Инновации в современном менеджменте | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 342.

Инновации в современном менеджменте

Описываются основные области и проблемы управленческого подхода. Эти проблемы связаны с изменениями экономической и деловой структур на региональном, государственном и международном уровнях. Все изменения можно разделить на три группы инноваций. Первая связана с методологией управления, вторая - с внутренними структурами и последняя обусловлена изменениями в научно-техническом и деловом развитии. Описаны широко распространенные теоретические и практические инновационные подходы в современном менеджменте.

Innovation in modern management.pdf Проблемы и перспективы развития современнойэкономики в масштабах мира, страны, региона и бизне-са существенно влияют, а в некоторых случаях простотребуют изменений в теории и практике управления. Ксовременным тенденциям динамики экономики, вле-кущим за собой существенные перемены и инноваци-онные подходы в менеджменте, можно отнести:- ухудшение макроэкономической ситуации, обу-словленное снижением мировых цен на нефть и замед-лением роста сырьевого экспорта;- асинхронность процессов глобализации, проте-кающих в различных сферах экономики. Процессыускорятся значительно в сферах обращения и потреб-ления, а в сфере производства глобализация протекаетмедленно в силу недостаточной конкурентоспособно-сти и низкой капитализации российских компаний;- ухудшение социальной среды, связанное с высо-ким уровнем бедности и деградации социальной ин-фраструктуры. Продолжает ухудшаться ряд социаль-ных индикаторов: средняя продолжительность жизни,увеличение смертности в трудоспособном возрасте,рост заболеваемости некоторыми видами социальныхболезней и т.д.В то же время в ближайшие годы ожидается появ-ление новых возможностей ускоренного развития эко-номики, которые позволят выйти за границы инерци-онного варианта:- расширение инвестиционного потенциала в связис увеличением объема «длинных денег» в экономике иростом импорта иностранного капитала;- рост капитализации российских компаний и меж-дународной технологической кооперации;- расширение инвестиционного спроса отраслей ес-тественных монополий;- расширение инвестиционного и потребительскогоспросов со стороны населения, связанного с увеличе-нием ипотечного и потребительского кредитования;- улучшение инфраструктуры экономики и др.Таким образом, в современной экономической сре-де нет ничего постоянного и прогнозируемого. Инно-вации и изменения проникают во все отрасли хозяйст-вования. В таких условиях менеджмент как самая мо-бильная и отвечающая потребностям рынка отрасльзнаний, безусловно, вынужден отвечать сегодняшнимреалиям.Современные изменения, происходящие в менедж-менте как науке и практике, можно для понимания раз-делить на три группы:1. Инновации в методологии менеджмента, за-ключающиеся в появлении новых направлений и от-ветвлений в теории управлении. Влияния различныхкультур и национальных особенностей, а также разно-направленных позитивных действий происходящихпроцессов глобализации и интеграции в среде функцио-нирования методологии менеджмента способствуютпоявлению новых, видоизмененных направлений разви-тия теории управления, к которым можно отнести:Синергетический менеджмент, где из-за хрони-ческой неравновестности любых социально-экономи-ческих систем спонтанно реализуется феномен самоор-ганизации (синергизма) в системах управления. С уче-том принципов и свойств системности у новых струк-турных образований появляются «прорывные», улуч-шенные свойства, позволяющие организациям само-обучаться и воспринимать себя (организацию) как це-лостное образование, состоящие из подсистем со спе-цифическими свойствами.Гендерный менеджмент. С 1980-х гг. в трудах зару-бежных и отечественных специалистов началось углуб-лённое изучение различных гендерных аспектов эконо-мики и управления. Вызвано это тем, что в постиндустри-альном обществе изменился характер отношений междуполами. Под влиянием постфеминистской психологии насмену иерархии патриархата постепенно пришло юриди-ческое уравнивание прав и возможностей мужчин и жен-щин как в производственной, так и в частной сфере. Доляженщин в назначениях на руководящие должности в ра-ботающих в России отечественных и иностранных ком-паниях в 2008 г. выросла до 54% по сравнению с 20% в2007 г. [1]. Многочисленные исследования специалистовподтверждают, что по ряду параметров (как психологиче-ских, так и физиологических) женщины по сравнению смужчинами обладают явными преимуществами для эф-фективной управленческой деятельности. Женщина-управленец обладает интуицией, умением договаривать-ся, не отступает от принятого решения, не приемлет ин-триг, проявляет заботу о служащих и многое другое, неприсущее мужчинам-руководителям.Сетевой менеджмент проявляется через построе-ние сетевой структуры организации и эффективногоуправления этой структурой. Необходимость появле-ния сетевых структур продиктована динамикой преоб-разований, происходящих во внешней среде, сетеваяструктура является одной из форм адаптации к ее бы-стро меняющимся условиям. Признаки сетевой органи-зационной структуры следующие:- в сетевой структуре используются ресурсы мно-гих внешних организаций, в отличие от классическойорганизации, в которой все ресурсы сконцентрированывнутри нее;- основные функции компании распределены меж-ду отдельными сетевыми структурами;- взаимодействие компаний-членов сетевой струк-туры происходит на основе рыночного механизма.Таким образом, при создании компании-сети пред-приятие разбивается на самостоятельные в хозяйствен-ном и правовом отношении центры для более гибкоговыполнения программ. При этом компания получаетряд преимуществ: адаптивность системы; концентра-ция деятельности головной компании на приоритетныхотраслях, уникальных и перспективных процессах;снижение издержек; отсутствие дублирования должно-стей и квалификаций; привлечение внешних ресурсов -ресурсов сетевых компаний; поиск и привлечение наи-лучших партнеров для совместной деятельности.Типы сетевых организаций подразделяются на:внутреннюю сеть, когда в рамках большой компаниисоздается система свободного предпринимательства наоснове рыночных цен, где агенты выполняют функциипоставки, сбыта, производства. Стабильная сеть, гдечасть работ передается внешним подразделениям, ко-торые не принадлежат основной компании. Примеромтому могут служить официальные дистрибьюторы ав-томобильных компаний. Динамическая сеть, в которойвсе основные функции выполняют внешние независи-мые организации (так называемые агенты), а ядро ком-пании аккумулирует вопросы профессионального ме-неджмента, развития новых идей, формированияимиджа и know-how. По большому счету, головнаякомпания отслеживает исключительно финансовыепотоки, устанавливает целевые ориентиры и контроли-рует степень их выполнения. Примеры подобныхструктур реализованы в отрасли компьютерных техно-логий, в издательском деле.Креативный менеджмент используется, когдаэкономические и(или) технические проблемы не под-даются формализации, а применение стандартных схемк решению задач не приносит желаемых результатов.Креативный менеджмент направлен на наиболее пол-ную реализацию творческого потенциала работников и,соответственно, применим при работе с представите-лями творческих профессий (дизайнеры, переводчики,актеры), при необходимости «прорыва» (генерация иразвитие новаторских идей, внедрение инноваций).Творческий процесс требует соответствующего управ-ления. В этой связи специалисты предлагают рассмат-ривать организацию как объект предпринимательскойинициативы. Основная задача менеджера в этом слу-чае - организация процесса производства как новогосоединения ресурсов.Творчество незаменимо при поиске новых эффек-тивных приемов работы, при реализации качественногопрорыва. Проблема заключается в том, что в одномработнике редко уживаются исполнительское и творче-ское начала. Таким образом, руководитель вынужденискать оптимальное соотношение между «свободнымихудожниками» и «рабочими лошадками», а также ор-ганизовывать их совместную деятельность, нивелиро-вать недостатки каждой группы и стимулировать силь-ные стороны. Приемы творческого разрешения про-блем: идеальная модель - выполнение функций приотсутствии устройства; переход в надсистему - реше-ние проблем совместно, комплексно; прием инверсии -прием обратного движения, или обратный принципрешения проблемы; промежуточное поле - соединениенесовместимого, консенсус полярных интересов.К используемым креативным методикам можноотнести: наблюдение, включенное наблюдение, интер-вью, смена перспективы, мобильная фокус-группа, за-грузка ассоциаций, цепные ассоциации, визуальнаяподстановка, мозговой штурм, пинг-понг, сознатель-ный бред, абсурдная альтернатива, экстремальные по-следствия [2].Командный менеджмент - направление теории ипрактики управления организацией, опирающееся накомплексное и конструктивное использование команд-ных эффектов: взаимопомощь и взаимоусиление в дос-тижении общей цели; самомотивация сотрудников;отлаженный механизм обратной связи; готовностьпринять личную ответственность за неудачную работугруппы и разделить командный успех; инициативныйобмен ресурсами; развитая корпоративная культура идругое. Самоуправляемая команда способна инициа-тивно ставить амбициозные цели и добиваться беспре-цедентных результатов, привнося в проект высочай-шую мотивацию и с максимальной эффективностьюиспользуя личный ресурс каждого члена команды. Со-гласно пятиступенчатой модели, предложеннойБ. Такманом [3], в процессе своего становления коман-ды последовательно проходят этапы биологическойжизни: рождение, зрелось и угасание. Или в терминахкомандоформирования: становление - бурление - упо-рядочивание - функционирование - расформирование.В практике командного менеджмента используютсяразличные методы:- перепроектирование команды с участием персо-нала - вовлечение работников в процесс изменений,стимулирование их активности и инициативы;- обучение лидеров команд - развитие профессио-нальных навыков по установлению продуктивных ко-мандных взаимосвязей;- обеспечение обратной связи - налаживание сис-темы эффективных коммуникаций с целью полученияответной реакции и осуществления при необходимостикорректировок;- введение новых членов команды - обеспечениепритока свежих «мозгов» для поддержания высокогокомандного потенциала.Коммуникативный и коммуникационный ме-неджмент. Основой такого вида менеджмента явля-ется коммуникация, которая определяется как процессобмена информацией между двумя и более людьми.Употребляемые понятия «коммуникативный» и «ком-муникационный» часто выступают как синонимы, нопри ближайшем рассмотрении имеют некоторые су-щественные различия. Понятие «коммуникационный»показывает процесс формирования и настройки ком-муникационных сетей в организации. В этом случаеуправляющее воздействие направлено на каналыкоммуникации. Основной функцией коммуникативно-го менеджмента является настройка эффективной пе-редачи информации, а именно: анализ количества пе-редаваемой информации, пропускная способностьканала коммуникации, уязвимость передаваемой ин-формации для шума и т.д., но без учета семантикисообщения.Понятие «коммуникативный», напротив, подчерки-вает коммуникацию, осуществляемую «с переносомсмысла», т.е. такой процесс коммуникации, которыйсодержит в себе семантическую составляющую. Сутькоммуникативного менеджмента сводиться к управле-нию смысловым наполнением сообщения, часто безучета движения сообщения в организации, каналов, егопередающих, времени «хождения» сообщения в орга-низации и т.д. В силу того что настройка эффективнойсистемы коммуникации в организации охватывает икоммуникативную и коммуникационную стороны пе-редачи информации, то их часто объединяют под од-ним названием. Существуют, возможно, и другие на-правления развития теории и практики современногоменеджмента.2. Инновации во внутренних структурных под-видах (видах) общего менеджмента, который в круп-ных корпорациях и предприятиях различных отраслейэкономики дифференцируется на: производственныйменеджмент, управление маркетингом, финансовыйменеджмент, кадровый менеджмент, внешнеэкономи-ческий (международный) менеджмент, менеджментинноваций и др. Понятно, что каждый такой вид ме-неджмента можно рассматривать не только как отдель-ную дисциплину в образовательном процессе будущихменеджеров, но и как специфическую отрасль наукиуправления, которая развивается и вносит свои инно-вационные изменения в механизмы, системы, инстру-ментарий, совершенствуя методы исследования в дан-ных областях знаний.Так, в современном производственном менедж-менте происходят инновации в организации производ-ства; ресурсосбережении; в технических и конструк-тивных особенностях выпускаемой продукции, кото-рые, естественно, изменяют технологию производстваи управление ею. Тенденции и закономерности разви-тия инновационных процессов в промышленности мо-дернизируют методы и решения с учетом основныхфакторов и условий, определяющих эффективную реа-лизацию процесса современного производственногоменеджмента.Существенно в последнее десятилетие изменилсяфинансовый менеджмент. Появились новые финансо-вые инструменты и методы управления финансовымпортфелем, интересные направления процесса финан-сового управления. К таким инновациям в финансовомменеджменте можно отнести: аутсорсинг, фандрай-зинг, обновленные формы кредита, формирование но-вых денежных фондов (например, эндаумент), измене-ния в методах мотивации и стимулирования.Современный маркетинг - это не только и не столь-ко определенная рыночная технология, сколько опре-деленная философия бизнеса, которая активно форми-рует рынок (потребности своего покупателя). В совре-менном маркетинге появились: директ-маркетинг -любое мероприятие, направленное на получение от-клика от потребителя; финансовый маркетинг - сис-темный подход инвесторов-продавцов к управлениюреализацией финансовых активов и инвесторов-покупателей к управлению накоплением финансовыхактивов; некоммерческий маркетинг, осуществляемыйорганизациями и отдельными лицами, которые действуютв общественных интересах и не стремятся к получениюфинансовых прибылей; сетевой маркетинг, социальныймаркетинг; стратегический маркетинг, заключающийсяв анализе потребностей физических лиц и организаций;брендинг; бенчмаркинг и многое другое.В связи с развитием малого бизнеса и предпринима-тельства в России существенно меняются кадровый ме-неджмент и другие виды менеджмента. Все вместе дан-ные виды современного менеджмента вносят свои ре-зультативные изменения в стратегический менеджмент.3. Инновации в основах науки и практики обще-го (классического) менеджмента. Особенно это каса-ется механизма менеджмента как комплекса взаимо-связанных элементов воздействия на объект управле-ния (принципов, методов, функций управления и эле-ментов нормативно-информационного и кадрового егообеспечения).В механизме управления появились новые принци-пы управления организацией [4]: децентрация - сохра-нение автономии при признании надиндивидуальнойлогики; самогенерация; самоколлаж - посредничество;хрематика - искусство «делать деньги»; полисемич-ность - самоформирование множества интерпретаций;панетрация - измерение уровней фузности (fuzzy) биз-нес-процессов: диффузии (распространение, растека-ние, рассеивание), трансфузии (переливание), эффузии(разливание); беспрецедентность - отсутствие преж-него развития; кризисность; инволюция - упрощениеструктуризации в процессе менеджмента как отказ отнаучного рационализма и др.Сложность и многоаспектность современного ме-неджмента наиболее видна в применяемых сегодняметодах управления организацией. Условия и факторыизменения среды функционирования организаций, ис-каженные образы реальной и виртуальной действи-тельности заставляют эволюционизировать способыдостижения целей организации. В связи с упрощениеморганизационных структур управления появились но-вые векторы развития методов самоуправления и сомо-организации. Классический анализ и контроль как ме-тоды и функции управления постепенно вытесняютсясистемой мониторинга и контроллинга, при одновре-менной минимизации инструкций, предписаний и пра-вил. В целом можно заметить, что современные методыменеджмента развиваются от административных идисциплинарных в сторону креативных, самооргани-зующих, от опеки и формализованности к раскрепоще-нию и самоответственности.Исследователям и практикам еще со временК. Маркса известны три источника ресурсного обеспе-чения процесса управления: средства труда (матери-альные ресурсы), предметы труда (финансовые ресур-сы) и труд (кадры). В начале прошлого века появилсяновый вид ресурса - информационный, который сего-дня видоизменился настолько, что ученые в областиуправления говорят уже об информационном менедж-менте. Тем не менее, даже оставаясь в ресурсной баземенеджмента, современная информация и ее носителиобеспечивают формирование рыночной среды, помо-гают отслеживать изменчивые макро- и мезоэкономи-ческие условия хозяйствования, способствуют получе-нию дополнительной прибыли и привлечению клиен-тов, а также поиску более эффективных методов мони-торинга и контроллинга результатов управления орга-низацией.Таким образом, современные и обновленные мето-ды познания науки управления, теоретические взглядына природу, сущность и развитие современного управ-ления, современные направления теоретико-методо-логических разработок в области управления, реформыв системе управления повышают роль лидера, новогоруководителя и, соответственно, изменяют подготовкуменеджеров в вузе. Современные менеджеры должныбыть способны: генерировать инновационные идеи;мобилизовать персонал для адекватного ответа на вы-зовы; организовать процесс управления постояннымразвитием организации; сформировать среду с усло-виями, в которых сотрудники станут частью организа-ции, а не агентами. Компетенции будущих менеджеровдолжны способствовать сокращению разрыва междуорганизационными и экономическими аспектами наукии практики управления.

Ключевые слова

team management, communicative management, communication management, creative management, network management, gender management, synergetic management, коммуникационный менеджмент, коммуникативный менеджмент, сетевой менеджмент, креативный менеджмент, командный менеджмент, гендерный менеджмент, синергетический менеджмент

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Никулина Ирина ЕвгеньевнаТомский политехнический университетдоктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой менеджмента инженерно-экономического факультетаdss@tpu.ru
Всего: 1

Ссылки

Никулин Л.Ф. Менеджмент эпохи постмодерна и «нью-экономики». М.: Юнити-Дана, 2001. 128 с.
Такман Б. Этапы развития команды. Режим доступа: http://konflikt.ucoz.ru/publ/lider
Котин М., Бочарский К. Тень рождения идей // Секрет Фирмы. 2004. № 19 (58). Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=859703
Карьерные возможности женщин в бизнес-сфере. Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=863842
 Инновации в современном менеджменте | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 342.

Инновации в современном менеджменте | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 342.

Полнотекстовая версия