк-туры. Согласно ей «конъюнктурообразующие факторыXi оказывают влияние на состояние конъюнктуры, ко-торое определяется показателями конъюнктуры Yj» [6.C. 74]. Таким образом, для полного, детерминирован-ного анализа конъюнктуры нужно составить полныйсписок факторов и показателей конъюнктуры, опреде-лить, как показатели конъюнктуры зависят от факто-ров, т.е. составить формулы типа Yj = f(Xi), затем оп-ределить значение каждого фактора и выяснить, каккаждый показатель воздействует на конъюнктуру вцелом. «Только в этом случае знание состояния конъ-юнктурообразующих факторов, полученное в результа-те их анализа, позволяет получить информацию о соот-ветствующем состоянии конъюнктуры и по изменени-ям конъюнктурообразующих факторов позволяет су-дить об изменениях самой конъюнктуры» [6. C. 74].Насколько применимо подразделение конъюнктурына факторы, показатели для разработки модели состоя-ния рынка? К сожалению, у такого разделения конъ-юнктуры есть недостаток - непонятно, что именно счи-тать конъюнктурообразующими факторами. Если фак-тор - это «движущаяся сила, определяющая характерменяющейся конъюнктуры, направление и темпы ееразвития» [3. C. 47], то потребитель товара - это фак-тор или источник фактора? Если потребитель - этофактор, то что такое спрос для рыночной конъюнкту-ры? Если же фактором считать спрос, то кем для конъ-юнктуры является потребитель? Такие сложности мо-гут вызвать путаницу при выделении факторов конъ-юнктуры для конкретного рынка. Модель конъюнкту-ры, составленная по неполному или неточному спискуфакторов, будет неверно отображать состояние рынка.Поэтому стоит поискать такой способ разделения конъ-юнктуры на составные части, который избавлен отданного недостатка.Таким образом, современная теория конъюнкту-ры не имеет приемлемой модели, которую можнобыло бы использовать для эффективного решенияуправленческих задач. Для создания такой моделинужно, в первую очередь, выбрать метод моделиро-вания. Теория систем предлагает большой набор ме-тодов моделирования сложных структурных образо-ваний. Их настолько много, что авторы учебных инаучных изданий отказываются перечислять их.Вместо этого они предлагают разнообразные клас-сификации этих методов.Так, Ф.П. Тарасенко разделяет все модели сложныхсистем на три типа:1. Модель черного ящика - «перечень входов и вы-ходов системы… В этой модели отсутствует информа-ция о внутренних особенностях системы» [8. C. 23].Данная модель описывает только взаимодействие сис-темы с внешней средой. Построение такой моделипроще, чем построение моделей других типов. Однакоона дает меньше полезной информации.2. Модель состава - «иерархический список частейсистемы» [8. C. 27]. Под частями системы Ф.П. Тара-сенко предлагает понимать относительно однородныеучастки системы, подразумевая, что сложная системасостоит из разнородных элементов.3. Модель структуры - «перечень существенныхсвязей между элементами системы» [8. C. 29]. По-скольку элементы системы взаимодействуют друг сдругом, то для управления системой нужно знать иучитывать эти взаимодействия, связывающие элементысистемы в единую структуру.А.В. Антонов к этой классификации добавляет чет-вертый тип - динамическую модель системы. «Дина-мические модели отражают поведение систем, описы-вают происходящие с течением времени изменения,последовательность операций, действий, причинно-следственные связи» [9. C. 110].Очевидно, что создание разных моделей требует иразных методов моделирования. Важно отметить, чторешение задач, связанных с управлением сложной сис-темой из реального мира, требует разработки моделейвсех четырех описанных выше видов. Следовательно,возникает потребность в комплексной методологии,позволяющей разрабатывать модели всех типов на ос-нове общих принципов. На основе вышеизложенногоможно сформировать принципы моделирования ры-ночной конъюнктуры (требования к моделям):- универсальность - на основе метода можно созда-вать модели любого типа;- полнота - метод должен позволять создать мо-дель, содержащую всю информацию, необходимую длярешения управленческих задач;- простота - процессы разработки, наполнения и ис-пользования модели должны быть предельно простыми;чем выше сложность этих процессов, тем выше издержкина создание и содержания модели рыночной конъюнктурыи, следовательно, тем ниже ее эффективность;- возможность учета субъективности информации -предприятие обладает субъективными знаниями о со-стоянии рынка, именно этими знаниями фирма напол-няет модель рыночной конъюнктуры; субъективныезнания могут быть ошибочными, т.е. они могут отли-чаться от объективной реальности; модель должна учи-тывать субъективность данных и помогать бороться сошибками, которые из-за этого возникают;- работа с неточными данными; отсутствие досто-верных объективных сведений о состоянии рынка по-рождает неточность данных - ситуацию, когда вместоточного значения переменной известен лишь диапазон,в котором с определенной вероятностью может нахо-диться значение переменной; необходимо создать мо-дель, которая могла бы эффективно работать с такойинформацией;- возможность работы в условиях неполноты сведений;поскольку информацию о состоянии рынка сложно и доро-го собирать, то весьма вероятны ситуации, когда одна частьсведений о состоянии рынка, нужных для решения управ-ленческой задачи, собрана, а другой части нет; модельдолжна позволять решать задачи и в этом случае.Основное же требование к модели конъюнктуры -она должна максимально эффективно обеспечиватьрешение управленческих задач предприятия.Ф.П. Тарасенко рассматривает два метода построе-ния моделей - анализ и синтез. Он предлагает следую-щий процесс разработки моделей [8. C. 50].1. Сложное целое расчленить на более мелкие час-ти, предположительно более простые.2. Дать понятное объяснение полученным фрагмен-там.3. Объединить объяснение частей в объяснении целого.Если какая-то часть системы остается все непоня-той, операция декомпозиции повторяется, т.е. делаетсяпопытка выделения и объяснения новых, еще болеемелких фрагментов.Такая методология представляется наиболее общей, аследовательно, и наиболее универсально-применимойдля построения любой модели. На основе этой методо-логии можно построить и модель рыночной конъюнкту-ры, однако процесс разработки будет очень сложным.Кроме того, процесс разработки модели будет разнымдля разных рынков, что не позволит разработчикам на-капливать опыт. Следовательно, нужен метод моделиро-вания, который на основе анализа и синтеза упроститсоздание модели, но при этом позволит соблюсти ииные требования к модели рыночной конъюнктуры.Рассмотрев все возможные способы построения мо-дели рыночной конъюнктуры, удалось найти методо-логию, которая позволяет создавать модели, соответст-вующие требованиям и позволяющие эффективно ре-шать управленческие задачи. Эта методология - объ-ектно-ориентированное проектирование. Объектно-ориентированный подход для построения моделей ак-тивно применяется в программировании как один изэтапов создания программных средств. Его основа -разработка двух моделей объектов и классов. Объект,по определению Г. Буча, «обладает состоянием, пове-дением и идентичностью» [10. C. 107]. «Состояниеобъекта характеризуется перечнем (обычно статиче-ским) всех свойств данного объекта и текущими(обычно динамическими) значениями каждого из этихсвойств» [10. C. 108]. Взаимодействие объектов междусобой основано на клиент-сервисной концепции. «Кли-ентом называется любой объект, использующий ресур-сы другого объекта (называемого сервером). Мы будемхарактеризовать поведение объекта услугами, которыеон оказывает другим объектам, и операциями, которыеон выполняет над другими объектами» [10. C. 61]. На-конец, идентичность объекта - это «свойства объекта,которые отличают его от всех других объектов» [11.C. 33]. Таким образом, объектная модель сложной сис-темы состоит из объектов, характеризующихся набо-ром свойств и их значений. Взаимодействие элементовв системе описывается через поведение объектов - на-бора операций по изменению состояния одного объектадругим объектом.По мнению Г. Буча, «класс - это некое множествообъектов, имеющих общую структуру и общее поведе-ние» [10. C. 133]. Возникает вопрос: зачем нужны клас-сы, если объектная модель позволяет полностью опи-сать и состояние, и развитие сложной системы? Каж-дый из объектов обладает индивидуальностью, слож-ная система состоит из очень большого количестваобъектов, а значит, в рамках объектной модели прихо-дится работать с огромным количеством различныхэлементов. Чем больше уникальных элементов, темсложнее использовать модель. Классы позволяют объ-единить уникальные, но схожие по состоянию и пове-дению элементы модели. Выделить общие (и индиви-дуальные) их свойства. В результате работа с модельюупрощается - вместо изменения каждого из десяти раз-личных объектов разработчик модели вносит измене-ние в класс, объединяющий эти объекты.Объекты и классы взаимодействуют между собойследующим образом: каждый объект обязательно дол-жен быть экземпляром какого-либо класса, у каждогокласса может быть неограниченное количество экземп-ляров-объектов (а может и не быть ни одного, в этомслучае класс называют абстрактным). Интерес пред-ставляет и взаимодействие между собой разных клас-сов. Выделяют множество видов взаимосвязей междуклассами, но наиболее важными из них являются сле-дующие:1) наследование - связь, в которой класс-наследникзабирает себе структуру, характеризующую класс-родитель, и добавляет свои свойства и операции. Так, укласса «покупатель-мужчина», обладающего свойства-ми «рост», «вес», «частота покупок», может бытькласс-наследник «покупатель-юноша», который обла-дает всеми свойствами родителя и добавляет к нимсвое свойство: «место учебы» (школа/университет).Наследование может быть одиночным (у наследникаодин родитель) и множественным (у наследника не-сколько родителей);2) агрегация - связь, в которой один класс включаетв свой состав другой класс. Например, класс «регио-нальный рынок» включает в себя классы «фирма-производитель» и «фирма-потребитель»;3) использование - связь, которая указывает, что эк-земпляр одного класса находится в отношении «кли-ент-слуга» с экземпляром другого класса.Еще одной основой объектно-ориентированногоподхода является использование следующих принци-пов в декомпозиции сложной системы на модели клас-сов и объектов:1. Абстрагирование - по определению М. Шоу,«...упрощенное описание или изложение системы, прикотором одни свойства и детали выделяются, а другиеопускаются. Хорошей является такая абстракция, кото-рая подчеркивает детали, существенные для рассмот-рения и использования, и опускает те, которые на дан-ный момент несущественны» [12. C. 10].2. Инкапсуляция - отделение внешней части объек-та (интерфейса) от внутренней (реализации). «Интер-фейс отражает внешнее поведение объекта, описываяабстракцию поведения всех объектов данного класса.Внутренняя реализация описывает представление этойабстракции и механизмы достижения желаемого пове-дения объекта. Принцип разделения интерфейса и реа-лизации соответствует сути вещей: в интерфейснойчасти собрано все, что касается взаимодействия данно-го объекта с любыми другими объектами; реализацияскрывает от других объектов все детали, не имеющиеотношения к процессу взаимодействия объектов» [10.C. 69]. При построении модели конъюнктуры рынкачасто может возникать ситуация, когда внешнее пове-дение объекта известно точно, а внутреннее поведениене изучено. Инкапсуляция позволит использовать этотобъект с подробно описанным интерфейсом и внутрен-ней реализацией, описанной как черный ящик.3. Иерархия - расположение абстракций (объектов иклассов) по уровням. В объектно-ориентированномпроектировании используются два основания для ие-рархии: связь между классом-родителем и классом-наследником «is a» и агрегация одним объектом, иликлассом, другого объекта, или класса, «part of».4. Модульность - разделение системы на части такимобразом, чтобы внутри модулей элементы системысильно взаимодействовали между собой, а между моду-лями наблюдалось слабое взаимодействие. Для моделирыночной конъюнктуры модульность - это еще одинспособ упорядочить элементы системы. Если иерархияпомогает упорядочить элементы по уровням, то модуль-ность - по функциям элементов в системе. Так, в моделирыночной конъюнктуры будет логично создать модульсостояния предприятия, модуль состояния рынка, мо-дуль конъюнктурообразующих факторов и так далее иобъединить в эти модули все классы и объекты, касаю-щиеся соответствующей функции в модели.Таким образом, объектно-ориентированное проек-тирование дает набор принципов и концепций, которыепозволяют создать достаточно точную модель рыноч-ной конъюнктуры, учесть субъективность или полноеотсутствие некоторых данных и облегчить процессразработки, изменения и использования такой модели.

Ключевые слова

class, conjuncture index, object-oriented design, object, conjuncture-making factor, modelling, market conditions, класс, объект, объектно-ориентированное проектирование, конъюнктурообразующий фактор, показатель конъюнктуры, рыночная конъюнктура, моделирование

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Беляев Вячеслав ВикторовичАлтайский государственный университетпреподаватель кафедры экономики предприятия и маркетинга, аспирантdemiwork@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Терещенко Н.Н. Исследование рынка потребительских товаров: региональный аспект: Дис. … канд. экон. наук. Красноярск, 1998. 172 с.
Зельберг И.С. Оценка и прогнозирование товарной конъюнктуры на примере рынка алюминия: Дис. … канд. экон. наук. Иркутск, 1996. 204 с.
Светуньков С.Г. Методы маркетинговых исследований. СПб.: ДНК, 2003. 352 с.
Левшин Ф.М. Мировой рынок: конъюнктура, цены и маркетинг. М.: Международные отношения, 1993. 259 с.
Тарасенко Ф.П. Прикладной системный анализ (Наука и искусство решения проблем). Томск: Изд-во Том. ун-та, 2004. 186 с.
Антонов А.В. Системный анализ. М.: Высш. шк., 2004. 454 с.
Буч Г. Объектно-ориентированный анализ и проектирование с примерами приложений. М.: Вильямс, 2008. 720 с.
Иванова Г.С., Ничушкина Т.Н., Пугачев Е.К. Объектно-ориентированное программирование. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2001. 320 с.
Shaw M. Abstraction Techniques in Modern Programming Languages // IEEE Software. 2002. № 1(4). С. 10-26.
Ноздрева Р.Б., Цигичко Л.И. Маркетинг: как побеждать на рынке. М.: Финансы и статистика, 1991. 304 с.
Барабанова А.Д. Организация изучения конъюнктуры рынка образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования: Дис. … канд. экон. наук. М., 2007. 158 с.
Михайлова Н.А. Технология маркетинговых исследований конъюнктуры регионального рынка нефтепродуктов: Дис. … канд. экон. наук. Волгоград, 2008. 219 с.
 Объектно-ориентированная модель рыночной конъюнктуры: принципы разработки и назначение | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 342.

Объектно-ориентированная модель рыночной конъюнктуры: принципы разработки и назначение | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 342.

Полнотекстовая версия